В сборнике о чудесах Пресв. Богородицы архим. Иоанникий (Галятовский) описывает последовательно 2 чуда от Н. и., и оба касаются необыкновенного поведения иконы во время процессий: икона «кланяется низко до земли», опускаясь и поднимаясь, так что священники или архиереи не в силах удержать ее в руках (Чудо 42); икона, вырвавшись из рук, сама по воздуху перенеслась и встала над амвоном, а затем, пройдя через царские врата, обошла престол и остановилась за ним - на своем привычном месте (Чудо 43). Очевидно, основанием для включения рассказа об иконе в сочинение архим. Иоанникия (Галятовского) стало современное ему 2-е чудо, пришедшееся, как сообщает автор, на время правления молдав. господаря Георге Штефана (1653-1658). Впрочем, сам архим. Иоанникий (Галятовский) икону не видел (доказательство тому - допущенные иконографические неточности при описании оборотной стороны). Есть вероятность, что источником его информации был занимавший влиятельное положение при дворе Георге Штефана буд. рус. дипломат Н. Г. Спафарий (Милеску-Спэтарул; 1636 - между 1708 и 1714) - он бывал в Нямецком мон-ре, где изучал его архивы. Имя Спафария, как и дату чуда, происшедшего в период правления Георге Штефана - 17 февр. 1655 г., удостоверяет в своем сообщении митрополит Молдавский Георгий IV. Согласно ему, появление Н. и. в Молдавском княжестве пришлось на время правления господаря Александру I Доброго (1400-1432) и связано с визант. имп. Иоанном VIII Палеологом. После смерти отца, имп. Мануила II (21 июля 1425), Иоанн возвращался в К-поль из поездки по Зап. Европе, чтобы стать полноправным правителем Византии, и держал путь через Молдавское княжество. Там его встретил господарь Александру I Добрый и сопроводил до Килийской крепости на Дунае. В качестве благодарности стране, в которой буд. император увидел «людей мудрых и благочестивых», он по вступлении на престол оказал ее правителю Александру I Доброму, Церкви (в лице митр. Молдавского Иосифа) и народу особые милости. Так, среди даров императора упоминается в т. ч. икона Божией Матери, на обороте к-рой изображен вмч. Георгий Победоносец. Митр. Георгий IV свидетельствует о том, что сам видел в Нямецком мон-ре хранившиеся там императорские хартии о дарованиях. Т. о., согласно сообщению митрополита, икона могла прибыть в Молдавское княжество в период между 1425 и 1432 гг.

http://pravenc.ru/text/2578017.html

[Де Тедески, также Панормитан, Палермец; лат. Nicolaus Tudescus, de Tudesco, de Tudeschis, de Tedeschis; Panormitanus; итал. Niccolò Tedesco, Tudisco, de " Tedeschi, de " Todeschi] (1386, Катания, Сицилия - 24.02. 1445, Палермо), архиеп. Палермо (с 1435), канонист, юрист, участник Базельского Собора (1431-1449), сторонник концилиаризма (см. Соборное движение ). О жизни Н. де Т. известно мало. По-видимому, он происходил из знатной сицилийской семьи; согласно надгробной эпитафии, его предки были выходцами из Германии. По мнению К. Пеннингтона, «де Тудиско» (de Tudisco) было фамильным именем Н. де Т.: в письме, составленном между 1425 и 1430 гг. (Monac. Clm 23686. Fol. 1), он подписался «Никколо де Тудиско, сицилиец из Маньяче» (Nicolaus de Tudisco Siculus Matantensis). В 1400 г. Н. де Т. вступил в орден бенедиктинцев . В 1405 или 1406 г., получив стипендию сената г. Катании, он начал изучать право в Болонье у известного канониста Антонио да Бутрио, а после его смерти в 1408 г. переехал в Падую к Франческо Дзабарелле (см. Забарелла ). Н. де Т. изучал также