Обратимся к анализу Рогожского летописца. Его состав охарактеризовал А. А. Шахматов: текст до 1288 г. представляет краткую компиляцию, в основе которой лежат извлечения из «Свода 1448 г.» и суздальская летопись; известия 1288–1327 гг. близки к тексту Тверского сборника; следующая часть (1328–1374 гг.) представляет соединение тверского источника с известиями, читающимися в Симеоновской летописи; текст 1375–1412 гг. сходен с одной Симеоновской 288 . Извлечения из «Свода 1448 г.» сделаны, по предположению А. А. Шахматова, в 60-х годах XV в., но Я. С. Лурье уточнил, что источником служил не сам «Свод 1448 г.», а Новгородская IV летопись 289 (следовательно – извлечения произведены уже после 1428 г., которым датируется первоначальный вид Новгородской IV летописи) 290 . Представляется правильной точка зрения М. Д. Приселкова, что в основе Рогожского летописца (и соответствующей части Симеоновской) лежит Троицкая летопись в редакции, доведенной до 1412 г. и составленной в Твери 291 . В связи с тем, что рукопись Рогожского летописца датируется 40-ми годами XV в., принципиальное значение получает вопрос о соотношении текстов Рогожского летописца и Тверского сборника 292 . Содержание Тверского сборника, как известно, разделяется на две части: первую (до 1255 г.) занимает фрагмент ростовского свода 1534 г., вторая часть, начинающаяся с 1247 г. и продолжающаяся до 1499 г., в основе представляет тверскую летопись, с ростовскими вставками (сходными с Московско-Академической летописью), окончание же (после 1485 г.) имеет московское происхождение (хотя оно могло быть заимствовано через ростовское посредство). Текст второй части Тверского сборника вплоть до начала XV в. сходен с Рогожским летописцем, что свидетельствует о их происхождении из общего источника. История создания обоих памятников проясняется из сопоставления известий за 1402–1408 гг. В Рогожском летописце статьи 1402–1408 гг. просто отсутствуют, в Тверском сборнике они читаются, но уже в поздней переработке (текст кончая известием о смерти Федора Моложского) 293 . Покажем, что статьи 1402–1408 гг. Тверского сборника восходят к общему с Рогожским летописцем источнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сохранившиеся свидетельства представляют Ж. д " А. в традициях эпического повествования: она трижды приезжала к Роберу Бодрикуру, прося его о содействии; потом трижды пыталась увидеться с дофином, и только на 3-й раз ей это удалось. Карл трижды испытывал ее при встрече, выдавая за себя своих придворных. Тем не менее, «как по волшебству», произошло узнавание, после чего она рассказала «своему королю» некий секрет, знать о к-ром могла лишь от Бога. Не менее чудесным стало и обретение меча, принадлежавшего, согласно преданию, кому-то из прославленных полководцев прошлого. Этот меч делал Ж. д " А. настоящим воином, готовым послужить Французскому королевству и выполнить 3 обещания: снять осаду с Орлеана, короновать дофина в Реймсе и изгнать англичан из страны (Procès en nullité. Vol. 2. P. 328; Quicherat. Vol. 4. P. 210). Встреча с дофином произошла весной 1429 г. Ж. д " А. настаивала на том, что послана Господом на помощь Франции и должна возглавить франц. армию. Карл и его советники, не поверив незнакомке, послали ее в Пуатье, где она была подвергнута 3-недельным допросам. Удостоверившись в «доброй репутации» девушки, ее благих намерениях и непорочности, верные дофину юристы и теологи рекомендовали доверить Ж. д " А. войско и послать ее к Орлеану, осажденному англичанами, где она обещала «явить знак своей избранности» ( Quicherat. Vol. 3. P. 392). Участие Ж. д " А. в военных операциях (снятие осады с Орлеана, последовавшая за ним «неделя побед» в долине р. Луары) оказало большое влияние на ход Столетней войны. Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Худож. Ж. О. Д. Энгр. 1854 г. (Лувр, Париж) Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Худож. Ж. О. Д. Энгр. 1854 г. (Лувр, Париж) К кон. апр. 1429 г., когда Ж. д " А. прибыла в Орлеан, осада длилась уже более полугода (с 12 окт. 1428). Англичане окружили город, лишив его связи с неоккупированной территорией. Даже самые преданные дофину советники сомневались в успехе задуманной операции. Перед командирами была поставлена задача «попытаться снять осаду, если это окажется возможным» (Procès en nullité.

