Неясности существуют и в отношении истории другого памятника — Жития Никона Радонежского, содержащего, как известно, уникальные факты биографии выдающегося древнерусского живописца Андрея Рублева. Все существующие списки Жития разделяются на две редакции — краткую и пространную, но вопрос о их взаимоотношении окончательно еще не решен. От разрешения источниковедческих проблем, связанных с исследованием Жития Сергия Радонежского, теснейшим образом зависит восстановление подлинной биографии Преподобного Сергия. Теперь уже ясно, что датой кончины Сергия Радонежского является 1392 год. Под этим годом известие помещено в Троицкой летописи, мартовский стиль летосчисления которой подметил еще Н. М. Карамзин. Несмотря на бесспорность данного положения, в исторической литературе существовали (и существуют до сих пор) ошибочные представления. Взять того же В. О. Ключевского: автор «Древнерусских житий святых» датировал событие 1391 г. И даже в наше время, в изданиях отечественных энциклопедий (в том числе Исторической) кончина Сергия Радонежского отнесена к 1391 г. Год же рождения святого определяется исследователями с гораздо большей неопределенностью — в качестве таковой даты предлагались 1314, 1315, 1318, 1319, 1320, 1321, 1322 гг. В этом можно убедиться, раскрыв страницы научных трактатов, энциклопедий и многочисленных справочников. Характерно в этом плане резюме современного художника слова: год рождения Преподобного Сергия «потерян (от 1314 до 1322)»  . Такое расхождение исследовательских мнений объясняется противоречиями разновременных источников и отсутствием полноценного критического их анализа — главным образом из–за внушительного объема необходимых археографических и текстологических изысканий. Большинство списков не было введено в научный оборот. Неизвестные тексты новых редакций, видов и разновидностей еще только ожидали исследователей, и лишь после их открытия могла быть составлена подлинно научная классификация текстов Жития Сергия Радонежского и воссоздана их сложная история, озаренная вспышками литературного гения и затемненная скрытыми вкусами многочисленных редакторов.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Появление эфиопского текста «К. н.» принято датировать кон. 1-й четв. XIV в. Попытка отнести его к VI в. и представить как апокриф, в к-ром нашли отражение события химьяро-эфиопских войн ( Shahid. 1976; Debi é . 2010), не выдерживает критики прежде всего с т. зр. языка памятника, типичного для эфиоп. словесности XIV-XV вв. По всей видимости, изначально трактат был предназначен не для потомков Йэкуно Амлака , а для наследственного правителя обл. Эндарта в Тигре Йеабика Эгзиэ (1314-1322), к-рый был смещен за мятеж царем Амда Сионом I (1314-1344), превратившим «К. н.» в краеугольный камень династического мифа Соломонидов . Совр. редакцию текст обрел, вероятно, в сер. XIV в. На это указывают аллюзии на противоборство между Амда Сионом I и его сыном и наследником Сайфа Арадом (1344-1371) с одной стороны и монашеской конгрегацией Дэбрэ-Либаноса - с другой из-за чрезмерного роста монастырских земельных владений. Внешне этот конфликт выражался в осуждении церковными деятелями полигамии монарха, вызванной политическими соображениями, так что Амда Сиона, взявшего себе одну из жен покойного отца (но не мать!), обвинили в инцесте. Составители «К. н.» не только сделали акцент на обязательности моногамии для христиан (в конце гл. 28), но и пошли на сознательное искажение Лев 18. 8, отождествив жену отца с матерью (в середине гл. 42). В колофоне «К. н.» указано, что эту книгу перевели с копт. языка на арабский некие Абальэз и Абальфараг, идентифицировать к-рых пока не удалось, в 1225 г., при царе Лалибале , однако они не стали переводить ее на геэз, поскольку престол Эфиопии был узурпирован династией Загве . Заслуга в переложении текста на эфиопский язык приписана Исааку, настоятелю Аксумского собора Богоматери Сионской при Йеабика Эгзиэ. Достоверность сведений колофона ставится учеными под сомнение, и вопрос о том, существовал ли араб. прототип «К. н.», а если существовал, то в какой форме, остается открытым. Близкое к этому трактату по содержанию копто-араб. предание из рукописи Paris. arab. 264 (Fol. 70v - 81v), изданное c нем. переводом (Kebra Nagast. 1905. S. XLIV-LX), сложилось позднее и, вероятно, уже под влиянием «К. н.».

