Суздаль. Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Автор: Илья " BIM " Бесхлебный Снято: 8 октября 2011 Добавлено: 26 декабря 2011 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском монастыре Суздаля и его колокольня – храм «иже под колоколы» во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня Основание девичьего Покровского монастыря в Суздале произошло в 1364 году близ реки Каменки по желанию суздальского князя Андрея Константиновича. Строительство велось по обету князя, данному в благодарность за чудесное спасение во время плавания по Волге к Нижнему Новгороду. Для размещения монастырских строений преподобный Евфимий Суздальский выделил часть земель, данных ему князем Василием Константиновичем в 1352 году. Первая Покровская церковь обители была деревянной: «…на другой стороне за рекою… вскоре устроил церковь деревянную, а святитель Иоанн вручил старейшинство сестричине преподобного Евфимия, взем ю от Лавры великомученика Александра, якоже бысть на горе в том же городе Суздале». Игуменьей нового монастыря стала дочь сестры святого Евфимия Активное каменное строительство в обители началось в XVI столетии. Великий князь Московский Василий III Иоаннович со своей первой супругой Соломонией Сабуровой, молясь о даровании наследника, часто ездили по монастырям и делали щедрые вклады. Довольно часто они посещали Суздаль. В первой четверти XVI века в Покровском монастыре возвели величественный собор, Святые ворота с надвратным Благовещенским храмом, церковь-колокольню во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и некоторые хозяйственные постройки Все монастырские храмы, так или иначе, своими посвящениями связаны с молитвой великой княгини о чадородии. Точной датировки начала и освящения собора до сих пор не существует. Исследователи называют 1510 1514, 1515 и 1518 годы или объединяют их в один строительный период Внести ясность в этот вопрос мог бы отрывок из списка жития преподобного Евфимия Суздальского XVI века, где указаны и дата основания, и дата освящения: «Сия святая и Божественная церковь Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, создана бысть повелением и снисканием благовернаго и христолюбиваго великаго князя Василия Иоанновича всея Руссии самодержца.

http://sobory.ru/article/?object=05097

Вопрос об этническом происхождении Н. Т. не может быть решен на основе данных исторических источников, относящихся к разным эпохам. Так, современные Н. Т. серб. хроники - прежде всего Житие серб. старца Исаии Серрского из афонского мон-ря Хиландар - приписывают ему греч. происхождение ( 1884. С. 66-67). Во 2-й пол. XVII в. архидиак. Павел Алеппский на основе рассказов монахов из мон-ря Тисмана создал краткое, 1-е известное на данный момент Житие Н. Т., в к-ром утверждал, что отец святого был греком из г. Кастория, а мать - сербкой ( Paul de Alep. 1976. Р. 197; Idem. 2014. P. 357). И в посвященной Н. Т. службе (Slujba osebit. 1767. Fol. 18), и в его Житии, написанных на румын. языке в 1839 г. иером. Стефаном из Тисманы на основе устных преданий, передававших содержание слав. рукописи, созданной, как можно предполагать, учениками Н. Т. и утраченной в XVIII в. ( tefan de la Tismana. 1883. Р. 17), подтверждается серб. происхождение святого. Иером. Стефан отразил традицию, получившую распространение не только в монашеской среде Тисманы, но и в румын. фольклоре, согласно которой Н. Т. имел знатное происхождение и был в родстве с серб. кн. мч. Лазарем и валашским господарем Николае Александру Басарабом (1352-1364), отцом господаря Владислава (Влайку) I Водэ (1364 - ок. 1377), ктитора мон-ря Водица. Наличие родственных связей по материнской линии с валашским господарским правящим домом Басарабов вызвало предположение о румын. элементе в генеалогии Н. Т. Существование его родственных связей с княжескими и господарскими фамилиями допускал и Н. Йорга ( Iorga. 1914. Р. 455), но позже эта т. зр. была подвергнута сомнению, т. к. такое родство, куда более важное для современников Н. Т., чем его этническое происхождение, не нашло отражения в серб. источниках и в силу этого было маловероятно ( L z rescu. 1965. Р. 253-254). Вместе с тем многие исследователи были уверены в происхождении Н. Т. из элиты своей эпохи на основе того, что он имел влияние на румын. господарей и серб. князей, к-рое использовал для организации монашеской жизни в Сербии и Валахии. В то же время следует учесть и тот исторический факт, что мн. святые, не будучи знатного происхождения, влияли на правителей.

