Согласно ведомости Снетогорского архиерейского дома за 1818 г. в этом доме была соборная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с пределом Иоанна Предтечи. Церковь была каменная, твердая, кроме кровли, которая на 1818 г. была ветхой. Вторая каменная церковь во имя Рождества Христова была освещена 8 декабря 1814 г. и покрыта, как и сам дом, в 1818 г. железом. На основании документов Псковского архиерейского дома за 1818 г. можно проследить, что для исправления худого поведения, самовольных отлучек из монастырей, пьянства духовных лиц духовная консистория выносила приказы о ссылке их к эконому архиерейского дома для исправления поведения. 4 июня 1824 г. Александр I утвердил мнение Государственного Совета о наделении монастырей и архиерейских домов землями. По материалам: Обитель возникла на крутом берегу реки Великой, на водном пути к Псковским озерам, в XIII в., и стала крайним поселением, форпостом г. Пскова с северо-запада. Название монастыря " Снетогорский " связано с рыбкой снеток: гора, на которой он стоит, названа Снетной (Снятной) благодаря изобилию этой рыбки в заводи у ее подножия, в реке Великой, особенно во время весеннего нереста. Снетогорский Рождество-Богородицкий мужской монастырь находился в 5 верстах от г. Пскова, на берегу реки Великой. Основан не ранее 1265 г. преподобным Иоасафом. Монастырь упоминается в летописи под 1299 г., когда рыцари-меченосцы неожиданно явившиеся под городом, напали на монастырь, сожгли его. В огне подожженной деревянной церкви Рождества Богородицы и погибли игумен Иоасаф с 17 монахами. При игумене Иове, на средства личных сбережений, завещанных князем Довмонтом-Тимофеем, был построен в Снетогорском монастыре каменный храм Рождества Богородицы на месте сожженного деревянного, в котором погибли преподобномученик Иоасаф и его сострадальцы. По летописи, эта церковь сооружена в 1310 г., но Суслов и Грабарь полагают, что она была выстроена гораздо ранее и во всяком случае не позже XIII в. К 1313 г. храм был расписан настенными изображениями - фресками редкой красоты и выразительности.

http://sobory.ru/article/?object=01933

III. – Пашутся хоругови берчати – развеваются бердчатые знамена. Ниже: пашуть синии молньи. Срав. Иоан. Экз: – Многажды или ветрьником или поневою пашоуще, а тихоу соущю въздоухоу, поженем, и ти въставивъше створим ветры паханила. – Светятся калантыри злачены. Калантырь – кольчужный покров без рукавов. Сравн. Ипс. calandrajo, сред. Лат. calantica (Дюканжа, Gloss.), Араб. калансува Френ, Ibn-Foszlan. 115). – Колоколи вечние. – вечевые. «Спустиша колокол вечьной у св. Троицы, и начаша людие плаката на колокол по моей старине и по воли». Псков. лет. под 1510. IV. – Соловей птица, чтобы если выщекотала сия два брата. Чтобы употреблено тут в том же смысле, как употреблялось древнее абы. Сравн. в Сл. о полку Игор.: О Бояне, стараго времени, абы ты сиа плъкы ущекотал; в Посл. Иакова к кн. Дмитрию: Абы не припорно ти слышати чюдно абы не попустил ныне юности грабити с собою. –Выщекотати – возбудить песнию; тоже, что в Сл. о п. Игор. ущекотати. Тот же глагол только с другим предлогом находим в статье о Книгах ложных: сорока пощекочет (запоет). Срав. в народ. песне: Во саду ли было под яблонью, в зеленом под кудрявою соловей выщекочет. (Сахар. Хоровод. песни. 36). В Сл. о п. Игор. есть и существ. щекот: щекот славий усте. –Два сына Вольярдовы: Андрей Полотский и Дмитрий Корибут Брянский были действительно дети в. к. Литовского Ольгерда. Уже в 1379 году они признали над собою власть в. к. Московского и получили от него уделы. (И. Г. Р. V. 53–54). –Дети Вольярдовы, внучата ’Едиментовы, правнучата Скольдимеровы. Книжные, довольно поздние записи называют Гедимина сыном князя Витена. Считать их верными, как хотят некоторые историки (между прочим и Нарбут. Dzieje narodu Litew. IV. стр. 455–463), нельзя потому что есть и такие данные, которые этому противоречат: Гедимин был конюшим Витена (magister stabuli, stabulatus officio fungebatur. Annal. Oliv. – Dlugosz X.), а такой должности не мог носить княжич. Если же Гедимин не был сын Витена князя, то почему же не был сын Скольда (Аскольда, Гаскольда) Скольдимера, как утверждало Русское предание? Был во время Витена знатного рода ратник Литовский Скольд: он погиб на битве 1313 года, за два года до вступления Гедимина на княжение Литовское. (Дюсбург. 310. 311).

