I. 1. Епископ есть верховный учитель в своей епархии. Как такому, ему вверено проповедание христианской истины и распространение ее повсюду 1305 . Следовательно проповедь составляет, как особо отличительное право епископа, так и одну из первых его обязанностей 1306 . Ему принадлежит во всей полноте право проповедования в своей епархии 1307 , и от него исходить право проповеди , принадлежащее священникам 1308 , так что помимо епископа и без его ведома никто не может проповедовать в церкви 1309 . Кроме проповеди , епископу принадлежит право попечения о религиозном образовании, и прежде всего: а) юношества. Без полномочия от епископа никто ни в каком училище не может преподавать закон Божий 1310 , без его одобрения нельзя вводить веро-учительных книг и вести по ним преподавание 1311 . б) В целях религиозного просвещения он проповедует в кафедральном храме или сам, или, если почему либо не может, то кто-нибудь по его уполномочию 1312 , а в приходских церквах он назначает для этого или приходских священников, или посылает туда особых проповедников 1313 . Во время обозрения епархии он особенно должен стараться об исполнении этой своей обязанности 1314 . в) Образование духовенства составляет одно из главных дел учительской власти епископа, вследствие чего ему принадлежит: руководство всем, что касается воспитания кандидатов священства в семинариях 1315 , руководство и надзор за учением в высших богословских училищах 1316 , испытание лиц, имеющих занять какую либо церковную должность 1317 , и побуждение духовенства составлять собрания по вопросам о богословском образовании 1318 . Кроме того, епископ имеет право верховного попечения, чтобы все в его епархии хранили здравое учение 1319 и поэтому он должен пресекать всякое явившееся ложное учение 1320 , запрещать своим верным чтение книг, противных вере и нравственности 1321 , надзирать, говорит ли духовенство в проповедях то, чему учить церковь 1322 и, наконец, издавать правила для упрочения повсюду христианского учения 1323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

193. КЛИМЕНТ V Римские Папы. Список 193. КЛИМЕНТ V. 1305—1314. Раймон Бертран де Го. Происходил из Гасконии (Франция). Был каноником в Бордо, генеральным викарием Лиона, затем папским капелланом и архиепископом Бордо. В результате резких споров между сторонниками Колонна, Орсини и других родов римской аристократии конклав, собравшийся в Перудже после смерти Бенедикта XI, продолжался 11 месяцев. Перевесили голоса французских кардиналов и поддержка Орсини. Сразу же после избрания папа удивил выборщиков, решив провести свою коронацию в Лионе в присутствии Филиппа Красивого и других французских владык. Климент V после нескольких лет колебания поселился окончательно в Авиньоне, небольшом городке, расположенном на левом берегу Роны. Здесь был построен для папы роскошный дворец. Вслед за папой в Авиньон переехала курия, насчитывавшая тогда более 4000 чиновников. Они построили для себя виллы и дворцы по обоим берегам Роны. Авиньон служил папству в качестве столицы западного христианства в течение 70 лет, которые сравниваются с 70 годами вавилонского плена. Аналогия не была удачной, поскольку папы добровольно оставили не подчинявшийся им Рим, но по-прежнему продолжали считать себя преемниками св. Петра. Между Авиньоном и Римом поддерживались свободные контакты. Папские легаты за неполную неделю доезжали до Рима через Марсель, а далее морским путем до Остии или Корнето — римских портов. В Вечном городе духовную опеку над верующими осуществляли епископы окрестных епархий. Административная власть находилась в руках раздираемого внутренними распрями сената, который редко мог совладать с хаосом и бандитизмом, терзающими как жителей города, так и многочисленных паломников, все еще приходивших к апостольским могилам. В политических делах Климент V шел на поводу у короля Франции. Он начал с отмены буллы Бонифация VIII «Unam sanctam», а затем созвал во Вьенне на Роне Вселенский собор (1311 — 1312), программа которого была сконцентрирована на трех проблемах: рассмотрение дела ордена тамплиеров, подготовка нового крестового похода и осуждение тезиса о «христианской бедности», пропагандируемого францисканскими спиритуалами.

