Русская Церковь чтит также память своих Предстоятелей – святителей Петра, Алексия, Иону, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона, прославляя каждого в отдельности и одной общей соборной памятью. Она была установлена Патриархом Иовом и первоначально включала только три имени: святителей Петра, Алексия и Ионы. Затем по ходатайству святителя Иннокентия (†1879; пам. 31 марта) Святейший Синод включил в этот лик святителя Филиппа (†1569; пам. 9 янв.). В год празднования 300-летия дома Романовых был канонизован Патриарх Ермоген, имя которого было добавлено к лику. Наконец, 1997 году синодальным решение было упорядочено поминовение Московских Чудотворцев и в их лик были включены имена новоканонизованных святых: святителей Макария (†1563; пам. 30 дек.), Иова и Тихона. Они содействовали духовному просвещению, становлению государственности. Патриархи Иов (†1606; пам. 19 июня) и Ермоген (†1612; пам. 17 февр.) энергично противодействовали разрухе государства в XVII веке. Их подвиг продолжал в XX столетии Святейший патриарх Тихон (†1925; пам. 25 марта). Церковный Месяцеслов – хранитель национальной исторической памяти, он отражает различные вехи русской истории. Скорбь о погибших воинах на Куликовом поле в 1380 году запечатлелась в ежегодной Дмитровской родительской. Почитание Донской и Гребневской икон Богоматери – связано с битвой на Куликовском поле в 1380 году. В летописи говорится о принесении в Москву из Владимира иконы Богоматери в 1395 году во время опасности Тамерланова нашествия. Будучи гоним Богоматерью, он оставляет пределы Московские и стольный град был спасен от неминуемого разорения. На месте встречи чудотворного образа, спасшего стольный град от Тамерлана, был основан Сретенский монастырь, ставший в последующее время символом борьбы русского народа со степным врагом 320 . Затем икона была возвращена во Владимир 321 , но в Москве остались копии с чудотворного образа. В 1480 году последовало второе принесение её в Москву, оставшееся незафиксированным в летописях. «Июня 23. Прииде чудотворная икона Пречистая Богоматерь из Володимеря в град Москву 6988 (1480); того же лета приходил безбожный Ахмат с детми на реку на Угру, в осень на Покров святая Богородица; оттоле уставиша сий праздник праздновати» – говорится в Церковном Уставе 322 . 23 июня 1480 года, когда икону встречали в Москве, князь Иоанн III выступил с войском в Коломну. Радость освобождения Русской земли от Золотоордынского ига – это празднование в честь Владимирской иконы Богоматери (23 июня/6 июля). Но хан Ахмат бежал с реки Угры, уйдя от генерального сражения, в ноябре, а датой празднования освобождения Руси от золотоордынского ига стало принесение чудотворного образа в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В 1458 году Литовскую митрополию образовали десять, без митрополичьей, девять епархий – Смоленская, Полоцкая, Брянская (Черниговская), Туровская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Холмская, Перемышльская и Галицкая без епископа 873 . Во главе всей западнорусской православной церкви, по-прежнему, стал константинопольский патриарх. Но деятельность его первоначально ограничивалась лишь поставлением, вернее, благословением литовско-русского митрополита. Польский король Казимир даже попытался не принять митрополита, назначенного патриархом 874 . Он предоставил митрополичьи права смоленскому епископу Мисаилу, избранному на митрополию, но не утвержденному патриархом. Мисаил, управляя Литовской митрополией (1475–1480), после Григория Болгара, входил в сношения с папой Сикстом IV. Эти сношения могли расположить к нему Казимира, напротив оттолкнули константинопольского