Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Максим Владимирский, свт. - житие Святитель Максим, преемник Киевского митрополита Кирилла III (1243–1280), родом грек, прибыл на Русь, страждущую под татарским игом, в сане митрополита в 1283 году. Святитель полагал остановиться в Киеве, но от грабительских набегов татар город совершенно опустел. Митрополит Максим удалился в Брянск, а оттуда в Суздаль. Во время посещения Южной Руси на Волыни святителя встречал игумен Ратского монастыря святитель Петр (память 21 декабря), будущий преемник митрополита. В 1295 году во Владимире святитель низвел с епископской кафедры Иакова и посвятил Симона. В это тяжелое время великокняжеский престол находился то во Владимире, то в Переяславле, то в Твери. Опасаясь обидеть южных русских князей своим переселением на север, святитель в горячих молитвах обращался к Божией Матери и был удостоен внушения Пресвятой Богородицы, Которая указала на Владимир как место его пребывания. В 1299 году митрополит Максим переселился во Владимир, а в следующем году в Новгороде посвятил во епископа святого Феоктиста (память 23 декабря). В 1301 году митрополит Максим прибыл в Константинополь на патриарший Собор, где по воле святителя Сарайский епископ Феогност предложил для решения вопросы о нуждах Русской Церкви. Заботясь об укреплении сил порабощенной Руси, святитель убеждал Московского князя Юрия Даниловича примириться с тверским князем Михаилом Ярославичем и не советовал Юрию ехать в Орду для получения великокняжеского престола. В 1304 году святитель во Владимире посадил на великокняжеский престол святого благоверного князя Тверского Михаила Ярославича (память 22 ноября). Подавая всем пример высокодуховной жизни, митрополит Максим неустанно заботился о духовном возрастании своего словесного стада. Так, святитель установил правило о постах, назначив, кроме Великого поста, Апостольский, Успенский и Рождественский посты, и определил, когда разрешается пост среды и пятка (до XIV века на Руси не соблюдали поста в Преполовение и Отдание Пасхи). Особым попечением святого митрополита было утверждение законного брака: «Пишу и о том затем, чтобы вы, чада мои, рожденные в купели, новосвященныя, принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви».

http://pravicon.com/info-2843

Так, митрополит Кирилл действовавший в этом качестве не позднее, чем с 1243 г., но только в 1246-1247 гг. утвержденный Константинопольским патриархом, пребывавшим в Никее из-за оккупации Константинополя крестоносцами, с 1250 г. перебрался в «Суждальскую Лишь ближе к концу жизни митрополит Кирилл провел заметное время в самом Киеве (1276-1280 гг.), но затем снова удалился во Владимиро-Суздальскую землю, где в 1281 г. скончался в г. Переяславле-Залесском. Останки митрополита Кирилла были перенесены сначала во Владимир, а затем в Киев, где и погребены. Преемник митрополита Кирилла, свт. Максим, прибыл на Русь из Византии в 1283 г. и долго управлял Церковью преимущественно из Киева, однако в 1299-1300 гг. официально перенес свою резиденцию вместе со всем ее аппаратом во где и скончался и был погребен в 1305 г. Во время посещения юго-западных земель Руси около 1301 г. свт. Максим, среди прочего, познакомился с игуменом Ратского Петром. В течение примерно двух лет после этой знаменательной, как позднее выяснится, встречи князь Галицко-Волынский Юрий Львович сумел добиться у императора Андроника II Палеолога и патриарха свт. Афанасия I одобрения на создание самостоятельной Галицкой митрополии в границах своих Действующий епископ Галича был возведен в сан В 1307 г. он умер, и Юрий Львович решил поставить во главе Галицкой митрополии Ратского игумена Петра, но вопреки его желанию Петр, уроженец Юго-Запада Руси, был поставлен в Константинополе не на Галич, а на Киев, в качестве главы единой митрополии всея Руси и преемника свт. Максима. Таким образом, недолгая самостоятельность Галицкой митрополии была упразднена теми же императором и патриархом, кто поначалу согласились ее предоставить и кто теперь, очевидно, осознали ошибочность своего Тем не менее, этот небольшой по своим географическим масштабам и продолжительности пример отступления Константинополя от собственной политики сохранения неделимости Русской митрополии позже сыграет свою роль в качестве исторического прецедента.

