14 . САМУИЛ Миславский, Епископ, в 1768 году, Декабря 28, хиротонисан из Архимандритов Киево-Николаевских. Через 2,5 года правления, в 1711 году, Сентября 24, переведён на Крутицкую Епархию. 15 . АГГЕЙ Колосовский, Епископ, хиротонисан в 1774 году, Февраля 9, из Архимандритов Печерского Нижегородского монастыря. В 1786 году, Ноября 28, уволен с пенсией в Переяславский монастырь и там, в 1792 году, Октября 24, скончался. В) Курские и Белогородские 16 . ФЕОКТИСТ Мочульский в 1787 году, Февраля 9, переведён из Севских Епископов с именованием Белгородским и Курским, а в 1799 году переименован Курским и Белгородским. В 1801 году, Сентября 15, пожалован Архиепископом и находится доныне. Глава V. Епархия Владимирская и Суздальская Епархий Владимирских в летописях наших упоминается две: 1) Во Владимире Литовском на Волыни, которая учреждена ещё в конце X века Великим Князем Bлaдuмupoм I Святославичем. О чём смотри ниже в Отделении V о Епархиях упразднённых; 2) Во Владимире Российском за Клязьме в 1215 году Великим Князем Юрием Всеволодовичем под именем Суздальской и Владимирской, которая подвержена была разным переменам. О чём смотри выше, с начала, во всеобщем обозрении иерархии. А) Епископы Суздальские и Владимирские и прочие 1 . СИМОН, Святой, Епископ Суздальский, Владимирский, Юрьевский и Тарусский хиротонисан в 1215 году из Игуменов Владимирского Рождественского монастыря. В 1226, а по другим – в 1276 году, Мая 10, скончался посхимившись. Мощи его почивают в Киевских пещерах. 2 . МИТРОФАН, Епископ Суздальский, Владимирский и Переславля Залесского хиротонисан в 1226 году из Игуменов Владимирского Рождественского монастыря. В 1237 убит от Татар во Владимире. 3 . КИРИЛЛ упоминается в 1240 году в житии св. Александра Невского. Смотри Пролог, Ноябрь 23. 4 . ЕФРЕМ хиротонисан в 1240 году. Б) Владимирские, Суздальские и Нижегородские 5 . СЕРАПИОН хиротонисан в 1274 году из Архимандритов Киево-Печерского монастыря. В 1275 году скончался. 6 . ФЕОДОР хиротонисан в 1276 году из Игуменов Царе-Константиновского монастыря. В 1287 году скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2017 г. Церковь Рождества Иоанна Предтечи — бывший четырёхстолпный пятиглавый собор Иоанно-Предтеченского монастыря, ныне действующая православная церковь с приделом св. Параскевы Пятницы и восьмигранной столпообразной колокольней, расположенная на северной окраине Старой Ладоги. Известна по упоминаниям с 1276 года, современное здание построено в 1695 году. Первое упоминание о Ивановском монастыре на возвышенности, именовавшейся Малышевой горой, встречается в летописи 1276 года. Известно, что к монастырю благоволила семья царя Бориса Годунова. В летописи 1604 года сообщается о пожертвовании царём монастырю двух колоколов, с выбитой на одном из них надписью: «Ладоге — оплоту государства моего». На другом колоколе вылита надпись: «Лето 7112 (1604 г.) к Вознесению Господню и Рождеству Иоанна Предтечи на Малышеву гору в Ладогу слито два колоколы при благоверном царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси и его благоверной царице великой княгине Марии и при их благородных чадах, царевиче Федоре, царевне Ксении и преосвященном митрополите Исидоре Великого Новгорода и при настоящем игумене Дионисии». До конца XVII века постройки монастыря, включая церковь, были деревянными. Как свидетельствуют источники, нынешний храм был воздвигнут в 1695 году на месте более древнего деревянного. Долгие годы (до своего закрытия в 1920-е гг.) Иоанновский собор был главным собором Старой Ладоги. Ещё недавно ему угрожало полное разрушение. Рухнул свод апсиды, стала клониться колокольня. Оказалось, что Малышева гора изрыта подземными ходами. В XIX веке крестьяне села добывали здесь кварцевый песок и продавали его в Санкт-Петербурге для изготовления лампочек. Образовавшиеся пустоты стали угрозой сохранности памятника. Реставраторам пришлось закачать туда немало бетона, что остановило его разрушение. В 1991 году после завершения реставрации церковь Рождества Иоанна Предтечи первой в Старой Ладоге была возвращена верующим. Её придел во имя св. Параскевы Пятницы украсил новый иконостас, кованые подсвечники. Стены прилегающей трапезной были расписаны петербургскими художниками. В самом храме также был заново воздвигнут многоярусный иконостас. Теперь церковь приписана к Никольскому мужскому монастырю. Здесь совершаются службы по субботам и праздникам храма.

