И клюевского двадцатилетнего ученика вспомним, С. Есенина, его «Осень» (1914-1916): «…И целует на рябиновом кусту/Язвы красные незримому Христу». Эти строки несравнимы ни с чем в русской поэзии. Рябиновых кустов-дерев в Суздале мы увидели в изобилии, особенно в Покровском монастыре, куда зашли поклониться в Анно-Зачатьевской трапезной церкви (1551) честным мощам преподобной Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой, жене Василия III, насильно постриженной и сосланной за то, что не дала наследника престола после 20 лет брака). Монашеская жизнь в древней обители возрождена с 1992 г. Покровский монастырь – один из сущностных центров и жемчужин древнего Суздаля, красоты и содержательности ради помещаемый в кадры исторических кинолент, – расположен в северной части города, на низком берегу Каменки. Он основан в 1364-м г. при князе Дмитрии Константиновиче, нынешний вид ансамбля сложился в XVI в., когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий. В XVI-XVII вв. был одним из крупнейших на Руси. Центральным памятником ансамбля является Покровский собор (1510-1518). Покровский монастырь Под Покровским собором находится усыпальница, где погребены ссыльные царицы, великие княгини, знатные женщины аристократических родов Древней Руси: Александра (дочь Иоанна III), Анна Васильчикова (жена Иоанна IV Грозного), Евдокия Нагая (первая жена удельного князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Иоанна Грозного), Евпраксия Пожарская, Евдокия Лопухина (первая жена Петра I) и др. Многих из них постригали в монахини и ссылали сюда, увы, насильно. Славившиеся своим рукоделием инокини этой обители оставили свой след и в истории русского церковного искусства. Сохранились покровцы, иначе называемые «суд а рь». Хорош вид из Покровского монастыря на возвышающийся, словно крепость, красностенный Спасо-Евфимиевский монастырь, основанный в 1352-м г. преподобным Евфимием Суздальским, по повелению Суздальского и Нижегородского князя Бориса Константиновича. Некоторые утверждают, что в Спасо-Преображенском соборе (1511), расписанном знаменитыми костромскими мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным, почивают мощи преп. Евфимия, в серебряной раке, сооруженной в 1823-м г. Однако есть мнение, что мощей святого Евфимия в Спасо-Евфимиевом монастыре нет. Они, как и мощи Святой Евфросинии, находятся в ведении так называемой независимой церкви.

