обителей. К-польский Патриарх утвердил это решение. В XVIII в. наблюдается ослабление взаимных связей Валахии и мон-рей А. Наряду с уже существовавшими преклоненными мон-рями Св. Горе теперь посвящались небольшие и бедные мон-ри. Благочестивые миряне также продолжали оказывать помощь афонским мон-рям. В нек-рых валашских мон-рях влияние монашеского делания А. продолжало сохраняться. Это были скиты Дэлхэуци и Пояна-Мэрулуй (Вранча), Трэйстени и Кырнул (Бузэу). В этих скитах проходил монашеское послушание прп. Паисий (Величковский), и именно из Валахии подвижник отправился на А., где в 1750 г. был пострижен в мантию прибывшим на Св. Гору иером. Василием, настоятелем скита Пояна-Мэрулуй. Во 2-й пол. XVIII в. правители-фанариоты продолжали жертвовать ежегодно крупные суммы на мон-ри Вел. Лавра, Ивирон, Хиландар, Ксиропотам, Филофей, Ксенофонт, Григория, Русик. Молдавское княжество и А. Сведения о финансовой поддержке афонских обителей правителями Молдавии сохранились с нач. XV в. Господарь Александр Добрый (1400-1432) взял на себя обязательство выделять на нужды Зографского мон-ря 500 аспр ежегодно (КМЕ. Т. 1. С. 731). Во 2-й пол. XV - нач. XVI в. большую помощь А. оказывал господарь Стефан III Великий (1457-1504). В 1466 г. он передал Зографу 100 золотых на обновление обители и строительство больницы, в 1471 г. последовал новый дар в 500 аспр. В 1495 г. на средства Стефана была построена трапезная мон-ря, а в 1501-1502 гг. перестроен весь монастырский комплекс, расписан кафоликон. Кроме того, в 1492 и 1502 гг. Стефаном были вложены в Зограф пергаменные Евангелия с миниатюрами, написанные по его заказу (ГИМ. Муз. 3641; Вена. Нац. б-ка. Слав. 7), в 1500 г.- подвесная пелена к храмовой иконе вмч. Георгия, вышитая его дочерьми. Господарем был также послан в этот мон-рь мон. Виссарион с послушанием переписывать древние рукописи. Пожертвования шли на обустройство и др. мон-рей А. 5 тыс. аспр были дарованы в 1493 г. мон-рю Констамонит. В 1496 г. в мон-ре Ватопед трудами настоятеля Кирилла была сооружена небольшая пристань, одно из строений к-рой украсил герб Молдавского княжества. В мон-ре Св. Павла в 1500 г. на денежный вклад был проложен водопровод для монастырских нужд, в 1501 г. построена крещальня; имена дарителей внесли в помянник. Разрушенный морскими разбойниками мон-рь прп. Григория получил от Стефана Великого 24 тыс. аспр и ок. 1500 г. был восстановлен «от основания». В нижней части башни сохранилась надпись на церковнослав. языке: «Я, благоверный господин Стефан Воевода, возвел ее в 1502 г.». В мон-ре хранится икона Богородицы, подаренная Марией Мангупской, супругой господаря. В Карее были куплены старые кельи с ц. св. Трифона для поселения там неск. насельников мон-ря прп. Григория. Позднее сын Стефана Богдан III (1504-1517) выстроил здесь церковь. Он же в 1517 г. финансировал постройку пирга у монастырской пристани (арсаны).

