В новейшее время в Греции И. стали почитать как покровителя скорняков (что связано с его милотью) и г. Кастории - главного центра производства шуб. Поствизант. предания рассказывают о преследовании И. всадником-Мухаммадом или наоборот. С И. также связана легенда, основанная на сюжете «Одиссеи» Гомера ( Homer. Od. 30. 120-136), о том, что, когда И. устал быть гребцом на корабле, он решил поселиться далеко от моря. Взяв весло, он отправился в путь, спрашивая встречных, как называется этот предмет. Когда жители одного горного села назвали весло деревяшкой, И. поселился в горах. В Греции любовь к прор. И. сохранилась до XX в. Согласно переписи церквей 1918 г., 75 были посвящены И. (не считая часовен). Почитание И. у южных славян и на Руси У слав. народов почитание И. также было связано с представлениями о нем как о повелителе природных явлений и стихий. Ильин день праздновался у мн. слав. народов, чтобы пророк защитил от грома и пожаров. Для этого нужно было вынести из домов все сверкающее и блестящее. И. приписывалась также власть над дождем, поэтому ему совершались молебны от засухи. В Ильин день были запрещены все домашние и сельскохозяйственные работы; несоблюдение этого правила могло навлечь гнев святого. Существовали представления о том, что молнии - это стрелы, которые И. пускает в нечистую силу (чертей, ламий). Прор. Илия. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница. 1314 г. Прор. Илия. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница. 1314 г. Ильин день считался границей сезонов, при этом у юж. славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России - поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки - о том, чтобы выйти замуж. Почитание И. у юж. славян носило народный, низовой характер.

http://pravenc.ru/text/389301.html

2-ю группу противников К. составляли иезуиты, руководствовавшиеся, с одной стороны, церковно-богословскими, а с др. стороны, практическими и политическими мотивами. В области богословия для иезуитов, как и для янсенистов, было неприемлемо квиетистское учение о приобретенном созерцании; для иезуитов «созерцание», доступное всякому человеку, было не безобразным, а образным созерцанием, формирующимся в ходе медитативных размышлений, направленных на человечество Иисуса Христа и его спасительный подвиг; квиетисты принижали их значение в духовной жизни. Наблюдая практическую деятельность квиетистов, иезуиты, претендовавшие на монополию в области начального религ. образования и духовного наставничества, видели в них опасных конкурентов, способных привлекать обещанием высоких мистических состояний значительное число последователей, в т. ч. и в высших слоях общества. Вместе с тем франц. иезуиты в отличие от итал. представителей ордена не выступали против К. единым фронтом; среди них были те, кто положительно относились к мистике К., особенно к разработанной Фенелоном концепции бескорыстной любви к Богу, и видели в квиетистах потенциальных союзников в борьбе с янсенистами (подробнее см.: Hillenaar. 1967). В 3-ю группу противников К., наименее однородную, однако могущественную, входили представители светской и церковной власти Франции, полагавшие, что К. пагубно влияет на религ. жизнь и является источником заблуждений и соблазнов. Наибольшее недовольство у них вызывали практические следствия К.: отказ квиетистов от традиц. церковного благочестия; подлинная или мнимая моральная распущенность; формирование альтернативных групп верующих, подчинявшихся духовным наставникам; противопоставление «внутреннего пути» внешним церковным установлениям и порядкам. Последовательным противником К. в церковно-административной сфере К. был Франсуа де Арле де Шанваллон, архиеп. Парижа (1671-1695). Он инициировал расследования деятельности квиетистов, добивался их задержания и помещения в тюрьмы, отдавал распоряжения о внесении квиетистских сочинений во франц. Индекс запрещенных книг. В разные годы с осуждением взглядов Гюйон выступали кард. Этьен ле Камю, еп. Гренобля (1671-1707) ( Cognet. 1967. Col. 1314-1315), Жан д " Арентон д " Алекс, еп. Женевы (1661-1695) (Ibid. Col. 1314), Поль Годе де Маре, еп. Шартра (1692-1709) (Ibid. Col. 1319), и др. В нач. 90-х гг. XVII в. адм. и богословскую борьбу с К. возглавил Боссюэ, использовавший свое влияние при дворе кор. Людовика XIV для формирования у короля, франц. аристократии и придворных негативного образа квиетистов. Гюйон, Фенелон и «Артикулы» конференций в Иси