рим. право и в своих сочинениях часто ссылался на его нормы. Он считается одним из главных знатоков ius commune - ученого канонического и рим. права. В 1411 г. Н. де Т. получил степень д-ра канонического права (подписывался как doctor decretorum) и преподавал в Болонье, затем в Парме (1411 или 1412-1418) и Сиене (1418 или 1419-1430). В Сиене он написал свои основные труды по праву, приобрел репутацию известного преподавателя и юрисконсульта. В 1431 или 1432 г. городской совет Болоньи предлагал ему 600 солидов за преподавание в ун-те. Анджело Фаброни (1732-1803) в «Жизнеописании великого Козимо Медичи» (Magni Cosmi Medicii vita) упоминал, что 5 мая 1432 г. Н. де Т. прочел лекцию во Флоренции, а на следующий день флорентийцы пригласили его преподавать у них. Неск. месяцев спустя венецианцы предлагали ему вознаграждение за чтение лекций в Падуе, но флорентийцам удалось удержать Н. де Т. у себя. Пеннингтон предполагает, что Н. де Т. продолжал читать отдельные лекции во Флоренции и в 1433-1435 гг. Как считает Пеннингтон, во Флоренции он имел возможность работать с древнейшим списком «Дигест» Юстиниана , захваченным флорентийцами при завоевании Пизы в 1406 г. (Флорентийский кодекс - Laur. Pandette. S. n., ок. 600). Дж. Мурано, указывая на отсутствие имени Н. де Т. в платежных ведомостях магистров права Флорентийского ун-та, напротив, полагает, что он, хотя и получил предложение преподавать во Флоренции, скорее всего не воспользовался им.

http://pravenc.ru/text/2565548.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ-ЕФРЕМ Прп. Иоанн Лествичник. «Лествица». 1423-1424 гг. (ГИМ. Усп. 18 - бум. Л. 329). Автограф Евсевия-Ефрема Прп. Иоанн Лествичник. «Лествица». 1423-1424 гг. (ГИМ. Усп. 18 - бум. Л. 329). Автограф Евсевия-Ефрема [«убогий (ленивый) Евсевие», «непотребный Ефрем»] (не ранее 90-х гг. XIV в. (?), Московское великое княжество (?) - 1-я треть XV в.), рус. мон. («русин»), книгописец, живший и работавший в К-поле (в мон-ре Богородицы Перивлепты) и на Афоне (в мон-ре Ватопед ) в 1-й четв. XV в. Даты жизни Е.-Е. неизвестны, но, судя по его почерку («младший» полуустав южнослав. облика с элементами подражания греч. минускулу), он обучался письму не ранее 1400-х гг. Большинство написанных им рукописей уже в XV в. бытовало или копировалось в Москве или Подмосковье (прежде всего в Троице-Сергиевом мон-ре). Е.-Е. копировал для посылки на Русь преимущественно аскетические сочинения в переводах, выполненных либо отредактированных южнослав. книжниками в XIV - 1-й четв. XV в., выступая т. о. в роли проводника «второго южнославянского влияния» (см. ст. Южнославянские влияния ). Е.-Е. был также инициатором перевода на слав. язык «Слова постническа по вопросу и ответу» прп. Максима Исповедника , выполненного в 1425 г. на Афоне южнослав. книжником кир Иаковом Доброписцем (при этом вопросы о возможности отождествления последнего с соименным серб. книгописцем нач. XV в., к-рый перевел (?) и переписал в 1426 на Афоне 1-ю ч. Бесед свт. Иоанна Златоуста на кн. Бытие (ГИМ. Син. 36), и о пребывании Е.-Е. в серб. мон-ре св. Павла на Афоне нуждаются в дополнительном исследовании и аргументации; ср.: Вздорнов. 1968. С. 177-178). Известно не менее 5 рукописей, полностью или частично переписанных Е.-Е. и сохранившихся в оригиналах или копиях: 1) сборник житий на нояб.-май (или Житие прп. Симеона Дивногорца в его составе) - список 1432-1443 гг., сделанный в Троице-Сергиевом мон-ре при игум. Зиновии (РГБ.