http://pravenc.ru/text/77102.html

Исторический факт. – Примеч. авт.  …при дворе Вацлава, короля римского и чешского… – Вацлав IV (1361—1419) из династии Люксембургов был чешским королем (1378—1419), императором «Священной Римской империи» (1378—1400), вел борьбу против брата, венгерского короля Сигизмунда (1361—1437), в связи с этим иногда поддерживал Польшу. …святой Станислав. – Краковский епископ Станислав из Щепанова (ок. 1030—1079), выступивший против короля Болеслава Смелого (1039—1081) и за это казненный, был канонизирован в 1254 г. Рынгалла (в крещении Елизавета, ум. в 1433) – историческое лицо, жена молдавского господаря. Генрик (1366—1398) – епископ плоцкий, младший брат князя Земовита IV (ок. 1352—1426) и Януша (1340—1429), был, в нарушение церковных канонов, женат. …папа, если не римский, то авиньонский… – Речь идет о «великом расколе» 1378—1417 гг., когда католический клир разделился на две, а потом на три церкви, во главе которых стояли соперничавшие папы. В годы, описанные в «Крестоносцах», в Авиньоне был папа Бенедикт XIII (1394—1423), в Риме – Бонифаций IX (1389—1404), Иннокентий VII (1404—1406), Григорий XII (1406—1415). Собор в Пизе, низложив в 1409 г. двух пап, избрал третьего, но его не признали местные курии. «Троепапие» ликвидировал в 1417 г. Констанцский собор. Свидригайло (в католичестве Болеслав, ок. 1370—1452) – младший из Ольгердовичей. Будучи недоволен сближением Ягайла с Витовтом (см. Предисловие) и передачей последнему власти в Литве, бежал к крестоносцам, признал себя их вассалом и отдал им Жемайтию (см. примеч. к с. 449). Несколько лет воевал с Витовтом, пока не получил в удел Подолию и Северскую землю. После смерти Витовта стал великим князем литовским (1430—1432), вступил в конфликт с польскими феодалами из-за подольских земель и был низложен, боролся за власть, найдя опору в русских землях и принимая помощь ордена, но потерпел неудачу. Магистр Конрад – великий магистр ордена в 1391—1393 гг. Конрад фон Валленрод. Польский поэт Адам Мицкевич (1798—1855) сделал его героем одноименной поэмы, наделив судьбой и мотивами действий, которые являются плодом художественного вымысла и далеки от реальности.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

Скачать epub pdf 194. Юрий (Георгий) Дмитриевич, князь звенигородский и галицкий сын Дмитрия IV Ивановича Донского, великого князя московского и всей Руси, от брака с Евдокией Дмитриевной (в иночестве Евфросиния), княжной суздальской, причтенной православной церковью к лику святых. Родился в Переславле-Залесском 26 ноября 1374 г. и крещен св. Сергием Радонежским; по договорной грамоте великого князя Дмитрия Донского с князем Владимиром Андреевичем Храбрым (см. 52) признан «равным братом» последнему в 1388 г.; по духовной грамоте отца своего получил уделом Звенигород, Рузу и Галич в 1389 г.; послан с дядей Владимиром Храбрым на встречу Софьи Витовтовны, княжны литовской (см. 180), невесты великого князя Василия I, брата своего, в 1391 г.; ходил с тем же дядей на Новгород и взял Торжок в 1392 г.; по приказанию великого князя, брата своего, воевал – и завоевал – Болгарию казанскую в 1399 г.; договорной – грамотой великого князя Василия I с князем Федором Ольговичем рязанским признан равным последнему в 1403 г.; по смерти Василия I, княжа, кроме родового удела, и на Вятке, не только не хотел признать великим князем Василия II (см. 44), племянника своего, но отправил к нему посла с угрозами, а сам уехал из Дмитрова в Галич, куда послан к нему, для увещания, св. Фотий, митрополит московский, в 1425 г.; заключил с племянником договор, обязывавший каждого из них до решения ханского оставаться при своем, в 1428 г.; объявив племяннику войну, поехал тягаться с ним в Орду в 1431 г.; не признанный ханом в достоинстве великокняжеском, сам не захотел оставаться в Дмитрове и удалился в Галич в 1432 г.; оттуда вместе со своими сыновьями двинулся на племянника, занял Переславль-Залесский, разбил Василия II 25 апреля на р. Клязьме в 20 верстах от Москвы, вступил в Москву, всенародно объявил себя великим князем, а предместнику своему дал в удел Коломну, но скоро увидел холодность к себе москвичей – и добровольно возвратил Василию II престол его, с чем вместе дал слово отступиться от сыновей своих, трех Юрьевичей, в 1433 г.; не замедлив, однако, послать к этим Юрьевичам галицкую дружину свою, участвовавшую в разбития рати московской на р. Куси, сам, по разорении Галича Василием II, разбил племянника в Ростовской области, заставил его бежать в Новгород, на Мологу, в Кострому, в Нижний, осадил Москву, вступил в Кремль, вторично объявил себя великим князем, укрепился договорами с разными удельными князьями – и умер внезапно 6 июня 1434 г. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. Князь Юрий галицкий был женат с 1400 г. на Анастасии (ум. 1422 г.), дочери князя Юрия Святославича смоленского, и имел от нее трех сыновей: Василия Косого, Дмитрия Шемяку (см. 75) и Дмитрия Красного. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