http://pravenc.ru/text/1684047.html

Неясности существуют и в отношении истории другого памятника – Жития Никона Радонежского, содержащего, как известно, уникальные факты биографии выдающегося древнерусского живописца Андрея Рублева. Все существующие списки Жития разделяются на две редакции – краткую и пространную, но вопрос о их взаимоотношении окончательно еще не решен. От разрешения источниковедческих проблем, связанных с исследованием Жития Сергия Радонежского, теснейшим образом зависит восстановление подлинной биографии Преподобного Сергия. Теперь уже ясно, что датой кончины Сергия Радонежского является 1392 год. Под этим годом известие помещено в Троицкой летописи, мартовский стиль летосчисления которой подметил еще Н. М. Карамзин . Несмотря на бесспорность данного положения, в исторической литературе существовали (и существуют до сих пор) ошибочные представления. Взять того же В. О. Ключевского : автор «Древнерусских житий святых» датировал событие 1391 г. И даже в наше время, в изданиях отечественных энциклопедий (в том числе Исторической) кончина Сергия Радонежского отнесена к 1391 г. Год же рождения святого определяется исследователями с гораздо большей неопределенностью – в качестве таковой даты предлагались 1314, 1315, 1318, 1319, 1320, 1321, 1322 гг. В этом можно убедиться, раскрыв страницы научных трактатов, энциклопедий и многочисленных справочников. Характерно в этом плане резюме современного художника слова: год рождения Преподобного Сергия «потерян (от 1314 до 1322)» 9 . Такое расхождение исследовательских мнений объясняется противоречиями разновременных источников и отсутствием полноценного критического их анализа – главным образом из-за внушительного объема необходимых археографических и текстологических изысканий. Большинство списков не было введено в научный оборот. Неизвестные тексты новых редакций, видов и разновидностей еще только ожидали исследователей, и лишь после их открытия могла быть составлена подлинно научная классификация текстов Жития Сергия Радонежского и воссоздана их сложная история, озаренная вспышками литературного гения и затемненная скрытыми вкусами многочисленных редакторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После церковного осуждения уже не существовало никаких препятствий для казни иерархической верхушки тамплиеров. 18 марта 1314 года в Париже были сожжены на костре гроссмейстер ордена Жак де Молэ и его ближайшие сподвижники. Эта трагедия, красочно описанная Дрюоном, еще долго лежала тяжким грузом на папстве. Взошедший на костер гроссмейстер проклял папу Климента, короля Филиппа и канцлера Ногаре, заявив, что все они будут призваны на суд Божий. Еще до конца 1314 года все трое действительно последовали за своими жертвами в могилу. Изменение направления крестовых походов и начало турецких завоеваний в бассейне Средиземноморья привело к изменению также и положения рыцарских орденов, расселившихся на Святой земле. Среди них лишь иоанниты продолжали вооруженную борьбу против турок, но и они, обосновавшись в 1291 году на Кипре, были вынуждены после падения его осесть на острове Родос; постепенно рыцарский орден иоаннитов превратился в средиземноморскую державу. Когда в 1530 году турки захватили Родос, рыцари отступили на Мальту. (Здесь позднее они фигурировали под именем Мальтийского рыцарского ордена. Во время занятия острова французами Наполеон распустил орден. Впоследствии папа Лев XIII восстановил Мальтийский рыцарский орден.) Венгерский король Андраш II разместил вытесненный со Святой земли Немецкий рыцарский орден в Барцашаге. Но когда рыцари выступили против короля, Андраш изгнал их из страны. Начиная с 1235 года они постепенно завоевывали Пруссию и оттуда повели завоевательные походы против русских и польских земель. Католический Немецкий рыцарский орден стремился завоевать поляков-католиков; религиозные цели здесь явно отступили перед немецкими завоевательными устремлениями. В 1525 году гроссмейстер Альберт Бранденбургский сложил свой сан и стал протестантом. Он создал из Пруссии самостоятельное княжество. В 1801 году в соответствии с Люневильским мирным договором имущество ордена было секуляризовано. Начиная с того времени гроссмейстером всегда становился австрийский эрцгерцог. В 1834 году Габсбурги преобразовали орден и переместили его центр в Вену.