http://sobory.ru/article/?object=00125

520-7.02.535... 537) Феодосий I, монофизит (с 535...537, см. Коптская Церковь ) Гайна (Гайан), монофизит (с 535...537, см. Юлианисты) Павел Тавеннисиот (ок. 539-540/41) Зоил (ок. 541 - июль 551) свт. Аполлинарий (551 - ок. 568) Иоанн IV (ок. 569-ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580-13.02.607/08, пам. 13 февр.) Феодор (Феодосий) Скрибон (607/08-3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (610-619/20, пам. 12 нояб.) Георгий I (ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит (630/31-642...644) Петр IV (642...644-651...654) вдовство кафедры Иоанн VI (?) Евтихий (?) Петр V (?) Петр VI (?) (кон. VII в.) Косма I (727...731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II (?) Христофор I (ок. 805-836...841) Софроний I (836...841-17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859-871/72) Михаил II (871/72-21.08.903) Иоанн VII Майюма (?) Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907-21.11.932) Евтихий II (Саид) (6 или 7.02.933-11 или 12.05.940) Софроний II (?) Исаак (авг. или сент. 941-954) Иов (Иаков) (ок. 954-7.09.960) свт. Илия I (июнь или июль 964-12. 05. 1000) свт. Арсений I (17.06.1000-4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021-1036 или 1052) Леонтий (1052-1059) Александр II (1059-1062) Иоанн VIII Кодонат (1062-1100) Савва (после 1100-1122) Феодосий II (1122-1137) Кирилл II (?-?) Евлогий II (?-?) Софроний III (упом. в 1166 ) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175-1180) Илия II (ок. 1180) Марк III (ок. 1180-1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263-1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) Марк IV (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок. 1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) Марк V (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) (ок.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Еще один интересный случай касается Адриана V, который был Папой в течение 39 дней в 1276 году. Он умер, не успев быть рукоположенным во священники. Но, безусловно, самая любопытная судьба – это история предполагаемого преемника Адриана V, племянника Папы Григория Х кардинала Вичедомино Де Вичедоминис, хотя она вызывает у историков определенные сомнения. По мнению некоторых исследователей, он был избран Папой 5 сентября 1276 года на третьем конклаве, собравшемся после смерти его дяди и после того, как Иннокентий V и Адриан V были избраны и умерли в том же году. Вичедомино не принял сразу свое избрание, попросив один день для размышления, но при этом выразил желание принять имя Григория XI. Однако в ту же ночь он умер. По понятной причине его не включают в официальную историографию папства, ведь он умер, не успев воссесть на апостольский престол. Его кончина сразу после избрания Папой до сих пор остается единственным в истории папства случаем. Одним из самых коротких правлений в последнее время стал понтификат Иоанна Павла I: 33 дня со дня его избрания 26 августа 1978 года. Его внезапная смерть настолько поразила всех, что один итальянский журнал крупными буквами напечатал заголовок: «Папа снова умер». Как бы компенсируя столь короткий понтификат предшественника, его преемник, Иоанн Павел II, первый в истории Папа-славянин, оставался на седалище Петра в течение очень долгого времени, а точнее – 26 лет, 5 месяцев и 17 дней. Параллельно с “идеологическим критерием”, о котором мы говорили ранее, еще одним критерием для выбора Папы является предполагаемая длительность понтификата, а значит возраст кандидата. И с этой точки зрения часто бывали чередования: за долгим понтификатом следовал, как правило, короткий. В этот раз, когда впервые кардиналы должны были выбрать Папу после того, как его предшественник ушел в отставку по причине возраста и плохого здоровья, было бы логично предположить, что выбор не падет на слишком престарелого кандидата. С другой стороны, и не следовало бы ожидать выбора очень молодого кандидата: у всех кардиналов еще на памяти чрезвычайно долгий понтификат Иоанна Павла II. И если принять во внимание, что Иоанн Павел II стал Папой в возрасте 58 лет, тогда как Бенедикту XVI на момент выбора было 78, разумно было бы ожидать нового Папу в возрасте примерно 65-70 лет.

