681 ...а сына его Кондрата...– Кондрат II Семовитович, князь Мазовецкий, сын Семовита Кондратовича. См. о Кондрате также под 6787 (1279), 6788 (1280), 6795 (1287), 6797 (1289) и 6799 (1291) гг. 686 ...с Борисом и со Изболкомъ.– Возможно, что Изеболк – второе имя Бориса, т. е. Борис-Изеболк; дальше действует только один гонец – Борис. 688 ...бысть снемъ... в Тернав...– Съезд князей в Тернаве имел своей задачей урегулировать русско-польские отношения ввиду ордынской опасности. 689 ...и во осень убитъ бысть великий князь Литовьский Миньдовгъ...– Сообщение о случившемся через год после съезда князей в Тернаве убийстве Миндовга дало повод летописцу, вернувшись назад, подробно рассказать о Миндовге и его сыновьях и раскрыть всю историю отношений литовских князей с галицко-волынскими. Кое-что из этих сведений уже было сообщено раньше (например, о пострижении Войшелка). 690 ...Юрья Лвовича.– Юрий Львович (ум. в 1323 г.) – сын Льва Даниловича, князь галицкий. О нем рассказывается под 6785 (1277), 6788 (1280), 6789 (1281), 6790 (1282) и 6792 (1284) гг. 691 ...иде в Полонину ко Григорьеви в манастыръ...– Полонинский монастырь в Карпатах.– Григорий – полонинский игумен; упоминается также под 6776 (1268) г. 692 ...учини соб манастырь...– Основанный Войшелком монастырь на Немане – Лаврышевский монастырь около Новогрудка. Следы его есть и поныне около с. Гнесичи Новогрудского района Гродненской области. Монастырь был разрушен в войнах 1812 г. и 1914 г. 693 ...за Домонтомъ за Нальщаньскимъ княземь.– Довмонт (Даумантас) – князь нальщанский (ум. 20 мая 1299 г.), впоследствии бежал из Литвы в Псков, стал там князем (в 1266 г.), принял христианство с именем Тимофей, вступил в брак с дочерью князя Димитрия, сына Александра Невского, организовал оборону Пскова в 1267, 1268, 1269, 1272, 1298 и 1299 гг. Причислен к лику святых, считался покровителем Пскова. (См. Повесть о Довмонте.) 695 ...на Романа на бряньского князя.– Роман Михайлович – брянский князь, сын Михаила Всеволодовича Черниговского, на его дочери женился князь Владимир Василькович Волынский. Упоминается также под 6782 (1274) и 6793 (1285) гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оно представляло собой отдельный от земского законодательства свод норм, выработанный и принятый без участия королевской власти, но с учетом принципов Тёнсбергского конкордата. В основу нового церковного законодательства была положена редакция церковного права «Золотое перо» архиеп. Эйстейна Эрлендссона. Но Магнус VI скончался 8 мая 1280 г., еще до начала работы обоих съездов. Регентский совет при малолетнем короле включил новые положения о церковной юрисдикции, во многом расходившиеся с положениями Тёнсбергского конкордата, в состав земского законодательства. Архиеп. Йон выдвинул условием проведения коронации Эйрика II (1280-1299) принесение новым монархом коронационной присяги, в к-рой король брал на себя обязательства отменить нововведения, наносившие урон Церкви, и придерживаться договоренностей, достигнутых Церковью с его отцом, согласившись на уступки. Но Регентский совет сразу после коронации еще больше сузил церковные свободы и привилегии. В результате вспыхнул конфликт, в котором обе стороны апеллировали к папе Римскому. Последняя попытка примирения была предпринята летом 1281 г., когда архиеп. Йон II в обмен на соблюдение Регентским советом церковных свобод согласился обвенчать в Бергене кор. Эйрика II с дочерью кор. Шотландии Александра III Маргаритой и короновать ее как норвеж. королеву. После совершения обоих актов архиепископу было отказано в его требованиях и канцлер Бьярни Эрлингссон объявил о ликвидации архиепископской монетной регалии. Это привело к добровольному изгнанию архиеп. Йона II в Швецию вместе с еп. Осло Андресом и еп. Хамарским Торфинном. В Н. под лозунгом возвращения к «старому христианскому праву» было запрещено действие всех постановлений, принятых архиеп. Йоном II, а «новое христианское право» фактически запрещалось. После смерти архиеп. Йона II в швед. Скаре (21 дек. 1282) против Регентского совета продолжали бороться епископы Андрес и Торфинн, отправившиеся в Рим и получившие папскую буллу, к-рая гарантировала Церкви все ее имущественные права.