Пс.84:8.   Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. Как пророк, псалмопевец возвестил будущее, и как раб снова просит, чтобы явился людям Христос; ибо Его называет «милостью» Божией и «спасением» Божиим (Златоуст). Пс.84:9.   Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему. Пророк, окончив молитву, в безмолвии ожидает ответа. И человеколюбивый Христос произносит определение «мира» покаявшимся и обратившим свой помысл к Богу. Кто со всем усердием хранит чистоту сердца, тот наставником в ней будет иметь Законоположителя ее, Христа, Который таинственно будет ему изрекать свою волю. «Услышу, что речет о мне Господь Бог» , — говорит Давид, указывая таинственно на это (Афанасий, Феодорит, Исихий). Пс.84:10.   Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу. Пророк узнает от Бога, что Он готов «спасти» всех тех, которые возлюбят страх Божий и за это «вселятся» в «славе» Его (Афанасий). Пс.84:11.   Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Пророк указывает на единение божества и человечества, что они «облобызастася» . Ибо Бог Слово не сошел бы в человечество, если бы Творец не имел горячей любви к человеку. Христос есть «Истина» (Ин. 14:6). «Правда» и мир «облобызастася» ради «Истины» , воссиявшей миру от Приснодевы Марии (Златоуст, Афанасий). Пс.84:12.   Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче. «Истина» воплотилась ( «от земли воссия» ) и Бог Слово стал истинным Человеком; «Правда» — Бог Отец «с небесе приниче» , на освященную Боговоплощением землю. После соединения «истина» и «правда» уже не разделяются, почему и Христос в Писании называется то «Истиной» , то «Правдой» . Итак, высшее небесное примирено с низшим и земным (Златоуст). Пс.84:13.   Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Давид предсказывает, что «Господь» Бог Отец даст людям Сына Своего, Который есть «благость. Земля» — Пресвятая Богородица, «плод» Ея — Христос. Так в образовании таинства Христа действовали и Бог и земля. Но божество идет впереди человечества. Когда «Истина» — Христос «воссияет в земле» (душе человеческой), тогда эта мысленная «земля» принесет Владыке духовный «плод» Свой (Златоуст, Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

