Митрополит Киевский и всея Руси свт. Кирилл (с 1243 г. нареченный митрополит) 1257–1259 Волнения в Новгороде, Суздале и Рязани против татар Изгнание крестоносцев из Константинополя. Восстановление Византийской империи Учреждение Сарайской епископской кафедры Восстания в Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире против татарских сборщиков дани 1264–1271 Великий кн. владимирский Ярослав Ярославич 1264–1301 Великий кн. галицко-волынский Лев Данилович Первый достоверно известный ярлык ханов Золотой Орды Русской Церкви, утверждавший неприкосновенность веры и духовенства ок.1271 г. Учреждение Тверской епархии в пределах Тверского княжества 1273 (или 1274) Митрополит Кирилл созвал Собор в Киеве 3001 (?) для устранения неисправностей в богослужебной практике, введена в употребление новая редакция Кормчей книги 1276–1303 Первый московский князь св. блгв. Даниил Александрович (родился в 1261 г.) до 1280 г. При владимирском Рождественском монастыре, вероятно при участии свт. Кирилла II(III), создано житие св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского Собор в Константинополе, где после смерти византийского имп. Михаила VIII Палеолога были низложены многие епископы за усердие к Лионской унии 1285–1289 В Твери построен каменный храм в честь Преображения Господня 1285–1305 Нашествие татар под предводительством Тудана («Дюденева рать»), разорение многих городов Северо-Восточной Руси Митр. Киевский и всея Руси свт. Максим 1299 (1300) Переезд свт. Максима во Владимир Суздальский ок. 1300 г. Св. блгв. кн. Даниил Александрович основал в Москве монастырь в честь поп. Даниила Столпника (Свято-Данилов) Присоединение к Москве Коломны Свт. Максим присутствовал на Соборе в Константинополе ок.1303 г. Кн. московский св. блгв. Даниил Александрович получил в наследство Переяславское княжество после прекращения местной династии Первое выделение Галицкой епархии в митрополию (упразднена в 1305 г.) 1303–1325 Московский кн. Юрий Данилович Присоединение к Москве Можайска Создание великокняжеского летописного свода (сохранился в составе Лаврентьевской летописи)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АННА КАШИНСКАЯ (София) (ок. 1280 - 2 окт. 1368, слобода под Кашином), св. блгв. кнг. (пам. 12 июня, 2 окт. и в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Одна из 3 дочерей ростовского кн. Дмитрия Борисовича. 8 нояб. 1294 г. А. К. вышла замуж за тверского кн. св. Михаила Ярославича ; в тверском Спасском соборе их венчал еп. Андрей. У княжеской четы родились четверо сыновей и дочь: Дмитрий Грозные (Звериные) Очи (15 сент. 1298), Феодора (11 окт. 1299), Александр (7 окт. 1300), Константин (1307) и Василий (между 1307 и 1318). Имя супруги кн. Михаила Ярославича - Анна - приводится в повести о мученической смерти князя в Орде. Летом 1318 г. А. К. с сыном Василием провожала мужа до р. Нерли Волжской в его последней поездке в Орду. 6 сент. 1319 г. княгиня вместе с сыновьями встречала в Твери тело Михаила, казненного 22 нояб. 1318 г. ханом Узбеком. Ей пришлось также хоронить казненных в Орде сына Дмитрия (1326), сына Александра и внука Федора (казнены вместе в 1339). Время пострижения А. К. точно неизвестно, но в 1358 г. она упоминается уже как София, монахиня, а скорее всего даже настоятельница основанного в 1293 г. ее золовкой Софией близ Тверского кремля жен. мон-ря во имя св. Афанасия ( Зверинский. Т. 3. С. 20), в обиходе по имени основательницы называвшегося Софьиным. А. К., по-видимому, глубоко чтила Тверского еп. свт. Феодора II . После того как свт. Феодор оставил кафедру и ушел на покой в Отрочь мон-рь , А. К. в 1361 г. пожертвовала мон-рю неск. своих сел; 21 марта 1367 г. А. К. хоронила святителя в Спасском соборе Твери. Летом того же года кашинский кн. Василий Михайлович, сын А. К., занял Тверь и начал расправу над людьми тверского кн. св. Михаила Александровича . В ответ последний привел литов. войска и начал преследование сторонников Василия. Тот покинул город и ушел в Кашин, по-видимому, с сыном ушла и А. К. Она скончалась 2 окт. 1368 г. в пригородной слободе Кашина под названием Вход в Иерусалим, принадлежавшей кашинским князьям и позднее отошедшей к кашинскому Сретенскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/115602.html

