При Патриархе Марке VI (1459-1484) АПЦ активно вела борьбу с лат. миссионерами в Сирии и на Крите, находившемся под властью Венеции. Для окончательного осуждения Флорентийской унии, к-рая так и не спасла К-поль от турок, но изрядно смутила правосл. мир, Вселенский Патриарх Максим I в кон. 1480 г. направил в Сирию, Египет и Палестину митр. Смирнского (позже Эфесского) Даниила с приглашением в адрес Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей прибыть на К-польский Собор (1482-1484). Митр. Даниил, пробывший в Египте 4 месяца, видел там много древних храмов, построенных при визант. императорах, однако только 3 из них находились в руках православных - в большинстве своем храмы и мон-ри перешли к коптам. В кон. XV в. во главе АПЦ встал Патриарх Иоаким . Уроженец Афин, он вместе с родителями покинул Грецию после тур. вторжения; проведя 12 лет на Синае, в 1480 г. он прибыл в Палестину, где сблизился с буд. Патриархом Иерусалимским Германом . Часто посещая Египет, Иоаким завоевал известность и авторитет, и в 1487 г. в 38-летнем возрасте был избран на Александрийский престол. Патриарх Иоаким снискал славу аскета и подвижника, чье благочестие признавали даже иноверцы. По преданию, однажды он выпил чашу с ядом, предложенную мамлюкским султаном, в подтверждение истинности своей веры и остался невредим. Во время продолжительного Патриаршества Иоаким стал свидетелем резких политических перемен на Ближ. Востоке: в 1516-1517 гг. Сирию и Египет завоевали турки, после чего эти страны на неск. веков вошли в состав Османской империи. Общие замечания Тяжелый упадок, к-рый переживала АПЦ под мусульм. владычеством, обусловил крайнюю ограниченность исторических источников, позволяющих судить о ее внутренней жизни, общественном устройстве и т. д. Известно, что численность православных в Египте была крайне незначительной и постоянно сокращалась. С 300 тыс. чел. на момент араб. завоевания (ок. 5% от всего количества егип. христиан) мелькитская община уменьшилась до 90-100 тыс. к нач. XIII в. и до неск. тысяч к началу османской эпохи.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Крестные ходы на Востоке и в Москве В ряду крестных ходов, которыми так богата наша первопрестольная столица, крестный ход 23-го июня, в честь Владимирской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, один из самых замечательных. Замечателен он уже по своей древности: он установлен в 1480 году и, следовательно, существует более четырех столетий. Но еще более замечателен он потому, что установлен в память окончательного избавления России от татарского ига при великом князе Иоанне Васильевиче III. Владимирская икона Богоматери, по преданию, написанная евангелистом Лукой, почиталась главной святыней старой Москвы. К молитвам пред ней московская Русь прибегала всякий раз в крайних обстоятельствах своей жизни и всякий раз по предстательству Царицы небесной получала необходимую помощь. Когда, в 1480 году, грозные силы хана Ахмата отступили от пределов московских, гонимые непонятным для них страхом, чем и было положено начало совершенному освобождению России от ига татарского, – благочестивые жители московские, в благодарное воспоминание об этом явном заступлении Божией Матери, положили ежегодно 23 июня совершать большой крестный ход в Сретенский монастырь. На месте монастыря была встречена москвичами Владимирская икона 26 августа 1395 года. По молитвам перед ней в тот же день чудесно был прогнан сильный завоеватель Востока Тамерлан, в память чего и построен сам монастырь и также установлен к нему крестный ход из Кремля. Обычай совершать крестные ходы весьма древний. Подобные учреждения существовали еще в церкви ветхозаветной. История народа Божия представляет немало примеров священных шествий. Употребление таких благочестивых шествий в Церкви христианской освящено примером Самого Иисуса Христа, который торжественно вошел в Иерусалим на крестные страдания, в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: Осанна Сыну Давидову ( Мф. 21:7–9 ). В состав христианского богослужения торжественные шествия, уже с крестом во главе, крестные ходы, вошли еще в глубокой древности. Основание этому, несомненно, лежит в человеческом сердце, которое в тяжелой скорби и в великой радости ищет служения Богу, преимущественно всем открытого и для всех доступного. Еще о Константине Великом известно, что он не иначе отправлялся на войну, как в сопровождении священников, с преднесением креста и перед сражением с неприятелями имел обыкновение совершать крестный ход, supplicationibus (λιτας) ac precibus Deum placans (Eusebii, De vita Constantini, lib. II, cap. 4 et 14). Императором Юстинианом уже законодательным порядком были определены отчасти время, а главное порядок совершения крестных ходов (Nov. CXXIII, сар. 32 et cet.). Он узаконил совершать крестный ход пред началом постройки монастыря, храма или часовни и запретил крестные ходы без епископов и клириков. Он узаконил хранить священные предметы, употребляемые при крестных ходах, только в местах священных и позволил носить их во время ходов только хоругвеносцам, qui consuete eas (sanctas cruces) portare solent.