Создание великокняжеского летопис-ного свода (сохранился в составе Лаврентьевской летописи) 1305–1318 1308–1326 Великое княжение св. блгв. Михаила Ярославича Тверского Митр. Киевский и всея Руси свт. Петр не позднее 1311 г. Собор в Переяславле-Залесском, оправдавший свт. Петра от обвинения в симонии 1316–1341 ок. 1317 г. Вел. кн. литовский Гедимин. Присоединение к Литовскому княжеству Полоцкой и Туровской земель По настоянию вел. кн. литовского Гедимина Константинопольский патр. Иоанн Глика учредил самостоятельную Литовскую митрополию с кафедрой в Новогрудке (упразднена ок. 1328 г.) ок. 1321–1392 г. Прп. Сергий Радонежский 1318–1322 Мобковские князья в лице Юрия Даниловича впервые заняли Владимирский великокняжеский стол Свт. Петр окончательно переселяется в Москву 1322–1327 Великое княжение Владимирское в руках тверских князей Дмитрия Михайловича, а затем Александра Михайловича Заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Москве. Свт. Петр завещал похоронить себя здесь, тем самым утвердив фактический перенос митрополичьей кафедры в Москву Восстание против татар в Твери, вызванное насилиями Чолхана (Щелкана), посла хана Узбека, в результате чего великое княжение перешло к московским князьям Собор во Владимире. Первоначальное прославление свт. Петра 1328–1340 1328–1353 Великое княжение Ивана Даниловича Калиты. Присоединение к Московскому Белозерского, Галицкого и Углицкого княжеств Свт. Феогност, митр. Киевский и всея Руси Основан московский Спасо-Преображенский мужской монастырь (Спас на Бору) ок.1330 г. Основан костромской Ипатьев монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы 1330–1332 Объезд южных и западных епархий свт. Феогностом ок.1331 г. По просьбе галицких князей патр. Константинопольский Исаия вновь дал Галицкому еп. Феодору титул митрополита, который, однако, вскоре был упразднен вследствие протеста митр. Киевского и всея Руси свт. Феогноста Заложен собор в честь св. арх. Михаила в Москве не позднее 1337 г. Основан Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Плесковичи изменили крестное целование к Новугороду, посадили себе Князя Александра из литовския рукы». Несчастный Кн. Александр, выгнанный из Твери Татарами (пр. 26) принят был во Пскове; в следствие требований Узбека, В. К. Иоанн Данилович с другими князьями и новогородцами силою требовали от Пскова, чтобы Александр ехал в Орду; тот наконец соглашался, но Псковичи не пустили его; Александр в 1330 г. удалился в Литву, оставив во Пскове жену... Тогда В. Князь заключил мир со Псковом. Это было летом 1330 г. В Псков Александр возвратился, «быв полтора года в Литве», след. не прежде, как в конце 1331 г. или в начале 1332 г., а Василий посвящен Авг. 25, 1331 г. Собр. Л. 3, 74–77. 4, 50–52. 185. 186. Соф. Вр. 1, 316–320. 229 Т. 1. Ист. Акт. N I. 3. Грамота Феогноста: «велят ему (Рязанскому) держати всего предела того по великую Ворону». Грамота Алексия: «по великую Ворону, возле Хопор до Дону по караулом». Итак Рязанская епархия, идя по правую сторону Дона, оканчивалась соединением Хопра с Доном. Оба грамоты повторяют, что такое разделение сделано в первый раз Митроп. Максимом; поскольку же Феогност, посвященный Митр. Кириллом в 1269 г., называется Епископом Переяславля и Сарая, так же как предшественник его Варсонофий назывался Сарайским (пр. 38): то кажется, что Сарайская епархия при Митр. Кирилле заключала в себе и по-Хоперские места до Сарая. 230 Рост. Троицк. Лет. (Карамз. 5. пр. 123): «тоя же зимы (1382 г.) приде из Царяграда на Русь Дионисий в Суждаль генв. в 6, и воду крестил на Богоявление, а исправил себе архиепископью... а по нем пребыти такоже иным Епископом в тех пределах. Вда ему Патриарх фелонь (священнич. ризу) со четыряи кресты, а стихарь со источники (Ник. 4. 