И послаша от священных избранных мужей; чюдовьсково архимандрита 1280 Иону, сановита суща, иже последи быс[ть] епископ Суждалю 1281 , 1282 , и богородицкого 1283 протопопа Гурия, л.107. мужа нарочита и благоговейна, видети мощи и устроити о них по достоиньству, яко же лепо быти. Они 1284 ж[е], в Переаславль пришедше и в соборной церкви молебны 1285 певше, и приидоша к церкви 1286 святаго Николы, и с ними 1287 безчислены множство священническаг[о] 1288 чину, и иночскаг[о], и велможска, и народа людей, пач[е] перваг[о] мужска полу и женска и всякаг[о] возраста. И мощи видевше и над мощми понахиду певше. Чюдовьский же архимандрит Иона, яко истязуя, вопрашаше Данила «коея ради вины взыскал еси мощей об. сих и от кого 1289 повеление взем?» Данил же реч[е]: «известих сие благочестивому царю и пресвященнейшему митрополиту, еяже ради вины повелено ми бысть от них, и все си явстве[нне] 1290 . Ныне же пач благоволи Бог вашему великому свещенству своима очима видети святаго сего: се образ его, егоже зрите, на иконе написан, тако ж и служба, ему ж стихиры 1291 и канон в старых книгах писаны. Не от мене сие изложено, ни мною 1292 повелено, но велми преж[е] мене 1293 . И вопрашайте народа, что видеша, и недужнии како исцелеша, – и от сих л.108. уразумевайте». [Чюдо 1] 1294 . И повелеша представити исцеливших. И вопрашаеми поведаша сице: «Некто приставник царевых сел, именем Иван, зовомый Оклячеев 1295 : «аз, реч[е], болен бых от многых лет главою и никогда ж[е] ослабы улучих, ниж[е] поклонитис[я] могох, но велми болезнено поклонение имех. И егда прикоснухся мощем святым сим, и в той час преста болезнь главы моея, и се ныне здравъ есмь». [Чюдо 2]. И жена некая, пришед от града, поведаше, глаголя: «аз три лета гортанию болех об. и от болезни тоя никогда ж не могох проглаголати. И егда обретошас[я] святыя сия мощи, и приидох семо, и обретох крупицу береста от мощей святаго, и потрох гортань мою берестом тем, и абие преста болезнь, вкупе ж и проглаголах, и не стражу ничто же и доныне. И сему свидетел мужь мой и соседи наши», – иже и свидетелствоваша, яко тако быша.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

T. 2.1944. P. 119—125; Idem. Une lettre et un discours inédits de Théolepte de Philadelphie//REB. T. 5. 1947. P. 101—115; Idem. Deux documents inédits sur les dissensions religieuses byzantines entre 1275 et 1310//Ibid. P. 116—136; Idem. Un directeur spirituel à Byzance au début du XIVe sièclë Théolepte de Philadelphie. Homélie sur Noël et la vie religieuse//Mélanges Joseph de Ghellinck. T. 2. Gembloux, 1950 (Museum Lessianum, Section historique, 14). P. 877—887; Laurent V. Une princesse byzantine au cloîtrë Irène-Eulogie Chumnos Paléologine, fondatrice du couvent de femmes το Φιλαντρπου Σωτρος//EO. Vol. 29. 1930. P. 29—60; Idem. Les crises religieuses à Byzancë Le schisme antiarsénite du métropolite de Philadelphie Théolepte († c. 1324)//REB. T. 18. 1960. P. 45—54.     Theoctistus Studites. Vita sancti Athanasii/ed. H. Delehaye//Mélanges d’archéologie et d’histoire de l’École française de Rome. Vol. 17. Rome, 1897. P. 72.     Athanasius I. Epistola ad imperatorem//Vat. gr. 2219, fol. 6v.     Idem. Epistola de congregandis in Chorae monasterio presbyteris…//PG 142, col. 513ab. Афанасий регулярно посещал эту обитель, оставаясь там на 8—10 дней (Idem. Epistola ad imperatorem//Cod. cit. 2219, fol. 8).    Его личность нам известна, главным образом, благодаря обширной переписке, которая почти не опубликована, однако частично проанализирована в: Guilland R. La correspondance inédit d’Athanase, Patriarche de Constantinople (1289—1293, 1304—1310)//Études sur l’histoire et sur l’art de Byzancë Mélanges Charles Diehl. T. 1. P., 1930. P. 121—140; Bânescu N. Le Patriarche Athanase I et Andronic II Paléologue, état religieuse, politique et social de l’Empire//Académie Roumainë Bulletin de la section historique. Vol. 23. 