http://pravenc.ru/text/2565606.html

Псалом 103 Псалом Давида о бытии мира 1348 . Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, в славу 1349 и великолепие Ты облекся. Ты одеваешься 1350 светом, как одеждою, простираешь небо, как кожаный покров (шатра), Покрываешь водами высоты Свои 1351 , облака делаешь колесницею 1352 Своею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелов Своих духами 1353 и слуг Своих – пламенем огненным 1354 . Основал землю на тверди ее 1355 : не наклонится 1356 она во век века. Бездна, как одежда, – покров ее 1357 . На горах станут воды: От прещения 1358 Твоего побегут, звука грома Твоего убоятся. Восходят они (как) горы и спускаются (как) равнины 1359 на место, которое Ты назначил им. Предел положил Ты, которого они не перейдут, и не возвратятся 1360 , чтобы покрыть землю. Ты направляешь 1361 источники в долины: среди гор текут воды, Поят всех полевых зверей; дикие ослы (из них) утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из средины утесов издают голос. Ты напаяешь горы с высот Своих: плодами дел Твоих насыщается земля. Произращаешь траву для скота и зелень на пользу людям, чтобы доставить (им) пищу из земли. И вино веселит сердце человека, чтобы лице (его) блистало (как бы) от елея 1362 . Хлеб укрепляет сердце человека. Насытятся 1363 деревья полевые, кедры ливанские, которые Ты насадил, Там устрояют гнезда птицы: жилище аиста управляет ими 1364 . Высокие горы для оленей, каменистая скала – прибежище зайцам. Он сотворил луну для (указания) времен 1365 , солнце познаёт запад свой. Ты простираешь тьму – и настает ночь, во время коей ходят все звери лесные, Молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе. Взошло солнце – и они собрались и легли в своих логовищах. Человек (тогда) выходит на дело свое и на работу свою до вечера. Как величественны дела Твои, Господи! Все премудро Ты сотворил. Полна земля тварью Твоею. Это море великое и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими. Там плавают корабли, этот змей 1366 , которого Ты создал, чтобы унизить его 1367 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

St Nicodemus the Sanctified of Tismana      Pious Nicodemus was of Macedonian-Romanian origin. He was born in Prilep, in the South of Serbia, about 1320, being related to the ruling prince of Wallachia Nicolae Alexandru Basarab (1352-1364) and to Holy Prince Lazar of Serbia (1371-1389). He learned to read the Holy Scriptures from childhood and loved to serve Christ. While his parents wished to see him holding high positions according to their rank, he gave up all his parents’ fortune and the fame of the world. Dressed in poor clothes he fled his parents’ house and went to Holy Mount Athos , where he entered Hilandar Monastery . After three years of discipleship he was tonsured into monasticism, then ordained deacon, and after some time, a priest. Later he went back to Serbia, where he set up two monasteries and a parish church. In about 1369, Saint Nicodemus arrived in Wallachia, miraculously crossing the River Danube. With the blessing of Saint Hyacinth, then metropolitan of Wallachia, he settled here and set up Motru and Vodia Monasteries . In 1375, Saint Nicodemus was a member of the delegation that went to the Patriarchate of Constantinople to reconcile it with the Church of Serbia after some disagreements. Saint Patriarch Philotheus of Constantinople (1354-1355; 1364-1376) highly esteemed Saint Nicodemus, elevated him to the rank of archimandrite, and gave him a patriarchal staff and three particles of holy relics. He came back to Wallachia where, through divine instruction, he set up Tismana Monastery in 1378. Pious Nicodemus settled there together with some of his disciples, but the number of those who would serve Christ under the spiritual guidance and advice of the wise abbot was increasing. He taught them all kindly and guided them to fulfill the will of God. Saint Nicodemus was a great founder and organizer of the monastic life here, according to the regulations of the Holy Mount Athos, and his disciples also founded, helped by the righteous Romanian ruler princes, the first coenobitic monasteries of Wallachia, which also had the task of opposing Catholic proselytism.

