Апостолы. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Роспись ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере в Риме. 1289–1293 гг. Большая часть исследователей считает, что фрески исполнены в 1289-1293 гг. Их завершение связывается с моментом окончания работ над датированным киворием работы Арнольфо ди Камбио (1293). Существует и датировка 1261-1281 гг., связанная со временем настоятельства Симона де Бриона (впосл. папа Мартин IV). Согласно 3-й версии, основанной на сравнении стилей этих фресок и мозаик в ц. Санта-Мария-ин-Трастевере, а также на выделении в росписи элементов иконографии, близких к готическим заальпийским образцам, «Страшный Суд» следует отнести к 1289-1291 гг. Наконец, выдвигалось предположение, что фрески были исполнены в 1285-1287 гг., в понтификат Гонория IV. От композиции «Страшный Суд» сохранился средний регистр с образом Спасителя на троне в окружении ангелов, по сторонам которого стоят Богоматерь и св. Иоанн Креститель, а следом за ними изображены сидящие на тронах апостолы. Нижний регистр композиции наполовину отрезан полом хора. Здесь был представлен престол с символами Страстей, окруженный трубящими ангелами, справа - группы грешников, слева - праведников. Согласно реконструкции Вильперта ( Wilpert. Mosaiken. 1916-1917), вверху было представлено «Явление Бога Отца в окружении ангелов» (воспроизведение: Matthiae. 1972. Ill. 66), но после реставрации 1979-1980 гг., проведенной Д. Дзари и К. Джантомасси, возобладало мнение, что там находилось заложенное круглое окно. Реставрация позволила оценить качество живописи, новаторство языка К., его место среди современников и его влияние на следующие поколения. Проторенессансный характер цикла проявляется в отказе от апокалиптической трактовки сюжета, внутренне гармоничного, решенного статично и центрично. Фрески свидетельствуют об эволюции стиля К. и являются одним из первых примеров западноевроп. живописи, опирающейся на византийскую иконографию и прибегающей к отдельным формальным приемам предшествующей эпохи (введение в живопись золота и рельефа), но самостоятельной по образной структуре и формальному решению. Ряд исследователей объясняют эти новшества тем, что до работы в ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере К. принимал участие в декорировании в Верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи, где внутри большого художественного коллектива происходил интенсивный обмен опытом. Но более вероятно, что радикальной переменой видения, обращением к миру классики К. обязан произведениям Арнольфо ди Камбио, созданным в посл. десятилетия XII в. в Риме.

http://pravenc.ru/text/1319748.html

1) Появление в на месте неударенного у: 1367,34 взаконяюща; 1389,19 и 1389,24 взаконеных; 1418,40 вгаждати. 2) Появление ф на месте хв: 1215,8 фалитеся; 1217,13 фалишися. 3) Местоименный корень як- вместо как-: 1293,29, 1294,22, 1346,8 якь. Наконец, рукопись представляет не мало особенностей, свойственных малорусскому наречию: 1) Смешение ы и и: 1204,15 ниншняа (то же и 1224,39); 1208,19 нин; 1219,23 височайшим; 1221,18 сокрившем; 1225,2 ридати; 1249,30 ври; 1252,30 слави; 1276,39 закривающе; 1314,10 (то же и 1316,35); 1320,26 новооткрилося; 1353,8 тми; 1353,10 вми; 1354,15 тисящ; 1366,42 прикривающе; 1384,32 користем; 1394,17 ниншнем; 1208,34 созыдаю; 1212,35 привныидоша; 1221,30 бысера ; 1234,10 1252,17 взыраху; 1252,41 оправдытися; 1282,35 скрыжали; 1306,22 язычныки; 1307,9 лжеименытых; 1308,15 избыша; 1378,32 и 1431,24 быен;1394,41 покорым; 1396,37 покорытися; 1418,37 презырати; 1437,31 1441,10 словесы; 1441,31 ныхже. 