http://pravenc.ru/text/187378.html

Новая риза установлена на Казанскую икону Божией Матери ноября 2021 Новая драгоценная риза установлена на чудотворный образ Казанской Божией Матери в Казанском кафедральном соборе 1 ноября, перед престольным праздником . Риза была изготовлена петербургским ювелиром Андреем Бондаренко из золота, серебра и камней, пожертвованных в знак избавления от болезней, бед и скорбей, попечением благочестивого прихожанина Александра. В 2020 году настоятель Казанского собора митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий благословил воссоздать оклад, украшавший чудотворный образ до 1922 года. Из описи 1736 года известно, что на Казанской иконе было две драгоценные ризы: " Образ Казанской Богородицы весь в окладе, подвес жемчужный, при образе крест золотой с алмазами и другими камнями разных видов; в кресте имеется часть ризы Пресвятой Богородицы, при образе привешены два камня изумрудных " , а также " убрус жемчужный с разными камнями, который был прежде на образе Казанской Богородицы, и два ожерельца " . Ныне лучезарный лик Царицы Небесной, как и 100 лет назад, предстоит в сиянии свечей и блеске драгоценной ризы, и часто слышится возглас: " Радуйся, светлое Церкве Небесныя и земныя украшение " . Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, ныне находящаяся в соборе, была принесена в Санкт-Петербург царицей Прасковьей Федоровной весной 1708 года и поставлена в деревянной часовне на Петроградской стороне. В августе 1733 года императрица Анна Иоанновна повелела построить каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, куда 12 июня 1737 года и был перенесен чудотворный образ Божией Матери. Для иконы сделали из золота богатый оклад, украшенный драгоценными камнями. К концу XVIII века церковь обветшала, и император Павел I решил воздвигнуть на этом месте величественный собор. 15 сентября 1811 года состоялось освящение Казанского собора, построенного по проекту Андрея Воронихина. К освящению собора для иконы была создана " новая риза из чистого золота и украшена драгоценными каменьями и жемчугом " . На окладе из чистого золота весом десять фунтов (4,5 кг) сверкали 1432 алмаза, 1665 бриллиантов, 638 рубинов, 155 изумрудов, 7 сапфиров, 1400 жемчужин. В результате советской кампании " по изъятию церковных ценностей " исчезли, чаще всего в неизвестном направлении, многие ценности из собора, в их числе - и драгоценная риза с чудотворной иконы. После закрытия Казанского собора в 1932 году образ Царицы Небесной хранился в Князь-Владимирском соборе. Только в 2001 году икона вернулась на историческое место - в иконостас Казанского собора, полностью возвращенного Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Кафоликон. 1532 г. [Румын. Moldovia], монастырь (до 1785 мужской, с 1932 женский) в честь Благовещения Пресв. Богородицы (нач. XV в.) Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии в составе Молдовы и Буковины митрополии Румынской Православной Церкви с кафоликоном в честь Благовещения Пресв. Богородицы (1532). Расположен в с. Ватра-Молдовицей (жудец Сучава, Румыния) недалеко от впадения р. Чумырны в р. Молдовицу, в 25 км к северу от г. Кымпулунг-Молдовенеск и в 30 км к юго-западу от мон-ря Сучевица . Один из наиболее древних мон-рей Молдавского княжества . Кафоликон М., покрытый уникальными фресками как в интерьере, так и снаружи, занесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (1993). История Согласно преданиям, мон-рь был основан при молдав. господарях Мушатинах (ок. 1375-1546), однако в источниках сведения об этом отсутствуют. Молдав. летописец Григоре Уреке (XVII в.) в «Летописи страны Молдавской» писал, что молдав. господарь Александр Добрый (Александру I; 1400-1432) построил 2 больших мон-ря: Бистрицу и М., которые наделил земельной собственностью, прудами и др. ( Grigore Ureche. 