http://bogoslov.ru/article/3206346

Первым иерархом новоучрежденной епархии с 1261 по 1269 год был епископ Митрофан, затем он “пострижеся в схиму”. А с 1269 года управлял епархией епископ Феогност. В августе 1276 года он был в Константинополе и там на Соборе представил некоторые свои недоуменные вопросы для соборного обсуждения и решения. В старой исторической литературе, например, у историка митрополита Московского Макария (Булгакова), есть сообщение, что этот Собор проходил во время Всероссийского Митрополита Максима в 1301 году, но это неверно. Тексты деяний этого Собора изданы в шестом томе “Русской Исторической Библиотеки” 1 и датированы 1276 годом. Большинство вопросов епископа Феогноста вызвано теми новыми для русского духовенства условиями, в которых оно оказалось в иноверной и иноземной Орде. В ответах Собора сквозит полное понимание сложности обстановки, в которой находилась названная епархия. Приведем некоторые из них. Вопрос 6: Аще ли приключится святителю служити Литургия, а не будет диакона, а попов будет много, лзе ли ему служити? Ответ. Аще будет нужа, а не будет диакона, да поет с попы. Вопрос 7: Аще будут попове мнозе вместе, а не будет диакона посреди их, достоит ли им служити? Ответ. Достоит; един от них поп ектению молитв, в олтаре стоя, а вон не выходя. Вопрос 9: Аще приключится человеку в велицей болести, а въсхошет в черньци, а не будет игумена, лзе ли епископу пострищи его? Ответ. Не токмо епископу, ино и попови и диаконови; аще не будет попа и диакона, а при смерти, да и причетник пострижет. Последнее процитированное постановление Патриаршего Синода — очень важное решение, свидетельствующее о многом. Русские люди, пребывая годами в тяжелой неволе, сохраняли свою верность вере отцов и в конце своей жизни хотели уйти в иной мире в ангельском чине. Изучая древние синодики, можно обратить внимание на то, что в записанных родах много монашеских имен. Таким образом, эта благочестивая традиция сохранялась и в последующее время, причем Константинопольский Собор, идя навстречу стремлению благочестивых людей, допустил совершение пострижения принимающих монашество даже причетником. Это правило действовало, очевидно, только в древности и в пределах Сарайской епархии 2 .

http://pravmir.ru/arhimandrit-makariy-ve...

859-871/72)     Михаил II   (871/72-21.08.903)     Иоанн VII Майюма   (?)     Христодул (Абд аль-Масих)   (17.06.907-21.11.932)     Евтихий II (Сайд)   (6 или 7.02.933-11 или12.05.940)     Софроний II   (?)     Исаак   (авг. или сент. 941-954)     Иов (Иаков)   (ок. 954-7.09.960)     свт. Илия I   (июнь или июль 964-нач. 972)     Илия II   (после 972-12.05.1000)     свт. Арсений I    (17.06.1000-4.07.1010)     Феофил II (Филофей)   (1010?-1020?)     Георгий II   (2.04.1021-1036 или 1052)     Леонтий   (1052-1059)     Александр II   (1059-1062)     Иоанн VIII Кодонат   (1062-1100)     Савва   (после 1100-1122)     Феодосии П   (1122-1137)     Кирилл II   (?-?)     Евлогий II   (?-?)     Софроний III   (упом. в 1166)     Илия III   (ок.1171-ок. 1175)     Елевферий (Альфтер)    (ок. 1175-1180)     Марк III   (ок. 1180-1209)     Николай I   (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243)     Григорий I   (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263)     Николай II   (ок. 1243 или 1263-1276)     Афанасий III Синаит    (1276-ок. 1308 или 1316)     Григорий II   (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354)     Григорий III   (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366)     Нифонт   (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385)     Марк IV   (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389)     Николай III    (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98)     Григорий IV   (ок. 1397/98-ок. 1412)     Николай IV   (ок.1412-ок. 1417)     Афанасий IV   (ок. 1417-ок. 1425 или 1428)     Марк V   (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437)     Филофей I (Феофил)   ((ок. 1435 или 1437- ок. 1459)     Марк VI   (1459-ок. 1484)     Григорий V   (1484-ок. 1486)     Иоаким I Афинянин   (6.08.1487-1565 или 1567, с перерывом)     Филофей II   (упом. в 1523)   VI   (?)     Сильвестр Критянин   (12.04.1569-июль 1590)     Мелетий I Пигас   (5.08.1590-13.09.1601)     Кирилл III Лукарис    (1601/02-4.11.1620)     Герасим I Спарталиот   (30.11.1620-30.07.1636)     Митрофан Критопул   (сент. 1636-20.05.1639)     Никифор Кларонцан   (кон. мая 1639-апр.1645)     Иоанникий Киприот   (9.06.1645-15.09.1657)     Паисий   (15.10.1657-ок.