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Во вторичное правление константинопольской церковью (1476–1478) Симеон Трапезунтский занимал патриаршую кафедру около трех лет. При нем церковь константинопольская подверглась ежегодной подати, так называемому харачу. Достигши прежде сам высокого сана недостойными средствами, Симеон как прежде, так и теперь, не мог долго занимать престола и был низвержен с него происками одного иеромонаха, по имени Рафаила, родом сербянина. Рафаил умел расположить к себе в Константинополе некоторых пашей и через них предложил ежегодно представлять в казну дивана 2000 золотых, если он сделается патриархом, и, кроме того, еще 500 золотых при возведении своем на патриарший престол. Султан согласился на это, – и Рафаил сделался патриархом. В правление Рафаила (1478–1480 г.) церковь была возмущена предосудительным его поведением: он предан был чрезмерному употреблению вина. Противозаконная жизнь его служила для христиан великим соблазном. 174 Через два года недостойный предстоятель церкви был низвержен с престола; будучи не в состоянии к назначенному сроку представить в казну дивана обещанной суммы, он заключен был в темницу, где и умер. 175 Преемником Рафаила сделался великий Экклисиарх церкви Мануил, переименованный Максимом (1480–1487 г.). Это был, после Схолария, достойнейший предстоятель константинопольской церкви. Муж просвещеннейший, отличавшийся особенно даром красноречия 176 , он вместе с тем украшался и христианскими добродетелями. 177 Во все время его управления (продолжавшегося около 7-ми лет) церковь наслаждалась внутренним и внешним благоденствием. И словом, и делом стараясь руководить пасомых к истинной вере и благочестию, патриарх Максим каждый воскресный и праздничный день то в патриархии, то в других церквах говорил к народу поучения, исполненные силы и назидательности. Он пользовался благосклонным расположением Магомета 2, который повелел ему написать для себя изъяснение символа веры : «верую во единого Бога». Патриарх исполнил волю султана. Изъяснение символа веры было написано им искусно и отчетливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заключение Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. 1. Возвращенный в Москву из-за рубежа в 2007 году Богородичный образ является самым точным списком «в меру и подобие» древней чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, выполненным по прориси, снятой с поновленной в 1514 году митрополитом Варлаамом древней святыни. Его ближайшая аналогия – созданный по той же прориси список 1514 года, предназначенный для Успенского собора Московского Кремля и там сохранившийся. 2. Изображение Престола Уготованного с орудиями Страстей Христовых на обороте иконы не первоначальное. Возможно, оно появилось во второй половине XVI – начале XVII века, когда участие иконы в крестных ходах могло стать регулярным. Для уточнения его датировки необходимо специальное исследование. Ближайшая аналогия – одноименное изображение на иконе-списке 1514 года в Успенском соборе Московского Кремля, атрибуция которого также требует научного реставрационного и технико-технологического исследования. 3. Авторский красочный слой на иконе очень сильно потерт и смыт, сохранность его фрагментарная. Однако благодаря высоко профессиональной реставрации, выполненной опытным иконописцем (вероятно, М.И. Тюлиным), на иконе полностью восстановлен первоначальный внешний облик образов Богородицы и Младенца Христа, в которых адекватно передано их глубокое духовное содержание. 4. Происхождение иконы неизвестно. Анализ исторических источников позволяет с большой долей вероятности отождествить ее с древним храмовым образом московского Сретенского монастыря, согласно описи 1763 года, стоявшим в соборной церкви Владимирской Богоматери слева от царских врат. Е.Е. Голубинский, на основании месяцеслова в Следованной Псалтири XVI века (Троицк., 321), полагал, что праздник 23 июня был установлен в 1480 году (Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 1. Ч. 1. С. 333). По мнению Б.М. Клосса, Владимирская икона Богоматери в период строительства нового Успенского собора (1472–1479) находилась во Владимире; в Москву была принесена 23 июня 1480 года для благословения войск Ивана III в Коломне накануне выступления против Ахмата; праздник же установлен во время митрополита Даниила и зафиксирован в Следованной Псалтири, датированной Б.М. Клоссом 1528 годом (Клосс Б.М. Повесть о Темир-Аксаке//Клосс Б.М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2 (Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков). С. 124–125).