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Отделение II. Краткая летопись Собора § 7. Период до-Татарский годы от Р.Х. годы Собора Посвящён в Соборе митр. Иларион из Русских и русскими епископами Апреля 14 погребён здесь же В. Кн. Всеволод Ярославович Скончался и погребён Владимир Мстиславич Июля 23, посвящён Русскими епископами митр. Климент Погребён здесь же Вячеслав Владимирович По взятии Киева Мстиславом Андреевичем и другими князьями, во время трёхдневного разграбления сего города, ограблен был и Собор Разорение Киева Изяславом Мстиславовичем § 8. Период Татарский год от Р.Х. год Собора Разорение Киева Батыем. С сего времени Собор остаётся надолго в запустении. Самый город почти был оставлен, так что путешественники (1247 г.) видели в нём не более 200 бедных домов 27 . Около 10 лет митрополита совсем не было, и едва ли могло быть Богослужение в разорённом Соборе 1250–1280 214–244 Митроп. Кирилл III, хотя жил большей частью во Владимире на Клязме, куда перенесли и престол свой В. Князья, посещал и Киев (особенно в 1274 и 1280), и даже погребён, по завещанию его, в Киевском Соборе 28 . Из сего видно, что разорённый Собор при сем митрополите несколько исправлен и опять совершалось в нём Богослужение 1283–1305 247–269 Митрополит Максим, по причине набегов Татарских, не мог жить в Киеве, и в 1299 г., утвердился во Владимире. Он был и в Орде, и получил Ханский ярлык в пользу церкви и духовенства Св. митр. Пётр, после посвящения жил несколько времени в Киеве, но также перешёл во Владимир, а в 1325 году поселился в Москве 29 § 9. Период Литовский год от Р.Х. год Собора Кн. Литовский Гедимин, овладев Княжеством Киевским, поставлял в нём наместниками своими Князей православного исповедания, при которых не могло быть стеснения Богослужению и в Соборе Киевском 30 . Киевские, впрочем, митрополиты, живя в Москве и имея в Киеве своих наместников, редко посещали его, м. Феогност посещал Киев в 1330, 1331 и 1347 годах 1354–1378 318–340 Это время особенно благоприятно могло быть для Киевской паствы и Собора, потому что в эти 22 года, управляя церковью всероссийской, управлял и Киевской паствой Св. митр. Алексий, бывший прежде митрополичьим наместником Киевским. 1359 г. он обозревал Киевскую епархию. За два года до его смерти, т. е. до 1578 г., посвящён особый митр. Киевский – Киприан

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ († 22.05.1299), архиеп. Новгородский (1275/76-1299). К 1273 г. К. имел сан игумена, был духовником Новгородского архиеп. Далмата . Перед кончиной архиеп. Далмат († 21 окт. 1273) по просьбе «мужей старейших» (бояр) назвал 2 кандидатов на Новгородскую кафедру: К. и настоятеля Юрьева новгородского муж. мон-ря архим. Иоанна. Судя по тому, что К. в новгородской владычной летописи (отразилась в НПЛ старшего и младшего изводов) назван «Богом назнаменанным», он был избран по жребию (с некоторым нарушением сложившейся традиции: и ранее и впосл. выбор осуществлялся, как правило, из 3 кандидатов, определенных не архиепископом, а вечем). Архиеп. Далмат благословил своего преемника. После смерти архиеп. Далмата в том же году К. отправился для поставления в Киев. Хиротонию К. зимой 1275/76 г. возглавил св. митр. Кирилл II (вероятно, задержка была связана с отсутствием в Киеве митрополита, в то время подолгу пребывавшего в Сев.-Вост. Руси). В Новгород К. вернулся 2 авг. 1276 г. (о датировке см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 286-288; Щапов. 1978. С. 183-184), проведя несколько месяцев скорее всего при митрополите в Киеве. Поставление митр. Кириллом II Климента архиепископом в Новгород Великий. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 85) Поставление митр. Кириллом II Климента архиепископом в Новгород Великий. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 85) На время пребывания К. на Новгородской кафедре приходится борьба за великое княжение (и соответственно за княжение в Новгороде, как это установилось с сер. XIII в.) между сыновьями св. кн. Александра Ярославича Невского - св. кн. Димитрием Александровичем и Андреем Александровичем. Об участии К. в этих событиях источники, за единственным исключением, умалчивают. 6 (или 7) дек. 1280 г. в Переяславле (где была резиденция вел.