http://sedmitza.ru/lib/text/441623/

Синодом решения Е.Н. о признания брака незаконным (там же, 104 стр.). – См. выше, 2 прим. на 1188 стр. 1004 Для виновных супругов во вступлении в брак при недостижении церковного совершеннолетия и для невиновных супругов во всех случаях незаконности брака, кроме вступивших в брак в запрещённых степенях родства и свойства (см. также ниже, 6-е примеч.), очищение совести епитимией заменяется очищением совести исповедью пред духовником (Сборн. цер. и гражд. зак. о браке и разводе, С.Григоровского, 109, 117, 121–122, 124, 127, 130 стр.). – Виновное и невиновное во вступлении в незаконный брак лицо инославного исповедания не предаётся епитимии и ему не назначается очищения совести исповедью пред духовником, а об его поступке – вступлении в незаконный брак – сообщается лишь на усмотрение духовного начальства его исповедания (см. там же, 108, 118, 122–123, 125, 130 стр.). 1005 Дети от брака, признанного недействительным, сохраняют права детей законных (Св. Зак. X т., 1 ч., по Продолж. 1906 г., 1311 ст.). От соглашения родителей зависит определить, у кого из них, после признания брака недействительным, должны оставаться несовершеннолетние дети. Если со стороны одного из родителей вступление в брак было недобросовестно, то другой родитель имеет право требовать оставления у него всех детей. В случае отсутствия соглашения родителей, равно как необходимости отступления от упомянутых правил для блага детей, подлежащее опекунское установление определяет, у кого из родителей должны оставаться дети (там же, 1312 ст.). Родительская власть над детьми принадлежит родителю, у которого они оставлены (там же, 1313 ст.). Родитель имеет право свидания с детьми, находящимися у другого родителя. Способ и время осуществления этого права, в случае разногласия родителей, определяются местным мировым либо городским судьёй или земским начальником (там же, 1314 ст.). Каждый из родителей обязан, сообразно своим средствам, участвовать в издержках на содержание и тех детей, которые оставлены у другого родителя (там же, 1314 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