2) Появление на месте и и обратно: 1253,4 смренныя; 1359,36 видти (вм. вдти); 1386,45 завст; 1388,22 1390,2 смряй. На основании этих особенностей орфографии, можно, кажется, несколько ограничить мнение Ундольского и полагать, что рукопись писана где-нибудь на границах белорусского и малорусского наречий; во всяком случае, её орфография свидетельствует о переходном говоре, в котором были не одни только белорусские особенности, но и малорусские. К тому же, Артемий называется старцем Острожским, по-видимому, по месту его жительства и деятельности. Хотя в рукописи заключаются послания, писанные им и в Московский период его жизни и в Литовский, однако разница в месте написания посланий не отразилась заметным образом на орфографии: рукопись Ундольского не оригинал, а копия, и, как таковая, подверглась влиянию говора переписчика. Вряд-ли, впрочем, и язык самого Артемия не подвергся влиянию государственного языка Литовско-Русского государства – белорусского наречия. С этой стороны, интересно отметить ряд полонизмов, как одну из характерных примет белорусского наречия уже в эту пору: 1250,31 владость (wladno); 1266,29 артикул (artyku); 1273,25 выклады, 1289,20 выкладаете (wykad, wykada); 1289,10–11 яко бы часу не мл; 1289,18 друковали, то же 1327,19 и 1425,23 (drukowa); 1289,32 и 1317,33 мусит; 1427,25 мушу (musie); 1306,27 (inszy); 1318,8 вмаш; 1321,8 приклад (przykad); 1322,19 шкода; 1425,28 нешкодныи (szkoda, szkodny); 1324,27 лист (письмо, list); 1333,27 свара (swar); 1351,36 скутовати (skutkowa); 1425,21, абы (aby) 2 ; 1425,24 кгрунтовныи (gruntowny); 1431,28–29 закон мои през уста твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

новые торговые привилегии были дарованы венецианцам, к-рые создали крупную факторию в Аясе. Борьба Венеции и Генуи за особые торговые пошлины в К. А. закончилась победой последней. Огромное значение транзитных торговых путей К. А. и соперничество Аяса с Александрией обострили отношения К. А. с Египетским султанатом мамлюков, правители к-рого выражали недовольство тем, что К. А. являлась союзником монголов и европейцев, а те и другие (иногда договариваясь даже о совместном выступлении) стремились с ее участием завоевать Сирию и Палестину. К тому же вслед. торговой конкуренции между Аясом и Александрией Египет стремился нанести удар К. А. и помешать транзитной торговле, к-рая интенсивно велась между Европой и Востоком через порты Киликии. В 1275 г. мамлюки напали на К. А. В 1276 г. в К. А. пытались вторгнуться тюрки, но были остановлены Смбатом Спарапетом, который погиб в сражении. В 1281 г. войско монг. Ильханов двинулось против мамлюков и вторглось в Сирию; войска К. А. вновь воевали бок о бок с монгольскими, но потерпели поражение в битве при Хомсе из-за отказа крестоносцев их поддержать. Арм. посольство, отправленное Левоном в Египет в надежде заключить мир, было арестовано и освобождено из тюрьмы лишь после вмешательства магистра ордена тамплиеров. Новый договор на 10 лет подписали в 1285 г. К. А. обязывалась выплачивать Египту миллион дирхемов ежегодно и гарантировала расширение привилегий егип. купцов. Положение К. А. продолжало ухудшаться в период правления сына Левона II Хетума II (1289-1293, 1295-1296, 1299-1301), в связи с тем что он проводил политику еще более радикальной латинизации. Религ. взгляды Хетума сформировались под сильным влиянием францисканцев. На протяжении правления Хетум неоднократно отрекался от престола и уходил на покой в мон-рь, но в силу тех или иных обстоятельств возвращался. В 1289 г. при поддержке папских легатов он сместил католикоса Костандина II Катукеци (1286-1289), стремившегося противодействовать лат. влиянию, и поставил во главе Церкви Степаноса IV Ромклаеци (1290-1292).

