Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВГОРОДСКАЯ (КЛИМЕНТОВСКАЯ) КОРМЧАЯ Пергаменная рукопись (ГИМ. Син. 132, в лист, 631 л.), называемая обычно в научной литературе Новгородским Синодальным списком Кормчей книги . Была изготовлена по заказу архиеп. Новгородского Климента (1276-1299) при блгв. вел. кн. Димитрии Александровиче (1276-1294, с перерывами) и хранилась в новгородском соборе Св. Софии. Над кодексом работали несколько писцов, текст написан в 2 столбца уставным письмом. Он начинается с пространной записи, повествующей об обстоятельствах создания Н. К., однако от даты остались только цифры 6700, что не позволяет уверенно датировать кодекс. Предлагаемые исследователями датировки: 1280 ( Тихомиров. 1941; СКСРК, XI-XIII вв.), 1280-1282 ( Щапов. 1978; Корогодина. 2017), 1284-1291 ( Щапов. 1962), 1285-1291 ( Янин. 1978; Столярова. 1998; Она же. 2000) гг. Наиболее обоснованной версией датировки являются 1280-1282 гг. (листы 628-631 относятся к сер. XIV в.). Хранившийся в Новгороде кодекс был вывезен в Москву, вероятно, в 1478 г., после присоединения Новгородского государства к Московскому великому княжеству , при вел. кн. Иоанне III Васильевиче . В Москве рукопись использовалась Вассианом (Патрикеевым) в работе с Кормчими книгами в 1-й четв. XVI в. В 1526 г. рукопись была передана для возвращения в Новгород в собор Св. Софии вел. кн. Василием III Иоанновичем архиеп. Новгородскому и Псковскому свт. Макарию сразу после его поставления на кафедру. В 1658 г. рукопись находилась среди келейных книг патриарха Никона (Минова). В 1700 г. к ней обращались при создании сборника «О святительских судах», готовившегося по повелению патриарха Московского Адриана ; уже в то время год создания Н. К. в записи было невозможно прочитать. Внимание исследователей к Н. К. впервые привлечено Н. М. Карамзиным , к-рый сообщил о ее находке в 1806 г. в письме М. Н. Муравьёву. В 1815 г. рукопись впервые описана К. Ф. Калайдовичем, издавшим по ней «Правду Русскую» и нек-рые др. тексты. С тех пор Н. К. неизменно занимала центральное место в исследованиях по истории древнерус. права, в т. ч. церковного. Наиболее полное ее описание, с исследованием источников и сопоставлением с др. ранними списками Кормчих книг, подготовлено И. И. Срезневским ( Срезневский. 1897). Совр. представления об этапах формирования Кормчей книги в посл. трети XIII в. и о месте Новгородского Синодального списка преимущественно базируются на исследовании Я. Н. Щапова ( Щапов. 1978).

