Воинственные и предприимчивые, они составили главную силу Одоакра, который иногда называется rex Herulorum, предпринимали походы в Паннонию и Норик и в 480 году взяли и разрушили город Ював (Juvavum – Зальцбург). Они имели, по-видимому, желание податься дальше на юго-запад, но были оттеснены ругами. По сообщению Прокопия, который знал их на поле брани в Африке, Италии и Персии, то был самый дикий из германских народов, отличавшийся необузданной храбростью. Царь их Радульф завязал сношения с Теодорихом и был удостоен титула «сына по оружию». 1324 Когда в придунайские страны надвинулись с севера лангобарды, они потеснили эрулов. Тяготясь миром и жаждая военных подвигов, эрулы без всякого повода начали войну с лангобардами, и, несмотря на свою дикую отвагу, потерпели страшное поражение, пал и царь их Радульф (508 г.). Будучи сильно ослаблены этой битвой, эрулы вспомнили о своей скандинавской родине, и часть племени выселилась туда. Пройдя через славянские народы в бассейне Одера и Эльбы, они дошли до местностей нынешней Гольштинии и перебрались затем морем в Скандинавию. 1325 Событие относится ко времени несколько раньше 512 года. Эрулы, остававшиеся в придунайских областях, подались в земли, занятые ругами, но не смогли там удержаться. Вступив в сношения с гепидами, они перешли на низовья Тисы. Но гепиды были тогда в союзе с лангобардами. 1326 Это обстоятельство, а также и дикость эрулов не дали им возможности ужиться в тех местах. Их грабежи и насилия довели дело до того, что между ними и гепидами началась война. Спасаясь от окончательной гибели, эрулы перешли через Дунай на территорию империи в провинцию Дакию и отправили посольство к императору с просьбой дать им земли для поселения. Анастасий предоставил им захваченные ими земли. 1327 Вскоре, однако, они стали причинять такие бедствия местному населению, что против них пришлось направить войска. Эрулы были разбиты, смирились и отправили к императору посольство с просьбой о пощаде. Император оставил их на месте, но не зачислил в число «союзников».

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Вы же, о, соньме святый, соборе богоизбранный, совокупление равноаггельное, людие Божии, царское священие, язык свят, благоговейнии святии отци и братие, воздежите 1325 своя преподобныя руки в небесныя двери и возмолитвогласите со слезами во уши Господа Саваофа, всещедраго нашего Владыки и Бога, о моем непотребном окаянстве, да управит стопы моя в добрая его закона, аще в смерть в 1 тысящу аще в живот такожде согласно той, своим неизреченным благоутробием. А яже о мне действующая праведными судьбами Божиими, вся от начала и до ныне, известит принесый к вам сия грамотки И. Хотех и з Давыдом рещи: «Вечер водворится плачь, а заутра – но не смею за неведомое Божиих судеб. Указ из П от К ко ар прииде о взятии мене в П и ему подася марта в 8. Что же содействуется, не вем, отдающаго писма вопросите. Ему же пожалуйте денег за работу рубль и служ ко мне. Людское поречен 1326 о нем от сердца изжените 1327 , но и предавшаго пожалуйте, не обидите чем: не он убо, но Бог предаде мя в наказание. 1022 Всенепотребное вашея преподобныя паствы многокрастовое овча, многогрешный недостойный С Д в, на землю пад, когождо нозе вас, со слезами объемля, целую, многократне покланяйся, всежеланне челомь бью. От заключения марта дня 9-го. Письмо сестре Соломонии из заключения Вселюбезней и прежеланней единоутробней моей сестрице С Д о Господе Бозе радоватися. Печалное и многоскорбное твоея души и многоболезненное твоего сердца, ленивое и тяжкое моея души, еще же и неволное уз презрети убедив, аще и с нуждею за неимение места, к тебе писати понуди. Молю тя убо, о, любезная ми сестро, щедротами Божиими не вдати себе во излишния болезней печали и присная рыдания за мое неволное заключение, но паче благодушием и молитвами умоляти премилостиваго Бога, вся на