1310 Хрушкова Л.Г. Европейская христианская археология: развитие и метод/Церковная археология: Мат–лы Первой всерос. конференции. Псков, 20–24 ноября 1995 г. Ч. 1. СПб.; Псков, 1995. С. 34–39; она же. Европейская христианская археология накануне 3–го тысячелетия по Р.Х./Вести, гуманитар, науки. 1999. 1 (44). С. 98–103; она же. Европейская христианская археология: традиция и новые подходы/Вести. Рос. гуманитар, науч. фонда. 2000. 3. С. 94–105. 1311 Хрушкова Л.Г. Рец. на: Akten des XII intemationale Kongresses fur Christliche Archaologie. Bonn, 22–28 Sept. 1991. T. 1–2 (Studi di Antichita Cristiana LII, Jahrbuch fur Antike und Christentum Erganzungs–band 20, 1). Citta del Vaticano; Bonn, 1995/Виз. временник. 2002. Вып. 61 (86). С. 230–234. 1312 Fevrier Р.–А. Une archeologie chretienne pour 1986/Actes du 11–е Congres international d’Archelogie Chretienne. Lyon; Aoste, 21–28 sept. 1986. Vol. 1. Rome, 1989. P. 94. 1313 Acta 13 Congressus intemationalis archaeologiae christianae. Split–Porec (25.9–1.10.1998). Ed. N. Cambi, E. Marin. Citta del Vaticano; Split, 1998 (Studi di Antichita Cristiana LIV. Vjesnik za Archeologiju I Historiju Dalmatinsku. Sup. Vol. 87–89). 1314 Pergola Ph. Discours/Akten des 12 intemationalen Kongresses fur Christliche Archaologie. P. 53–54. 1315 Drobner H.R. Archaeologia patristica: Die Schriften der Kirchenvater als Quellen der Archaologie und Kulturgeschichte: Gregor von Nissa, Homiliae in Ecclesiaste (Sussidi alio Studio delle Antichita Cristiana, 10). Citta del Vaticano, 1996. 1316 Testini Р. V «archeologia cristiana», quale disciplina oggi?/Atti del V Congresso Nazionale di Archeologia cristiana. Torino–Novara 22–29 sett. 1979, Viella; Roma. T. 1. Roma, 1982. P. 34. 1317 Эти семинары были организованы в 1984–1985 гг. по инициативе проф. Паскуале Тестини и др. римских археологов; на протяжении многих лет ими руководил проф. Филипп Пергола, в последнее время – проф. монс. Шт. Хайд. Подробные отчеты регулярно публикуются в журнале Rivista di archeologia cristiana (Рим).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время же своего княжения во граде Пскове многия преславныя одержа победы над Литвою и Немцами, многие грады их разори и Чудь и Поморье поплени; за дарованныя же от Бога победы в знак благодарения и для памяти будущим родом многия Святыя постави Церкви и пожив свято и Богоугодно в посте и молитвах, преставися в Небесную славу в лето 1299 месяца мая в 20 день и положено честное тело его в Соборной Церкви Пресвятыя Троицы.,, Он был женат на Княжне Марии, дочери Великого Князя Димитрия Алексиндровча. В Новгородской Летописи под годом 1270 сказано, что Великий Князь Ярослав Ярославич при отъезде из Новгорода в Владимир дал Псковичам Князя Айгуста. Но Псковская Летопись о сем не упоминает и вероятно Псковичи не приняли его и оставили у себя Доманта по-прежнему Князем, вопреки Ярославу не любившему его. Стрыковский пишет, что Домант по смерть свою владел и Полоцким Княжеством. 14. ДАВИД, сын Князя Доманта Мендогвовича, наследовал по отце княжение Псковское. Но он большей частью пребывал у сродников своих, Князев Полоцких, а Псковом управляли иногда его, а иногда Новгородские Наместники, каковыми признавать должно, и упоминаемых во Псковской Летописи Князей Псковских Федора Михайловича, присланного Новгородцами в 1307 году, Иоанна Федоровича бывшего в 1309, и Бориса в 1313. Но в 1323 году сам Давид из Литвы, по приглашению Псковичей, приезжал во Псков и ходил на Естландцев до Колываня или Ревеля, разбил их потом под самым Псковом и заключил с ними выгодный мир. После того об нем уже не упоминается во Псковской Летописи. В Прусской Хронике Дузбурговой он называется Гартенским Кастелланом. 15. АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ , Великий Князь Тверской, от гонения Татар переселился со всем домом во Псков с 1227 года и принят будучи Псковичами на княжение, управлял ими до 1330 года. Но когда Татарский Хан Узбек через Русских Князей потребовал выдачи его себе, а Великий Князь Московский с другими Князьями для поимки я      его хотели идти войной на Псков и через Митрополита объявили Псковичам даже проклятие, то Псковичи несмотря и на сие не выдали его, а отпустили в Литву, оставив у себя Княгиню его, но через полтора года опять вызвали по Псков, где он и пребывал до 1337 года, не взирая на вторичное требование его русскими Князьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

