Даже конец XII века, когда раскол стал обретать зримые практические формы , и 1204 год не сыграли в становлении антилатинской тематики заметной роли. Святые, почитавшиеся как покровители императорской фамилии, стали почитаться в Трапезунте как покровители «замены» погибшей империи, но антилатинского пафоса не приобрели . В 1230-х греки даже продолжали переводить агиографические произведения с латыни . Первые робкие примеры проникновения в византийскую агиографию антилатинской проблематики датируются теми же годами — началом XII века. Первым автором-агиографом, коснувшимся проблемы конфликта, был Феодосий Патмосский (Theodosios Goudelas), написавший жития святителя Леонтия Иерусалимского и преподобного Христодула Патмосского . Святитель Леонтий Иерусалимский, умерший в 1185 году, единственный греческий православный патриарх Иерусалима, рискнувший посетить Иерусалим в эпоху существования государств Леванта, претерпел гонения от крестоносцев в Палестине . Его житие написано около 1200 года. Преподобный Христодул Патмосский, святой второй половины XI века, вынужден был терпеть набеги «варваров», то есть не-греков и, в то же время, не турок, в чем видят выпад в адрес латинян . Эти жития неизвестны не только древнерусской книжности, всех этих имен просто нет в дониконовских святцах . Кроме того, осуждение латинян занимает в них эпизодическое место. Упоминания о мучениках-греках, пострадавших от латинян, появляются только в начале XIV века. Прежде всего это кантарские мученики, погибшие в Никосии в 1231 году, сведения о которых датируются 1310-ми годами. Сами записи о них («Сказание») не являются в строгом смысле агиографией, а представляют собой скорее краткий рассказ о них нарративного характера , неизвестный древнерусской книжности. К такого же типа сообщениям, анонимного авторства и фрагментарного характера, относятся сведения и о мученике Алексие Каллергисе, выступавшем против венецианцев в 1363–1367 годах. Эти сведения не получили какого-либо распространения . Несколько столкновений с католиками в 1307–1315 годах произошло у преподобного Саввы Нового (Ватопедского), скончавшегося в 1349 году. Его житие, написанное Филофеем Коккином , не только не было известно древнерусской книжности, но святой не включен в святцы даже сейчас . После 1370 года было создано житие критского мученика Анфима Афинского, который умер в тюрьме, выступая против венецианцев, правда, поддерживая генуэзцев .

http://bogoslov.ru/article/6193711

Несмотря на византийскую программу росписей, следы западного влияния присутствуют во фресках ц. Преображения Господня (1296 или 1310) в с. Пирьи и ц. равноап. Феклы (кон. XIII - нач. XIV в.) близ с. Айия-Текла. Эти церкви расписаны одной и той же артелью художников. Др. артель, по мнению М. Эммануил, украсила фресками церкви вмч. Димитрия Солунского (кон. XIII в.) в с. Хания, Успения Пресв. Богородицы (кон. XIII - нач. XIV в.) в Оксилитосе, вмч. Димитрия Солунского (1303) в с. Макрихори, свт. Николая Чудотворца (ок. 1300) в с. Пиргос и свт. Николая Чудотворца (1304) близ Оксилитоса. Из других храмов с византийскими фресками наибольший интерес представляют церкви прав. Анны (с 2 слоями росписей XIV в., позднейший из к-рых датируется 1370) в Оксилитосе, Пресв. Богородицы Одигитрии (1311) в с. Спильес, Успения Пресв. Богородицы, или Панагица (1393), в Аливери. В окрестностях Каристоса находятся: близ с. Каливия крестово-купольная 4-столпная ц. св. Таксиархов XII в., сложенная из местного туфа; недалеко от с. Аэтос - заброшенный монастырь вмч. Георгия «ту Мавру», основанный в 1260 г. на месте раннехристианской базилики, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты (совр. здание кафоликона построено в 1768). В 6 км от Аливери расположена ц. вмч. Димитрия Солунского («Красная церковь») (кон. XIV в.). Святые и реликвии, особо чтимые в митрополии В окрестностях Кими почитаются покровители виноградарства мч. Трифон, исп. Михаил Синадский и прп. Серафим († 1602; пам. греч. 6 мая), основатель монастыря на горе Домбос в горном массиве Геликон (Эликона). В митрополичьем соборе в Кими хранятся мощи прп. Никодима Святогорца , прп. Иоанна Кукузеля и прп. Акакия Нового Кавсокаливита († 1730), подаренные афонским монастырем Великая Лавра. Чтимая икона Божией Матери Лиауцанисса, или Лиауцианисса (Λιαουτσνισσα, Λιαουτσινισσα), находящаяся в ц. Успения Пресв. Богородицы в Кими, была принесена волнами к побережью Эвбеи в местности Мавра-Литарья. Жители видели ночью свет от чудотворного образа Божией Матери, но когда днем они начинали поиски, икона удалялась от берега.