ползу устрояющаго всем. Горко разлучение, но, Богу умилосердившуся, сладостнейше явится совокупление. Болезнено ти мое во узах томление, но з благодушием претерпевшу ми, грехов отпущение будет. Долгость ли моего заключения опечаляет тя, но продолжайшия моя безчисленныя грехи очистити мой Владыка и смирити сердце мое, яко врачь предобрый, к моим греховный ранам пластырь прилагает. Боиши ли ся смерти моея и от здешних скорбнаго и нужнаго 1328 разлучения, яко утешающих тя в скорби оскудевши, не ужасайся: без Божия промысла 1329 ничтоже содеется люто 1329 : тому же возхотевшу, кто Аще бо и смерть мне, окаянному, Владыце моему благоизволившу, будет, не низпадай, но мужествене таковая носи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—424— 1876 г. для труженика науки 1321 ; это никогда не изгладится из моей памяти. Поручая себя архипастырским молитвам Вашим имею честь быть“. 17-го ч. неожиданно посетил меня Симбирский помещик, Николай Семёныч Волков – мой совоспитанник по Московской академии, окончивший курс в 1848 г. 1322 с званием магистра. – Его, так называемое, курсовое сочинение на тему. „ Николай Мистик , патриарх Константинопольский“ (896–925 г.) – напечатано в Прибавлениях к Твор. Св. Отцов 1861 г. 1323 . По окончании курса в академии, он состоял некоторое время на службе в Московском Сенате, где, сверх прямых своих обязанностей, занимался адвокатурой и, выигравши одно важное какое-то дело, получил за него большое вознаграждение, между прочим, значительным земельным участком в Симбирской губернии. Вследствие сего, оставивши службу и женившись в Москве, отправился в своё поместье и там занялся сельским хозяйством; устроил, между прочим, стеклянный завод, который вместе с прочими статьями, доставляет ему до 15,000 ежегодного дохода. В Харьков приезжал он для свидания с сыном – молодым офицером, который вместе с своим полком должен был проходить, в это время, через Харьков, из какой-то, не помню, западной губернии на Кавказ. Не видавшись много лет с Николаем Семёнычем, я очень был рад его посещению; пригласил его к себе обедать, и за обедом с приятностью воспоминали об академической и московской старине. Так как H. С-ч уроженец г. Калязина, Тверской епархии, речь коснулась тамошнего пресловутого священника Белюстина 1324 . И вот в каких чертах описал мне его мой собеседник: „Белю- —425— 1876 г. стин среднего роста, широкоплечий, с большой белокурой головой и с широкими глазами; от роду лет около 60-ти: женат на сестре бывшего профессора Московского Университета Морошкина 1325 ; по временам предаётся запою и др.“... В тот же день, т. е. 17-го числа, получено было мною письмо из Москвы от А.Е. Викторова , который писал мне от 13-го числа: „Я так виноват перед Вашим Преосвященством, что стыдно и глаза показать Вам. В прошлом году, по возвращении из своей поездки в Крым и на Кавказ, я предполагал написать целый том, с подробным описанием своего путешествия, с объяснением, почему я, вопреки прежнему предположению, не заехал в Харьков, и т. д.; но кончил тем, что не написал ни одного листка. Не раз собирался я писать к Вам и нынешним летом, во время поездки на север, и тоже не удалось. Теперь пишу в виду настоятельной надобности узнать, ту ли книжку Вестника 1326 я послал к Вам, или у Вас недостаёт ещё какой. Всех книжек четыре и теперь отправлены к Вам 2-я и 4-я. Если ещё недостаёт какой, не замедлим выслать. Будет ли дальше издаваться Вестник, неизвестно. Филимонов 1327 всё хлопочет перейти на службу на Кавказ, а с его отъездом, конечно, прекратится и издание журнала. В 3-й и 4-й книгах Ваше Преосвященство, конечно, заметили и моё рукоделье. Есть и отдельные оттиски моей статьи, но ещё не получены из типографии. Когда получу, пришлю к Вам экземпляр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 . Пусть это будет для тебя ясным знаком незамутненности 1318 души твоей: когда, наблюдая за самим собой, [ты видишь, что] ты преисполнен сострадания ко всем людям и в жалости по отношению к ним твое сердце изнемогает и горит, будто в огне, – без различия лиц. Когда через это в тебе постоянно будет виден оный образ 1319 Отца Небесного, ты сможешь уразуметь степень твоего жития не из различных твоих трудов 1320 , но из изменений, которые принимает твой разум 1321 . У тела же войдет в обычай омываться слезами, когда ум будет зреть духовные [вещи], – [слезами], источающимися из глаз, словно из наводнившихся потоков 1322 , и затопляющими щеки без принуждения и помимо [собственной] воли [человека]. Я же знаю некоего человека 1323 , который, даже будучи спящим, объят был изумлением 1324 по Богу в некоем созерцании, из-за обилия вечернего чтения, когда душа его была в оцепенении 1325 в размышлении о том созерцании. Он будто бы чувствовал, что долгое время у него было [такое состояние], что 1326 он размышлял о движениях своего сна и наблюдал за изумлением от оного видения. Была же глубокая ночь, и он резко пробудился 1327 от сна, когда слезы его источались, как вода, и стекали до его груди 1328 . А его уста были полны славословия, и сердце его размышляло о созерцании долгое время в ненасытной сладости. И от безмерного множества слез, которые проливались из его зрачков, и из-за оцепенения 1329 души своей, которым были скованы все члены его тела и сердце его, в котором билась некая сладость, он даже не мог исполнить по своему обычаю ночную службу, кроме, с трудом, некоего псалма ближе к утру. И настолько одолевало его множество слез и остальное [из описанного здесь] 1330 , что истекал поток [из] глаз его помимо его воли. 4 . Будем же стараться и мы, братья мои, и когда у нас появится желание поспать, задолго [до сна] будем размышлять 1331 в славословиях, и песнопениях, и чтении Священного Писания, сохраняя себя от злых воспоминаний и от всякого отвратительного 1332 размышления, и наполним сокровищницу нашу изобилием всего прекрасного.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Наконец, этот город не был местом, из которого владычество Иуды распространилось на все нации. Лишь после отвержения „жилища в Силоме“ и по возвращении ковчега завета Филистимлянами ( 1Цар.6 ), в эпоху, когда „скиния Иосифова“ была также отвергнута, Бог вознес до начальствования колено Иудино в лице Давида ( Пс.77:60–72 ). Рационалистическое изъяснение слова Schiloh является, таким образом, вполне ложным. Исполнение пророчества 1 . Предание, прилагая к Мессии пророчество Иакова об Иуде, определило его истинный смысл, как мы сейчас увидим. Возмездие змию-искусителю, победа над ним, предсказанная Адаму, 1325 является нам здесь в более ясном свете. Личность Победителя начинает открываться более определенным образом. В первоевангелии 1326 и в обетованиях, данных патриархам, 1327 был лишь вопрос о племени Адама, семени, и о племени патриархов: в тебе, в семени твоем; теперь оно обозначено, как потомок Иуды, как Тот, Кому принадлежит скипетр, и Тот, Кто умиротворит мир, потому что все народы подчинятся Ему. Отныне Его лицо является более и более ясным, как и Его мирный характер ( Пс.71:7 ; Ис.9:6, 11:4–9 и т. д. Иер.23:6 ; Мих.5:5 ; Зах.9:9–10 и т. д.). Его Владычество не будет политическим, это будет главенство чисто нравственное, каковым является принятие Его веры всем миром. 2 . Предсказанное Иаковом совершилось: после удержания во многих случаях первого военного места ( Числ.2:3,9, 7:12; 10:14 ; Суд.1:1 и сл. 20:18; 3:9:10), Иуда получил, наконец, скипетр в лице Давида; Иуда становится тогда львом-завоевателем, которого никакой враг не осмелился тревожить ( 1Пар.28:4; 5:2 ); Соломон, сын Давида, прообразовал своим именем и своим царствованием мир, который Мессия должен был принести миру ( 1Пар.22:9–10 ). Слава царского дома Иудина подверглась, правда, затмению, начиная с плена; но пророчество не исключает того, что скипетр временно отойдет от Иуды. 1328 Обетование Иакова осуществляется, наконец, во всей своей полноте, когда „лев из колена Иудина победил своих врагов“ ( Откр.5:5 ), когда И.