к. клеветники были разоблачены, и позднее Иоанн Малакин получил должность 1-го синклитика. Вскоре после 997 г. Н. М. составил духовное завещание (BHG, N 1368), в к-ром привел некоторые сведения о своей жизни и оставил указания насчет управления мон-рем. Получив откровение о дне своей смерти, он попрощался со всеми и мирно почил. Тело преподобного было погребено в основанной им церкви. Узнав о кончине преподобного, люди со всех окрестностей спешили в обитель. Согласно агиографу, мощи святого обильно мироточили. Во время похорон и позднее произошло множество исцелений (в наст. время частицы мощей Н. М. хранятся в монастыре во имя 40 мучеников Севастийских в Спарте и в др. храмах и монастырях Греции; подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 227). Прп. Никон Метаноите. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря, Псков. Ок. 1313 г. Прп. Никон Метаноите. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря, Псков. Ок. 1313 г. В Житии описывается несколько посмертных чудес Н. М., связанных с территориальными или финансовыми претензиями к мон-рю со стороны разных людей. В их число входили как некие варвары, нападавшие на один из метохов мон-ря, так и местная знать. Первый из сановников Лаконии - Михаил Хиросфакт - претендовал на землю метоха и напал со своими людьми на монахов. Н. М. немедленно явился всем обидчикам, после чего они умерли в страшных муках. Однажды, когда настоятель мон-ря Григорий находился в столице, пытаясь получить хрисовул, в обитель прибыл имп. каникулярий, чтобы взыскать налоги. Чиновник вел себя агрессивно, требовал огромное количество денег и посадил под стражу находившихся в мон-ре насельников. По их молитве Н. М. также явился чиновнику и грозно приказал отпустить арестованных и вернуть все, что тому удалось отобрать. Испуганный вельможа исполнил все в точности. Одно из посмертных чудес преподобного связано со спасением ребенка, упавшего с большой высоты, т. е. повторяет чудо, совершённое Н. М. при жизни. Летом на площади перед мон-рем шла торговля фруктами. Некий мальчик, который воспитывался в мон-ре, очень любил фрукты, но не имел денег, чтобы купить себе хоть что-нибудь. Не устояв перед искушением, ребенок решил украсть деньги у одного из монахов, но попался и в наказание был заперт в келье. Перепуганный мальчик подвергся бесовскому наваждению, впал в отчаяние и выбросился из окна кельи, выкрикнув, однако, имя Н. М. Несмотря на то что келья находилась очень высоко над мощенной камнями улицей, ребенок чудесным образом остался жив, лишь немного повредив ногу, что показалось свидетелям происшествия совершенно невероятным.

