Я провожу каждую субботу духовную беседу с зависимой молодёжью и, к сожалению констатирую её сугубую бездуховность... Неужели пропагандисты 12-ти шаговой программы серьёзно могут думать, что молодые люди, не имеющие толком представления о нравственности, вдруг будут способны «глубоко и бесстрашно» оценить свою жизнь с нравственной точки зрения? Глубокое заблуждение и грубейшая ошибка! Я не сгущаю краски и не преувеличиваю социально-нравственную деградацию личности наркомана. Я - врач с большим стажем лечебной, научной и педагогической работы, всю жизнь проработавший с подростками и молодёжью, и хорошо знаю, что у наркоманов в зависимости от их преморбидного фона, степени педагогической запущенности, длительности и тяжести наркотизации развиваются интеллектуально-мнестическая, нравственно-духовная и социальная деградация, и на этом фоне формируется особый наркоманический тип личности. К счастью, в процессе реабилитации деградация личности, как правило, исчезает, если она была не очень сильно выражена и мозг ещё способен восстановить свои прежние качества и способности... Чем больше времени проходит от распада Советского Союза, и падения коммунистического режима и идеологии тем всё хуже и хуже становится духовно-нравственное состояние наших сограждан... Всё это накладывает на нас, православных реабилитологов, всё большую ответственность и предполагает пересмотр методов реабилитации. И в этих условиях идеи православных методов реабилитации приобретают решающее значение. Для того, чтобы нравственно оценить себя и свои поступки, надо знать, что такое нравственность и знать, что нравственность - категория религиозная и связана с такими понятиями как Бог, духовность, Закон Божий, а для этого надо привить эти понятия зависимым, как это делается в православных центрах реабилитации. Программа же «12 шагов» на протяжении 4 шагов, как я уже показал, этого не делает. И надо понять, что с нравственностью совместимо и такое понятие как ГРЕХ. О грехе же ничего не сказано ни в этих 4-х шагах, ни во всех последующих. В 12-тишаговой программе нет такого духовно-нравственного понятия как ГРЕХ. Этого понятия в программе попросту не существует, как не существует понятия о духовности, о Боге, о Христе, о Церкви. Да это и вполне понятно: зачем любому человеку - атеисту, неверующему, буддисту и рерихианцу-теософу говорить о грехе, Боге, духовности. Говорят, что именно благодаря программе и движению АА/АН любой человек - атеист, неверующий, мало верующий - может познать Бога и обрести мать-Церковь. Неверно это, или верно только отчасти. Об этом говорит наш богатый опыт общения с различными молодыми людьми, и с зависимыми в том числе...

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

Но это не такая болезнь как повышенное давление или головная боль. Это симптомы более глубокой болезни. И поскольку это хроническое — вы никогда не увидите выздоровевшего зависимого. Но в Голландии были проведены исследования: проследили за 35 тыс. человек, которые прошли программу «12 шагов». 46% из этих 35 тыс. не были больше зависимыми. Называть эту привязанность хронической эту болезнь все-таки неверно, потому что тогда создается этакое самопораженчаеское пророчество и это как бы прощает вашу безуспешную терапию. Конечно, люди могут упасть и вернуться в эту проблему, но мы все-таки обнаружили, что если человек падал, возвращался к зависимости, то промежуток времени между этими падениями становился все больше. Поэтому мы теперь говорим не о хронической болезни, а о  расстройстве зависимого типа от которого возможно выздоровление. Но это не значит, что вы после выздоровления можете идти и сразу принимать алкоголь. Игумен Иона (Займовский), насельник ставропигального Данилова монастыря, руководитель церковной реабилитационной программы «Метанойя»  Игумен Иона (Займовский), насельник ставропигального Данилова монастыря, руководитель церковной реабилитационной программы «Метанойя»: Мне кажется это программа не для всех, а для тех, кто любит Бога и готов работать над своей душой, хотя имя Христа не называется в программе. Это программа универсальная. — Каково отношение Церкви к программе «12 шагов»? — Я – зависимый, который участвует в программе «12 шагов». И я впервые здесь услышал, что Церковь, оказывается, относится к этой программе положительно. Часто мне стыдно говорить священникам, что я участвую в «12 шагах», потому что они считают, что это что-то вредное или не православное, потому что это из Америки. Иерей Юлиан Негру: У нас эта проблема тоже была и все еще есть. У нас есть очень консервативные священники. Но слава Богу, в Румынской церкви нет епископов, которые бы относились к этой программе плохо. Наш патриарх Даниил был в свое время моим епископом, и он очень хорошо знал нашу работу.