В свете сказанного крайне важно отметить, что фактическое перемещение с середины XIII в. постоянной резиденции русских митрополитов из Киева в Северо-Восточную Русь – сначала во Владимир, а затем в Москву, – имевшее своей основной причиной разорение Юга Руси татаро-монголами, не только не встретило никаких возражений со стороны Константинополя, но и получило благословение патриарха и собора архиереев (см. ниже). Это доказывает, что Константинопольская Патриархия продолжала рассматривать митрополита τς [πσης] ωσας в качестве главы неделимой Церкви всех русских земель, а не в качестве митрополита конкретно Киева. Так, митрополит Кирилл III 15 , действовавший в этом качестве не позднее, чем с 1243 г., но только в 1246–1247 гг. утвержденный Константинопольским патриархом, пребывавшим в Никее из-за оккупации Константинополя крестоносцами, с 1250 г. перебрался в «Суждальскую землю» 16 . Лишь ближе к концу жизни митрополит Кирилл провел заметное время в самом Киеве (1276–1280 гг.), но затем снова удалился во Владимиро-Суздальскую землю, где в 1281 г. скончался в г. Переяславле-Залесском. Останки митрополита Кирилла были перенесены сначала во Владимир, а затем в Киев, где и погребены. Преемник митрополита Кирилла, свт. Максим, прибыл на Русь из Византии в 1283 г. и долго управлял Церковью преимущественно из Киева, однако в 1299–1300 гг. официально перенес свою резиденцию вместе со всем ее аппаратом во Владимир 17 , где и скончался и был погребен в 1305 г. Во время посещения юго-западных земель Руси около 1301 г. свт. Максим, среди прочего, познакомился с игуменом Ратского монастыря 18 Петром. В течение примерно двух лет после этой знаменательной, как позднее выяснится, встречи князь Галицко-Волынский Юрий Львович сумел добиться у императора Андроника II Палеолога и патриарха свт. Афанасия I одобрения на создание самостоятельной Галицкой митрополии в границах своих владений 19 . Действующий епископ Галича был возведен в сан митрополита 20 . В 1307 г. он умер, и Юрий Львович решил поставить во главе Галицкой митрополии Ратского игумена Петра, но вопреки его желанию Петр, уроженец Юго-Запада Руси, был поставлен в Константинополе не на Галич, а на Киев, в качестве главы единой митрополии всея Руси и преемника свт. Максима. Таким образом, недолгая самостоятельность Галицкой митрополии была упразднена теми же императором и патриархом, кто поначалу согласились ее предоставить и кто теперь, очевидно, осознали ошибочность своего решения 21 . Тем не менее, этот небольшой по своим географическим масштабам и продолжительности пример отступления Константинополя от собственной политики сохранения неделимости Русской митрополии позже сыграет свою роль в качестве исторического прецедента.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Почитание Й. Э. стало распространяться после того, как в 1198 г. на альтинге было установлено празднование памяти Скаульхольтского еп. Торлака Торхальссона, 1-го исл. святого. По инициативе Бранда Сэмундарсона, еп. Хоулара, 16 дек. 1198 г. были открыты мощи Й. Э. и еп. Бьорна Гильссона (1147-1162), их гробы установили под деревянной сенью. Воду, к-рой был омыт череп Й. Э., раздавали паломникам, от нее совершались чудеса. 