[Елизавета, Изабелла Португальская, Изабелла Арагонская; португ. Ysabel, Isabel de Portugal, Isabel de Aragão; также «св. королева» - португ. Rainha Santa] (11.02. 1270, Сарагоса (?) - 4.07.1336, Эштремош), св. католической Церкви (пам. 4 июля), королева Португалии в 1282-1325 гг. Дочь кор. Арагона Педро III Великого (1276-1285) и Констанцы Сицилийской, происходившей из рода герм. имп. Фридриха II Гогенштауфена. Получила имя в честь своей двоюродной бабки католич. св. Елизаветы Венгерской (Изабелла - португ. и испан. вариант имени Елизавета). Детство И. прошло при дворе деда, кор. Арагона Хайме (Жауме) I Завоевателя. К апр. 1281 г. была достигнута договоренность о браке с кор. Португалии Динишем I (1279-1325). Став супругой португ. короля, И. должна была получить во владение города Абрантиш, Обидуш, Аленкер, Порту-ди-Мош. Брак через представителей был заключен в Барселоне 11 февр. 1282 г. В Португалии И. была встречена кор. Динишем в г. Транкозу, там, несмотря на папский интердикт , 26 июня 1282 г. в мон-ре Сан-Бартоломеу состоялось торжественное бракосочетание. Король передал королеве г. Транкозу со всеми сеньориями (эти земли впосл. вошли в комплекс имущества, доходы от к-рого предназначались супругам португ. королей; при жизни И. эти средства использовались для благотворительных нужд). С 15 окт. 1282 г. королевская чета обосновалась в Коимбре. В браке с Динишем И. имела дочь Констанцу (1290-1313; впосл. супруга кор. Кастилии Фернандо IV и королева с 1307) и наследника португ. короны Афонсу I (IV) (1325-1357). И. стремилась поддерживать хорошие отношения со всеми правителям Пиренейского п-ова, мн. из к-рых были ее ближайшими родственниками, участвовала в дипломатических миссиях по заключению союзов (в т. ч. брачных) и устранению конфликтов, за что ее называли «Миротворица» (А Pacificadora). В конфликте между супругом и его братом Афонсу играла роль посредника. 13 дек. 1287 г. между братьями был заключен мир в Бадахосе (окончательно в 1300 в Лиссабоне). И. старалась примирить Кастилию и Арагон (в 1288), снять разногласия между своим братом Хайме (Жауме) II Арагонским и Фернандо IV Кастильским (в 1300). В письмах к Хайме II от 1303-1304 гг. она подробно информировала его о ходе переговоров и об условиях соглашений между Португалией и Кастилией. |
работы Чимабуе), с другой – появляются собственно готические стилистические тенденции, особенно у сиенских и пизанских мастеров (Симоне Мартини, Пьетро Лоренцетти, Барна да Сиена – XIV в.). Особое значение имеет деятельность мастеров, по праву считающихся представителями проторенессанса – основателя сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья (около 1260–1320 гг.) и Джотто ди Бондоне (1276–1336 гг.), которого отличает новое, более материализованное понимание пространства и перспективных приёмов, приближающих его живопись к скорому наступлению раннего Ренессанса Искусство Нового Времени может начать отсчёт своего времени с периода Возрождения (XV-XVI вв.), причём в первую очередь итальянского. Понимаемое как обращение к античному наследию и его переосмысление Возрождение сохраняет и усиливает тенденцию к целостному мировосприятию, что порождает разносторонних мастеров искусства и учёных, часто в одном лице. Сами мастера этого времени, конечно, не мыслили о Ренессансе как о своего рода “человекобожии”, что впоследствии часто приходилось слышать в критическом тоне о данном периоде истории мысли и истории искусства. Напротив, вспомним без комментариев о письме Рафаэля в архитектору Браманте, приводимом о. Павлом Флоренским в его работе “Иконостас” где говорится о переживании великим живописцем явления Божией Матери, предшествовавшего появлению Сикстинской Мадонны. Видимо не следует забывать и о том, что в рассматриваемый период XV и XVI вв. проходят два