http://pravmir.ru/narkoticheskaya-i-alko...

«Евангелие, Писания, весь Новый Завет, вся догматика, вся этика без чудодейственной личности Христа представляют собой вдохновенную философию, или романтическую поэзию, или утопические мечтания, или злонамеренный обман. И только личность Христа придаёт животворящую силу всему новозаветному учению. Всё, что нужно человеку в этом мире и во всех возможных мирах, находится в личности Богочеловека Христа. В ней решение всех личных и всех социальных проблем не только нашего времени, но и всех времён до скончания истории. Наши люди подверглись самой тяжёлой болезни 20-го века - веры в самого себя, которой смертельно больна вся европейская цивилизация», - говорит преподобный Иустин. Как точно сказано: «...наши люди подверглись самой тяжёлой болезни... - веры в самого себя». 12-ти шаговая программа как раз тяжело больна именно этой болезнью - верой в саму себя, ибо она - человекоцентрична. Как говорят сами приверженцы Программы «12 шагов» - «Слабые ее стороны - это навешивание ярлыков и религиозность» ( www.aa.org ). Возникает вопрос: зачем же тогда 12-тишаговикам сотрудничество с Церковью, тем более, что по их собственному утверждению «их программа не связана ни с каким вероисповеданием»? На этот вопрос они сами дают откровенный ответ: «священнослужители часто являются первыми, кому зависимые решаются признаться в своей болезни. Хорошо, чтобы священник сразу направлял человека в Содружество Анонимных Алкоголиков» ( http://www.miloserdie.ru ). ШАГ СЕДЬМОЙ: «Смиренно просили Его исправить наши изъяны». А что такое смирение? Может быть, не стоит дальше анализировать «шаги», и так уже ясно, что ничего путного мы не узнаем. Давайте закончим на этом анализ «шагов» в никуда. " Вот такая правда жизни, товарищ трезвенник. Не всё золото, что блестит... НК 02.04.2009 17:29 Цитата: Поверьте мне, если бы здесь дискуссии вели бы те священники, статьи которых были здесь опубликованы, а не НК - все было бы совсем по-иному. Было бы всё точно так же, ведь в своих сообщениях я пишу не " отсебятину " , а чаще всего цитирую их мнение.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