1990. P. 30-31). Первое историческое упоминание о М. содержится в документе от 31 окт. 1402 г.: Александру I пожаловал мон-рю 2 мельницы в Бае (в городе и на окраине), одарил «половиной сладницы и 4 татарскими домами» (DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 23). В источниках говорится и о др. пожертвованиях Александру I М., перечисленных в документе от 18 нояб. 1409 г. (Ibid. P. 38-39), подложном документе от 15 февр. 1410 г. (Ibid. P. 420-421) и в документе о пожертвованиях от 17 марта 1418 г. (села Проворотие и Опришинци - Ibid. P. 62-63). Братский корпус. 1610–1612 гг. Братский корпус. 1610–1612 гг. Исходя из существующих данных, можно предположить, что при Мушатинах, во 2-й пол. XIV в., недалеко от р. Молдовица посреди леса была воздвигнута деревянная церковь, которая просуществовала до нач. XV в. В 1402-1410 гг. Александру I построил на ее престоле каменную церковь, которая в нач. XVI в. в результате проливных дождей или землетрясения развалилась. Сохранился фундамент древней церкви, впервые он был сфотографирован в 1922 г. румынскими историками Н. Йоргой и Г. Балшем ( Iorga, Bal . 1922. Р. 47; Vata ianu. 1959. Vol. 1. P. 311), описан Ш. Балшем и К. Николеску ( Bal , Nicolescu. 1958. P. 23-26), затем В. Вэтэшьяну ( Vata ianu. 1959. Vol. 1. P. 309-311; Idem. 1965. P. 29-33), Д. Нэстасе ( N stase. 1968. P. 187-188), Н. Григорашем и Й. Капрошу ( Grigora , Capro u. 1968. P. 34-39). Возможность существования до нач. XV в. деревянной церкви в периметре действующего монастыря невелика. При археологических раскопках (60-е гг. XX в.), проведенных у древней церкви, следы деревянных сооружений найти не удалось. Можно предположить, что эта церковь находилась в другом месте ( Cereteu. 2004. P. 50-52).

http://pravenc.ru/text/2564046.html

Venerable Simeon Of Pângrai Venerable Saints Simeon and Amphilochius Of Pângrai      Venerable Simeon was born at the beginning of the fifteenth century in a village close to Piatra Neam city, at the time of the pious ruler Prince Alexander the Kind (1400-1432). From his youth he was a very religious man, choosing to live the monastic life and joining the community of Bistria Monastery. After much ascetic practice and obedience, in 1432 he retired together with two of his disciples on the left bank of Pângrai creek. There he built a cell of fir beams in a beautiful meadow where he stayed together with his disciples in permanent prayer, so that his place became known as “Simeon’s Hermitage.” Having heard of him, Right-believing Prince Stephan the Great (1457–1504) helped him raise a small wooden church dedicated to Great Martyr St. Demetrius the Myrrh-Gusher. When Metropolitan Teoctist I consecrated it, Venerable Simeon was ordained priest, becoming the founder and igumen of Pângrai Monastery, called “Simeon’s Skete” until 1508. There he gathered many disciples around him, growing in self-denial and prayer and receiving the gifts of healing and of prophecy. The faithful benefited from his blessings, as well as high officials, and even Right-believing Prince Stephan the Great, who used to ask for his advice for him and for the country. In 1476, when the Turks invaded Moldavia and won the battle of Rzboieni, Venerable Simeon prayed for the country and for the ruling prince to rid them of the invaders, and took his disciples to settle at Cava Monastery, in Mure region. There he passed away the same year in the autumn, being buried in that monastery. Towards the end of 1484, when peace was reigning again in the country, Right-believing