http://pravenc.ru/text/2577767.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ПАРИЖСКИЙ [Иоанн Кидор; лат. Johannes Parisiensis; франц. Jean de Paris, Jean Quidort] († 22.09.1306, Бордо), доминиканец, средневек. богослов, политический писатель и полемист. Жизнь Биография И. П. плохо документирована, датировка основных событий его жизни приблизительна. О дате рождения И. П. мнения исследователей разделились: нижней границей принято считать 1250 или 1253 г. ( Gilson E. History of Christian Philosophy in the Middle Ages. N. Y., 1955. P. 413-414), а верхней - 1269 г. ( Bacic A. Ex primordiis scholae Thomisticae. R., 1929. P. 92). И. П. изучал богословие в Парижском ун-те, где слушал лекции Пьера де Тарантеза (впосл. папа Римский Иннокентий V ) и попал под заметное влияние средневек. богословов Эгидия Римского и Петра Овернского . В 1280 г. И. П. уже был членом ордена доминиканцев и имел степень магистра свободных искусств (magister arti). Вероятно, в нач. 80-х гг. XIII в. (в 1284, согласно Martin. 1975) он получил степень бакалавра теологии. В это же время И. П. выступил в защиту учения Фомы Аквинского в ходе разгоревшегося после его смерти (1274) «спора Исправлений», в 1283 г. И. П. написал трактат «Correctorium corruptorii (Circa)» (Исправление искажения (Circa); традиционно название дополняется первым словом трактата, чтобы отличить от одноименных сочинений того же периода). В 1292-1294 гг. читал лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского и к 1296 г. подготовил к ним обстоятельный комментарий: «Commentarium in libros I-IV Sententiarum» (Комментарий на 4 книги «Сентенций»; существует также др. датировка этого сочинения - 1282-1286 (см.: Martin. 1975; Heiman. 2003)). Недоброжелатели И. П., стремясь ослабить его позиции в Парижском ун-те и отстранить от преподавания, способствовали тому, что 16 тезисов, извлеченные из этого трактата и касавшиеся рассуждений о Евхаристии , были подвергнуты критике магистром доминиканского ордена. В написанном в ответ на замечания оппонентов соч. «Apologeticum» (Апология, ок. 1296-1299) И. П. показал несостоятельность выдвинутых против него обвинений. В 1295-1299 гг. он принял участие в диспуте о единстве «бытия» и «сущности» и написал трактат «De unitate esse et essentiae» (О единстве бытия и сущности), в к-ром развивались идеи, высказанные впервые в «Комментарии...». По предположению Ф. Пельстера, с 1299 по 1300 г. И. П. преподавал в Оксфордском ун-те ( Pelster Fr. Die Quaestio Heinrichs von Harclay über die zweite Ankunft Christi und die Erwartung des baldigen Weltendes zu Anfang des XIV. Jh.//Archivio italiano per la storia della pietà. 1951. Vol. 1. P. 29. N 4).

http://pravenc.ru/text/471424.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ († 22.05.1299), архиеп. Новгородский (1275/76-1299). К 1273 г. К. имел сан игумена, был духовником Новгородского архиеп. Далмата . Перед кончиной архиеп. Далмат († 21 окт. 1273) по просьбе «мужей старейших» (бояр) назвал 2 кандидатов на Новгородскую кафедру: К. и настоятеля Юрьева новгородского муж. мон-ря архим. Иоанна. Судя по тому, что К. в новгородской владычной летописи (отразилась в НПЛ старшего и младшего изводов) назван «Богом назнаменанным», он был избран по жребию (с некоторым нарушением сложившейся традиции: и ранее и впосл. выбор осуществлялся, как правило, из 3 кандидатов, определенных не архиепископом, а вечем). Архиеп. Далмат благословил своего преемника. После смерти архиеп. Далмата в том же году К. отправился для поставления в Киев. Хиротонию К. зимой 1275/76 г. возглавил св. митр. Кирилл II (вероятно, задержка была связана с отсутствием в Киеве митрополита, в то время подолгу пребывавшего в Сев.-Вост. Руси). В Новгород К. вернулся 2 авг. 1276 г. (о датировке см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 286-288; Щапов. 1978. С. 183-184), проведя несколько месяцев скорее всего при митрополите в Киеве. Поставление митр. Кириллом II Климента архиепископом в Новгород Великий. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 85) Поставление митр. Кириллом II Климента архиепископом в Новгород Великий. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 85) На время пребывания К. на Новгородской кафедре приходится борьба за великое княжение (и соответственно за княжение в Новгороде, как это установилось с сер. XIII в.) между сыновьями св. кн. Александра Ярославича Невского - св. кн. Димитрием Александровичем и Андреем Александровичем. Об участии К. в этих событиях источники, за единственным исключением, умалчивают. 6 (или 7) дек. 1280 г. в Переяславле (где была резиденция вел.