http://patriarchia.ru/db/text/5383649.ht...

2) Послание писано к княжившему во Владимире сыну великого князя владимирского Александра: «Веждь, сыну княже, – говорит Владимирский епископ, – како были велиции князи, твои прадеды и деды, и отец великыи князь Олександр, украсили церковь Божию клирошаны и книгами, и богатили домы великыми десятинами...» Но из всех великих князей владимирских Александром назывался один только святой Александр Невский, а из сынов его княжили во Владимире двое: Димитрий (1276–1294) и Андрей (1294–1304). Следовательно, послание писано между 1276 и 1304 г., когда митрополит Кирилл уже не мог называться епископом Владимирским, потому что во Владимире были свои епископы, хотя и жил до 1280 г. 3) В послании епископ Владимирский напоминает князю о разграблении соборной церкви, которую так украшали и наделяли десятинами предки его и отец: «А ныне... поминаю ти, сыну своему, о церкви Божий, а сам, сыну, ведаешь, церкви та ограблена и домы ея пусты». Когда же это Владимирская соборная церковь была ограблена при детях святого Александра, княживших во Владимире? Летопись отвечает, что в 1293 г. при князе Димитрии Александровиче татарские полчища, призванные другим сыном Александра, Андреем, «пришедше, взяша Владимер, и церковь владимерскую разграбиша, и чудное дно медное выдраша и сосуды священныя вся поимаша», а вслед за тем взяли еще четырнадцать окрестных городов «и всю землю пусту сотвориша» 2946 . Значит, послание писано после 1293 г. к великому князю Димитрию Александровичу (1276–1294) или преемнику его Андрею Александровичу (1294–1304) и писано отнюдь не митрополитом Кириллом, который давно уже скончался, а кем-либо из Владимирских епископов – Иаковом (1288–1295) или Симеоном (1295–1299). Равным образом и четвертое сочинение – Слово на Собор архистратига Михаила, доселе известное только по одному списку XVII или XVIII в., вовсе не принадлежит митрополиту Кириллу II и несправедливо ему приписывается. Из самого содержания этого Слова можно видеть, что оно составлено отнюдь не раньше XV в. В первой части Слова сочинитель говорит: «И устави Господь урок житию человеческому на земли 7000 лет и что ся соберете в ту седмь тысящь лет святых, ходящих по заповедем Его и по закону Божию поживших, и теми святыми исполнить Господь ангельский чины, спадшие с небесе».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Шляпкин. Ук. соч. С. 256, 263, 283, 368, 370, 442; Приложение. С. 79. «Греческое влияние было церковное,— пишет В. О. Ключевский,— западное — государственное. Греческое влияние захватывало все общество, не захватывая всего человека, западное влияние захватывало всего человека, не захватывая всего общества» (Geschichte RuЯlands. 3. S. 283). Для ориентации назову лишь самые значительные работы, которые помогут ясно представить общую картину западных влияний: Платонов С. Москва и Запад (1925); Петров Н. О влиянии западно-русской литературы на древнерусскую, в: ТКДА. 1872. 4, 5 и 7 (эта старая работа еще вполне актуальна); Ключевский В. Западное влияние в России в XVII в. Историко-психологический очерк, в: Вопросы философии и психологии. 36, 38 и 39 (1897); idem. Geschichte RuЯlands. 3. S. 281–307; Miljukov P. Skizzen russischer Kulturgeschichte. 2 т. (1898–1901); Вгьскпег A. Die Europдisierung RuЯlands (1888); Luther A. Geschichte der russischen Literatur (1925); Winkler M. Russische Geschichte seit Beginn des 17. Jahrhunderts, в: Propylдen-Welmgeschichme. 