12 Проповедь печатается по изд.: Ne vorbete Printele Cleopa [Нам говорит отец Клеопа]. Vol. 3. Episcopia Romanului, 1996. P. 36–41. Изд. 13 Михай Храбрый (Витязу, 1558–1601) – господарь Валахии в 1593–1601 гг. Разгромил турок и объединил под своей властью Валахию, Трансильванию и Молдову. – Перев. 14 Мирча Старый, или Ветхий – господарь Валахии в 1386–1418 гг. Сражался против турок в битве на Косовом поле в 1389 г. и в Крестовом походе 1396 г. – Перев. 15 Штефан (Стефан) III Великий – господарь Молдовы в 1457–1504 гг., в правление которого страна достигла всестороннего процветания. Известен как защитник Православия, строитель храмов и основатель монастырей в Молдове и на Афоне. Канонизирован Румынской Церковью в 1992 г.; Иеремия Мовилэ – господарь Молдовы в 1595–1606 гг., дядя святителя Петра Могилы (Мовилэ), митрополита Киевского; Петр IV Рареш, Александр III Лэпушняну, Александр И Добрый – господари Молдовы соответственно в 1527–1538, 1552–1561, 1564–1568 и 1400–1432 гг. – Перев. 25 Августин, блж. Беседа 272 (На последний день Пятидесятницы, чадам о таинстве) //PL 38. Col. 1247. 26 Августин, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна . Трактат 26. Гл. 13//PL 45. Col. 1612–1613. 28 Выражение, приписываемое сщмч. Киприану Кафагенскому, но в таком виде у него не встречающееся. 32 Упоминая о «пяти Апостольских соборах», автор следует, скорее всего, так называемому Нямецкому Пидалиону (румынской версии «Пидалиона» – сборника толкований на церковные правила, составленнного в кон. XVIII – нач. XIX вв прп. Никодимом Святогорцем ). Согласно ему, первый Апостольский собор состоялся в 33 или 34 гг. для избрания переемника Иуде предателю (см.: Деян.1:14–26 ), второй – в дни, когда у верующих было одно сердце и одна душа ( Деян.4:32 ), третий – когда избраны были семь диаконов (см.: Деян.6:2–6 ), четвертый – когда христиане из обрезанных стали порицать Петра, крестившего язычника Корнилия (см.: Деян.11:1 и сл.), пятый – который, собственно, и явился «прообразом последующих [церковных] соборов, поскольку... имел и название, и характерные [их] свойства», – в 17-й год по вознесении Спасителя, когда апостолы и пресвитеры собрались, чтобы исследовать, могут ли спастись верующие из необрезанных (см.: Деян.15:5 и сл.) См.: Пидалион. Нямецкий монастырь, 1844 (рум.). С. 13. – Перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Как святой, с нимбом, он был впервые изображен в 1547-м году тем же Митрополитом Григорием на южной стене паперти монастыря Воронец, слева от входа в храм, как это видно и ныне, держащим в руке развернутый свиток, на котором написано: «Приидите, братия, послушайте меня. Страху Божию научу вас. Кто есть человек…». Почитание верующих побудило в начале XVII века монахов монастыря Воронец извлечь из могилы чудотворные мощи святого Даниила Исихаста и положить их в храме для поклонения в красиво украшенной раке. Сам митрополит Досифей лобызал их. Весть о его чудесах дошла до Киева, Польши, Трансильвании и Святой Горы Афонской, откуда прибывали верующие, чтобы поклониться ему, и все его величали «святым Даниилом Новым, чудотворцем». В 1749-м году игумен монастыря Воронец, а именно Гедеон, передал монастырю Путна указательный перст святого Даниила, окованный в серебро, где он и хранится поныне. Мощи сопровождаются надписью: «Сии мощи одел в серебро я, Гедеон, игумен Воронецкий, на мое иждивение, в году 1749-м, 4 декабря». В 1775-м году северная Молдова была оккупирована Австрией, и мощи святого Даниила Исихаста были снова переложены в могилу, где покоятся доныне. Святый преподобный отче и чудотворче Данииле, моли Бога о нас! Рейтинг: 10 Голосов: 641 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Свт. Леонтий , в монашестве Лаврентий, подвизался в монастыре Свт. Николая в Рэдэуцах в XIV–XV вв. При правителе Молдовы воеводе Александре Добром (1400–1432) был Рэдэуцским епископом, затем на склоне лет принял великую схиму с именем Леонтий и возвратился в свой монастырь, где обрел праведную кончину и где его нетленные мощи почивают до наших дней. По слову архим. Захарии (Копыстенского), путешествовавшего по Валахии в XVI–XVII вв., еще при жизни был чудотворцем. Причислен к лику святых в 1992-м г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Кира 3 января 2020, 23:08 Спаси, Господи! Очень интересная и познавательная статья. Владимир 2 января 2020, 12:37 Святый преподобный отче и чудотворче Данииле, моли Бога о нас! Благодарность переводчику Зинаиде за замечательный перевод жития преп. Даниила