http://pravenc.ru/text/1681057.html

Св. Анастасия изображалась в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и открытой ладонью к молящемуся левой, нередко в ее левой руке - маленький узкогорлый сосуд с лечебным маслом. По мнению нек-рых исследователей (Д. Войводич), сосуд в руках присущ образу А. У., почитавшейся как целительница. Иногда св. Анастасия представлена в богатых одеяниях рим. патриции: в Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520 г.; с венцом на голове: в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г. Изображения св. Анастасии присутствуют в росписях каппадокийских церквей: Трех крестов 3) в Гюлю-Дере, кон. IX в.; св. Иоанна Крестителя 4) в Гюлю-Дере, между 913 и 920 гг.; св. Апостолов в Синасосе, 1-я четв. X в.; в Баллы-килисе в Соганлы, 1-я пол. X в.; Мазыкёй, ок. Ургюпа, сер. X в.; в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.; св. Варвары в Соганлы, между 1006 и 1021 гг.; Киличлер-Кюшлюк в Гёреме, 1-я пол. XI в.; а также в мозаиках нартекса кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; на фреске собора Св. Софии в Киеве , после 1037 г.; в Палатинской капелле в Палермо (Сицилия), 50-60-е гг. XII в., в ц. Панагии Мутулла (Кипр), ок. 1280 г.; на фреске в сев. апсиде собора св. Стошии (Анастасии) в Задаре (Хорватия), ок. 1285 г. С сосудом в руке А. У. представлена в церквах: Богородицы Левишки в Призрене (Югославия, Косово и Метохия), 1310-1113 гг.; Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии (Югославия, Косово и Метохия), между 1330-1337 гг.; Панагии Форвиотиссы в Асину (Кипр), 2-я пол. XIV в.; вмч. Георгия в Речани, 1360-1370 гг.; Богоматери в Нова-Павлица, 1381-1388 гг.; на фреске парекклисиона ц. святых Константина и Елены в Охриде (Македония), ок. 1400 г.; на единоличной иконе святой, нач. XV в. (ГЭ). Одно из ранних изображений св. Анастасии в древнерус. искусстве сохранилось на новгородском серебряном кратере XII в. (НГОМЗ). Будучи наряду с мц. Параскевой одной из наиболее почитаемых на Руси, святая представлена во многих памятниках XV-XVII вв., особенно на новгородских и сев.

