А после этой 1302 небесной и сверхмирной иерархии, Богоначалие, благодетельно принося Свои дары сущим, согласно Речениям, младенцам, даровало им «законную» 1303 иерархию (ср. Гал.3:24 ), – в смутных образах истинного и в наиболее удаленных от архетипов отображениях, в трудно поддающихся растолкованию гаданиях, в формах, не дающих легкой возможности 1304 созерцать окутываемый ими соответственный свет, – для немощных глаз безвредно воссияв. Цель таковой сообразной Закону 1305 иерархии состоит в возведении к духовному служению, а руководители в этом – люди, священно посвященные в таинства оной святой скинии, Моисеем, первым мистом и предводителем законных иерархов 1306 , – применительно к каковой священной скинии вводительно священнописуя 1307 законную иерархию, икону образа показав ему на горе Синай, Бог называл все по Закону священнодействуемое (см. Исх.25–27 ). Совершенствуемые же – это соразмерно возводимые соответственно законным символам к более совершенному посвящению. Более совершенным же посвящением 1308 богословие называет нашу иерархию, именуя ее исполнением той и священным жребием. И небесная, и законная иерархии существуют в сопричастности с ней как с серединой 1309 , занимая края, ибо вместе с одной она причастна умным созерцаниям, а вместе с другой разнообразится воспринимаемыми посредством чувств символами и через них священно возводится к Божественному. И она равным образом имеет троичное 1310 иерархическое деление, будучи разделяема на святейшие из совершений священнодействия, боговидных служителей священного 1311 и ими соответственно к священному подводимых. Каждая же из трех частей нашей иерархии – вслед за законной ветхозаветной и более, чем наша, 1312 божественной, ангельской иерархиями – располагается по степеням как первая, средняя и последняя, – в предусмотрительной заботе о священнолепном соответствии всего и о всеобщей упорядоченной, согласно чину, гармонической и связующей общности. 3 . Ведь святейшее священнодействие совершений в качестве первой боговидной способности имеет священное 1313 очищение несовершенных, в качестве средней – освящающее просвещение очищаемых, а в качестве последней, подводящей итог предыдущим, совершенствование посвящаемых в науке собственных посвящений. Чин же священнодеятелей 1314 на первой степени путем посвящения очищает 1315 непосвященных; на средней – световодительствует; а посредством последней и крайнейшей из священнодействующих способностей – совершенствует приобщившихся божественному свету в совершенном понимании 1316 увиденных осияний. Первая 1317 способность совершенствуемых очищающая, средняя же, после очищения, – просвещающая и дающая созерцать некие священные вещи; а последняя и более других божественная – освящающая совершенствующих пониманием священных осияваний, каковых человек становится зрителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

В Православной Церкви таинство священства с древнейших времен совершается во время Божественной литургии. Видимой стороной этого таинства является возложение «архиерейской руки с краем омофора на главу освящаемого с молитвою или словами: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи...»» 1310 Указанная молитва , читаемая совершающим таинство епископом, представляет собой совершительные слова таинства священства. Невидимое действие таинства священства состоит в том, что через него сообщается рукополагаемому Божественная благодать священства, необходимая для прохождения пастырского служения. Священство является неповторимым таинством, повторное рукоположение в один и тот же сан недопустимо 1311 . 4.3. Таинство брака Брак можно рассматривать с двух сторон: как Божественное установление для рода человеческого, определенное Богом еще до грехопадения, как закон, положенный Творцом в самом устройстве человека (см.: Быт.1:27–28 ), и как особое таинство новозаветной Церкви, освящающее этот естественный союз и возводящее его в качественно иную степень христианского совершенства. Согласно катехизическому определению, «брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей» 1312 . О том, что брак действительно является таинством, свидетельствует ап. Павел: ...оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:31–32 ). Как таинство новозаветной Церкви брак, несомненно, имеет Божественное установление, о чем вполне определенно свидетельствует Божественное Откровение (см.: Ин.2:1–11 ; Мф.19:3–12 ; Еф.5:22–32 ). Уже в апостольские времена христиане четко различали между браком вообще и христианским браком «в Господе» (см.: 1Кор.7:39 ), который был особым делом веры и Церкви 1313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