277.). «И в то время (1398) бяше в граде в Устюзе владыко Григорий, ростовский архиепискуп, понеже бяше Устюг его десятина». Летоп. Даниловича: «В л. 6904–1336 Киприан М. постави Григория епископом Ростову и Ярославлю и Белуозеру и Угличу полю и Устюгу и Мологе, си же Григорий 15 л. бысть Епискуп Ростову».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феогност, святитель, митрополит Киевский и всея Руси † 1353, память 14/27марта, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых По происхождению грек. Был хиротонисан в митрополита Киевского и всея Руси Константинопольским патриархом Исайей в 1328 году и в этом же году прибыл на Русь. Это был архипастырь хорошо образованный, отличавшийся мудростью в делах церковного управления. Основные усилия он направил на централизацию церковной власти и на объединение всего Русского государства. Святитель Феогност, прибыв в свою митрополию, поселился в Москве, как и его предшественник, митрополит Пётр († 1326; память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября, 21 декабря/3 января), а не во Владимире, за обладание которым боролись русские князья и куда в 1299 году переселился со своим двором из опустошённого татарами Киева, митрополит Максим († 1305; память 6/19 декабря). Московский великий князь Иван Данилович Калита († 1340; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых и 22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых), ставший в том же 1328 году великим князем Владимирским, тоже остался жить в Москве, и она, таким образом, стала церковной и политической столицей Руси. Святитель Феогност и князь продолжили каменное церковное строительство в Москве, начатое закладкой в 1326 году, по совету митрополита Петра, церкви Успения Богородицы: в 1329 году святитель Феогност возвёл церковь Иоанна Лествичника и пристроил с севера у церкви Успения придел в честь апостола Петра; князь же в 1330 году заложил храм Спаса Преображения на Бору, а в 1333 году выстроил церковь Архангела Михаила. Укреплению Москвы как центра русской митрополии способствовало прославление мощей святителя Петра, а в 1339 году была получена утвердительная грамота от Константинопольского патриарха Uoahha XIV Калеки о его канонизации. В мае 1328 года митрополит Феогност собрал на Волыни Собор епископов упраздняемой митрополии и с их участием хиротонисал епископов Владимиро-Волынского Афанасия († 1363) и Галицкого Феодора. С сентября 1330 года митрополит Феогност вновь был на Волыни, откуда отправил послов в Новгород за кандидатом в архиепископы Новгородские Василием (Каликой; † 1352, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), и 25 августа 1331 года во Владимире-Волынском посвятил его. В апреле 1332 года в Галиче или во Владимире-Волынском святитель Феогност рукоположил Черниговского епископа Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В нач. 1327 г. междоусобная борьба возобновилась. На стороне Андроника III выступил болг. царь Михаил III Шишман, а союзником Андроника II стал сербский кор. Стефан Урош III . В период военных действий мать И. К. вновь руководила двором и обороной Дидимотиха. Вероятно, именно тогда в отношениях между имп. Анной Савойской и Феодорой Кантакузиной возникли трения. Зимой 1327/28 г. жители Фессалоники подняли восстание в поддержку Андроника III; вскоре город перешел под его контроль. Андроник III и И. К. овладели Серрами, после чего сопротивление армии Андроника II было сломлено. 