Ночь была темная, до кладбища версты две, дорога под конец едва заметная; я сбился немного и не счел за нужное отыскивать торную дорогу, а пошел знакомым путем вперевал, по направлению, где против неба темнела едва заметно кладбищенская церковь . Прихожу ко рву, окружающему кладбище, перескакиваю его; ножичек у меня в руках и я хочу уже отстрогнуть щепочку от первого пошатнувшегося в сторону креста, но мне показалось, что завтра осмеют меня, скажут: рад, что добрался, небось, не прошел дальше! — и я стал подвигаться ощупью вперед, спотыкаясь между могил, ям, кустов, камней и разрушенных памятников. В это время, помню, родилось во мне двоякое опасение, ускорившее, при таких обстоятельствах, биение сердца и дыхание: первое, чтобы товарищи не вздумали подшутить надо мною и не сделали какой-нибудь глупости; второе, чтобы какой-нибудь сторож не принял меня за вора и не вздумал бы, выскочив внезапно сбоку, прежде всего поколотить меня порядком, чтобы, может быть, потом уже, за вторым приемом, допросить, кто я и зачем пришел. Первое опасение устранилось однако же тем, что сидевшие со мною товарищи не могли опередить меня на этом пути, а второе тем, что сторожа конечно теперь все спят и мне только не должно шуметь. Во всяком случае, я, скрепив сердце, дал себе слово быть спокойным, рассудительным и хладнокровным, не пугаться, что бы ни случилось. Глупое сердце продолжало стучать вслух, хотя, право, не знаю о чем и по что. Вдруг я слышу подземный глухой стук, удара два, три сряду. Я остановился: через несколько секунд повторилось то же, потом еще раз, а потом раздался слабый подземный стон или вздох. Все это, сколько я мог заключить, полагаясь на слух свой, происходило в самом близком расстоянии от меня и притом именно “под землей”. После нескольких секунд молчания и нескольких шагов моих вперед, повторилось опять то же; но подземные удары были звучнее и до того сильны, что мне показалось, будто земля подо мною дрогнула; стон, довольно внятный, исходил из земли и бесспорно от мертвеца. Если бы я кончил похождение свое на этой точке, то уже и этого было бы довольно, и я бы конечно поныне мог бы вам только божиться по совести, что все это точно святая истина и действительно так со мною случилось… но дело зашло еще дальше: я опять подвинулся несколько шагов вперед, по тому направлению, откуда звук до меня доходил, прислушивался и все подвигался ощупью вперед, внезапно стук этот очутился почти подо мною, у самых ног; что-то охнуло, закашляло; земля вскрылась и расступилась; меня обдало, обсыпало землей, и мертвец в белом саване медленно потянулся из могилы, прямо передо мной, никак не далее двух шагов… Кончим на этом; примите от меня совестливое уверение, что все это случилось точно таким образом как я описываю, и скажите после этого, есть ли привидения и живые мертвецы, или их нет?

http://sueverie.net/o-poveryax-sueveriya...

Не только мне, но и многим другим жителям России. НК 08.04.2009 19:28 В качестве дополнения к и без того длинному разъяснению (за что искренне прошу прощения у редакции - коротко в данном наиболее болезненном вопросе о взаимоотношении программы " 12 шагов " и Церкви писать практически невозможно) фрагмент статьи клирика храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском, духовника сестричества при храме, руководителя службы «Благое дело» для помощи страдающим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, врач-психиатр, священника Владимира Новицкого " Зацикливание на своем алкоголизме мешает внутреннему развитию " : " - Православные сторонники программы объясняют, что речь идет не об отказе от Христа. Просто программа составлена с учетом того, что в группы приходят разные люди. И ведь многие из них постепенно приходят ко Христу, воцерковляются. - Кто сказал, что они воцерковляются благодаря группам? Думаю, что как раз вопреки им. Группы существуют не для воцерковления, а для абсолютно автономной помощи алкоголикам. И помощи не психологической, а духовной. Повторяю, как психологическая методика программа «12 шагов» во многом оправданна. Хорошо, что есть группы взаимопомощи, где люди делятся опытом, помогают друг другу. Но, помогая на начальном этапе, группы насаждают ложную идею «Бога, как они Его понимают», привязывают людей к себе, мешают их дальнейшему развитию. Заранее оговаривается, что если человек перестанет ходить на группы, непременно сорвется. И люди действительно срываются, потому что они зависимы от этих групп. Приходили ко мне на прием люди, бывавшие на этих группах. В группах они держались, но, переставая на них ходить, быстро запивали. Потому что были совершенно не адаптированы к реальной жизни, не знали ничего, кроме этих групп. Группы для анонимных алкоголиков и становятся «Богом, как они Его понимают». К Православию же анонимные алкоголики относятся, как к обскурантизму, чему-то ограниченному. Церковь им нужна лишь для того, чтобы священники направляли к ним пьющих прихожан, предоставляли помещения для занятий групп, но не как Тело Христово, Богочеловеческий организм. По их представлениям они сами Богочеловеческий организм. Только они знают, как реально помочь алкоголику. Потому что они сами алкоголики. И даже бравируют этим. Стали появляться уже группы анонимных игроков, анонимных блудников. Бесконечно можно делить людей на подгруппы по порокам. В результате люди попадают в самозамкнутую систему. Якобы спасает их только общение с такими же, как они...

