Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ ИЗ РЭДЭУЦИ [Румын. Leontie de la Rdui] (2-я пол. XIV - 1-я пол. XV в.), св. Румынской Православной Церкви (пам. 1 июля), еп. Род. в Молдавском княжестве в Рэдэуци (совр. жудец Сучава, Румыния). Поступил в рэдэуцкий мон-рь Богдана с соборным храмом во имя свт. Николая Чудотворца, основанный после 1359 г. молдав. господарем Богданом I, и принял в нем постриг с именем Лаврентий. Вскоре инок удалился в пустынную гористую местность в долине р. Путны, где близ с. Лаура основал скит с небольшим деревянным храмом, впоследствии названный его именем (в наст. время село в черте г. Викову-де-Сус, жудец Сучава). Стяжал дар прозорливости и целительства. Согласно церковной традиции, среди учеников старца в скиту был инок св. Даниил Пустынник, ставший впосл. духовником господаря св. Стефана Великого. В нач. XV в. молдав. господарь Александру Добрый (1400-1432) поставил Лаврентия во епископы новообразованной Рэдэуцкой епархии. В конце жизни принял схиму с именем Леонтий. В 1621 г. иерей Захария (Копыстенский) писал: «В Рэдэуци, в епископии, почивает нетленное тело св. Леонтия, чудотворца...» В 1992 г. Синод Румынской Православной Церкви прославил Л. из Р. в лике святых. Мощи святителя покоятся в мон-ре Богдана в Рэдэуци (архиепископия Сучавская и Рэдэуцкая). Лит.: Stan L. Sfinii români. Sibiu, 1945. P. 14-20. Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) ВАСИЛИЙ Назарович Завгородний (1893-1937), свящ., сщмч. (пам 28 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2463549.html

1426.  Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15. 44). 1427.  Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4. 12–13). Collatio VII, caput XIII. 1428. См. Слово о смерти. 1429. Не лишним будет упомянуть здесь, что люди, лишившиеся рук и ног, вполне ощущают присутствие этих членов при теле и способность действовать ими. Такое практическое познание дает ясный намек о существе души, согласно тому, как изображают его святые Отцы. 1430. Откр. 6. 11; 7. 9. 1431. Беседа 16, гл. 8. 1432. Ангелы, которых существо однородно с существом души человеческой, являлись святым Божиим облаченные в белые или светлые одежды (Мф. 28. 3; Лк. 24. 4, Ин. 20. 12, Деян. 1. 10). Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи восхищен в рай, видел себя в одежде, сотканной из молний. И проч. 1433.  …плоти и костей не имеет (Лк. 24. 39). 1434. В московском издании бесед преподобного Макария Великого 1820 года к 9-й главе 4-й беседы приложено примечание, в котором сказано, что некоторые из древних церковных учителей, как то: Ориген, Тертуллиан, преподобный Кассиан, преподобный Макарий Египетский — приписывали Ангелам и душам тончайшие тела, что Иоанн Дамаскин в своем Изложении Православной веры (кн. 2, гл. 3), толкуя сие их мнение, говорит, что они называли их телесными по отношению только к Богу, что прочие учители Церкви, как то: Игнатий, Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст — полагали их «бестелесными и существа ми простыми». Мы сочли нужным дополнить это примечание нижеследующим: святой Иоанн Дамаскин, как в третьей главе 2-й книги, так и во всем Изложении Православной веры, не сделал ни одной ссылки ни на сочинения святого Макария Великого, ни на сочинения преподобного Кассиана Римлянина, а ссылается он наиболее на святого Григория Богослова, потом на святых: Дионисия Ареопагита, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского и других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1430 Святой Иоанн Златоуст представляет при этом Бога так говорящим к Адаму: “какого снисхождения заслуживаешь ты, забывший Мою заповедь и дерзнувший предпочесть словам Моим даяние жены? Ибо хотя и жена дала, но Моя запо­ведь и страх наказания достаточны были для того, чтобы удержать тебя от вку­шения. Или ты не знал, или не ведал? Потому-то, заботясь о вас, Я и предсказал, чтобы вы не подверглись сему, – так что, хотя жена настроила тебя к нарушению заповеди, но и ты не безвиновен. Ты обязан был иметь еще большую веру в Мою заповедь и заботиться не только о том, чтобы самому не вкусить, но чтобы и жене показать величие преступления, ибо ты глава жены и для тебя она создана. А ты извратил порядок, и не только ее не исправил. но и сам пал вместе с ней”. И далее замечает с своей стороны: “Рассмотри и слова мужа: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел ( Быт. 3:12 ). Тут нет никакой необходимости, никакого принуждения, но избрание и свобода: только дала, а не принудила, не заставила” (in Genes. homil. XVII, n. 4. 