http://pravenc.ru/text/182197.html

По этому договору Англия и Франция должны были объединиться в одно королевство во главе с английским королем Генрихом V. Сын Карла VI, дофин Карл, по этому договору лишался престола. Дофин Карл бежал к арманьякам. Вскоре, почти одновременно, умирают Карл VI и Генрих V. Английская партия провозглашает королем десятилетнего Генриха VI. В свою очередь арманьяки провозгласили королем дофина Карла, под именем Карла VII. В этой ситуации войне не предвиделось конца. Юг и Север Франции вновь становятся двумя враждебными сторонами. В 1428 г. англичане осадили Орлеан . Судьба Орлеана должна была решить исход Столетней войны и судьбу Франции. Явление Жанны д " Арк в этот период войны резко меняет ход событий. Под командованием Жанны д " Арк была снята осада с Орлеана, и в ходе Столетней войны наступил резкий перелом. По совету Жанны дофин Карл коронуется в Реймсе под именем короля Карла VII . После этого Карл VII въезжает в Париж. Францию охватывают патриотические настроения. Война продолжается, однако победы одерживают уже французы. Постепенно отвоевываются у Англии все ее владения во Франции, только порт Кале пока еще оставался в руках англичан. Наконец, в 1453 г. был подписан мирный договор между двумя странами, который положил конец Столетней войне. Франция вышла из войны разоренной. Патриотическое чувство, рост национального самосознания способствовали быстрому восстановлению страны — централизации государства, оживлению и подъему экономики и т.д. Скомпрометировавшая себя в ходе Столетней войны французская знать значительно способствовала укреплению роли и авторитета короля и королевской власти как центра образующейся нации. После Столетней войны король получил возможность иметь постоянную наемную армию; он укрепил и расширил центральный и местный государственный аппарат. Была проведена новая налоговая реформа, обеспечившая постоянный источник государственных доходов Франции. После Столетней войны Франция вступила на путь централизации, завершившейся в XVI-XVII вв. Ссылки по теме

http://sedmitza.ru/lib/text/441088/

Наконец, по части церковного имущества Синоду принадлежало наблюдение за правильным употреблением церковного достояния. Так как в то время назревшими вопросами были вопросы о призрении многочисленных нищих и об обеспечении духовенства, то Синоду вменялось в обязанность упорядочить оба эти дела в целях устранения многочисленных злоупотреблений, тунеядства среди нищенствующих и нестроений в приходском клире 1426 . Само собою разумеется, что принимать это перечисление дел и обязанностей Синода, данное в духовном регламенте, за полную «регламентацию предметов ведомства Синода и законоположений, нормирующих все правовые отношения Синода», как делает это один исследователь о Синоде 1427 , утверждающий затем, что «Синоду представлялось широкое поле деятельности как относительно пределов компетентности в известных делах, так и в решении последних», было бы совсем несправедливо. Духовный регламент, этот «учредительный акт» Синода, заменявший патриаршество Синодом, изменял только форму управления Российскою Церковию и не изменял в сущности круга церковных дел. Что принадлежало Церкви до регламента, то осталось за нею вообще и после, и нет серьезных оснований говорить о представлявшемся будто бы Синоду «широком поле» деятельности по определению «пределов компетентности». Синод принимал патриаршее наследство вообще в полном объеме круга дел, и не было надобности исчислять их в духовном регламенте, который и не дает такого исчисления, а только, обозревши круг дел, подлежащих Синоду, в самых общих чертах, и перешедши затем к обязанностям высшего органа церковного управления, он, в этой среде преимущественно, или напоминает забытое, или указывает вновь назревшее. Сам духовный регламент не раз напоминает читателю об этом. Часть II гласит: «о сих всех порядком, что есть важное, зде предлагается»; и в другом месте: «зде некая токмо предлагаются для примера, чтоб от сих мощно было наблюдать и прочая». Часть III гласит: «обаче некия правительства сего должности и собственно зде предлагаются» 1428 . При всем том необходимо не упускать из виду, что при неясности и «запутанности юридических понятий того времени» 1429 , в духовном регламенте не проведено разграничения между строго разграничиваемыми в нынешней юридической науке объемом предметов, подлежащих известному учреждению, и обязанностями этого учреждения 1430 . II