http://pravenc.ru/text/2577575.html

В 20-30-е гг. 20 века монастырь был разорен, разрушена его дивная 86-метровая церковь Вознесения «под колоколы»… С 1993 г. обитель принадлежит Псковской Епархии; ныне это Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь. Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя следующие постройки. Собор Рождества Богородицы. 1311-1313 гг. Храм внешне и внутренне сохраняет прямые связи со своим великим прототипом — Мирожским собором 12 века. Почтительно-подражательный характер Снетогорского собора очевиден в форме кубического четырехстолпного четверика с большой апсидой в центральной части на востоке и резко пониженными, подчинёнными ей боковыми апсидами. Широкий барабан первоначально был увенчан шлемовидной главой с оригинальным стрельчатым аркатурным поясом, покрытие сводов было позакомарным (ныне четырехскатное). В западной части четверика, как и в Мироже, были замкнутые угловые камеры второго яруса. Поздние пристройки галереи и паперти, изменение формы главы не затемняют главного: древний собор сознательно воспроизводил и закреплял греко-византийскую традицию. Однако именно Снетогорский храм становится родоначальником собственно псковской школы: здесь работают свои мастера и впервые в церковном зодчестве используется местный материал — известняковая плита (без плинфы). Это изменило формы храма, сделало их легче, подчеркнуло рукотворность; здесь нет мирожской строгости очертаний; в интерьере ощущается изменение размеров: меньше подкупольное кольцо уже — барабан. Рациональная отточенность византийского храма уступила иррациональной неопределенности архитектурной формы — псковская традиция вступает в свои права. Лучшее в Снетогорье — его всемирно известные фрески. Псковские художники создали ансамбль живописи, — по эмоционально-экспрессивной напряженности, свободной живописной манере и богословским откровениям, — вырывающийся за пределы мирожских образцов. Так впервые в 1313 г. заявила о себе во весь голос знаменитая в будущем псковская художественная традиция. «Открытие» забытых, забеленных фресок состоялось в начале 20 века, с тех пор храм постоянно реставрируется и хранится музейно. В реставрации Снетогорья принимали участие многие известные учёные, от К.К. Романова и Ю.П. Спегальского до Г.С. Батхеля и В.Д. Сарабьянова.

http://sobory.ru/article/?object=01933

Снетогорский монастырь после ухода ливонских рыцарей представлял собой пепелище. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была сожжена - обитель требовалось восстановить, что и предполагал сделать князь Довмонт. Но не успел - спустя два месяца накрывшая Псков чума унесла его в могилу. Перед кончиной Довмонт завещал возвести в Снетогорском монастыре каменный собор и выделил средства на строительство. Судя по всему, строить завещанный святым князем храм на Снятной горе начали в 1310 году - спустя год он был закончен. В Псковской второй летописи записано так: " В лето 6819 (1311) свершена бысть церковь камена Святаа Богородица на Снетной горе, при игумене Иове... " Кто строил каменный собор в Снетогорской обители, мы не знаем, но автор очевидным образом равнялся на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, возведённый в 1150-х годах, - на то указывает повторение основных решений здания. Мирожский храм совершенно новгородский в XII столетии для Псковской земли, вообще задал параметры для местного храмового зодчества на многие десятилетия, если не века. Подобно Спасо-Преображенскому собору, снетогорский храм вскоре, вероятнее всего в 1313 году, расписали. Правда, расписывать мирожский собор приглашали греков, которые и виртуозно исполнили в красках иконографическую программу епископа Новгородского Нифонта, на Снятной же горе, как утверждают исследователи, работали псковские мастера, а точнее, артель, возглавляемая хоть и анонимным, но одним из лучших псковских художников тогдашней эпохи. Фресковый ансамбль Богородице-Рождественского собора частично сохранился до наших дней и ныне почитается как один из шедевров древнерусской живописи. К сожалению, древняя часть истории Богородице-Рождественского собора нас подробностями не балует - виной тому пожар 1710 года, уничтоживший монастырский архив. При этом очевидно, что всё происходившее в начальные века существования церкви со Снетогорским монастырём так или иначе касалось его соборного храма. А монастырь был велик и славен - он считался первым среди четырёх больших псковских обителей (остальные три - Мирожская, Спасо-Елеазаровская и ныне не существующая Великопустынская), ему благотворили русские цари Иван Грозный, Фёдор Иоанович, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I...