VII 29. Участок земли мерою в 100 кв. аршин в селении Туран, упоминаемый в отношении Общества Азиатскому Департаменту от 23 ноября 1892 г. за 1231, был действительно когда-то куплен Палестинской Комиссией, но его надо считать совершенно утраченным: 1. документов на владение им никаких нет; 2. прошла давно земская давность, в течение которой участок не охранялся и налоги по нему не уплачивались; 3. единственное учреждение Общества в этом селе – небольшая школа, для которой мог бы пригодиться этот участок, уже несколько лет тому назад закрыта, да и участок мал для школы, не имеет выхода на улицу, хотя и не огорожен. Вообще дешевле обойдётся, если Общество купит новый участок, чем возбуждать безнадёжное дело, не налаженное 25 лет тому назад. 30. Муджедильский участок был уступлен Иерусалимской патриархии вместе с церковью, построенной во имя преп. Сергия Радонежского и в память посещения этого села Их Императорскими Высочествами Великим Князем Сергием Александровичем и Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной. Поэтому оба эти участка: Туранский и Муджедильский следует исключить из списка земельных владений Общества. Б. Крепостные документы на владение недвижимостью Общества В настоящее время в архиве Канцелярии Общества есть только один подлинный крепостной акт – кушан на новый участок в Назарете, купленный у Хажж-Селима Аунуллы, остальные подлинные документы отосланы в Константинопольское Посольство к делу об укреплении недвижимостей за Обществом частию – непосредственно из Канцелярии Общества, а частию из управления подворьями чрез Иерусалимское Генеральное Консульство. При делах Общества остались только их копии или переводы, частью удостоверенные только русскими Консульствами, а не оттоманскими нотариусами, а частью и никем не удостоверенные. Совершенно необходимо навести точные справки чрез Министерство Иностранных Дел, как распорядилось Константинопольское Посольство этими документами и где они находятся теперь. Состав этих документов следующий: I На все недвижимые имущества, записанные на имя Русского Правительства, имеются иль-мухабар’ы, причём на первые девять участков иль-мухабар’ы помечены 29 жеваля 1314 г.=20 марта 1313 (1897) г., а на последний – 1-й Назаретский участок – 23 джемазиль-ауаль 1314=17 октября 1312 (1896) г. Все эти кушаны выданы на основании султанского ираде по распоряжениям великого везиря. В Канцелярии Общества в настоящее время остались только копии с них с переводами, заверенные не в оттоманском нотариальном порядке. Подлинники отосланы непосредственно из Канцелярии Общества Константинопольскому посольству, о чём в своё время было сообщено управляющему подворьями с предложением направить туда же и те подлинные документы, которые хранились в Назаретском и Иерусалимском подворьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Таким образом, то, чего хотел Генрих IV, было достигнуто наследником его политики. Ришелье принудил орден, душой и телом преданный интересам Испании, служить французской политике. Полное пренебрежение к церкви, которое французское правительство, начиная с Филиппа Красивого [Филипп IV Красивый (1268–1314) – король Франции в 1285–1314 гг], всегда проявляло во время конфликтов между национальными интересами и интересами церкви, оказалось и на этот раз лучшей политикой для Франции. При Ришелье орден подчинялся лишь поневоле; при Людовике XIV [Людовик XIV, Король-Солнце (1638–1715) – король Франции и Наварры в 1643–1715 гг] он поддерживал французскую политику всем сердцем своим. Можно было даже подумать, что он в конце концов превратился из дружины папы в дружину Короля-Солнца, – так велика была преданность, с которой он защищал интересы Франции не только в Германии, Англии и Португалии, но и в самом Риме. Не следует удивляться, если в этих условиях представители ордена при дворе не находили в себе достаточно мужества, чтобы положить конец скандальным связям короля с мадемуазель де Ла-Вальер и мадам де Монтеспан. Только один иезуит, проповедник Бурдалу, нашел в себе раз достаточно смелости, чтобы публично обратиться с призывом к совести его грешного величества. Такая пастырская откровенность не принадлежала к числу добродетелей королевских духовников; они оставались в своей должности, хотя и не одобряли прелюбодеяния, и орден не находил в этом ничего неприличного и спокойно оставлял их в этом двусмысленном положении. Орден не отказывался от сомнительной чести поставлять духовников откровенному прелюбодею. Он был предан этому королю, как никогда ни одному монарху ни раньше, ни позднее. Ибо в нем он нашел покровителя, подобного которому у него еще никогда не было во Франции. Людовик не только выбирал среди членов иезуитского ордена духовников для себя и для всей своей семьи, но в 1670 году он дал своему духовнику-иезуиту право предлагать кандидатов на все высшие церковные должности в королевстве.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Михаил I Рангаве также присягал патриарху св. Никифору (806-815) не пятнать свои руки кровью христиан и не нарушать предписаний Церкви . В последующем принятие присяги вошло в устойчивый обряд коронации, и каждый василевс давал обещание оберегать догматы Церкви и править справедливо. Аналогичная практика развилась и в других государствах. При коронации Польский король давал клятву такого содержания: «Я обещаю и клянусь перед Господом и Его Ангелами, что буду отправлять правосудие и поступать справедливо со всеми, хранить мир Церкви и единство католической веры, а если чего нарушу, то жители королевства не будут далее связаны со мной долгом повиновения». А при коронации короля вестготов Сисенада в 633 г. присутствовавшие дворяне заявили: «Мы требуем от Вас, нынешнего короля, и от всех будущих государей, чтобы вы были милостивыми по отношению к подданным, управляли народом справедливо и благочестиво, чтобы вы не выносили приговора, если речь идет о жизни и смерти, без согласия совета и тех, кто должен выносить приговор». Во времена правления короля Астурии Пелайо (718-737) был принят закон, гласивший, что король должен восходить на престол со всеобщего согласия, и делается это ради того, чтобы дурной король не мог прийти к власти . После коронации короля Вамбы он, облаченный в праздничные одежды, перед алтарем клятвенно пообещал, что будет придерживаться кафолической веры, и попутно подтвердил законы и обычаи своим соплеменников . Не менее торжественные процедуры прижились и в Англии, и во Франции, где короли также обязывались клятвой соблюдать законы, помогать Церкви и вершить правосудие. Коронация в некоторых государствах Западной Европы имела ту «замечательную» особенность, что избранного императора или короля курфюрсты подводили к алтарю, поднимали на руки и усаживали в алтаре прямо на престол лицом к присутствующим. Известно, что эта процедура имела древние корни: при коронации в 1314 г. Людовика IV Баварского (1314-1347) Римским королем его также посадили на алтарь, дабы там он мог спеть « Te Deum », уже ссылались на «давнее обыкновение». Более того, в тех случаях, когда император в силу каких-либо причин не мог присутствовать при этой процедуре, на престол усаживали его представителя. Это имело место, в частности, при коронации Сигизмунда Люксембурга (1410-1437) .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Особый резонанс имела публикация в 1965 г. сведений о так называемой " Кесарийской надписи Пилата " - ведь в те же 60-е годы атеистическая пропаганда отвергала даже саму историчность личности Понтия Пилата. Смена в 1990-х годах идеологической направленности отечественной науки, а также более детальное ознакомление с методами зарубежной, междисциплинарной археологии, вызвала к жизни исследования по таким направлениям, как решение проблемы корреляции археологических и лингвистических данных в контексте этнолингвистических исследований, этноархеологическая интерпретация ветхозаветных праздников и обрядов. Третий раздел предложенного исследования излагает основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов Священной истории. Период праотцев. На основании археологических свидетельств, а также при посредстве привлечения данных вспомогательных научных дисциплин рассмотрены вопросы происхождения человека, пребывания в Эдеме, грехопадения и потопа, быта и духовной жизни первых людей. Период патриархов. Рассмотрен следующим образом: даны исторические сведения о периоде; на основании археологических свидетельств, а также при посредстве привлечения данных вспомогательных научных дисциплин описаны страны, где происходили библейские события того времени, в особенности Святая Земля, с которой Священная история неразрывно связана начиная с эпохи Патриархов; дана картина патриархальной религии; приведены данные египтологии, подтверждающие историю патриарха Иосифа. Эпоха плена Египетского и Исхода. Рассмотрена следующим образом: даны исторические сведения о периоде; на основании археологических свидетельств, а также при посредстве привлечения данных вспомогательных научных дисциплин описан Египет рассматриваемой эпохи, т.е.  времени правления XVIII-й (1580 - 1314 гг. до Р.Х.) и XIX-й (1314 - 1200 гг. до Р.Х.) династий; приведены данные египтологии, подтверждающие историю плена Египетского и Исхода, в особенности касаемые рабовладения в царском и храмовом хозяйствах; представлена аргументация как ранней (ок. 1450 г. до Р.Х.), так и поздней (1270 - 1250 гг. до Р.Х.) датировок Исхода. Завоевание Святой Земли. Описано следующим образом: приведены археологические свидетельства вторжения в XIII - XI вв. до Р.Х. с севера и востока и расселение в Палестине значительных групп израильских племен, а с запада - «Народов моря» (пелешет, шердану, шакалаша, акайваша, турша, дануна, чаккаль); рассмотрена попытка отождествления с древнееврейскими племенами хапиру Амарнского архива. Период Судей. Рассмотрен следующим образом: изложены исторические сведения о периоде, описаны раннеизраильские поселения эпохи Судей, даны археологические свидетельства о социальном укладе  племен раннеизраильской амфиктионии, приведены описания народов, живших в это время во Святой Земле (филистимлян, ханаанеев, аморреев иевусеев, ферезеев, хеттов, хурритов).