из важнейших соборов Западной церкви – Флорентийский и Тридентский, на первом из которых была осуществлена очередная попытка диалога с Православным Востоком. К этому следует добавить существенное значение византийского влияния в искусстве на Италию как во время проторенессанса, так и в период Возрождения после падения Константинополя и волны греческой иммиграции. В архитектуре наблюдается размах градостроительных начинаний, возврат к ордерной системе. Отсчёт нового периода и его первого этапа (ранее Возрождение) принято вести от завершения в XV в (кватроченто) архитектором Филиппо Брунеллески (1377–1446 гг.) восьмигранного купола над храмом Santa Maria del Fiore во Флоренции. |
По решению Конференции епископов Франции с дек. 2002 г. архиепископство Б. вошло в состав церковной провинции со столицей в г. Тур. В наст. время из 546 тыс. чел., проживающих на территории архиепископства, 500 тыс.- католики (An. Pont. 2003. P. 104). Соборы, состоявшиеся в Б. 472 г.- под председательством св. Сидония Аполлинария, еп. Арвернского (Клермонского), по случаю избрания Симплиция новым епископом. 841 г.- под председательством св. Рудольфа, архиеп. Б.; подтвердил низложение Эбона, архиеп. Реймсского. 1031 г., нояб.- 1-й «мирный» с участием епископов митрополии Б. Приняты 25 законов, касающихся клира, утверждавших, в частности, безбрачие духовенства и осуждавших симонию; провозглашены определения «Божьего мира» ; св. Марциал официально объявлен первым «апостолом Аквитании». 1034 г.- 2-й «мирный»; созван по совету кор. Генриха I. Присутствовали не только духовные лица, но и представители местной знати. Подтвердил постановления о «Божьем мире», а также принял решение о создании особого военного подразделения, подчиненного архиепископу, в задачу к-рого входило поддерживать мир и пресекать сеньориальные войны. 1145 г.- по случаю коронации Людовика VII. Присутствовали представители придворной знати; предложение короля отправиться в крестовый поход на Восток вызвало споры среди участников Собора: еп. Годфрид Лангрский ревностно поддерживал эту идею, аббат Сугерий отвергал ее. В результате король не принял никакого решения и дебаты были продолжены на Пасху 1146 г. в Везле. 1225 г., 30 нояб.- рассматривались вопросы о ереси альбигойцев. 1276 г., 13 сент.- приняты 16 канонов, касавшихся церковной юрисдикции и привилегий, данных клирикам. 1286 г., 1 сент.- приняты 35 канонов, касавшихся дисциплины духовенства и церковной юрисдикции. 1336 г., 17 окт.- принято постановление против тех, кто чинит препятствия торговле, к-рую ведут духовные учреждения. 1432, 1438, 1440 гг.- торжественные ассамблеи, происходившие с участием франц. кор. Карла VII, его двора и представителей франц. духовенства: определена позиция галликанской Церкви в отношении папы Евгения IV и Базельского Собора (1432, 1440); принята Прагматическая санкция (1438). |
По уставу управление орденом передавалось кардиналу-протектору (через 5 лет управление орденом кларисс возвращено генеральному министру ордена францисканцев, но впосл. мн. общины кларисс вновь были подчинены местным епископам). В уставе, составленном Орсини, орден кларисс был впервые официально назван орденом св. Клары (Ordo Sanctae Clarae), а святая признана его основательницей. В нояб. 1262 г. Орсини упоминался как «кардинал-инквизитор»: в его задачу входила борьба с еретическими движениями в Папском гос-ве. На консистории 22 мая 1262 г. папа Урбан IV возвел в кардинальское достоинство племянника Орсини - Маттео Россо Орсини, что укрепило положение буд. понтифика в коллегии кардиналов. В кон. 1262 - нач. 1263 г. Орсини по поручению папы участвовал в переговорах о передаче Сицилийского королевства Карлу Анжуйскому, младшему брату кор. Людовика IX Святого. Орсини сохранил влияние и при следующем папе Римском Клименте IV (1265-1268), в выборах к-рого он принимал участие. 