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Архимандрит Порфирий вывез с Афона ряд древних рукописей и их фрагментов, которые впоследствии поступили в государственные рукописные собрания. Так, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге хранятся 2 фрагмента дохиарских рукописей, принадлежавших ранее архимандриту Порфирию: 1) Иоанн Лествичник , Лествица. Отрывок. 1272 г. Пергамент. С пометой Порфирия (Успенского) . По предположению В. Н. Бенешевича из рукописи монастыря Дохиар. 45 (2719). (Публичная Библиотека, греческое собрание 340; 2) Евангельские чтения. Отрывок. 1276 г. Пергамент. Из рукописи монастыря Дохиар. 13. Помета Порфирия Успенского : «Из рядового Евангелия 1276 г. Дохиар». Лист наклеен на картон. Собрание Порфирия Успенского. Публичная Библиотека, греческое собрание. 310) 398 . Кроме того, в бумагах епископа Порфирия Успенского , пожертвованных им по завещанию в Академию Наук, находились материалы, имевшие отношение к Дохиару. Во второй рукописной книге «Афонских актов», состоящей из 745 листов, на страницах 269–481 изложено содержание актов Дохиара: 1 55 греческих актов (1038–1664 гг.), из которых половина представлена только в изложении содержания и иногда довольно кратко; некоторые из этих актов даны византийскими императорами: Михаилом Палеологом, Иоанном Палеологом (5 актов) и сербским царем Стефаном Душаном (2 акта); 2 «Стихиры Пресвятой Богородице, Скоропослушной Дохиарской чудотворной иконе» (стр. 476–477); 3 Помощь России Дохиару 399 . Больше возможностей для работы с дохиарскими манускриптами имелось у П. И. Севастьянова, который сделал в этой обители ряд фотографий с целого ряда рукописей, представлявших особый интерес для дальнейшего исследования. Из того рукописного наследия П. И. Севастьянова, которое осталось после его кончины, можно отметить некоторые из тех фотоснимков, которые относятся к Дохиарской обители: 1 Из пергаментного Четвероевангелия, XI в. (8 листов). 2 Из пергаментного сборника Четьих-Миней, ноябрь месяц, XI–XII вв., содержащий, в частности, жития и изображения Андрея Первозванного и Климента Римского (35 листов). Рукопись украшена 18-ю миниатюрами, снятыми на фотографии дважды: в уменьшенном виде вместе с текстом и отдельно, в натуральную величину.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 1276 году умер великий князь Василии и погребен в своей отчине, Костроме; с ним прекратилось первое поколение потомства Ярослава Всеволодовича, и старшинство со столом владимирским перешло по старине к старшему сыну Невского, Димитрию Александровичу переяславскому. Таким образом, при ослаблении родовой связи и общности владения, при образовании уделов, отдельных отчин и при необходимо следующем отсюда стремлении каждого великого князя усилить свое собственное княжество, причем все они начинают с Новгорода, жребий – усилиться и стать чрез это сосредоточивающим пунктом Руси – выпал сперва Твери, но недостаток твердости в Ярославе тверском и соперничество брата его Василия воспрепятствовали усилению Твери; Василий костромской едва получил великокняжескую область, как начал действовать точно таким же образом, какой осуждал в брате; подобно ему привел татар на новгородцев, тогда как прежде заступился за последних и отклонил от них татарское нашествие; но кратковременное пятилетнее правление не позволило ему усилить Костромское княжество, он умер бездетен, и очередь перешла к Переяславлю Залесскому. Касательно ордынских отношений по смерти Невского: в 1266 году кончилось первое, самое тяжелое двадцатипятилетие татарского ига; в этом году, говорят летописи, и умер хан Берге и была ослаба Руси от насилия татарского; Берге был первый хан, который принял магометанство, и поэтому неудивительно читать в летописях, что какой-то Изосим принял ислам в угодность татарскому баскаку. Берге наследовал Менгу-Тимур, внук Батыя от второго сына его Тутукана. В 1275 году происходила вторичная перепись народа на Руси и в Новгороде. На западе по-прежнему шла борьба с Литвою и немцами. В Литве в это время произошли усобицы, вследствие которых прибежал во Псков один из литовских князей, именем Довмонт, с дружиною и с целым родом, принял крещение под именем Тимофея и был посажен псковитянами на столе св. Всеволода: здесь в первый раз видим то явление, что русский город призывает к себе в князья литвина вместо Рюриковича, явление любопытное, потому что оно объясняет нам тогдашние понятия и отношения, объясняет древнее призвание самого Рюрика, объясняет ту легкость, с какою и другие западные русские города в это время и после подчинялись династии князей литовских.