http://pravenc.ru/text/1684612.html

344 . Guilland R. La correspondance inédit d’Athanase, Patriarche de Constantinople (1289–1293, 1304–1310)//Mélanges Charles Diehl. P. 1930. 1. 121–140. 345 . Miller Т. S., Thomas J. The Monastic Rule of Patriarch Athanasios I: An edition, translation and commentary//OCP 1996. 62. 353–371. 346 . Talbot A.-M. M. The correspondence of Athanasius, patriarch of Constantinople (1289–1293; 1303–1309), with the Emperor Andronicus II//Dissertation Abstracts International – Ä The Humanities and Social Sciences. 1973. 33:10. 5645. Завещание – неизд. в ориг. Итал. пер. см.: 347 . Testamento spirituale. Dello stesso ai suoi discepoli//AdQ 6 .509). 73–76. [По неизд. ркп Vat. gr. 2219, ff. 97v-99r]. Исследования 348 . Барабанов H. Д. Константинопольский патриарх Афанасий I о недугах византийского общества на рубеже XIII-XIV вв.//АДСВ 1978. 15. 52–59. 349 . Барабанов Н. Д. Социальная терминология в переписке Афанасия I//АДСВ 1979. [Без номера вып.] 38–45. 350 . Барабанов Н. Д. Идейно-политическая борьба в Византии на рубеже XIII-XIV вв. (по данным писем патриарха Афанасия I). Автореферат дисс. на степень канд. ист. наук. Горький 1982. 19. 351 . Барабанов Н. Д. Отношения церкви и государства в Византии на рубеже XIII-XIV вв. (патриарх Афанасий I и Андроник II Палеолог)//АДСВ 1983. 20. 52–63. 352 . Лобова Л. Ю. Состояние византийской церкви конца XIII – начала XIV в. в восприятии патриарха Афанасия I//АДСВ 1997. 28. 34–48. 353 . Banescu M. Le Patriarche Athanase I et Andronic II Paleologue, état religieuse, politique et social de l’Empire//AARMSI 1942. 20. 1–28. 354 . Boojamra J. L. The ecclesiastical reforms of Patriarch Athanasius of Constantinople (1289–1293; 1303–1309)//Dissertation Abstracts International – Ä The Humanities and Social Sciences. 1976. 37:2. 1139. 355 . Boojamra J. L. Athanasios of Constantinoplë a study of Byzantine reaction to Latin religious infiltration//ChHist. 1979. 48:1. 27–48. 356 . Boojamra J. L. Church reform in the late Byzantine Empire. A study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thessalonike 1982. (Analecta Vlatadon. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

528 Григор Скевраци, или Ламбронаци, – один из видных авторов XIII в. Ему принадлежат несколько сочинений и панегириков. Известен панегирик, посвященный Нерсесу Ламбронаци (1205 г.), а также «Житие Григора Просветителя». Является автором и нескольких шараканов. 529 Даниил – пророк Даниил, ослушавшийся царского приказа в течение тридцати дней не просить какого-либо бога или человека, кроме царя, был брошен в львиный ров, однако «с Божьей помощью» остался цел и невредим (см.: Дан.6 ). 530 Илия Фесвитянин – пророк бога Саваофа, убивший 450 пророков Ваала и разрушивший жертвенники, за это Иезавель – жена Ахава, царя Израильского, хотела предать его смерти. Илия бежал от нее в горы (см.: 3Цар.17–20 ). 531 О частях души см. Давид Непобедимый. Определения философии. Сводный критический текст, перевод с древнеармянского, предисловие и комментарии С. С. Аревшатяна. Ереван, 1960, стр. 88. 532 Амалик – считается родоначальником амаликитян. Имя Амалик в Библии служит часто названием всего племени. Вследствие вековой вражды между евреями и амаликитянами имя Амалик сделалось синонимом зла и нечистой, силы. 534 В новейшей исторической традиции этого Левона принято называть Третьим. Первым считается князь Левон (1129–1137), затем царь Левон II (1198–1219 гг.) и Левон III (1268–1289). Автор «Жития Георга Скевраци», называя царя Левона (1270–1289) Вторым, в то же время следующего Левона, внука его, называет Левоном Четвертым. 536 Хетум II – вступил на престол в 1289 г. и с некоторыми перерывами правил до 1305 г. В 1305 г. отказался от престола в пользу своего племянника Левона IV. Умер в 1307 г. 537 Анаварза, или Анарзаба, – одна из столиц Киликийской Армении. Находилась в Равнинной Киликии. Ныне селение Анаварза. 538 Григор Анаварзеци – армянский католикос (1293–1307). Идейный вдохновитель латинофильского движения. Известен также как литературный деятель. Его перу принадлежат послания, панегирики, множество шараканов и кондакарей, а также одна из редакций четьих-миней. 540 Судя по всему, речь идет о Степаносе Ромклаеци. См. примеч. 18 к «Мученичеству Григора Балуеци».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