http://pravoslavie.ru/126798.html

В 1400 г. был отозван патриархом из-за возмущения в критском клире и монахах, неблаговидную жизнь которых Вриенний всячески обличал. По прошествии почти четырёх лет подвизался в Студийском монастыре. Император и патриарх возложили на него обязанность проповедника. В 1406–1407 гг. по поручению патриарха посещал остров Кипр, чтобы узнать, насколько глубоко и серьёзно желание киприотов-униатов воссоединиться с Православной Церковью. По тщательном исследовании Вриенний дал отрицательный ответ по этому делу. По возвращении с Кипра занимался учительской деятельностью, писал богословские и философские работы, переводил с латыни на греческий, регулярно проповедовал в дворцовой церкви Христа Спасителя. В 1416–1427 гг. жил в Харсианитском монастыре Константинополя . Умер монах Иосиф в 1432 г. На печально известном Флорентийском соборе 1438 г. о нём вспоминали как о ревнителе Православия: «…если бы еще были в живых вселенский учитель господин Иосиф или отец Макарий Макрес, то считали бы для себя благодеянием Божиим созвание собора в дни их, чтобы показать свое усердие и ревность к благочестивым догматам Православной Церкви» . О вкладе Иосифа Вриенния в дело византийской полемики с исламом стало известно только во второй половине ХХ века, когда профессор Аргириу издал «Диалог мудрейшего монаха Вриенния с неким измаильтянином» по трём рукописям, древнейшая из которых датирована XV веком. По мнению издателя, «некоторые указания текста позволяют высказать предположение, что диалог был составлен в Константинополе в последние годы жизни писателя, когда он жил в обители Харсианитов, или в другом месте и стяжал славу мудрого учителя» . В тексте реплики мусульманина обозначены так: Исмаил, неверный, нечестивый, заблудший, ахеменид (так греки называли турок), таласиман (учитель, наставляющий в исламе), Кармиан (очевидно, фамилия Исмаила, поскольку в тексте соответствует фамилии Иосифа). А православный участник обозначен: Иосиф, православный, благочестивый, истинноверующий, христианин, монах, Вриенний.