949 Impugnatio xii anathematismorum Cyrilli. TLG 4089/X06=5000/1. PG 78, 385452. Рус. пер.: ДС. T. 1. C. 447472. 950 Quod unicus Filius sit Dominus noster Jesus. TLG 4089/35. PG 83, 14331441. Это заключительная часть письма 151, § XI. Рус. пер.: Блж. Феодорит Кирский . Письма. Т. 8 (дополн.). Сергиев Посад, 1908. С. 249255. 952 Сохранившиеся на латинском яз. небольшие послания, русский перевод которых имеется в Деяниях Вселенских соборов: Ex sermone Chalcedone contra Cyrillo habito (CPG 6226. PG 84, 55. Рус. пер.: ДС. T. 5. C. 223); Ex alio sermone ibidem contra Cyrillo habito (CPG 6227. PG 84, 53. ДС. T. 5. C. 223); Ex sermone ibidem, cum essent abituri, habito (CPG 6228. PG 84, 5658. ДС. T. 1. C. 827); Ex allocutione Antiochiae dicta (CPG 6229. PG 84, 62. ДС. T. 5. C. 230); Ex alio allocutione ibidem dicta (CPG 6230. PG 84, 64. ДС. T. 5. C.230). 955 Всего 3 сочинения, последнее из которых принадлежит Феодору Дафнопату. Рус. пер. см.: Латышев В. Θεοδρου Δαφνοπτου λγοι δο//Православный палестинский сборник 59. 1910. С. 314 (греч. текст), 4456 (рус. пер.). 956 В CPGS 7868 указаны издания на сир. яз. Переводы «первого тома» (по изд. Беджана) указаны в примечании 8. Перевод «второго тома» (по Bodleian syr. е. 7 и по изд. С. Брока) был выполнен иером. Иларионом (Алфеевым) . См.: Преподобный Исаак Сирин . О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты/Пер. с сирийского, примечания и послесловие иером. Иллариона (Алфеева). М.: Зачатьевский монастырь, 1998. 960 Роспись рус. переводов писем блж. Феодорита (PG 83, 11731416, 14161494; PG 84, 613788 passim etc.) будет предложена в следующем номере БВ. 970 Это произведение тождественно со 181 письмом св. Василия Великого «К Евстафию, первому врачу» (=Ер. 189//TLG 2040/4), но в последнем первоначальный текст значительно сокращен. Переведено только частично в составе сочинений св. Василия. См.: БВ 3. С. 307. Библиографический указатель. 351. 971 Критически издано А. Сметсом и М. Ван Эсбруком в серии «Христианские источники» под именем св. Василия Великого как 10 гомилия на Шестоднев. См.: Basile de Césarée. Sur I’origine de l’homme (Hom. X et XI de l’Hexaéméron)/Intr., texte critique, traduction et notes par A. Smets, M. Van Esbroeck. Paris, 1970. [SC 160]. P. 116126 (о принадлежности св. Василию); P. 162221 (греч. текст и франц. пер.). (Далее Smets, Esbroeck 1970).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Алексия, где говорилось, что тот «является попом, нигде не работает, живет на нетрудовые доходы от религиозного культа, за что был лишен избирательных прав до 1936 года, до принятия сталинской конституции». Отец Алексий был арестован в ночь с 25 на 26 января 1938 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 8 февраля следственные материалы переданы начальником отделения НКВД Бронницкого района Ратнером на рассмотрение Тройки. 11 февраля Тройка НКВД приговорила о. Алексия к расстрелу. Священник Алексий Лебедев был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в неизвестной молгиле. 6 октября 2001 года на заседании Священного синода Русской Православной Церкви он был причислен к лику Святых как священномученик. В 1926 году в Успенской церкви проходило изъятие церковных ценностей. Были изъяты: 4 угла от Евангелия серебряные (84 пробы, вес 5 золотников); центральная иконка от Евангелия серебряная (84 пробы, вес 22 золотника), вторая центральная иконка от Евангелия серебряная (84 пробы, вес 4 золотника), две лампады серебряные (84 пробы, общим весом 1 фунт 24 золотника), цепь от наперсного креста серебряная (84 пробы, 25 золотников), принадлежность для елеопомазания серебряная из двух частей (84 пробы, 37 золотников). По свидетельству старожилов, последняя служба в Успенском храме состоялась на престольный праздник Успения 28 августа 1937 года. Храм был закрыт, а в декабре 1938 года разграблен. В храме сперва было зернохранилище, а потом—склад химикатов, из-за чего погибла вся штукатурка. В 1962 году была взорвана колокольня, каменная ограда тоже была растащена. Также пропали почти все могильные памятники с кладбища, окружавшего церковь. Окна были выломаны и растесаны, пол весь вытащен. По рассказу старожилов, в 1962 году хотели взорвать весь храм и начали откапывать землю около алтаря (вероятно, чтобы подложить туда динамит). Но вдруг наткнулись на захоронение священника, останки которого были почти нетронуты тлением. Ломающие испугались, и поэтому была взорвана только колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=14246