http://pravenc.ru/text/1841347.html

Вскоре, после поставления Климента в архиепископы, скончался (в 1280 г.) хиротонисавший его митрополит Кирилл, достопамятнейший иерарх Русской церкви, которого, по отзыву современников, едва ли кто-либо из древних митрополитов Российских превосходил в добродетелях истинно пастырских 325 . По кончине его, духовенство Российское два года оставалось без главы; наконец, в 1283 г. прибыл преемник Кирилла Митрополит Максим, грек. Он, по примеру предшественника, странствуя по России ради исправления дел церковных, в 1285 г. посетил и Новгород, где с великою честью был принят жителями и владыкою Климентом 326 . Архиепископ Климент скончался в 1299 году «месяца мая в 22 день, на память святого мученика Василиска, в пяток четвертой недели на Пасхе, в 7-й час дня, быв в епископии лет 23». Летописец не упоминает ни о каких его пастырских доблестях в такой длинный период святительства, но в то же время замечает, что он «добре правил церковь Христову, душа его взыде на небеса, а тело его честно положено бысть в притворе святыя Софии от владычня двора, архимандритом Кириллом и всеми игумены, и всем иерейским чином, и посадником Андреем, и всеми Новгородцы» 327 . Не более как за месяц до кончины, владыка Климент был сильно огорчен опустошением Новгорода страшным пожаром. Это обстоятельство тем более было тягостно для старца святителя, что и начало его вступления на святительский престол ознаменовалось таким же несчастием. «Месяца апреля, говорит летописец, в 18 день, в субботу великую, в 1 час нощи загореся на Варяжьской улици, и створися горе велико, по нашим грехом: вздвижеся буря с вихром, и тако бысть силен огнь в борзе, кто мало что похватив выбежа из своего двора, а иное все огнь взя; и вержеся огнь из Немечьского двора в Неревскый конец, и загореся на Холопьи улици, а тамо сильнее огнь, а Неревляне на оной стороне, а мост великый огнь заял... Но сице бо на свете Бог и добрие людие уяша, а злии человеци падоша на грабежи, что в церквах все разграбиша Бога не боячеся: в святом Иване над товаром сторожа убиша, а в святом Якове сторож сгоре; на торговом полу (на торговой стороне) 12 церквии сгоре, икон не всех успеша выносити, ни книг, а в Христове церкви неколико голов сгоре, и два попа сгореша; в Неревском копци 10-ть церквии сгоре и многа узорочья в церквах и муж добр сгоре Елеферий Лазоревич». В заключение описания этого несчастия, очевидец говорит, что Бог казнит за грехи наши, «кажа нас на покаяние» 328 . 9. Архиепископ Феоктист 329 (1299–1307)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Вопрос о времени жизни И. К. одним из первых изучал еп. Порфирий (Успенский). На основе рукописных колофонов он считал, что активная деятельность И. К. в качестве мелурга относится к периоду между 1299 и 1332 гг. Исследователь отметил, что в перечне известных мелургов в Стихираре Ватопедского монастыря 1299 г. имя И. К. отсутствует, тогда как в 1332 г. он уже назван маистором. Еп. Порфирий предположил, что покровителем И. К. был Андроник III Палеолог (1328-1341) ( Порфирий (Успенский). 