http://pravenc.ru/text/114938.html

Фома (Х в.); Илия (1-я пол. XI в.); Константин (упом. в 1054); Иоанн (2-я пол. XI в.); неизв. по имени (упом. в 1066); Никита (упом. в 1086-1094); Поф (упом. в 1166-1173); Стефан (XI-XII вв.); Константин (кон. XII в.); Иоанн (упом. в 1205); Поф Аплисфарий (? - 1225), Иосиф (1225? - 1256); Григорий (1256-1268); Гидон (между 1268 и 1314); неизв. по имени (упом. в 1310); Дионисий (1314-1327); Григорий (упом. в 1329-1331); Феофан (между 1331 и 1341); Маркиан (упом. в 1347-1354); Иосиф (упом. в 1355); Лев или Леонтий Магентин (2-я пол. XIV в., 1381?); Малахия (упом. в 1370 и 1371); Иеремия (упом. в 1389); Иосиф (упом. в 1394); Иеремия (упом. в 1395-1397); Дорофей (упом. в 1438/39); Леонандр (упом. в 1444), Мина (упом. в 1450), Леонтий (упом. в 1453); Мефодий (упом. в 1482-1484); Анфим (до 1546-1548); Макарий (упом. в 1564 и 1565); Игнатий (упом. в 1565); Григорий (упом. в 1576-1580); Пахомий Патест (1580-1584; ранее митрополит Кесарийский; впосл. патриарх К-польский Пахомий II); Григорий (упом. в 1590); Паисий Палеолог (1590-1603); Даниил (1603-1605); Софроний (1605 - после 1608); Парфений (упом. в 1610, иногда ошибочно указывается дата 1608); Григорий (упом. в 1618); Констанций (ранее 1621-1629, с перерывом; ранее митрополит Лемносский); Парфений (упом. в 1626); Парфений (1629-1654); Григорий (1654 - после 1670); Зосим (упом. в 1672); Даниил Макрис (упом. в 1676); Григорий (1676-1692); Даниил Макрис (1692 - после 1696); Макарий (до 1708); Никодим Айназис (1708-1721); Каллиник (1721-1727); Констанций (1727-1736); Анфим Вертумис (1737-1767, с перерывами?); Паисий (упом. в 1759); Герасим (1767-1773 или 1783); Панарет (1780-1783); Иеремия (1783-1809; ранее митрополит Христианополя и Триполицы; впосл. патриарх К-польский Иеремия IV); Каллиник (1809-1829); Порфирий (Фотиадис; 1829-1839); Мелетий (Фотиу; 1839-1842; ранее митрополит Серрский; впосл. митрополит Ксанфийский); Каллиник (1842-1853; впосл. митрополит Фессалоникийский и патриарх Александрийский); Григорий (Катрис или Кабурис; 1853-1858; ранее епископ Кампанийский и митрополит Тырновский); Мелетий (Фотиу; 1858-1867); Мефодий (Аронис; 1867-1876; впосл. митрополит Кесарийский и Дидимотихский); Константин (Валиадис; 1876-1893; впосл. митрополит Эфесский и К-польский патриарх Константин V ); Мефодий (Аронис; 1893-1897); Кирилл (Мумдзис; 1897-1925; впосл. митрополит Филадельфийский); Иаков (Николау; 1925-1958; ранее митрополит Диррахийский); Иаков (Клеомвротос; 1958-1987; ранее митрополит Сисанийский и Сьятистский); Иаков (Франдзис; с 1988 по наст. время).

http://pravenc.ru/text/2463587.html

Создавшаяся практика наносила серьезный ущерб интересам венг. короны, особенно если учесть, что короли щедро одаривали церковные институты земельными пожалованиями, а их представителей высокими должностями в гос-ве. В 1301 г. династия Арпадов пресеклась. С этого времени и вплоть до ХХ в. венг. трон, за редким исключением (Матьяш I Хуньяди, Янош I Запойяи), занимали представители иностранных династий: Анжуйской (1310-1382), Люксембургов (1387-1437), Ягеллонов (1490-1526), Габсбургов (1526-1918). В XIV-XV вв., при королях Анжуйской династии Карле Роберте (1310-1342) и Лайоше I Великом (1342-1382), венг. феодальное общество и гос-во достигли наивысшего расцвета: складывалась сословно-представительная монархия; начал действовать высший орган сословного представительства - Государственное собрание. Кор. Лайош I установил сюзеренитет над Далмацией (1358), Боснией (1365), Сербией (1361), завоевал часть Болгарии (т. н. Видинской), не раз воевал в Италии за Неаполь. Это время отмечено сближением В. с Чехией и Польшей, проявлявшееся в заключении военно-политических союзов (Вишеград, 1335), династических браков (напр., между Сигизмундом, сыном Карла IV Люксембурга, и Марией, дочерью Лайоша I), личными униями (Лайош I на польск. престоле в 1370) и т. д. Это союзничество 3 стран в течение 2 веков влияло на расстановку сил в Центр. Европе. Сигизмунд I Люксембург добился единства в стране ценой больших уступок знати. Но основное внимание он уделял внешней политике и, будучи избранным герм. королем (1410/11), а затем и императором (1433), отошел от венг. дел. Как и др. представители иностранных династий, Сигизмунд делал ставку на внешнеполитические союзы. Чтобы обезопасить династию и королевство от феодальной анархии, он сблизился с Габсбургами. Был заключен договор о взаимонаследии (1421); брак с Марией Люксембург открыл Альбрехту Габсбургу дорогу к венг. трону (1437), но вскоре он погиб. В кон. XIV в. над В. впервые нависла тур. угроза, и страна была вынуждена укреплять свои юж. рубежи, к ней отошел ряд стратегически важных крепостей, в т.

