1280 Там же. 1281 Там же. 1282 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 3. 1283 АСЕУ. Список монахов, представленных к наградам в 1954 г. 1284 Личный архив автора. Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша). 1285 Там же. Наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша). 1286 АСЕУ. Письмо епископа Сумского и Ахтырского Евстратия схиигумену Андронику (Лукашу) от 21 сентября 1957 г. 1287 Там же. Рапорт архимандрита Тавриона (Батозского) Преосвященнейшему Евстратию. епископу Сумскому и Ахтырскому от 24 августа 1957 г. 1288 Личный архив автора. Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша). 1289 Там же. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись, 1966. 1290 АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Серафима (Романцова). 1291 Личный архив автора. Письма митрополита Зиновия (Мажуги). 1292 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 116. 1293 Там же. 1294 ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 109. 1295 Личный архив автора. Письма игумена Исаии (Коровая). 1296 АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Серафима (Романцова). 1297 Там же. 1298 Там же. По воспоминаниям духовных чад о. Серафима, после закрытия Драндского монастыря он некоторое время жил в пустыни на Сухой речке, недалеко от Сухуми, под руководством иеромонаха Савватия (Личный архив автора. Письма игумена Исаии (Коровая). 1299 АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Серафима (Романцова). 1300 Там же. 1301 Там же. 1302 Личный архив автора. Письма схиархимандрита Серафима (Романцова). 1303 Там же. 1304 Там же. 1305 Там же. 1306 Там же. 1307 Личный архив автора. Духовное завещание схиархимандрита Серафима (Романцова). 1308 АСЕУ. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) преосвященнейшему Евстратию, епископу Сумскому и Ахтырскому. 1309 Личный архив автора. Свидетельство духовника о. Серафима (Романцова) о возведении его в сан игумена. Сумы, 1960. 1310 АСЕУ. Послужной список монаха Иакинфа (Резника). 1311 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 111. 1312 АСЕУ. Послужной список монаха Иакинфа (Резника). 1313 Там же. 1314 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 61.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   Императору узурпатору престола, ослепившему своего соперника, грозило отлучение; отлучали от причастия на долгие годы и за незаконный брак. Это церковное прещение исполнялось, император на коленях входил в храм и перед всею церковью ожидал разрешительной молитвы.    И показательны не те злодеи, которым удавалось безнаказанно миновать грозной кары, а те, которые смиренно несли бремя канонической эпитимии.    Показательны не те слабовольные и оппортунистические архиереи, которые склонялись перед властью безбожных тиранов и давали неканонические диспензации браков или смотрели сквозь пальцы на насильнический захват престола, а показательны те из них, кто неумолимо и стойко стояли за попираемую церковную правду, обличали и отлучали, чтобы, когда их архипастырская совесть сочтет это возможным, снизойти к немощи и покрыть своею любовью и молитвою кающегося, но обязательно кающегося грешника.    Показательны не те примеры, когда иерархи и монахи, увлекаясь суетною славою и честолюбием, делались министрами или уходили с головой в гущу дворцовых интриг и заговоров, а показательны те патриархи, которые боролись за свободу церкви от гнета императорской власти, за чистоту канонов, за независимость, которые печаловались о гонимых и заступались за поверженного и уже бессильного врага и злодея, которому грозило ослепление, изгнание или казнь на эшафоте. Примером таких святителей могут послужить: Феодосии I (1178—1188), Иоанн Каматир (1198—1206), Арсений Авториан (1255—1260 и 1261—1287), Афанасий I (1289—1293 и 1303—1311) и мн. другие, чтобы уже не упоминать об Иоанне Златоусте или Фотие.    