3 марта 1200 г. мощи Й. Э. были внесены в кафедральный собор, в том же году на альтинге было принято постановление о праздновании памяти святого в день его кончины (23 апр.). При еп. Аудуне Торбергссоне (1313-1322) в диоцезе Хоулар было установлено празднование перенесения мощей Й. Э. (3 марта). Раку с мощами Й. Э. установили за главным алтарем собора, в ризнице хранились реликварии с головой и рукой святого. В кафедральном соборе в Хоуларе и в мон-ре Мункатверау были алтари, посвященные святому. В Исландии существовала церковь, освященная во имя Й. Э. (упом. в 1423). Несмотря на это, за пределами Хоуларского еп-ства почитание Й. Э. почти не получило распространения. Сведения, относящиеся к XIII-XV вв., немногочисленны. Более известным хоуларским святым был еп. Гудмунд Арасон Добрый, хотя его почитание не было утверждено альтингом ( Cormack. 1994. P. 116). Когда судно, на к-ром плыл кор. Норвегии Эйрик II Магнуссон (1280-1299), попало в бурю, пресв. Гудмунд посоветовал королю молиться Й. Э. об избавлении от гибели. В благодарность король прислал в Хоулар ткани для церковных облачений (Laurentius saga Hólabiskups. 5//Biskupa Sögur. 1858. T. 1. P. 794-795). После введения в еп-стве Хоулар протестант. церковного ордонанса (1551) почитание Й. Э. перестало поддерживаться и со временем прекратилось. В 1984 г. Папский престол признал почитание св. Торлака как покровителя Исландии, но почитание Й. Э. не было утверждено. Тем не менее память Й. Э. 23 апр. совершается в католич. приходах Исландии и Норвегии. Самое раннее известное изображение Й. Э. сохранилось на шелковом алтарном покрове XIII в., к-рый происходит из Хоулара (Национальный музей Исландии, Рейкьявик). Й. Э. представлен в епископском облачении, в митре и с посохом, стоящим между св. Торлаком и блж. Гудмундом Арасоном; над фигурой святого помещена надпись: «Св. Иоанн, молись о нас» (Sancte Iohannes ora pro nobis).

http://pravenc.ru/text/1238023.html

В 1226 г. в Толедо началось строительство нового кафедрального собора (Catedral Primada), посвященного Богоматери. В честь И. была освящена одна из капелл деамбулатория, перестроенная в кон. XIV в. на средства кард. Хиля Каррильо де Альборноса. В капелле находится неоклассическое ретабло XVIII в. (Вентура Родригес) с мраморным рельефом на тему явления Богоматери И. (автор М. Ф. Альварес). Капелла Сошествия, по преданию, воздвигнута на месте явления Богоматери. На главном портале собора (портал Часов) сохранились рельефы, выполненные при архиеп. Гонсало Петресе (1280-1299) на сюжеты Жития И.: «Св. Исидор отправляет Ильдефонса в Толет», «Св. Евгений посвящает Ильдефонса в сан архидиакона», «Ильдефонс совершает мессу», «Ильдефонс пишет трактат». Представленные там сцены перенесения и обретения мощей И., а также чудес от мощей редко встречаются в иконографической традиции И. На городских воротах Солнца (кон. XIV в.) помещен рельеф с изображением вручения Богоматерью казулы И. На арке моста Алькантара (не сохр.) находилась статуя И., св. покровителя Толедо (сер. XVI в.; работа А. Берругете), статуи святых Левкадии и Евгения были помещены на др. воротах города. Готическая статуэтка-реликварий из позолоченного серебра И. в епископском облачении (XIV в.) хранится в ризнице толедского собора. С XV в. изображения И. в епископском облачении и сцен из Жития святого получили широкое распространение в составе живописных и скульптурных композиций заалтарных образов (ретабло). К этому времени относится живописное ретабло из капеллы И. в кафедральном соборе Саморы (Ф. Гальего, 70-е гг. XV в.): в нижнем регистре представлены сцены открытия мощей св. Левкадии, вручения казулы (в центре) и чудес от мощей И. На ретабло 2-й пол. XV в. (Музей коллегиальной церкви, Коваррубиас) представлено 5 сцен: «Проповедь Ильдефонса», «Ильдефонс пишет трактат», «Вручение казулы», «Ильдефонс служит мессу» и «Видение Ильдефонса». От XVI в. сохранилась лишь 1 житийная композиция - ретабло капеллы Сошествия в толедском соборе (Ф. Бигарни, 20-е гг. XVI в.) с 3 сценами: «Проповедь Ильдефонса», «Открытие мощей св. Левкадии» и «Явление Богоматери». В этот период чаще всего встречалась отдельная композиция «Вручение казулы» (напр., рельеф на портале ц. И. в Гранаде; Д. де Аранда, 50-е гг. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/389445.html