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Снетогорская " Описания иконы Снетогорская икона в Рождества Богородицы Снетогорском монастыре Псковской епархии. Источник: PRAVICON.COM На Снетогорской иконе Божией Матери изображены припадающие к Ней св. преподобномученик Иоасаф Снетогорский и св. благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей. В нескольких километрах от центра Пскова на возвышенном берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь. Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописях в 1299 году, во время нападения на Псков ливонских рыцарей. Тогда немецкие рыцари захватили и разграбили его. Обитель была разорена. Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел поставить в монастыре новый храм — каменный собор Рождества Богородицы (1310-1312 год). В 1313 году храм был расписан редкой красоты и выразительности настенными изображениями – фресками и стал главной святыней монастыря во все последующие века. Это самый большой сохранившийся образец псковской стенописи. Фрески 14 века фрагментарно сохранились и по сей день. На одной из фресок изображена Божия Матерь с Богомладенцем на руках, сидящая на престоле, Ей [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Служба Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Снетогорская» Источник: Сайт moseparh.ru Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, ради иконы Ея, именуемыя «Снетогорская» На велицей вечерни Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры, глас 1: Приидите, вернии,/[...]

http://pravicon.com/icon-4155

700-летие отмечают фрески псковского Снетогорского монастыря Псков, 15 декабря 2013 г. В этом году фрески Снетогорского монастыря отмечают свое 700-летие, сообщает Псковская Лента Новостей . Как сообщила на пресс-конференции 12 декабря в Общественном пресс-центре ПЛН преподаватель, исследователь, экскурсовод Тамара Шулакова, в Пскове не было предусмотрено ни одного мероприятия, приуроченного к памятной дате. По ее мнению, достояние Пскова - это даже не архитектура, а уникальные псковские фрески. В связи с этим Тамара Шулакова предложила создать в городе музей фрески, которого Пскову так не хватает. Напомним, Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря вскоре после строительства был расписан фресками (1313 год), дошедшими до нас далеко не в такой полноте, как в мирожские. Значительные утраты образовались в результате пожаров и неоднократных побелок. Раскрытие фресок из-под побелки началось еще в 1909 году, периодически возобновлялось экспедициями Центральных Государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) в 1920—1930-х годах и было завершено работами 1948-1949 годов. Достояние Пскова - уникальные псковские фрески. Начавшиеся в 1985 году работы по реставрации росписей собора выявили значительные участки неизвестных ранее изображений, причем наиболее важные открытия были сделаны в конхе алтаря и скуфье купола, то есть в местах, имеющих первостепенное значение для оценки программы росписи. Тогда же в результате дораскрытия уже известных участков стенописи, а также расшифровки многих надписей удалось уточнить иконографический состав некоторых наиболее утраченных сюжетов и идентифицировать многих святых. 15 декабря 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/66685.html