5). 1432 Блажен. Августин говорит: “кто дерзнет сказать или верить, чтобы Бог не имел силы воспрепятствовать падению ангела, или человека? Но Бог восхотел лучше предоставить это их собственной свободе” (de civit. Dei XIV, 26). И в другом месте, решая тот же вопрос, зачем Бог попустил падение человека, отвечает: “я не могу проникнуть в глубину Его намерений, и сознаюсь, что эти вещи превышают мои силы” (de Genes. ad litt. lib. II). 1434 Apud Phot. Biblioth. cod. CCXXIX, p. 1548. Таже мысль встречается у святого Амвросия (de parad. cap. VIII, n. 41). 1435 Мы уже замечали, что отступать от буквального смысла Моисеева сказания о первобытном состоянии и падении наших прародителей нет никакого основания. А потому ложно мнение енкратитов (apud Clem. Strom. III, 12, 13), манихеев (apud Augnstin. de morib. Manich. c. XIX) и других еретиков последующего времени, будто заповедь Божия Адаму и Еве состояла собственно в запрещении им супружества, и грех их – в поступке против этой заповеди,– когда, напротив, известно, что Бог, как только сотворил первых людей, мужчину и женщину. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт. 1:28 ), и тогда же преподан им закон супружества: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ( Быт. 2:24 ). Все это было еще до искушения от змия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1431 Последним завещанием Спасителя перед Его животворящей смертью было повеление, вкушая обычную свою пищу, вспоминать о Нем и о совершенном Им деле спасения, приобщаясь через это по действию Духа Святого к обоженному естеству Его. Св. апостол Павел, согласно с повествованием евангельским рассказывает, как Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание ( 1Кор. 11:23–25 ). Но при этом не нужно думать, что эти хлеб и вино есть только образ тела и крови Христа. Господь прямо сказал: сие есть тело, а не образ тела и сия есть кровь, а не образ крови и ядущий Меня, а не хлеб и вино, жить будет ( Ин. 6:57 ). Верующим в Него, Он в Таинстве Причащения дарует под видом хлеба и вина истинные Свои плоть и кровь. Как это происходит? – Действием Святого Духа, подобно тому, «как при содействии Святого Духа Господь для Себя и в Себе осуществил и плоть от святой Богородицы». 1432 И хотя образ такого действия по существу неисследим, но все же можно попытаться объяснить его через рассмотрение физиологических процессов происходящих в теле человеческом. Согласно законам телесной природы, хлеб и вино, употребляемые человеком в пищу, переходят в состав его телесного организма, делаясь плотью и кровью его. При этом они изменяются, но не по существу своему, а лишь по виду и образу существования. Что верно по отношению к человеческой природе вообще, верно и по отношению к человеческой природе Спасителя, в частности, потому что Он имел ту же плоть и ту же кровь и поддерживал Свою человеческую жизнь той же пищей и тем же питием. Следовательно, сущность хлеба и вина одинакова с сущностью плоти Богочеловека, которая составилась из них. Отличие же плоти Сына Божия от плоти падшего человека состоит лишь в том, что она соединена с Божественной природой, сообщающей ей свойства безгрешности, нетления, вечности и духовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