24 мая 1328 г. войска под командованием Феодора Синадина ворвались в К-поль и начали расправу над приверженцами Андроника II. Историк Никифор Григора сообщает, что многое из награбленного солдатами в столице прямо направлялось в казну Андроника III. И. К. был единственным, кто воздержался от поношений старого императора и его сторонников ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 432). Правление Андроника III (1328-1341). В кон. 20-х - 30-х гг. XIV в. на ключевых гос. постах находились люди из окружения И. К. Финансами руководил Алексей Апокавк, занявший пост месадзона ; до 1330 г. эпархом (градоначальником) К-поля был Феодор Синадин, затем этот пост также перешел Апокавку. Позднее Апокавк стал также командующим флотом. Но т. к. Андроник III с И. К. часто отсутствовали в столице, то реальная исполнительная власть оказалась именно в руках Апокавка, к-рый вел текущие дела совместно с имп. Анной и Феодорой Кантакузиной. И. К. сосредоточился на военной и дипломатической деятельности и был первым, хотя и не единственным советником императора. В своей «Истории» И. К. изображает себя главным организатором военно-политических предприятий византийцев этого периода, что, естественно, надо принимать с осторожностью, т. к. у императора были и др. советники. В июне 1329 г. имп. Андроник и И. К. предприняли поход в М. Азию на помощь осажденной османским эмиром Орханом I Никее. Несмотря на ряд побед, поход закончился катастрофой в битве у Филокрине, где Андроник был тяжело ранен, а И. К. едва избежал смерти, отступая с остатками армии. Никея сдалась османам 2 марта 1331 г. Последствия гражданской войны проявились в том, что сторонники Андроника II не привели свои войска на помощь, когда узнали о ранении Андроника III. В кон. 1329 г. византийцы успешно отвоевали у генуэзцев о-в Хиос, генуэзская Фокея признала сюзеренитет К-поля, а Лесбос удалось отстоять от нападения латинян. В 1330 г., после разгрома сербами коалиции монголов и болгар, Андроник III под предлогом мести за изгнание своей сестры Феодоры (жены погибшего болг. царя Михаила III Шишмана) из Тырнова объявил войну Болгарии, захватив болгарские опорные пункты на границе с визант. Фракией, а также порты Анхиал и Месемврию; по мирному договору в Русокастро в 1332 г. захваты были узаконены.

http://pravenc.ru/text/471274.html

Е. Ипатиев Троицкий , 1 кл., близ Костромы, при впадении р. Костромы в Волгу. Основан в 1330 г.; с 1613 г. – ставропигиальный московской патриархии, с 1742 г. Св. Синода, с 1745 г. – под управлением епархиального архиерея. Построен татарским князем Четом, предком Годуновых, принявшим крещение по следующему случаю. – Проезжая в Москву чрез Костромские пределы, Чет заболел и ожидая смерти, удостоился чудесного явления Пресвятой Богородицы с ап. Филиппом, и священномуч. Ипатием Гангрским. Получив по усердной молитве исцеление, он немедленно построил каменную церковь Живоначальной Троицы с приделами ап. Филиппа и священномуч. Ипатия, поставил в ней икону, изображающую видение, и основал обитель. В мон. совершилось принятие Всероссийского престола в 1613 г. Михаилом Феодоровичем. Палаты дома Романовых сохранились здесь в реставрированном виде; здесь находится портрет Сусанина, пожертвовавшего жизнью для спасения юного царя. При входе в ограду мон. находится колонна, по сторонам которой изложена вся вековая история славной обители, ее достопримечательности, знаменитые события и посещения ее. Летний Троицкий собор перестроен в 1586 и 1650 г. Здесь замечателен храмовой образ Святой Троицы в золотом окладе, в 85 фун. весом, с крупным жемчугом и драгоценными каменьями; к нему привешаны на лентах три золотые медали с изображением короля Карла IX, присланные в 1616 г. царю Михаилу Феодоровичу на память заключения шведского мира. Особо чтится в мон. Тихвинская икона Богоматери древнего письма, в дорогом окладе, принесенная, по преданию, Московским посольством в 1613 г.. Теплый собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы основан в 1330 г.; был возобновляем в 1586, 1764 и 1854 г. Здесь находится древняя икона, на которой изображено явление Пресвятой Богородицы князю Чету. В мон. хранится присланная