http://sedmitza.ru/lib/text/442487/

Святая обитель использовалась и как место заточения: сюда в 1666 г. в кандалах был привезен проповедник старообрядчества протопоп Аввакум Петров. Его продержали трое суток прикованным к стене в подвале, без воды и пищи, а затем отправили в Андреевский монастырь на Воробьевых горах. В 1812 г. монастырь сильно пострадал от пожара и надругательства французов. При монастыре по традиции было кладбище. Здесь похоронен настоятель Андроник и, по некоторым предположениям, Андрей Рублев. Место могилы, к сожалению, неизвестно. Она уничтожена в советское время. Здесь же где-то покоился прах Симеона Гордого, сподвижника Ивана Калиты. В советское время монастырь был закрыт, было общежитие завода «Серп и Молот». 13 сентября 1927 г. было ликвидировано монастырское кладбище, колокольню в 1930-х гг. взорвали. С 1959 г. в стенах монастыря находится музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублева. В 1989 г. собор Спаса Нерукотворного образа передан Церкви. Спасо-Андроников монастырь - один из древнейших монастырей Москвы. В августе 1356 года митрополит Московский Алексий (Елевферий Фёдорович Бяконт) (1292-1305 - 1378) возвращался из Константинополя и попал на море в сильную бурю. Обратившись с мольбой к Богу, он дал обет возвести храм во имя того праздника, который церковь будет праздновать в день, когда корабль благополучно достигнет пристани. 16 августа, в день Нерукотворного Образа Спаса, корабль причалил к берегу. Так родилась мысль устроить в Москве монастырь во имя Всемилостивого Спаса. Эту мысль одобрил преподобный Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314 или 1322-1392). По просьбе митрополита, он дал ему для устроения монастыря своего ученика Андроника. Для строительства обетного монастыря Алексий избрал холм в четырёх верстах к востоку от Кремля, на высоком берегу Яузы у слияния с ручьём Золотой Рожок. Так в 1359 году был основан Спасо-Андроников монастырь. В 1360 году была освящена первая церковь новой обители, в которой Алексий поставил образ Спаса Нерукотворного, сопровождавшего его в пути из Константинополя. Ученик Сергия Радонежского, преподобный Андроник (1320-е - 1373), свято соблюдал заповеди своего учителя.

http://sobory.ru/article/?object=03109

1305 Здесь прп. Максим несколько упрощает свое учение, сообразуясь со святоотеческими цитатами, которые он приводит, и ближайшими нуждами полемики – доказать наличие у Христа двух природных воль. В других своих сочинениях он высказывает более тонкое учение, согласно которому принятие Креста ради нашего спасения было желанно для Христа и по обоженной человеческой воле. Отвращение от смерти было проявлено вольно в Гефсиманском молении. 1306 Букв.: «от различной (различающейся) сущности». В латинском оригинале diversae potestatis (прим. в издании Миня). 1308 Ср. Cyrill. Hierοs. homilia aquae in vinum conversae (fragmenta) [Sp.] 93.12; ср. Cyr. Al. in Lucam (in catenis): PG 72, 937.7. 1314 Joan. Chrys. in sanctum Thomam apostolum [Sp.]: PG 59, 500.10–14, ср. Doctrina Patrum 101.10. 1317 Вариант перевода: «Ведь если при полном единстве по ипостаси без слияния (συγχτως) нет представления о сущностном различии и самих соединенных [природ], и присущих им по природе [свойств], то не будет представления и о логосе [их] единства без слияния». – Прим. перев. 1318 Далее приводятся примеры, представляющие исповедания двух противоположных в отношении православного исповедания учений – аполлинарианско-монофизитского и несторианского. 1319 Цитируется в: Greg. Nyss. contr. Apollin. „Gregorii Nysseni opera, vol. 3.1“, ed. Mueller, F. v. 3.1.179.14–16. Прп. Максим мог взять цитату из этого сочинения. 1320 Текст, видимо, испорчен. См. примечание у Миня : «В сочинении под названием „Само явление…“: по suggest. Agathonis (речь идет о сочинении папы Агафона – Д. Ч.) иначе и лучше: „На явление вочеловечения Бога Слова“, что, вероятно, было заглавием книги. То, что содержится в письме Максима – это первые слова трактата. Возможно, Максим изначально написал полнее: „в сочинении под названием ‚На явление вочеловечения Бога Слова‘, [начинающееся словами] ‚Само явление…‘“. Так писцы зачастую сокращают написанное авторами, иногда без всякого основания». – Прим. перев. 