http://pravenc.ru/text/2462373.html

Г. П. приписывается также авторство трактата «О различии между душою, умом и духом» (De discretione animae, mentis et spiritus) и «Книги о шести началах» (Liber de sex principiis//PL. 188. Col. 1257-1270) - популярного учебника по логике, в к-ром рассматриваются 6 последних категорий Аристотеля. Авторство Г. П. относительно последнего сочинения сомнительно (LTK. Bd. 4. S. 891; Коплстон. С. 108; Шишков. С. 69). Вероятно, Г. П. также принадлежат неск. проповедей, упоминаемых Петром из Целлы (Ep. 167//PL. 202. Col. 610), в частности проповедь на Рождество Христово. Учение Наряду с Абеляром Г. П. был «самым мощным философским умом XII столетия» ( Жильсон. С. 199), особенно сильным в метафизике. Христ. учение Г. П., проникнутое платонизмом, включает также основные принципы аристотелизма, воспринятые через призму трудов Боэция. Мн. элементы учения Г. П. восходят к патристике, причем не только к зап. (блж. Августин, Боэций), но и к вост. (через посредство свт. Илария Пиктавийского), поэтому у него встречается интересный синтез зап. и вост. богословской традиции. Философия и богословие В делении наук Г. П. следует за Аристотелем и Боэцием. Прежде всего науки делятся на теоретические (theoricae), или умозрительные (speculativae) и практические (practicae), или деятельные (activae). Теоретические науки делятся на физические (или естественные), этические (или моральные) и логические (или рациональные). В свою очередь естественные науки состоят из 3 частей: собственно физики, математики и богословия (Com. in lib. De Trinit.//PL. 64. Col. 1265; Com. in lib. Quomodo subst.//Ibid. Col. 1314). Физика рассматривает вещи, находящиеся в движении, и формы тел вместе с материей. Математика исследует формы тел без материи и движения. Наконец, 3-я спекулятивная наука, к-рую можно вслед за Аристотелем назвать метафизикой, рассматривает сами первоначала вещей (principia), каковы суть Бог Творец, идеи и материя (Ibid. Col. 1267). Исходя из природы изучаемого предмета эту науку называют богословием, а исходя из его характерных признаков - наукой о неподвижном, отвлеченной и отделимой, поскольку сущность Божия лишена материи и движения (Ibid.

http://pravenc.ru/text/164989.html

Приладожье, а также территории на северо-востоке до карельского берега Белого м. и на северо-западе в направлении к Ботническому зал. составляли административно-территориальную единицу Новгородского гос-ва - Корельскую землю с центром в крепости Корела (ныне г. Приозёрск Ленинградской обл.). О непростых отношениях Новгорода с Корельской землей в условиях новгородско-швед. противостояния свидетельствует сообщение из новгородского летописания под 1278 г. о том, что кн. Дмитрий Александрович с новгородским войском «казни корелу и взя землю их на щит» (НПЛ. С. 323). Корела поднимала прошвед. восстания в 1314 и 1337 гг. (Там же. С. 94, 335, 348). Земли в Сев.-Вост. Приладожье и Присвирье, где проживали племена приладожской веси, также крещенные в Православие, согласно приписке к Уставу новгородского кн. Святослава Ольговича 1137 г., предположительно датируемой 1-й пол. XIII в., составили Обонежский ряд (включал 14 населенных пунктов), управлявшийся непосредственно из Новгорода (Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв./Изд. подгот.: Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 148). В сер. XIII в. вокруг озер Онежское и Выгозеро возник адм. округ Обонежская тысяча, там складывалось крупное боярское землевладение. Как адм. единица Обонежский ряд был упразднен в 1434 г., но и впосл. это название использовалось для обозначения великокняжеских земель в сев. части Обонежской тысячи. Земледельческая колонизация Прионежья крестьянами из Новгородской республики активизировалась в нач. XIV в. В 1323 г. между Швецией и Новгородской республикой был заключен Ореховский мирный договор (ГВНиП. 38. С. 67-68), впервые определивший общую границу, прошедшую восточнее Выборга по р. Сестре от Финского зал., на севере до оз. Сайма и на северо-западе до Ботнического зал. В этом договоре впервые упоминаются «Корельские погосты», что свидетельствует о формировании на территории совр. К. адм. структуры. После 1333 г., когда Новгород отдал Корелу вместе с др. своими пригородами в кормление служилому литов. кн. Нариманту (Глебу) Гедиминовичу, Корельская земля управлялась князьями-кормленщиками.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