Prince Stephan the Great placed his relics in a shrine and kept them in his treasury, in great honor. Then he took parts of the relics and placed them in a shrine for veneration, burying the rest of them in the Citadel of Suceava. On March 6, 2008 the Holy Synod of the Romanian Orthodox Church canonized Venerable Simeon and Amphilochius , to be celebrated on September 7/20. Through the prayers of the venerable Saints Simeon and Amphilochius, Lord Jesus Christ our God have mercy on us. Amen. Troparion, tone 3: Oh, Venerable Fathers Simeon and Amphilochius, you who did enlighten the Carpathian woods through your prayers and filled the whole valley of Bistria with a spiritual aroma, close advisers of the ruling princes and radiant torches of the monastics and pious faithful, pray to God for us, who celebrate with love your holy commemoration. 20 сентября 2016 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/97199.html

Скачать epub pdf 194. Юрий (Георгий) Дмитриевич, князь звенигородский и галицкий сын Дмитрия IV Ивановича Донского, великого князя московского и всей Руси, от брака с Евдокией Дмитриевной (в иночестве Евфросиния), княжной суздальской, причтенной православной церковью к лику святых. Родился в Переславле-Залесском 26 ноября 1374 г. и крещен св. Сергием Радонежским; по договорной грамоте великого князя Дмитрия Донского с князем Владимиром Андреевичем Храбрым (см. 52) признан «равным братом» последнему в 1388 г.; по духовной грамоте отца своего получил уделом Звенигород, Рузу и Галич в 1389 г.; послан с дядей Владимиром Храбрым на встречу Софьи Витовтовны, княжны литовской (см. 180), невесты великого князя Василия I, брата своего, в 1391 г.; ходил с тем же дядей на Новгород и взял Торжок в 1392 г.; по приказанию великого князя, брата своего, воевал – и завоевал – Болгарию казанскую в 1399 г.; договорной – грамотой великого князя Василия I с князем Федором Ольговичем рязанским признан равным последнему в 1403 г.; по смерти Василия I, княжа, кроме родового удела, и на Вятке, не только не хотел признать великим князем Василия II (см. 44), племянника своего, но отправил к нему посла с угрозами, а сам уехал из Дмитрова в Галич, куда послан к нему, для увещания, св. Фотий, митрополит московский, в 1425 г.; заключил с племянником договор, обязывавший каждого из них до решения ханского оставаться при своем, в 1428 г.; объявив племяннику войну, поехал тягаться с ним в Орду в 1431 г.; не признанный ханом в достоинстве великокняжеском, сам не захотел оставаться в Дмитрове и удалился в Галич в 1432 г.; оттуда вместе со своими сыновьями двинулся на племянника, занял Переславль-Залесский, разбил Василия II 25 апреля на р. Клязьме в 20 верстах от Москвы, вступил в Москву, всенародно объявил себя великим князем, а предместнику своему дал в удел Коломну, но скоро увидел холодность к себе москвичей – и добровольно возвратил Василию II престол его, с чем вместе дал слово отступиться от сыновей своих, трех Юрьевичей, в 1433 г.; не замедлив, однако, послать к этим Юрьевичам галицкую дружину свою, участвовавшую в разбития рати московской на р. Куси, сам, по разорении Галича Василием II, разбил племянника в Ростовской области, заставил его бежать в Новгород, на Мологу, в Кострому, в Нижний, осадил Москву, вступил в Кремль, вторично объявил себя великим князем, укрепился договорами с разными удельными князьями – и умер внезапно 6 июня 1434 г. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. Князь Юрий галицкий был женат с 1400 г. на Анастасии (ум. 1422 г.), дочери князя Юрия Святославича смоленского, и имел от нее трех сыновей: Василия Косого, Дмитрия Шемяку (см. 75) и Дмитрия Красного. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ДОБРЫЙ [молдав. Alexandru cel Bun] († 1432), молдав. господарь из династии Мушатов, правивший в 1400-1432 гг. А. Д. способствовал укреплению могущества Молдавского княжества, росту городов и развитию торговли. Уделял большое внимание устроению церковной жизни в княжестве. Выступил посредником в разрешении спорного вопроса об административно-каноническом устройстве Церкви в Молдавии, возникшего в ее взаимоотношениях с К-польским Патриархатом. 26 июля 1401 г. Вселенский Патриарх Матфей I (1397-1410) утвердил еп. Иосифа (Мушата) первым Молдавским митрополитом. Кафедру митрополии учредили в Сучаве - столице княжества. Были основаны 2 епархии: Рэдэуцкая (1402) и Романская (1408). А. Д. покровительствовал правосл. Церкви, был ктитором многих храмов и мон-рей, жаловал им земли и села. В митрополичьей грамоте от 7 янв. 1407 г. впервые упоминается Нямецкий Вознесения Господня мон-рь . В 1429 г. А. Д. даровал мон-рю имение с с. Загорным в Бессарабии. А. Д. основал мон-ри Молдовица (в 1402), Киприаны, Бистрица , в к-ром впосл. был захоронен. Укрепил и обустроил мон-ри Хумор, Пынгэраци, Бисерикани, Боготин, Тазлэу и др. В 1415 г. перенес в Сучаву из Четатя-Албэ (совр. Белгород-Днестровский) мощи мч. Иоанна Нового Сочавского , что стало знаменательным событием в духовной жизни Молдавской митрополии. В отношении инославных А. Д. проводил политику веротерпимости. Так, в 1401 г. в Сучаве была основана арм. епископия. В 1405-1413 гг. (по др. сведениям, в 1415 г.) в Бае основана католич. епископия для поселившихся в Молдавском княжестве поляков, венгров, немцев. Лит.: Istoria Moldovei în date/Elaborata: V. Sati. Chiinu, 1998; P curariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Bucureti, 1992. Vol. 1; idem. Basarabia: Aspecte din istoria Bisericii i a neamului românesc. Jai, 1993. В. П. Беспалко Рубрики: Ключевые слова: АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) БЕГГА († 693), св., (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля) Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской

http://pravenc.ru/text/64356.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ РУСИН (2-я пол. XIV в.- после 1436), тверской иером. (мон-ря Богородицы на Перемере?), подвизавшийся на Афоне (вероятно, в Вел. лавре), книгописец; возможно, входил в состав группы лиц, переписывавших и покупавших на Афоне книги для отправки на Русь. В 1430 г. приобрел в мон-ре Пантократор болг. Евангелие-тетр (см. Четвероевангелие ) кон. XIV в. (ГИМ. Воскр. 5-бум.), к-рое вложил в 1436 г. в мон-рь на Перемере. В 1431 г. переписал в Вел. лавре сборник с Житием св. Афанасия Афонского (копия записи А. Р. сохранилась в списке, сделанном между 1436 и 1445 гг. в Троице-Сергиевом мон-ре - РГБ. Троиц. 746), в 1432 г. там же - Житие св. Григория Омиритского, переведенное на слав. язык афонским мон. Антонием (Багашем) ; известно по копии, выполненной для Кириллова Белозерского мон-ря (РНБ. Кир.-Бел. 45/2184 - в этом позднем списке переводчик Антоний (Андоний) ошибочно назван Андронием). Возможно, А. Р. одно и то же лицо с «последним во иноцех малейшим Афанасием», вложившим не ранее 1400-х гг. шитую плащаницу (или воздух) «Положение во гроб» рус. работы в афонскую Вел. лавру, экспонирующуюся в наст. время в монастырской ризнице (памятник не исследован и не опубликован). Открытым остается вопрос об идентификации А. Р. с «грешным Афанасием», переведшим или переписавшим в 1401 г. в к-польском мон-ре Богородицы Перивлепты Иерусалимский устав («Око церковное») . Полностью исключена вероятность отождествления А. Р. с прп. Афанасием Высоцким Старшим и их обоих с южнослав. иером. Афанасием Кратовцем (из Кратово в Македонии), не ранее 1492 г. оставившим владельческую запись на пергаменном серб. Уставе церковном сер. XIV в. (ГИМ. Воскр. 