В действительности этот собор, как было показано Я.Н. Щаповым, состоялся еще в 1273 г. в Киеве. На основе этого собрания под руководством Кирилла была составлена новая русская редакция Номоканона. На рубеже 1275 и 1276 гг. и весь 1276 г. Кирилл оставался в Киеве, где он рукоположил нового новгородского архиепископа Климента и Феогноста, преемника скончавшегося Серапиона Владимирского . В 1280/1281 г. Кирилл еще раз посетил Суздальскую землю, расследовал здесь обвинения в адрес ростовского епископа Игнатия и оправдал его. Именно во время этой поездки митрополит и скончался в Переяславле- Залесском 27 ноября 1281 г. Его останки 6 декабря того же года были доставлены в Киев (около 1000 км санного пути) 1304 , где он и был погребен – последним из киевских митрополитов – в Софийском кафедральном соборе. Его преемник Максим (1283–1305), грек по происхождению, в 1299 г. со всем своим двором и соборным причтом перебрался во Владимир-на-Клязьме и был погребен в тамошнем кафедральном соборе Успения Богоматери. Кирилл умел отстаивать церковные интересы перед монгольскими ханами: 1 августа 1267 г. ханом Менгу Тимуром ему была выдана жалованная грамота (ярлык), в которой предоставлялись гарантии терпимости в религиозных вопросах, духовенство освобождалось от различных налогов, провозглашалась неприкосновенность церковной недвижимости и предметов культа и закреплялись льготы в отношении подвластных церкви людей. Из текста можно заключить, что Кирилл, вероятно, и ранее получал такие грамоты от золотоордынских ханов Батыя (1237–1256) и Берке (1256–1266). Догадки о том, что при Кирилле якобы ослабли, если не вовсе прервались связи с Галичем и Волынью, беспочвенны. Молчание источников на этот счет объясняется их плохой сохранностью. Наряду с другими русскими землями Галицко-Волынская Русь оставалась под юрисдикцией киевского митрополита, о чем свидетельствует то обстоятельство, что русский Номоканон, разработанный под руководством Кирилла, был принят в Волынском княжестве в первоначальной его форме и затем переписывался здесь в 1286 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 306-307; Янин. 1991. С. 150-151). По этому договору Михаил должен был выступить в помощь Новгороду в случае «тяготы» не только от Андрея, но и от «татарина» (вел. кн. Андрей нередко приводил на Русь ордынские рати). В 1298-1299 гг., накануне кончины К., Андрей Александрович вновь занял новгородский стол, отправив туда наместником своего сына Бориса. В 1287 г., во время вооруженного выступления новгородцев против посадника Семена Михайловича, тот «прибежа к владыце, и владыка провади в святую Софею (укрыл его в соборе Св. Софии.- М. П.); и тако ублюде Бог, и заутра снидошася в любовь» (НПЛ. С. 326). В 1291 г., во время Великого поста, на владычном дворе после заутрени был убит боярин (?) Самуил Ратшинич, что спровоцировало новые волнения. Новгородцы, собравшись в доспехах у собора Св. Софии (на Софийской стороне) и у Николо-Дворищенского собора (на Торговой стороне), напали на Прусскую ул., разграбили дома и сожгли ц. во имя Пресв. Богородицы (видимо, это явилось следствием обвинения влиятельных бояр-«прушан» Загородского конца в убийстве Самуила Ратшинича). На этот раз К., по всей видимости, не смог предотвратить насилие. В 1292 г. К. заложил ц. во имя свт. Николая Чудотворца (на Липне) - 1-й каменный храм, построенный в Новгороде после монг. нашествия на Русь. Вскоре после смерти К. на юго-вост. столбе храма была сделана надпись-граффити с сообщением об этом событии и точной датой (22 мая). 