http://bogoslov.ru/article/293744

Занимаясь благотворительностью, основывая и поддерживая мон-ри и приюты, И. уже при жизни стала почитаться как святая. В Коимбре она основала для девушек францисканский мон-рь в честь св. Клары Ассизской (Санта-Клара). По разрешению Римского папы Климента V (13 апр. 1314), подтвержденному в 1327 г. папой Иоанном XXII , ею был организован приют для бедных в монастыре в Одивелаше, госпиталь для бедных в Аленкере. В Сантарене она открыла приют для младенцев, оставленных матерями, в Обидуше и Лейрии - приюты для прокаженных. В организованном ею в Коимбре госпитале для престарелых королева сама ухаживала за страждущими. И. получила хорошее образование, владела латынью и португ. языком, о чем свидетельствуют ее завещания (от 19 апр. 1314, в котором она выразила желание быть погребенной в мон-ре Алкобаса, и от 22 дек. 1327 с просьбой о погребении в мон-ре Санта-Клара, впосл. Санта-Клара-а-Велья) и письма к брату, королю Арагона. Кор. Диниш с уважением относился к королеве (в 1299 в завещании назначил супругу душеприказчицей). В 1312 г. законный наследник инфант Афонсу обвинил короля-отца в желании передать корону Португалии одному из бастардов. Поддержанный португ. конселью (городскими коммунами) и частью знати, к-рая была недовольна централизаторской и антисеньориальной политикой Диниша, Афонсу открыто выступил против отца. По преданию, И. одна, верхом на муле, приехала на поле боя в Алвалади (возможно, в Лумиар или в Лориш, локализация спорна) и добилась примирения короля и мятежного сына. В 1321 г. кор. Диниш сослал И. в Аленкер, обвинив ее в поддержке инфанта Афонсу, но в том же году она уехала оттуда, чтобы уладить конфликт между сыном и супругом. В 1324 г. личное вмешательство королевы позволило остановить военное противостояние короля и наследника. Мир, подписанный в 1325 г. в окрестностях Лиссабона, позволил избежать вооруженного столкновения. После смерти супруга (1325) И. в знак скорби облачилась в одеяние францисканских монахинь и выразила желание быть в нем похороненной.

http://pravenc.ru/text/293822.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010