http://pravenc.ru/text/150197.html

In this way, the Mandylion in the Pantanassa becomes the symbol of the Orthodox Church whose supports are the two apostles Peter and Paul, represented opposite, on the eastern pilasters supporting the dome 811 . The Holy Mandylion as an object and as a representation on icons and frescoes had a very long and rich tradition in Byzantine culture. The churches of Mystras offer the possibility of analysing the meaning and the role this holy relic played in Byzantine iconographic programmes. There are at least four fresco representation. In most cases it is a symbol of the Passion. It is interesting that, after figuring in several parts of the church, this holy relic has come to assume – in the Pantanassa, this last and most important monument of the Byzantine period – a more prominent role and has become, apart from a symbol of the Incarnation and Passion, a symbol of the Orthodox Church. Мелита Эммануель Polytechnical University of Athens Спас Нерукотворный в иконографических программах церквей Мистры Святой Мандилион (Спас Нерукотворный) – один из самых важных «нерукотворных» образов Христа. В течение многих столетий он являлся бесценной священной реликвией Византийской империи. В качестве свидетельства, подтверждавшего воплощение Христа, этот образ, начиная с XI века, играет ведущую роль в иконографических программах византийских храмов. Изображение Мандилиона, по всей видимости, имелось во всех без исключения храмах Мистры. В настоящее время изображения Спаса Нерукотворного, занимающие заметные места в иконографических программах, сохранились в четырех храмах: в западной галерее церкви Одигитрии, или Афендико (1310–1320), в юго-восточном приделе Святой Софии (1350–1370), в диаконнике Перивлепты (1370) и в Пантанассе (1430). В нартексе храма Одигитрии священный Мандилион, представленный между двумя полуфигурами ангелов, возможно, имеет отношение к иконографическому циклу Страстей Христовых, находившемуся в самом храме. В юго-восточном приделе храма Святой Софии Мандилион, в соответствии с традицией, расположен над входом, что подчеркивает его охранительную роль, при этом фреска соотносится с Божественной Литургией, изображенной в плоском куполе придела. В Перивлепте Мандилион расположен рядом с композицией «Недреманное Око» (Anapeson), которая включала образ спящего Христа и предваряла изображения Страстей Христовых. Оба изображения являются связующими звеньями между сценами из жизни Богоматери и Страстным циклом. Наконец, в храме Пантанассы (последнем крупном памятнике византийского периода) Мандилион, окруженный ангелами, скорее всего замещает собой сцену Распятия, обозначая уже не Боговоплощение и Страсти Христовы, а символизируя всю Православную Церковь – Тело Христово. И. А. Шалина

