1395 ТР 1, 17D: «Свобода воли – это данная нам власть делать то, что можем, или беспрепятственная возможность пользования тем, что в нашей власти, или нерабское стремление к тому, что от нас зависит». 1398 Пер. А. М. Шуфрина. Из замечания Шервуда может создаться впечатление, что у Христа, согласно Максиму, не было выбора между хорошим и плохим, а выбор между хорошим и лучшим был или мог быть. Но Максим, нам кажется, исключал у Христа любой выбор между двумя альтернативами, поскольку такой выбор предполагает неведение, которого у Христа не было. – Прим. перев. 1401 Несмотря на большую роль, которую в происхождении зла играет неведение (ср.: Thaipwl253CD), воля, как, по крайней мере, говорится в Диспуте с Пирром, является πρωτοπαθς (ТР 28,325 А9). 1402 Michaud Е. S. Maxime Le Confesseur et L " Apocatastase//Revue Internationale de Theologie. 10,1902. P. 257–272. 1403 Wilier M. Aux sources de la spiritualite de s. Maximë les oeuvres d " Evagre Pontique//RAM, 11,1930. P. 260. 1407 KL. Р. 372/278. См. собственную оценку фон Бальтазаром этой последней главы KL в GC. Р. 7, где он целиком солидаризируется с Мишо. 1408 GalthJ. La conception de la liberte... P. 187–195. После воскресения не останется ни одного грешника в вечных муках, ни один грешник не останется грешником, но все без исключения будут спасены. 1409 BalthasarH., von. Presence et Pensee. Essay sur la philosophie religuese de Gregoire de Nysse. Paris, 1942. P. 58; см. так же: Gaith. Op. cit. P. 190. 1412 См.: DanielouJ. L " Apocatastase chez s. Gregoire de Nysse//RSR 30, 1940. P. 344, где приведена литература по этому вопросу; см. также: Balthasar Я., von. Presence... P. 58 f. 1428 Этот глагол не обязательно имеет такое сильное значение; его можно перевести как «употребил по-своему», что, как нам представляется, более подходит для передачи характеристики, данной св. Максимом, «глубинам созерцания» св. Григория Нисского . – Прим. перев. 1429 Шервуд переводит πγνωσις – clear knowledge («ясное знание»); мы сохраняем его понимание. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1397. Вновь повторяется метафора жизни как плавания по бурному морю, см.: 1. 6. 24, 2. 8. 36; bon. mort. 4. 15, 8. 31. 1398. См.: 1Тим. 2:7. 1399. См.: Быт. 32:24. 1400. oritur Nauroy: oriatur Schenkl. 1401. См.: Быт. 32:25. 1402. См.: Быт. 32:31. 1403. Есть жилы означает признавать крест Христов. — Примеч. пер. 1404. См.: примеч. к Isaac 1.1. 1405. См.: Быт. 34:25–29. 1406. Свт. Амвросий ошибочно отождествляет город Вефиль с городом Вифлеемом. Дом хлеба — Вифлеем, дом Бога — Вефиль. 1407. Текст LXX в этом отрывке отличается от текста свт. Амвросия. 1408. См.: Быт. 35:4. В Синодальном переводе указано, что закопал под дубом. 1409. См.: Быт. 31:19. 1410. См.: Дан. 13. 1411. См.: Быт. 35:19–20 1412. Post audierit lacunam significauit Schenkl. 1413. См.: Рим. 6:6: зная то, что ветхий наш человек распят с Ним. 1414. Свт. Амвросий соединяет две строки в одну, см. Синодальный перевод (­LXX): Ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости. 1415. То есть смерти. 1416. См.: Быт. 42:1–2. 1417. См.: Vergilius, Aen 5. 754; 11. 386. 1418. См.: Быт. 46. 1419. См.: Быт. 47:28–29. 1420. См.: Быт. 47:29–31. 1421. См.: Быт. 49. 1422. См.: Быт. 48:14. 1423. In perpetuum передает греч. ες τλος, обозначая завершение установленных Богом сроков, исполнение времен. 1424. См.: Быт. 47:7. 1425. См.: Флп. 3:20. 1426. См.: Isaac 6и примеч. Подробно исследовал учение о теле как о темнице для души П. Курсель, см.: Courcelle Р. Connais–toi toi–même, de Socrate à Saint Bernard. P. 345–380. 1427. То есть книжники, левиты и первосвященники, также см.: patr. 3. 1428. См.: Vergilius, Aen. 6. 646: obloquitur numeris septem discrimina uocum. 1429. Подробнее о благословении патриарху Иуде говорится в Ioseph (3. 13). 1430. Возможно, речь идет о том, как Давид своей игрой отгонял от царя Саула злой дух, мучивший его, см.: 1Цар. 16:23. 1431. Цитата Быт. 49в этом трактате несколько отличается от цитирования этого же места в трактате «Об Иосифе» (3. 13). Возможно, это один из примеров самостоятельного перевода святителем текста Септуагинты.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