http://pravoslavie.ru/111820.html

Иво Кермартенского († 1303), бретонского юриста, ставшего защитником несправедливо осужденных бедняков, вдов и сирот, канонизировал 26 июня 1347 г. в Авиньоне папа Климент VI (1342-1352). Поводом для К. стала история о том, как Иво смог накормить сотни человек одним ломтем хлеба ( Perarnau J. La Bulla de canonitzacio de Sant Iu (16 de juni de 1347) i les altres de terra francisca del Vat. Lat. 6772//Estudios Franciscanos. Barcelona, 1980. Vol. 81. N 369. P. 355-370); 19 сент. 1351 г. он провел К. Роберта († 1067), настоятеля аббатства Ла-Шез-Дьё ( Straeten J. S. Robert de la Chaise-Dieu: Sa canonisation, sa date de fête//AnBoll. 1964. Vol. 82. P. 37-56). Папа Урбан V (1362-1370) 15 апр. 1369 г. в Авиньоне причислил к лику святых своего крестного отца Елеазара из Сабрана (Франция) († 1323 или 1325), графа Ариано, кард.-еп. Кьети. Булла о его К. была опубликована преемником Урбана V Григорием XI (ActaSS. Sept. T. 7. P. 526). Это была последняя К., совершенная в средние века вне Рима. При папе Григории XI (1370-1378) был инициирован процесс К. Карла Блуа-Шатильона, герцога Бретонского, погибшего в сражении при Оре 29 сент. 1364 г. Процесс был начат в Анже в 1374 г. и затем должен был продолжиться в Авиньоне, но папа, как раз в это время возвращаясь в Рим, решил канонизировать Карла в Марселе в день, предшествующий своему отправлению, к-рое произошло 2 окт. 1376 г. Однако формальная К. Карла Блуа не состоялась, он был беатифицирован лишь в 1904 г. ( Boulet N. M.-D. La canonisation de Charles de Blois//Revue d " histoire de l " Église de France. P., 1942. Vol. 28. P. 217-224). К. Екатерины Шведской († 1381), первой настоятельницы Вадстенского монастыря (Швеция), главного аббатства ордена бригиток, дочери св. Биргитты Шведской, основательницы этого ордена, приписывают папе Урбану VI (1378-1389), однако этому нет документальных подтверждений. В 1488 г. папа Римский Иннокентий VIII разрешил чтить Екатерину как местночтимую святую в Швеции. 21 марта 1512 г. папа Лев X установил день ее памяти 25 июня (в наст.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ ΙΙ патриарх Антиохийский (1344-1364). По происхождению армянин, вероятно из армян-халкидонитов . После избрания на Патриаршество прибыл для утверждения в К-поль, где оказался вовлечен в идейно-политическую борьбу в связи с движением исихазма . И. примкнул к К-польскому патриарху Иоанну XIV Калеке , противнику свт. Григория Паламы . Столичный мон-рь Одигон, где пребывали И. и его приближенный Арсений, митр. Тирский, стал одним из центров антипаламитской полемики. Подпись И. заверяет копию постановления К-польского синода от 4 нояб. 1344 г. с осуждением паламита Исидора Монемвасийского (RegPatr, N 2250). В кон. 1344 или 1345 г., накануне отъезда из К-поля, И. составил трактат (не сохр.), обличавший учение исихастов по образцу томоса Иоанна Калеки (RegPatr, N 2253); известен ответ на него, написанный свт. Григорием на рубеже 1345 и 1346 гг. (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 625-647). Вернувшись на Восток, И. оставил своим представителем в К-поле митр. Арсения. С победой в визант. внутриполитической борьбе имп. Иоанна VI Кантакузина (1347) значительно укрепились позиции приверженцев исихазма в империи. Церковный Собор 1351 г. окончательно осудил антипаламитские воззрения. Митр. Арсений пытался опротестовать соборные решения, апеллируя к императору, а потом покинул К-поль. И. сначала принял постановления Собора (ок. 1352), но впосл., видимо под влиянием митр. Арсения, снова примкнул к антипаламитам. В авг. 1354 г. власти Мамлюкского султаната приняли жесткие меры против христиан Египта и Сирии. Зиммии изгонялись с гос. службы, им было запрещено ездить верхом на лошадях и мулах, пользоваться общими с мусульманами банями, предписывалось носить определенную одежду, по к-рой их можно было отличить от мусульман. Однако притеснения продолжались недолго. Во 2-й пол. 50-х гг. XIV в. И. был низложен частью антиохийского клира, ориентировавшейся на К-польскую Церковь и паламитов. Новым патриархом был провозглашен Пахомий, митр. Дамасский (см. Пахомий II ). И. перебрался на Кипр под защиту правившей там династии Лузиньянов. На Кипре существовала значительная мелькитская (правосл.) община эмигрантов из Сиро-Палестинского региона; там же под покровительством католич. властей образовался кружок визант. интеллектуалов прокатолич. и антипаламитской ориентации. В источниках сохранились упоминания об участии И. в местной церковной жизни - в празднестве по случаю обретения частицы Честного Креста и в крестном ходе во время нашествия саранчи. Эти события относятся к правлению кипрского кор. Гуго IV (1324-1359). Переписка К-польского патриарха Каллиста I с антиохийским духовенством в 1360-1361 гг. свидетельствует, что законным Антиохийским патриархом в Византии считали Пахомия, сторонника исихастов. И. скончался на Кипре.