http://pravenc.ru/text/1841347.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Воображаемый раскол 09.12.2008 1299 Время на чтение 6 минут На днях на сайте «Мысли о России» был опубликован открытый ответ от 4 декабря бывшего епископа Диомида (Дзюбана) , ныне простого монаха , «последователям русских зарубежных юрисдикций». «После рассылки моего архиерейского Обращения от 4 (17) июля 2008 года мне поступил ответ прихожан храма Новомучеников и Исповедников Российских», подписанный настоятелем прихода иереем Валерием Леоничевым, членом приходского совета чтецом Александром Хитровым и прихожанами. В открытом ответе прихожане предложили мне ряд вопросов, ответы на которые нужны им для полного понимания исповедуемого мной вероучения. Ряд вопросов задал в своем письме, поступившем в ноябре с.г., мирянин РПЦЗ Михаил Викторович Назаров. Эти вопросы, в своем большинстве, волнуют многих верующих русских зарубежных юрисдикций, ибо эти юрисдикции едины в своем истоке. Посему даю настоящий открытый ответ последователям русских зарубежных юрисдикций», - говорится в начале послания монаха Диомида, воображающего себя «Преосвященным епископом Анадырским и Чукотским». Начал свой очередной опус монах Диомид с того, что обвинил членов Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви: митрополитов Киевского Владимира (Богоявленского) и Московского Макария (Парвицкого-Невского), архиепископов Финляндского Сергия (Страгородского) и Литовского Тихона (Белавина), принявших 9 марта 1917 года определение 1280 «Об обращении к чадам Православной Церкви с посланием», в том, что они «приняли участие в антимонархической революции». «В этом послании синодальными вероотступниками был дан призыв всероссийской пастве признать итоги февральского бунта и подчиниться «временному правительству»», - утверждает монах Диомид. Обращение Синода, по его словам, является «открытой проповедью» «ереси цареборчества». Кроме того, пишет бывший епископ, Синод принял тогда «ряд прочих определений, спешно закрепляя достижения революции». «Впоследствии, - сокрушается монах, - никто из членов того состава Синода не покаялся соответствующим образом в своем участии в цареборческом бунте, пытаясь загладить свой грех и вернуть всероссийскую паству на путь Православия открытым своим заявлением». Анафему Патриарха Тихона (Белавина) от 19.01(01.02).1918 года «творящим беззакония и гонителям веры и Церкви Православной», по словам монаха, «невозможно считать таковым покаянием, ибо она направлена только против лиц, начавших бандитские разграбления материальных ценностей храмов – «достояния», сопровождающиеся убийствами клириков».

http://ruskline.ru/news_rl/2008/12/09/vo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АННА КАШИНСКАЯ (София) (ок. 1280 - 2 окт. 1368, слобода под Кашином), св. блгв. кнг. (пам. 12 июня, 2 окт. и в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Одна из 3 дочерей ростовского кн. Дмитрия Борисовича. 8 нояб. 1294 г. А. К. вышла замуж за тверского кн. св. Михаила Ярославича ; в тверском Спасском соборе их венчал еп. Андрей. У княжеской четы родились четверо сыновей и дочь: Дмитрий Грозные (Звериные) Очи (15 сент. 1298), Феодора (11 окт. 1299), Александр (7 окт. 1300), Константин (1307) и Василий (между 1307 и 1318). Имя супруги кн. Михаила Ярославича - Анна - приводится в повести о мученической смерти князя в Орде. Летом 1318 г. А. К. с сыном Василием провожала мужа до р. Нерли Волжской в его последней поездке в Орду. 6 сент. 1319 г. княгиня вместе с сыновьями встречала в Твери тело