патриарха. В 1480 году король уступил православным; он дозволил новому митрополиту Симеону, избранному по его воле, просить благословения и утверждения не у папы, но у цареградского патриарха Максима (1480–1487 г.). С этого времени патриарх всегда утверждал православных литовских митрополитов и стал заметнее проявлять свою власть в западнорусской церкви 875 . Впрочем, власть его в Польско-Литовском государстве всегда была очень ограниченной и положительно затемнялась властью короля. Она сама требовала королевской санкции. В 1589 году Сигизмунд III особой окружной грамотой дозволил константинопольскому патриарху Иеремии исправлять все духовные дела в литовско-русских областях, чинить суд и расправу над всем православным духовенством по представленной ему на то верховной власти. Другой грамотой запрещалось препятствовать патриарху в его деятельности 876 . Патриарх утверждал митрополитом лишь того, кого соглашался принять король-католик 877 . Иеремия первый из константинопольских патриархов посетил русскую церковь , хотя под властью их она находилась ровно шесть столетий 878 . Понятно, что вселенские патриархи, тяжелые на подъем, давно утратившие свои права в сев.-восточной Руси, стали нуждаться в королевском позволении проявить свою верховную власть и в оставшейся под их ведением западной Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Церковь сохранилась и в пожаре 9 сентября 1480 г., когда ее спасали от огня в течение всей ночи и части следующего дня сам великий князь Иван III и его люди. Но то ли церковь все же значительно пострадала от огня, то ли была построена из недоброкачественного материала, но в следующем году ее пришлось разобрать, «бе бо трухло велми». На ее месте в 1480–1481 гг., уже не из белого камня, как обычно строили на Руси, а из кирпича, по рекомендации итальянских архитекторов, работавших в то время в Кремле, была построена новая церковь Богоявления Господня. Московский летописный свод сообщает под 6988 (1480) г.: «Того же лета разобраша старую церковь Богоявление на Троецком дворе в городе и заложиша новую на том же месте». Софийская II и Львовская летописи добавляют к этому свидетельство 6989 (1481) г.: «Того же лета заложиши церковь Богоявлениа камену и кирпичом делаша в городе Троецком подворье, а старую камену же разрушиша». По-видимому, во второй половине XV столетия Троицкое подворье имело монастырский статус и именовалось Богоявленским монастырем, что означало введение должности по меньшей мере строителя, подчинявшегося игумену Троице-Сергиева монастыря. Но, даже получив этот статус, монастырь в документах именуется попеременно без какой-либо четкой закономерности то монастырем, то подворьем. Еще одна церковь в Богоявленском Троице-Сергиевом кремлевском монастыре была построена во имя св. Сергия, видимо, вскоре после обретения его святых мощей 5 июля 1423 г. и последующей канонизации, следовательно, по мнению Забелина, в первой половине XV столетия. Если это было так, то Сергиевский храм в кремлевском монастыре-подворье был вообще первым храмом на Руси, построенным во имя прославленного чудотворца. Впрочем, если считать, что Забелин говорит здесь не о самостоятельной церкви преп. Сергия, относительно которой нет никаких упоминаний в это время, а об одноименном приделе в Богоявленском соборе, то такая гипотеза возможна, но пока не подтверждена. Конечно, храм во имя столь почитаемого святого было необходимо иметь вблизи великокняжеского и митрополичьего дворов для царского моления и служения в дни памяти святого, которые в этих случаях почти всегда проводили митрополиты, а с учреждением патриаршества в 1589 г. – патриархи.