Выражение второго стиха, что Господь принял удовлетворение вдвое за грехи народа, толкуется разно, но мы останавливаемся на следующем: Когда Господь глаголет, что принимает понесенные страдания вдвое, то этим самым Он удостоверяет, что Его справедливость дарует человеку милость вдвое выше той меры, которую он мог бы ожидать от самого милосердного Судии. Милость эта есть возрождение к новой жизни; человек становится человеком новым, духовным 1312 . „Вечною милостию помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь“. ( Ис. 54:7–8 ). Продолжение речи пророка еще яснее указывает, что все это Мессианское пророчество. 3 . Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; 4 . всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 5 . и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это. Последний из пророчествовавших за 427 лет до пришествия Господа нашего Иисуса Христа пророков, Малахия ( Мал. 3:1 ) вещал именем Бога: „Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною“ 1313 . После этого пророка наступает четыре века молчания пророчеств, и тогда является предтеча Господень Иоанн, который прямо заявляет, что он есть „глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия“. ( Ин. 1:23 ). Итак нет, и не может быть сомнения в том, что боговдохновенные глаголы 3 и 4 стихов главы 40-й Исаии указывают на время, непосредственно предшествующее явлению на проповедь Господа нашего Иисуса Христа, и на лицо Иоанна Крестителя. Под именем пустыни, среди которой раздается голос глашатая, разумеется весь мир, ожидающий Избавителя от зол,– не только один Израиль 1314 . Мы видели выше, в гл. XXI значение слов: „пустыня приморская“; в гл. XXIV „земля бесплодная“; в гл. XXXV,-(komopyю мы связуем с наст. главой), что пустыней называется не только Вавилон и Ассур, но и весь мир, противополагаемый горе Божией Сиону, к которому ( Ис. 2:2–3 ); „потекут в последние дни народы“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ответил Иисус и сказал им: разрушьте храм этот, и Я в три дня воздвигну его (egero auton) 1309 . Хотя Марк и Лука настаивают, что это было произнесено лжесвидетелями, традиция Иоанна, как и другие связанные с этим речения, указывают на то, что Иисус на самом деле говорил нечто в этом роде; в конце концов, предыдущие главы у всех трех синоптиков упоминают о том, что Иисус всерьез говорит о разрушении и Храма, и Иерусалима, заключая свои слова утверждением о том, что и он сам, и его ученики будут оправданы 1310 . Иоанн интерпретирует это высказывание именно в связи с телесным воскресением Иисуса. Когда мы пытаемся охватить взглядом ожидания Иисуса в целом (что я обрисовал раньше), – то, как он символически действовал в Храме и в Сионской горнице, желая приблизить долгожданный час осуществления его собственной судьбы и призвания истинного Израиля, – мы находим тут глубокий исторический смысл 1311 . (iv) Загадки h11 (а) Ирод Из всех малопривлекательных персонажей, которые открывают нам что–либо о верованиях иудеев I века касательно умерших и их участи, именно Ирод Антипа, с его дошедшими до нас суждениями об Иисусе, портит тут всю картину. В этом случае Лука и Марк существенно расходятся; Матфей близок к Марку, но умолкает после стиха 14 у Марка: [ Марк 6 ] 14 И услышал то царь Ирод, – ибо стало известно имя Его, и говорил он: Иоанн Креститель восстал (egegertai) из мертвых, и потому в нем действуют силы. 15 Другие же говорили: это Илия. А другие говорили: это пророк, как и другие пророки. 16 А Ирод, услышав это, говорил: Иоанн, которого я обезглавил, – он и восстал (egerthe) 1312 . [Лука 9] 7 Услышал же Ирод тетрарх о всём происходящем и недоумевал, так как некоторые говорили, что Иоанн восстал (egerthé) из мертвых, 8 а некоторые, что Илия явился, другие же, что некий из древних пророков воскрес (anesté). 9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил. Кто же Этот, о Ком я слышу такое? И искал увидеть Его 1313 . Этот маленький сюжет представляет собою интерес на нескольких разных уровнях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