1321 Apollinaris, Lietzmann 1905. Fr. 108–109, p. 233. О богословии Аполлинария в контексте споров вокруг монофелитства см. Hovorun 2008, p. 6–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Костыли или ходули употреблялись в Шотландии для переправы вброд через реки. Крестьяне близ Бордо также пользовались ими для ходьбы по окрестным песчаным равнинам, так называемым ландам. – Примеч. автора. Менестрель – странствующий народный певец. Вольные стрелки – королевские лучники, которые набирались при Kapлe VII из крестьян; Людobuk XI перестал их собирать. Здесь скорее имеются в виду шайки наемных солдат, вышедших из повиновения королю и живших грабежом населения. После Столетней войны (кончилась в 1453 году) их было во Франции очень много, и королевским властям пришлось вести с ними упорную борьбу. Чистилище – по учению католической церкви место в загробном мире, промежуточное между адом и раем. Церковь учила, что с помощью молитв монахов и священников можно извлечь душу из чистилища, спасти ее от ада. За молитвы взималась плата, легенда о чистилище была важным источником доходов церкви. Согласно религиозной легенде св. Варфоломей был подвергнут тяжким мукам – с него с живого содрали кожу. Карл Великий – могущественный король франков в 768–814 гг., о нем в средние века складывали много поэм и романов. Роберт Брюс и Уильям Уоллес – герои шотландского народа. Уоллес первым начал борьбу с английскими феодалами, завоевавшими Шотландию в 1296 году, но потерпел поражение и в 1305 году был подвергнут в Лондоне мучительной казни. Роберт Брюс, шотландский лорд, был провозглашен королем под именем Poбepma I в 1306 году, возглавил войну шотландцев за независимость и в 1314 году добился изгнания англичан из родной страны. Подвигам Уоллеса посвящена поэма XV beka, приписываемая народному певцу Гарри Слепому (известному также под именем Минстрела, или Менестреля), а жизнь Брюса описана в стихах поэтом XIV века Джоном Барбером. Прево – начальник королевской полиции и судья. Карл Бургундский использовал фламандский язык, потому что фламандцы составляли население Фландрии и других его владений (ныне это часть Бельгии). Метко бьешь! (нем.) При Креси в 1346 году и при Азенкуре в 1415 году, двух крупных битвах Столетней войны, англичане разбили французские войска; французские рыцари сражались отважно, но плохо подчинялись дисциплине.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

Когда есть дяиадима любви, то она достаточно отличает истинного ученика Христова не только для нас, но и для неверных. „О сем, говорит Господь, разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою“. Этот знак важнее всех знамений, потому что по нему узнается ученик Христов“ 1305 . По учению св. Апостола языков, любовь выше всего. Дар чудотворения и пророчества меньше любви. Самые ужасные мучения, страдания и даже смерть, – все это ничто без любви. Настанет время, когда пророчества прекратятся, знание упразднится, языки умолкнут, а „любовь никогда не перестает“, не прекращается 1306 . Вот почему, будучи проповедником по преимуществу любви, этот св. Апостол справедливо называется Апостолом любви 1307 . Раскрывая христианское учение о Спасителе мира, так глубоко искажаемое лжеучителями того времени, Ап. Иоанн вносит новую идею в новозаветную сокровищницу, – идею Логоса. Как бесконечно важно и необходимо это было. Эта идея была нечужда до-христианскому миру. Греческие философы Гераклит 1308 , Анаксагор 1309 , Платон 1310 , Аристотель 1311 , Стоики 1312 , палестинские 1313 и Александрийские 1314 Иудеи богословы-мыслители, наконец, Филон 1315 , старший современник Апостола 1316 , писали о Логосе. Излагая учение о Логосе, они были далеки от христианского учения о нем. В их писаниях можно находить только одни блестки этого великого учения. Они проповедовали то чистый пантеизм, то деизм, то, соединяя обе односторонние крайности в одно высшее воззрение на Логос, предлагали ложный философско-спекулятивный синтез пантеизма и деизма 1317 . Разрешение этих вековых дум и гаданий дохристианских писателей, действительное религиозно-теистическое, а не фиктивное философскоспекулятивное соединение греко-пантеистического и раввинско-деистического воззрения на Логос, единственно возможное, всестороннее, верное, жизненное решение этого вопроса мы находим у Ап. Иоанна. Эту идею он наполнил новым содержанием, до того времени неизвестным ни философам, ни богословам-мыслителям, и, благодаря этому, облегчил её понимание, сделал это учение доступным для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Да би боголики човек могао живети пуним благодатним и бесмртним животом, Господ засадио „усред дрво живота.