http://pravoslavie.ru/30910.html

КОЛЕНО XXII: Княжна Марфа Васильевна, за боярином князем Иваном Дмитриевичем Бельским Князь Иван Дмитриевич Шуйский-Губка; отъехал в Литву, где от него произошли нынешние князья Шуйские Князь Андрей Иванович Шуйский, боярин † 1587 Князь Пётр-Гурий Иванович Шуйский, боярин † 1564 КОЛЕНО XXIII: Князь Иван Петрович Шуйский, боярин † 1587 Князь Никита Петрович Шуйский КОЛЕНО XXIV: Царь Василий Иоаннович, рождение 1553 † 12 сентября 1612; женат 1. на княжне Елене Михайловне Репниной; 2. на княжне Марие-Екатерине Петровне Буйносовой-Ростовской (во инокинях: Елена) Князь Дмитрий Иванович Шуйский, боярин † 1613; женат на Екатерине Григорьевне Скуратовой Князь Иван Иванович Шуйский, боярин † 1638; женат на Евдокие Васильевне NN Князья Шуйские приняли наименование своё от владения городом Шуею (в нынешней Владимирской губернии). Они были удельными князьями Суздальскими и Нижегородскими до начала XV века, и удельными князьями Шуйскими почти до половины того же столетия. Князь Василий Васильевич Гребёнка 38) был одним из первых лиц при дворе московском в царствование Иоанна Великого, и находился наместником в важнейших областях: во Пскове с 1476 по 1478 год и с 1480 по 1482 год; в Нижнем с 1478 по 1480 год, и в Новгороде Великом с 1482 по 1487 год. Боярин князь Иван Михайлович 47), и брат его, боярин князь Андрей Михайлович имели большое значение в эпоху малолетства Царя Uoahha IV и правления Великой Княгини Елены Михайловны. Боярин князь Василий Васильевич, по прозванию Немый, женат был на родной племяннице Великого Князя Василия Иоанновича, княжне Анастасие Петровне; ему и брату его боярину князю Ивану Великий Князь Василий Иоаннович, на смертном одре своём, поручил блюсти малолетных сыновей своих, быть опорами своей супруги и советниками её в управлении государством. Князь Иван Андреевич 52) находился боярином при Царе Иоанне IV и убит при осаде Ревеля, в 1573 году; князь Пётр 55); также находился боярином при Иоанне IV и убить в сражении с Литовцами на реке Уле, в 1564 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ИОАННОВИЧ Молодой (15.02.1458, Москва - 7/8.03. 1490, там же), старший сын и соправитель Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича , рожден в 1-м браке вел. князя с Марией Борисовной - дочерью Тверского вел. кн. Бориса Александровича. Не позднее 1471 г. отец объявил И. И. соправителем, наиболее ранний документ, фиксирующий титул вел. князя у И. И.,- договор Иоанна III с Вел. Новгородом, заключенный в авг. 1471 г. В 1472 г. И. И. участвовал в закладке нового здания Успенского собора Московского Кремля и в перенесении мощей митр. св. Петра , в 1479 г. присутствовал на освящении Успенского собора. Во время похода на Москву в 1472 г. хана Большой Орды Ахмата, остановленного в кон. июля на Оке, И. И. был отправлен отцом в Ростов. 12 нояб. 1472 г. И. И. присутствовал на свадьбе Иоанна III с Софией (Зоей) Палеолог . От имени младшего вел. князя были отправлены дары Римскому папе и братьям вел. кнг. Софии. В заключенном 12 янв. 1474 г. договоре Вел. Новгорода и Пскова с Дерптом И. И. назван, как и отец, «царем всея Руси»; это 1-й случай использования царского титула в отношении рус. князей в офиц. документе. А. Контарини, побывавший в Москве в 1476 г., писал, что И. И. состоит в «немилости» у отца, т. к. «нехорошо ведет себя с деспиной», т. е. с Софией Палеолог. Однако эта «немилость» (факт не подтверждается отечественными