http://pravenc.ru/text/293481.html

557-558 558-559 559-560 560-562 562-563 ГРИГОРИЙ Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри (1225 или 1226 - 1286), сиро-яковитский еп., богослов, писатель, церковный и общественный деятель 563-565 565-566 566-567 ГРИГОРИЙ Мар Павел (1922 - 1996), первый митр. Дели и Сев. Индии Сиро-Маланкарской Церкви, президент ВСЦ 567-568 ГРИГОРИЙ (Афонский Георгий Сергеевич; 1925 - 2008), архиеп. Ситкинский и Аляскинский Православной Церкви в Америке (ПЦА) 568-569 569-570 ГРИГОРИЙ (Граббе Юрий (Георгий) Павлович; 1902 - 1995), еп. бывш. Вашингтонский и Флоридский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) 570-572 ГРИГОРИЙ (Живкович Никола Григориев; 1839 - 1909), митр. Зворникско-Тузланский Сербской Православной Церкви 573-574 574-575 575-577 577-579 ГРИГОРИЙ (Немцов Георги; 1828 - 1898), митр. Доростольский и Червенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) 579-580 580-582 582-583 ГРИГОРИЙ (Стефанов Георги Иванов; род. 10.10.1950), митр. Великотырновский Болгарской Православной Церкви ГРИГОРИЙ (Узунов Георги Иванов; 1906 - 2000), митр. Ловчанский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы 583-592 592-598 ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 1866 - 1932), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ 598-599 599-601 601-602 ГРИГОРИЙ V (Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746 - 1821), патр. К-польский, сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.) 602-604 604-605 ГРИГОРИЙ III патриарх Александрийский (ок. 1352/54 - ок. 1366 или 1370, по др. сведениям, 1327-1346 или 1350) 605-606 606-607 607-609 609-610 ГРИГОРИЙ III Григорий III , католикос Картли (Мцхетский) (ок. 802-814), предстоятель Грузинской Православной Церкви ГРИГОРИЙ II (Лорткипанидзе Григол; 2-я пол. XVII в.- 1742, Зап. Грузия), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1696-1742)

http://pravenc.ru/vol/xii.html

1352 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 160. С. 313. 1353 Цветник духовный. Ч. II. С. 209—210. 1354 Филарет, архиеп. Черниговский. Слова в речи. В 4-х частях. С. 657. 1355 Цветник духовный. Ч. II. С. 209. 1356 Филарет, архиеп. Черниговский. Там же. С. 660—661. 1357 Цветник духовный. Ч. II. С. 210. 1358 Цветник духовный. Ч. II. С. 209. 1359 Иеросхм. Макарий. Письма к мир., п. 170. С. 331—332. 1360 Иеросхм. Макарий. Письма к мир., п. 44. С. 91—92. «Церковные молитвы о упокоении, особенно же при бескровной жертве приносимые, много могут пособствовать душе, отошедшей отсюда, к получению милосердия Божия, также и милостыня, творимая убогим» (п. 25. С. 27). 1361 Там же. 1362 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. О истинном христианстве, § 164. С. 224. 1363 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 27. С. 59, п. 142. С. 283—284; п. 170. С. 331—332; п. 220. С. 405—406, Игумен Антоний. Письма, п. 143. С. 170. 1364 «Я, — пишет наш отечественный поэт-христианин В.А. Жуковский, — видел и слушал отца-христианина, когда закрылись глаза его любимой дочери. Вот слова его, сказанные им своей семье в первую минуту утраты: “Великое дело милости Божией над нами совершилось, мы своими глазами видели, как наша милая дочь перешла к Небесному Отцу своему; она принесла Ему чистую, ничем житейским не встревоженную и с Ним примиренную душу. И теперь мы знаем, что ей дано все то, чего бы никакою силою любви мы не могли ни дать, ни сохранить ей в здешней жизни. Мы знаем, что это данное ей навсегда останется, что превратности жизни для нее миновались, что для нее уже нет ничего неверного, ни страха в настоящем, ни тревоги за будущее. Мы можем только благодарить и славословить (Господа). И после такого ясного узнания неизреченной (Его) милости, не позволила себе никогда ни пожалеть, что она от нас взята, ни пожелать, чтобы она была с нами. Будем смиренны, и, чтобы наше горе никогда не пересилило нашей теперешней радости, за себя будем покорны, за нее радостны и благодарны”. Таково земное бедствие в присутствии христианства; без него оно раздавило бы душу; при нем человеческий мрак обращается в утешительный свет Божий».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Глава VII. Византия и Москва Протоиерей Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. История возвышения Москвы прекрасно описана. Поэтому наша задача будет заключаться в изображении событий с византийской точки зрения, а также в определении роли, которую играла в русской истории византийская дипломатия. Основным проводником византийского влияния была церковь, которая способствовала новому политическому курсу. Поэтому вполне естественно будет задать вопрос: в каком смысле и до какой степени Византия была замешана в возвышении Москвы? Великий князь Литовский Ольгерд (Алгирдас) (1345-1377 гг.) был в политике верным последователем Гедимина. Несмотря на то, что литовская династия по-прежнему оставалась языческой, Ольгерд был дважды женат на русских православных княжнах: Марии Ярославне Витебской, а с 1349 года — на Ульяне Александровне Тверской. В его правление Литва сопротивлялась экспансии тевтонских рыцарей, соперничала с Польшей за обладание Галичем и сумела установить свой контроль над Волынью (1352 г.). Влияние Ольгерда на новгородские и псковские дела было значительно, но недолговечно, в то время как распространение власти Литвы в среднерусских княжествах выглядит очень впечатляюще: Ольгерд последовательно захватил Брянск и Смоленск (1357 г.), Киев (1362 г.), Подолию (1363-1364 гг.), Чернигов (ок. 1370 г.), так что в конце концов его владения распространились до Черного моря. Эти захваты сильно ущемляли интересы татар, хотя им и случалось несколько раз помогать Ольгерду в борьбе с Москвой. Ольгерд воспользовался внутренним разладом в Орде и в 1363 году сумел нанести татарам серьезное поражение. Однако его настойчивые попытки захватить Москву не удались. Ольгерд, отчетливее, чем его отец Гедимин, склонявшийся к римскому католицизму, сознавал тот факт, что в подвластных ему землях подавляющее большинство населения состоит из православных русских. Поскольку у литовцев еще не было письменности, все официальные государственные документы составлялись на русском («славянском») языке.