18 окт. 1294 г. К. освятил ц. во имя вмч. Феодора Стратилата на Софийской стороне, заложенную в 1292 г., после обрушения прежней. В 1296 г. К. «постави» ц. Воскресения на воротах Детинца. «Стяжаниемь» (т. е. на средства) К. и «повелениемь» кн. Димитрия Александровича в 1280-1291 гг. (точная датировка является предметом дискуссии) в Новгороде была создана Синодальная (Климентовская) Кормчая русской редакции, ставшая офиц. сводом канонического права для Новгородской кафедры (ГИМ. Син. 132). В отличие от канонических сборников, бытовавших в Юж. и Сев.-Вост. Руси, в данную редакцию Кормчей вошли помимо церковных канонов «Русская Правда» (в пространной редакции) - свод русского светского (княжеского) законодательства XII-XIII вв., а также русские канонические памятники XII-XIII вв., причем для мн.

http://pravenc.ru/text/1841347.html

Наконец в правление того же митрополита, как мы видели, определены были отношения Русской церкви к монголам в ярлыке Менгу-Темира и устроена Сарайская епархия. Деятельный святитель скончался в 1280 году и был погребен в Киеве. Митрополит Максим Преемник Кирилла блаженный Максим, родом грек, прибыл из Греции в 1283 году и тогда же отправился в Орду за утверждением в своем сане от хана. И он должен был вести странническую жизнь подобно предшественнику, пока в 1299 году совсем и «с клиросом своим» не поселился во Владимире. Житие его повествует, что по прибытии в этот город сама Богоматерь явилась ему во сне, одобрила его намерение поселиться в Ее граде и дала ему омофор, который чудесно остался у него в руках по пробуждении. Так сделан был первый решительный шаг к перенесению митрополии на север. На юге, в Галиче, должны были, конечно, дурно отнестись к этому переселению митрополита. И действительно, еще при жизни Максима († 1305) между югом и севером видим следы соперничества из-за митрополии, которое с течением времени все разрастается и ведет к разделению Русской церкви на две половины. Из росписей кафедр константинопольской патриархии и ее актов XIV века видим, что еще в 1303 году греки учредили в Галиче особую митрополию; известно имя и первого митрополита галицкого – Нифонта. Виновником ее учреждения житие святого Петра выставляет великого князя Юрия Львовича, управлявшего Волынью и Галичем, внука Даниилова, который «восхоте Галичскую епископию в митрополию претворити». После Нифонта он отправил в Царьград другого своего кандидата на эту митрополию, святого Петра. Но патриарх Афанасий (в 1308 году) поставил Петра митрополитом не галицким, а всея России, на место скончавшегося митрополита Максима. Святой Петр Был родом из Волыни, с 12 лет поступил в монастырь и удивлял братию своим послушанием и подвигами, потом после многих лет монастырского подвижничества ушел в уединение на р. Рату и основал свой монастырь. Сделавшись митрополитом, он только проездом остановился в Киеве и отправился прямо на север.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