http://sobory.ru/article/?object=05427

Такие колокольни не характерны для Пскова, где по преимуществу строили звонницы, но шатровая колокольница стояла в сердце города - на Персях Крома (на передней стене псковского кремля). Шатровый столп был воздвигнут и в трех с половиной верстах ниже Пскова - в Снетогорском монастыре, построенном на горе у поворота Великой. Это не было случайностью: столпы колоколен, поставленные в ответственных местах, служили дозорными и сигнальными вышками. Недаром Стефан Ваторий избрал Пантелеймонов монастырь своей ставкой. С колокольни он мог наблюдать за подготовкой к штурму города… От Пантелеймона Дальнего открывается Псков. 24 августа 1581 года королевский секретарь ксендз Пиотровский именно здесь записал в своем дневнике: " Мы в миле от Пскова, у каких-то двух рек, которые здесь сливаются... Любуемся Псковом! Господи, какой большой город, точно Париж! " ( Морозкина Е.Н. Псковская земля. М.: Искусство, 1986). Монастырь Пантелеймона Дальнего сильно пострадал во время событий 1581 года и был перестроен в XVII веке, но в середине XIX века пришел в запустение. В настоящее время от ансамбля Пантелеймоновского монастыря сохранились колокольня (предположительно сер. XIX века) и школа псаломщиков, которые находятся под охраной как памятники местного значения. Первое упоминание о монастыре Пантелеймона Дальнего относится к 1313 году. Находится при впадении рек Черехи в Великую, в 4 верстах от города. Пантелеимонская церковь была прежде монастырскою. Монастырь назывался " дальним " в отличие от Пантелеимонова монастыря ближнего, или на Красном дворе, находившегося на нынешней Покровской улице, недалеко от Покровской башни. Название же " в Бору " указывает на обилие лесов, от которых теперь и признака не осталось. По отдаленности своего положения монастырь принадлежал к так наз. пустынным. Летопись упоминает о нём трижды: в 1341 г. Псковский князь Александр Всеволодович разгневался на Псковичей и уехал изо Пскова; Псковичи же ехали за ним до самого Пантелеймона, упрашивая его остаться. В 1396 г, от образа Пресвятой Богородицы в Пантелеимонове монастыре текли слезы. В 1450 г. Псковичи встречали у этого монастыря владыку Евфимия. В 1581 г. монастырю выпала печальная участь: близ него расположился стан Батория и, конечно, обители пришлось немало вынести всякого горя от этого соседства. В 1596 г. царь Феодор Иванович отдал монастырь Псковскому епископу Геннадию, и с тех пор обитель считалась загородным архиерейским домом. Из монастыря было взято много харатейных книг XIII и XIV веков в Московскую Патриаршую библиотеку, где они и сохраняются с надписями сего монастыря. Впоследствии он был упразднен, и от него осталась только одна нынешняя церковь, да и та в 70-х годах прошлого века пришла почти в полное разрушение, так что в ней и служб никаких не производилось. Благодаря энергии и щедрости тогдашнего губернатора М. Б. Прутченко, церковь была восстановлена. Теперь при ней устроена школа псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=08119