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Вообще, в IX–X вв. была предпринята значительная реконструкция всей оборонительной линии города, сопровождавшаяся возведением новых участков протехисмы, доведением толщины передовых стен до 3 м, расширением перибола и застройкой военной дороги (pomoerium) вдоль тыльной стороны куртин 1320 . Причем на юго-восточном участке вся оборонительная линия была возведена на новом, повышенном уровне, а это в свою очередь потребовало проведения здесь крупномасштабных работ по устройству новых линий и веток водопроводов и водостоков 1321 . Думается, что, наряду с фортификационным строительством на северо-западном участке, где оно было проведено с максимальным учетом защитных качеств рельефа 1322 , наиболее грандиозные работы были предприняты в районе 15, 16, 17, 19, 20, 21 куртин и их протехисмы 1323 . Куртина 18 тоже подверглась перестройке в это время, к которому относится верхний ярус от башни XVI и до прохода по середине куртины, а также третий ярус стены после прохода 1324 . Пороги боевых калиток в обновленной передовой стене, у башни XIV в 16 куртине, у башен XVI–XVII, вход в башню XV, цоколь башни XV и куртины 17 третьего строительного периода относятся к этому ярусу оборонительных стен и составляют один, единовременный этап строительства 1325 . И. А. Антонова верно отметила, что оно не могло производиться по частям, так как оставались бы бреши в оборонительной линии 1326 . Его «хронологическими реперами» являются результаты раскопок прямоугольной, крестовой башни XIV с прилегающим участком куртины 16 и материалами засыпи около сводчатой калитки, которые, как указано выше, укладываются в период конца IX – первой половины X в. Эти же материалы дают слои около порога калиток с внешней стороны протехисмы. Наконец, на уровне третьего яруса 17 куртины, совпадающего с порогом калитки верхнего яруса у башни XVI, была открыта яма для извести 1327 . На дне ее оказались фрагменты плоскодонных кувшиной с плоскими ручками, которые появились не ранее середины IX в. и были особенно распространены в X в. Причем третий ярус кладки с внутренней стороны куртины 17 синхронен с третьим ярусом куртины 16, с которой он составляет единый массив. Все это указывает на относительно близкое время, скорее всего, на период, начиная от правления Василия I и до правления Константина Багрянородного. На деле, он мог быть еще более узким, поскольку кардинальная перестройка, даже если она шла участками, требовала на какое-то время оставаться вообще без крепостных стен, что херсониты не могли себе позволить надолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У переводчиков не было строго определенного дела. По генеральному регламенту при каждой коллегии полагался переводчик, и должность его состояла в том, «чтобы он все оное, что до коллегии касается и ему дано будет», переводил с иностранного языка на русский «явственно и ясно, дабы сенс справедлив и мнение подлиннаго письма в переводе согласно было» 1319 . В Синоде тоже переводчики состояли «у книжнаго перевода» 1320 и занимались большею частью переводами с латинского и греческого, преимущественно древних церковных писателей 1321 . В коллегиях же, кроме коллегии иностранных дел, полагались переводчики лишь с немецкого языка 1322 . Работы синодальных переводчиков стояли в связи с принятыми Синодом на себя просветительно-образовательными задачами. Но иногда Синод пользовался переводчиками и для текущих канцелярских дел. Так, в 1721 году Синод посылал переводчика Розенблюта в Ригу отвезти доношения и жалобы государю и письмо от Синода кабинет-секретарю Макарову 1323 . Розенблют и в другой