http://sedmitza.ru/lib/text/438216/

Сергия Пр. Ферапонт Белозерский (1426), ушедший с Кириллом, подвизавшийся на Белом озере не вдали от него. Им тоже основан там монастырь. Позднее, по просьбе кн. Андрея Можайского, он под Можайском построил Лужецкую обитель и почил в ней архимандритом. Ферапонтов монастырь знаменит иконной росписью Дионисия. В ту же эпоху созданы были и другие известные монастыри. Из Нижнего-Новгорода воссиял святостью Дионисий Суздальский , подвизавшийся в пещере на берегу Волги, около 1330 г. устроивший там Печерский монастырь. Учениками его были Пр. Евфимий Суздальский (1404), осн. Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, и Пр. Макарий Желтоводский или Унженский (1444), с 12 лет подвизавшийся у св. Дионисия и основавший три обители в Костромских пределах. В Москве, наряду с упоминавшимися Чудовым, Вознесенским, Сретенским монастырями, основаны были семь новых монастырей. В Ростове новыми монастырями были: Григориевский или св. Григория Богослова , где принял пострижение св. Стефан, просветитель Перми; Зачатиевский Иаковлев, основанный ок. 1389 г. св. епископом Иаковом, и Рождественско Богородицкий, основание которого приписывается первому ростовскому архиепископу св. Феодору (1389–94). В Тверском княжестве воздвигнуты 11 новых монастырей, в Нижнем-Новгороде и его окрестностях четыре, вблизи Рязани два. В Костроме во второй половине XIV века крестившийся татарский князь Чет построил Ипатиевский монастырь. В Костромском крае возникло еще девять монастырей. В Суздали Спасо-Евфимиев мон. построен был в 1352 г., по просьбе кн. Бориса Константиновича, Пр. Евфимием; женский Покровский мон. сооружен в 1364 г. кн. Андреем Константиновичем. В Новгородской области местные летописи упоминают о прежних монастырях, из коих особенно известны Юрьевский, Антониев и Хутынский. В Новгороде и вблизи его св. архиепископ Моисей основал с 1335 по 1357 г. пять монастырей. Архиепископ Иоанн в 1407 г. два. Святитель Евфимий в 1432 г. монастырь 12-ти Апостолов. Упоминаются еще семь новых обителей. В числе новых обителей, основанных монашествующими, более всех известен Вознесенский Савво-Вишерский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