2 образе (англ.). 1392 1 беспокойство, тревога ожидания (англ.). 1393 1 комнате ожидания (англ.). 1394 2 блок интенсивной терапии (англ.). 1395 3 Downtown (англ.) – деловая часть, центр юрода. 1396 1 бега трусцой (англ.). 1397 2 новость (англ.). 1398 3 Роланд Стил " Уолтер Липман и американское столетие " (англ.). 1399 4 Взлеты и падения (фр.). 1400 5 " отчуждение " 1401 6 я фланер, праздношатающийся (фр.). 1402 1 отделывается поверхностным объяснением символа, изображает его так, как будто никакого символа нет (англ.). 1403 1 " …никогда не говорил он ни о молитве, ни о Боге, ни о загробной жизни. До конца он оставался зрелым человеком " (англ.). 1404 1 Приняв все во внимание (фр.). 1405 2 истеблишменту, влиятельным кругам (англ.). 1406 3 Слова из марша Семеновского полка. 1407 1 " приятелем " (фр.). 1408 2 писцом (фр.). 1409 3 Из стихотворения " Без отдыха дни и недели " . Правильно: " Но реял над нами/Какой-то особенный свет,/Какое-то легкое пламя,/Которому имени нет " . 1410 1 Р.Коста " Эдмунд Вильсон. Наш сосед из Талкотвилля " . Изд-во Сиракьюсского университета, 1980 (англ.). 1411 2 " величие! " (англ.). 1412 1 Б.Леви " Французская идеология " (фр.). 1413 2 Личные впечатления (англ.). 1414 3 " левые " (фр.). 1415 4 серьезных последствиях (англ.). 1416 1 новые правые (фр.). 1417 1 " пригородных " (англ.). 1418 2 Книга " Евхаристия. Таинство Царства " . 1419 3 Так что как Бог решит (англ.). 1420 4 Очень просто (англ.). 1421 1 обоснованное явление (лат.). 1422 2 " писательство " (англ.). 1423 3 1Ин.2:16. 1424 4Ин.3:8. 1425 1 потенциал, скрытые возможности (англ.). 1426 2 страшно сказать (лат.). 1427 3 Из книги " Другие берега " , гл.14. 1428 1 Стихира Великого понедельника 1429 1 Из трагедии А.Пушкина " Борис Годунов " . 1430 1 " они нас дурачат " (фр.). 1431 2 дурачит, облапошивает (фр.). 1432 1 1Кор.1:17. 1433 1 " Духовность 101 " (англ.) (название курса). 1434 2 вещь в себе (нем.). 1435 3 Ср.: Мф.18:3. 1436 4 Провозглашая единственной реальностью непосредственный чувственный опыт человека и давая эмпирическую трактовку религиозного опыта, Уильям Джеймс отвергал традиционный теистический дуализм Творца и творения и основанную на нем богословскую концепцию религии. Хотя религия получает в его теории прагматическое оправдание, истолковывается как спонтанно возникающие субъективные переживания и описывается в психологических терминах. 1437

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Fg. de sabbato, 1405–6. Epistola ad Sergium, 1405–08. AA.SS., 1299–1310, Notitia G., 1289–94; FH., 1293–1300. ANASTASIUS IV ANTIOCHENUS. Cf. Anastasius Sinaita, 89. Notitia FH., 1409–10, ANASTASIUS BIBLIOTHECARIUS, s. IX, 108. Historia ecclesiastica ex Nicephoro patr., Georgio Syncello et Theophane contracta, 1187–1428. (Omissa chronographia. brevi Nicephori quæ; est in 100; ex Syncello, 1191–1206; ex Theophane, 1205–1428.) Fabroti monitum, 108, 1187–8. ANASTASIUS CÆSAREÆ, Palæst. arch., s. XI, 127. De jejunio Deiparæ (Cotelerius), 519–32. Notilia Oudin, 517–8. ANASTASIUS MONACHUS, Maximi discipulus, 664, 90. – Ad epistolam Maximi, latine, 133–34. Ad collegium monachorum Calaritanum, lat., 133–6. Notitia FH., 1409–10. ANASTASIUS PRESBYTER et apocrisiarius, 666, 90. Ex editione Maximi (Combefis). Epistola ad Theodosium, latine, 173–78. Patrum Testimonia (S. Hippolytus contra Beronem), 178–88. Syllogismi, 187–94, 10, 839–48. Capperonnier Animadversiones in Anastasii versionem, 847–52. ANASTASIUS S. EUTHYMII abbas, s. VIII, 89. Epistola ad monachos Calaritanos=ANASTASII monachi. Adversus Judæos (M.), 1203–72, 1271–4, 1273–82. Notitia FH., 1407–8. ANASTASIUS SINAITA, s. VII, 89. Hodegus (Gretser). 