Показательно не то, конечно, что императорский дворец был центром закулисных темных влияний и что вокруг трона и «гинекея» распространялась подчас гнилостная атмосфера придворных интриг, а показательны те императоры и царицы, которые превращали дворец в некий Лицей или Академию. Показательно, что при некоторых императорах «царский дворец был более похож на монастырь», как говорит порфирородная писательница, — монастырь, в котором царил образцовый порядок, в котором было определено время и для священных песнопений, и для трапезы и для приема сановников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

244. 247. 248. 249. Блаженного Елезвоя царя ефиопского, современника Арефы, † ок. 555. Лавр. 244. 247. (Италогреч. 12 окт. М. Р. 27 окт. Син. 1 марта 1. По Абиссински Калев 15 мая у Люд.). Св. Афанасия , патриарха цареградского (1289–1293 и 1303–1311). У. 1428 г. (1401 г.). Пс. 1481 и прочие уставы иерус. и следов. псалтири. Св. 1646 и 1680 г. (МГр. 28 окт.). Пр. Арефы печерского, † в 12 в. не позднее 1190 г. Ч. М. от Патерика. †. Мощи в затворе в Антониевой пещере. Празднование иконе пресв. Богородицы Всех Скорбящих Радости , с 1688 г. на Ордынке в Москве. Мес. вс. св. Мес. 1806 г. Другая чудотворная икона Всех Скорбящих Радости находится в селе Ивановском московской епархии. II. Матери и дитяти огнен (с Арефою). 1295. Хлуд. 146. Марка, Сотериха и Валентины . Петр. 239. Гр. 111. (Вас. 26, у нас один Марк 27 окт.). Умерли, по земле влекомые. Акакия пресвитера мечем. (1295 нояб. 28. Без сомнения, он крестил муч. Иринарха (28 нояб.) и усечен с ним в 303 г. М. Р. 27 нояб.). Муч. Нердона огнем. 1295. Хлуд. 146. Преставление затворника Иоанна . Жил в Пскове в стене 22 года, 11616 г. 24 окт. IV. Папы , епископа г. Скифр ( Ζκθρεν) в Кипре. Син. 1 и 2. Охр. ( Екл. 30 окт. В каноне сырн. субб. Пап, еп. в Кифре кипрском. Мучч. Мартирия, Мартина и Вавила . Синод. ев. 1355. В 51 Марка, Стефана, Еветафия и св. муч. Наталии. Вероятно, испорченное из Марка, Сотериха и Валентины в Гр. М. ныне и Маркиана и Мартирия 25 окт.). V. Прокла , еп. константиноп. Син. 1 и 2. Конст. Вас. Остр. Охр. Лобк. и др. (20 нояб.). Муч. Севастианы . Нан. 3. 1295. МГр. (16 сент.). Муч. Гликерии . Син. 1 к 2. Екл. Охр. Мед. Сирм. (22 окт. или 13 мая). Никифора монаха. Сирм. (23 октября МГр.). Тавифы , воскрешенной ап. Петром . 239. 1295. (МГр. 25 окт.). Муч. Платона . Син. 1 (нояб. 18). Муч. Ираклия . Филим. (23 окт.). Николая воина. Болгар. Минея но Голубинскому стр. 667, не 24 ли декабря? (24 дек.). Благов. кн. Георгия . 54 (февр. 4). 25 I. Свв. мучч. Маркиана и Мартирия нотариев, † ок. 355 г. в Царьграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

др начать письмо мое, обративши к вам ваши 1289 Сверху вписано и вычеркнуто: тнулись 1290 Далее было: Простивши все эти обвинения, в которых бы у меня недостало духа обвинить и мерзавца, не только честного человека 1291 ниспошлют 1292 а. было избрали прекрасную дорогу ценителя б. Что могло быть прекраснее той дороги, по которой вы начали уже было идти: показывать читателям 1293 невидимо 1294 Далее было: сердце ваше 1295 умею 1296 Далее было: а что 1297 Далее было: моих 1298 Далее было: Я бла 1299 Далее начато: коренн 1300 Далее начато: и тверд 1301 Мое дело 1302 Хотя, может быть, мне уж дан 1303 Далее было: хотя и мог бы отважиться 1304 ослеплен собой и видел 1305 неестеств 1306 Далее было: когда внутренний дух стал померкать и как бы готов пог . Но книга моя явилась в таком виде, что только один полный ум, и в каком 1307 больше 1308 Ничего я ни от кого не просил и не имел. 1309 Далее было: Если я не воспользовался никак прибытками в те года, когда человека всё прель , то тем более ныне, в эти года, когда неволь думается о тщете всего 1310 а. Слава богу, я возлюбил свою бедность и не променяю ее на те блага, которые вам кажутся так обольстительны. Я только и б. Знаете ли вы, что есть прелесть в бедности, и, вспомнив об этом, вам 1311 думаю 1312 сделать полегче 1313 Стало быть, вам бы следовало, прежде [останови себя. 1317 Но в како 1318 Далее было: кого-нибудь в гневе еще. о таких предметах. беспристрастие. 