http://sobory.ru/article/?object=47551

В атмосферу золотоордынского ига на Руси вплеталась униональная экспансия католицизма. В таких обстоятельствах рождалась русская церковная автокефалия. Важным церковным событием при Митрополите Ионе (1448–†1461; пам. 31 марта) явилось перенесение в Москву, на Крутицы, Сарайской кафедры, основанной в 1261 году в столице Золотой орды. При первом автокефальном Митрополите, в 1451 году, совершил набег на Москву царевич Мазовша. Святитель Иона совершает крестный ход по стенам Кремля, во время которого от татарской стрелы погиб чудовский инок Антоний. Современники увидели в спасении Москвы заступничество Пречистой Девы. Лебединой песнью золотоордынского ига стало правление Ахмед-хана 32 , которому удалось консолидировать Орду, объединив её. В 1480 году он возглавил большой поход на Русь, удачно выбрав для этого время. Ахмед рассчитывал на ослабление русского войска в результате мятежа, поднятого братьями Великого князя, удельными князьями Андреем и Борисом, который грозил перерасти в усобицу. Кроме того, хан рассчитывал на поддержку короля Казимира, планируя соединение ордынцев с польско-литовским войском в районе устья реки Угры. В летописях оказалось незафиксированным важное событие того времени: “Июня 23. Прииде чудотворная икона Пречистая Богоматерь из Володимеря в град Москву 6988 (1480); того же лета приходил безбожный Ахмат с детми на реку на Угру, в осень на Покров святая Богородица; оттоле уставиша сий праздник праздновати” — говорится в Церковном Уставе 33 . Прославляя в этот день Владимирскую икону, мы вспоминаем важное историческое событие — падение золотоордынского ига. 23 июня 1480 года, когда икону встречали в Москве, Иоанн III выступил с войском в Коломну. Наряду с военным походом навстречу ханским войскам Великий князь предпринял также ряд мер, чтобы нейтрализовать политику Ахмата. Московский князь организовал военные действия в тылу татарских войск: он “посылает, отаи царя Златыя орды пленити слушимаго своего царя Урдовлета Городецькаго, с ними же воеводу князя Василья Ноздроватого Звенигорьского, со многою силою Они же Волгою в ладьях пришедше на Орду, и обретоша ю пусту, без людеи, токмо в ней женеск пол и стар и млад; и тако ея поплениша, жен и детеи варварских и скот весь; овех в полон взяша, овех же мечю и огну и воде предаша. И конечно хотя юрт Батыев разорити” 34 . При Иоанне III московская Русь имела дружественные отношения с Крымским ханством, боровшимся с Золотой ордой. Крымский хан во время Угорского стояния разорял пределы польского короля, союзника хана Ахмата, “служа великому князю” 35 . Благодаря мерам, принятым Московским князем, соединения ордынцев и поляков не произошло.

http://pravmir.ru/zolotoordyinskoe-igo-i...

В сказании, в 2 рассказах об исцелении иногородних людей, икона называется «Владимирская»; в неск. летописных статьях, повествующих о военных сражениях,- «Владимирская чудотворная». В тот период образ оставался местночтимой владимирской святыней, слава к-рой доходила и до далеких от Владимира городов. В память о чудесном спасении Москвы от нашествия Темир-Аксака в 1395 г. было установлено 1-е празднество. До кон. XV в. оно напоминало празднование к-польской иконе «Одигитрия»: совершалась лития с крестным ходом (в Сретенский мон-рь, основанный также в память о чуде в 1395), сопровождаемым молебным пением, подобным описанному в Повести о сретении иконы 26 авг. В 1-й трети XV в., вероятно, благодаря митр. Фотию В. и. по своему духовному значению была уподоблена главным к-польским Богородичным святыням - ризе, благодатной силой к-рой был спасен К-поль от нашествия аваров, и иконе «Одигитрия» (в XVII в. изображения В. и. вместо «Одигитрии» встречаются и на иконах, напр. на храмовом образе 1-й пол. XVII в. из ц. Ризположения в Московском Кремле). По мнению Клосса, празднование Сретения Владимирской иконы 26 авг. началось не ранее 70-х гг. XV в., «когда были написаны Пахомиевские редакции Повести»; в редакции Повести Епифания Премудрого празднование В. и. «приурочено ко дню Сретения Господня - 2 февраля» ( Клосс. С. 124). Первые сведения о праздновании В. и. 26 авг. относятся к 80-м гг. XV в. (Пролог Саратовского ун-та. 90, написан ок. 1485 г.; месяцеслов Троицкого сборника. 762, составлен в Ростове в 1487); в церковных уставах праздник упоминается с кон. XV в. (Там же). В память окончательного перенесения В. и. в Москву в 1480 г. был установлен 2-й праздник - 23 июня, связанный позднее также с бескровной победой над Ахматом на р. Угре. Е. Е. Голубинский на основании месяцеслова в Следованной Псалтири (РГБ. Троиц. 321, XVI в.; датировка Клосса - 1528) полагал, что праздник 23 июня был установлен в 1480 г. ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. С. 333). По мнению Клосса, в период строительства нового Успенского собора (1472-1479) В. и. находилась во Владимире; в Москву была принесена 23 июня 1480 г. для благословения войск Иоанна III в Коломне накануне выступления против Ахмата; праздник же установлен во время правления митр. Даниила и зафиксирован в вышеназванном месяцеслове Следованной Псалтири ( Клосс. С. 124-125).