—187— начиная от первобытного анимизма номадов-патриархов и кончая возвышенным, иеговистическим монотеизмом пророков. Как самое существование подобных воззрений, так и в особенности, доверие к ним покоится, почти исключительно, на недостаточном знакомстве с самым текстом Св. Писания, которое и дает простор всевозможным фантастическим гипотезам о композиции священных книг и предметах их религиозного содержания. «Благодаря общему враждебному религии направлению науки, пренебрежение к Библии столь же распространено, как и незнание ее действительного содержания» 1313 . А между тем Библия и ее учение далеко не заслуживают подобного к себе отношения: она не заслуживает, прежде всего, пренебрежительного умолчания: с ней надо считаться по одному тому, что она, по признанию самих же рационалистов, представляет серьезный авторитет уже в силу глубокой своей древности 1314 . Еще меньше, далее, истинно-научное отношение к Библии допускает возможности тенденциозного извращения ее учения, как это очевидно и само собой. Наконец, совершенно ненаучен и по существу ложен тот укоренившийся предрассудок, в силу которого науку считают в оппозиции с Библией, подлинное учение Откровения – с действительными фактами и точными выводами науки. Коренная ложь такого заблуждения состоит, на наш взгляд, в произвольно-ошибочном отождествлении их исходных пунктов, существенно различных на самом деле. Исходным пунктом библейского учения о первобытной эпохе служит момент первичного появления міра и человека, вслед за которым последовательно изображается состояние детской невинности человека, рисуется печальная картина его падения и открывается проспект на факт будущего восстания (идея первоевангелия). Не то мы видим в науке: точкой отправления всех естественнонаучных исследований о первобытной религии и культуре служат —188— уже не первичные и изначальные факты, а вторичные и производные явления. Правда, тут мы часто встречаемся с попытками воспроизвести и эти первичные факты; но подобные попытки, по самому своему гипотетическому характеру, обречены стоять вне сферы точного научного исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1307 «Тем же тому спешно писания извыкну, обаче во иных не упражнятися, разве иже в божественная ведущих. Доспевшу же к пятинадесятим летом возраста восхоте отрещися мирского пребывания». Пам. Стар. Р. Лит. IV, стр. 17. Бог. Вест. М 4. 1915. 1308 Таже времени приспевшу и книжному учению вдан бывает, и бысть яко летом дванадесять». Житие. Изд. Общ. Люб. Др. Письм. СПБ., стр. 26–27. «Таже времени бывшу и книжному учению вдан бывает, пришедшим же 12 летом детское еще имуще, яко случися... Житие по рук. Моск. Дух. Акад. 634, л. 170. «Бывшу же ему 15 летам прииде ему во ум любовь и рачение иночьского образа, и иде во един от монастырей». Житие, по рук. Моск. Дух. Акад. 634, л. 171. 1309 И в мале времени всех сверстников своих превзыде. И бысть убо святый двунадесяти лет и отьиде во един от монастырей. Жит. сост. Прохором, ен. Ростовским, напеч. в Слав. Русск. Прол., изд. Пономарева, ч. I, стр. 197. Показание проложной редакции жития, напечатанной там же стр. 69–70, о «двадесяти» летах стоит одиноко и есть несомненно ошибочное. Сравн. Голубинский, История Русской Церкви т. П пол. 1-я, стр. 103. М. 1900. 1310 «Повелеша его учити Божественному Писанию, и вскоре того ивзыче... И поживе у отца своего тринадесять лет от рождения своего» (Яросл. Епарх. Вед. 1873, 28, стр. 222). 1311 Житие по сп. Макар. Четьи Мин. их Сент. 9, столб. 455. Полностью текст данного места см. выше. 1312 Аще когда от учителя отхождаше со множеством соученических ему и улицу граду к дому проходити бываше; всем яко детем радующимся, той подоле стояти от них обычно имяще и егда случашеся ему когда яко детскую позороватися» и т.д. Житие по рук Моск. Дух. Акад. 632, л. 32 и об. 1313 Отрок Харитон от ближних весей, прилежащих монастырю, тому случися смутися умом от зависти бесовкия. Яко единою идущему путем от дом своего на учение книгам и внезапу нападоша нань бесчисленно множество бесов: остри верхи имеху страхующее и запрещающее Богу не молитися, не крестного знамения творити, никому же поведати, он же, убояся их, впаде на землю безгласен, неции же того обретоша на распутии повержена ели живаи вздвигше того, вопрошаху е почто ему бысть он же с плачем вся нача поведати яже от бесов пострада. В тыя же дни близ бе праздник церкви в обители преподобного на освещение водам. Тогда убо всегда много исцеления бываху. Приведен же бысть и той отрок на праздник божественный, приложися у гроба чудотворцева и паки в святую воду погружен бысть и оттоле бяше целомудренен и книгам и писания вскоре извыче молитвами преподобного Димитрия. По рук Моск. Дух. Акад.