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Ефес – это один из самых знаменитейших центров древне-классической культуры. С этим славным именем соединяется представление о том малоазийском приморском городе, который держал в своих руках чуть не всю торговлю Средиземного моря и Малой Азии 1420 , который, благодаря своим огромным богатствам, умел так пользоваться жизнью, что даже суровый стоик Сенека, и тот признал его самым роскошнейшим местом для жизни тех душ, которые не заботятся о добродетели 1421 . Это тот город, который, затратив неимоверно громадные средства, построил такой великолепный храм для своей богини Дианы, чтимой всей Асией 1422 , что он еще в то время за свое величие и художественность был включен в число семи чудес света, и болезненно-тщеславный Герострат, задумавший прославиться уничтожением чего-либо великого, не нашел ничего другого, более подходящего для своей цели, как это архитектурное чудо 1423 . Местоположением Ефеса служила небольшая долина по реке Кайстру, выходившая своей широкой западной стороной на берег Икарийского залива. Ближайший к Ефесу южный город был Пигем, основанный Агамемноном и имевший храм Артемиды Мунихийской 1424 , ближайшим же северным городом был Колофон с рощей Аполлона Клария 1425 . Долина реки Кайстра представляла из себя одну из самых очаровательных местностей живописной Ионии. Широкая и открытая возле моря, она постепенно суживалась к востоку, пока не замыкалась наконец высокой горной вершиной Месогиса. Ребрами этого природного треугольника служили группы невысоких холмов. Вблизи почти самого моря, в юго-западном углу долины, возвышалась гора Солмисс 1426 ; по ее восточному скату спускалась «превосходная роща» различных деревьев, между которыми преимущественно возвышались стройные кипарисы 1427 . Спустившаяся в долину роща перерезывалась маленькой речкой, Кенхрием, изливавшимся в Икарийский залив 1428 . Далее, слегка начав уклоняться к северо-востоку, поднимался двойной холм Коресс 1429 , за которым следовал Прион, эта неиссякаемая сокровищница прекраснейшего белого мрамора 1430 . Эта долина, в изобилии украшенная прекраснейшей растительностью 1431 , вдохновляла еще древнего Гомера прелестью своих речных берегов, усеянных обыкновенно стаями гусей, журавлей и белоснежных лебедей 1432 . Виргилий 1433  и Овидий 1434 также уделили несколько звучных строф прелести этого места.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Болящая весьма хорошо сделала, что причастилась св. Христовых Тайн, кои суть истинное врачество для души и тела. Даруй ей Господи благодушие и терпение. Спокойствие душевное – великое пособие к выздоровлению. Как бы хорошо она делала, если б могла не думать... Пустяков столько лезет в голову. – Пусть молится коротенькою молитовкою ко – Господу Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю. Потом пусть читает на память какой-нибудь псалом, какой знает, и размышляет о нем потихоньку. Евангелие хорошо прочитать ей немного, а она бы послушала. Не оставляйте ее одну. Сидите подле, – и тут что-нибудь работайте... и другия тут бы были. Ей веселей... и мысли не бурлили б... Это теперь большие враги. Вы крепко уморились. Теперь отдыхать будете. – И весело посматривать на выздоравливающую... 27 август 1885 г. 1426 письмо 1350 вып. 8 стр. 124) Мысли по выздоровлении Оправились?! Слава Богу! Но того расположения и чаяния, что вот-вот смерть не отлагайте... И вследствие того пребывайте в состоянии готовящейся поминутно отойдти... Дай вам Господи еще потрудиться во славу Его. 1427 письмо 997 вып. 6 стр. 52) Молитвенное обновление по выздоровлении Очень рад, что наконец вы стали на ноги. Выздоровевший обыкновенно чувствует себя обовленным. Думаю, что и у вас было тоже чувство. Надо сделать, чтоб обновление телесное сопровождалось обновлением духовным. Вам Бог дал или указал его – в краткой молитве, которую вы творили тогда. Мне и пришло на ум подсказать вам: возьмитесь за одну коротенькую молитовку, – и все ее творите... и за делом и без дела, и ходя и сидя, непрестанно. Сначала вы будете заставлять себя творить эту молитовку, а потом она сама будет читаться... Только возьмитесь и без перерыва трудитесь... Это молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. Внимание же при этом держите не в голове, и не на небе, а в сердце, там внутри, под левой грудью. Когда навыкните, то этим будете разгонять все смущающее, – и призывать мир на душу. 1428 письмо 647 вып. 4 стр. 94) 2. Болезни во спасение