1. 1942. P. 29—56. Госпожой Талбот подготовлена к изданию часть переписки Афанасия, которая будет издана Dumbarton Oaks [см.: Talbot А. — М. The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinoplë Letters to the Emperor Andronicus II, Members of the Imperial Family, and Officials.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Бумага покупалась сначала по 1 рублю 40 копеек за стопу. Потом стали употреблять бумагу второго разбора, стоившую по 1 рублю за стопу. Сургуч стоил от двух и свыше трех рублей фунт, свечи сальные по 50 копеек за 100 штук 1284 . Покупалась бумага «у купцов» и «в адмиралтействе». С 1723 года, по повелению государя, Синод, как и все другие правительственные учреждения, стал покупать бумагу только в адмиралтействе, с Петербургской и дудоровской фабрик адмирала Крейса, который жаловался государю, что бумаги у него приготовлено много, но никто ее не покупает 1285 . У Крейса бумага стоила, по сравнению с купцами, процентов на двадцать пять дешевле, но, по–видимому, была худшего качества. Для удешевления стоимости бумаги Синодальный комиссар, когда он был назначен, предлагал покупать бумагу оптом 1286 . В 1722 году куплено и израсходовано бумаги: обыкновенной писчей 92 стопы, самой лучшей 2 и 2 дести почтовой. Образцы бумаги, при покупке, были рассматриваемы самим Синодом 1287 . Купленная бумага раздавалась канцеляристам, причем они давали подписку, что употреблять ее будут «на приказные дела со всяким бережением», а «на челобитческие дела и во излишество никуда» тратить не будут 1288 . Насколько дорожили бумагой, видно из того, что монах Кролик, которому поручен был перевод одной иностранной книги, должен был обращаться в Синод с особым прошением о выдаче ему бумаги, и Синод определил выдать ему полстопы 1289 . С 1725 года стала в употреблении гербовая бумага нового образца, с водяным изображением государственного герба в середине листа и с надписью по верхнему краю: «гербовая бумага». Бумага нового образца введена была вследствие обнаруженной выделки фальшивой гербовой бумаги 1290 . По вечерам канцелярия освещалась сальными свечами. Небольшое количество расходовалось и восковых свечей, ценою по 24 копейки за фунт. Для восковых свечей были медные подсвечники со щипцами 1291 . Канцелярские расходы производились комиссаром, потом были просматриваемы и утверждаемы самим Синодом 1292 . По генеральному регламенту, «приказные расходы» – на свечи, сургуч, дрова, воск и прочие потребы – причислялись к мелочным расходам и деньги на них были в распоряжении актуариуса или регистратора 1293 . XI

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Я не могу сказать, все ли растения и животные, так же как и земля, обладают этой способностью. Сие отнюдь не невозможная вещь... повсюду instinctus Divinus, rationis particeps 1278 , а отнюдь не собственная человеческая мудрость. То же, что человек с его душой и ее низшими силами имеет такое же сродство с небом, как и земля, может быть испытано и доказано множеством способов» 1279 . Об астрологическом «характере», т.е. астрологической синхронности, он говорит следующее: «Сей характер коренится не в теле, ибо оно слишком несподручно к тому, но в самой природе душ, которая выглядит как точка, почему она может быть трансформирована в точках confluxus radiorum 1280 , и которая причастна не только тому разуму, благодаря коему мы, люди, называемся разумными, в отличие от иных живых тварей, но которая имеет и иной, прирожденный ей, разум, что без долгого изучения, в единый момент постигает geometriam 1281 , как в radiis 1282 , так и в vocibus или в Musica. 