О каждом из подобных феноменов и о каждой из этих структур, а к ним относится знак, недопустимо сказать «existiert», но допустимо «es gibt». Позже, в сочинениях «Трехчастного труда» (ок. 1313) с его главной формулой: «Deus est esse», «Esse est deus» 235 , экхартовская «метафизика сущности» по не вполне ясным причинам уступила место фомистской «метафизике бытия». Однако и позже она неоднократно обнаруживала себя в немецкоязычных трактатах и проповедях рейнского Мастера 236 , составляя их порой с трудом уловимую за чужой записью суть. 2.История создания И. Экхарт преподавал в Парижском университете несколько раз: в 1293–1294 гг. в качестве лектора «Сентенций» Петра Ломбардского; в 1302–1303 и 1311–1313 гг., оба последних раза в должности магистра «actu regens» (отсюда и прозвище «Майстер»), т. е. ординарного профессора, занимающего вакантное место, специально отведенное для представителей нищенствующих орденов (доминиканцев и францисканцев) нефранцузского происхождения. До него двукратного приглашения удостаивался только Фома, что косвенно указывает на статус Экхарта как философа и богослова. Проживает Экхарт в доминиканском конвенте св. Иакова (Сент-Жак), находящемся в непосредственной близости от университета. Настоятелем конвента был некто Вильем Парижский, принявший участие в инквизиционном процессе против автора «Зерцала простых душ» (Miroir des simples ames) француженки Маргариты Порете, сожженной 31 мая 1310 г. на Гревской площади в Париже. «Зерцало» оказало исключительно сильное влияние на зрелое и позднее творчество Экхарта 237 . Парижские диспутации И. Экхарта относятся к 1302–1303 и 1311–1313 гг., т. е. к периоду его 1-го и 2-го «магистериума» в Парижском университете. Всего диспутаций пять: «Тождественны ли в Боге бытие и познание?», «Является ли познание ангела, ибо оно означает деятельность, его бытием?» и «Благородней ли хвала Богу на небесах, чем любовь к Нему на земле?»; далее: «Заключает ли [утверждение, что] некоторое движение не имеет предела, какое-либо противоречие?» и «Сохранились ли формы элементов в теле Христовом после Его крестной смерти?» 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНТЕ Алигьери [итал. Dante Alighieri] (май 1265, Флоренция - 13/4.09.1321, Равенна), итал. поэт, мыслитель. Д. род. в семье небогатого землевладельца, дворянина-гвельфа. Получил юридическое образование в Болонье. Рано прославился как поэт школы «сладостного нового стиля». С 1295 г. деятельно включился в политическую жизнь Флорентийской республики. В 1300 г. стал одним из членов правительства Флоренции. С 1302 г. политический эмигрант. С 1308 по 1313 г. как публицист и политик активно содействовал новому имп. Генриху VII, миссию которого видел в объединении Италии и восстановлении величия Римской империи. После смерти императора (1313) и казни верхушки ордена тамплиеров (1314), с к-рым Д. связывал свои политические проекты, он странствовал по Сев. Италии в поисках покровительства и духовной поддержки (возможно, посетил Париж), не оставляя надежды вернуться во Флоренцию. Однако власти Флоренции в 1315 г. вынесли очередной смертный приговор, закрывающий Д. путь на родину. С 1317 г. до смерти жил в Равенне, где завершил главный труд своей жизни - «Божественную Комедию». Основные сочинения: автобиографическая повесть «Новая жизнь» (La Vita Nuova, 1292-1293, изд. в 1576); незавершенный поэтико-философский труд «Пир» (Convivio, 1303-1306); философско-политические трактаты «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia, 1304-1307) и «О монархии» (De monarchia, 1307-1313); поэма в 3 ч. (кантиках) и 100 песнях «Комедия», позднее названная «Божественная Комедия» (La Divina Commedia, 1307-1321, изд. в 1472). Д. считается создателем итал. лит. языка и одним из зачинателей европ. лит-ры Нового времени. Стихи Д., посвященные Беатриче, безвременно умершей возлюбленной, создают новый художественный идеал, соединяющий обожествленную и идеализированную женственность с конкретным психологически и биографически достоверным портретом Дамы, воспетой поэтом. В этом идеале сказывается не только куртуазная традиция, но и психологические открытия св. Франциска Ассизского . В философских трактатах Д. тяготеет к энциклопедическому синтезу средневек. учености, виртуозно используя наследие Аристотеля , блж. Августина , Боэция , сен-викторской мистики, Бернарда Клервоского , Бонавентуры , Фомы Аквинского .