http://bogoslov.ru/article/1878838

Прп. Параскева. Роспись фасада ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Арборе, Румыния. Ок. 1541 г. Мастер Драгош Коман. Фото: D. Codrescu началось благодаря господарю Молдавского княжества Петру IV Рарешу (1527-1538, 1541-1546), к-рый после военной кампании 1538 г. тур. султана Сулеймана I Великолепного был вынужден бежать в Трансильванию, а в нач. 1540 г. прибыл в К-поль для переговоров с султаном о своем возвращении к управлению княжеством. С молитвенной мольбой о содействии он обратился к П., мощи которой уже находились в османской столице ( Mure an. 2001. P. 268). Вернувшись в февр. 1541 г. на престол, Петру IV решил поблагодарить святую за помощь: ей были посвящены 2 церкви - во дворце господаря в г. Тыргу-Фрумос и в г. Роман. Последняя была возведена на фундаменте ктитории молдав. господаря Романа I Мушата (1392-1394), в к-рой господарь Александру I Добрый (1400-1432) совершал поминальные службы по своим предшественникам ( Giosanu. 2015. P. 118),- именно в ней Петру IV положил привезенную им частицу мощей П., а неизвестный художник под рук. еп. Романского Макария II (1531-1548, 1551-1558) представил святую на фресках. Цикл из 11 сцен жизни П. иконописец Драгош Коман поместил на зап. фасаде храма в Арборе (ок. 1541). Оба агиографических фресковых цикла основывались на Житии П., составленном свт. Евфимием Тырновским. Еп. Романский Макарий II в своей хронике в число важных исторических событий включил и перенесение мощей П. из Белграда в К-поль: «Въ тридесятых над седмыя бя тысющ [ошибочно указан 7030 г., а не 7029 (1521)] въздвиг ся царь Сулпимен, по съмърти Селима отца своего, от Цариграда и устръми ся горе по Дунавстеи реце... и достиже до Белграда и много ръва... и възвратишя ся въспят и възяшя мощи преподобныя матере наш Параскевы от Белограда и донесошя их въ Константин град» (Cronicile slavo-române. 1959. P. 74-105). Между 1580 и 1590 гг. в Брашове неизвестный книжник перевел на румын. язык Житие П. свт. Евфимия Тырновского, взяв текст из «Сборника», изданного диак. Кореси в Себеше в 1580 г. по венецианскому изд. 1538 г. Б. Вуковича (самый ранний список перевода - Bucur. Acad. Româna. Bibl. N 5023. Fol. 32-45v; Mare . 2005. P. 54).

http://pravenc.ru/text/2578996.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ-ЕФРЕМ Прп. Иоанн Лествичник. «Лествица». 1423-1424 гг. (ГИМ. Усп. 18 - бум. Л. 329). Автограф Евсевия-Ефрема Прп. Иоанн Лествичник. «Лествица». 1423-1424 гг. (ГИМ. Усп. 18 - бум. Л. 329). Автограф Евсевия-Ефрема [«убогий (ленивый) Евсевие», «непотребный Ефрем»] (не ранее 90-х гг. XIV в. (?), Московское великое княжество (?) - 1-я треть XV в.), рус. мон. («русин»), книгописец, живший и работавший в К-поле (в мон-ре Богородицы Перивлепты) и на Афоне (в мон-ре Ватопед ) в 1-й четв. XV в. Даты жизни Е.-Е. неизвестны, но, судя по его почерку («младший» полуустав южнослав. облика с элементами подражания греч. минускулу), он обучался письму не ранее 1400-х гг. Большинство написанных им рукописей уже в XV в. бытовало или копировалось в Москве или Подмосковье (прежде всего в Троице-Сергиевом мон-ре). Е.-Е. копировал для посылки на Русь преимущественно аскетические сочинения в переводах, выполненных либо отредактированных южнослав. книжниками в XIV - 1-й четв. XV в., выступая т. о. в роли проводника «второго южнославянского влияния» (см. ст. Южнославянские влияния ). Е.-Е. был также инициатором перевода на слав. язык «Слова постническа по вопросу и ответу» прп. Максима Исповедника , выполненного в 1425 г. на Афоне южнослав. книжником кир Иаковом Доброписцем (при этом вопросы о возможности отождествления последнего с соименным серб. книгописцем нач. XV в., к-рый перевел (?) и переписал в 1426 на Афоне 1-ю ч. Бесед свт. Иоанна Златоуста на кн. Бытие (ГИМ. Син. 36), и о пребывании Е.-Е. в серб. мон-ре св. Павла на Афоне нуждаются в дополнительном исследовании и аргументации; ср.: Вздорнов. 1968. С. 177-178). Известно не менее 5 рукописей, полностью или частично переписанных Е.-Е. и сохранившихся в оригиналах или копиях: 1) сборник житий на нояб.-май (или Житие прп. Симеона Дивногорца в его составе) - список 1432-1443 гг., сделанный в Троице-Сергиевом мон-ре при игум. Зиновии (РГБ.