28 июня 1265 г. именно он с 3 др. кардиналами совершил церемонию инвеституры Карла Анжуйского как короля Сицилии. Напротив, папа Римский Григорий Х (1271-1276) (в его выборах Орсини также участвовал), по-видимому, не доверял ему, опасаясь его влияния. Кардинал не принимал участия в заседаниях Лионского II Собора (1274) и в работе конклава, собравшегося после смерти Григория Х (янв. 1276). Влияние Орсини вновь возросло во время кратких понтификатов Иннокентия V (янв.- июнь 1276), Адриана V (июль-авг.; Орсини участвовал в конклаве, избравшем этого папу) и Иоанна XXI (сент. 1276 - май 1277; Орсини принимал участие в его выборах и 20 сент. 1276 как кардинал-перводиакон совершил папскую коронацию). Орсини стал настоятелем рим. базилики св. Петра (18 окт. 1276), при нем число каноников при соборе увеличилось с 22 до 30 чел. Он разработал план строительства на Ватиканском холме папского дворца, к-рый должен был заменить Латеранский дворец. В качестве папского легата в 1276 г. участвовал в переговорах в Витербо о мире между Карлом Анжуйским и герм. |
Иннокентий V, папа Римский. Роспись зала капитула мон-ря Тревизо. 1352 г. Худож. Т. да Модена В 1275-1276 гг. сопровождал Григория Х в путешествии по Италии, во время к-рого папа скончался. Конклав, единогласно избравший Пьера де Тарантеза новым Римским папой, состоялся 20-21 янв. 1276 г. в Ареццо и проходил в соответствии с правилами проведения конклавов, установленными папой Григорием X. И. стал первым доминиканцем на Римском престоле. Папская коронация состоялась 22 февр. 1276 г. в Риме. Кратковременный понтификат И. не был отмечен к.-л. значимыми событиями. И. показал себя как последовательный сторонник униат. политики, провозглашенной на II Лионском Соборе. Папа принял послов, делегированных визант. имп. Михаилом VIII Палеологом ко двору Григория X, и заверил, что новый крестовый поход , организация к-рого обсуждалась на II Лионском Соборе, находится в стадии подготовки. Др. вопрос визант. послов - о возможности отлучения от католич. Церкви политических противников визант. императора (в основном князей бывш. Латинской империи и сторонников сицилийского кор. Карла Анжуйского, стремившегося захватить К-польский престол) - в офиц. ответе папы («Dudum ad sedem») был искусно обойден. Позднее ко двору имп. Михаила VIII Палеолога была отправлена папская делегация, но, узнав в Анконе о смерти И., послы вернулись в Рим. Считая организацию нового крестового похода своим основным делом (см. буллу «Fundamentum aliud» от 25 февр. 1276), И. стремился примирить гвельфов и гибеллинов (см. ст. Гвельфы ) на Апеннинском п-ове, а также усилить папское влияние на основные городские коммуны. В связи с этим папская политика в Италии носила миротворческий и компромиссный характер. 13 июня был заключен мирный договор между гибеллиновской Пизой и лигой тосканских городов. 18 июня 1276 г. благодаря посредничеству И. между сицилийским кор. Карлом Анжуйским и Генуей, оплотом гибеллинов в Ломбардии, был заключен мир. Неск. ранее И. пришлось признать Карла Анжуйского апостольским викарием в Тоскане, фактически полностью подчиненной ему к 1270 г. 2 марта 1276 г. папа подтвердил, что положение сенатора Рима и апостольского викария Тосканы не противоречило договоренностям, в соответствии с к-рыми Карл был коронован как король Сицилии в 1266 г. Переориентация папства на союз с Карлом Анжуйским, произошедшая в понтификат И., способствовала ухудшению отношений Папского престола с Римско-Германской империей . В письмах герм. кор. Рудольфу Габсбургу папа выразил недовольство претензиями империи на Романью, а также просил Рудольфа отсрочить прибытие в Рим для коронации до тех пор, пока не будут улажены все противоречия между империей и папством. |