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1857. T. 1. P. 515). В конце жизни еп. Гудмунд добился выполнения своих требований и примирился с Сигватом Стурлусоном и его сыном Стурлом (они дали обет совершить паломничество в Рим). После смерти епископа неск. раз предпринимались попытки добиться у Папской курии канонизации Гудмунда, но безуспешно. Тем не менее при еп. Аудуне Торбергссоне (1313-1322) в Хоуларе возникло местное почитание Гудмунда: его останки были перезахоронены на почетном месте в центре собора, у подножия большого креста, к могиле стали совершаться паломничества, были записаны чудеса. В неск. исл. церквах имелись его изображения, и в исл. источниках его нередко именовали святым или блаженным ( Cormack. 1994. P. 98-102). К сер. XII в. в И. появилась церковная лит-ра на исл. языке: религ. поэзия, библейские переводы, житийная литература (как переводная, так и оригинальная, посвященная местным святым), жизнеописания исл. епископов, проповеди и труды по компутистике. Кроме того, создавались, хотя и в ограниченном количестве, произведения гимнографического и агиографического жанра на латыни. Первоначально роль интеллектуальных центров принадлежала мон-рям. Никулас Бергссон († ок. 1159), аббат бенедиктинского мон-ря Тверау, или Мункатверау (основан в 1155), составил путеводитель для паломников, направлявшихся в Рим и на Св. землю ( Hill J. From Rome to Jerusalem: An Icelandic Itinerary of the Mid-Twelfth Cent.//HarvTR. 1983. Vol. 76. P. 175-203). В нем не только рассказывалось о христ. памятниках и святынях, но и описывались др. рода достопримечательности, которые могли представлять интерес для исландцев и были известны им из легенд: в Германии - предполагаемое месторасположение Гнитахейда, где Сигурд убил дракона Фафнира, в Швейцарии - город, к-рый разрушили сыновья Рагнара Кожаные Штаны. Мн. лит. произведения были созданы в древнейшем исл. мон-ре Тингейрар. Один из монахов этого мон-ря, Одд Сноррасон, собрал сведения о кор. Олаве I Трюггвасоне и ок. 1180-1200 гг. составил на латыни его жизнеописание (впосл.

http://pravenc.ru/text/674979.html

Бог открывается человеку «как Он есть», предоставляя ему свободу последовать призыву этого откровения. Как свидетельство, что человек принимает сей божественный призыв, он вступает в борьбу за хранение им заповедей. Тем самым он показывает свою готовность к жертвам. Своими злостраданиями он стяжает духовную свободу, без которой невозможно возлюбить Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя. Тогда заповеди перестают быть навязываемой извне необходимостью. Их исполнение диктуется внутренней потребностью духа человека, который осознает свою свободу как возлюбленного чада Отча. Благодаря соблюдению заповедей, верный приобретает любовь Божию и познает Его истину. И любовь, и истина возводят его в боговидную свободу чад Божиих. Как Христос предал Себя в волю Небесного Отца и унаследовал все народы, так и подвижник Христов в борьбе против греха предается в руки своего Создателя и наследует полноту божественной жизни 1312 . В Своей любви Бог отдает Себя человеку совершенно, всецело и абсолютно. Однако в человеческом бытии есть некая сила, которая способна воспрепятствовать этому дару и его абсолютному характеру. Эта сила определяется Старцем как самоопределение 1313 . Поскольку Бог обращается к человеку не Своим всесилием, но смиренной любовью, свободный человек способен отказаться от дара Божия и разорвать связь любви с Ним, определив себя отрицательным образом по отношению к Небесному Отцу. Это является негативной и трагической стороной свободы 1314 . Тем не менее самоопределение является необходимой предпосылкой для совершенствования тварной личности, для ее возрастания в Боге. Любовь, к которой призывает заповедь Божия, приобретается человеком борьбой в своем самоопределении. Принимая наказание Божие, человек вынуждается проявить свое самоопределение и определить себя для вечности. Дар свободы развивается в человеке при достижении им совершенства. Это