источниками) не повлияла на статус И. И. Во время поездок Иоанна III в Новгород в 1476 и в 1479 гг., а также во время похода русских войск в кон. 1477 - нач. 1478 г., положившего конец новгородской самостоятельности, Москвой управлял И. И. В кон. 1479 г., когда Иоанн III вновь находился в Новгороде, на службу в рус. столицу приехали братья крымского хана Менгли-Гирея Нурдовлат (Нур-Даулят) и Хайдар. В янв. 1480 г. И. И. послал отцу в Новгород известие о мятеже братьев Иоанна III князей Андрея Угличского и Бориса Волоцкого. Когда на Москву летом 1480 г. двинулся хан Большой Орды Ахмат, Иоанн III направил И. И. к «Берегу», т. е. к Оке. Ахмат обошел окский рубеж и вышел по территории Великого княжества Литовского к р. Угре. И. И. вместе со служилым кн. Даниилом Холмским и дядей Андреем Васильевичем Меньшим возглавил рус. войска, противостоявшие Ахмату на Угре в течение осени. Согласно др. летописному своду, Иоанн III, находившийся под влиянием нек-рых лиц из его окружения, сомневался в возможности противостоять Орде. Он приказал сыну вернуться в Москву, но И. И. отказался. Когда кн. Даниил Холмский, получивший от Иоанна III поручение привезти сына силой, начал просить И. И. ехать в Москву, князь ответил: «Леть ми зде умерети, нежели к отцу ехати».

http://pravenc.ru/text/471249.html

2 аналогичные задачи ставил перед собой Иннокентий, автор «Рассказа о смерти Пафнутия Боровского» (см. наст. изд., т. 7, с. 254–285:519). 6 ...царь Сап-Кирей да Ислам царевичь... – «Сап-Киреем» русские летописи называют Сагиб-Гирея (Сахыб (Сагиб, Саип) – Гирей, сын Менгли-Гирея. Занял в 1521 г. престол, опираясь на вооруженную помощь крымцев и поддержку Турции. В 1524 г., не чувствуя прочной основы своей власти, бежал в Турцию, уступив казанский престол своему племяннику Сафа-Гирею. В 1532–1551 гг. Сахыб-Гирей – крымский хан. Убит во время похода на Казань старшим сыном Сафа-Гирея Булюк-Гиреем). Поход крымских татар на Русь в августе 1533 г. возглавлял не Сагиб-Гирей, а его племянники: Сафа-Гирей и Ислам. 7 Юрий (1480–1536) и Андрей (1490–1537) – младшие братья Василия III, удельные князья Дмитровского и Старицкого княжеств. 8 Юрий (1480–1536) и Андрей (1490–1537) – младшие братья Василия III, удельные князья Дмитровского и Старицкого княжеств. 9 ...на Коломну, на Берег, на Оку... – Коломна, расположенная при слиянии Москвы-реки и Оки, преграждала путь татарам в междуречье Оки и Волги. Пограничная служба на Оке (на Берегу) – одна из постоянных военных забот московского правительства; в 1531 г. в Коломне на берегу Москвы-реки был построен каменный кремль, одно из самых мощных оборонительных сооружений Московской Руси XVI в. 10 ...Дмитрея Федоровича Бельского... Василья Васильевича Шюйского, да Михаила Семеновича Воронцова, да Ивана Васильевича Ляцкого... Семена Федоровича Бельского... Ивана Федоровича Овчину-Телепнева... Дмитрея Федороеича Палецкого... – Д. Ф. Бельский и его два брата – С. Ф. и И. Ф. Бельские, а также В. В. Шуйский, М. С. Воронцов, И. В. Ляцкий, И. Ф. Телепнев-Овчина Оболенский – крупнейшие военачальники Василия III, не раз несшие «береговую службу»; для самого молодого Д. Ф. Палецкого – это один из первых походов. 19 ...во своем селе Коломенском. – В княжеском селе к югу от Москвы, на реке Москве (теперь – в черте города). 20 ...к Николе к Зараскому на Осетр... – Так назывался в XVI в. Зарайск (на реке Осетр, притоке Оки), возникший на месте погоста, где стояла церковь в честь Николы Заразского (потом Зарайского); город прикрывал подступы к Москве и Переяславлю Рязанскому; в 1531 г. в городе был построен каменный кремль.