35–310. Index scriptorum, 1357–64, Quæstiones (Gretser), 329–824. Index quæst., 311–28; scriptorum, 17–20; adde., 1, 517–8 (Cotelerius). Oratio de sacra synaxi (Combefis), 825–5;). In Hexameron, lib. 1–11, latine ex Maxima Bibliotheca Patrum, lib, 12 græce etiam ex editione Allix, (1682), 851–1052, 1051–78. In sextum Psalmum (Canisius), 1077–1144. In illud Secundum imaginem (M.), 1143–50; sermo tertius (Bandini), 1151–80; fg, (M.), 1283–86, græce. Contra monophysitas sententiæ Patrum [contra Arianos] (M.), 1179–92. Sermo in defunctos (Matthæi), 1191–1202. Disputatio adversus Judæos, 1203–72; Dialogus parvus 1271–4; alia interrogatio, 1273–82 (M) ­ vide ANASTASIUS S. Euthymii. De operationibus, fg. græce (M.), 1281–4. Contra Diætetum, fg. græce (M,), 1283–4. In Sergium grammaticum, græce (MA, 1285–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

рукоположен 6.04.1396. Севастиан рукоположен в 1411 г.; упом. на Соборе 15.11.1415. Герасим (в 1414 г.– еп. Владимиро-Волынский) 1428 г.; в 1433 г. возведен на митрополию Киевскую, оставаясь в Смоленске; сожжен в 1431 г. в Витебске. Тверские епископы Свт. Симеон (бывший еп. Полоцкий) упом. в 1272,1285 и 1287 гг.; † 3.02.1289. Андрей рукоположен в 1289 г.; в 1315 г. оставил епархию; † 1323. Варсонофий рукоположен в 1315 г.; † 1328. Феодор I рукоположен в 1330 г.; † 1342. Свт. Феодор II (Добрый) упом. с 1344 г.; в 1360 г. оставил епархию; † 20.03.1367. Василий рукоположен в 1361 г.; † 1372. Евфимий (Вислень) рукоположен 9.03.1374; в июле 1390 г. лишен епархии; † 1392. Свт. Арсений рукоположен 24.07.1390; † 2.03.1409. Антоний рукоположен 2.02.1411; упом. в 1415–1417 гг. рукоположен ок. 1435 г.; упом. в 1437, 1438, 1442, 1451 гг. Туровские епископы Стефан упом. в 1328 г. Феодосии рукоположен в 1390 г. Антоний в 1405 г. заключен в Симонов монастырь. Ефимий рукоположен 8.09.1411; упом. 15.11.1415. Черниговские и брянские епископы Павел рукоположен в апреле 1332 г. рукоположен 19.09.1335; упом. в 1345 г. Нафанаил упом. после 1356 г. Григорий упом. в 1377 г. Исаакий 1389–1415. Холмские епископы Кирилл упом. в 1242–1249 гг. Иоанн I упом. в 1250–1280 гг. Григорий упом. в 1328–1332, 1335 гг. Иоанн II упом. в 1330–1347 гг. Каллист упом. в 1376 г. Феодосии I (схимник) Стефан (схимник) Нестор Сильвестр упом. в 1392 г. Иоасаф II упом. до 1414 г. Павел (Червенский) упом. в 1415 г. Харитон упом. с 15.11.1415 до 1428 г. Григорий упом. в 1432–1468 гг. XIII в., после 1240 г. После 1250 г. Витебский Заполотский на Лучне мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. 1260 (?) Вологодский Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня. 1261–1288 Ростово-Ярославский Петровский на Поле мужской монастырь в честь свв. апп. Петра и Павла. Ранее 1262 г. Новгородский Ксенофонтов Робейский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. Ранее 1262 г. Лаврашевский мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Известно совместное почитание Г. и вмч. Димитрия Солунского, к-рых в народных преданиях называют братьями или родственниками. Эти представления были заимствованы у греков крестоносцами: согласно хронике Петра Тудебода, эти святые вместе с вмч. Феодором возглавляли христ. войско во время Антиохийской битвы в 1098 г. В наст. время Г. считается покровителем