п. расположены так же, как в Служебнике 1552 г. (к «пасхальному гимну» добавлены стихи 1 Кор 5. 7-8). В ходе литургических реформ ХХ в. в англикан. богослужение вошло множество прежде неизвестных ему б. п. Так, в амер. Книге общих молитв 1979 г. наряду со всеми традиц. б. п. содержатся еще 7, в т. ч. молитва Манассии, царя иудейского. Несмотря на изменения в структуре богослужения, Б. п. сохранили свое традиц. положение после библейских чтений. «Пасхальный гимн», как и прежде, исполнялся в начале утреннего богослужения в пасхальное время. Неск. новых Б. п. были включены в англ. Альтернативный Служебник (1980). В новейшей альтернативной Книге общих молитв серии богослужебных книг Церкви Англии Common Worship (L., 2000-2002) содержится уже ок. 50 новых Б. п. По предлагаемому этим Служебником порядку для утреннего и вечернего богослужений, одна Б. п. (утром - из ВЗ, вечером - из НЗ) предшествует библейскому чтению или чтениям, а др. (утром - Benedictus, вечером - Magnificat) бывает после чтений, причем между песнью и последним чтением может следовать респонсорий (а также проповедь и Символ веры). Б. п. всегда сопровождаются антифонами. Иногда Б. п. могут служить вступительным песнопением в начале вечернего или утреннего богослужений. В ХХ в. в различных англикан. служебниках было восстановлено традиц. зап. повечерие с песнью Симеона. Ист.: см. в ст. Книга общих молитв. Лит.: Blunt J. H. The Annotated Book of Common Prayer. L., 1876; Ratcliff E. C. The Choir Offices//Liturgy and Worship: A Companion to the Prayer Books of the Anglican Communion/Ed. W. K. L. Clarke, C. Harris. L., 1932, 1959r; Procter F. , Frere W. H. A New History of the Book of Common Prayer. L.; N. Y., 1901, 1961r; A Companion to Common Worship/Ed. P. Bradshaw. L., 2002. Vol. 1. P. 242-254. Б. п. в лютеранском богослужении В проектах служб суточного круга, имевшихся у М. Лютера , из Б. п. на реформированной утрене полагалась песнь Захарии (в конце службы, перед благословением общины), а на вечерне - песнь Богородицы (также в конце службы, после евангельского чтения).

http://pravenc.ru/text/149135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕСТСКИЕ СОБОРЫ Соборы духовенства Западнорусской митрополии , созывавшиеся в Бресте (входившем во Владимиро-Волынскую епархию) в 1590-1594 гг. В их работе участвовали митрополит и епископы, настоятели мон-рей, представители приходского духовенства, послы от братств и правосл. дворянства. Созыв Б. С. был важным шагом, направленным на преодоление глубокого кризиса, в к-ром оказалась правосл. Церковь на западнорус. землях в сер.- 2-й пол. XVI в. Правосл. общество и духовенство были не готовы к усилившейся в эти десятилетия экспансии протестантизма и посттридентского католицизма (см. Тридентский Собор ). Традиц. система образования не могла подготовить правосл. священнослужителей к тому, чтобы успешно отстаивать свои убеждения в полемике с инославными, и удовлетворить возросшие духовные потребности своей паствы. Объективные сложности усиливались действием дополнительных факторов. Середина - 2-я половина XVI века на украинско-белорус. землях стали временем упадка таких традиц. центров правосл. духовной жизни, как мон-ри, т. к. их патроны (не только светские, но и духовные) использовали монастырское имущество для собственного обогащения. К этому времени широкое распространение получила передача королем епископских кафедр светским людям в качестве вознаграждения за оказанные услуги. Назначенные т. о. епископы были совсем не подготовлены к ведению полемики с инославными, а их необразованность и полумирской образ жизни, стремление использовать церковное имущество для обогащения своих родственников вызывали враждебную реакцию со стороны паствы. Результатом стали падение престижа духовенства и переход значительных групп правосл. дворянства и мещанства в католицизм и протестантизм. В условиях, когда патроном православного церковного учреждения гораздо чаще, чем раньше, становился инославный дворянин, обострились и традиц. для украинско-белорусских земель недостатки церковной жизни, в частности, приходские священники были подчинены светским патронам больше, чем епископам. Землевладелец не только мог сместить неугодного священника с прихода, но и часто облагал его поборами и принуждал к работе в своем хозяйстве. Следствием такого положения дел стали забитость и необразованность приходского духовенства, а возможности иерархов воздействовать на него оказывались очень ограниченными.