раз исполнял подобное поручение, относил Макарову проект послания Синода патриархам для доклада государю 1324 . Кроме того, так как Синод представлял собою все еще центр управления отечественным просвещением, то к Синоду обращались за решением разных научного характера вопросов другие, государственные учреждения, и такие работы исполняли, по поручению Синода, синодальные переводчики. Так, по требованию тайной канцелярии, они рассматривали в ней «немецкия письма» 1325 , разбирали и оценивали накопившиеся в ней иностранные книги 1326 . В 1723 году адмиралтейств-коллегия просила Синод о переводе с голландского книг, касающихся морской службы, но синодальные переводчики оказались «не искусны» в голландском языке 1327 . Само собою разумеется, что подобные работы исполнялись переводчиками даром, по казенной надобности, хотя иногда требовали немалого времени и усилий, как, например, разбор и оценка иностранных книг в тайной канцелярии, занявшие трех переводчиков в продолжение шести дней. Любопытно, что по окончании работы переводчики были возвращены в Синод «при доношении» 1328 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

И немного далее: «Где теперь заклания бессловесных животных и запах жира от их сожжения, где приготовление всевозможных лакомств и хлопоты поваров? Где те, кто обегает улицы и звуками нечистыми оскверняет воздух? Где те, кто стучат в трещотки и играют на флейтах по домам и застольям, а также те, кто возлежат перед ними, сообща им рукоплещут и под тимпаны и флейты выступающих неумеренно напиваются? Где те, что проводят дни и ночи в пирах, высматривая, где затевается попойка, и всем скопом ввергая друг друга в пьянство и те непотребства, что проистекают из него? Наступивший пост принёс с собой всё благое, а всё дурное исчезло» (далее – Fr. 2) 1325 . Оба отрывка занимают немаловажное место в структуре речи. Они отмечены как лексически (обилие редких слов), так и стилистически. Пользуясь терминологией, разработанной в московско-тартуской семиотической школе 1326 , можно сказать, что эти фрагменты образуют своего рода «обличительный текст» в гомилии, более того – представляют собой квинтэссенцию этого текста. В них с максимальной степенью выразительности, достигающей уровня образно-эпического обобщения, отражено всё то, что вызывало наибольшее отвращение и неприязнь у Паламы-проповедника. Целый ряд образов и тем, при всей их традиционности, привлекает в этой связи наше внимание. Очевидно, что такого рода элементы текста играют определённую – и далеко не подсобную – роль в миросозерцании автора, будучи ценными и в своей функции носителей исторической информации, и как индикаторы – выразители определённого к ней отношения. Поэтому они нуждаются в историческом же истолковании (особой задачей, зачастую лишь с трудом разрешимой при помощи современной исследовательской оптики, при этом встаёт определение – и отграничение – черт трафаретности и шаблонности от исторической правды). Попытке такого истолкования – т. е. определенного соотнесения известий Паламы с кругом аналогичных событий и фактов, о которых нам известно по другим, независимым от него источникам, и через это – уяснения некоторых более общих черт городской культуры Фессалоники 1350-х гг. – и посвящен настоящий раздел 1327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Относительно характера арабской Менаты прежде всего следует заметить, что это было божество женское, в Коране 1321 Менат прямо называется женским божеством. Говоря об Аллате, мы уже привели слова Бейзавия, указывающего на то, что арабы чествовали Менату как божество женское 1322 . Прямых указание на сущность представлений арабов об этом божестве нет. Однако, филологический разбор самого имени этого божества может служить более или менее путем к определению этих представлений. Бейзавий 1323 , в объяснение этого имени, говорит: «Имя