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Удивительно, что у Златоуста епископ призывает обменяться лобзанием. 1425 Это противоречит универсальной литургической практике, которая назначает все подобные возгласы диакону, и мы соглашаемся с толкованием Ван де Паверда, что приветствие епископа является сигналом к диаконскому возгласу. 1426 Златоуст не приводит формулы, используемой для призыва. В «Апостольских постановлениях» и антиохийских проповедях Златоуста есть Павлов текст из 1 Кор. 16, 20; 2 Кор 13, 12: «Приветствуйте друг друга святым целованием». 1427 Это также традиционная формула армянского обряда и, следовательно, армянской версии ЗЛАТ. 1428 Но у нас нет никаких сведений об использовании этих слов в византийской ЗЛАТ или ВАС. Во всех древних византийских литургических рукописях и в большинстве позднейших призыв звучит просто «Возлюбим друг друга», 1429 дополненный в textus receptus «да единомыслием исповемы», что является, очевидно, позднейшим расширением призыва, чтобы придать ему форму введения в Символ веры . Вероятно, это появилось уже после отмирания лобзания мира среди мирян. Однако трудно определить, где возникло это дополнение, потому что рукописи обычно сокращают формулы и опускают диаконики. Например, несколько кодексов дают только «двери, двери» перед символом, 1430 опуская общепринятый «вонмем». Но у нас есть свидетельство о наличии «вонмем» в древнейших источниках (см. вторую часть этой главы), мы считаем это инципитом диаконского призыва. То же самое можно сказать относительно «возлюбим друг друга». Ранние источники показывают, что это было изначальной формулой. Однако является ли это сокращением пространного textus receptus, не всегда понятно по спискам с XII в., например, по рукописи Paris Gr. 328 (P. 41). С этого времени у нас есть свидетельства из других источников в пользу развернутого чтения. Это кодекс из XII в. константинопольского типа Paris Gr. 347. Он имеет перед лобзанием (P. 85): γαπσωμεν λλλους να ν μονον [Возлюбим друг друга, да единомыслием]. Два других списка константинопольского типа, Burdett-Coutts III, 42 (XIII в. ?) и Univercity of Micigan 49 (=бывший Burdett Coutts J, 10, XIII в.) приводят более длинную редакцию. 1431 Это – единственные источники до XIV в., в которых есть дополнение. Но в списках XIVXV вв. приращение становится более частым, особенно в монашеских евхологиях, 1432 хотя его нет ни в одном из монашеских диатаксисов, включая творение Филофея. Большинство источников этого периода дает только краткую древнюю формулу. Полное отсутствие пространной редакции в итальянских списках до XVI в. может свидетельствовать о константинопольском или монашеском происхождение этого дополнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Взяв затем новоприведенного за руку, восприемник обходит с ним троекратно вокруг стола, поставленного среди комнаты, на котором обыкновению лежит в это время евангелие, все собрание, стоя, поет в это время тропарь богоявлению: „Во Иордане крещающуся“.... или стих: „Елицы во Христа креститеся“ 1424 .... У некоторых скопцов, по окончании кругового хождения, читают места из евангелия (напр. Матф. Х . гл. 16–22 ст.; V гл. 28–30 стихи и т. д.) и других книг Св. Писания и произносят род ектеньи, в которой верные и праведные приглашаются помолиться об Акулине Ивановне, Петре Феодоровиче и проч. 1425 Когда пение и чтение умолкнут, новоприведенного поздравляют „с обновлением пути и тела“ 1426 , целуются с ним 1427 и уверяют его, что все грехи, содеянные им до этого времени, прощены и что он теперь значится „духовным христианином“, „братом духовным обществу по Боге“, а самому начальнику или начальнице корабля „духовным сыном“. В удостоверение всецелой преданности и любви всего корабля к новому его члену, последнего, по распоряжению восприемника или восприемницы, иногда ставят в переднем углу, дав ему в руки икону и свечу. При пении церковной песни: „Упование наше, Матерь Божия, на тебя возлагаем“... сначала сам духовный отец, а потом и все собрание прикладывается к иконе и свече, находящимся в руках новопросвещенного 1428 . Этим и оканчивается совершение обряда принятия в секту; иногда, впрочем, по окончании его следует совершение обыкновенного радения 1429 . Само собою понятно, радостным чувствам по случаю привода нового члена в секту нельзя положить и предела: все сектанты ликуют и радуются. Андреянов, говоря о своем приводе, замечает, что „божии“, по окончании этого обряда, постоянно обращались к нему с вопросом: „что у Господа какой великий праздник бывает“? Так как сам Андреянов не в состоянии был ответить на предлагаемый вопрос, то они ему „из священного писания“ доказывали, что „у Господа тогда велик праздник бывает, когда грешная душа обратится на покаяние, и ангели