9 (1933). S. 310–420. Резиденцией главы Русской Церкви, Киевского митрополита, с 1037 г. был Киев. Митрополит Кирилл II (1240–1280) жил попеременно в Киеве и Владимире на Клязьме; его преемник, митрополит Максим (1283–1305), в 1299 г. окончательно перебрался во Владимир. Митрополит Петр (1308–1325) переместил свою резиденцию из Владимира в Москву. Юго-западные русские епархии в это время находились в Литве. В 1448 г. Московским митрополитом был наречен Иона. Король Польский и великий князь Литовский Казимир IV признал специальной грамотой каноническую юрисдикцию Ионы над литовскими епархиями (1451). В 1458 г. Константинопольский патриарх Григорий Мамма назначил для управления девятью литовскими епархиями (Брянской, Смоленской, Перемышльской, Туровской, Луцкой, Владимиро-Волынской, Холмской и Галицкой) особого митрополита «Киевского» — Григория Болгарина. После кончины митрополита Ионы (1461) митрополиты Московские получили титул «Московские и всея Руси». С этих пор Киевская митрополия шла своим отдельным историческим путем. См. об этом: Соколов Д. История разделения Русской митрополии (1900); Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. (1913); а также: Макарий. 4–5 и Голубинский. 2. 1.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

его тело было привезено в Киев (Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси X – XIII вв. M., 1989. Прил. I. С. 205). По Типографской лет. скончался в Переславле-Залесском 07.12.1280 (ПСРЛ. Т. 24. С. 102). 1046 Первая дата – дата поставления по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 10. С. 161). По Лаврентьевской лет. в 1300 г. отбыл в Брянск, а оттуда – в Суздальскую землю (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 485). Делая поправку на ультрамартовский стиль летописной статьи (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 243), события переноса следует отнести к предыдущему. т. е. 1299 г. Точная дата перенесения кафедры во Владимир приводится по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 106). Дата кончины, по Воскресенской летописи, – 06.12.1305 (ПСРЛ. Т. 10. С. 176). Память – 23.06 в Соборе Владимирских святых. 1047 «По смерти Максима один из игуменов (судя по месту действия, владимирский), именем Геронтий, взял его святительскую ризницу, утварь, самую икону, подаренную ему некогда игуменом Петром, а также церковных сановников и отправился в Константинополь искать себе поставления на Русскую митрополию. Это, конечно, он сделал не без согласия светских властей города Владимира и некоторых из духовенства: иначе трудно объяснить, как никто ему не возбранил распоряжаться митрополитскою ризницею и утварью и как решились сопутствовать ему церковные сановники, т. е., вероятно, митрополичьи бояре» ( Макарий (Булгаков) , митр. Ук. соч. Кн. 3. M., 1995. С. 19–20). 1048 В I синодике Переславского Никитского монастыря помещен следующий список митрополитов русских: Петр, Алексий, Киприан, Михаил, Кирилл, Максим, Феогност, Дионисий, Герман, Фотий, Геронтий, Зосима, Симон, Варлаам, Даниил, Иоасаф, Макарий, Кирилл, Филипп (Титов A. А. Синодики XVII века Переславского Никитского монастыря. M., 1903. С. 11). По Лаврентьевской лет. поставлен в 1308 г. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 529). Никоновская лет. уточняет, что поставление совершил Патриарх Константинопольский Афанасий (ПСРЛ. Т. 10. С. 176). В 1309 г. митрополит прибыл во Вл. на Кл. (ПСРЛ. Т. 10. С. 177). Вторая дата – дата преставления святителя в Москве (ПСРЛ. Т. 10. С. 190). Память – 24.08 и 21.12. 1049 Епископ Ростовский. По предположению Г. М. Прохорова, являлся местоблюстителем митрополичьей кафедры после кончины Свт. Петра и до приезда Свт. Феогноста (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. 1987. С. 381–382).