В Риме Л., по-видимому, хотел добиться от понтифика разрешения изучать языки мусульм. стран для подготовки христ. проповедников. 23 янв. 1286 г. был издан декрет папы Гонория IV (1285-1287) с предписанием канцлеру Парижского ун-та оказывать поддержку студентам, изучавшим в Париже арабский и др. вост. языки. Л. обращался с прошением основать при Парижском ун-те коллегию для изучения греч., араб. и «татарского» языков и к франц. кор. Филиппу IV Красивому (1285-1314). Попытки добиться от папы Римского создания новых ориенталистских коллегий не увенчались успехом. Кроме того, Л. тяжело заболел. Когда его здоровье улучшилось, он отправился с проповедью христианства в Сев. Африку. В Тунисе Л. устроил диспут с мавританскими учеными. Один из участников этой беседы донес о диспуте халифу Абу Хафсу Умару I (1284-1295), к-рый сначала осудил Л. на смерть, но затем ограничился его изгнанием из страны (весна 1293). После неудачной попытки бегства с генуэзского корабля, на к-ром ему было предписано покинуть Тунис, Л. прибыл в Неаполь. Неаполитанский период его жизни (1293-1294) был одним из самых плодотворных: чтение публичных лекций чередовалось с работой над сочинениями, среди них - «Всеобщий указатель» (Tabula generalis) и «Петиция Рамона об обращении неверных» (Petitio Raimundi pro conversione infidelium), где Л. призывал не только к созданию семинарий для изучения вост. языков, но и к союзу христиан с татаро-монголами против мусульман. В 1295 г. Л. обратился к новому папе Римскому Бонифацию VIII (1294-1303) с просьбами о создании ориенталистских коллегий, а также о воссоединении католич. Церкви с Вост. Церквами. Понтифик не проявил интереса ни к проектам Л., ни к его новым сочинениям. В 1295-1296 гг. Л. были написаны «Древо науки» (Агвог scientiae) и «О положениях веры» (Liber de articulis fidei), а также поэма «Смятение» (Lo desconhort). Из Рима Л. отправился в Геную (провел там зиму 1296/97), а затем в Париж. В 1297-1299 гг. он активно выступал против лат. аверроизма (см. ст. Ибн Рушд ), сторонников к-рого в это время было особенно много в Парижском ун-те. Главное произведение антиаверроистского периода в творчестве Л.- «Открытое заявление Раймунда в форме диалога» (Declaratio Raymundi per modum dialogi, февр. 1298), представляющее собой комментарий к 219 тезисам аверроизма, осужденным в 1277 г. Парижским еп. Стефаном Тампье. К этому же периоду относится трактат «Древо философии любви» (Arbre de filosofia d " amor, 1298), целью к-рого было уравновесить интеллектуалистские тенденции антиаверроистских трудов «действием любви» (per manera d " amor).

