Царьград. 1866 года. ОПЕЧАТКА. Напёчатано: Читать: Стран. 28, стр. 3. мотики. Хижины. 1 Этот хрисовул есть один из древнейших памятников письменности сербской, напечатан у Авраамовича в его «Описании древностей Сербских на Св. Афонской Горе», Белград, 1847 года, стр. 16–18. Мы помещаем его вполне в Прибавлении к сей статье. 2 В описи Греческих хрисовулов Хиландаря сверх того значится хрисовул Императора Алексия Комнина 1199г., о содержании коего замечено: «пише в нем, како Святы ктиторы испросили место Мылеа, да оградят Хиландарь. И проч.» 3 См. Типик Пр. Саввы, рукопись XIII века в 1/8 д. л. Полууставного письма. Замечательна и в литературном отношении как почти единственный памятник Сербской письменности этого столетия. К удивлению, рукопись эа до сих пор еще не издана в свете, а между тем, из нее уже исчезло несколько страниц. Для истории Православного Восточного монашества эта рукопись составляет драгоценный материал; ибо представляет живую картину Афонского подвижничества конца XII и начала XIII века, плод наблюдения и личного опыта одного из лучших людей, самого теплого и искреннего подвижника того времени. В недавнее время, в XX книжке «Гласника Сербской Словесности», хотя и напечатан Устав Пр. Саввы Хиландарю, но не по древнему, упоминаемому нами, его списку, а по переложению с него на церковнославянский язык, сделанному в конце прошлого столетия, по всей вероятности, старцем Паисием Величковским , знатоком и любителем церковнославянской письменности. Древний список так и остался не напечатанным. 4 См. Житие Св. Симеона Немани, написанное Пр. Саввою, в «Изборе Юго-Славянских достопамятностей», П. Шафарика, Прага, 1851г. 5 Как предисловие, так и Послесловие из Устава Пр. Саввы приведено нами здесь для ясности разумения, по преложению с подлинника, сделанному в конце прошлого столетия. 9 Пр.Дометиан назван духовником (а не игумеиом) и в других Сербских рукописях. Таков, например, «Шестоднев Иоанна Экзарха Болгарского», шисаный по его повелнию, в 1263 году. Эта рукопись находится ныне в Московской Синодальной Библиотеке и значится под 34-м нового каталога 10 В Послесловии Грамматика Феодора: «тогда же (1263 г.) предержащи крмило Хиланьдарския Лавры Преподобному отцу нашему Игумену Кур Евстафию» Калайдовича Экзарх, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В цейгхаузе сей крепости хранятся и поныне древние воинские снаряды, как то: чугунные пушки, ядра, гранаты, старинные пыжовники, для картечей выточенные деревянные формы, свинец, железные репьи или рогатки против конницы по полю рассыпаемые, пушечные чугунные вертлюги, картечная железная дробь, бердыши и проч. В городе сем до 1779 года, т.е. до учреждения Воронежской губернии, была воеводская канцелярия, и дом воеводский еще по сие время цел. По конфирмованному плану город Валуйки разделен на 23 квартала, а подгородые слободы казацкая на 12, а Панская на 10; улиц в городе и слободах больших 7, малых 11. Государь император Петр I в 7207 (1699), проезжая в Азов, изволил в Валуйках пребывание свое иметь в деревянном доме священника Прокопия Зиновьева, который дом и поныне сохраняется с почтением яко памятник, быв только в недавнем времени несколько перестроен. В сие же время присутствия своего, апреля 16, Его Величество указал на пожалованные им деньги построить в крепости, по собственноручному его рисунку, пространного и высокого о пяти главах здания Соборную церковь во имя Сретения Богородичной Иконы Владимирской, которая при императрице Елисавете Петровне, по ветхости ее и по представлению преждебывшей Валуйской воеводской канцелярии в правительствующий сенат, а от оного государыне императрице перестроена в 1756 на казенный же счет по тому же самому плану. На южных дверях и ныне находится следующая надпись: «Построена сия церковь