http://pravoslavie.ru/99752.html

St. Moses the Archbishop of Novgorod Commemorated on January 25 Saint Moses, Archbishop of Novgorod (1325-1330, 1352-1359), in the world Metrophanes, was born at Novgorod. In his youth he secretly left his home and entered Tver’s Otroch monastery, where he became a monk. His parents found him, and at their insistence he transferred to a monastery near Novgorod. At this monastery he was ordained as a hieromonk, and later he was appointed archimandrite of the Yuriev monastery. After the death of Archbishop David of Novgorod, Saint Peter (December 21) consecrated Moses as Archbishop of Novgorod in 1325. This was the first episcopal consecration to be performed in Moscow. Saint Moses did not guide his Novgorod flock for long, however. The quarrels and contentious factions, the conflagrations and other misfortunes weighed heavily on his soul, which sought monastic solitude. After four years, he petitioned to be allowed to retire and live in asceticism. He was succeeded by Saint Basil. In 1330 the saint withdrew to the Kolmov monastery for tranquillity. He did not remain here very long, either. He found a desolate spot at Derevyanitsa, where he built the stone church of the Resurrection of Christ. At this place the monk spent more than twenty years at monastic deeds. After Basil’s death, Saint Moses yielded to the requests of the Novgorod people to be their archpastor once again. The ancient chronicler describes Saint Moses in this way: “He shepherded his flock as a good pastor; he defended the downtrodden, and protected destitute widows; he employed a company of copyists, and because of him many books were written, and he confirmed many in piety by his guidance.” In the year 1354 Patriarch Philotheus of Constantinople (1354-1355, 1364-1376), as a token of his deep respect for Saint Moses gave him permission to wear polystavrion vestments (“many crosses”), and even sent him a set. He also permitted Saint Moses to deal directly with the Patriarch of Constantinople without intermediaries.

http://pravoslavie.ru/100693.html

Куртя-де-Арджеш. Церковь Николая Чудотворца ( " Княжеская " ). Biserica Ortodox Român " Sfântul Nicolae " , Княжеская церковь (Biserica Domneasc) /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1352 и 1369. Адрес: Румыния, жудец Арджеш, м. Куртя-де-Арджеш, ул. Негру Водэ, д. 2 Strada Negru Vod 2, Curtea de Arge, Judeul Arge, România Координаты: 45.142033, 24.675782 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Княжеская церковь Святого Николая в Куртя-де-Арджеш (то есть " Двор на Арджеше " ) - одна из старейших православных церквей в Румынии. В 1330 году Куртя-де-Арджеш стал первой столицей княжества Валахия. Князь Басараб I заложил в этом городе, внутри княжеского двора, храм. Он был сооружён на месте более старой часовни Святого Николая XIII века. В 1364-1384 гг. при валашском воеводе Владиславе I и его преемнике были выполнены росписи храма. Церковь была соединена галереей с Господаревым дворцом. Долгое время храм служил усыпальницей для правителей Мунтении (историческая область Валахии). В ней находятся могилы Владислава I и Басараба. В 1750, 1827 и 1911 гг. церковь подвергалась реконструкции. Так, в 1827 году в результате реставрации были добавлены два шпиля и расширены окна, была поновлена и живопись, выполненная иконописцем Пантелеймоном. В начале ХХ века французский архитектор Лекомт de Nouy предлагал снести памятник, чтобы затем восстановить путём реконструкции по сохранившимся обмерам. Жители города собрали огромную сумму для того времени и обратились в Комиссию по Историческим памятникам с просьбой отремонтировать храм за их счёт. Церковь к тому времени могла вот-вот развалиться. Реставрационные работы, начатые в 1911 году, продолжались более 10 лет. В результате был сохранён этот бесценный памятник, но и были выявлены новые фрагменты росписей. Во время проведённых археологических раскопок под храмом и возле него были выявлены не менее 14 могил. Церковь Святого Николая знаменует один из ценнейших памятников румынской архитектуры, построенной по классической модели византийских церквей типа " греческий вписанный крест " , представленный идеей присоединения Валахии к Византийскому миру. Храм имеет форму греческого креста с тремя выступающими апсидами и свободно стоящими четырьмя опорами, поддерживающими барабан купола. Каменная кладка стен храма чередуется с кирпичной.