1432] как пасти и руководить ближних. Сам Он говорит великому Петру: если любишь Меня, паси овец Моих ( Ин.21:17 ); и еще: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши ( Иер.15:19 ); и еще: обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак.5:20 ). Кто самовольно по властолюбию берет пастырский жезл, тот ненавистен и противен Богу, не спасает других и сам не спасется; а кто, быв призван, примет настоятельство из повиновения Богу, тот будет другом Божиим, может спасти других и сам спастись. А так как ты призвана к этому, то радуйся и страшись: первое на основании надежды, второе по причине подвигов; управляй и руководи, исполняя пастырство и неся заботы об общине. Тебя страшит молва, как говоришь ты, но ты имеешь покровителем Бога, при помощи молитв матери: на Него возложи заботы свои, и Он сделает удобоисполнимыми намерения твои. Ты говоришь, что не имеешь никого, кто бы искренно защищал тебя? Но ты имеешь первым защитником Самого Господа, Которого ты возлюбила, потом и хранителя жизни твоей Ангела, избавляющего тебя от всякого зла. Поэтому благодушествуй и не унывай, укрепляйся и не ослабевай, имея попечение и о благосостоянии тела, чтобы надлежащим образом служить Богу и управлять сестрами. Также и сестры, ибо к ним надобно обратить речь, пусть следуют разумно и пасутся богоприлично, дыша только одною тобою и признавая тебя истинною своею матерью, а (707) друг друга неложными сродницами. Ибо где есть такое единодушие, там Христос посреди и совершенство блаженной жизни. Они избрали блаженную жизнь, возлюбив девство, имея Женихом своим Христа, но не женихов тленных, с которыми сочетание прискорбно, а спустя немного разлука еще горестнее. Жених же Христос, Которого они имеют, никогда не умирает, но есть Жизнь всех, и с Ним они войдут, соблюдая обет чистоты 1316 , в небесный чертог, и пищу, и питие, и одежду и всё нужное получат от благопопечительной любви Его, ибо говорит апостол: так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши ( 1Фес.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

—149— сатаны 1421 , да удручает меня 1422 да не превозношуся 1423 . Жало же это было: или его немощь, как говорят некоторые, или Александр медник ( 2Тим.4:14 ), как говорят другие 1424 . —150— 12: 8–9. Ради сего трижды Господа умолял я, —151— да отступит от меня. И сказал (мне): достаточна тебе благодать моя, которая поражает жало твое; ибо сила моя 1425 в немощи совершается, поскольку сила благодати с помощью немощных совершается. Но в этом не был услышан: поскольку откровение и о том, что не был услышан, сделано было ему, дабы убедить его, почему не был услышан. Лучше будет мне хвалиться в немощи 1426 , то есть ожидать немощи, чтобы вселилась в меня сила Христова. 12: 10. Посему благодушествую в немощах, в обидах и в гонениях; ибо, когда я немощен в этом внешнем, тогда силен я во внутреннем. 12: 11. Вот 1427 , неразумен даже стал я и хвалюсь 1428 ; поскольку вы послушанием своим, оказав повиновение нашим хулителям и гордецам, при- —152— нудили меня дойти до этого. Ибо надлежало вам, пока мы хранили молчание, свидетельствовать за нас 1429 пред нашими хулителями; поскольку в любом из всех даров, кои даются чрез Духа, никакого не имел я недостатка у вас пред наивысшими Апостолами 1430 . 12: 12. Хотя и ничто я 1431 , по делам моим, знамения однако 1432 Апостолов 1433 я совершил у вас. 1434 И мы явили вам то, что превозносят люди, – мы были у вас во всяком терпении вместе с 1435 знамениями и чудесами и силами, кои совершали мы, но никоим образом не властвовали (над вами при помощи их), ибо всем и всячески угождали мы. 12: 13. Ибо (что есть такое), в чем вы умалены были против прочих церквей, если только не тем, что я 1436 нисколько не отягчил 1437 вас, то есть едва допустил нечто принять от вас? 12: 14. Ибо не ищу вашего, но вас: ведь (ибо) не дети родителям скопляют имение тайно или явно, но родители детям. —153— 12: 15. Я же преохотно буду тратить и истрачиваться 1438 , не за имения ваши, но за души ваши. И если я люблю вас всею моею любовью, то почему же я менее любим вами 1439 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостол о смирнских христианах, „не бойся ничего, что тебе надобно претерпеть“ 1429 . Для бедных материально, но богатых духовно, худородных и беззащитных нисколько не страшны все эти испытания; и среди нищеты они сохранят свою веру. Они настолько были богаты духом, что и будущие более грозные испытания были не страшны для них. С великой похвалой отзывается св. Апостол и о пергамских христианах. „Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое и не отрекся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа“ 1430 . Мужественно и неустрашимо Церковь Пергамская „держала