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIV-м веке строилось много церквей; некоторые каменные на месте деревянных; другие вновь заложены каменными. На Торговой стороне, вместо деревянных, отстроены каменные: Михаила Архангела (1302), Бориса и Глеба (1300–1308; деревянная оставалась и сгорела в 1311 г.), св. Отец 1318, на Княже дворе, т. е. на Ярославовом дворище (1310 г.) Христова (1324; дерев. упомин. сгоравшею в 1311 году), Георгия на Лубянице (1356), Прокопия (1359; упоминается сгоравшею в 1311 г.), Феодора Стратилата в Плотницком конце (1359 г. упоминается деревян. под 1329 г.), Ипатия на Рогатице (1369–1370), Спаса Преображения на Ильиной улице (1374), Дмитрия на Славковой улице (1381–1382), Рождества в Поле (1382), Климента на Иворовой улице (1386). Вновь каменные; Знаменская (1355), Иоанна у Немецкого двора (1359), Благовещенская на Михайловской улице, в Славенском конце (1362), Петра и Павла в Славном (1367), Бориса и Глеба в Плотницком конце в Запольской улице (1377), Филиппа на Нутной улице (1383), Иоанна Богослова в Радоковицах (1383). Деревянные: Димитрия на Бояне Улке (1300), Екатерины на Торгу (упомин. сгоравшею в 1311), Спаса на Лубянице (упоминается сгоравшею в 1329 г.), Никиты в Плотницком конце (1368). Сверх того, упоминается о 22 церквах, сгоревших в 1399 г. Прежде каменные вновь перестроены: Пятницы (1345), Успения (1388). На Софийской стороне: в Детинце – каменные: Владимира на Воротах, от Прусской улицы (1311), Вход в Иерусалим, близ Софии (1336), Иоанна 3латоустаго (1351); вместо деревянной, каменная Рождества Христова, на-Сенях (1362); вместо старых каменных: Покрова Пресвятыя Богородицы у Прусских ворот (1389 г., прежняя каменная упоминается в 1305 году), Бориса и Глеба (1351), деревянная Афанасия и Кирилла обетная (1390); неизвестно какая Богородицы (1351). На Софийской стороне за Детинцем: каменные вместо деревянных: Троицы в Редятине улице в Людине конце (1366), Василия на Ярышевой улице, в Людине конце (1370), Флора и Лавра на Людгоще улице в Неревском конце (1379), Константина и Елены на Ростнике улице в Неревском конце (1390), Дмитрия на Даниславле улице в Людином конце (1394 о дерев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Иннокентий (?), папа Римский, даритель Соловецкого монастыря Иоанн Дамаскин (ум. 17 декабря 780), преподобный, богослов, литургист Иов Ущельский (ум. 18 августа 1628), преподобный Иоганн, см. Риттер Иона (ум. 18 ноября 1470), святитель, архиепископ Новгородский с 1458 г. Ионова Людмила Всеволодовна (1904 – не ранее 21 ноября 1937), студентка Ленинградского университета, дочь одного из первых русских социалистов В. М. Ионова (1851 – 2 февраля 1922). Арестована в июне 1924 г. с другими членами сибирского землячества университета, приговорена к трем годам лишения свободы и отправлена на Соловки. В лагере, чтобы получить статус политзаключенной, вступила в ПСР. В 1925 г. переведена в Верхнеуральский политизолятор. Расстреляна Иринарх (ум. 30 июля 1628), преподобный, игумен Соловецкого монастыря (1614– 1626) Иринарх, соловецкий монах, скорее всего, монах Иринарх (Мишнев Иоанн Семенович) (1873–?), который в начале XX в. руководил работами по созданию судоходной канальной системы; после закрытия монастыря, остался на Соловках К Кабир-Шах, см. Саид-Султан Кабир- Шах Кажк, псевдоним польского солдата. Приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Казимир III Великий (1310–1370), Польский король с 1333 г. Казнаков Николай, возможно, имеется в виду штабс-ротмистр Николай Николаевич Казнаков (1895–ок. 1926), почти ослепший, в результате ранения. Отправлен в феврале 1925 г. на Соловки, где душевно заболел Калакуцкий, заключенный морской офицер Калинин Михаил Иванович (1875 –3 июня 1946), советский государственный и партийный деятель, «всесоюзный староста» Калинка, заключенный Калиныч, литературный персонаж Калугин, ссыльный чекист Кальнишевский [Кольнышевский] Петр Иванович (1691–1803), последний кошевой Запорожской Сечи. В 1776 г. сослан на Соловки, где и скончался в возрасте 112 лет Каляев Иван Платонович (1877 – 23 мая 1905), террорист Каменева Ольга Давы(и)довна (1883 –11 сентября 1941), сестра Л. Д. Троцкого, жена Льва Борисовича Каменева (наст. фам. Розенфельд) (1883 – 25 августа 1936). Заведующая театральным отделом Наркомпроса (1918–1919). Расстреляна