сюда патр. Филаретом Никитичем в 1626 г. часть ризы Господней. Ризница отличается богатством исторических древностей. Между прочим, сохранился доселе старинный фонарь больших размеров, с верхом в виде короны, украшенной медными бордюрами; с этим фонарем, по преданию, явилось в мон. к царю Михаилу Феодоровичу боярское посольство. Особенного внимания, также заслуживают: посох черного дерева и золотой ковш царя Михаила Феодоровича, находившиеся прежде в Московской оружейной палате, а имп. Николаем Павловичем присланные в дар Ипатьевскому мон. Сверх того в мон. хранится великокняжеское место кн. Василия Дмитриевича, удалившегося сюда во время нашествия татар на Москву в 1408 г., и другое царское место, резное из липы, присланное царем Михаилом Феодоровичем в 1613 г. В мон. погребены: основатель его Чет и Иван Сусанин. При мон. епарх. свечной завод и дом для бедных, и беспомощных священнослужителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

До (по Байеру - после) Афона Г. А. нек-рое время провел в окрестностях Веррии, преподавая грамматику сыновьям местной знати. Филофей Коккин называл учеником Г. А. некоего Цимисхия, усвоившего от учителя «начала не только грамматики, но и нечестия» (PG. 151. Col. 651A). Свт. Григорий Палама, до 1331 г. живший отшельником близ Веррии, ценил талант и образованность Г. А. В 1330 г. со словами: «Возьми литературу, которую ты жаждешь» - он передал Г. А. трактат Никифора Григоры, предназначавшийся философу Иосифу Ракендиту , скоропостижно скончавшемуся. Константинидис-Хиро (1983) и Надаль Каньельяс (1995) предположили, что речь идет о каком-то астрономическом сочинении, однако Байер (1975) обоснованно считает, что Г. А. получил рукопись комментария Григоры к трактату «О сновидениях» Синесия Киренского. Комментарий, сделанный по заказу Иоанна Кантакузина, Григора доверял только единомышленникам. Основная идея трактата - непостижимость божественного человеческим разумом - позднее станет ключевым тезисом антипаламитской полемики. Свт. Григорий Палама заключил, что Г. А., несмотря на их дружбу, по умонастроению тяготеет к людям, разделявшим взгляды Григоры. Спорным является тезис о том, что Г. А. долгое время был учеником Варлаама Калабрийского. Возможно, Варлаам пребывал в Фессалонике в 1326/27 г. и мог встречаться с Г. А., окончившим в это время обучение. По др. данным, Варлаам появился в Фессалонике ок. 1331/32 г., после поражения в публичном диспуте от Никифора Григоры. Можно предположить, что примерно с 1330 г. и по крайней мере до 1332/33 г. Г. А. мог быть учеником Варлаама Калабрийского в Фессалонике. Константинидис-Хиро (1983. Р. XII), соглашаясь с тем, что Г. А. входил в круг ближайших друзей Варлаама, отрицает существование между ними отношений «учитель - ученик». Г. А. в письмах обращается к Варлааму как к равному себе, остро и порой язвительно критикует высокомерие и нетерпимость калабрийского философа. Кроме того, в том же году начинается его переписка с непримиримым противником и критиком Варлаама - Никифором Григорой. Г. А. становится посредником между партиями. Варлаам Калабрийский, пытаясь разобраться во взглядах своего победителя Григоры, использовал записи учеников последнего, и не исключено, что Г. А. помогал ему постичь тонкости совр. визант. философии.

http://pravenc.ru/text/166796.html