С. 98 – Житие прпмц. Февронии Низибийской (†304) довольно пространно, оно, вероятнее всего, было написано в Великой Лавре до 1347 г. О рукописной традиции см. на С. 98 строки 8–15. Текст издан Цамисом: Demetrios G. Tsames. “Φιλοθου Κωνσταντινουπλεως το Κοκκνου βος κα μαρτριον τς γας σιομρτυρος Φευρωνας.” Κληρονομα 19 (1987): 225–270, at 231–270. Цамис отмечает, что свт. Филофей характеризовал современную ему ситуацию как ситуацию политической нестабильности, похожую на эпоху гонений первых веков, поэтому, наверное, не случайно святитель выбрал для написания житий тех святых, которые жили в тот период. С. 99 – Что касается жития свщмч. Фоки, епископа Синопа, то М. Митреа предполагает, что одной из причин для написания было то, что святитель сам до монашеского пострига носил имя Фока. О рукописях, сохранивших это житие, см. на С. 99 строки 4–10. Сначала были изданы выдержи из данного жития: Van de Vorst, Carolus. “Saint Phocas.” Analecta Bollandiana 30 (1911): 252–295. Первое издание сделал Икономидис: N. A. Oikonomides. “Φιλοθου Πατριρχου Κωνσταντινουπλεως, γκμιον ες τν γιον ερομρτυρα Φωκν.” Νον θναιον 4 (1963): 83–101, at 86101. Потом житие было переиздано Кацанисом: Konstantinos G. Katsanes. “Φιλοθου Κωνσταντινουπλεως το Κοκκνου γκμιον ες γιον Φωκν.” πιστημονικ πετηρς τς Θεολογικς Σχολς το Πανεπιστημου Θεσσαλονκης 27 (1982): 377–445, at 423–445. Содержание жития свщмч. Фоки подразумевает, что оно было произнесено в монастыре, посвященном этому святому, который, вероятно, находится в Галате (Пере). Относительно датировки написания, Цендикопулось выделяет целых 3 возможных периода: 1342–1347, 1350–1352 или 1355–1364 гг. (см. прим. 428 на С. 100). С. 100 – Свт. Филофей также написал житие отца-пустынника прп. Онуфрия. Это житие состоит примерно из 9000 слов, с его рукописной традицией можно ознакомиться на С. 100 (строки 7–10). Вероятнее всего, свт. Филофей произнес это житие в день памяти прп. Онуфрия (12 июня) перед некой монашеской общиной. М. Митреа предполагает, что святитель это осуществил либо в мужском монастыре св. Алипия (там была церковь прп. Онуфрия), либо в церкви прп. Онуфрия рядом с женским монастырем Божией Матери «Bebaia Elpis» («Βεβαα Ελπς», «Твердое Упование» 164 ). Текст данного жития не предоставляет никакой информации о времени и месте его составления, но Цендикопулос предполагает, что оно было написано в конце 1350-х гг. (см. прим. 433 на С. 100). Критическое издание: Demetrios G. Tsames. “Φιλοθου Κωνσταντινουπλεως το Κοκκνου λγος ες σιον νοφριον κα γκμιον ες γιον Φωκν.” πιστημονικ πετηρς τς Θεολογικς Σχολς το Πανεπιστημου Θεσσαλονκης 27 (1982): 377–445, at 381–410.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

упом. в 1388 г. Афанасий II упом. в 1388–1391 гг. Иоанн (Гоголь) рукоположен в 1405 г. Герасим упом. в 1415 г., не позднее 1428 г. переведен в Смоленск. Владимиро-суздальские, суздальские, нижегородские, городецкие, торусские епископы и архиепископы Алексей рукоположен в 1252 г. Свт. Серапион рукоположен в 1274 г.; † 12.06.1275. Свт. Феодор рукоположен в 1276 г.; † 1286. Феодор рукоположен в 1288 г.; в 1295 г. митрополитом сведен с епархии. Симеон рукоположен в 1295 г., а в 1299 г. переведен в Ростов. † 1314. Даниил рукоположен в марте 1330 г. Нафанаил рукоположен в 1347 г. Даниил (вторично) упом. в 1351 г., † 1362. Свт. Алексий рукоположен 6.12.1352 (с 1340 г. наместник); с 1354 г. митрополит Киевский. Алексий упом. в 1363 г., † 1364. Свт. Иоанн † 1373. Свт. Дионисий (архиеп.) Рукоположен в 1374 г.; в 1384 г. в Царьграде посвящен в митрополита Всероссийского; † 15.10.1385. Евфросин (архиеп.) рукоположен в 1389 г.; † 25.03.1407. Митрофан рукоположен 9.09.1406; упом. 22.03.1416. Авраамий упом. в 1436–1449 гг. Галицкие епископы и митрополиты Иосиф упом. в 1292 г. Григорий упом. в 1301 г. Нифонт (митр. Галицкий) Рукоположен в 1303 г.; † до декабря 1305 г. Гавриил (митр. Галицкий) Феодор рукоположен в мае 1328 г.; митр. Галицкий с 1332 г.; упом. до 1335 г. Антоний (митр. Галицкий) Рукоположен в мае 1371 г., † 1391–1392 гг. упом. в 1398–1415 гг. (в митрополиты не рукоположен). Коломинские епископы Афанасий упом. ок. 1353 г. Филимон рукоположен ок. 1360 г. Герасим рукоположен ок. 1375 г.; † 1388. рукоположен в 1389 г.; † 1392. Григорий рукоположен в 1392 г.; † 13.02.1405. Иларион рукоположен 26.08.1406; † 9.03.1408. рукоположен в 1410 г. Амвросий рукоположен в 1414 г.; упом. 1.02.1421. Авраамий упом.на Соборе 1441 г. Варлаам упом. в 1447–1449 гг. Луцкие епископы Феодосии I упом. в декабре 1326 г. и 1.05.1328. Трифон рукоположен в декабре 1331 г., упом. в 1335 г. Арсений упом. в 1366 г. упом. в 1393 г.; с 1398 г. Галицкий епископ. Феодор 7.10.1397 прибыл в Москву. в 1401 г. лишен епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