http://pravenc.ru/text/2110887.html

В 1383 г. на синоде Утрехтского еп-ства Г. произнес проповедь, где осудил конкубинат священников и симонию в среде епархиального клира, призвав отлучать от Церкви священников, уличенных в сожительстве с женщинами. Проповедь получила известность, но к епископу Утрехта стали поступать доносы на Г. от клириков, в к-рых содержались порочащие его сведения. В это же время доминиканцы и августинцы-еремиты выступили с требованием применить к появившимся общинам общей жизни постановления Вьеннского Собора (1311-1314), принятые против бегардов и бегинок и осудившие их деятельность как еретическую. Осенью 1383 г. Г. было запрещено проповедовать на территории Утрехтского еп-ства. Пытаясь восстановить свои права, Г. через друга, парижского кантора, д-ра богословия В. Сальварвиля, послал в Рим письмо папе Урбану VI . Дожидаясь ответа, Г. поселился в августинском мон-ре Эмстейн, где занимался чтением, прежде всего Свящ. Писания, и переводами с латыни на народный язык заупокойной службы, 7 покаянных псалмов, часослова, предназначенного для индивидуальной внецерковной молитвы, к-рый в XV в. стал самой читаемой книгой в Нидерландах, а с голл. языка на латынь - соч. Я. ван Рёйсбрука «Одеяние духовного брака» (De ornatu spiritualium nuptiarum). Г. умер от чумы, к-рой заразился, ухаживая за больными. Соч.: Sermo magistri Gerardi Magni dicti Groot de focariis//Archief voor kerkelijke geschiedenis inzonderheid van Nederlanden. Leiden, 1829. Vol. 1; Gerardi Magni Epistolae/Ed. W. Mulders. Antw., 1933; De simonia ad beguttas. Gravenhage, 1940; De Navolging van Christus. Amst., 1944; Contra turrim Traiectensem. Gravenhage, 1967; Lettres et traités/Ed. G. Epiney-Burgard. Turnhout, 1998; Opera omnia. Pars 1: Prolegomena ad Gerardi Magni Opera omnia; Contra Turrim Traiectensem/Hrsg. R. Hofman. Turnhout, 2003. Пер.: Ioannis Rusbrochii. Ornatus spiritualis desponsationis Gerardo Magno interprete/Hrsg. R. Hofman. Turnhout, 2000. Ист.: Busch J. Chronicon Windeshemense: Liber de reformatione monasteriorum/Hrsg. K. Grube. Halle, 1887; Horn P. Vita magistri Gerardi Magni//Nederlandsch archief voor kerkgeschiedenis. Gravenhage, 1909.

http://pravenc.ru/text/168177.html

Храм – крестокупольного типа, четырехстолпный, с внутренним притвором вдоль западной стены центрального квадрата и охватывающей здание с трех сторон внешней галереей. Два придела в концах внешней галереи перекрыты световыми куполами, еще два купола освещают внешнюю галерею напротив северного и южного проходов из внутреннего притвора. Таким образом храм является крестово-купольным и при этом пятиглавым – тип неизвестный в византийском храмовом зодчестве вплоть до наступления времени Палеологов. В плане здание преставляет почти равносторонний прямоугольник (19,2 х 17,5 м) с выступающей с востока семигранной апсидой фланкированной трехгранниками апсид жертвенника и диаконника. Высота храма до зенита центрального купола – 16 метров, что составляет 2 длины стороны подкупольного квадрата. При его возведении были использованы элементы более ранних строений. Так, из четырех колонн, поддерживающих купол, две западные изготовлены из зеленого фессалийского мрамора antic verde, а две восточные – из серого гранита. И колонны, и венчающие их резные капители VI века, украшенные листьями аканта, являются сполиями. На уровне капителей вдоль стен центрального храма проходит хорошо сохранившийся карниз, делящий пространство храма на две зоны. Первоначально карниз был призван отделять планировавшуюся каменную облицовку низа стен от мозаичной поверхности верха стен и сводов храма. В 1314 году ктитор монастыря патриарх Нифонт оставил патриарший трон и финансирование отделки храма прекратилось, поэтому мраморная облицовка не состоялась и низ стен покрыли росписью. Был расписан и сам карниз. Большая часть света проникает в храм через большие тройные окна в подкупольной части центрального квадрата и непосредственно через проемы в барабане главного десятигранного купола. Рукава креста перекрыты традиционными полуциркульными, а внутренний нартекс – тремя крестовыми сводами, причем центальный свод нартекса несколько выше боковых, и украшен ребрами. Внешняя галерея так же перекрыта крестовыми всодами с четырьмя восьмигранными куполами, своды двух западных куполов так же ребристые, в англоязычной литературе их часто называют " тыквенными " , по характерной форме этого плода.