армии Греческой Республики. В Египте почитание Г. наложилось на культ бога Гора. Мученичество Г., написанное на копт. языке, возникло в VI - нач. VII в., а цикл чудес сложился до араб. завоевания. Согласно данным папирусов V-VIII вв., почитание Г. отмечено в Афродито, Джеме, Гермополе, Оксиринхе, Птолемаиде и др. Древнейшее упоминание о праздновании Г. засвидетельствовано в т. н. Календаре Саккары (VIII в.). В Египте Г. было посвящено много церквей и мон-рей, наиболее известны в Мит-Дамсисе (к северу от Мит-Гамра) и в Дельте. В Коптском Синаксаре особо указывается под 3 паопе (араб. бауна) освящение первой ц. во имя вмч. Георгия в г. Бирма, в оазисе Бахария. Синаксарь указывает, что мощи Г., хранившиеся в этой церкви, в патриаршество Матфея I (1378-1409) были перенесены в мон-рь авы Самуила, а при патриархе Гаврииле V (1409-1428) - в ц. во имя вмч. Георгия в Ст. Каире. В наст. время, по свидетельству О. Мейнардуса, частицы мощей Г. находятся в 15 церквах и мон-рях Египта. Из Египта почитание Г. проникло в Эфиопию. Ист.: BHG, N 681-686m; Книга Паломник. С. 23, 27-28, 32; Πτρια Κωνσταντινουπλεως//Scriptores Originum Constantinopotanarum/Ed. Th. Preger. Lpz., 1907. N. Y., 1975p. Pt. 2. (BSGRT); Πολτης Ν. Τ δημδη λληνικ σματα περ τς Δρακοντοκτονας το Αγου Γεωργου//Λαογραφικ. 1912-1913. T. 4; Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 102; Житие прп. отца нашего Феодора, архим. Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/Пер., вступ. ст., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005. Лит.: Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 43 - 52; Krefting A. St. Michael und St. Georg in ihren geistesgesch. Beziehungen. Jena, 1939; Janin. Églises et monastères. P. 69-78; Howell D. St. George as Intercessor//Byz. 1969. T. 39. P. 121-136; Mark-Weiner T. Narrative Cycles of the Life of St. George in Byzantine Art: Diss. N. Y., 1977. 2 vol.; Idem. Ann Arbor, 2003; Balboni D. Giorgio//BiblSS. Vol. 6. P. 512-525; Aubert R. Georges de Lydda (50)//DHGE. T. 20. Col. 633-641; Walter Ch. The Origins of the Cult of St. George//REB. 1995. T. 53. P. 295-326; Χαλκι-Στεφνου Π. Ο λδβλθυοτεΑγιοι Γεργιοι. Αθνα, 1996. Σ. 45-62; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. T. 1. Σ. 66, 76, 89, 91, 111, 120, 155, 162, 165, 183, 218, 237, 254, 270, 274, 277, 296, 307, 317, 323; Т. 2. S. 42, 52, 85, 91, 158, 169, 189, 206, 243, 292, 320, 409.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Regula ad monachos, 967–70. SERAPIONIS, MACARII, PAPHNUTII et alterius MACARII regula ad monachos, 34, 971–78. Regula alia ad monachos, 977–80. Regula tertia 979–82. Regula orientalis ex patrum orientalium regulis collecta a Vigilio diacono, 983–90. ATHANASIUS. Vita S. Antonii, 26, 836–976. PALLADIUS. Historia Lausiaca, 34, 995–1262. ANONYMUS. Paradisus Patrum seu ægyptiorum monachorum historia, 65, 441–56. ANONYMUS. Apophtegmata Patrum, 65, 71–440, 106, 1383–88. APPENDIX ad vitas utriusque Macarii, 34,207–264. EUSEBIUS CÆS, De operibus bonis et malis, 24, 1189–96 et 1195–1208. ATHANASIUS. Epistolæ ad Amunem, 26, 1169–78. Ad Orsisium, 977–80. Ad monachos ægypti, 26, 1185–6, 1189–90. Ad Joannem et Antiochum, 28, 1165–8. Ad Palladium; 1167–70. PSEUDO-ATHANASIUS. Syntagma doctrinæ ad monachos, 28, 833–46. Doctrina et Sermo ad Antiochum ducem, 555–90; 589–93. Vitæ monasticæ institutio, 845–50. Epistolæ 1–2 ad Castorem, 849–72, 871–906. Sermo exhortatorius, 1107–14. Syntagma ad quemdam politicum, 1395–1408. Sermo pro iis qui sæculo renuntiarunt, 1409–20. Doctrina ad monachos, 1421–6. De corpore et anima, 1431–34. Vita sanctæ Syncleticæ, 1487–1558. BASILIUS CÆS. Ascetica, 31, 617–1428. Prævia institutio ascetica, 619–26. Sermo