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы " 12 шагов " Часть VI 20.10.2007 1094 Время на чтение 37 минут Часть I Часть II Часть III Часть IV Часть V Православные программы реабилитации молодежи с аддиктивным поведением Прежде всего, хотелось бы отразить программу и методы работы нашего Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского (ДПЦ). Эта программа была создана врачами и психологами Центра летом 1998 года после тщательного ознакомления с программой АА/АН («12 шагов»). В её создании приняли участие сотрудник Центра врач-психиатр и психотерапевт Д.Авдеев, врач психиатр-нарколог Р.А.Страхова и иеромонах Анатолий (Берестов). В последующем изменения в программу и методику реабилитации вносили врач психиатр-нарколог Г.В. Ефремова и другие сотрудники. Я позволю себе предложить Вам эту программу по книге «Возвращение в жизнь» ( Москва , Издание ДПЦ, 2005 год). При реабилитации наркозависимых мы исходим из того, что наркомания - это болезнь не биологическая, а духовная - следствие греха и греховного образа жизни, болезнь души, запрограммированной с раннего детства на греховный образ жизни. В результате такой программированности личность подростка и молодого человека формируется в условии дефицита (депривации) положительной духовности. В результате у молодого человека формируется множество греховных наклонностей, которые и определяют его поведение, образ мышления. Создаётся порочный круг: бездуховный (безбожный образ жизни) - искривлённое (девиантное) нравственное поведение - следование своим дурным наклонностям (порокам и страстям) - нравственная деградация - уход в наркологическую нишу - интеллектуально-мнестическая деградация личности. Задача православных реабилитологов-душепопечителей - разорвать этот порочный круг. Его можно разорвать, как показывает наш опыт, в любом звене, «ибо это невозможно человеку, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10,27). Каждый наркозависимый в душе желает покончить с наркотиками, но у него нет для этого ни сил, ни возможности, и нет веры осуществить это, а в последнее время духовно-личностная деградация и резко сниженный образовательный уровень не дают возможности развиться мотивационным процессам для лечения. Ведь для продолжительной реабилитации требуется приложить определённый духовный и и интеллектуальный труд, но это уже становится невозможным для души, резко повреждённой грехом.

http://ruskline.ru/analitika/2007/10/20/...