Михаила, казненного 22 нояб. 1318 г. ханом Узбеком. Ей пришлось также хоронить казненных в Орде сына Дмитрия (1326), сына Александра и внука Федора (казнены вместе в 1339). Время пострижения А. К. точно неизвестно, но в 1358 г. она упоминается уже как София, монахиня, а скорее всего даже настоятельница основанного в 1293 г. ее золовкой Софией близ Тверского кремля жен. мон-ря во имя св. Афанасия ( Зверинский. Т. 3. С. 20), в обиходе по имени основательницы называвшегося Софьиным. А. К., по-видимому, глубоко чтила Тверского еп. свт. Феодора II . После того как свт. Феодор оставил кафедру и ушел на покой в Отрочь мон-рь , А. К. в 1361 г. пожертвовала мон-рю неск. своих сел; 21 марта 1367 г. А. К. хоронила святителя в Спасском соборе Твери. Летом того же года кашинский кн. Василий Михайлович, сын А. К., занял Тверь и начал расправу над людьми тверского кн. св. Михаила Александровича . В ответ последний привел литов. войска и начал преследование сторонников Василия. Тот покинул город и ушел в Кашин, по-видимому, с сыном ушла и А. К. Она скончалась 2 окт. 1368 г. в пригородной слободе Кашина под названием Вход в Иерусалим, принадлежавшей кашинским князьям и позднее отошедшей к кашинскому Сретенскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/115602.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Максим Владимирский, свт. - житие Святитель Максим, преемник Киевского митрополита Кирилла III (1243–1280), родом грек, прибыл на Русь, страждущую под татарским игом, в сане митрополита в 1283 году. Святитель полагал остановиться в Киеве, но от грабительских набегов татар город совершенно опустел. Митрополит Максим удалился в Брянск, а оттуда в Суздаль. Во время посещения Южной Руси на Волыни святителя встречал игумен Ратского монастыря святитель Петр (память 21 декабря), будущий преемник митрополита. В 1295 году во Владимире святитель низвел с епископской кафедры Иакова и посвятил Симона. В это тяжелое время великокняжеский престол находился то во Владимире, то в Переяславле, то в Твери. Опасаясь обидеть южных русских князей своим переселением на север, святитель в горячих молитвах обращался к Божией Матери и был удостоен внушения Пресвятой Богородицы, Которая указала на Владимир как место его пребывания. В 1299 году митрополит Максим переселился во Владимир, а в следующем году в Новгороде посвятил во епископа святого Феоктиста (память 23 декабря). В 1301 году митрополит Максим прибыл в Константинополь на патриарший Собор, где по воле святителя Сарайский епископ Феогност предложил для решения вопросы о нуждах Русской Церкви. Заботясь об укреплении сил порабощенной Руси, святитель убеждал Московского князя Юрия Даниловича примириться с тверским князем Михаилом Ярославичем и не советовал Юрию ехать в Орду для получения великокняжеского престола. В 1304 году святитель во Владимире посадил на великокняжеский престол святого благоверного князя Тверского Михаила Ярославича (память 22 ноября). Подавая всем пример высокодуховной жизни, митрополит Максим неустанно заботился о духовном возрастании своего словесного стада. Так, святитель установил правило о постах, назначив, кроме Великого поста, Апостольский, Успенский и Рождественский посты, и определил, когда разрешается пост среды и пятка (до XIV века на Руси не соблюдали поста в Преполовение и Отдание Пасхи). Особым попечением святого митрополита было утверждение законного брака: «Пишу и о том затем, чтобы вы, чада мои, рожденные в купели, новосвященныя, принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви».