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Отче наш, иже еси на небеси, да святится имя Твое» (лат.). Смоленский наместник. – Смоленск был захвачен Витовтом в 1395 г. В 1401 г. смоляне восстали, убили литовского наместника и поставили своего князя. Витовт снова взял город в 1404 г. после осады. В 1514 г. Смоленск был отвоеван Русским государством, в 1611 г. опять, несмотря на героическое сопротивление, захвачен Сигизмундом III (1566—1632). Взят войсками царя Алексея Михайловича (1629—1676) в 1654 г. Мир вам!…Мир! Мир! (лат.) адский огонь (лат.). Фризский рыцарь… – Речь идет о рыцаре из Фрисландии (историческая область у берегов Северного моря, ныне провинция Нидерландов). Казимеж – в древности пристоличный городок, ныне район Кракова. …окрестил новорожденную… – Ее назвали Эльжбетой-Бонифацией; первое имя – в честь Елизаветы Боснийской, матери королевы Ядвиги. Станислав из Скарбимежа (из Скальбмежа, 1360—1431) – юрист и философ, первый ректор Краковской академии после ее реорганизации. Остров – Остров-Велькопольский (ныне Калишское воеводство). Олькуш – город в Краковской земле, в XIV—XVI bb. переживал пору расцвета рудных промыслов (добыча серебра, свинца). Ныне в Катовицком воеводстве. …всяких дворян, как они там зовутся, отроков, что ли… – Отроками в средневековой Руси (X—XI bb.) звали младших дружинников князей и крупных феодалов. Уменьшительное от Пшецлав. – Примеч. авт.  Вильк (wilk) – волк (польск.) . школяры (лат.). …он даже не знает, как зовут византийского императора… – Константинопольский престол занимал (до 1412) Мануил III. Все законы, любое право позволяет отражать силу силой и защищаться всеми средствами! (лат.) женщину (лат.). распутную и пьяницу (лат.). служила Бахусу (лат.). прелюбодейка (лат.). супругу (лат.). Яблоко от яблони недалеко падает (лат.). помои (лат.). Во веки веков, аминь! (лат.) Скоец – денежная единица. Был равен двум грошам и составлял 1/24 часть гривны (при польском короле Казимире III, 1310—1370, гривна равнялась 197 г серебра). На один скоец можно было купить четырех цыплят, на шесть – бочку пива.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

Сменцовский М. Н, Указ. соч. С. 255—262; переписку В. В. Голицына и Лихудов см.: Памятники дипломатических сношений России... Т. X. Спб., 1871. Стлб. 1310—1311,1331—1337,1359—1370. Подробнее: Памятники общественно-политической мысли в России конца XVII века. Предисловие, комментарии и публикации новооткрытых сочинений: 17—19, 27. Опубл.: Лермонтова Е. Д. Похвальное слово Лихудов царевне Со-е. М.,1910. РГБ. Ф. 711 (собр. Гранкова). Пост. 86/3—1975 г. Л. 419 и ел.; РГБ. Ф. 173.1 (собр. МДА фувд.). 628. Л. 154 об. и сл.; ДРВ. Изд. 1-е. Ч. VII. М, 1775. С. 399—403; и др. списки. См.: Буганов В. И. Московские восстания. С. 363 и сл. Архив князя Ф. А. Куракина. Спб., 1890. Кн. I. С. 363 и сл. АИ. Т. V. 93, 100, 101, 117; ААЭ. Т. IV. 284. См. также: Смирнов П. Иоаким патриарх Московский. С. 97—100,129 и др. ДРВ. Над. 2-е. М., 1791. Ч. XVIII. С. 126; АИ. Т. V. Ю5 и др. Горский И. Иоаким в борьбе с расколом//Странник, 1864. 1. С. 56—57. Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. Кн. 1. С. 7. ПСЗ-1. Т. 2. 633, 700, 913,1074. АИ. Т. V. 35; ср. 135, Смирнов П. Иоаким патриарх Московский. С. 38—39. Преемник Сильвестра Коссова Дионисий Балабан жил в Корсуне, а сменивший его Иосиф Нелюбович-Тукальский — в Каневе и Чигирине, вовсе не бывая в Киеве. К тому же при последнем являлись дополнительные " Киевские митрополиты " : Антоний Винницкий, епископ Перемышльский, и Иосиф Шумлянскнй, епископ Львовский, — а царь Алексей Михаилович поручал ведение дел Киевской митрополии Мефодию епископу Мстиславскому. Здесь и далее цит. сборник " Икона " и труды Смирнев П. Иоакнм патриарх Московский. С. 172—216; Соловьев С М, История Кн. VII. Т. 14. М., 1991. С. 368—378. Сложные переговоры Посольского приказа с деятельным участием царевны Софьи, начавшиеся в 1682 г. до официальной части событий и завершившиеся после нее (1686), отражены в документах Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Им посвящена вся кн. 20 и часть кн. 21 Статейных списков о сношениях с Турцией (Ф. 89), свиток Греческих дел (Ф. 52. 7195 г. 3) и др. Наиболее полный обзор переговоров см.: Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Изд. 2-е. Сергиев-Посад, 1914.. С. 460—466.

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010