Менаты происходит от корня мана со значением рассекал что-либо, потому что они, закалая животных, приносили их в жертву ей: от того название места Мина. Ибн Касир читал это имя Мената, производя это слово от звезда (закатывающаяся на западе в то время, как другая на востоке восходит, и тем) предвещающая дождь; потому что арабы пред нею молились звездам о дожде, прося благословения от неё». Тебризи в толковании на Хамасу представляет еще иное объяснение; именно он говорит 1324 : «Мената есть имя собственное, не переносное – название идола. Оно происходит от корня , в значении: определил, потому что верили в то, что они дают направление течению вещей, говорят и определяют». Саль принимает первое словопроизводство Менаты от в значении «течь», имя, заимствованное от потоков крови жертв в честь этого божества, приносившихся и долине Мина 1325 . Озиандер 1326 дает предпочтение этому же словопроизводству пред прочими. На это действительно наводит наименование долины близ Мекки, Мина относительно которой едва ли можно сомневаться в происхождении наименовании от корня течь, для обозначения тех потоков крови, которые проливались в этой долине от жертвенных животных, приносимых здесь путешественниками в Мекку. К этому же словопроизводству приводит и указанный нами выше у Исаии бог Мени, сближаемый с Менатой. В самом деле слова пророка Покок переводит: parantes Jovi mensam, et implentes Meni libamen; 1327 в Вульгате это место переведено: qui ponitis fortunae mensam et libatis supeream. 1328

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

3. После убийства Стилихона 1323 бывшие с ним варвары, взяв его сына, немедленно отправились в поход и, приблизившись к Риму, позволили Евхерию удалиться в некое священное убежище, а сами стали опустошать окрестности города, делая это как в знак отмщения за Стилихона, так и оттого, что страдали от голода. Когда же указ Гонория оказался важнее, чем право священного убежища, и лишил жизни Евхерия, тогда варвары соединились с Аларихом и возбудили его к войне против Рима. Аларих немедленно занял порт. Это самая большая в Риме верфь, ограниченная тремя гаванями и протянувшаяся на величину небольшого города 1324 . В ней, по древнему обычаю, хранился весь общественный хлеб. Легко заняв порт и осадив Рим как голодом, так и разными машинами, Аларих взял его силой 1325 и, по выбору римлян, – на что он дал им позволение, – провозгласил императором Аттала, который был по происхождению ионийцем, а по вере язычником и префектом города 1326 . После этого провозглашения остальным римлянам, уцелевшим после голодовки и людоедства, Аларих позволил привезти из порта хлеб. Потом, взяв с собой Аттала и пожаловав его саном военачальника, он пошел с войском к Равенне против Гонория. Между тем Аттал приказал Гонорию избрать жизнь частного человека и отсечением конечностей тела спасти само тело. Однако Сар 1327 , которому после Стилихона Гонорий вверил власть военачальника, вступив с Аларихом в сражение, одержал над ним верх и отбросил от Равенны. Тогда Аларих, заняв порт, лишил Аттала императорского достоинства: одни говорят, потому что тот был обвинен в злоумышлении против Алариха, а другие – из-за того, что последний хотел заключить с Гонорием мир и считал нужным наперед отделаться от всего, что могло воспрепятствовать его намерению. После этого Аларих вернулся к Равенне и предложил мир, однако вышеупомянутый Сар отказал ему, заявив: «Кто за свою дерзость заслужил казнь, тот недостоин быть в числе друзей». Раздраженный этим, Аларих спустя год после первого занятия порта устремился на Рим уже как неприятель. И с того времени это величие славы, это громкое могущество раздробилось между чужеземным огнем, вражеским мечом и варварским пленом. Но когда Рим уже лежал в развалинах, Аларих, опустошая Кампанию, заболел и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010