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К тому же времени относится и составление жития 287 и службы этому святому 288 . По времени появления жития и службы можно уже заключать о начале церковного прославления святого. То же обстоятельство, что имя св. Исаии встречается нам в богослужебных книгах разных мест: Ростова, Новгорода и Москвы, может говорить о том, что празднование ему приняло к этому времени всеобщий характер. С большею вероятностью можно предполагать, что такое празднование этому святому установлено со времени перенесения мощей его, которое было в 1474 году при архиепископе Ростовском Вассиане Рыло (1468–1480). Местный архиепископ, как рассказывается в житии св. Исаии, видя, что «гроб же его заключен в велицем небрежении пребывающь», 15-го Мая созывает «священников той св. Церкви и, сотворив молитву, касается чудоносного гроба святителя, переносит его и полагает его с великою честью в новом гробе, на той же стороне, близ южных дверей, где и ныне он подает исцеления с верою приходящих к его гробу 289 . Блаженная кончина св. Игнатия последовала 28 Мая 1288 года. Прославление его началось непосредственно после его смерти. Именно – чудеса, совершившиеся при самом его погребении, побудили клир и народ поставить открыто св. мощи на том месте, где и доныне они обретаются. Без сомнения нужно думать, что с этого времени и началось местное чествование блаж. Игнатия, которое к концу XIV – началу XV в., мало-помалу распространяясь за пределы Ростовской епархии, перешло в Москву и сделалось всецерковным. На такую перемену в характере чествования св. Игнатия указывает то, что имя его, прежде не встречавшееся в богослужебных книгах, с конца XIV – начала XV в. начинает вноситься в них 290 . Приблизительно к этому же времени можно относить и составление жития и службы этому святому 291 . В 1480 г. архиепископ Ростовский Вассиан в послании своем на Угру к великому князю Иоанну III молитвенно воспоминает: «да будет милость великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, молитвами Пречистыя Его Матери и святых великих чудотворец Леонтия, Исаии и Игнатия Ростовских чудотворцев и всех святых» 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Под иконой чудной святой Богородицы со всей вероятностью должно разуметь именно икону Владимирской Божией Матери (ибо другой иконы, которую бы разуметь, не может быть и указано). В месяцеслове одной Следованной псалтыри XVI в., находящейся в библиотеке Троицкой Сергеевой Лавры, говорится под 23 Июня: «прииде чюдотворная икона пречистыя Богоматере из Володимира в град Москву 6988» (1480), – см. печатные Описания ч. II, стр. 99. Нынешняя риза на Владимирской иконе Божией Матери сделана митрополитом Фотием, о чём см. статью покойного К. И. Невоструева : «Монограмма всероссийского митрополита Фотия на окладе Владимирской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в Московском Успенском соборе», напечатанную в Сборнике Общества древне-русского искусства при Московском Публичном Музее на 1866 год. Естественно предполагать, что Фотий сделал новую ризу по причине утраты старой ризы. Но в правление Фотия старая риза могла утратиться именно только быв содрана с иконы Татарами при набеге их на Владимир (в 1408 году приходил под Москву Едигей, но Москва не была им взята). Наконец, установленное в 1480 году празднование Владимирской иконе Божией Матери в 23 день Июня заставляет предполагать принесение иконы из Владимира: этот 23 день Июня, в который установлено празднование, очевидно, был днём знаменательным по отношению к иконе; но так как Ахмат бежал с Угры не 23 Июня, а 7 Ноября, то другой знаменательности, кроме того что 23 Июня икона принесена из Владимира в Москву, не может быть предполагаемо.