http://pravenc.ru/text/154962.html

Astzi noi pomenim un eveniment, legat de aciunea minunat a Maicii Domnului asupra istoriei noastre, înfptuit pentru rugciunile fierbini ale strmoilor notri evlavioi în faa icoanei Ei din Vladimir. În anul 1480 hanul ttarilor hoardei Ahmat a întreprins ultima încercare de a cotropi Moscova i ca s introduc din nou în orbita influenei nomazilor pe Rusia, care s-a proclamat stat suveran i independent de Hoard. Noi tim c moscoviii s-au rugat fierbinte în faa icoanei Maicii Domnului de Vladimir, care nu o singur dat a salvat capitala noastr de nvlirile dumanilor. De aceast dat a avut loc acelai lucru i hanul hoardei Ahmat nu a putut cuceri Moscova. Anul 1480 a intrat în istoria noastr ca data încheierii definitive a jugului de 250 de ani, care a început formal în anul 1240 odat cu cderea Kievului, capitala statului rus, i s-a încheiat prin minunea izbvirii Moscovei de nvlirea lui Ahmat în anul 1480. De ce oamenii atât de mult tind s se izbveasc de jugul strin? De ce depun eforturi enorme pentru a se elibera, aducând pre de milioane i milioane de viei omeneti? Deoarece jugul strin nu doar oprete dezvoltarea economic i cultural, nu doar determin srcia poporului în comparaie cu acei care au obinut victoria, dar, în primul rând, c jugul strin îi lipsete pe oameni de independen. Poporul nu mai poate  adopta decizii reieind din propria înelegere a folosului i, ceea ce e cel mai important, reieind din înelegerea proprie a valorilor vieii. Nvlirea strin, jugul, pierderea suveranitii, fie în urma aciunilor militare sau în urma evenimentelor revoluionare, întotdeauna se încheie prin pierderea capacitii de a tri conform propriei voine, în corespundere cu propria concepie, la baza creia se afl valorile ce au fost fondate de credina poporului, de cultura lui, de istoria lui, de înelegerea faptului ce este bine. În acest an noi marcm aniversarea a 100 de ani de la începutul Primului rzboi mondial. Din pilda acestui rzboi este clar ce se întâmpl cu poporul, când el sufer eec, când ara lui este ocupat. De altfel, ocupaia nu întotdeauna este legat de intrarea armatelor dumane. Dac poporul îi pierde  independena, el începe s vieuiasc conform altor modele, el începe s triasc în robie duhovniceasc, intelectual, cultural; un astfel de popor nu mai este în stare s opun rezisten. Noi tim c anume în urma Primului rzboi mondial s-a produs tragedia istoric a Patriei noastre – revoluia, rzboiul civil, o lupt fratricid îngrozitoare, schimbarea tuturor reperelor de via, robia duhovniceasc ce a durat muli ani, subordonarea fa de alte valori, alte idealuri. Toate acestea s-au întâmplat nu în anumite cabinete ale guvernrii – ceea despre ce vorbim azi se refer la viaa cotidian a oamenilor, la sntatea lor duhovniceasc i trupeasc, la contiina lor naional.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3683321...