http://pravicon.com/info-2843

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.) ЕФРЕМ пресв., прп., Киево-Печерский (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИАКОВ († сер.- 2-я пол. XV в..), прп. Брылеевский, Железноборовский (пам. 11 апр. и 23 янв.- в Соборе Костромских святых) ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИГНАТИЙ СМОЛЬНЯНИН (2-я пол. XIV в.- после 1404-1405), инок, паломник, книгописец, автор «Хожения...», в к-ром описано путешествие в К-поль ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ИОАНН († после 1214), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИОАНН († после 1097, вероятно, ранее 1108), игум. Киево-Печерского мон-ря, прп. (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИОАСАФ († 1299), Снетогорский, Псковский, прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИСИДОР (ок. 1380-1390 - 1463), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463) КИРИК (1110 - после 1158 (?)), иером. в новгородском Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре, древнерус. книжник КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ II († 1280), свт. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), митр. Киевский КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121728_4.html

Но Кирилл занял Владимирскую кафедру только временно, не имея в виду переносить сюда кафедры митрополичьей. Да и в самом Владимире он жил не постоянно: заботы о благоустроении русской церкви заставляли его часто отлучаться из этого города и предпринимать путешествия по России. Во время этих путешествий русский первосвятитель не забывал и своего стольного города и в 1274 г. во второй раз посетил на короткое время Киев. Отсюда он взял с собой Серапиона, архимандрита Киево-Печерской Лавры, и во Владимире поставил его епископом для той кафедры, которую доселе занимал сам. В том же 1274 г. м. Кирилл совсем переселился в Киев и пребывал при своей кафедре безвыездно в продолжении шести дней (1274–1280). Но из иерархической деятельности Кирилла в Киеве за это время известно только поставление им Климента в епископы для Новгорода. Оно было совершено зимою 1276 г. Для поставления Климента созывался, конечно, в Киеве собор епископов, на котором, вероятно были совещания о делах митрополии и церкви, – но известий об этом соборе не сохранилось 7 . После шестилетнего пребывания в своем кафедральном городе, в 1280 г. м. Кирилл из Киева предпринял опять путешествие в северо-восточную Русь. Во время этого путешествия (6 декабря 1280 г.) он скончался в Переяславле Залесском, и Киев увидел только останки своего архипастыря, принесенная из Переяславля и погребенная в Софийском соборе 8 . М. Кирилл был последним из тех митрополитов Киевских и всея Руси, которые погребались при своей Киевской кафедре: после него Софийский собор надолго перестает быть усыпальницей Киевских митрополитов. Скоро после смерти Кирилла, в 1283 г. Киевскую кафедру занял м. Максим, избранный и рукоположенный в Царьграде. Прибыв на Русь, новопоставленный митрополит немедленно отправился в орду для получения от татарского хана утверждения в своей власти и возвратился в Киев уже в следующем (1284) году. М. Максим сначала думал, как видно, сделать Киев постоянным местом своего пребывания. До 1299 г., т. е. в течение пятнадцати лет, он жил постоянно при своей кафедре, изредка только посещая северо-восточную Русь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Most saints of Rus came to bear names that were Greek (Alexander, Anastasia, Andrew, Basil, Demetrius, Gregory, Hilarion, Macarius, Nicholas, Peter, Stephen, Timothy, Xenia), Latin (Clement, Constantine, Cornelius, Ignatius, Innocent, Laurence, Longinus, Maximus, Paul, Romanus, Rufus, Silvanus, Sylvester) or Hebrew (Anna, Barnabas, Daniel, David, Gabriel, Isaiah, James, Joachim, Job, John, Matthew, Michael, Timothy), thus reflecting the Cyrillic alphabet that is composed of Greek, Latin and Hebrew letters. However, some saints, as we have noted, bore Scandinavian names, like St.Olga († 969), St.Igor of Kiev and Chernigov († 1147) and St.Oleg of Briansk († 1307), and sanctified them for use in future generations. Others bore and likewise sanctified Slavic names, like Sts Boris and Gleb of Rostov († 1015), St.Vladimir of Kiev († 1015), St.Vsevolod of Pskov († 1138), St.Kuksha of the Kiev Caves († c.1215), St.Mstislav of Novgorod († 1180), St.Rostislav of Kiev († 1168) and St.Yaropolk of Vladimir in Volhynia († 1086). However, beyond mere names, the saints of Rus came from many nations. They came from Hungary, like the three holy brothers, St.George the Hungarian († 1015), St.Moses of the Kiev Caves († 1043) and St.Ephraim of Novotorzhok († 1053); they came from Serbia, like St.Dionysius of Rostov († 1425) and St.Savva of Krypets († 1495); they came from Italy, like St.Antony of Novgorod († 1147), St.Mercurius of Smolensk († 1238) and St.Macarius the Roman († 1550); they came from Lithuania, like St.Rimund (Elisei) of Lavrishev († c.1280), St.Charitina of Novgorod († 1281), St.Dovmont (Timothy) of Pskov († 1299) and Sts Anthony, John and Eustathius of Vilno († 1347); they came from Greece, like St.Joachim of Novgorod († 1030), St.Theodore of Rostov († c.1030), St.Theognost of Moscow († 1353), St.Sergius of Nurom († 1412), St.Patrick of Vladimir († 1430), St.Photius of Moscow († 1431), St.Cassian of Uglich († 1504), St.Lazarus of Murmansk († c. 1550) and St.Maximus the Greek († 1556); they came from Germany, like St.Procopius of Ustiug († 1303), St.Isidore of Rostov († 1474) and perhaps St.John of Rostov († 1580); they came from Bulgaria, like St.Michael of Kiev († 992) and St.Cyprian of Moscow († 1406); they came from Estonia, like St.Isidore and his 72 companions of Tartu († 1472); they were by race Tartar and Turk, like St.Peter († 1290) and St.Abraham of the Volga Bulgars († 1299).