PG 83 PG Рус. пер. Рус. пер. 1173–1289 1416–1433 1289–1412 1433–1440 1413–1416 1440–1494 PG 84 PG Рус. пер. 613–788 Рус. пер. 588–597 Творения свт. Никифора Исповедника PG 100 PG Рус. пер. Рус. пер. 41–160 169–200 159–168 (лат.) 205–328 —575— PG Рус. пер. Рус. пер. 329–373 833–850 376–533 849–864 533–621 876–993 621–833 1001–1068 5202/1–6 Expositio in Psalmos 5202/1 69, 717–1273 Prooemium 5202/2 5202/3 5202/4 5202/5 X65 (см. TLG 7051/1) 5202/6 Fragmenta exegetica: 5205/1–5 5205/1 69, 641 (переведено) —576— Латинское название TLG (4090) 5205/2 69, 680 – 697 (переведено) Fragmentum in Proverbia 5205/3 69, 1277 Fragmenta in Canticum canti eorum 5205/4, cp. 7431 69, 1277–1293 Fragmenta in lob 5205/5 Commentarii in Matthaeum (fragmenta in catenis) 29, Х92(см. TLG 4148/1) 72, 365–469 Commentarii in Matthaeum (fragmenta alia) 72, 471–474 5207/1–3c Homilia 3 et 4 (=In occursum Domini [homilia diversa 12]) 5207/1, cp. 5256 77, 1040–1049 5207/2, cp. 5253 77, 1009–1016=98,1248–1254 Commentarii in Lucam (in catenis) [Scholia in catenis] 5207/3a 72, 476–949 Commentarii in Lucam [Scholia in catenis] 5207/3b Commentarii in Matthaeum [Scholia in catenis] 5207/3c X95, см. 29–30 Commentarii in Joannem (additamenta) —577— Латинское название TLG (4090) Fragmenta in sancti Pauli epistulas 5209/1–3 Fragmenta in sancti Pauli epistulam ad Romanos 5209/1 74, 773–856 Fragmenta in sancti Pauli epistulam I ad Corinthios 5209/2 74, 856–916 Fragmenta in sancti Pauli epistulam ii ad Corinthios 5209/2 74, 916–952 Fragmentum in sancti Pauli epistulam I ad Corinthios 5209/2 Fragmenta in sancti Pauli epistulam ad Hebraeos 5209/3 74, 953–1005 Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas: Fragmenta in Acta apostolorum 74, 757–773 Fragmenta in epistolam B. Jacobi apostoli [Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas] 74, 1007–1012 Fragmenta in epistolam I B. Petri [Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas] 74, 1012–1016 Fragmenta in epistolam II B. Petri [Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas]

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

331 . Matthiae F. С. Des Patriarchen Gregorius aus Cypren Selbstbiographië ein Beitrag zur Literatur- und Schulgeschichte des XIII. Jahrhunderts, nebst einem der ungedruckten Briefe Gregors aus einer Handschrift. Frankfurt a. M. 1817. 36. 332 . Misch G. Die Schriftsteller- Autobiographic und Bildungsgeschichte eines Patriarchen von Konstantinopel aus dem XIII Jahrhundert//Zs. für Geschichte der Erziehung und des Unterrichts. 1931. 21. 1–16. 333 . Misch G. Geschichte der Autobiographic. 1962. III/2. 890–903. 334 . Papadakis A. Gregory II of Cyprus and Mark " " s report again//GOTR 1976. 21:2. 147–157. 335 . Papadakis A. A crisis in Byzantium: The Filioque controversy of the Patriarchate of Gregory II of Cyprus (1283–1289). Ν. Y. 1983. 2 Crestwood 1996. XIII, 256. 336 . Sabbatos C. Ν. θεολογικ ρολογα κα προβληματικ τς πνευματολογας Γρηγορου Β το Κυπρου. Κατερνη 1997. 255. [Diss. Theol.]. 337 . Savvatos Chr. Il Patriarca Gregorio II il Cipriota ed il problema del «Filioque»// Κληρονομι. 1987. 19. 205–218. 338 . Sopko A. Gregory of Cyprus: A study of Church and culture in late thirteenth century Byzantium. L. 1979· 339 . Sopko A. J. «Palamisme before Palamas» and the theology of Gregory of Cyprus//SVTQ 1979. 23. 139–147. 340 . Sykoutres J. Μεθδιος Μοναχς κα Γρηρριος Κπριος//Hell 1932. 5. 117–126. 341 . Tomadakis N. Βυζαντιν πιστολογραφα. θναι 1955. 43. 342 . Tomadakis Ν. Σλλαβος βυζαντινν μελετν κα κειμνων. θναι 1961. 