http://sobory.ru/article/?object=35480

Закладная плита «башни Климента». 1348 г. Закладная плита «башни Климента». 1348 г. События в Италии, отношения Генуи с Византийской империей, противостояние с Венецией отражались на положении К. В 1296 г. венецианский флот под командованием Дж. Соранцо захватил город, однако торговая деятельность в К. оживилась еще до заключения в 1299 г. невыгодного для Венеции мира. Спустя 10 лет хан Тохта (1291-1312) конфисковал собственность генуэзцев в Золотой Орде и в 1308 г. подошел с войском к К. (предлогом для этих действий хронисты называли продажу в рабство татар. детей, но, вероятно, это объяснение появилось позднее). Грекам и генуэзцам пришлось покинуть город на кораблях. После смерти Тохты и прихода к власти хана Узбека (1313-1341) Генуе удалось восстановить свои позиции в Крыму, а также упорядочить законодательство, правила навигации и управление заморскими территориями. С 1314 г. надзирающим органом в метрополии стало особое ведомство, более известное впосл. как Оффиция Газарии (Officium Gazariae), разработавшее новый устав К. и план восстановления фактории (Ordo di Caffa). По этому плану видно, что территория города расширилась: в продажу поступали участки внутри цитадели, а в аренду, с обязательной застройкой в течение 2 лет,- земли за ее пределами. Первоначальное поселение располагалось на холме, к-рый в наст. время называется Карантинным. С ростом фактории поселение укреплялось. К. получила статус города от папы Римского Иоанна XXII (1316-1334; вероятно, в связи с учреждением здесь кафедры католич. еп-ства). Строительство крепостных стен и башен в К. завершилось к 1352 г. Часть их сохранилась, лучше всего - башня св. Антония, построенная, согласно надписи, в 1348 г. на средства папы Римского Климента VI , из-за чего ее ошибочно называют «башня Климента». В 1343 и 1346 гг. К. удалось отбить атаки хана Джанибека, который после столкновения в Тане венецианцев с местными жителями конфисковал собственность не только венецианцев, но и генуэзцев и разорвал отношения с обеими республиками. Венеции и Генуе пришлось заключить временный союз, чтобы совместными усилиями, в т. ч. запретом на торговлю с Золотой Ордой, вернуть благоволение хана (в 1347 венецианцы возвратились в Тану). Однако спустя неск. лет К. заняла исключительную позицию в торговле: по Миланскому договору (1 июня 1355), временно положившему конец венецианско-генуэзскому противостоянию («война Проливов»; 1351-1355), итальянская навигация в Тану была прекращена на 3 года. Но и после того как в 1358 г. хан Бердибек дозволил венецианцам вернуться в Тану, К. осталась главным пунктом в генуэзской торговле на Чёрном м. Ханы Кунакбей (1380-1381) и Тохтамыш (1380-1395) несколько раз подтверждали привилегии К. (1380, 1381, 1387).