1283 " 1284 «В-третьих, также и то дивно, что природа, принимающая сей характер, подвигает также и все родственное ей к некоторым подобиям в constelationibus coelestibus 1285 . Когда мать на сносях и время естества ее подошло, природа изыскивает день и час для родов, что сходен неба ради (поп qualitative, sed astronomice et quantitative 1286 ) с родами у матери ее двоюродного или родного брата...» 1287 «В-четвертых, всякая природа знает не только свой собственный characterem coelestem 1288 , но во всякий день также и небесные расположения столь хорошо, что всякий раз, когда некая планета (подходит) (к) ней de presenti в ее characteris ascendentem 1289 или loca praecipua 1290 , особенно в Natalitia 1291 , она всякий раз особым образом на то ответствует или от сего ободрение ощущает» 1292 . И. Кеплер предполагает, что тайна чудесного соответствия имеет свое основание в Земле, ибо последняя, по его мнению, одушевлена посредством anima telluris 1293 , в пользу существования которой он приводит ряд доказательств, среди прочего постоянное подземное тепло, свойственное земной душе порождение металлов, минералов и ископаемых, facultas formatrix 1294 , подобную способности материнского чрева и способную порождать во внутренностях земли такие образы, которые обычно появляются лишь снаружи, а именно – кораблей, рыб, царей, пап, монахов, солдатов и т.д. 1295 , далее – ее способность к геометрии, ибо в кристаллах она порождает пять тел и шестиугольных фигур. Anima telluris способна ко всему этому по изначальному побуждению, а не посредством человеческого размышления или заключения 1296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Как и его предшественники, папы Римские Мартин IV и Гонорий IV, он выступал на стороне Анжуйской династии: объявил недействительными договоры в Олероне (июль 1287) и Канфранке (окт. 1288), по к-рым королем Сицилии признавался Хайме, младший брат короля Арагона Альфонсо III. 29 мая 1289 г. в Риети Н. короновал Карла II Анжуйского как правителя Сицилии, Апулии и Калабрии и принял от него вассальную присягу. В 1291 г., когда Хайме унаследовал от бездетного брата престол Арагона, Н. отказался признать его законным правителем, но не смог принять к.-л. реальных мер. Урегулирование анжуйско-арагонского конфликта продолжили преемники Н., в частности папа Римский Бонифаций VIII (1294-1303) (см. в статьях Италия и Испания ). Др. примером симпатий Н. к Анжуйской династии стало его решение объявить преемником умершего бездетным венг. кор. Ласло IV (1272-1290) не Альбрехта, сына герм. кор. Рудольфа I, а Карла Мартелла, сына Карла II Анжуйского и племянника Ласло IV по материнской линии. В итоге, однако, победу в борьбе за венг. престол одержал 3-й претендент - представитель боковой ветви династии Арпадов Эндре (Андрей) III (правил в 1290-1301). Как и его предшественники, Н. прилагал немало усилий к организации крестового похода на помощь христианам в Палестине. С большим трудом в 1291 г. папе удалось добиться от англ. кор. Эдуарда I (1272-1307) согласия выступить в поход летом 1293 г. Для финансирования похода Н. обещал передать Эдуарду I 1/10 годового дохода от всех церковных бенефициев Англии и Уэльса. По папскому приказу в 1291-1292 гг. были описаны все приходские церкви и пребенды этого региона и проведена оценка их доходности (Taxatio Ecclesiastica). Этот документ является уникальным источником сведений по истории средневек. католич. Церкви в Англии (изд.: Taxatio Ecclesiastica Angliae et Walliae auctoritate P. Nicholai IV/Ed. T. Astle et al. L., 1802; см. также электронную базу данных по материалам описи: www.hrionline.ac.uk/taxatio [Электр. ресурс]). Проект крестового похода остался нереализованным, поскольку в мае 1291 г.