е. выходили в свет и продолжают публиковаться следующие периодические издания: «Владимиро-Суздальский благовест» (1991-1992), «Вести из епархии Владимиро-Суздальской» (сер. 90-х гг. XX в.), «Свет милосердия» (1999), «Православный Суздаль» (1998-2001), «Православная газета для простых людей» (с 1988), «Свет истины» (с 2001), «Монашеский листок» (изд. муромским Спасским мон-рем с 1999), «Информационный бюллетень Владимирского епархиального управления» (с 2004), ж. «Свет невечерний» (с 2001). На областном телевидении выходит в эфир программа «Православные беседы». Публикуются нравственно-просветительские брошюры, жития новопрославленных святых, переиздаются исследования владимирских краеведов XIX - нач. XX в., посвященные иноческим обителям Владимирского края, выходят в свет новые исследования по церковной истории Владимирской земли. Свящ. Сергий Минин Святыни и крестные ходы Чудотворные иконы Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. (ГВСМ; Княгиня мон-ря) Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. (ГВСМ; Княгиня мон-ря) Главная святыня Владимирской земли - Владимирская икона Божией Матери с 1158 до 1480 г. с перерывами пребывала в Успенском соборе Владимира, в 1480 г. она была окончательно перенесена в Москву. Древнейший чтимый список иконы «в меру и подобие» был создан, вероятно, прп. Андреем Рублёвым в кон. XIV - нач. XV в., до 1923 г. находился во владимирском Успенском соборе, в наст. время хранится в ГВСМЗ. Боголюбская икона Божией Матери (3-я четв. XII в.) - 2-я по древности и почитанию святыня В. е.- первоначально помещалась в соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы Боголюбского мон-ря близ Владимира, в наст. время находясь на хранении в ГВСМЗ, с 1992 г. помещается в Успенском соборе Княгинина мон-ря. Др. чудотворный образ Божией Матери, находившийся в Успенском соборе,- Максимовская икона (1299), написанная после видения митр. Максиму во сне Богоматери, ныне также хранится в ГВСМЗ. В храме вмч. Пантелеимона в пос. Городищи находится мироточивая икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

http://pravenc.ru/text/154964.html

7–11; 33–37; 353–364]. В 1480 г. «стояти» за «свое отчьство» и «оборонити свое отчьство» призывает великого князя Московского Ubaha III Bacuльebuчa архиепископ Ростовский Вассиан в «Послании на Угру» с. 386]. О Киевской земле, как «отечестве», т. е. родовом владении князя Святослава Игоревича, вспоминает в haчaлe XVI cmoлemuя «Послание о Мономаховых дарах» с. 235]. «Своим царством Руским» как «отчиной» «благословляет» в 1578 г. царь Иван IV Васильевич старшего сына Ивана, а второму сыну Федору и даже еще нерожденным детям передает отдельные свои отчины в качестве с. 426–444]. Об «отечестве Руском», дарованном русским правителям Самим Господом (т. е. как об их «отчине», полученной от Отца Небесного), несколько раз повествует «Степенная книга царского с. 12, 26; 12, 527, 541]. О «великом Российском царствие», как о его «отечестве», напоминается царю Федору Алексеевичу в «Чине поставления на с. 121–154]. Тем не менее, в русской литературной и духовно-политической традиции XII–XVII вв. можно встретить определенное число памятников, в которых понятие «отечество» присутствует в значении «Родина», «родная земля». Так, «Сказание о Борисе и Глебе» (XII в.), сравнивая подвиг русских святых князей-братьев с подвигом святого Дмитрия Солунского, говорит: «Темьже и борета по своемь Отьчьстве и пособита, якожеи великий Димитрий по своемь Отьчьстве» с. 348]. Безымянный автор «Повести о стоянии на Угре» (1480-е гг.) уверен, что «храбри мужствении сынове рустии» должны спасти «от поганых» «свое Отечество, Рускую землю» с. 384]. О долге перед «Отечеством» напоминает царь Ubah IV Bacuльebuч князю А. М. Курбскому в своем Первом послании («паче же и должная Отечеству сие совершилъ еси») с. 93]. В ответ, Курбский именует новых «злых» советников царя «своего Отечества губителями», да и самого царя называет «погубителем Отечества» с. 398, 424]. В самый разгар Смутных времен, в апреле 1612 г. «Совет всей Земли» во главе с князем Д. М. Пожарским и «выборным человеком» К. Мининым, обращаясь к жителям Сольвычегодска за помощью, призывал их «прислати к нам в Ярославль, ратным людем на жалованье, чтоб нам всем единокупно за свою веру и за Отечество против врагов своих безсумненною верою с.

http://ruskline.ru/opp/2022/02/14/oteche...