Его смерть стала тяжелым ударом для Михаила VIII Палеолога. Имея общение с несколькими Римскими епископами, он по достоинству оценил такт и скромный объем требований покойного Григория X. Было бы верхом самонадеянности полагать, будто новый папа, в выборах которого наверняка примет активное участие Карл Анжуйский, станет проводить столь компромиссную политику. Нужно было в очередной раз демонстрировать Римской курии «успехи» царя в деле рецепирования Лионской унии, а, следовательно, физически устранять те препятствия, которые стоят на пути василевса. В очередной раз был задействован «административный ресурс» – у главных зачинщиков противостояния император, пользуясь тем, что весь Константинополь считался царской собственностью, забрал дома. А самого патриарха Иосифа поспешил сместить с кафедры. Любопытно, что этому в большой степени способствовали сами греческие архиереи, напомнившие своему предстоятелю обещание добровольно оставить столичную кафедру, если с Римом будет достигнута договоренность об унии. Поскольку она формально заключена, Иосиф должен уйти; это и случилось. Имя патриарха перестали упоминать на Литургии, а Римского епископа внесли в диптихи как «Вселенского папу» 354 . Палеолог в очередной раз оказался прав в своих опасениях. 21 января 1276 г. стал самым многообещающим днем для Сицилийского короля за последние годы: под его бдительным присмотром коллегия кардиналов избрала лояльного Карлу папу Иннокентия V (1276). В угоду Сицилийцу тот сразу же «поставил на место» Германского императора Рудольфа Габсбурга, а также потребовал от Генуи заключить мир с Карлом Анжуйским. Те согласились – бесславный для Карла, но развязывавший ему руки для войны на Востоке мир был заключен 22 июня 1276 г. Однако буквально через 4 дня Иннокентий V скончался. Новый папа, преданный друг Карла Анжуйского, Адриан V (1276), избранный 11 июля 1276 г., скончался уже 18 августа того же года в Витербо. Очередным Римским понтификом стал приятный Анжуйцу Иоанн XXI (1276–1277), но тот не мог или не захотел разрешать весь узел противоречий, в которых запутался Сицилийский король, – возможно, ему не хотелось излишне укреплять опасного и честолюбивого француза в ущерб Апостольской кафедре 355 . |
Гонорий III (Ченчио Савелли), 1216.VII.18 – 1227.III.18 Григорий IX (Уголино, граф Сеньи), 1227.III.19 – 1241.VIII.22 Целестин IV (Гоффредо Кастильоне), 1241.Х.25 – 1241.XI.10 Иннокентий IV (Синибальдо Фиески), 1243.VI.25 – 1254.XII.7 Александр IV (Ренальдо, граф Сеньи), 1254.XII.12 – 1261.V.25 Урбан IV (Жак Панталеон), 126l.VIII.29 – 1264.Х.2 Климент IV (Ги Фулькоди), 1265.II.5 – 1268.XI.29 Св. Григорий Х (Тебальдо Висконти), 1271.IX.1 – 1276.I.10 Иннокентий V (Пьетро ди Тарантасиа), 1276.I.21 – 1276.VI.22 Адриан V (Оттобоно Фиески), 1276.VII.11 – 1276.VIII.18 Иоанн XXI (Пьетро Юлиани), 1276.IX.8 – 1277.V.20 Николай III (Джованни Гаэтано Орсини), 1277.XI.25 – 1280.VIII.22 Мартин IV (Симон де Брион), 1281.II.22 – 1285.III.28 Гонорий IV (Джакомо Савелли), 1285. IV.2 – 1287.IV.111 Николай IV (Джироламо Маши), 1288.II.22 – 1292.IV.4 Св. Целестин V (Пьетро дель Мурроне), 1294.VII.5 – 1294. XII.13 Бонифаций VIII (Бенедетто Каэтани), 1294.XII.24 – 1303.X.ll Бенедикт XI (Никколо Боккасини), 1303.X.22 – 1304.VII.7 Климент V (Бертран де Го), 1305.VI.5 – 1314.IV.20 Иоанн XXII (Жак Дюэз), 1316.VIII.7 – 1334.XII.4 Николай V (Пьетро Райналлуччи) (антипапа), (1328.V.12 – 1330. VIII.25) Бенедикт XII (Жак Фурнье), 1334.XII.20 – 1342.IV.25 Климент VI (Пьер Роже), 1342.V.7 – 1352.XII.6 Иннокентий VI (Этьен Обер), 1352.XII.18 – 1362.IX.12 Урбан V (Гильом де Гримор), 1362.IX.28 – 1370.XII.19 Григорий XI (Пьер Роже де Бофор), 1370.XII.30 – 1378.III.27 Урбан VI (Бартоломео Приньяно), 1378.IV.8 – 1389.Х.15 Климент VII (Роберт, граф Женевский) (антипапа), (1378.IX.20 – 1394.IX.16) Бонифаций IX (Пьетро Томачелли), 1389.XI.2 – 1404.Х.1 Бенедикт XIII (Педро де Луна) (антипапа), (1394.IX.28 –1417.VII.26) Иннокентий VII (Козимо Мильорати), 1404.Х.17 – 1406.XI.6 Григорий XII (Анджело Коррер), 1406.XI.30 – 1415.VII.4 Александр V (Петр Филарго) (антипапа), (1409.VI.26 – 1410.V.3) Иоанн XXIII (Балтазар Косса) (антипапа), (1410.V.17 – 1415.V.29) Мартин V (Оддо Колонна), 1417.XI.11 – 1431.II.20 Климент VIII (Гил Санчес Муньос) (антипапа), (1423.VI.10– 1429.VII.26) |