http://pravenc.ru/text/2566084.html

Мы знаем от Вальсамона, что в его время, то есть в XII в., уже не было диаконисс, получавших рукоположение. В монастырях некоторые монахини имели такое звание, однако он уточняет, что это наименование использовалось в несобственном смысле ( καταχρηστικς) 1289 . В Западной Церкви о женском диаконстве долгое время вообще ничего не знали, и оно там так и не утвердилось. Соборные предписания свидетельствуют о полностью отрицательном отношении к этому институту 1290 . Напротив, в восточных невизантийских разновидностях христианства, яковитстве и несторианстве, функции диаконисе, по-видимому, были шире, чем в Греческой Церкви 1291 . Согласно рассматриваемому правилу Халкидонского Собора, женщин-диаконов не должно поставлять до достижения ими сорокалетнего возраста. Как отмечает Ж. Годме, «перед нами результат компромисса» 1292 . Согласно закону императора Феодосия, ни одна женщина не могла быть поставлена диакониссой, если она не старше шестидесяти лет; при этом она должна быть вдовой с детьми 1293 . Ссылка в тексте на praeceptum apostoli [предписание апостола], а также установленный возрастной предел показывают, что в данном случае диакониссы уподоблялись вдовицам, о которых идет речь в первом Послании к Тимофею (см.Тим. 5:9–13). Такое отождествление было произвольным, ибо в то время – мы ничего не знаем о подобных явлениях в христианстве первых веков – диакониссы выбирались и из дев, так же как и из вдов 1294 . Некоторые диаконисы поставлялись в довольно молодом возрасте, как, например, св. Олимпиада 1295 . Кроме того, и поручаемые им дела не всегда подходят для женщин пожилого возраста. Юстинианово законодательство в окончательной стадии своей разработки последовало решению Халкидонского Собора, запретив поставлять диаконисс до сорокалетнего возраста 1296 . Этот возрастной предел, а также обычай поставлять лишь дев или вдовиц показывает, что женское диаконство отнюдь не было разновидностью диаконата мужчин. В том же направлении идет и заключительное предписание 15 правила Халкидонского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

(4) Закончено то, что задерживало осуществление наших надежд; с полной уверенностью ручаюсь тебе за нравы моего Романа, которого украшают и занятия наукой и особенная любовь к родителям – качество, заслужившее ему и этот дар от матери, одновременно наследство от отца и усыновление от вотчима. (5) Добавь к этому его благородное происхождение и отцовское состояние 1286 . Полагаясь на твою благосклонность, верю, что просьбы придадут этому еще больше значения. (6) Прошу, владыка, дай мне принести ему столь желанное поздравление и удовлетвори моему, надеюсь, благородному чувству: гордиться твоим суждением не только обо мне, но и о друге. 5 Плиний императору Траяну. В прошлом году, владыка, замученный почти до смерти тяжелой болезнью, я пригласил иатралипта 1287 , отблагодарить которого за его заботливый и старательный уход смогу полностью только по твоей милости. Я и прошу: дай ему римское гражданство. (2) Он чужестранец, отпущенник чужестранки 1288 . Имя ему Гарпократ; хозяйкой его была Фермуфис, дочь Феона, давно уже скончавшаяся. Также прошу тебя, дай квиритское право отпущенницам почтеннейшей женщины Антонии Максимиллы 1289 , Гедии и Гармериде 1290 : я прошу тебя об этом по просьбе их госпожи 1291 . 