http://pravenc.ru/text/171353.html

Эрзянка. Гравюра Х. Рота из кн.: Георги И. Г. Описание всех в Российском гос-ве обитающих народов... СПб., 1776 г. Ч. 1: О народах финского племени Первые контакты мордвы со славянами и с булгарами относятся ко 2-й пол. I тыс. по Р. Х. В XI-XIII вв. за мордов. земли шла борьба между рус. князьями и правителями Волжской Булгарии. К этому времени мордов. соплеменности преобразовались в вождества, тюшти встали во главе племенных союзов, получив наименования «инязор», «оцязор» или «каназор» (от эрзя-мордов. «ине» - великий; мокша-мордов. «оцю» - большой, великий и мокшанское, эрзянское «азор» - владетель, хозяин; мокшанское, эрзянское «кан» - хан (тюрк. заимствование)). На основе союза племен возникло раннегос. образование. Венг. католический миссионер Юлиан (XIII в.) писал о «царстве Мордвинов» - regnum Morduanorum. В него входила упоминаемая в рус. летописи «Пургасова волость», подчиненная кн. Пургасу (XIII в.). Расположение центра «волости» точно не установлено - возможно, это Пургасовское городище в бассейне рек Мокши и Тёши. На данной территории издавна проживали мокша и эрзя - т. о., Пургас мог быть общемордов. правителем. Это предположение подтверждают такие летописные выражения, как «мордва Пургасова», «мордва с Пургасом». В 20-х - нач. 30-х гг. XIII в. владимирские князья совершили неск. походов на территорию М., в т. ч. поход в «Пургасову волость» (зимой 1228/29). Др. известным правителем мордвы и соперником Пургаса был Пуреш. Захват войсками хана Батыя Мордовской земли в рус. летописи датируется 1239 г.: «На ту же зиму взяша Батыеве татарове Мордовскую землю». В пределах Золотой Орды мордва концентрировалась в основном в сев.-зап. улусе, который иногда в историографии именуется «Наровчатско-Мокшинским княжеством» с центром в г. Мохши (ныне с. Наровчат Пензенской обл.). Этот город при хане Узбеке (в 1313-1321) был столицей не только данного улуса, но и всей Золотой Орды. С 1313 г. здесь чеканилась своя монета. Часть мордовских земель входила в различные русские княжества (Владимиро-Суздальское, Нижегородское, Рязанское, Московское). На службе у вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича Донского состоял киличей (посол) мордвин Мокший; наряду с др. киличеем, Толбугой, он представлял Москву в Орде.

http://pravenc.ru/text/2564160.html

папа передал имущество тамплиеров ордену госпитальеров везде, кроме Кастилии, Арагона, Португалии и Мальорки (там оно передавалось местным духовно-рыцарским орденам (напр., ордену Калатрава ) для борьбы с сарацинами). Вопреки мнению об обогащении франц. королевской казны за счет имущества тамплиеров Филипп Красивый открыто не претендовал на него (с 1307 имущество ордена на территории Франции находилось лишь под управлением короля). 11 дек. 1312 г. К. обратился к королю с просьбой помочь в передаче имущества тамплиеров ордену госпитальеров. 15 июля 1313 г. папа вновь напомнил королю о необходимости полностью передать имущество тамплиеров новым владельцам, а 18 дек. 1313 г. потребовал назначить комиссаров и отправить их к тем, кто управляли орденским имуществом, для получения полных отчетов. В целом король Франции получил 260 тыс. турских ливров из имущества тамплиеров (200 тыс.- компенсация за дарения в пользу ордена от королей Франции и 60 тыс.- в возмещение расходов по управлению имуществом тамплиеров во время судебного расследования). Вьеннский Собор (16 окт. 1311 - 6 мая 1312) 12 авг. 1308 г. буллой «Regnans in coeli» К. объявил о созыве Собора и изложил его основные вопросы: рассмотреть обвинения против ордена тамплиеров, решить вопрос о защите христ. святынь на Св. земле и организовать крестовый поход, провести церковные преобразования, в т. ч. урегулировать споры в ордене францисканцев . Вопреки обычаю не все епископы получили приглашение прибыть на Собор, отбирал участников сам К., возможно по согласованию с Филиппом Красивым; именные письма были посланы 253 прелатам и светским государям. В работе Собора приняли участие ок. 300 чел., среди них французы и итальянцы были в большинстве. Мн. светские правители игнорировали папское приглашение, из церковных иерархов тоже прибыли не все. Надгробие папы Римского Климента V в коллегиальной ц. Нотр-Дам в Юзесте. 30-е гг. XIV в. Надгробие папы Римского Климента V в коллегиальной ц. Нотр-Дам в Юзесте. 30-е гг. XIV в. В организации работы Собора имелись новшества: только часть прелатов приглашалась поименно для решения основных вопросов в специально созданных комиссиях; у других были лишь представительские функции: они одобряли принятые решения.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010