http://sobory.ru/article/?object=36339

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ ΙΙ патриарх Антиохийский (1344-1364). По происхождению армянин, вероятно из армян-халкидонитов . После избрания на Патриаршество прибыл для утверждения в К-поль, где оказался вовлечен в идейно-политическую борьбу в связи с движением исихазма . И. примкнул к К-польскому патриарху Иоанну XIV Калеке , противнику свт. Григория Паламы . Столичный мон-рь Одигон, где пребывали И. и его приближенный Арсений, митр. Тирский, стал одним из центров антипаламитской полемики. Подпись И. заверяет копию постановления К-польского синода от 4 нояб. 1344 г. с осуждением паламита Исидора Монемвасийского (RegPatr, N 2250). В кон. 1344 или 1345 г., накануне отъезда из К-поля, И. составил трактат (не сохр.), обличавший учение исихастов по образцу томоса Иоанна Калеки (RegPatr, N 2253); известен ответ на него, написанный свт. Григорием на рубеже 1345 и 1346 гг. (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 625-647). Вернувшись на Восток, И. оставил своим представителем в К-поле митр. Арсения. С победой в визант. внутриполитической борьбе имп. Иоанна VI Кантакузина (1347) значительно укрепились позиции приверженцев исихазма в империи. Церковный Собор 1351 г. окончательно осудил антипаламитские воззрения. Митр. Арсений пытался опротестовать соборные решения, апеллируя к императору, а потом покинул К-поль. И. сначала принял постановления Собора (ок. 1352), но впосл., видимо под влиянием митр. Арсения, снова примкнул к антипаламитам. В авг. 1354 г. власти Мамлюкского султаната приняли жесткие меры против христиан Египта и Сирии. Зиммии изгонялись с гос. службы, им было запрещено ездить верхом на лошадях и мулах, пользоваться общими с мусульманами банями, предписывалось носить определенную одежду, по к-рой их можно было отличить от мусульман. Однако притеснения продолжались недолго. Во 2-й пол. 50-х гг. XIV в. И. был низложен частью антиохийского клира, ориентировавшейся на К-польскую Церковь и паламитов. Новым патриархом был провозглашен Пахомий, митр. Дамасский (см. Пахомий II ). И. перебрался на Кипр под защиту правившей там династии Лузиньянов. На Кипре существовала значительная мелькитская (правосл.) община эмигрантов из Сиро-Палестинского региона; там же под покровительством католич. властей образовался кружок визант. интеллектуалов прокатолич. и антипаламитской ориентации. В источниках сохранились упоминания об участии И. в местной церковной жизни - в празднестве по случаю обретения частицы Честного Креста и в крестном ходе во время нашествия саранчи. Эти события относятся к правлению кипрского кор. Гуго IV (1324-1359). Переписка К-польского патриарха Каллиста I с антиохийским духовенством в 1360-1361 гг. свидетельствует, что законным Антиохийским патриархом в Византии считали Пахомия, сторонника исихастов. И. скончался на Кипре.