1319 Но если каждому из нас не напоминать друг другу ежеминутно о святости нашего званья 1320 показалось, будто бы я а. правительство наше счи б. правительству нашему [обращаю] воздаю 1321 а. Оттого ли, что я отдал б. Оттого ли, что я сказал 1322 Если правительство [стал ] сделалось, как вы говорите, огромной шайкой воров, что отчасти и справедливо а. то рассмотрим б. или вы думаете 1323 Далее было: опять 1324 беспредельное слово 1325 Далее было: Что 1326 Далее было: а. Ком унист ли, фалан б. Разве принять 1333 дурным попам, а по 1334 а. Мне кажется б. Еще странней мне самому, что я еще 1335

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Там же. С. 88–89. 1278 Ин. 1:1. 1279 Пс. 110:9. 1280 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 30–31. 1281 Там же. С. 32–33. 1282 Там же. С. 41. 1283 Там же. С. 29. 1284 Там же. С. 22. 1285 Ин. 1:1. 1286 Лк. 9:35. 1287 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 4–5. 1288 Цит. по: Там же. С. 4. 1289 См.: Троицкий С. Афонская смута. — Церковные ведомости 20, 1913. Цит. по: Начала 1–4, 1995. С. 169–170. 1290 Там же. Подробнее об этом см. в Главе VIII (разбор доклада С. Троицкого). 1291 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 101. 1292 Там же. С. 188. 1293 Там же. С. 23. 1294 Там же. С. 40–41. 1295 1 Кор. 8:6. 1296 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 33–34. 1297 Там же. С. 25. 1298 Там же. С. 6. 1299 Там же. 1300 Там же. С. 53. 1301 Там же. С. 27. 1302 Там же. С. 16–17. 1303 Как ясно из дальнейшего, под»трисвятой песнью»здесь понимается не молитва»Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а песнь ангелов из книги пророка Исайи»Свят, свят, свят Господь Саваоф». Если молитва»Святый Боже»в православной традиции воспринимается как относящаяся к трем Лицам Святой Троицы, то песнь из книги пророка Исайи воспринимается по–разному: в частности, в Акафисте Иисусу Сладчайшему, на который ниже ссылается автор»Апологии», она истолкована как относящаяся к имени Иисуса Христа. 1304 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. 1305 Там же. С. 83. 1306 Фил. 2:9. 1307 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. Ср.: Деян. 2:21. 1308 Там же. С. 111–112. 1309 Там же. С. 85–86. 1310 Там же. С. 89. 1311 Там же. С. 93. 1312 Там же. С. 8. 1313 Там же. С. 6–7. 1314 Там же. С. 17. 1315 Там же. С. 65–66. 1316 Там же. С. 18. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 1317 Там же. С. 9. 1318 Там же. С. 49–50. 1319 Там же. С. 52. 1320 Там же. С. 72–73. 1321 Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 61. 1322 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 153. 1323 Там же. 1324 Там же. С. 156. 1325

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