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Участие Церкви в военных походах как на Пиренейском п-ове, так и на Св. земле стало причиной упадка экономического могущества Церкви, что усугублялось фактически неограниченной властью монарха над духовенством (король был вправе распоряжаться церковной собственностью, жалобы духовенства в основном игнорировались папами Римскими). Так и не установилась традиция регулярного созыва Соборов, что делало положение епископов Кастилии и Леона еще более уязвимым. Экономическая и политическая слабость иерархов Леоно-Кастильского королевства предопределила провал реформ, проводимых в духе Латеранского IV Собора и предполагавших повышение образовательного уровня клириков и проведение мероприятий по «оздоровлению» католич. Церкви. Иоанн Гальгрин , к-рого папа Григорий IX в 1228 г. послал легатом в И., столкнулся с тем, что решениями Соборов часто пренебрегали. Для проведения церковных реформ Иоанн Гальгрин созвал провинциальные Соборы в Вальядолиде (1228), в Саламанке и в Льейде (1229); их решения в основном дословно повторяли каноны IV Латеранского Собора. Несмотря на активную деятельность папского легата, церковные реформы в Кастилии и Леоне не привились. Недовольство духовенства действиями кастильских королей постепенно накапливалось, в кон. XIII в. мн. церковные иерархи оказались вовлечены в войны, связанные с восстанием инфанта Санчо. При слабости церковной иерархии епископы в центральных областях И. были в большей степени связаны с королевской властью, участвовали в походах и сражениях против мусульман. Ключевую роль в Реконкисте сыграл архиеп. Толедо Родриго Хименес де Рада (1209-1247), к-рый участвовал в военных действиях и являлся духовным лидером похода 1212 г., когда войско Альмохадов было разгромлено в битве при Лас-Навас-де-Толоса. Создание коалиции христ. правителей и издание папской буллы, объявлявшей этот поход крестовым, были плодами усилий архиепископа. Др. Толедский архиепископ, Гонсало Гарсия Гудьель (1280-1299), возглавлял королевскую канцелярию и впосл. занял один из важнейших постов при Римской курии (папа Бонифаций VIII возвел его в сан кардинала-епископа Альбано).

http://pravenc.ru/text/674995.html

1276. Там же. С. 90–91. 1277. Там же. С. 88–89. 1278. Ин. 1:1. 1279. Пс. 110:9. 1280. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 30–31. 1281. Там же. С. 32–33. 1282. Там же. С. 41. 1283. Там же. С. 29. 1284. Там же. С. 22. 1285. Ин. 1:1. 1286. Лк. 9:35. 1287. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 4–5. 1288. Цит. по: Там же. С. 4. 1289. См.: Троицкий С. Афонская смута. — Церковные ведомости 20, 1913. Цит. по: Начала 1–4, 1995. С. 169–170. 1290. Там же. Подробнее об этом см. в Главе VIII (разбор доклада С. Троицкого). 1291. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 101. 1292. Там же. С. 188. 1293. Там же. С. 23. 1294. Там же. С. 40–41. 1295. 1 Кор. 8:6. 1296. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 33–34. 1297. Там же. С. 25. 1298. Там же. С. 6. 1299. Там же. 1300. Там же. С. 53. 1301. Там же. С. 27. 1302. Там же. С. 16–17. 1303. Как ясно из дальнейшего, под»трисвятой песнью»здесь понимается не молитва»Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а песнь ангелов из книги пророка Исайи»Свят, свят, свят Господь Саваоф». Если молитва»Святый Боже»в православной традиции воспринимается как относящаяся к трем Лицам Святой Троицы, то песнь из книги пророка Исайи воспринимается по–разному: в частности, в Акафисте Иисусу Сладчайшему, на который ниже ссылается автор»Апологии», она истолкована как относящаяся к имени Иисуса Христа. 1304. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. 1305. Там же. С. 83. 1306. Фил. 2:9. 1307. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. Ср.: Деян. 2:21. 1308. Там же. С. 111–112. 1309. Там же. С. 85–86. 1310. Там же. С. 89. 1311. Там же. С. 93. 1312. Там же. С. 8. 1313. Там же. С. 6–7. 1314. Там же. С. 17. 1315. Там же. С. 65–66. 1316. Там же. С. 18. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 1317. Там же. С. 9. 1318. Там же. С. 49–50. 1319. Там же. С. 52. 1320. Там же. С. 72–73. 1321. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 61. 1322. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 153.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