http://pravenc.ru/text/293481.html

Суздальская Суздальская Возобновлена в 1330 (1314) году Кафедра в Суздале Иоанн епископ Суздальский Даниил епископ, рукоположен с марта 1330 по 1347 низложен, возвращен в 1350 Нафанаил епископ, рукоположен в 1347 упоминается в 1349 † неизвест. Даниил епископ, повторно с 1350 по 1352 на покое: † 1362 Суздальская, Нижегородская и Городецкая Иоанн епископ, свт., рукоположен с 1350 по 1364 † 15.10.1373 Алексий епископ, рукоположен с 1363 по 1365 возвращен в 1366 низложен: † 1373 Дионисий епископ, свт., рукоположен с 1374 архиепископ с 1382 по 1384 в Царьграде посвящен в митрополита Всероссийского; † 15.10.1385 (в заточении) † 25.03.1407 Суздальская и Тарусская С 1406 года Митрофан епископ, рукоположен с 9.09.1406 † март 1427 Савватий епископ, упоминается в начале XV века † неизвест. Григорий епископ, упоминается между 1427 и 1431 † неизвест. Авраамий епископ, на кафедре † 15.12.1448 Филипп епископ, упоминается с 1455 по 11.11.1464 митрополит Московский и всея Руси Евфимий епископ, бывший еп. Черниговский и Брянский с ноября 1465 Феофан (Феодор) епископ, бывший еп. Черниговский и Брянский с 1483 до 1484 на покое: † 1484 Нифонт епископ, рукоположен с 9.12.1484 † 8.03.1508 Симеон (Стремоухов) епископ, рукоположен с 21.08.1509 † 12.11.1515 Геннадий епископ, рукоположен с 10.02.1517 † 23.03.1531 Ферапонт епископ, рукоположен с 9.03.1539 (1533) † 7.03.1543 (25.02.1543) Иона (Собина) епископ, рукоположен с 21.02.1544 Трифон (Ступишин) епископ, рукоположен с 10.03.1549 по май 1551 оставил кафедру: с 6.04.1563 архиеп. Полоцкий и Великолуцкий Афанасий (Палецкий) епископ, рукоположен с 18.06.1551 по 1564 на покое; с 11.08.1566 архиеп. Полоцкий и Великолуцкий Елевферий епископ, рукоположен Пафнутий епископ, рукоположен с 1566 (1567) † 26.11.1570 (1569) Варлаам епископ, рукоположен † 21.07.1586 Григорий епископ, упоминается † ок. 1616 Иов епископ, рукоположен с 1587 архиепископ с мая 1589 по 1592 на покое: † 24.06.1594 Галактион архиепископ с 1593 по 1608 удален с кафедры тушинцами: † 13.07.1610 (1609,1613)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Части 1 , 2 , 3 Хранитель Плащаницы Жоффруа де Шарни Итак, исследователям не удалось убедительно доказать, что первый исторически известный на территории Западной Европы владелец Туринской Плащаницы Жоффруа де Шарни (1300–1356) состоял в близком родстве с приором ордена тамплиеров в Нормандии Жоффруа де Шарни (1251–1314), который был сожжен на костре инквизиции вместе с магистром ордена. В 1314 году Жака де Моле и Жоффруа де Шарни прилюдно сожги      Однако о самом Жоффруа известно довольно много. Он был владельцем деревушки Лире в Шампани (в 12 милях от Труа и в 100 милях к юго-востоку от Парижа). По одной из биографий, Жоффруа де Шарни был по матери внуком хрониста и биографа короля Людовика IX Святого. Считается, что именно ему он обязан своей глубокой религиозностью и рыцарским благородством. Первой его женой была Жанна де Туки (правнучка Филиппа де Туки, возможного владельца Плащаницы). В мае 1345 года де Шарни совершил таинственную поездку на Восток, в Смирну. Есть версия, что ее целью была Плащаница, о которой ему рассказала его вторая жена Жанна де Вержи (правнучка герцога Афинского Отона де ля Рош, также возможного владельца Плащаницы) или де Бриенн, герцог Афинский. Жоффруа жил в эпоху Столетней войны. Он был поэтом, дипломатом и храбрым рыцарем. Несмотря на свою воинскую доблесть, он дважды побывал в плену, но был выкуплен. Причем во второй раз (1352) это сделал сам французский король Иоанн II Добрый (1350–1364). В 1355 году в знак высокой чести король даже сделал его знаменосцем Орифламмы Сен-Дени – боевого знамени Франции. Исследователи находят следы связи Жоффруа де Шарни с тамплиерами в его поэмах и в его описании посвящения в рыцари. Вильсон находит связи Жоффруа с тамплиерами в его поэмах (где он подчеркивает совпадение идеалов рыцарства и духовенства) и в его описании посвящения в рыцари (оно идентично с инициацией у тамплиеров). Возможно, Жоффруа даже хотел восстановить этот орден. В 1352 году де Шарни и король Иоанн II Добрый стали основателями «Ордена Звезды» (или «Ордена благородно рожденной Пресвятой Марии Девы»), члены которого давали клятву не бежать с поля битвы. Эту клятву они оба сдержали в битве при Пуатье (1356). В этой битве Франция потерпела сокрушительное поражение от англичан: все французские подданные в панике бежали с поля, оставив своего государя. Кроме Жоффруа, который погиб, защищая короля. Оставшись один, тот сдался в плен.