1) устав не только излагает ход и порядок постоянных обрядов литургии, но и затрагивает случайные, казуистические вопросы из её практики. Такие случаи не могли иметь места в общем строе службы и возникнуть из её общего изложения в служебнике, но сопоставляют искусственное к ней дополнение. Наприм. об употреблении эпигонатия; как поступать, если просфора окажется теплой; где стоять священнику во время евангелия, если за алтарем не будет свободного места; как произносятся возгласы перед евангелием, если служат несколько дьяконов; как поступать, когда в церкви присутствует епископ; когда служат с рипидой и без неё. 2) В уставе попадаются замечания, идущие от лица составителя; таковы выражения: «якоже рехом, якоже множицею рехом, идеже и мы научихомся видети» – а они могли попасть в литургийную запись из особого руководства или наставления. 3) На то же указывают и замечания, направленные к исполнителям службы от имени составителя; напр. σημειωσαι και ενταυθα... ως και εν τη ευχη πρωτη и проч. 4) Видно, что эти замечание вставлены после и приложены к основному тексту молитв особо. Молитвы, как известно, помещались в служебнике одна за другой, каждая под своим именем, а в уставе эти названия повторяются при изложении обрядов, хотя самые молитвы и не пишутся. Эти соображение подтверждаются самим делом из существования греческих и славянских записей устава, изложенных отдельно от службы. Так, в одном греческом рукописном уставе из синод. библ. 381–369 мы нашли его под следующим заглавием: «περι του πως δει εκτελεισθαι την θειαν και ιεραν λειτουργιαν» (φ. 24). Статья эта замечательна как документ для решения вопроса о времени происхождения «δαταξις τς εροδιακονας», и той редакции литургии, которая в славянском переводе является впервые в списке Евфимия терновского и в служебнике Митрополита Киприана. Время происхождения синодальной записи определяется следующими данными: во время молитвы, читаемой священником по освящении даров, дьякон поминает в диптихе живых следующие лица: патриарха Афанасия, епископа Нифонта, благочестивых и богохранимых царей Андроника и Ирину. Константинопольский патриарх Афанасий, преемник Григория Кипрского , вступил на престол 1289 г. и отрекся от него 1293, после четырехлетнего управления, нажив себе недоброжелателей, благодаря крутым мерам, с которыми он принялся за исправление тогдашнего расшатанного духовенства и монашества. Уступив кафедру Иоанну XII, он вторично занимал её от 1304 по 1311 год. Какого из двух Андроников: старшего, или младшего разуметь в данном случае, ясно не видно, но судя по упоминанию об Афанасии, естественно предполагать Андроника старшего, который занимал престол с 1287 по 1332 г. и вступил во второй брак с Ириной, дочерью Вильгельма VI Монфортского, в 1285 г. (Du Cange. Famil. Byzant. p. 235). Таким образом, основываясь на синодальном списке устава, видно, что он уже существовал между 1289 и 1311 годом, а если так, то замного предупредил деятельность Филофея и был составлен ранее его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

языков (греческого, латинского, французского, персидского, татарского и др.) стал основой зарождающейся литературы, носившей более светский характер в отличие от традиц. духовной письменности на древнеарм. языке. На среднеармянском были написаны важные исторические сочинения, лит. шедевры, экзегетические и литургические работы, памятники юридической лит-ры, естественнонаучные, философские, медицинские трактаты, притчи и проповеди, созданы различные сборники, учебники и др. Лит. деятельностью занимались: католикосы Григор II Вкаясер (Мартирофил (Мучениколюбец); ок. 1025-1105), Григор III Пахлавуни (ок. 1093-1166), Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), Григор IV Тха (ок. 1133-1193), а также Геворг Лореци (2-я пол. XI в.), Геворг Мегрик (1043/45 - ок. 1113/15), Киракос Дразаркци (ок. 1050-1127), Игнатиос Черногорец (1090-1160), Вардан Айказн (XI-XII вв.), Барсег Дразаркци (ок. 1100 - ок. 1163), Саргис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Григор Кесунци (1100?