на государевы казенные деньги и на собранные разных и градских людей, лета 7207 апреля в 16 день, по указу великого государя царя и Великого Князя Петра Алексеевича всея Великия‚ Малыя и Белыя России самодержца.» По перестроении она паки в 1749 году освящена; и из Синодской типографии прислан в оную безденежно круг церковных книг. Сверх того в городе Валуйки церквей: каменная 1, деревянных 3, казенных строений деревянных 14, господских домов деревянных 39, обывательских 252, лавок 7, кузниц 2, богадельня каменная 1, малая школа, заведенная в 1791 году октября 5 дня. Жителей в сем городе по пятой ревизии: купцов мужеска 34, женска 39, мещан мужеска 136, женска 153, однодворцев мужеска 505, женска 509, войсковых обывателей мужеска 73, женска 84, ямщиков мужеска 479, женска 441, помещичьих крестьян мужеска 32, женска 35, подданных черкас мужеска 4, женска 2; а всех мужеска полу 1263 и женска полу 1263 души. 3емли городской: заселенной 125 десятин 57 сажень, незаселенной 756 десятин 1730 сажен, пашенной 11 десятин 633 сажени, сенокосной 2 десятины 456 сажень, неудобной земли 217 десятин 1689 сажень; а всей 1112 десятин 2165 квадратных сажен. Герб города Валуек изображает в зеленом поле кучу пирамидой накладенных яблок, чем означается изобилие сих плодов в уезде сего города. Описание Валуйского уезда

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

...а на своем дворе... и верх ея позлати. – Речь идет о постройке Всеволодом во Владимире Дмитриевского собора, который предположительно был заложен в 1194 г. (см. там же, с. 398). «Гробная доска» святого Дмитрия Солунского была положена в соборе в 1197 г. ...великий князь Юрий Всеволодич... – Князь Юрий (или Георгий) Всеволодович (1189 или 1187–1238 гг.), сын Всеволода Большое Гнездо. Его владимирское княжение падает на 1218–1238 гг. Батый – сын Джучи-хана, старшего сына Чингиз-хана. Умер в 1255 г. Основатель Золотой Орды, завоеватель Восточной Европы в конце 30–40 гг. XIII в. Монголо-татары во главе с Батыем завоевали и Русь (литературные памятники, посвященные монголо-татарскому нашествию на Русь, см. в наст. изд., т. 5). ...Владимира Юрьевича... – Владимир Юрьевич – сын великого князя Юрия Всеволодовича. ...воеводу Филиппа Няния... – Филипп Нянько – воевода, защитник Москвы от войска Батыя. Его существование подтверждается летописями. ...на Сите. – Река Сить – правый приток реки Мологи, впадающей в Волгу (Ярославская обл.). ...Всеволод, Мстислав, Владимир. – Летописи подтверждают существование таких сыновей у великого князя Юрия Всеволодовича. ...Ярослав Всеволодич. – Князь Ярослав Всеволодович (1191–1246), сын Всеволода Большое Гнездо, занимал великокняжеский стол с 1238 по 1246 г. ...князя Александра... – Александр Ярославич Невский (1220–1263), сын Ярослава Всеволодовича. С 1236 г. – князь Новгородский, с 1252 по 1263 г. великий князь Владимирский. ...Новгород Нижней созда и монастырь Пресвятыя Богородицы Печерския. – Георгий (или Юрий) Всеволодович основал в 1221 г. Нижний Новгород. Под 1229 г. в летописях упоминается монастырь Святой Богородицы под Нижним Новгородом («вне града»). Это, видимо, и есть Печерский монастырь. В нем находилась икона Печерской Божьей матери. ...преставися... Ярослав Всеволодич во Орде нужною смертию. – По сообщению летописных источников, Ярослав Всеволодович, будучи в Орде у великого хана, был там оклеветан, а затем отравлен. Умер он в 1246 г., а не в 1238 г. (6746), как указано в повести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но и Голубинский ошибся. Повесть об Александре Невском, вошедшая в состав Лаврентьевской летописи (XIV век), не представляет первоначальной редакции. Теперь мы имеем превосходное исследование В. Мансикки 180 (1913 год), который выяснил для нас всю сложную литературную историю