480–484. Афанасий I Константинопольский CSGL 3500; PG 142; PMA; RF 2.415; TLG 3149; Beck 692; PLP 415 Патр. (1289–1293, 1303–1309), св. Житие Житие, сост. Феоктистом Студитом (BHG 194). См. 6 .724, 725. Житие, сост. Иосифом Калофетом: см. 6 .1546. Слово на перенесение мощей, сост. Феоктистом Студитом: BHG 194 f [неизд.]. Сочинения 343 . Epistulae CXV ad imperatorem Andronicum II eiusque propinquos necnon officiales missae//Talbot A. M. The correspondence of Athanasius I Patriarch of Constantinople. Washington, D. C. 1975. (Corpus fontium historiae Byzantinae. 7: Dumbarton Oaks Texts. 3). 2–302 [=TLG 3149/1]. [Ср. диссертацию публикатора, 6 .346].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Это проблема политической концепции самого Паламы и ее доминирующих черт, наиболее рельефно отразившихся в гомилиях, а также трактовки Солунским архиепископом проблемы социального мира и способов его достижения (в связи с этим можно выделить зачаток идеи реформизма в воззрениях учителя безмолвия на современное ему общество – не надо только думать, что все проблемы он стремился разрешить особым и необычным способом, в корне отличным от подхода его предшественников). Далее, это проблема экономических воззрений Паламы и его подхода к осмыслению темы народности (через оттеняющую ее идею церковности) – в противовес элитарному самосознанию представителей литературы аристократической (Димитрий Кидонис). Исключительно важны сведения, которые сообщаются Паламой о жизни и быте солунян – как простых горожан с присущими им чертами народной культуры и религиозности, таки представителей знати, особенно приводимые им данные о жертвоприношениях животных – скорее всего, курбаниях, греческом обычае фольклорного происхождения, который был известен в византийской Церкви и ранее (см. гл. 3). Эти данные будет поучительно соотнести со сходными упреками и порицаниями паствы в письмах и проповедях св. Афанасия I (1289–1293, 1303–1309), проанализированных в последнее время Н. Д. Барабановым и Л. Ю. Лобовой 232 , св. Григория Кипрского (1283–1289) (нами цитируется только одно письмо, но круг их должен быть расширен) 233 , а также с широкомасштабной картиной падения (если не сказать – крушения) нравов византийцев, рисуемой в начале XV в. Иосифом Вриеннием 234 . Основные моменты этой критики нравов по существу остаются неизменными на протяжении XIV в., что позволяет рассматривать его начало 235 и конец как хронологические границы привлекаемого для сопоставления с гомилиями Паламы источникового материала. Единственное исключение сделано для известий о курбаниях (для прояснения сущности и форм исторического бытования которых нами привлекается источник XII в.), поскольку этот обычай и все, что связано с ним, относится к феноменам, характеризующимся «большой длительностью» (если воспользоваться терминологией Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Об этом свидетельствует приблизительный список его предприятий: союз с венг. кор. Иштваном (Стефаном) V против чеш. кор. Пржемысла II Отокара (1271), безуспешная попытка стать кандидатом на краковско-сандомирский стол в Польше (1279/80), а затем поддержка чеш. кор. Вацлава II в его борьбе за Краков (1289, 1299), поход в Силезию (1289), участие в военных акциях ордынцев (в 1277 против Литвы, в 1285 против Венгрии, в 1287 против Польши), к-рых он привлекал и к собственным походам (в 1275 на Литву, в 1280/81 на Польшу). В качестве результата можно назвать разве что временное овладение им Люблинской землей (1293-1302). Ист.: ПСРЛ. Т. 1-3 (по указ.); Галицько-Волинський лimonuc: Дocлiдж., текст, комент./За ред. М. Ф. Котляра. К., 2002; Codex diplomaticus Hungariae ecclesiasticus ac civilis/Ed. G. Fejer. Budae, 1829. T. 3. P. 1, 2; Codex diplomaticus Arpadianus contianuatus/Ed. G. Wenzel. Pest, 1860-1861. T. 1, 2; Documenta pontificum Romanorum historiam Ukrainae illustrantia/Ed. A. G. Welykyj. R., 1953. Vol. 