“ 1305 се родом овог дрвета, човек могао и телом остати безболестан и бесмртан, дрво живота имало силу да живот, и од су се могли хранити само живота и неподложни смрти. 1306 Да тако, сведочи Свето када вели: Богъ смерти не сотвори 1307 ; Богъ созда человека въ heucmлehie и во образъ подобия своего сотвори его; зabucmiю же дiaboлeю смерть вниде въ мipъ. 1308 Богомудри Апостол учи да смрт ушла у човека кроз грех. 1309 Попут свети Оци уче да човек био саздан бесмртан и за бесмртност, 1310 а Црква веру у богооткривену истину о бесмртности саборски изразила одлуком Картагенског сабора: „Ако ко рече да Адам, првоздани човек, створен смртним, тако да, сагрешио он или не, умро би телом, изашао би из тела не по казни за грех него по неопходности природе, – да буде анатема.“ 1311 Оци и Цркве схватили су Адамову бесмртност по телу не као да он могао умрети по самом телесне природе, него да могао не умрети по благодати Као саздано човек по природи (κατ φσιν) био пролазан, коначан; а да остао у божанском добру, он би остао бесмртан, непролазан. 1312 То значи, човек био за бесмртност могао само да остао послушан Богу. „Бог створио човек, вели свети Теофил, ни смртним ни бесмртним него… способним и за и за друго, то ако буде тежио ономе што води бесмртности, заповед он би добио од Бога бесмртност као награду за то и постао би богоподобан, а ако се буде окренуо за делима смрти, не се Богу, он би сам постао виновник смрти“. 1313 „До греха, пише блажени Августин, тело човеково се могло називати и смртним у погледу и бесмртним у другом: смртним, могло умрети (quia poterat mori), бесмртним, jep je могло не умрети (quia poterat non mori). je ствар: не умрети (non posse mori), каквима je Бог створио нека бесмртна а друга ствар: не умрети (posse поп mori), у каквом смислу саздан бесмртним први човек. То се давало од дрвета живота, не од природе (non de constitutione naturae), због чега чим сагрешио, од дрвета живота, да би могао умрети (ut posset mori); док би, да сагрешио, могао не умрети (posset non mori). Дакле, он био смртан по свога тела, а бесмртан по благодати (beneficio) Творца“. 1314

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Ты не хощеши мя помиловати. Услыши, молю. И подобне многа вещает, воды 1298 прося ради Бога. Тогда врачь мудрый ему отвещает: Вем, прелюбезне, когда подобает Воды ти дати. Еще да терпеши 1299 ; милосердия еще не узриши, Ибо та милость лютость есть велика, в гроб реющая болна человека. И твоя воля 1300 противна есть тебе: вреднаго хощет, претерпети требе. Тако Господь Бог . вся съвершенно 1301 знаяй, меру милости Своей полагаяй, Иногда гласа не хощет внушити. аще и тощно нудимся просити. Весть, что полезно и что ны вреждает; ово дарует, сие отрицает. Иногда 1302 паки, да бы искусити, или в теплшыя 1303 молбы возбудити. Да. яко в огни, мужа изваренна в чистоте, в правде явит совершенна. Апостол, егда оному стужаше пакостник плоти. Господа прошаше Трикраты тощно, да изволит дата, еже 1304 не к тому пакости страдати, Не бысть услышан, молба 1305 отречеся. Благодать Моя довле ти, речеся. Сила ся 1306 Моя в немощи свершает, Бог рекл, терпети тебе подобает. Тако и иным весть Бог отрицати прошения их и не подаяти 1307 , Чесого молят 1308 , а векую. Сам знает. То есть известно: добра нам желает. Ты, читателю, да ся не сумниши 1309 , егда молбу ти не вняту узриши. Подчини твою волю воли Бога, и дастъся 1310 тебе 1311 свыше радость многа. Даст ти на земли, еже в ползу требе, и жизнь вечную во пресветлом небе. 5 Хотящу 1312 с враги 1313 подвиг совершати многия беды нужда есть страдати В хладе и в 1314 гладе, в трудех требе быти, с дерзновением на брань исходити. Точне праведным беды подобают и скорби многи, елма совершают Брань духовную, аще венцы славы хотят красити верх своея главы. Варавва 1315 Иудеи излиха Бога прогневаша, егда себе Варавву 1316 , не Христа избраша. Подобне и днесь оным 1317 тии согрешают, иже с грехом, не с Богом жити избирают. О безумия страшна! Ради малы сласти не усумневаются от Бога отпасти! Оле буйства велика! За тленно богатство Бога оставляют и небесное царство! Оле изумления! Тварь предпочитают Творцу, егда сердца си тленным прилепляют! Вдовство Закон естества вдову поучает,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