1275. Апостол толковой в десть, письменный в коже, застежки и жуки медные. 1276. Псалтырь в полдесть, в коже с следованием, преподобного отца Корнилия письма, застежки медные. 1277. Книга в десть в коже Григорий Богослов , застежки и жуки медные. 1278–1279. Две книги в десть в коже, Правила святых Отец семи Соборов, в коже, у одной застежки и жуки медные. 1280–1281. Две книги Никонские Правила, в десть в коже. 1282–1283. Две книги Беседы Евангельские, в десть, одеты кожею до полу досок. 1284. Книга Дионисия Ареопагита , в десть, одета кожею до полу досок. 1285. Книга Златоструй, в десть, в коже, застежки и жуки медные. 1286. Книга Соборник в десть харатейный, одет кожею до полу досок. 1287. Служебник, в полдесть, обволочен кожею до полу досок, чудотворца Корнильева письма. 1288. Книга в четверть под крашениною, Предание чудотворца Корнилия, застежки медные. 1289. Книга Летописец в полдесть, в коже. 1290–1292. Три книги Царевича Иосафа, в полдесть, письменные, в коже. 1293. Книга Василия Амасийского, в полдесть, одета кожею. 1294. Книга Иоанна Златоуста в полдесть письменная, одета кожею до полу досок. 1295. Книга Василия Великого в десть, письменная, в коже, застежки и жуки медные. 1296. Книга Житие Григория Амиритского в полдесть, одета кожею до полу досок. 1297. Книга Симеона Нового Богослова , в полдесть. 1298–1299. Две книги Петра Дамаскина , письменные в полдесть, одеты кожею до полудосок. 1300–1301. Две книги Зерцала письменные, в полдесть, в коже. 1302–1303. Две книги святого Нила Пустынника письменные, одеты кожею до полудосок. 1304. Книга Патерик Печерский письменный; в полдесть, в коже, застежки и жуки медные. 1305. Книга поучение Феодора Студита , письменная, в полдесть, в коже. 1306. Книга в полдесть, письменная, житие чудотворца Корнилия, под ирхою, застежки медные. 1307. Книга в полдесть, житие Соловецких чудотворцев, обдета кожею до полудосок. 1308–1318. Одиннадцать Соборников письменных в коже, а в них писаны жития Святых. Кашинского уезда живоначальной Троицы Калязина монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Opusc. 15 содержит своего рода антимонофелитский флорилегий, который частично вошел в известное сочинение Doctrina Patrum, составленное либо св. Анастасием Синаитом , либо Анастасием, учеником прп. Максима. Цитаты из этого флорилегия использовались на Латеранском соборе и на Шестом Вселенском, хотя настоящий флорилегий не тождественен с тем, что был составлен специально к Латеранскому собору греческими монахами (в том числе, вероятно, и прп. Максимом), жившими в Риме и готовившими его материалы. 1276 В действительности еп. Стефан, как было сказано в прим. 514, был послан из Иерусалима в Рим патриархом Софронием, но название послания, которое, вероятно, не принадлежит прп. Максиму, а было дано римским редактором его сочинений, отражает положение еп. Стефана в качестве апостольского викария. 1277 Характерное для прп. Максима анагогическое толкование Св. Писания, в данном случае Нового Завета. Слова Христа, которые буквально относятся «ко времени» Пришествия Божия и Суда, он толкует применительно к настоящему, в горизонте уже имеющих место «последних времен» и свершающегося Божия посещения, которое восхищает того, кто созерцанием отрешен от круговорота тварного мира, а деланием – от упокоения в неге (т. е. изнеживающем наслаждении) страстей. 1280 В изд. Миня πιποθστερον (весьма желанными), но это слово нам кажется ошибкой, возникшей при переписке, поскольку такой перевод нарушает логику мысли прп. Максима. – Прим. перев. 1293 Greg. Nyss. in Christ. Resurr. or. i. Greg. Nyss. opera, vol. 9.1 (ed. E. Gebhardt) 9.292.14–16. 1299 Joan. Chrys. de consubstantiali (Contra Anomoeos, homilia 7): PG 48, 765.46–766.29, пер. с существенными изменениями по: Иоанн Златоуст. Т. I, Кн. 1, с. 376. 1304 Цитата свт. Севириана Гавальского содержится также в Doctrina Patrum: 119.13, – сочинении, составленном после написания Opusc. прп. Максима, вероятно, с использованием их, поскольку многие из цитат, приводимых в Doctrina Patrum, совпадают с цитатами прп. Максима. В Doctrina Patrum его издатель Франц Декамп указывает и источник цитаты – Sever. Gabal. hom. 9, которая сохранилась в армянском переводе венецианского издания 1827 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010