http://pravenc.ru/text/153421.html

Бобк. 4. Л. 33; Сводный подлинник - Филимонов. Подлинник иконописный. С. 190 (под 11 нояб.); ср.: Большаков. Иконописный подлинник. С. 47, под 10 нояб.). На основе традиц. описаний внешности М. его иконография была интерпретирована в издании 1910 г. акад. В. Д. Фартусовым: «Старец, типом русский, плешив, со средней величины, разделенной на пряди бородой; на голое тело одета лишь ветхая рубаха» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 72, под 11 нояб.); рекомендуемое здесь изображение М. в рубахе не соответствовало его традиц. иконографии, но отражало характерное для культуры Нового времени стремление сделать облик святых-юродивых более благообразным. Фартусов советовал писать в руке блаженного хартию с одним из неск. изречений, к-рые поздняя агиографическая традиция связывала с М. («Хоть люта зима, да сладок рай»; «За терпение Бог дает спасение» и т. д.); тексты, видимо, были заимствованы из труда архиеп. Филарета (Гумилевского) (ср.: Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 625-626). Для традиц. образов М., как и др. рус. юродивых, свитки с надписями не характерны. Исцеление человека с прикорченной ногой у гроба св. Максима Блаженного. Миниатюра из Лицевого Летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 601) Сведения о времени и обстоятельствах сложения иконографии М. отсутствуют, т. к. ранние изображения святого почти полностью утрачены. Важнейшие из них должны были находиться в московской ц. святых Бориса и Глеба (позднее - прп. Максима Исповедника или Максима Блаженного) на ул. Варварке, однако погибли при ее перестройках и при разрушительном «Троицком» пожаре 29 мая 1737 г., когда полностью выгорел каменный храм кон. XVII в. и сгорела рака с мощами М. ( Холмогоров. 1884. Стб. 365). Однако данные о почитании М. в кон. XV-XVI в. ( Мельник. 2014) позволяют считать, что еще до того как общерус. почитание святого было установлено на Соборе 1547 г., в храме на Варварке существовали его иконы. Распространению изображений М. должны были способствовать чудо исцеления у его гробницы человека с «прикорченной» ногой, упоминаемое в летописях под 1501 г.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

Традиц. христианство, по М., только логически преодолело разрыв между Богом и миром, вместо «синтеза» произошло поглощение плоти духом. Христ. метафизика, по его мнению, не преодолела противоположности двух начал, утверждая одно в ущерб другому. Безразличное, «слепое» отношение исторического христианства к мирской общественности и неосвящение ее земных интересов (культуры, чувственности, творчества) отдало, по мысли М., эту область во власть диавола. Аналогично этому негативная позиция Церкви по отношению к «плоти мира» толкает общество в «объятия» социализма. М. считал, что христианство должно в том и др. случае перехватить инициативу и «освятить плоть». Конечным упованием для М. является «третий завет» - апокалиптическая эпоха Св. Духа, где дуализм «двух бездн» (духа и плоти, неба и земли, Христа и Антихриста) будет преодолен выходом в троичность, а троичное станет религ. множеством. «Третий завет», соединяя дух и плоть, по мысли М., разрешает вопрос пола в «догмате» о святости плоти. По мнению М., человеческая плоть освятилась благодаря воплощению Бога, вслед. чего плоть и ее психофизические проявления должны быть признаны «святыми». В «третьем завете», по М., решается проблема чувственности, это эпоха «одухотворенного» любовью язычества, новый виток от мрачного христианства к радостному мироощущению, где сняты проблемы греха, вины и покаяния, а также вечного наказания для нераскаявшихся грешников и диавола (Не мир, но меч. СПб., 1908. С. 35, 39; Было и будет: Дневник. Пг., 1915. С. 103-104, 223). Концепт «святости плоти» М. неявным образом отвергает грехопадение, умаляет значение крестной Жертвы Спасителя, искажает традиц. понимание искупления , пересматривает православное учение об усвоении плодов искупления, заменяет путь духовного восхождения через веру и духовный подвиг астартизмом и радованием о спасенности плоти. Как следствие М. отрицал аскетизм правосл. традиции. В ст. «Последний святой» (М., 1908) он пересматривает традиц. христ. понимание святости. Христ. подвижник не считается в «религии» М. святым, если он ушел от мира или, оставаясь в миру, учит о плотском воздержании, умаляет свою плоть, отделяет ее от спасения вместе с духом, через ограничение своих психофизических потребностей. На примере житийных источников о прп. Серафиме Саровском М. критикует и отвергает правосл. идеал святости как морально и религиозно устаревший. М. утверждает примат коллективного спасения перед личным спасением в эпохе «третьего завета» и предлагает понимание «соборности» как множественного «любовного единения» между членами буд. Иоанновой Церкви (Записки Петербургских религиозно-философских собраний. М., 2005. С. 395-397).