имя Христа“, исповедуя Его и в жизни, и в учении. Гонения и смерть не могли заставить их отречься от Него. Антипа умирает после продолжительных мучений и страданий ( μρτυς Μο πιστς). Это „был мужественнейший мученик в Пергаме, коего мучение я читал“, говорит Андрей Кесарийский . Он был сожжен во внутренности раскаленного медного быка. Этот бык был привезен при Феодосии Великом в Константинополь 1431 . Жизнеописание мученика составлено одним из пергамских христиан. Память об Антипе долго жива была среди них. Долго они собирались на том месте, где совершалось мучение, чтобы здесь воздать благодарение Богу 1432 . Светильник пергамской церкви не погасал, не смотря на все жестокие гонения и бури ярости народной. Он ярко сиял даже в той тьме, где стоял „престол сатаны“, где жил сам „сатана“, сиял как бы в его собственном царстве. Христиане города Фиатиры не только мужественно переносили все тяжелые испытания, выпавшие на долю их, но среди этих трудных обстоятельств еще преуспевали в вере. „Последние дела твои больше первых“, говорит св. Ап. Иоанн. Если у некоторых христиан постепенно охладевала „первая любовь“, то здесь, наоборот, с каждым новым днем эта „первая любовь“ развивалась и приносила большие плоды сравнительно с первыми годами существования Фиатирской Церкви. С великой похвалой отзывается св. Апостол и о Филадельфийских христианах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Глухи и слепы были Иудеи, по упорству своему; но глухи и слепы были все: и тупые язычники и философы их, потому что в мире была тьма, доколе не пришел в мир Тот, Который был Жизнь и Свет ( Ин. 1:4,9 ) и чрез Которого внесены в мир благодать и истина ( Ин. 1:17 ). 9 . Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: „правда! “ Стих 9-й повторяет вопрос, обращенный ко всем народам в гл. XLI, 21–23 1431 . Кто, кроме Бога и пророков Его, говорящих по Его повелению,-может знать будущее? Но кто же из язычников знал и прошедшее? Откровение было дано только Израилю. 10 . А мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет. 11 . Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня. Господь повелевает объявить Израилю, что самое существование этого народа есть одно из чудес, свидетельствующих о Нем и о Его милосердии. Другим свидетелем Божиим – тот „раб Господень, которого Он избрал“ (ср. гл. Ис. 42:1 ) 1432 . Израиль был от самого начала истории свидетелем Божиим: откровенными книгами своими он сохранял память о первом дне творения и о первом существе, созданном на земле по образу и подобию Божию. В этих книгах – история развития Богопознания на земле от Адама до Ноя, и от Ноя до Авраама. Ной передает человечеству откровение о Едином Боге, Творце мира и о творении; с Авраама ряд откровений сосредоточивается в избранном роде, в потомстве его и в произшедшем из чресл верующего Авраама и рожденном от Сарры, жены его, народе. История этого народа, записанная в откровенных книгах, полна чудес Божиего милосердия и долготерпения. Таково свидетельство Израиля о прошедшем. Но вот восстают свидетели и будущего. Это пророки, начиная с Авраама, среди которых высится раб Божий Моисей, которые видели не только будущее, но видели и „Того раба Божия избранного“, о Котором начинают говорить с большею и большею ясностью пророки, оставившие вам свои книги. И в числе этих последних первое место, по ясности видения, занимает Исаия, говорящий об Отроке, на котором дух Господень и которого и Иудеи признавали Мессией 1433 . Нельзя не сказать, что история Израиля и царства Иуды есть постоянное чудо, совершавшееся и совершающееся над народом этим 1434 , свидетельствующее о непреложности Божиих повелений и обетований; как священная тайна воплощения Слова Божия есть высшее свидетельство о любви Творца к человечеству, предреченное по Его милосердию в видениях пророков, объявлявших народу обетования.