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Mapk III (1427–1430) Дорофей I (1435–1452) Михаил III (с 1452 г.) Александрийские патриархи XII-XV вв. 1206 Иоанн Кодонат (1062–1100) Савва (1100–1122) Феодосий (1122–1137) Кирилл II Евлогий II Софроний III (1137–1171) Илия II (1171–1175) Елевферий (1175–1180) Mapk II (1180–1209) Николай I (1210–1235) Григорий I (1235–1243) Николай II (1243–1276) Афанасий III (1276–1308) Григорий II (1308–1354) Григорий III (1354–1366) Нифонт (1366–1385) Mapk III (1385–1389) Николай III (1389–1398) Григорий IV (1398–1412) Николай IV (1412–1417) Афанасий IV (1417–1425) Mapk IV (1425–1435) Филофей (1435–1459) Библиография Источники: Анна Комнина. Алексиада. Вступ. статья, пер., комм. Я. Н. Любарского. СПб.: «Алетейя», 1996 г. Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя. Пер., ст., комм. М. А. Заборова. М.: «Наука», 1993 г. Робер де Клари. Завоевание Константинополя. Пер., ст., комм. М. А. Заборова. М.: «Наука», 1986. Acropolitae, Georgii Opera. Rec. A. Heisenberg. Lipsiae, 1903, vol. 1–2. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Ed. F. Miclosich et J. Miiller. Vindobonnae, 1860–1890, vol. 1–6. Athanasias T. The korrespondence of Athanasias I, patriarch of Konstantinople. Washington, 1975. Blemmidae Nicephori curriculum vitae et carmina. Ed. A. Heisenberg. Lipsiae, 1866. Cantacuzeni Joannis eximperatoris libri historiarum IV. Cura L. Schopeni. Bonnae, 1828–1832, vol. 1–3. Cantacuzenus, John. The history of John Cantacuzenus (Books IV). London, 1977. Choniatae Nicetae Historia. Rec. J. A. van Dieten. Berolini, Novi Eboraci, 1975, vol. 1–2. Choniatae Nicetae Orationes et Epistulae. Rec. J. A. van Dieten. Berolini, 1977. Cinnami Joannis Epitomae rerum ab Joanne et Alexio Comnenis. Rec. A. Meineke. Bonnae, 1896. Comnen Anne. Alexiade (regne de l’empireur Alexis I Comnene (1081–1118). Ed. B. Lieb. Paris, 1937–1945, vol. 1–3. Ducas. Istoria turco-byzantina (1341–1462). Ed. critica de V. Grecu. Bucuresti, 1958. Eustathii Thessalonicensis Opuscula. Ed. F. Tafel. Amsterdam, 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Митрополит Кирилл и хоронил Александра во Владимире в 1263 году, сам же умер в 1281 году в Переяславле–Залесском, уже после того, как созвал во Владимире очень важный собор русских епископов (1274 год).   Фактически, Кирилл перенес свою деятельность на северо–восток, в области, непосредственно подвластные татарам, и в Новгород, который только что отразил (под предводительством Александра Невского) нападение тевтонских рыцарей и шведов. Последние под знаменем латинской христианской империи развернули крестовый поход против единственной области Руси, которая до сих пор не подчинялась татарской власти. Возможно, что столь решительный поворот митрополита Кирилла не был результатом его личного выбора. Нельзя также сказать, что митрополит предавал интересы галицкого великого князя, ведь он сам связал два княжеских рода брачными узами. Неубедительна и простая ссылка на «антизападные» настроения Кирилла. Ничто не говорит о том, что он был систематическим противником латинян. Ни в Византии, ни на Руси церковная иерархия никогда не была совершенно закрыта для переговоров с папством, несмотря на то, что большей частью сознавала политическую вынужденность и недолговечность тех попыток унии, которые предпринимались восточноевропейскими правителями. Кирилл и сам был непосредственно осведомлен о таких переговорах в бытность свою в Галиче. Кроме того, он занимал выжидательную позицию, будучи митрополитом Киевским и всея Руси, когда в Константинополе правил униатский патриарх Иоанн Векк (1276–1282 гг.), ставленник императора Михаила VIII Палеолога, который принял Лионскую унию. В течение всего этого времени русский митрополит не прерывал отношений с патриархатом. В 1276 году подчинявшийся митрополиту Кириллу сарайский епископ Феогност присутствовал на заседании патриаршего синода во главе с Иоанном Векком, получил официальные ответы синода на канонические и дисциплинарные вопросы, возникшие в России, — и все это безо всякой оглядки на отношения патриарха с папством.   При этом русские знали о событиях в Константинополе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010