совершенство состоит в полном и свободном подчинении человеком своей воли воле Божией. Такое подчинение происходит раз и навсегда, исключая вероятность иного выбора – подобно соединению двух природ в Ипостаси Слова Божия. Так уничтожается грех, и человек становится способным принять огонь Отчей любви. Это окончательное самоопределение человека в его отношении к Богу является истинным пространством, где выявляется свобода его личности, а любовь – ее глубочайшим содержанием и совершенным выражением 1315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Писания“ 1310 . Мог ли св. Кирилл так неуверенно писать о бл. Феодорите после Эфесского собора, где, если может быть и не виделся с ним лично, то во всяком случае слышал о его красноречии и учености. 2 . До конца защищения II анафематизма св. Кирилл „думал, что он (Феодорит) понимает смысл глав, но только притворяется в незнании и этим угождает кому-нибудь“ 1311 . Мог ли св. Кирилл так думать о бл. Феодорите после Эфесского собора, где Феодорит был душой диссидентов и даже был в числе депутатов, посланных восточными в Халкидон. 3 . Св. Кирилл ни слова не говорит в A­ ντ ησις’е об Эфесском соборе, об осуждении Нестория и восточных, даже о том грубом, кощунственном выражении Нестория о Младенце Богочеловеке („Я не признаю двух или трехмесячного младенца Богом“), которое св. Кирилл, со времени собора в Эфесе, всегда приводит, как яркое доказательство крайнего заблуждения несториан. Все это необъяснимо, если допустить, что это сочинение написано после Эфесского собора. 4 . В своем A­ ντ ησις’е св. Кирилл по преимуществу нападает на новую ересь, а не защищается, а между тем в сочинениях, написанных после Эфесского собора, он останавливается главным образом на защите своих анафематизмов, на уяснении непонятных для восточных терминов и выражений в них. 5 . Св. Кирилл в своем A­ ντ ησις’е считает свои анафематизмы вполне понятными и настолько удивлен возражениями бл. Феодорита, обнаружившими непонимание анафематизмов, что даже, как мы видели, заподозрил было его в притворстве. 1312 А между тем на соборе, как мы увидим, он убедился, что даже некоторые его сторонники смущаются его анафематизмами, почему и счел нужным написать объяснение на них. В препроводительном письме к Евоптию 1313 св. Кирилл благодарит его за присылку сочинения Феодорита и говорит, что в виду сплошной клеветы на его анафематизмы в этом сочинения, он счел нужным написать прилагаемый A­ ντ ησις, чтобы кто не подумал, что он замолчал, не ответил Феодориту потому, что нечего было ответить. Защиту каждого анафематизма св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

…осуществляет «Волшебное дерево» из Бокаччио. — Имеется в виду IX новелла седьмого дня из «Декамерона» Джованни Боккаччо (1313–1375), в которой рассказывается, как неверная жена одурачивает мужа, убеждая его, что нее его подозрения напрасны и во всем виновато грушевое дерево. 300 …Бисмарк же любил поговорить с социалистами. — Отто Бисмарк (1815–1898), с 1871 по 1890 год канцлер Германской империи, ярый монархист, издал исключительный закон против социалистов. 301 Майорат — порядок нераздельного наследования имущества старшим в роде. 302 …в рассуждении веры я байронист…— то есть последователь Байрона (1788–1824); богоборческие мотивы наиболее отчетливы в трагедии Байрона «Каин» (1821). 303 Кармелитка — монахиня; монашеский орден кармелиток был основан во Франции в 1452 году; монастыри кармелиток в XIX веке были многочисленны, особенно в Испании, Франции и Австрии. 304 …читает Богословца или Ключ разумения…— «Ключ разумения», сочинение Иоаникия Галятовского, издавалось в 1633 и 1659 годах. 305 Не укусила ли его какая-нибудь якобинская бацилла? — Якобинцы — представители низших революционных слоев французской буржуазии в конце XVIII века; якобинцы осуществляли диктатуру в 1793–1794 годах. 306 Рамолитический вид — вид расслабленного паралитика (от франц. ramolli — расслабленный). 307 …в «премудрости Павла чтение»… сказано: «не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». — Изречение из Нового завета (II послание к Коринфянам, гл. 12). 308 …«оставь надежду навсегда!». — Из «Божественной комедии» Данте (1265–1321); у Данте — надпись над вратами ада; распространен также другой перевод этого стиха: «Оставь надежду, всяк сюда идущий!» 309 Елизавет Воробей — так записал Собакевич в список ревизских душ (мужчин) умершую крепостную крестьянку с тем, чтобы продать ее в числе мужских мертвых душ Чичикову («Мертвые души», гл. VII). 310 Мещерский — см. прим. к «О квакереях», стр. 616. 311 …помни, что говорил Оксенштиерна…— А. Оксеншерна (1583–1654) — шведский министр, впоследствии канцлер, искусный дипломат и администратор. 312