6 Плиний императору Траяну. Благодарю тебя, владыка, за то, что ты незамедлительно даровал квиритское право отпущенницам моей родственницы и римское гражданство Гарпократу, моему иатралипту. (2) Когда я, по твоему указанию, сообщил его годы и имущественное положение 1292 , то люди опытные 1293 заметили мне, что я должен был сначала просить для него александрийского гражданства 1294 , а затем уже римского; он ведь египтянин. Я же, полагая, что между египтянами и остальными чужестранцами нет никакой разницы, удовольствовался только тем, что написал тебе об отпуске его на волю госпожой-чужестранкой и о давнишней ее смерти. Я не жалею об этой своей неосведомленности, которая дала мне возможность быть тебе неоднократно обязанным за одного и того же человека. (3) Итак, прошу тебя, чтобы иметь возможность законно пользоваться твоим благодеянием, пожалуй ему и александрийское гражданство и римское. Сведения о его возрасте и имущественном положении я отправил, чтобы опять не задержать твоих милостей, твоим отпущенникам 1295 , которым ты приказал их отправить.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Отрубленную голову мятежника Валент послал Валентиниану, находившемуся в Галлии. 1286 Евдоксий скончался в 369 г. По сообщению Сократа (IV, 14), Евдоксий умер в Константинополе сразу после отъезда Валента в Антиохию. 1287 Сократ утверждает (IV, 18), что вместе с Демофилом-арианином в городе появился и епископ от никейской партии – некий Евагрий. Он был рукоположен бывшим епископом Антиохийским Евстафием. 1288 Противостояние между епископом Гераклеи Фракийской и Константинополя продолжалось и позднее, всю первую треть V в. Попытки столичного епископа занять пер-венство формально получили некоторый успех в 381 г. во время II Вселенского собора. 1289 Евномий был назначен на пост епископа Кизикского указом императора (с подачи Евдоксия) (Сокр., IV, 7). Однако Кизика не приняла его вместо Элевсия, и Евномий был вынужден вернуться в Константинополь, оставшись епископом без места. 1292 Валентиниан II был провозглашен августом в четырехлетнем возрасте 22 ноября 375 г. Он управлял Западом до 392 г. (до 383 г. совместно с Грацианом, который приходился ему сводным братом). 1293 Филосторгий ошибается: речь идет о вестготах, которые под натиском отступавших от гуннов остготов были поселены в 376 г. Валентом во Фракии на правах федератов. 1295 Феодосий стал соправителем Грациана 16 января 379 г. Он правил Востоком империи до 392 г., а в 392–395 гг. – всей Римской империей. 1297 Дорофей был вызван в Константинополь из Антиохии. В столице он вошел в явные противоречия с другим фракийцем, Марином, вызванным туда же чуть раньше. Сторонники Марина впоследствии получили прозвание псафириан. Они утверждали, что Отец всегда был Отцом, даже и до существования Сына (Сокр., V, 23). 1298 По мнению ортодоксальных церковных историков, евномиане была самым радикальным из арианских течений. 1299 Аркадий (Флавий) (император на Востоке, 395–408 гг.) родился в Испании около 377 г. Он был старшим сыном Феодосия I Великого и Элии Флавии Флакциллы; отец объявил его августом в 383 г. 1300 Восстание Максима в Британии началось в 383 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый состав типографских рабочих был следующий. Наборщики Степан Ильин и Иван Михайлов, тередорщики Иван (Федоров) Колмаков и Данила Юдин, батырщики Тимофей Скотинков и Козма Георгиев (Егоров), принятый на место уволенного за воровство, и разборщик литер Никита Милюков. Все они были присланы из С.-Петербургской Типографии. У нового стана стали из монастырских, служителей: наборщики – Фока Петров и Афанасий Журкин, тередорщики Семен Жаров и Иван Перфильев, батырщики Семен Дмитриев Хохлов и Иван Нестеров и разборщик Артемий Зиновьев 1289 . С 1722-го года в Типографию определен писарь Сергей Тарасов 1290 . Содержание они получили следующее: писарь 40 рублей и хлеба 4 четверти муки и 4 четверти овса, наборщики по 37-и рублей 1-му алтыну 4 деньги, тередорщики по 26-ти рублей, батырщики по 24 рубля 2 алтына 4 деньги, разборщики по 25-и рублей 2 алтына 4 деньги и хлеба по 3 четверти муки и по 3 четверти овса на человека 1291 . В 1722-м году к 1-му февраля закончено было печатание «Пращицы», – 1.200 экземпляров 1292 . С 1-го февраля по 11-е марта печатана книга