Василий подробно сообщает не только о святынях Воскресенского храма, но и о рядом стоящих обителях и зданиях, связанных со священной историей. Далее следует классический маршрут поклонников в Святой Земле – Гефсимания, Елеон, Кана Галилейская, Вифания, Мамвра и др. Затем начинается описание обратного пути через земли Сирии, Караманского эмирата, Османской империи, причем путь от Алеппо до Бурсы отличался от первоначального маршрута Василия. Таким образом, ценность миссии Василия заключается в подробных сведениях как о Святой Земле, так и о промежуточных землях от России до Палестины, а также в нетрадиционном маршруте и широком характере интересов торгового «гостя». В конце XV в. русские паломники не прекращают, несмотря на новые трудности военно-политического порядка, хождений в Святую Землю. В 1480 г., возможно, торговый гость Григорий был в Иерусалиме и др. местах Палестины, в Египте: «человек именем Григорей Русин дошел... до Иерусалима яко купец». 831 Однако обращает на себя внимание формула источника «яко купец», т.е. скорее Григорий, странствуя под видом купца, имел определенные дипломатические или иные задачи. Это предположение может подкреплять то обстоятельство, что из поездки он привез с собой послание Иерусалимского патриарха, адресованное митрополиту Московскому и всея Руси (1473–1489) Геронтию. В тексте ошибочно указано имя святоградского владыки Иоакима, который, однако, занимал патриарший престол в 1431–1450 гг.: в 1480 г. Иерусалимским Патриархом был уже Григорий II (1468–1493). В качестве уже официального посла в 1493 г. от лица Великого князя Московского Ивана III Васильевича отправился в Константинополь, Палестину и Египет (через ряд важных европейских и североевропейских центров) Михаил Григорьевич Мунехин-Мисюрь. 832 Великокняжеский дьяк, посол, паломник, служивший в Казенном приказе, исполнял важные дипломатические поручения при Иване III, а уже при Василии III, вплоть до своей смерти в 1528 г. был великокняжеским дьяком в Пскове, присоединенном в 1510 г., где благодаря его стараниям расцвел и окреп в качестве духовного центра и порубежной крепости Псково-Печерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многие патриотически настроенные публицисты и даже историки склонны не считаться с этим реальным положением дел и пытаются доказывать, что Русь в 1240-1480 гг. ни о чем ином и не помышляла, как только о свержении власти золотоордынских «царей»; главное доказательство сей точки зрения - конечно, та же Куликовская битва. И представление, согласно которому Русь все же «покорилась» Золотой Орде, гневно отвергается при этом как антипатриотическое, позорящее русский народ и его князей. Пытаясь рассматривать историю Руси XIII- XV вв. как постоянную борьбу с властью Золотой Орды, почему-то не замечают, что именно подобная точка зрения действительно дает основания для принижающего Русь вывода: сто сорок лет до 1380 года и еще сто лет - после него - прилагала она, мол, все свои силы для свержения власти монгольских «царей», но сумела осуществить это свое настоятельнейшее устремление лишь после полного распада Золотой Орды... Безымянный автор, создавший 430 лет назад «Казанскую историю», предстает в ней как поистине пламенный патриот Руси, но он безоговорочно признал исторический факт ее длительного подчинения Золотой Орде. Чрезвычайно показательна в этом отношении также и постановка вопроса о противоборстве Ивана III с ханом Ахматом в послании архиепископа Ростовского Вассиана (1480 год). Он резко осуждает великого князя, «смиряющуся и о мире молящуся». При этом Вассиан ясно предвидит возражение Ивана III: «Под клятвою есмы от прародителей, -- скажет, мол, в ответ тот,- еже не поднимати рукы противу царя (Золотой Орды.- В. К.), то како аз могу клятву разорити и съпротив царя стати?» И Вассиан отвечает: «...не яко на царя, но яко на разбойника, и хищника...» И нечего «сему богостудному и скверному самому называющуся (т. е. самозванному.-В.К.) царю повиноватися тебе, великому Русских стран христьанскому царю!» Архиепископ Вассиан был всецело прав в этой своей «характеристике» Ахмата, ибо тот, как уже сказано, не являлся ханом Золотой Орды, необратимо распавшейся к середине XV века и, следовательно, не принадлежал к тем «царям», которым клялись «повиноваться» прародители Ивана III, начиная с Ярослава Всеволодича и его сына -- Александра Невского (Иван III был его прямым потомком в седьмом поколении).

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/27/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010