2006. C. 225-226). Биографию И. К. подробно исследовал Уильямс, к-рый, опираясь на косвенные данные, заключил, что преподобный род. ок. 1280 г. и обучался в грамматической школе при приюте св. Павла. Эта школа была предназначена для бедных юношей из провинции, стремившихся приобщиться к греч. культуре и сделать карьеру в К-поле. Уильямс указал на то, что в Житии И. К. представлен как человек, выросший в слав. среде, и, вероятно, славянин по происхождению (исследователь предположил, что патроним Пападопул является переводом слав. Попович). По мнению Уильямса, покровителем И. К. был имп. Андроник II Палеолог (1282-1328), к-рый считался любителем изящных искусств. Исследователь указал на дополнительный источник, данные к-рого позволяют предположить, что И. К. был жив в 50-70-х гг. XV в. Это стихотворная история К-польских патриархов Кирилла Лавриота (XVIII в.), в к-рой описывается встреча патриарха Филофея Коккина и И. К. на Афоне в 1354/55 или в 1376 г. ( Williams. 1968. P. 312-314, 362). Однако поздний характер текста и отсутствие сведений об источниках, на к-рые опирался Кирилл Лавриот, заставляют сомневаться в достоверности текста. Большинство др. исследователей интерпретировали упоминание о «древнем Кукузеле» в рукописи 1341 г. как свидетельство того, что к этому времени И. К. уже скончался (см., напр.: Στθης. Αναγραμματισμο. Σ. 127. Σημ. 4). Е. В. Герцман предположил, что «время активной творческой жизни мастера завершилось задолго до наступления XIV столетия» (возможно, в XII в.- Герцман. 2006. С. 496). Тем не менее, учитывая отсутствие упоминаний об И. К. до нач. XIV в., предпочтительной представляется традиц. датировка.

http://pravenc.ru/text/471332.html

XIV в. итал. агиограф Петр Наталис со ссылкой на «римские хроники» уточнил, что мощи И. С. были вывезены из Вифлеема в период войны с сарацинами, когда крестоносцы потеряли Иерусалим и др. города ( Petr. Natal. CatSS. IV 145; ActaSS. Sept. T. 8. P. 635). В честь этого события было установлено празднование 26 мая. Отсутствие совр. событию сведений о перенесении мощей И. С. можно объяснить поспешностью действий лат. духовенства во время отступления крестоносцев, которые спасли святыню от наступающих мусульм. войск. По мнению болландистов, мощи И. С. были внесены в базилику Санта-Мария Маджоре между 1260 и 1280 гг. (ActaSS. Sept. T. 8. P. 639). В соч. «Чудеса Рима» (сер. XII в.) в описании святынь базилики указано: «Там же почивает св. Иероним». На этом основании перенесение мощей И. С. иногда датируют XII в., однако описание рим. храмов относится не к оригинальному тексту, а к добавлениям, сделанным в XIII в. Самым ранним из точных указаний на почитание мощей И. С. в Санта-Мария Маджоре является надпись на монументальной гробнице кард. Гонсальво Родригеса, выполненной Джованни ди Косма в 1299-1303 гг. Гробница украшена мозаичным изображением Богоматери с предстоящими ап. Матфием и И. С., мощи к-рых хранились в базилике. Изображение И. С. сопровождается надписью: «Я покоюсь у пещеры Яслей» (Recubo praesepis ad antrum - Fabi Montani. 1864. P. 559). В булле, выданной Римским папой Николаем IV (1288-1292) в 1290 г., были дарованы индульгенции паломникам, посетившим базилику во время некоторых праздников, в т. ч. в день памяти И. С. Согласно «Хронике» францисканца Франческо Пипино из Болоньи (ок. 1322), папа Николай был похоронен в базилике «у гроба блж. Иеронима» (ActaSS. Sept. T. 8. P. 637). Упоминание о мощах И. С. содержится также в перечне святынь базилики кон. XIII в. ( Biasiotti. 1915. P. 32). Выбор базилики Санта-Мария Маджоре для упокоения мощей И. С. был обусловлен желанием воссоздать в Риме комплекс вифлеемских св. мест, связанный с символикой Рождества Христова.