http://pravenc.ru/text/2563000.html

стене церкви. Купольная композиция со Христом Пантократором в окружении Небесных сил в скуфье купола и с традиц. образами пророков в барабане ориентирована на программу нач. XII в. собора Св. Софии. В конхе апсиды была изображена Богоматерь на троне и поклоняющиеся Ей святые гимнографы - прп. Косма Маюмский и прп. Иоанн Дамаскин, в парусах - евангелисты с персонификацией Софии, Премудрости Божией, в образе ангела с ромбовидным нимбом. «Софийная» тема - одна из сквозных тем росписей, раскрытая в образе Пресв. Богородицы как Храма Премудрости через сюжеты ВЗ, НЗ и гимнографии. Протоевангельский цикл в храме на Волотовом поле был перенесен в наос, где связывался с традиц. евангельскими сюжетами. На вост. стене жертвенника располагалась редкая для древнерус. живописи, но характерная для новгородских росписей композиция «Христос во гробе» («Не рыдай Мене, Мати»). В притворе были представлены прообразы Богоматери из ВЗ: композиции «Премудрость созда себе дом», «Лествица Иакова», «Моисей в скинии завета». Экспрессивный рисунок, сдержанный колорит, свободные построения композиций позволяют считать, что волотовскую артель фрескистов возглавлял греч. мастер, обладавший философским складом ума и глубокими знаниями в области богословия. Здесь проиллюстрировано нисхождение на человека нетварного света, преобразующего его природу,- идея, развитая в эпоху исихастских споров, имевших важнейшее значение для духовной и культурной жизни Византии 2-й пол. XIV в. Аскетический образ ярко выявлен во фресках ц. Спаса Преображения на Ильине ул., расписанной визант. мастером Феофаном Греком . Иконографическая программа сохранившихся росписей включает в себя традиц. черты: образы Христа Пантократора в окружении Небесных сил в скуфье купола, ветхозаветных святых в простенках барабана, «Причащение апостолов» и «Служба святых отцов» в алтаре, «Благовещение» на предалтарных столбах, праздничный евангельский цикл на стенах и сводах наоса, а также большое количество отдельных фигур святых. Наиболее полно сохранились росписи Троицкого сев.-зап.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