Упомянутая святыня была привезена, конечно, из Москвы, где в кремлёвских храмах и царских сокровищницах издавна хранилось в драгоценных ковчегах-мощевиках несколько частиц ризы Богоматери (особенно известен вклад 1689 года в Успенский собор князя Василия Голицына) 1310 . Сам крест, возможно, был сделан во Пскове мастером, работавшим на монастырские нужды (как минимум об одном таком серебрянике на этот период времени нам известно) 1311 , но не исключено и его столичное происхождение. Текст надписи выполнен логически непоследовательно, видимо, перенесён с письменного образца не очень умелым подписчиком – псковичом. Реликвия находилась в кресте ещё во второй половине XIX века 1312 , когда и при каких обстоятельствах крест попал в Никандрову пустынь, неизвестно 1313 . 12.       Крест-мощевик наперсный Инв. 294. 1759. Псков. Серебро; золочение, резьба. 8.5×5.5 см. Поступил из музея ПЦИАК. Описание. Крест четырёхконечный, прямолинейный, полый, с ячейками для мощей. На лицевой стороне резано Распятие на шестиконечном без подножия кресте с главой Адама под ним: в оглавии символ Троицы в виде треугольника в облаках: на верхней перекладине – традиционная надпись: . Христос – в терновом венце, из прободенных ран «струятся» потоки крови. Фигура грузная, укороченных пропорций. По краю небрежно прочерчен зигзагообразный орнамент. На гладкой оборотной стороне резная вкладная надпись: сей крестъ пантелеймоновскаго мнстря 1759 году мца июня. Работа ремесленная, неумелая (ученическая?). Литература: Грацилевский В. Д Описание музея Псковского Церковно-Археологического Комитета. Псков. 1914. С. 33. 56. Крест был выполнен для одного из Пантелеимоновских монастырей, существовавших во Пскове уже в начале XIV века: «на Красном дворе» (с XV века на посаде, «на Полонище») или на реке Черехе, «на пять вёрст» от города («дальний Пантелеймон» или «на Бору») 1314 . Последний с конца XVI века считался загородным архиерейским домом, его церковь сохранилась ещё в начале XX века (взорвана в период Второй мировой войны).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Когда и кем был основан монастырь Пскова, неизвестно. Он так же страдал от интервентов, как и Спасо-Мирожский. Тевтонцы в 1299 г. убили (сожгли) игумена Иоасафа, 17 монахов и многих нищих и детей. Шведский король Густав-Адольф в 1615 г. устроил здесь свою резиденцию. Позднее и фашистские оккупанты разместили в обители штаб. Здесь подвизались преподобные Евфросин и Савва Крыпецкий. Здесь, готовясь к смерти, постригались в монахи псковские князья и здесь – в соборе Рождества Богородицы – многие из них были похоронены. К 1804 г. в обители осталось всего 9 престарелых иноков, монастырь Пскова был упразднён и стал резиденцией псковских епископов взамен сгоревшей. Изящную колокольню Снетогорского монастыря с Вознесенской церковью внизу называли «Вознесением-под-колоколы» или «Снетогорским столпом»; она мало уступала по высоте колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. В 1930-е гг. её обвили петлёй, и несколько барж двинулись по реке, натягивая канаты… Современное состояние Монастырь Пскова возобновлён в 1994 г. как женский. В нём более 70 сестёр. Службы проходят в храме свт. Николая (1519). Отремонтированы келейные корпуса. Главная архитектурная ценность монастыря – собор Рождества Богородицы, построенный по образцу византийских в 1312 г. согласно завету князя Довмонта, на месте разрушенного тевтонскими рыцарями. В нём сохранились вдохновенные фрески работы псковских мастеров (1313). Паломников принимают. Проезд. От ж/д вокзала автобусом до конечной. Адрес: 180006, г. Псков, Овсееще, Снетная гора, 1. Тел.: (8122) 75-01-25 , 75 -01-88. Время работы: Богослужения. В будни 6 ч утреннее правило, полунощница, Часы, Литургия. В Вс литургия в 8 ч. Вечернее богослужение в 17. Подробнее... Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь [ править править код ] Находится в 22 км северо-восточнее Пскова в глухом месте, окружённом болотами. «Крыпецкий» произошло от «крыпы» – местного названия рыболовной лодки. В тихом месте поселился в 1455 г. Савва, постриженник Афона и ученик преподобного Евфросина Псковского. Со временем он основал здесь общежительный монастырь. Псковский князь Ярослав утвердил за монастырём землю, а после того как Савва исцелил его жену, построил через болота мост к монастырю в 1400 сажен. Скончался преподобный в 1487 г., а в 1547 г. его мощи были обретены нетленными, и от них сразу начались исцеления. Память преподобного празднуется 28 августа (10 сентября).