http://pravenc.ru/text/293730.html

7 февраля 1238 года собор был впервые взят и разграблен татарами, при чём погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном. В следующем году из Ростова в собор было перенесено тело великого князя Владимирского благоверного Георгия Всеволодовича . Позднее в том же XIII веке татары подвергли собор второму разграблению. В этот период в соборе совершалось возведение на Владимирский великокняжеский престол - в 1252 году здесь на престол был посажен благоверный великий князь Александр Невский . В 1280 году был проведен ремонт собора. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим перенес во Владимирский собор свою резиденцию, получив утверждение в видении от Самой Пресвятой Девы. На рубеже XIII–XIV веков в юго-западном углу Всеволодовых галерей был построен кирпичный придел в честь Пантелеимона Целителя , собор был покрыт оловом. Митрополит Всероссийский, святитель Петр , в 1325 году переселился из Владимира в Москву. Соответственно, в 1395 году туда была перенесена Владимирская икона Божией Матери , в 1428 году возведение на великокняжеский стол стало совершаться в Москве, а в 1470-х годах в Москве по образцу Владимирского был воздвигнут свой кафедральный Успенский собор. За исключением 1352-1354 годов, собор утрачивает роль кафедрального храма вплоть до XVIII века. В 1340 году во Владимирском соборе были проведены ремонтные работы по кровле. В 1408 году " повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев " . В 1411 году татарский царевич Талыч занял и поджег город, и собор лишился своих колоколов, которые расплавились в огне. Соборные сокровища и святыни были спрятаны ключарем Патрикием, который за это был замучен татарами. В 1518-1520 годах иконы Владимирского Успенского собора были отправлены в Москву для показа греческой делегации и реставрации, после чего возвращены на прежние места. В 1536 году собор вновь горел. В начале XVII веке собор находился в запустении: " птицы внутри его во множестве вили свои гнезда " . Кровля собора в то время была пощипцовой. Предположительно в том же веке близ собора была воздвигнута шатровая колокольня. В 1645 году были обретены нетленными мощи благоверного князя Георгия .

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

1278 Житие и хождение Даниила, русской земли игумена//Православный палестинский сборник. Вып. III. СПб. С. 35. 1279 Путешествие Зевульфа в св. Землю//Православный палестинский сборник. Вып. IX. СПб., 1885. С. 275. 1280 Житие и хождение Даниила. С. 24. – При Данииле в Иерусалиме существовал еще грузинский монастырь св. Креста, основанный на том месте, где, по преданию, росло дерево креста Христова. См.: Житие и хождение Даниила. С. 83. 1295 Равнина, на которой был расположен этот монастырь, некогда послужила местом отдохновения Пр. Богородицы во время бегства в Египет; отсюда произошло и название монастыря. 1299 В этот монастырь в 1102 г. заключился один епископ, спасаясь от турок. См.: Fulcherii Carnotensis historia hierosolymitana. P. 397. См.: Recueil d. historiens d. croisades. T. III. 1303 Petri Tudebodi Historia de hierosolymitano itinere. Thema 3. P. 89; Recueil d. historiens des croisades. T. III; Tudebodus Abbreviatus. Gesta francorum. Ibid. P. 154; Tudebodi imitatus et continuatus. Historia peregrinorum. Ibid. P. 186. Вильгельм Тирский под 1149 г. сообщает, что число антиохийских церквей и монастырей было почти бесконечно (...quorum pene infinitus est numerus). См.: Historia. Т. XX. Cap. 26//PL. T. CCI. Col. 805. 