-1170?), Григор Марашеци (XII в.), еп. Нерсес Ламбронаци (1153-1198), Григор Скевраци (1170/75-1264/65), Вардан Айгекци (ок. 1170-1235), Аристакес Ритор (ок. 1170 - ок. 1240), Ованнес Гарнеци (ок. 1180 - ок. 1245), Вардан Великий (Аревелци; ок. 1198-1271), Мхитар Скевраци (ок. 1200 - ок. 1271), Смбат Спарапет (1206-1276), Ваграм Рабуни (ок. 1215 - ок. 1290), Ованнес Ерзнкаци Плуз (ок. 1230-1293), Григор VII Анаварзеци (ок. 1240-1307), Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), Хетум Корикосци (ок. 1240 - ок. 1311, племянник кор. Хетума I), Геворг Скевраци (ок. 1246/47-1301), Ованнес Аркаехбайр (букв.- «брат короля» - Хетума I; XIII в.), Мовсес Ерзнкаци (1250 - ок. 1323, ученик Геворга Лореци), Костандин Ерзнкаци (ок. 1250 - ок. 1340), Вардан Малый Бардзрабердци (Киликеци; ок. 1260 - ок. 1326), Барсег Машкеворци (ок. 1280 - ок. 1345), Тиратур Вардапет Киликеци (ок. 1275 - ок. 1350), Нерсес Палианенц (кон. XIII в.- 1363), Киракос Ерзнкаци (1289-1355), Ованнес Тлкуранци (1320-1400) и др. Как и более ранние произведения, лит-ра К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

411 «Послах в Царьскый град в монастирь Светаго Предтече и Крьстителя Иоана, и принесень ми бысть си типик иер(оус)алимьскы, и приложих и вь нашь езык оть писмень грьчьскаго езыка» (Гласник. С. 191). 412 По мнению проф. И. Мансветова , данный памятник не принадлежит творчеству патриарха Филофея и существовал до этого патриарха, когда Константинопольскую кафедру занимал патриарх Афанасий, впервые управлявший Церковью с 1289 по 1293 год и вторично с 1304 по 1311 год. Кроме того, памятник испытал дополнения, на что указывают встречающиеся в нем повторения и противоречия (Церковный устав. С. 196). 422 Заслуживает внимания в данном памятнике сугубое «Аллилуиа». Профессор А. А. Дмитриевский говорит, что сугубое «Аллилуиа» «идет через всю эту рукопись и две другие, 321 и 324, той же Ватопедской библиотеки (Описание, III. С. 424). Явление знаменательное для истории русского раскола и исправления книг в XVII столетии. Очевидно, сугубое «Аллилуиа» нерусского происхождения и не было следствием ошибок переписчиков книг; оно существовало на Православном Востоке за много столетий до его оживленных сношений с Московской Русью в XVI-XVII столетиях и оттуда занесено на Русь, как и сам Иерусалимский устав. 454 «По отпусте „тритекти» сходит патриарх и ожидает царя во святом кладезе, если бы, конечно, и он пожелал по древнему обычаю прийти, а когда придет, кадит, и оба, вступая во святилище в предшествии им с кадильницей канстрисия, поклоняются и целуют лежащее на святой трапезе Евангелие. Царь стоит у правого столба кивория, а патриарх творит молитву начала литии. Певцы после возгласа начинают на амвоне вышенаписанный тропарь „Днесь спасения нашего главизна». Патриарх берет со святого престола Евангелие и после совершения по уставу каждения вручает его второму из диаконов и целует его (Евангелие), и царь целует Евангелие и крест, и, выйдя, отправляются на Форум. Когда там певчие пропоют славословие и когда совершатся обычные молитвы, снова начинают они тот же тропарь, и возвращается лития в Халкопратию» (Дмитриевский. Древнейшие типиконы. С. 306–308).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В сфере затрагиваемых им вопросов, он имеет несомненное влияние на обработку типика и вводит в него следующие новые стороны: 1) подробно излагает обрядовую обстановку службы, о которой типик или молчит, или ограничивается более или менее общими указаниями 24 . 