На иконах «Собор Киево-Печерских святых» сохраняются общие принципы этой композиции, принятые на эстампах. Наиболее ранней и соответствующей традиц. схеме с размещением М. (голова не покрыта) в центре пятерицы святых, обращенным от центра, является икона 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117). На иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) М. изображен в соответствии с начальным изводом, но в коричневой мантии и красном подряснике, с непокрытой головой. При сохранении традиц. схемы композиции не только достоверно, но и изобретательно показаны диаконские одежды М. и прп. Ахилы на иконе 1-й трети XIX в. (КБМЗ): на М. красный орнаментированный стихарь со светло-зелеными вставками (также с орнаментом) на груди и рукавах и золотисто-желтым орарем на левом плече, у прп. Ахилы - зеленый стихарь с сиреневой вставкой на груди и розовый орарь; на голове М.- камилавка. На иконе сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове) помимо изображения одежд диаконов (на М. красный стихарь, из-под к-рого виден темный подрясник, на левом плече охристый орарь, голова не покрыта, на прп. Ахиле - золотистый стихарь и серый крест-накрест повязанный орарь) иконописец представил их в духовной беседе, подчеркнув общение диаконов через передачу взглядов, а также жеста руки прп. Ахилы. На миниатюрных эмалевых иконах, к-рые изготавливались по заказу Киево-Печерской лавры в Ростове в качестве паломнических образков, М. узнается благодаря сохранению его фигуры в традиц. группе святых и по диаконскому облачению; напр., на иконе 2-й пол. XIX в., ЦМиАР (см.: Алёхина. 2006. С. 48) святой представлен в зеленоватом стихаре, крестообразно опоясанном орарем, без камилаки, обращен к центру; развернутым вовне, в голубом стихаре он представлен на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия).

http://pravenc.ru/text/2562458.html

Г.- полиэтническое гос-во (более 50 народов и этнических групп). Наиболее многочисленные группы народов - акан (52,4%), моси (15,8%), эве (11,9%) и га-адангме (7,8%). Самым крупным народом в группе акан является ашанти. Наиболее распространены языки: га, тви, эве и др. В городах живет ок. 40% населения (на 2001). Ок. 1,5% населения составляют европейцы. В 2002 г. насчитывалось 9,5 тыс. иммигрантов и беженцев из Либерии, 2 тыс. из Сьерра-Леоне и 1 тыс. из Того. В 90-х гг. XX в. Г. превратилась в крупную трудоэкспортирующую страну в Зап. Африке. В 2001 г. в странах ЕС насчитывалось 63 тыс. чел. иммигрантов из Г. Государственное устройство Г.- президентская республика. Действует Конституция, принятая 7 янв. 1993 г. Главой гос-ва и главнокомандующим Вооруженными силами является президент, избираемый прямым всеобщим голосованием на 4 года (может занимать пост не более 2 сроков). Президент - Джон Кофи Аджиекум Куфур, вице-президент - Алхаджи Алиу Махама. Однопалатный парламент (Национальная ассамблея) избирается прямым всеобщим голосованием на 4-летний срок. Действуют Верховный и апелляционный суды, Высокий суд правосудия, областные суды и военный трибунал. Вооруженные силы, по данным на 2002 г., насчитывают 7 тыс. чел. Страна разделена на 10 областей и 110 районов. Религия В 2004 г. 46% населения исповедовали христианство: католиков было 12% населения, к протестант. церквам, деноминациям и сектам относили себя 20%, к независимым африкан. церквам - 14%. По всей стране идет процесс распространения новых религ. движений, ок. 6% из них имеют африкан. происхождение, но эту цифру нельзя считать точной, т. к. статистический подсчет значительно затруднен из-за отсутствия границ между традиц. и новыми афрохрист. течениями, содержащими элементы традиц. верований и африкан. племенных культов. Поэтому количество приверженцев традиц. африкан. верований, согласно разным источникам, колеблется от 15 до 25%. Христианство более распространено в юж. части страны, в сев. преобладает ислам, к-рый исповедуют 20% населения, хотя мусульм. сообщество опротестовало эти цифры, утверждая, что число мусульман ближе к 30%. Количество представителей остальных исповеданий (индуизм, буддизм, кит. народные верования) не превышает 1%. Ок. 2% верующих не причисляют себя ни к одной религии. Численность атеистов в Г. крайне мала (статистика отсутствует). Православная Церковь

http://pravenc.ru/text/161627.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010