Стиль ее византийский, хотя и не цветущей эпохи. План, в главных чертах, тот же, что и Всесвятской Варлаамской, но превосходит ее размерами, хотя и не позволяет все-таки назвать ее большою. Вся, например, ширина ее между опросными выступами с Юга на Север не превышает 20 шагов, длина же от входной двери до алтаря только 15 шагов. Высокий и красивый купол, покоющийся на 4-х колоннах, только 8 шагов в диаиметре. Спереди пристроен к церкви нарфикс, тоже с 4-мя колоннами по середине, но без купола. Он сообщается с церковью тремя дверями. В Юго-Западном углу его стоит ктиторская гробница, к ней я и направил прежде всего стопы свои, надеясь, как в Охриде, найти на ней древнюю, иссеченную на камне надпись. Ничего подобного не оказалось. Но и без надписи всем и каждому известно, что тут почивает ктитор Иоасаф, бывший самодержец Визанийский, конечно переменивший в монашестве свое имя. На вопрос о сем прежнем его имени, без всякой запинки отвечают: Иоанн Кантакузин . Прятная, чуть не радостная встреча. Этот писатель-государь есть самая симпатичная для меня личность во всем периоде Комниных – Палеологов. После его отречения от престола в 1355 году, история потеряла его, похоронивши, так сказать, в одном из Константинопольских монастырей. И вот где очутился редкий и презамечательный человек, завершивший свое земное поприще вполне достойным себя актом, удалением не только из мира, но как-бы с самой земли. С теплым чувством близости, я рассматривал потом последнее дело рук inmrus-nopфupohocцa, заплатившего за свое напрасное величие дерюгою вольного заточника. Но недолго я утешался полною и нераздельною мыслю о нем, как о ктиторе места. Внутри храма над средними входными дверями я прочитал следующую ктиторскую заметку, писанную буквами явно позднейшими, времени Императора Кантакузина: Воздвигнут с оснований и росписан всечестный и божественный храмъ сей 252 Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Преображения, споспешеством и трудом находящихся братий, при игумене, господине Симеоне Иеромонахе.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Естественно, данный текст был написан не Святейшим, а теми, кто курирует эти группы, то есть, насельниками Свято-Данилова монастыря, откуда и расползлась эта ересь (с точки зрения православного учения) по некоторым столичным монастырям и приходам, а также в Санкт-Петербург. Несколько ранее, в 2006 году, к руководителю Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского иеромонаху Анатолию (Берестову) приезжали сотрудники Управления по наркотикам и преступности ООН (УНП ООН) и предлагали начать совместную деятельность по реабилитации алкоголиков и наркоманов. Они с собой даже привезли заранее подготовленное соглашение о таком сотрудничестве. Деньги предлагались немалые... Вроде бы можно было бы и согласиться - люди ведь помощь Церкви предлагают. Однако в тексте договора было следующее примечание - все проекты, реализуемые совместно с УНП ООН, должны проводиться исключительно под контролем данной международной организации. В частности, это и реализация программы " 12 шагов " под прикрытием Церкви и пропаганда программ заместительной метадоновой терапии (выдачи официального наркотика наркоманам под прикрытием видимости лечения наркомании) на территории страны от лица Церкви. Естественно, внимательно выслушав их, отец Анатолий дал этим ребятам " от ворот поворот " . И тогда они поехали в Свято-Данилов монастырь. Видимо, там у них получилось договориться... Об этом более подробно чуть ниже. Далее по порядку полистаем некоторые аналитические статьи на эту тему: 1. " 12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь " " Так, некоторые православные священники заимствуют опыт протестантов в реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом. Как отметил насельник Данилова монастыря иеромонах Иона (Займовский), уже в ближайшее время планируется организовать реабилитационные группы " Анонимных алкоголиков и наркоманов " при большинстве московских храмов... Очевидно, теперь решено испробовать другую " наживку " - реабилитацию наркоманов и алкоголиков. И, судя по всему, представители Данилова монастыря " попались " на эту приманку, потому как уже издают книги и брошюры на тему лечения зависимых посредством групп самопомощи, а в Духовной Смоленской семинарии, в Православном молодежном Даниловском центре, Патриаршем центре и в некоторых других школах Москвы прочитаны лекции на эту тему.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