В 1273-1274 гг. Петр Юлиани сопровождал папу Римского Григория X на II Лионский Собор. После кончины Григория X (10 янв. 1276) принимал участие в конклавах, на которых были избраны папы Римские Иннокентий V и затем Адриан V. После кончины Адриана V (18 авг. 1276) конклав, собравшийся в Витербо 8 сент. 1276 г., в течение недели не мог принять окончательного решения, что стало причиной беспорядков в городе. 16 сент. при поддержке кард. Джованни Орсини (впосл. папа Римский Николай III ) Петр Юлиани был избран на Папский престол. Ошибка переписчиков Liber Pontificalis , допущенная, по всей видимости, в кон. XI в. (см. ст. Иоанн XIV ), привела к сбою в нумерации пап с именем Иоанн, и Петр Юлиани принял имя Иоанн XXI, хотя папы с именем Иоанн XX не существовало. Церемония папской интронизации, к-рую провел кард. Джованни Орсини, состоялась 20 сент. 1276 г. в кафедральном соборе св. Лаврентия в Витербо. Согласно описаниям хронистов, И. был кроток, уступчив, выслушивал всех приходящих к нему просителей независимо от их общественного положения. Первыми постановлениями нового папы стали изменения в правилах проведения конклава. Буллой «Licet felicis recordationis» от 20 сент. 1276 г. он приостановил действие правил, принятых на II Лионском Соборе и изложенных в конституции «Ubi periculum» папы Григория X. Установленные Григорием Х правила работы конклава (запрет участникам покидать помещение, где проводится конклав (за исключением случаев болезни), и лишение кардиналов-электоров пищи в случае, если конклав затянется) имели целью сократить период вакации Папского престола и ограничить влияние внешних сил на процесс избрания папы, что не нашло поддержки в Коллегии кардиналов. Возражения против правил Григория X были высказаны Адрианом V, и И. лишь придал им статус закона. Действие конституции «Ubi periculum» было восстановлено в 1294 г. В отношениях со светскими государями деятельность И. была направлена на защиту папства от влияния королей и императора, утверждение роли папы как посредника в спорах между государями и в целом на усиление влияния Римской курии на европ. |
Управляя орденом, он продолжал выполнять различные папские поручения, как правило дипломатического характера. В мае 1276 г. он был переизбран генеральным министром ордена и вновь направлен в К-поль как посол папы Римского Иннокентия V , но доехал лишь до Анконы, т. к. был вынужден был прервать эту миссию из-за смерти папы (22 июня 1276). В окт. 1276 г. папа Римский Иоанн XXI (1276-1277) направил Джироламо да Асколи и Джованни да Верчелли, генерального магистра ордена доминиканцев, в качестве посредников для заключения мира между франц. кор. Филиппом III (1270-1285) и королем Кастилии и Леона Альфонсо Х (1252-1284). Полномочия Джироламо да Асколи как посредника на этих переговорах подтвердил и преемник Иоанна XXI, папа Римский Николай III (1277-1280). В мае 1277 г. на очередном генеральном капитуле францисканцев в Падуе Джироламо да Асколи попросил освободить его от обязанностей главы ордена, ссылаясь на то, что многочисленные дипломатические поручения не дают ему возможности должным образом руководить орденом. Однако его единогласно утвердили на новый срок на посту генерального министра ордена францисканцев. 