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Добро не может скрываться И из письма, недавно написанного тобою, возлюбленное чадо, узнал я доверенность и любовь твою к нам, смиренным, что служит признаком истинного послушания, хотя мы и грешны, и ничтожны. Да пребываешь ты в этом и впредь, благоугождая Господу и сияя добродетелью в братстве своем и между другими многими. Ибо добро по природе своей не может скрываться, но когда кажется наиболее сокрытым, тогда и делает явным того, кто совершает его, так что он становится как бы градом Божиим, по Писанию ( Пс.47:9 ). Хлеб еретический не есть Тело Христово. Впрочем, об этом довольно. О том же предмете, о котором ты упомянул, то есть о поминовении такого-то, ты должен сам по себе знать, что если имевший прежде общение с ересью по страху человеческому покается при смерти, (795) приняв, например, епитимию [Col. 1597] от кого-нибудь и таким образов вступив в общение с православными 1432 , и в этом состоянии скончается, то естественно поместить его в помянниках православных, так как Благой Бог наш, по великому человеколюбию, принимает кающегося и в самый последний час и там судит его. Поэтому, если так было, то не запрещается совершать литургию по нем пред Богом. Если же не было ничего такого, но, находясь в общении с ересью, он не успел причаститься Тела и Крови Господней (тот же хлеб еретический и не есть Тело Христово), то нельзя дерзнуть сказать, чтобы можно было делать [Евхаристическое] собрание (σναξιν) по нем (ибо божественное не может быть обращаемо в шутку), дабы молящийся о нем не услышал: просите, и не получаете, потому что просите не на добро ( Иак.4:3 ). Другого ничего не имею сказать, сколько могу понимать истину. Что общего у света с тьмою? ( 2Кор.6:14 ). Не может быть помещаем между православными не имевший общения с Православием, по крайней мере, в последний час. Ибо где он застигнут, там и будет судим 1433 , и с каким напутствием отошел в жизнь вечную, так и будет считаться. Важность Причастия в последний час Молись же обо мне. Приветствует тебя господин архиепископ и братия твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Истинное покаяние есть изменение сердца и нравов злых в добрые нравы. Истинное покаяние непременно порождает стыд и сожаление в сердце кающегося, что он так бесстыдно и бесчинно поступал с Богом. Истинного покаяния не может быть, когда человек не хочет отстать от грехов и проявить послушание Богу; это не покаяние, а прелесть и ложь и потому бесполезно для кающегося. Ибо покаяние и произвольный грех – противоположны одно другому и вместе быть не могут ( 104, 1427 ). Не в том только состоит покаяние, чтобы от внешних великих грехов отстать, но в перемене ума и сердца и обновлении внутреннего состояния. То есть нужно отвратиться от всей суеты мира сего, ибо она препятствует спасению; рассматривать различную душевную немощь, то есть гордость, гнев, зависть, нечистоту, сребролюбие и прочее, жалеть и сокрушаться, что такое зло вошло вместе со змеиным ядом в нашу душу, которая была создана чистой и непорочной, и с таким сожалением и сокрушением молиться Христу, чтобы силою Своею Он исправил и исцелил нас. А когда сердце или внутреннее состояние исправится, тогда и внешняя жизнь и внешние дела будут добрые ( 104, 1429 ). Двоякий плод у истинного обращения и покаяния. Первый плод есть прощение грехов, которого удостаивается кающийся грешник от Преблагого Бога, ради Ходатая всех Иисуса Христа, Господа нашего. «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» ( 1Ин. 2, 1 ) – говорит апостол. А где отпущение грехов, там все блага, приобретенные смертью Христовой, там вместо гнева – благодать и милость Божия. О чудное и воистину желаемое изменение! Окаянный грешник приемлется в число праведных, из сына тьмы становится сыном света, из чада диавольского – чадом Божиим, из наследника вечной смерти и ада – наследником Вечной Жизни, вечного блаженства и Царствия Божия. Второй плод истинного обращения и покаяния есть новое сердце и новый дух, которого Бог от нас требует: «сотворите себе новое сердце и новый дух» ( Иез. 18, 31 ). Сам Бог обещает подать их истинно кающимся ради святого имени Своего: «дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез. 36, 26–27 ). В обратившемся всем сердцем и истинно кающемся все становится иным – иные мысли, начинания, намерения, иные старания и дела, чем были прежде. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1432 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010