Читаем дальше: " Кратко можно охарактеризовать философию " 12 шагов " так: покаяние и добрые дела " . Мы полностью согласны с иеромонахом Анатолием (Берестовым), что программа " 12 шагов " не знает понятие греха, а значит, и все разговоры о покаянии - полная ерунда. Церковь признаёт только одно покаяние - как церковное Таинство и только внутри Церкви. Все внецерковные " покаяния " ничуть не отличаются от посещения психотерапевта. На личном опыте знаю, как православные шаговики приходят на исповедь потрепаться о своих проблемах, " погрузить " священника. Они совсем не воспринимают слова священника, ничего не значит для них священническое благословение, особенно если оно идёт вразрез с их анонимными взглядами. А " добрые дела " анонимщиков заключаются лишь в проповеди своего учения. Каждый выздоравливающий алкоголик или наркоман (или сексоголик, прости, Господи!) считает своим долгом помогать, спасать других страждущих своим примером. Что это, как не гордыня? Великие святые бежали от мира, чтобы молиться о своём недостоинстве и простить у Бога истинного покаяния, а два дня непьющий алкоголик уже имеет " стаж " и готов помочь алкоголику с однодневным стажем. О чём тут говорить?! А то, что мышление отца игумена пропитано протестантским духом, подтверждают и следующие строки: " Думается, что негативное отношение к группам поддержки в основном происходит из-за неосведомлённости и страха, что к нам с Запада заслана очередная " бомба " в красивой упаковке. В Церкви есть авторитетные люди с предвзятым отношением, а остальные повторяют их мнение. Если бы помогали только церковно-аскетические методы - акафисты, исповедь, паломничества и др., - то внутри Церкви этой проблемы не было бы " . Оставим в покое " Запад " и " предвзятость " . Удивительно другое: православного ли священнослужителя мы слышим или сектанта? С каких это пор исповедь пишется через запятую между акафистами и паломничеством? А о других Таинствах отец игумен слышал, особенно о Евхаристии? С каких пор исповедь - это " метод " , да ещё недостаточно хорошо работающий? Церковь - это больница тела или корабль спасения? Вот что от Церкви нужно анонимщикам и их лоббистам - методы помощи, пилюли здоровья. И эти антиправославные мысли проповедуются в " Церковном Вестнике " ! Интересно, а какие методы надо применять, чтобы в Церкви не было еретиков?..

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/12/...

Проблема была в том, что у создаваемой преподобным Серафимом девической общины не было никаких доходов. Для содержания общины старец Серафим решил построить в Дивееве мельницу. Так преподобный Серафим взращивал будущее Дивеевской обители. Первым помощником в этом деле был ему Мантуров. Как известно, в 1823 году батюшка позвал к себе Михаила Васильевича. Он взял колышек, перекрестился, поцеловал его, то же самое велел сделать Мантурову. Все эти действия Преподобного подчеркивали важность начинаемого дела. Более того, старец поклонился «Мишеньке» в ноги и сказал: – Ступай ты, батюшка, в Дивеево; как придёшь, стань там напротив самого среднего алтарного окна Казанской церкви, отсчитай столько-то шагов (число забыто), и как отсчитаешь их, батюшка, тут будет межка; вот от неё ты ещё, батюшка, отсчитай ещё столько-то шагов, и придёт пахотная земля; потом отсчитай ещё столько-то шагов, и придёт луговина; тут как придёшь, по глазомеру рассчитай, батюшка, где придётся самая срединка, да в срединке-то самой этот колышек и вбей, чтобы хоть немного, а видно бы его было; вот, батюшка, что прошу тебя, сделай это! Так был «вбит колышек» важного в жизни Дивеевской обители начинания: мельницы-питательницы для Дивеевских «сирот» батюшки Серафима. Мантуров исполнил всё, как было приказано старцем, и вбил колышек в назначенном месте. Когда Михаил Васильевич вернулся, преподобный Серафим молча поклонился ему в ноги. Лишь через год батюшка вручил Мантурову четыре небольших колышка. Перекрестившись, он поцеловал их, и приказал Мантурову сделать то же. Старец поклонился своему ученику в ноги и сказал: – Теперь, батюшка, сходи опять туда же в Дивеево, на то место, где, помнишь, ты в прошлый год вбил колышек, и там, по равному же размеру, по четырём углам, около большого-то колышка, и вбей эти четыре; а чтобы как-либо не затерялись они, батюшка, ты возьми камешков, да и положи на них по кучке, чтобы после не спутаться, а заметно бы место их было! В 1826 году на этом самом месте возникла мельница – питательница Дивеевских сирот 54 . Если быть точным, мельница была заложена 9 декабря 1826 года. А уже 7 июля 1827 года, накануне праздника Казанской Божией Матери, мельница стала работать. Теперь сёстры сами стали печь себе хлеб. Мельница была для старца Серафима не просто хозяйственным объектом. Эго было начало Дивеевской общины. Около неё батюшка устроил девичью киновию.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010