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Если Никифор Григора уже в 1324 г. выдвинул перед имп. Андроником II Палеологом проект пасхальной реформы, то Матфей Властарь в 1337 г. писал, что пасхальная аномалия «благочестию не причиняет ни малейшей порчи, но едва ли не прибавляет величия», поскольку все более отдаляет христ. праздник от иудейского ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 6. Σ. 408). И. А., продолжая линию Григоры и с похвалой отзываясь о его проекте, не считает нормальным все более усугубляющееся отклонение расчетов даты Пасхи «от правильности» (τς ρθτητος) и предлагает использовать на будущее более точный метод определения равноденствий и полнолуний. В этой связи он высказывает скептическое отношение к распространенным в Византии той эпохи ожиданиям скорого конца света в 7000 г. от сотворения мира: в противном случае менять пасхалию ради оставшихся неск. десятилетий действительно не имело бы смысла (PG. 19. Col. 1310bc). Однако в конце трактата И. А. вынужден защищаться от обвинений в хуле на св. отцов, создавших традиц. пасхалию. Отвергая наветы, он пишет: «Мы стремились лишь показать, что как бы ни был составлен каноний, невозможно избежать ошибки, привносимой временем, поскольку мельчайшая и неощутимая в точности за малый срок разница в периоде с течением многих лет становится существенной» (Ibid. Col. 1315b). Насколько можно понять из пасхалистического трактата И. А., он не разрабатывал собственной пасхалии, но пользовался реформированной пасхалией Никифора Григоры, где в лунные эпакты введена поправка +3, а пасхальная граница установлена исходя из весеннего равноденствия 17 марта (Ibid. Col. 1313-1316). П. В. Кузенков Соч.: Petavius D. Uranologion sive systema variorum authorum, qui de sphaera, ac sideribus, eorumque motibus graece commentati sunt: Sunt autem horum libri Gemini, Achillis Tatij Isagoge ad Arati Phaenomena, Hipparchi libri tres, ad Aratum, Ptolemaei de apparentiis, Theodori Gazae de Mensibus, Maximi, Isaaci Argyri duplex, S. Andreae Cretensis Computi; Omnia vel Graece ac Latine nunc primum edita.

http://pravenc.ru/text/674145.html

Ianuar 29 w wieczor wyiechaem iz Sucka z P. Dmitrem Okuliczem kupcem Berezianskim. Febr 5 przyiachaem do Berezny. Febr. 6 przybyem do monastera Maxakowskiego. Do Baturina przybytem (февраля 15 дня) w sobot przed niedziel, блудного сына, gdzie ad Illustrissimo gratissime susceptus у mieszkam przy ascie jego msa huc usq… Anno 1680. Febr 21 od welebnych O. O. Kyrilskich przyby w Baturin O. Меркурий ad illustrissimu c litteris proszc mie na ihumistwo у do mnie cu electione od calego monastera, ktorego 23 Odprawiano. Decembr 16 на пророка Аггея з середы на четверг указалася на небе барзо великая комета и тривала (sic) ако за Богоявленье (л. 9–10). В конце диария начинает преобладать малорусская и даже великорусская речь. Рукопись предполагается нами к изданию целиком. 1307 Яросл. Епарх. Вед. 1863, 8, стр. 71–72, и перепечатано в Вологодских Епарх. Известиях 1865, 1, стр. 38. 1311 Рук. Титова 100, л. 58 об. В польской рукописи И. П. Б. О. XIV. 9 мы находим вирши довольно близко подходящие к плачу, но в них, как и в других произведениях того же рода излишек риторичности. В библиотеке святителя было какое-то Carmen de passione Christi. Некоторое сходство есть и со словом Кирилла Туровского в похвалу Иосифу. (М. И. Сухомлинов Рукописи гр. А. С. Уварова. Спб. 1858, стр. 26). 1312 И. П. Б. Погодина 1579, л. 92–93. Соч. I, 264. Против печатного прибавлено: «Поклонение Пречистым Тайнам Христовым, чти пред святым причащением. Приняв в руце Тело Христово, помяни час смертный, благотворящую Кровь, ужаснися человече, зря, огнь бо есть, недостойныя попаляя. Божественное тело и обожает мя, и питает: обожает дух, ум же питает странно». Из слов напечатанных курсивом, видно, что дело идет о причащении священнослужителей. Нельзя не заметить что печатное издание сочинений здесь особенно небрежно выполнено: части одного сочинения, видимо чернового, названы здесь разными названиями и перепечатаны подряд с первого попавшегося сборника. 1313 Моск. Арх. М. И. Д. 397 (848) л. 48. Память царевича 15 мая и 3 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010