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

ОСТРОВ. Симанский Свято-Казанский женский монастырь: «Казанская» икона Божией Матери. П. ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ. Свято-Успенский Святогорский монастырь: икона Божией Матери «Одигитрия-Святогорская». С. ОПОКИ, Порховского района. Благовещенский храм: мощи преп. Иоаким Опочский (XVI в.) (мощи под алтарем). С. ФЕОФИЛОВА ПУСТЫНЬ, Плюсского района. Свято-Успенская Феофилова женская пустынь (скит Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря): мощи преп. Феофил Омучский (XV в.) (мощи под алтарем). Д. ЗАЯНЬЕ, Плюсского района. Никольский женский скит: икона свт. Николая. Монастыри Псковской области [ править править код ] Псковская область (монастыри) Спасо-Преображенский Мирожский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1156 Статус: действующий Адрес: г. Псков, Мирожская наб., 2 Как добраться: монастырь находится на Мирожской набережной, 2 в Пскове. До монастыря можно доехать на автобусах 6 (остановка «Дамба). Контакты: тел. +7(8112) 57-64-03 , +7909-576-12-22 . Сайт: http://mirozhsky-monastery.ru/ Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — древнейший в Пскове, один из древнейших на Руси. Время основания монастыря относится к периоду начала распространения христианства на Псковской земле. Монастырь является одним из важнейших памятников мировой культуры и объектом внимания международной организации ЮНЕСКО. Подробнее... Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1299 Статус: действующий Адрес: г. Псков, ул. Снятная Гора, 1 Телефон: +7(8112) 75-01-88 , 75-01-25. Сайт: http://snetogor.ru/ Недалеко от центра Пскова на высоком берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь, который изначально был мужским. Архитектурный ансамбль монастыря располагается на скальном мысу — Снятной горе в излучине реки Великая. Монастырь всемирно известен фресками. Псковские художники в 1313 году создали ансамбль живописи, вырывающийся за пределы мирожских образцов. До нашего времени снетогорские фрески дошли далеко не в такой полноте, как мирожские и сохранились фрагментарно.

http://azbyka.ru/palomnik/Псковская_обла...

У кривичей найден золотой позумент, а у радимичей вещи с драгоценными камнями. Это показывает, что Смоленская земля находилась в широких торговых сношениях. Так как территория кривицкого племени находилась в узле всех главнейших водяных сообщений восточной Европы, то смольяне издавна находились в оживленных торговых сношениях с далекими странами: на востоке – с Болгарией, на юге – с Византией, а на западе – с Немцами. Арабы называли Смоленск Азмивинитеск. Смольяне передавали восточные товары на север и запад. Дорогим памятником сношений Смоленска с западом служит «Смоленская Торговая Правда», в которой изложены условия договора, заключенного в 1229 году между Смоленском, Ригою и Готландами. Договор этот потом дополнялся и потому он дошел в 8 экземплярах. Из Смоленска доставлялись сырые продукты, а из Европы сукна, перчатки, вина, соль, инбирь и т.под. Для вручения сего договора посылались священник Еремей и сотский Пантелей. Немецкие купцы останавливались на Смядыни. Образцовые гири стояли у Смоленской Божьей Матери и в кирке. Смоленской Правдой полагалось за убийство свободного человека 10 гр. серебра, а за холопа 1 гр.; за вырвание глаза 5 гр., зуба – 3 гр. За увечья сии священнику или послу полагалась двойная вира. Судьею был только князь. Род князей Смоленских ведется от Ростислава Мстиславича, внука Владимира Мономаха (1128). По нем княжил Роман Ростиславич (1160), потом Ярополк Романович (1174), далее Мстислав Ростиславич (1175), Давид Ростиславич (1180), Мстислав Романович (1214). Дальнейшая история княжества Смоленского стоит в связи с распадением рода Ростислава на две семьи – Романа и Давида Ростиславичей, потомки которых различно сменяли один другого, причем нередко бывало, что Смоленские князья переходили на великий стол Киевский, а иные в Новгород, Псков, Ярославль и др. города, передавая Смоленское княжество своим родным. С XIII столетия княжили в Смоленске: Владимир Рюрикович – 1219, Мстислав Давидович – 1230, Святослав Мстиславич, Всеволод Мстиславич, Глеб Ростиславич, Михаил Ростиславич – 1279, Феодор Ростиславич – 1297, Александр Глебович – 1313, Иван Александрович – 1358, Святослав Иванович – 1386, Юрий Святославич – 1392, Глеб Святославич – 1395 и Юрий Святославич – 1404.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010