9-перг.). Лит.: Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 278; Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 11, 31; Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерус. б-к (XIV-XVII вв.). СПб., 1914. Вып. 1. С. 89; Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 180, 197-198; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 81, 88, 89. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИКТОР (Высоцкий Василий Парфеньевич; 1795?-1871), иером., головщик Симонова и Данилова мон-рей в Москве, духовный композитор ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/77026.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОЛХЕШТИЙ-МАРИ [румын. Dolhetii-Mari], с. в 15 км к востоку от г. Фэлтичени, в жудеце Сучава, Румыния, где находится ц. вмц. Параскевы - одна из старейших в Молдове. Предположительно возведена в 1-й четв. XV в. (вероятно, ранее 1412). Археологи Л. и А. Бэтрына, проводившие в 1986-1987 гг. обследование храма, относят его построение к времени правления молдав. господаря Александра Доброго (1400-1432), а его ктитором считают боярина из рода гетмана Шендри. Грамота от 15 марта 1490 г., в к-рой перечислены села с приходскими храмами и указаны имена служащих священников Рэдэуцкой епархии, упоминает также Д.-М.; при этом уточняется, что это село входило в состав епархии уже при господаре Александре. Близкий сподвижник молдав. господаря св. Стефана Великого и его родственник портар Сучавы Шендря (был женат на сестре господаря Марии), погибший в битве при Рымнику-Сэрат (8 июля 1481), был похоронен в Д.-М. рядом с отцом. Это также является свидетельством того, что церковь существовала задолго до 1481 г. Храм небольшой, прямоугольный в плане, зального типа, с нартексом и 5-гранным алтарем (примечательно, что алтарь имеет грани также и изнутри в отличие от более поздних молдав. храмов). Притвор и колокольня над ним были возведены в XIX в. В интерьере стены имеют обширные арочные ниши. В одной из ниш юж. стены представлена своеобразная деисусная композиция, центром к-рой является изображение в откосах окна Христа Еммануила в чаше в окружении 2 ангелов. В верхнем регистре ниши - образы Ветхого денми и Христа Пантократора. Далее следуют парные изображения святых, представленные в соответствии с небесной иерархией (все в 3/4-ных разворотах, в молении): 4 евангелиста, апостолы Петр и Павел и 4 святителя, 4 мученика. В нижнем регистре под откосом окна - ктиторская композиция. Ее центром является тронный образ Спасителя, Которому предстоят Богородица и свт. Николай. Слева - гетман Шендря, в синем головном уборе и золототканом плаще держит в руке свиток со словами: «Иисусе, Господин жизни моей, приими молитвы и дар рабов Твоих, и даруй нам милость Твою». В откосах ниши помещены святые в медальонах, в центральном - Этимасия. Росписи в нише выполнены в приглушенных зеленых, желтых и красных тонах. Они были открыты во время расчистки стен в 1927 г. проф. И. Д. Штефэнеску. Специалисты считают автором этой росписи иером. Гавриила - иконописца, работавшего в церкви с. Бэлинешти, и датируют ее 1481 г. Лит.: Comarnescu P. Indreptar artistic al monumentelor din nordul Moldovei. Suceava, 1961; Biserica din Dolhetii-Mari//Monumente istorice bisericeti din Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1974. P. 75-76; Dr gu V. Dicionar enciclopedic de art medieval româneasc. Bucur., 1976. P. 129-130. Рубрики: Ключевые слова: АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс

http://pravenc.ru/text/178785.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010