божии на небеси радуются об душе оной“ 1430 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Забывая присягу, по которой они клялись воздерживаться от какого бы то ни было хищения 1424 , они знали только одно: как бы обогатиться на счет плательщиков 1425 , а так как для дворца нужны были деньги во что бы то не стало, то все их прижимки ставились в заслугу чиновника, лишь бы казначейство получило от него свою часть 1426 , и базилевс принужден был закрывать глаза на бедствия своих подданных, о которых он, быть может, часто и не знал. 1427 " Император Юстиниан, говорит Прокопий, имел обычай много прощать своим виновным чиновникам, вследствие чего они много грешили и против нравственности, и против интересов государства». 1428 У историков описываемого времени можно найти бесчисленное множество примеров, показывающих, что вся административная лестница, сверху до низу, начиная от ближайших лиц к императору и до низших чинов отдаленнейших провинций, – все чиновники соперничали в испорченности и вымогательствах. Известно, как в центре финансового управления, в префектуре претория, Иоанн Каппадокийский, этот «худший из людей» 1429 , направлял все искусство своего гения для получения денег в казну 1430 , как он, чтобы собрать золото, частью для казначейства, частью для самого себя, безжалостно и бесстыдно жертвовал человеческими жизнями и разорял целые города. 1431 Столько же жестокий, как и алчный 1432 , он для того, чтобы вырвать деньги у тех, кого он считал богатыми, устроил в тюрьмах претория целый арсенал для пыток, откуда его жертвы выходили или «обобранными или мертвыми»; «всегда готовый украсть» 1433 , чтобы увеличить свое колоссальное богатство, он скандальным образом спекулировал на всем, напр. на хлебе, на поставках войскам 1434 , очень мало беспокоясь о последствиях, лишь бы самому поживиться. Однако, несмотря на то, что его презирали решительно все 1435 , он пользовался беспредельным доверием императора 1436 и своей изобретательностью в изыскании средств на покрытие всякого рода расходов, «своей постоянной заботой, как говорил Юстиниан, об увеличении государственных доходов», он сумел сделаться необходимым, и ему все прощалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

—143— Далее дорога шла по сравнительно мало заселенной местности, где города и селения были очень редки. Сна­чала она продолжала уклоняться в принятом ранее направ­лении, к северо-западу 1427 . Довольно большое пространство путникам приходилось проходить по утесистому пути 1428 , но потом дорога спускалась по горной отлогости 1429 , шла по террасообразному спуску во глубь помянутой выше се­верной долины 1430 . Пересекши 30° восточной долготы, она оставляла прежнее северо-западное направление и прини­мала почти прямое, северное, с весьма небольшим укло­ном к западу 1431 . Здесь она шла по глубокой прибреж­ной долине, которая с востока замыкалась скалистыми, обрывистыми Самарийскими горами, а с запада отделялась —144— от морского берега невысокими, покрытыми непрерывными лесами, горными цепями. Это была знаменитая по своей восхитительной красоте долина, давшая образы священному писателю книги Песнь Песней 1432 . Это была – долина Сарон (, , Σαρν, Λεσαρν, Lasaron, Saron, Saroua) 1433 . Она простирается от Иоппии до Кесарии 1434 . Па­лестина, обыкновенно говорят, по климату и раститель­ности представляет собой сочетание всех поясов: вер­шины ее самых высоких гор (Ермон) покрыты сне­гом, ее холмы и возвышенности принадлежат умерен­ному климату, а ее низменности и долины – тропиче­скому. Долина Саронская была тропическим уголком этой страны. Прекрасно орошенная многочисленными ре­ками и ручьями, сбегающими с Самарийских гор в Средиземное море, постоянно пользующаяся морской прохладой, плодородная почва долины изобиловала самою роскошнейшей растительностью. Обширные луга, покры­тые красивою и сочною травою, издавна служили са­мым лучшим пастбищем для скота, и царь Давид со­держал здесь особых приставников для надзора за сво­ими царскими стадами. Маслины и пальмы, смоковницы и померанцы, виноградники и яблони 1435 – все это привольно и пышно росло на плодородной равнине, взбиралось по скатам соседних гор и холмов и делало долину сплош­ным громадным благоухающим садом плодовых де­ревьев. Не даром Ирод Великий, который подчас был способен к проявлению тонкого эстетического чув­ства, когда задумал почтить память своего умершего отца Антипатра постройкой нового богатого отстроенного города, то местом для этой постройки избран именно в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010