К концу их путешествия, люди, которые сразу же после Исхода заигрывали с идолопоклонством ( Исх.32 ), полностью поглощены им ( Числ.25 ). От этих двух главных тем происходят несколько второстепенных. Святость характера . Тема святого характера народа Божьего происходит из нескольких источников. Левитский закон заявляет, что люди должны быть святы, потому что Бог свят ( Лев.11:44,45, 19:2, 20:7,26 , см. 21:8, 22:32). Они были выкуплены Богом, и это сделало их святым народом ( Исх.6:6, 19:56 ). Они святы, потому что Бог обитает, непосредственно присутствует среди них. Такие отрывки как Числа 1:5054 и вся глава 5 повторяют наставления о проведении ритуалов, необходимых для поддержания святости. В основании ритуалов лежало послушание. «Описанные автором неверие, ропот и непослушание Израиля противоречат чертам, которые должны быть присущи Израилю (см. главы 11, 12, 1314, 16, 20:113, 21:49, 25:14, 26:6365)». 272 Замечание, сделанное в книге Иисуса Навина 5:35, служит свидетельством непокорности, которая берет начало еще во дни Исхода ( Исх.5, 15:2216:36, 17:17, 32:33 ). И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания. Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых], весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан. (И. Нав.5:35 ). Этот отрывок и события книги Числа (главы 1314) показывают, что люди не верили обещаниям, данным Аврааму. Такие отрывки как 14:10614 указывают на необратимость и непригодность людей обоих поколений. Поколение, вышедшее из Египта, умерло в пустыне из-за неверия и непослушания – черты, которые перешли в следующее поколение, которое нужно было обрезать, то есть совершить над ними обряд, забытый в период странствований в пустыне. Божье терпение, присутствие и забота. Парадигму непослушания можно продолжить, если сравнить характер людей с терпением, присутствием и заботой Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Выражение второго стиха, что Господь принял удовлетворение вдвое за грехи народа, толкуется разно, но мы останавливаемся на следующем: Когда Господь глаголет, что принимает понесенные страдания вдвое, то этим самым Он удостоверяет, что Его справедливость дарует человеку милость вдвое выше той меры, которую он мог бы ожидать от самого милосердного Судии. Милость эта есть возрождение к новой жизни; человек становится человеком новым, духовным 1312 . „Вечною милостию помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь“. ( Ис. 54:7–8 ). Продолжение речи пророка еще яснее указывает, что все это Мессианское пророчество. 3 . Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; 4 . всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 5 . и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это. Последний из пророчествовавших за 427 лет до пришествия Господа нашего Иисуса Христа пророков, Малахия ( Мал. 3:1 ) вещал именем Бога: „Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною“ 1313 . После этого пророка наступает четыре века молчания пророчеств, и тогда является предтеча Господень Иоанн, который прямо заявляет, что он есть „глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия“. ( Ин. 1:23 ). Итак нет, и не может быть сомнения в том, что боговдохновенные глаголы 3 и 4 стихов главы 40-й Исаии указывают на время, непосредственно предшествующее явлению на проповедь Господа нашего Иисуса Христа, и на лицо Иоанна Крестителя. Под именем пустыни, среди которой раздается голос глашатая, разумеется весь мир, ожидающий Избавителя от зол,– не только один Израиль 1314 . Мы видели выше, в гл. XXI значение слов: „пустыня приморская“; в гл. XXIV „земля бесплодная“; в гл. XXXV,-(komopyю мы связуем с наст. главой), что пустыней называется не только Вавилон и Ассур, но и весь мир, противополагаемый горе Божией Сиону, к которому ( Ис. 2:2–3 ); „потекут в последние дни народы“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010