http://pravenc.ru/text/187378.html

видных глазам 1386 то, как 1387 иногда кроткими, тихими 1388 Далее начато: А после вы будете учить меня тому, что должен я говорить вам 1389 а без того 1390 Далее начато: Не сердитесь на меня за то, что 1391 Далее начато было: но 1392 В подлиннике: Грейфенберге 1393 для предпринятая дороги, которое 1394 Я однако же слышу, что 1395 Далее начато: Мне остается пробыть здесь еще одну неделю 1396 В подлиннике: поздно 1397 Далее начато: по крайней мере, мне 1398 Далее начато: и самая дорога 1399 где 1400 без 1401 Далее начато: но об 1402 Итак, прощай 1403 к вам 1404 усладна 1405 В подлиннике: Егорьевне 1406 В подлиннике: сентября 1407 смеется 1408 обретающиеся воды 1409 Далее начато: словом, как можно если и 1410 только именно 1411 внутренно так 1412 сове 1413 расспрашивай побольше 1414 уз 1415 Далее начато: и стало быть я могу быть больше уверен в том, что знаю, что во мне есть 1416 и случилось 1417 или вашими близкими людьми, 1418 Далее начато: чего вам от 1419 разноголосицы насчет моей болезни 1420 Почему не мог 1421 даже взять 1422 мои три прекрасные 1423 Подпись вырезана. 1424 утешило 1425 теперь со мною 1426 больные все вокруг вас 1427 которая вам была дана 1428 Далее начато: если пр 1429 прямо к м 1430 я адресовал 1431 вид 1432 Далее начато: Подкре 1433 и ни 1434 мы должны 1435 Далее начато: и 1436 Далее начато: Она очень, очень благодарна за все ва 1437 Далее начато: как всё, что ни исходит от него 1438 В течение месяца 1439 знать то 1440 то не нашим 1441 Далее начато: и телесными 1442 места 1443 Далее начато: Во глубине души моей был 1444 В подлиннике курсива нет. 1445 не увид 1446 Далее начато: я бы не стал 1447 выполнить всё 1448 сильное душевное 1449 сыграл важную роль бедный Погодин 1450 что 1451 я стал 1452 и унесла из нас того, который уже возгорелся 1453 много писать 1454 к разным некоторым внешностям и к мелочам 1455 В подлиннике: потданных 1456 и что 1457 перейдет 1458 сигнал 1459 не отделять себя до времени 1460 [Это видно] Говорю о ваши 1461 всю жизнь потом 1462

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ I (Мушат; † ок. 1415, Молдавское княжество), митр. Молдавский. Первый Предстоятель правосл. Молдавской митрополии негреч. происхождения. Родом из династии молдав. господарей Мушатов (Мушатинов). В юности поступил в Нямецкий мон-рь, стал впосл. его настоятелем (1373-1386). И. был хиротонисан митр. Галицким Антонием во епископа предположительно между 1378 и 1386 гг. и поставлен Молдавским митрополитом при поддержке господаря Петру I Мушата (1375-1391). Вселенская Патриархия отказала И. в признании, поскольку имела своего кандидата из греков. И. оставил кафедру и удалился в Нямецкий мон-рь, затем в Бистрицкий, продолжая духовно окормлять свою паству. Было предпринято неск. безуспешных попыток урегулировать взаимоотношения с К-польской Патриархией. 26 июля 1401 г. при посредничестве господаря Александра Доброго (1400-1432) И. был признан патриархом К-польским Матфеем как епископ и Предстоятель Молдавской митрополии. Похоронен И. в Бистрицком мон-ре в юж. части пронаоса монастырского храма. Захоронение было обнаружено в 1975 г. при реставрации мон-ря. Лит.: Porcescu S. Iosif cel dintâi mitropolit al Moldovei//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1964. N 3/4. P. 126-139; Giurescu C., Giurescu D. Istoria Românilor. Bucur., 1976. Vol. 2. P. 43, 44, 105-106; P curariu. IBOR. Vol. 1. Passim. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/673643.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010