в Центральную Азию по распоряжению папы Иннокентия IV наведались три ватиканских посольства. В середине столетия францисканец Вильгельм де Рубрук сообщил в Европу о веротерпимости властителей Монгольской империи. Интерес Ватикана к Китаю был еще более возбужден распространившимися в 1278 г. слухами о крещении хана Хубилая. Уже после визита в Китай Марко Поло в Поднебесную при был первый представитель римско–католической церкви – францисканский миссионер итальянец Джованни да Монтекорвино (1247–1328), уроженец Салерно, в 1280–е годы проповедовавший в Армении и Персии. Приехав в 1294 г. по повелению святого престола в Пекин, он получил у императора разрешение на проповедь. Однако его желание перевести несториан–неханьцев в католическую веру натолкнулось на противодействие и яростные обвинения с их стороны. Лишь через пять лет ему удалось преодолеть все трудности и приступить к исполнению своих миссионерских обязанностей в полном объеме. В 1299 г. он воздвиг в Даду (Пекине) первый католический храм 44 » к 1318 г. прибавились еще два. К 1305 г. он крестил около б тыс. человек, на его воспитании было 47 детей в возрасте от 7 до 11 лет, которых да Монтекорвино учил церковному пению, греческому и латинскому. Как отмечал де Рачевилц, французская миссия сосредоточила свои усилия на обращении в католицизм «отпавших» от церкви несториан и живших в ханской столице иностранцев, образовавших особую привилегированную прослойку между монгольскими правителями и китайскими простолюдинами. Монтекорвино предполагал решить проблему христинизации Китая путем обращения этой промежуточной прослойки, из–за чего он и его помощники не предпринимали никаких усилий к тому, чтобы начать учить китайский язык для общения с окружавшим их народом. «Как мы знаем от самого Иоанна да Монтекорвино, нарисованные на стенах его церкви сцены из Библии имели надписи на латыни, тюркском, монгольском и персидском, „дабы все языки могли прочесть» Китайский, язык большинства обитателей Ханбалыка, включен не был» [Rachewiltz 1971, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остается лишь посетовать на неспособность автора сопоставить цифры и факты. Первым митрополитом Киевским, проведшим во Владимиро-Суздальской земле бóльшую часть своего предстоятельства, был Кирилл II (III) (митрополит с 1243 г., утвержден Константинопольским Патриархом в 1246–1247 гг., преимущественно во Владимиро-Суздальской земле находился с 1250 по 1273 гг. и затем в 1280 г., где и скончался в г. Переяславле-Залесском 6 или 7 декабря). Следующий митрополит, свт. Максим, с 1283 по 1299 год правил, в основном, из Киева, но около 1300 года переместил свою резиденцию во Владимир, где и пребывал вплоть до кончины в 1305 году. В это время была ликвидирована Владимирская епархия, а ее территория вошла в Митрополичью область. Преемник свт. Максима свт. Петр, родом с Волыни, после поставления в митрополиты в Константинополе и прибытия в 1308 году на Русь, провел в Киеве лишь около года, и уже в 1309 году сделал своим постоянным местопребыванием Владимир, откуда в 1325 году переселился в Москву, где и скончался в 1326 году. Следующий митрополит, грек свт. Феогност, был прислан на Русь Константинопольским Патриархатом в 1328 году и в том же году обосновался в Москве, откуда правил вплоть до своей кончины в 1353 году. Его пример особенно важен: свт. Феогност