2) Там, где по разным типикам известный обряд представляется различно, Ordo устанавливает для него однообразное исполнение 25 и 3) некоторые статьи устава излагает иначе и перерабатывает 26 . Но несмотря на это значение, бывшие в нашем распоряжении списки греческого устава приводят к тому заключению, что Ordo не имел фактического влияния на редакцию греческого типика и прошел для него бесследно. Чем объяснить это явление? Вероятно, это зависело от особых задач Ordo и его непосредственного отношения к евхологии. Назначенный для руководства священникам, он никогда не сливался с содержанием устава, и его помещали в старинных требниках в виде дополнения к чину вечерни и утрени для священника. По своему содержанию и назначению он составлял продолжение устава литургии и печатался рядом с ним, под общим заглавием 27 . Только устав литургии слился с ее текстом, а устав вечерни и утрени не вошел в общее изложение этих служб и остался отдельной статьей. Исключения составляют некоторые его рубрики, который перешли в славянские списки устава и в греческие старопечатные типики, а отсюда были приняты и в наши правленые издания. Что же касается до рукописных греческих уставов, то в них мы не нашли никаких следов пользования Ordo. Кто был составителем этого устава? Судя по надписанию его в греческих требниках, 28 автором Ordo признается известный Константинопольский патриарх и литургист XIV в., Филофей. Но это мнение не имеет за себя других положительных оснований и вызывает сильное сомнение в виду несостоятельности принятого мнения об авторстве Филофея по отношению к уставу литургии. В греческом типике Синод. библ. 381 мы нашли этот устав с упоминанием в молитве по освящении даров об императоре Андронике и патриархе Афанасие, из которых первый (разумеется, Андроник младший) царствовал между 1287 по 1332 г., а Афанасий занимал патриаршую кафедру в первый раз от 1289 по 1293 г., второй раз от 1304 по 1311 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Антоний I (Кассимата) (821–836) Иоанн VII Грамматик (836–842) Мефодий I (842–846) Игнатий (846–858) Фотий (858–867) Игнатий (вторично) (867–877) Фотий (вторично) (877–886) Стефан I (886–893) Антоний II Кавдеа (893–901) Николай I Мистик (901–907) Евфимий (907–912) Николай I (вторично) (912–925) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (931–956) Полиевкт (956–970) Василий I Скамадрин (970–974) Антоний III Студит (974–980) Николай II Хрисоверг (984–995) Сисиний II (996–999) Сергий II Мануилит (999–1019) Евстафий (1020–1025) Алексий Студит (1025–1043) Михаил I Керулларий (1043–1059) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1063–1075) Козьма I Иерусалимит (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Гамматик (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стипп (1134–1143) Михаил II Курку (Оксеит) (1143–1146) Козьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153) Константин IV Хлиарин (1154–1156) Лука Хрисоверг (1156–1169) Михаил III (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий Ворадиот (1178–1183) Василий II (Филакопул) (1183–1186) Никита II Мунтан (1187–1189) Леонтий Феотокит (1189–1190) Досифей (1190–1191) Георгий II Ксифилин (1191–1198) Иоанн X (1198–1206) Михаил IV Авториан (1207–1213) Феодор II Ириник (Копа) (1213–1215) Максим II (1215) Мануил I (Харитопул) (1215–1222) Герман II (1222–1240) Мефодий (1240) Мануид II (1240–1255) Арсений Авториан (1255–1260) Никифор II (1260–1261) Арсений (вторично) (1261–1267) Герман III (1267) Иосиф I (1267–1275) Иоанн XI Векк (1275–1282) Иосиф I (вторично) (1282–1283) Григорий II (Георгий) Кипрский (1283–1289) Афанасий I (1289–1293) Иоанн XII (Козьма) (1294–1304) Афанасий I (вторично) (1304–1310) Нифонт I (1311–1315) Иоанн XIII Гликос (1316–1320) Герасим I (1320–1321) Исайя (1323–1334) Иоанн XIV Калека (1334–1347) Исидор I (1347–1349) Каллист I (1350–1354) Филофей (1354–1355) Каллист I (вторично) (1355–1363) Филофей Коккин (вторично) (1364–1376) Макарий (1376–1379)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010