1: (1075-1700). N 3-42; The Texts and Versions of John de Plano Carpini and William Rubruquis/Ed. C. R. Beazley. L., 1903; Плано Карпини Дж. дель. История монгалов// Джованни дель Плано Карпини. История монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Вост. страны. Книга Марко Поло/Вступ. ст., коммент. М. Б. Горнунга. М., 1997; Magistri Vincentii Chronica Polonorum/Ed. M. Plezia. Kraków, 1994. (MPH. NS; T. 11); Щавелева Н. И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша (книги I-VI): Текст, пер., коммент./Под ред. и с доп. А. В. Назаренко. М., 2004. (ДИИВЕ). Лит.: Дашкевич Н. П. Княжение Даниила Галицкого по рус. и иностр. известиям. К., 1873; он же. Переговоры пап с Даниилом Галицким об унии Ю.-З. Руси с католичеством//Унив. изв. 1884. 4. С. 136-181; Андрияшев А. М. Очерк истории Волынской земли до кон. XIV ст. К., 1887; Иванов П. А. Ист. судьбы Волынской земли с древнейших времен до кон. XIV ст. Од., 1895; Грушевський М. Xpohoльoriя noдiй Галицько-Волинськоï лimonucu//ЗНТШ.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Напрасно Великий магистр тамплиеров Гийом де Боже (1273–1291), имевший своих информаторов в стане мамелюков, предупреждал власти города; те оставались глухи и слепы в своей ненависти друг к другу. 25 марта 1289 г. началась осада Триполи, длившаяся чуть больше месяца. 27 апреля 1289 г. город был взят, и началось его разграбление. Груды трупов лежали на улицах города и плыли в море. Десятки тысяч жителей были уведены в рабство, а сам Триполи приказом Калауна стерт с лица земли 495 . Затем настал черед Акры. Жители города прекрасно понимали, что их ждет в случае падения укреплений, а потому срочно направили посольство к татарам с предложением союза. Этот акт был воспринят мамелюком как предлог для новой войны и расторжения прежних мирных соглашений. Напрасно Римский папа Николай IV (1288–1292) взывал к христианским государям, предлагая срочно организовать новый Крестовый поход; все было тщетно. Король Хайме II Арагонский (1291–1327) обещал послать войска в Левант, но до этого дело так и не дошло – в скором времени он заключил мирный договор с мамелюками. Объяснение чрезвычайно просто: арагонец, равно как и Французский король, были втянуты в военные действия за Сицилию. Английский король Эдуард I (1272–1307) направил в Акру небольшой контингент войск под командованием Отто де Грансона, но это была капля в море. Остальное войско англичанин использовал для завоевания Шотландии. В 1290 г., на Пасху, в город прибыл также небольшой отряд итальянских крестоносцев. Но это были в основном наемники и рядовые обыватели, не готовые к настоящей борьбе. Зато генуэзцы выбыли из строя защитников Латинской Палестины, пролонгировав мирное соглашение с султаном Египта. Небольшую отсрочку по времени Акре дала смерть Калуна аль-Мансура и междоусобная борьба, которую пришлось вести его преемнику аль-Ашраф Халилю (1290–1293). Но конец Леванта был уже предопределен 496 . В самом конце 1291 г. Халиль приказал собрать возле Акры сотни метательных машин, а также отряды из Сирии и Египта, при помощи которых надеялся взять город. Как утверждают, общая численность войск была не менее 120 тысяч солдат, из них половина – конница. 5 апреля 1291 г. его армия окружила город, которому уже никто не мог помочь. Пытаясь продлить сопротивление, в Акру прибыл последний король Иерусалима Генрих II (1285–1291) с 200 рыцарями и 500 пехотинцами с Кипра. Но это не остановило египтян: 8 мая 1291 г. начался первый штурм города. Первая линия обороны рухнула 15 мая, а на рассвете 18 мая 1291 г. был дан сигнал к решающей атаке. Загрохотали барабаны и тысячи мамелюков бросились на стены города. Тучи стрел летали в воздухе, в скором времени погиб в бою Великий магистр тамплиеров, а Великий магистр госпитальеров Жан де Вилье (1284–1294) тяжело ранен. Пали крепостные башни, и мусульмане ворвались в город.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010