М. ди Сальво предполагает, что перевод сделан самим Лихудом в ожидании официального перевода из Москвы ( Ди Сальво М. Указ. соч. С. 219–220). Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 853. Там же. Т. 10. Ст. 1359–1363. Там же. Ст. 1360 Там же. Ст. 1364; Сменцовский М. Н.Братья Лихуды. С. 261–262; Ди Сальво М. Указ. соч. С. 218. Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 852–853. Сменцовский, впрочем, доказывает, что Иоанникий имел право на эти товары, поскольку они были куплены за его, Иоанникиевы, деньги. Характерно при этом, что Софроний в 1691 г. взыскал эти вещи из имущества своего бывшего покровителя, сосланного в Каргополь князя В. В. Голицына, на допросе показавшего: «Учитель Софроний бьет челом неправдой» ( Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 281–282, примеч. 3). Памятники дипломатических сношений… Т. 10. Ст. 1364. См. также: Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 281. Памятники дипломатических сношений… Т. 10. Ст. 1356–1358. Кстати, в этом письме Иоанникию Голицын настаивает, что перевод кредитивной грамоты был ему вручен в Посольском приказе (Там же. Ст. 1358–1367). Там же. Ст. 1352. Бантыш-Каменский Н. Н. Указ. соч. С. 210, примеч. 1. Вероятно, Лихуд грамоту дожу не отдал, а привез обратно в Москву. Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 260. Прямое подтверждение тому, что Иоанникий не передал ни декабрьскую 1688 г., ни июльскую 1689 г. царские грамоты находим в «Памятниках дипломатических сношений…», где сообщается, что Лихуд «домогался, чтоб он принят там (в Венеции.– А. Я.) был за посланника, и ему в том отказали, а хотели принять за гонца; и он за тем у князя не был, и грамоты цар[ского] вел[ичест]ва не подал, и приехал ныне назад ни с чем» (Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 681). Тут же любопытная классификация дипломатических рангов для посланников (Там же. Ст. 680). РГАДА, ф. 159 оп. 2, ед. хр. 2991 (1685–1699 гг.), ст. 259. Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 1371. Интересно, что ответом на такую в целом бесполезную поездку помимо милостивого разрешения оставить себе беспошлинно купленные вещи стало увеличение жалованья Иоанникию Лихуду! «Великие государи, цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич… пожаловали греколатинский школы учителя, грека иеромонаха Иоанникия Ликудиева, который, по их великих государей указу, был от них великих государей посланником у виницийского князя, – велели ему давать своего великих государей жалованья, поденнаго корму, Октября с двадесять перваго числа нынешняго 200-го (1691 г.) году, впредь до своих великих государей указу, против прежней дачи по осми алтын по две деньги на день из Приказу Большия казны» ( Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 84). Причем похвальная оценка звучит из уст молодого Петра, а не Софьи, отправившей Иоанникия в Венецию. На это обратил внимание еще Цицелис ( ΤσιτσληςΗ. Op. cit. Σ. 353).

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010