первоначально не был связан с Русью, но полностью исполнял волю Константинополя — и, тем не менее, целенаправленно направлялся в Москву, что полностью рассеивает беспочвенные подозрения докладчика. В свои последние годы свт. Феогност рукоположил во епископа Владимирского своего ближайшего помощника (фактически, викария) и будущего преемника Алексия. Однако еще важнее другое: в 1354 году была издана соборная грамота — автор доклада на нее также ссылается, — посвященная вопросу о перемещении Киевской кафедры. Эта грамота была издана в связи с утверждением Константинопольским Патриархом свт. Филофеем (Коккиным) нового митрополита, избранного свт. Феогностом себе в преемники — того самого Алексия, уроженца и жителя города Москвы. В грамоте говорится о перемещении места преимущественного пребывания митрополита Киева и всей России «во Владимир… безвозвратно и на веки вечные неотъемлемо» (ν τ Βλαντιμορ … ναφαιρτως κα ναποσπστως ες ανα τν παντα).

http://pravoslavie.ru/116277.html

К сожалению, с давних пор господствует сугубо тенденциозная «оценка» соперников в этой борьбе: Михаил Тверской преподносится как благородный и бескорыстный «рыцарь», а Юрий Московский - в качестве низменного злодея. Между тем многочисленные исторические факты дают все основания для вывода, что соперники, как говорится, стоили друг друга, и речь должна идти, если уж на то пошло, не о превосходстве одного из соперников, но о присущей им обоим шаткости нравственных устоев, порожденной всей ситуацией эпохи монгольской власти над Русью. Так, из летописей известно, что Михаил Тверской еще задолго до своего столкновения с Юрием Московским, в конце 1280-1290-х годах, вел борьбу за власть с сыном Александра Невского Андреем (вполне «законным» великим князем!),- притом даже обращался за поддержкой к монгольскому темнику Ногаю, который сумел тогда захватить («незаконно»!) огромную власть в Орде; все это подробно показано в классическом исследовании А. Н. Насонова «Монголы и Русь Когда же в 1299-1300 году Ногай был разгромлен и убит законным ханом Золотой Орды Токтой, Михаил предпочел помириться и вступить в союз с тем же самым Андреем Александровичем, с которым он ранее враждовал... И перед смертью, постигшей его в 1304 году, Андрей назвал своим преемником Михаила, и тот отправился в Золотую Орду к хану Токте за «ярлыком» на великое княжение. В то же время, о чем уже сказано, внук Александра Невского Юрий Данилович полагал, что именно он - после кончины последнего Александровича, Андрея,- должен стать великим князем и также явился к Токте. Однако вопрос был решен ханом в пользу Михаила. Юрий, очевидно, резко высказал свое несогласие, и, возвратившись из Орды, Михаил тут же «пошел ратью» на Москву, чтобы раздавить непокорного соперника. Его поступок явился первой военной акцией в противоборстве с Юрием, и уже из одного этого вполне ясно, что столь широко распространенное до сих пор категорическое «предпочтение» Михаила Юрию сомнительно. Как же возникла своего рода «идеализация» тверского князя? После позднейшей жестокой казни Михаила в Орде (в 1318 году; об этом еще будет речь) в Твери была создана трагическая повесть «Убиение великого князя Михаила Ярославича», которая, вполне естественно, создавала высоко положительный образ князя-мученика. А впоследствии «либеральная» историография и публицистика, всячески осуждавшая «собиравших» Русь московских правителей за их стремление к твердому единовластию, опираясь на эту повесть, постоянно противопоставляла Михаила Тверского и его сыновей москвичам Юрию и Ивану (Калите) Даниловичам, которых наделяли всеми возможными пороками.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/04/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010