12 марта 1278 г. папа Римский Николай III, покровительствовавший францисканцам, возвел Джироламо да Асколи в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Пуденциана, одновременно приказав ему оставаться на посту генерального министра ордена до капитула 1279 г. Джироламо да Асколи участвовал в подготовке папской буллы «Exiit qui seminat» (14 авг. 1279), призванной урегулировать внутренний конфликт в ордене францисканцев между конвентуалами (сторонниками ослабления запрета на владение движимым имуществом) и спиритуалами (сторонниками строгого соблюдения первоначальных францисканских идеалов бедности). Как генеральный министр ордена он одобрил включение рассказа о нескольких новых чудесах католич. св. Франциска Ассизского в его офиц. Житие (Legenda major), написанное Бонавентурой. Джироламо да Асколи призывал всех братьев по ордену собирать и записывать свидетельства о добродетельной жизни францисканцев и чудесах, совершённых членами ордена. |
137 . Иоанн XIV 983–984 138 . Бонифаций VIII 984–985 139 . Иоанн XV 985–996 140 . Григорий V 996–999 Иоанн XVI 997–998 141 . Сильвестр II 999–1003 142 . Иоанн XVII 1003 143 . Иоанн XVIII 1003/04–1009 144 . Сергий IV 1009–1012 145 . Бенедикт VIII 1012–1024 Григорий VI 1012 146 . Иоанн XIX 1024–1032 147 . Бенедикт IX 1032–1045/55 Сильвестр III 1045–1046 148 . Григорий VI 1045–1046 149 . Климент II 1046–1047 150 . Дамас II 1048 151 . Лев IX 1049–1054 152 . Виктор II 1055–1057 153 . Стефан IX (X) 1057–1058 154 . Бенедикт X 1058–1059 155 . Николай II 1058–1061 156 . Александр II 1061–1073 Гонорий II 1061 1072 157 . Григорий VII 1073–1085 Климент III 1080–1100 158 . Виктор III 1086–1087 159 . Урбан II 1088–1099 160 . Пасхалий II 1099–1118 Теодорих 1100–1102 Альберт 1102 Сильвестр IV 1105–1111 161 . Геласий II 1118–1119 Григорий VIII 1118–1121 162 . Каликст II 1119–1124 163 . Гонорий II 1124–1130 Целестин II 1124 Иннокентий II 1130–1143 164 . Анаклет II 1130–1138 Виктор IV 1138 165 . Целестин II 1143–1144 166 . Луций II 1144–1145 167 . Евгений III 1145–1153 168 . Анастасий IV 1153–1154 169 . Адриан IV 1154–1159 170 . Александр III 1159–1181 Виктор IV 1159–1164 Пасхалий III 1164 1168 Каликст III 1168–1178 Иннокентий III 1179–1180 171 . Луций III 1181–1185 172 . Урбан III 1185–1187 173 . Григорий VIII 1187 174 . Климент III 1187–1191 175 . Целестин III 1191–1198 176 . Иннокентий III 1198–1216 177 . Гонорий III 1216–1227 178 . Григорий IX 1227–1241 179 . Целестин IV 1241 180 . Иннокентий IV 1243–1254 181 . Александр VI 1254–1261 182 . Урбан IV 1261–1264 183 . Климент IV 1265–1268 184 . Григорий X 1271–1276 185 . Иннокентий V 1276 186 . Адриан V 1276 187 . Иоанн XXI 1276–1277 188 . Николай III 1277–1280 1291 Раздел V.1, написанный А. Поппэ (Варшава), для русского издания исправлен и дополнен автором. 1292 Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был якобы некий Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Источник этой традиции – так называемый Церковный устав Владимира, восходящий к ΧΙΙ–ΧΙΙΙ вв. В этом памятнике Михаил выступает современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, будто Михаил является тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 867 г. Появление имени Михаила в Церковном уставе объясняется тем, что в Повести временных лет под 988 г. помещено наставление о вере, якобы преподанное новокрещенному Владимиру и представляющее собой не что иное, как сокращенный перевод Символа веры , составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это “наставление” как написанное для Владимира и, видимо, заключили отсюда, что автор этого Символа был первым русским митрополитом; см.: Poppe А. Le traité des azymes Λοντος μητροπολτου της ν " Ρωσα Πρεσθλβας: quand, où et par qui a-t-il été écrit?//Byz. 1965. T.35. P.524–527; idem. Michal//SSS. 1967. T.3. S. 242–243. |
| |