1307 Recit de la premiere croisade extrait de la chronique de Matthieu d’Edesse et traduit de I’armenien par Dulaurier. Paris, 1850. P. 44–45, 60. 1311 Alberti Aquensis historia. Lib. XII. Cap. XXI. P. 703; Recueil des historiens des croisades. T. III. 1312 Δοσθεος , πατριρχης τ ν εροσολμων , στορ α περ τν ν εροσολμοις πατριαρχευσντων, δι ρημνη ν δ δεκα βιβλ οις. Βιβλ. VIII. К. II. § 8. Σ. 805. ( ν Βοκουρεστ τ τς Ογγροβλαχ ας). 1313 Иоанна Фоки Сказание//Православный палестинский сборник. Вып. XXIII. С. 31–32. Ср.: Guillelmus. Historia. Lib. IV. Сар. X//PL. T. CCI. Col. 310. 1314 Греческий монастырь был посвящен св. пророку Илии. Он существовал и в 1183 г. во время нашествия Саладина на Палестину. Турецкие войска, подступив к Фавору, пытались было разрушить его, но напрасно: недоступное положение монастыря, его стены и храбрость монастырской братии, мужественно защищавшейся, избавили обитель от гибели. См.: Guillelmus. Historia. Lib. XXIII. Cap. XXVI. Col. 882.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Остается лишь посетовать на неспособность преосвященного автора сопоставить цифры и факты. Первым митрополитом Киевским, проведшим во Владимиро-Суздальской земле бóльшую часть своего предстоятельства, был Кирилл II (III) (митрополит с 1243 г., утвержден Константинопольским Патриархом в 1246–1247 гг., преимущественно во Владимиро-Суздальской земле находился с 1250 по 1273 гг. и затем в 1280 г., где и скончался в г. Переяславле-Залесском 6 или 7 декабря). Следующий митрополит, свт. Максим, с 1283 по 1299 год правил, в основном, из Киева, но около 1300 года переместил свою резиденцию во Владимир, где и пребывал вплоть до кончины в 1305 году. В это время была ликвидирована Владимирская епархия, а ее территория вошла в Митрополичью область. Преемник свт. Максима свт. Петр, родом с Волыни, после поставления в митрополиты в Константинополе и прибытия в 1308 году на Русь, провел в Киеве лишь около года, и уже в 1309 году сделал своим постоянным местопребыванием Владимир, откуда в 1325 году переселился в Москву, где и скончался в 1326 году. Следующий митрополит, грек свт. Феогност, был прислан на Русь Константинопольским Патриархатом в 1328 году и в том же году обосновался в Москве, откуда правил вплоть до своей кончины в 1353 году. Его пример особенно важен: свт. Феогност первоначально не был связан с Русью, но полностью исполнял волю Константинополя – и, тем не менее, целенаправленно направлялся в Москву, что полностью рассеивает беспочвенные подозрения епископа Макария. В свои последние годы он рукоположил во епископа Владимирского своего ближайшего помощника (фактически, викария) и будущего преемника Алексия. Однако еще важнее другое: в 1354 году была издана соборная грамота – сам епископ Макарий на нее также ссылается, – посвященная вопросу о перемещении Киевской кафедры. Эта грамота была издана в связи с утверждением Константинопольским Патриархом свт. Филофеем (Коккиным) нового митрополита, избранного свт. Феогностом себе в преемники – того самого Алексия, уроженца и жителя города Москвы. В грамоте говорится о перемещении места преимущественного пребывания митрополита Киева и всей России " во Владимир... безвозвратно и на веки вечные неотъемлемо " (ν τ Βλαντιμορ ... ναφαιρτως κα ναποσπστως ες ανα τν παντα).

http://religare.ru/2_116414.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010