Толкование блаженств евангельских, первое издание, в количестве 600 экземпляров. Книга пушена была в продажу по 11-и алтын и принесла прибыли 117 рублей 1293 . С 28-го марта по 1-е мая напечатать был «второй выход», в 600 книг, и принес прибыли 133 рубля 1294 . С 1-го июня по 1-е августа напечатали уже третье издание, на этот раз в количества 2.350 экземпляров 1295 . Толкование блаженств евангельских, сочиненное по указу Государя, Петр сам редактировал и в указе Святейшему Синоду из Астрахани 13-го июля 1722-го года, собственноручно писал: «книгу о блаженствах всю чель, которая зело изрядная и прямой путь христианской, только надлежит предполагаю сделать, в котором разные наши толкования неправые ханжевские все выяснить, дабы читающий перво свой порок узнал, и потом пользу и прямую истину, також в конце силу всей книги зело короткою выпиской без толку 1296 , понеже оной уже выше писан, положить, дабы мог на память оное иметь, понеже всей книги на память невозможно иметь» 1297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В фонде собраны рукописные книги светского и духовного содержания, архивные коллекции, личные (семейные, родовые) архивы, архивные фонды различных государственных, церковных, частных учреждений и общественных организаций. Фонд включает документы с 6 в. н.э. до настоящего времени, исполненные на пергамене, бумаге, иных специфических материалах (более 650 тыс. единиц хранения) 1285 . В Фонде редких и ценных изданий собраны отечественные публикации, изданные до 1825 г., иностранные документы, изданные до 1700 г., а также историкокнижные коллекции, сформированные из изданий более позднего периода. В фонде выделены коллекции инкунабулов, книг кирилловской 1286 и глаголической 1287 печати и др., имеется свыше 100 изданий – абсолютных раритетов и около 30 книг – единственных в мире экземпляров 1288 . Отдельный интерес представляет собрание литературы русского зарубежья 1289 . Начиная с 90–х гг. 20 в. библиотекой издаются различные библиографические справочники, касающиеся литературы по истории религии и истории Церкви 1290 . § 12. Собрание Научной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Собрание Научной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова содержит 11 греческих и латинских рукописей 10–15 вв., 100 западноевропейских рукописей 15–19 вв. и 455 восточных рукописей 16–19 вв. 1291 В числе рукописей на латинском и греческом языках–богословские, историко–юридические и литературные произведения; имеются также инкунабулы и палеотипы, в т.ч. греческая рукопись Хроники византийца Петра Александрийского (10 в.), греческий рукописный иллюминованный Апостол 1072 г. 1292 , сборник речей аттических ораторов (15 в.) и др. Среди латинских рукописей – иллюминованная Библия на пергамене (13 в.) парижской работы с инициалами, принадлежащая к числу самых выдающихся памятников западноевропейского книжного искусства, которая происходит из собрания, подаренного Московскому университету П.Г. Демидовым (1738–1821) в 1803 г. (Codex Demidovianus). На основе этого манускрипта профессор классической литературы Московского университета Христиан Фридрих Маттеи (1744–1811) сделал латинские коллации к тексту Апокалипсиса в своем издании славянской Библии в полный лист (М., 1762); тот же профессор Маттеи опубликовал научное описание этой рукописи 1293 , а также рукописи Колумеллы Rei rusticae 1294 из демидовского собрания (в настоящее время в собрании библиотеки МГУ не состоит; предположительно, утрачена во время пожара 1812г.; высказываются соображения, что из всей демидовской коллекции наполеоновский пожар пережила лишь упомянутая Вульгата 13 в.; однако ныне в фондах библиотеки МГУ хранятся, помимо нее, еще два издания, отмеченные суперэкслибрисами П.Г. Демидова 1295 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010