637 . Соколов И. И. Иоанн XIV//ПБЭ. СПб. 1905. 6. 981–983. 638 . Dennis G. T. The deposition of the patriarch John Calecas//JÖBG 1960. 9. 51–55. Byzantium and the Franks 1350–1420. L. 1982. 3. (Collected Studies. 150). 639 . Kresten O. Der sogenannte «Absetzungsvermerk» des Patriarchen loannes XIV. Kalekas im Patriarchatsregister von Konstantinopel (Cod. Vind. Hist. Gr. 47, F. 116v)//Byzantios. Festschrift für Herbert Hunger zum 70. Geburtstag/Ed. Hörander W., Koder J., Kresten O., Trapp E. Wien 1984. 213–219. 640 . Tsamis D. ν τ κωδ. Vat. Gr. 704 πραγματεα//EEThSTh 1973. 18. 219–252. Варлаам Калабриец (Barlaam de Seminaria, Barlaam Hieracensis) CSGL 03981; PG 151; PMA; RF 2. 448–449; TLG 3159 (Barlaam Math., Theol. et Epist.: Calabrius, Constantinopolitanus); Beck 717–719; DHGE 6, 817–832; DThC 2. 407–410; PLP 2284 1290–1348. Калабрийский монах (1330), настоятель монастыря в КНП (1330–1341), иеромонах монастыря Илии в Калабрии (1342), учитель языков (magister linguarum) в Авиньоне (1342), епископ Герасский/Калабрийский (1342–1348). С 1335 начал выступать с резкой критикой исих. практики, вызвав возражения Паламы и став зачинщиком Исихастских споров; после осуждения на Соборе 1341 бежал из Византии. Антитомист. Сочинения Антилатинские соч. 641 . Barlaam Calabro. Opere contro i Latini./Introd., testo, trad. e note a cura di Fyrigos A. 2. Città del Vaticano 1998. [Из сод.: Contra Latinos (Tractatus B). 246–465 [=TLG 3159/5]. Legatus sive De spiritu sancto. 466–480 [=TLG 3159/7]. Confutatio epistulae legatorum papae. 482–490 [=TLG 3159/8]. Contra Latinos (Tractatus A): 498–624 [=TLG 3159/4]. [StT 348]. Syntagma de processione spiritus sancti. 630–666 [=TLG 3159/6]]. 642 . Barlaam the Calabrian. Three Treatises on Papal Primacy/Introd., ed., transl. KolbabaT.//REB 1995. 53. 41–115. [Adversus Latinos 7, 12, 21]. Письма 1335/6 (ср. Первую Триаду Паламы). 643 . Barlaam Calabro. Epistole greche; i primordi episodici e dottrinari delle lotte esicaste/Studio introduttivo e testi a cura di Schiró G. Palermo 1954. XVI, 360. (Istituto siciliano di studi bizantini e neogreci. Tfesti e monumenti pubblicati da Bruno Lavagnini. Testi. 1). [=TLG 3159/2].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСОГОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Македон. Осоговски манастир] (Сарандапорский), во имя прп. Иоакима Осоговского обитель Кумановско-Осоговской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви (МПЦ). Находится на крутом склоне горного массива Осогово, под вершиной Калин-Камен, в долине р. Крива, в 3 км от г. Крива-Паланка (Республика Македония). Изначально именовался Сарандапорским по греч. названию р. Крива (Сарандапор), но впосл. получил название Осоговский. Основание обители описывается в поздних списках (старший - XV в.) Жития прп. Иоакима Осоговского (XI - нач. XII в.?). В правление визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180) овдовевший свящ. Феодор родом из обл. Овче-Поле после явления во сне прп. Иоакима пришел в места, где тот подвизался, и возвел ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (часто перестраивалась, по архитектурным особенностям ныне датируется XVI в.). Впосл. свящ. Феодор принял монашество с именем Феофан и возглавил сложившуюся вокруг него монашескую общину. После обретения мощей прп. Иоакима обитель стала центром паломничества. В Карловацком родослове XVI в. ( Стари српски родослови и летописи. Београд; Сремски Карловци, 1927. С. 32) утверждается, что О. м. основал серб. кор. Милутин (1282-1321), но, по мнению С. Душанича, речь идет об обновлении обители ( 1941. С. 27). В 1330 г. в мон-ре серб. кор. Стефан Дечанский молился о победе в предстоящей битве с болг. царем Михаилом III Шишманом (1323-1330). Во 2-й пол. XIV в. при покровительстве воеводы Кюстендилской обл. Константина был отстроен монастырский комплекс. Осоговский мон-рь. Фотография. 2014 г. Осоговский мон-рь. Фотография. 2014 г. После османского завоевания положение О. м. осложнилось: известно решение 1474 г., вынесенное Советом Дубровникской республики, о выделении 50 перперов осоговским насельникам. В июле 1585 г. обитель пострадала при землетрясении. В конце того же или в начале следующего года еп. Кюстендилский Виссарион (см.