http://pravenc.ru/text/1683945.html

е. не пресуществляется в тело Христово), но Сам Христос нек-рым образом «входит в хлеб» (impanari) и пребывает в нем (т. н. доктрина импанации, или консубстинации, восходящая к беренгарианам (последователям Беренгара Турского ) и впосл. адаптированная М. Лютером ). Наиболее резкой критике подвергалось философское учение Д. из С.-П. Ортодоксальные томисты-доминиканцы дважды (в 1314 и в 1316) собирали соответствующие цензурные комиссии, причем 1-я насчитала 91 ложный тезис, 2-я - уже 235. Основные и наиболее принципиальные расхождения Д. из С.-П. с офиц. учителем его ордена связаны с тем, что в отличие от Фомы Аквинского, сторонника умеренного реализма, Д. из С.-П. занимал строго номиналистическую позицию. Все, что существует, поскольку оно существует, единично (In Sententias. II 3. 2. N 15). Принципом индивидуации является не одна материя, как у Фомы, но все то, что есть начало природы и чтойности вещи (nihil est principium individuationis, nisi quod est principium naturae et quidditatis - Ibid. N 14). Поэтому причиной того, что некая вещь индивидуальна (есть «эта вот единичная» вещь), являются внешняя действующая причина и внутренние причины (материя и форма), которые опять-таки в силу своего существования индивидуальны и единичны. При такой постановке вопроса проблема индивидуации становится практически псевдопроблемой. Поскольку общее (universale) реально не существует, то виды и роды всего лишь неопределенное выражение (в языке и мышлении) индивидуального. Абстрагирование не является метафизическим действием (абстрагированием общего от единичного при посредстве «света действующего разума»), как то предполагает томизм, но скорее есть чисто психологическая операция, посредством к-рой определенное восприятие единичной вещи через чувства замещается (в большинстве случаев сознательно) неопределенным представлением этой вещи. Иначе говоря, разум сам формирует общее, благодаря тому что в акте мышления устраняются различия между единичными вещами (здесь Д. из С.-П. явно следует знаменитой максиме Аверроэса : «Intellectus est, qui facit universalitatem in rebus» (Разум является тем, что производит общее в вещах)).

http://pravenc.ru/text/180598.html

Întâistttorul a înmânat decoraii ctitorilor. Pentru ajutorul acordat mnstirii de clugri „Sfânta Treime” a sfântului Serghie din s. Varnitsy au fost decorai: preedintele „Danvita” V.I. Danilenko – cu ordinul cuviosului Serghie de Radonej de gradul I; ajutorul preedintelui „Danvita” E.M. Danilenko - cu ordinul cuviosului Serghie de Radonej de gradul II. Diplome de merit ale Patriarhului au fost înmânate, de asemenea, directorului general SRL „ Архитектурно-реставрационная мастерская Аркада-НТ” V.A.Belavkin i conductorului de proiecte Danvita N.V. Cibizova. Tuturor participanilor la serviciu divin au fost împrite iconie ale cuviosului Serghie de Radonej cu binecuvântarea Patriarhului. Dup terminarea Liturghiei Preafericitul Patriarh Chiril a vizitat gimnaziul „Serghie de Radonej” pe lâng mnstirea din Varnitsy. Mnstirea de clugri „Sfânta Treime” a sfântului Serghie din s. Varnitsy, patria cuviosului Serghie de Radonej Pmântul Rostovului este patria unui mare numr de sfini i nevoitori au cuvioiei. Aici a propovduit sfântul ierarh Leontii i cuviosul Avraamii, i-a scris operele sfântul ierarh Dimitrii (Tuptalo), de aici a pornit la nevoina mrturisirii sfântul ierarh Arsenii (Matsevici), iar în mai puin de 200 de ani ceata de noi mucenici i mrturisitori din Rostov i-au mrturisit credina în  Hristos chiar i primind moartea. Dar cel mai venerat din aceast ceat de nevoitori este cuviosul Serghie de Radonej (1314-1392), numit pentru marele lui trude i nevoine Egumen al pmântului Rusiei. O mic aezare, aflat alturi de  minele de sare, este moia familiei boierilor Chiril i Maria, prinii Cuviosului, de asemenea proslvii în ceata sfinilor. Pe lâng catedrala „Adormirea Maicii Domnului” a învat s citeasc i s scrie viitorul sfânt, care avea în copilrie numele de Varfolomei. tiina de carte era cu greu însuit de copil, îns, dup cum relateaz viaa sfântului, mergând odat în cutarea cailor rtcii, el, cptând binecuvântarea de la „un stare sfânt, uimitor i necunoscut”, a dobândit în chip miraculos un tezaur mult valoros -  tiina de carte.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3646713...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010