– В 1401 году принесена была в Москву из Суздаля другая святыня – так называемая страсти Господни (кровь Спасителя и частицы вещей, относящихся к Его страданию – тернового венца, трости, копия, губы и пр.), которые в 1382 году принёс из Константинополя суздальский архиепископ Дионисий «премногою ценою искупив», которые почему-то сокрыты были, быв зазданы или закладены в каменной стене церковной, и которые в 1401 году были обретены, – Никоновская летопись, IV, 131 и 299 (в настоящее время ковчег с этими страстями Господними находится в ризнице московского Благовещенского собора, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  Стояние на угре. Книжная миниатюра. Спустя сто лет, в конце XV века, события развивались несколько иначе. Еще в 1472 году великий князь Иван III прекратил выплату дани Большой Орде, этому остатку бывшей Орды Золотой. Несколько лет хан Большой Орды Ахмат пытался силой заставить Ивана III возобновить выплату дани. В июне 1480 года хан Ахмат выступил в " великий поход " против Москвы. Но русские рати опередили ордынцев и вышли к границам Московского княжества. Подойдя к реке Оке, Ахмат увидел, что все переправы через нее заняты московскими полками под командованием сына великого князя Ивана Ивановича Молодого и воеводы, князя Данилы Дмитриевича Холмского. Татарское войско двинулось к реке Угре, левому притоку Оки, надеясь там переправиться в московские земли. Однако русские полки успели перебраться к Угре, в район Калуги. Так и стояли друг против друга две рати, не вступая в битву, но встречаясь в жарких и яростных стычках. Русские войска успешно отразили несколько попыток татар форсировать реку, умело применяя пушки и ручное огнестрельное оружие.   Великий князь Иоанн III Великий князь Иван III в это время находился в постоянных разъездах между Коломной, Москвой и Кременцом. И мало того, что Иван III сам не был в войсках на Угре, так еще и своего молодого и горячего сына князя Ивана Ивановича сдерживал от излишней воинственности, и даже повелел ему срочно вернуться в Москву, но сын отца ослушался… Вот ведь какие горькие и обидные для великого князя слова, сказанные его духовником, ростовским архиепископом Вассианом, сохранила история: " Вся кровь на тебя падет христианская, что ты… бежишь от них прочь, не дав битвы татарам и не вступая с ними в бой. Почему боишься смерти?.. " Наконец, Иван III отправился к своей армии. И тут все закончилось, причем вообще уж как-то прозаически. В конце октября неожиданно и очень быстро наступила зима, лед сковал реки, снег покрыл поля. Опасаясь того, что по вставшим рекам и зимним дорогам ордынцы быстро переберутся на московский берег, великий князь повелел войскам отходить к Кременцу. И вдруг, 9 ноября, ордынцы поднялись и стали отходить в степь. Летописец записал: " Бежали же татары с Угры, а были наги и босы, ободрались " . 11 ноября 1480 года ушел и Ахмат. Всё, власть Орды над Русью закончилась…

http://ruskline.ru/opp/2022/07/05/poyas_...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010