de renuntiatione sæculi, 625–48. Sermo de ascetica disciplina, 647–52. De judicio Dei, 653–76. De fide, 675–92. Moralia, regulæ 1–80, 699–870. Sermo asceticus 1–2, 869–82, 881–8. Regulæ fusius tractatæ 1–55, 889–1052. Regulä brevius tractatæ 1–313, 1051–1306. Ро_епæ in monachos delinquentes, 1305–14, in canonicas, 1313–6. Constitutiones asceticæ, 1315–1428. De humilitate, 525–40. De gratiarum actione, 31, 217–38. Adversus iratos, 353–72. De invidia, 371–86. Quod mundanis adhærendum non sit, 31, 539–64. In illud attende tibi, 197–218. Sermones 1–24 de moribus, ex operibus Basilii a Symeone Metaphrasta collecti, 33, 1115–1382. De informatione ascetica, 1509–14. De consolatione in adversis, 1687–1704. De misericordia et judicio, 1705–14. Consolatoria ad ægrotum, 1713–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

40 . Митрополит Иона, скончавшийся 31-го марта 1461-го года. По случаю перестройки Московского Успенского собора, 29-го мая 1472-го года были обретены его мощи, от которых при сем случае совершилось несколько чудес. По этому поводу и было установлено ему местное празднование 1307 . —91— 41 . Исаия, епископ Ростовский, преемник св. Леонтия, скончавшийся около 1090-го года, мощи которого были обретены одновременно с мощами Леонтия в 1164-м году. Местное празднование его памяти установил в 1474-м году Ростовский архиепископ Вассиан Рыло. В позднейших списках Несторова жития Феодосия Печерского к словам жития об Исаии, что «добрых ради прав его (он) поставлен бысть епискупъмь Ростову городу» читается приписка: «и тамо со святыми чтут его, прият бо от Бога чудотворения дар» 1308 . В приписке этой, сделанной после установления празднования Исаии, должно видеть объяснение причины, почему установлено празднование. 42 . Арсений, епископ Тверской, скончавшийся 2-го марта 1409-года. Местное празднование ему установил в 1483-м году Тверской епископ Вассиан (из князей Стригиных-Оболенских) 1309 . 43 . Феодор, архиепископ Ростовский, скончавшийся 28-го ноября 1394-го года, 44 . Стефан, епископ Пермский, скончавшийся 26-го апреля 1396-го года, и 45 . Евфимий, архиепископ Новгородский, скончавшийся 11-го марта 1458-го года, являются в богослужебных книгах как святые и называются святыми в других памятниках после 1475-го года или в последней четверти XV века 1310 . Феодор погребен в Ростовском кафедральном соборе; Стефан погребен в Москве, в бывшем придворном Спасском монастыре, теперешнем придворном Спасском соборе; Евфимий погребен в составляющем его ктиторию Вяжицком монастыре: вероятно, что местное празднование каждому из троих и началось совершаться в сейчас указанных местах их погребения. 46 . Аврамий Ростовский, живший неизвестно когда, по всей вероятности – в XIV веке 1311 , т. е. бывший современником преп. Сергия Радонежского, и —92— 47 . Никон Радонежский, скончавшийся 17 ноября 1427-го или 1428-го года, причислены к лику святых в конце XV – начале XVI века 1312 , причем память Аврамия, благодаря, как вероятно думать, обилию в его житии чудесного, по характеру своему – весьма необыкновенного, из местной скоро стала общецерковною, а празднование Никону ограничивалось до митр. Макария стенами Троицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР (ок. 1380-1390, Монемвасия на Пелопоннесе - 27.04.1463, Рим), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463). Биография О национальности И. в источниках и научной литературе высказывались различные мнения: русские источники называют его итальянцем, славянином, огречившимся болгарином, в лат. и греч. текстах И. назван «природным греком» (обзор мнений см.: Шпаков. Государство и Церковь. С. 34-35). Первоначальное образование, вероятно, И. получил в интеллектуальном центре Пелопоннеса - Мистре, бывшей значительным центром в Византийской империи по переписке рукописей (возможно, здесь сформировался красивый характерный почерк И.). Ок. 1403-1405 гг. И. перебрался в К-поль, возможно, учился у философа и ритора Мануила Хрисолора . В последние годы пребывания в столице империи И. стал близок к имп. Мануилу II Палеологу , поскольку уже в 1409 г. правитель поручил И. ответственное задание - переписать составленную императором речь (эпитафию) на смерть его брата Феодора Палеолога и в 1411 г.