http://pravoslavie.ru/70051.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЛ Нил, патриарх К-польский, поставляет Пимена в митрополиты всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7. 30–1. Л. 781) Нил, патриарх К-польский, поставляет Пимена в митрополиты всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7. 30–1. Л. 781) [Греч. Νελος; Неофит Керамевс] († 1.02.1388), патриарх К-польский (с марта или с мая 1380). Род. в Фессалонике. Получив образование в родном городе, переехал в К-поль, где стал насельником мон-ря Харсианита ( Janin. Églises et monastères. P. 501-502); принял монашество с именем Нил. Его духовным наставником был игум. Марк (PLP, N 17017), 1-й настоятель обители (не позднее 1354); после смерти Марка Н. стал его преемником. Время жизни Н. совпало с периодом глубокого военного, политического и социального кризиса в Византийской империи: на фоне серьезных военных успехов турок-османов, поставивших под свой контроль практически всю М. Азию и продвигавшихся по территории Балканского п-ова, Византия превратилась в небольшое гос-во, включавшее кроме столицы лишь часть Фракии, ряд островов в Эгейском м., Морейский деспотат и выплачивавшее большую дань османам. Последние, стремясь окончательно ослабить империю, поддерживали борьбу за власть между придворными группировками. Подобную политику проводили и итал. морские республики - Венеция и Генуя , к-рые в течение мн. лет ожесточенно боролись за раздел сфер влияния в Средиземноморье и Причерноморье. После того как завершились 2 этапа гражданской войны (1341-1347, 1352-1357) между Иоанном VI Кантакузином (см. Иоанн Кантакузин ) и Иоанном V Палеологом , с последним начал борьбу его сын, Андроник IV Палеолог , который в 1376 г. при помощи генуэзцев сверг с престола отца, продавшего венецианцам о-в Тенедос. Политическая борьба напрямую влияла на ситуацию в Церкви. В частности, патриарх Иоанн XIV Калека (1334-1347) активно поддерживал имп. Иоанна V и его мать - имп. Анну Савойскую. Являясь противником паламизма, он инициировал осуждение свт. Григория Паламы на Константинопольских Соборах в 1342-1347 гг. Ситуация в К-поле изменилась после захвата имп. престола Иоанном VI Кантакузином в 1347 г., когда Иоанн Калека был низложен, а на Патриарший престол стали неизменно избираться паламиты. Одним из них был Филофей Коккин (1353-1354, 1364-1376), которого, однако, сместил с кафедры Андроник IV, избравший патриархом своего ставленника Макария (1377-1379, 1390-1391). После того как в 1379 г. Андроник IV бежал из города, а имп. престол вновь занял Иоанн V, Макарий, по-прежнему поминавший за богослужением бывш. императора, был обвинен в ереси, низложен и заточен. На К-польскую кафедру возвели Н. (RegPatr, N 2697), сохранившего за собой игуменство в мон-ре Харсианита.

http://pravenc.ru/text/2577619.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010