http://pravmir.com/one-woman-s-faith-st-...

В свете сказанного крайне важно отметить, что фактическое перемещение с середины XIII в. постоянной резиденции русских митрополитов из Киева в Северо-Восточную Русь — сначала во Владимир, а затем в Москву, — имевшее своей основной причиной разорение Юга Руси татаро-монголами, не только не встретило никаких возражений со стороны Константинополя, но и получило благословение патриарха и собора архиереев (см. ниже). Это доказывает, что Константинопольская Патриархия продолжала рассматривать митрополита τς [πσης] ωσας в качестве главы неделимой Церкви всех русских земель, а не в качестве митрополита конкретно Киева. Так, митрополит Кирилл III , действовавший в этом качестве не позднее, чем с 1243 г., но только в 1246–1247 гг. утвержденный Константинопольским патриархом, пребывавшим в Никее из-за оккупации Константинополя крестоносцами, с 1250 г. перебрался в «Суждальскую землю» . Лишь ближе к концу жизни митрополит Кирилл провел заметное время в самом Киеве (1276–1280 гг.), но затем снова удалился во Владимиро-Суздальскую землю, где в 1281 г. скончался в г. Переяславле-Залесском. Останки митрополита Кирилла были перенесены сначала во Владимир, а затем в Киев, где и погребены. Преемник митрополита Кирилла, свт. Максим, прибыл на Русь из Византии в 1283 г. и долго управлял Церковью преимущественно из Киева, однако в 1299–1300 гг. официально перенес свою резиденцию вместе со всем ее аппаратом во Владимир , где и скончался и был погребен в 1305 г. Во время посещения юго-западных земель Руси около 1301 г. свт. Максим, среди прочего, познакомился с игуменом Ратского монастыря Петром. В течение примерно двух лет после этой знаменательной, как позднее выяснится, встречи князь Галицко-Волынский Юрий Львович сумел добиться у императора Андроника II Палеолога и патриарха свт. Афанасия I одобрения на создание самостоятельной Галицкой митрополии в границах своих владений . Действующий епископ Галича был возведен в сан митрополита . В 1307 г. он умер, и Юрий Львович решил поставить во главе Галицкой митрополии Ратского игумена Петра, но вопреки его желанию Петр, уроженец Юго-Запада Руси, был поставлен в Константинополе не на Галич, а на Киев, в качестве главы единой митрополии всея Руси и преемника свт. Максима. Таким образом, недолгая самостоятельность Галицкой митрополии была упразднена теми же императором и патриархом, кто поначалу согласились ее предоставить и кто теперь, очевидно, осознали ошибочность своего решения . Тем не менее, этот небольшой по своим географическим масштабам и продолжительности пример отступления Константинополя от собственной политики сохранения неделимости Русской митрополии позже сыграет свою роль в качестве исторического прецедента.

http://pravoslavie.ru/116071.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010