- торжественно произнести ее в день памяти царского родственника. Осенью 1410 - весной 1411 г. И. вернулся в Монемвасию и в монастыре арх. Михаила и всех ангелов принял монашество. Возможно, И. нек-рое время посещал философский лекторий Георгия Гемиста Плифона - именно этим можно объяснить особое отношение И. к философии Платона и пренебрежение трудами Аристотеля . В философской школе Плифона И. мог познакомиться с буд. митрополитами Виссарионом Никейским и свт. Марком Евгеником , митр. Эфесским. В 20-х гг. XV в. И. неск. раз произносил в честь имп. Иоанна VIII Палеолога энкомии и панегирики, что может свидетельствовать о его неофиц. статусе панегириста. В 1428-1429 гг. в связи со спором митрополитов Коринфского и Монемвасийского о церковной принадлежности п-ова Майны (Мани) И. было поручено составить 2 записки об истории этой общины и представить их императору. Спор был решен в пользу Монемвасийского архиерея. В 30-х гг. XV в. И. стал игуменом монастыря св. Димитрия в К-поле, находившегося под патронатом Палеологов.

http://pravenc.ru/text/674888.html

Когда об этом узнал Папа Евгений, то воспринял это весьма болезненно, сочтя созыв Собора весьма серьезным актом, угрожающим властолюбию папского престола. Ведь на Базельском Соборе были и восточные христиане, и на него собрались более семисот латинских епископов при содействии почти всех европейских правителей, с целью отменить и исправить «нелепости Италии». Этим выражением особо подчеркивались соблазны, которые исходили от трёх последних Пап (последним из них был Евгений) и смущали Западную Церковь . Ибо с 1378 по 1428 год Западная Церковь находилась в состоянии великого раскола, и в этот промежуток было одновременно два Папы: Венедикт – в Авиньоне (Франция) и Григорий в Риме. Они отлучали друг друга от Церкви и анафематствовали. Тогда для исправления столь бедственного церковного положения стали созывать различные Соборы, присваивая этим Соборам титул Вселенских. Они провозглашали древний и поистине соборный порядок: «Только Вселенское Собрание Церкви есть единственная видимая и высочайшая церковная власть, которой должны подчиняться и Папы». В 1409 году Собор в Пизе низложил обоих «антипап» и провозгласил Папой Александра 15 . После этого Константский Собор 1414 года подкрепил то же самое неоспоримое кафолическое достоинство Единой Церкви: «ибо и Папы являются частью Епископского собрания и должны подчиняться олицетворяемой этим собранием видимой Церкви Христовой». Когда на папский престол взошёл папа Евгений IV, тот самый, который вёл переговоры с Императором Константинопольским Иоанном Палеологом, был созван Собор в Базеле. Этот Собор, состоявшийся в 1431 году, еще суровее восстал против абсолютной власти и авторитарной непогрешимости Папы Евгения. Поэтому Папа Евгений с такой радостью принял предложение Иоанна Палеолога о том, чтобы единение Церквей осуществилось на Вселенском Соборе. Папа Евгений так стремился к единению Церквей, что ради будущего пышного приёма Императора и греческих клириков продал все свои серебряные и золотые сосуды и даже отдал под залог за 40 000 флоринов свою папскую тиару.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010