http://pravenc.ru/text/2581641.html

Подробный рассказ о мучениках-францисканцах занимает значительную часть «Донесения...» (Relatio. 2016. P. 130-152; см.: M ü nkler. 2000. S. 98-100). После этого миссионер направился на вост. побережье Индии, в города Малабар, Коллам, Майлапур, затем достиг островов Суматра и Ява в Индонезии. В путешествии О. из П. основное внимание уделял христ. топографии: так, напр., в Малабаре он посетил принадлежавший несторианам храм, в к-ром покоились останки ап. Фомы (Relatio. 2016. P. 156). В то же время при описании своих странствий по Индостану католический миссионер неоднократно негативно отзывался о христианах-несторианах, называя их еретиками (см.: Brincken. 1973. S. 318, 342). О. из П. подробно описывал вост. пряности - перец, мускатные орехи, кардамон и др., рассказывал об обычаях местных жителей, их внешнем виде и занятиях. Из Индонезии он направился в королевство Чампа (Тьямпа) в Дайвьете (Relatio. 2016. P. 152-170) и далее в Китай. Первым кит. городом, к-рый он посетил и описал, был Кантон (Гуанчжоу) (Ibid. P. 180-181); далее миссионер поехал на север страны, в Фучжоу, Ханчжоу и Цюаньчжоу; в Цюаньчжоу он захоронил мощи мучеников из Тханы (Ibid. P. 182-191). Оказавшись в Нанкине, О. из П. направился в Янчжоу и между 1324 и 1325 гг. достиг Ханбалыка - столицы вел. хана Есуна-Тэмура. При ханском дворе он встретил др. францисканцев, в т. ч. архиеп. Иоанна из Монтекорвино . О. из П. пробыл в Ханбалыке 3 года. Описанию Китая посвящены главы 16-22 его сочинения (Ibid. P. 196-214). Предположительно в 1329 или 1330 г. О. из П. отправился в обратный путь. Хотя в «Донесении...» он привел нек-рые сведения о Тибете, очень вероятно, что там он никогда не был и лишь изложил информацию, полученную от других (Relatio. 2016. P. 214; см.: Laufer. 1914. P. 405-418; Reichert. 1989. S. 183-193). Через Тянь-Шань и Сев. Персию миссионер попал в Хорасан, и уже в мае 1330 г. он находился в конвенте св. Антония в Падуе. В «Донесении...» О. из П. не рассказывал о своей миссионерской деятельности и не указывал, сколько человек были обращены им за время путешествия в христианство; приведенное в Житии число 20 тыс.

http://pravenc.ru/text/2578221.html

То же самое распределение символов находится в Мстиславовом Евангелии, созданном не позднее 1117 г. в Новгороде по заказу новгородского князя Мстислава. Известен еще один памятник из собрания Государственного Исторического музея – «Новый Завет с Псалтирью», датируемый 1330–1340-е гг., там также символом ап. Иоанна является орел, а символом ап. Марка – лев (илл. 6, 7). Илл. 6, 7. Символы Евангелистов: Иоанн – Орел, Марк – Лев. Новый Завет с Псалтирью. 1330–1340-е гг. Син. греч. 407 (Влад. 25). ГИМ В литературе можно встретить ошибочные атрибуции, когда в качестве подлинной иконы кисти прп. Андрея Рублева фигурирует фальшак «Спас в силах» из собрания К.Т. Солдатенкова в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ. Инв. 22124), который поступил из ЦГРМ в 1932 г. Данный образ из-за поспешного предположения В.И. Антоновой долгое время считался происходящим из собрания П.И. Севастьянова (1811–1867), который якобы вывез его «из одного из древних русских монастырей Святой горы Афон». Икона была впервые приписана Рублеву В.И. Антоновой при составлении каталога Третьяковки. Её гипотезу поддержали В.Н. Лазарев, С.С. Чураков, В. Г. Брюсова, Г.И. Вздорнов , Э.С. Смирнова, Ю.А. Пятницкий http://www.facebook.com/state.hermitage , однако резко против выступил М.В. Алпатов, аргументация которого сохраняет свое значение и поныне. Ошибочная атрибуция В.Н. Лазарева особенно бросается в глаза своей спорностью, ведь именно он атрибутировал знаменитые миниатюры Евангелия Хитрово (1395 г.) Феофану Греку и Андрею Рублеву. Напомним, что данные миниатюры были выполнены гением русской иконописи в 1395 г. для напрестольного евангелия церкви Рождества Богородицы в Московском Кремле, как установил еще в 1993 г. крупнейший исследователь творчества прп. Андрея Рублева (1340s-1428) академик Олег Германович Ульянов (Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Материалы научной конференции РГБ «Искусство русской книги XI-XIX в.». М., 1994; Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Макариевские чтения. Вып. IV. Часть II. Почитание святых на Руси. Можайск, 1996. С. 108–119 (с доп. и илл.):

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010