житий святого Александра Невского. Во многих древних списках жития Александра, в частности в редакциях, отразившихся в Новгородской I и Псковской II летописях, в перечне святых дня Невской битвы как раз отсутствует имя Владимира. Упоминаются Кирик и Улита, упоминаются отцы IV Вселенского Собора, но князя Владимира нет. На это впервые указал Н. И. Серебрянский 181 , последний русский автор, касавшийся вопроса о канонизации святого Владимира (в книге «Древнерусские княжеские жития». М., 1918). Вот последний argumentum ex silentio, который убедительно показывает, что не только в 1240 году, но и в 1263–м и позже канонизации еще не произошло. Мы вынуждены отодвинуть дату канонизации еще дальше за 1263 год. Но здесь естественный предел положен древнейшим послемонгольским Прологом, уже содержащим житие святого Владимира. Этот Пролог датируется XIII веком (Императорская публичная библиотека F. 47). Летописная вставка о Владимире буквально заимствует несколько слов из заглавия этого проложного жития: «Во тъ день святаго Володимира, крестившаго всю Рускую землю». Мы приходим, таким образом, ко второй половине XIII века как к наиболее вероятной дате канонизации святого Владимира. Повторяем: это лишь вероятная дата. Какое–нибудь новое рукописное открытие может отодвинуть ее назад, в глубь XIII или даже XII века. Отрицательное свидетельство южнославянских Прологов не мешало А. И. Соболевскому 182 считать вероятной домонгольскую канонизацию Владимира (конец XII — начало XIII века), а профессору Н. Никольскому 183 (Материал для повременного списка. СПб., 1906. С. 232) предполагать местную канонизацию в Киеве в конце XI или XII веке. Отсутствие имени Владимира в древних житиях святого Александра Невского не мешает Н. И. Серебрянскому остаться при скептическом воздержании: «По моему мнению, — пишет он, — для решения вопроса о времени и месте канонизации святого Владимира у нас нет никаких данных. В том смысле, в каком канонизация понималась со времени, например, Макариевских Соборов, ее, конечно, не было ни в домонгольский, ни в монгольский периоды. Но это нисколько не мешает раннему появлению проложного жития Владимира, так как Креститель Руси признавался святым еще в XI веке» (с. 58–59).

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

5. Митрополия Американо-Канадская и Австралийская и другие. Предстоятели Сербской Православной Церкви Ι. Церковь в Королевстве Сербском и Османской Империи Архиепископы 1. Св. Савва I 1219 -1233, 1236 2. Св. Арсений I 1233 -1263 3. Св. Савва II 1263-1271 4. Даниил I. 1271 -1272 5. Св. Иоанникий I 1272 -1276,1279 6. Св. Евстафий I 1279 -1286 7. Св. Иаков 1286 -1292 8.Св. Евстафий II 1292 -1309 9. Св. Савва III 1309 -1316 10. Св. Никодим I 1317 -1324 11. Св. Даниил II 1324 -1337 12. Св. Иоанникий II 1338 -1346 Патриархи 1. Св. Иоанникий II. (1338) -1346 -1354 2. Св. Савва IV 1354 -1375 3. Св. Ефрем 1375 -1379 4. Св. Спиридон 1379 -1389 Св. Ефрем (вторично) 1389 -1392, 1399 5. Даниил III 1392 -1398 6. Савва V 1398 -1406 7. Даниил IV 1406 8. Св. Кирилл I 1406 -1419 9. Св. Никон 1420 -1435 10. Феофан 1446 11. Никодим II 1446 -1453 12. Арсений II 1455 -1463 13. Св. Макарий (Соколович) 1557-1571, 1574 14. Антоний 1571 -1575 15. Герасим 1575 -1586 16. Савватий. 1587 17. Никанор 18. Иерофей 1589 -1591 19. Филипп 1591 -1592 20. Иоанн 1592 -1614 21. Паисий I 1614 -1648 22. Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648-1655, 1659 23. Максим 1655 -1674, 1680 24. Арсений III Чарноевич 1674 -1690, 1706 25. Каллиник I 1691 -1710 26. Афанасий I (Райович) 1711 -1712 27. Моисей (Райович) 1712-1726 28. Арсений IV (Шакабенда) 1726 -1737, 1748 29. Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739-1746 30. Афанасий II (Гаврилович) 1746 -1752 31. Гавриил II 1752 32. Гавриил III 1752 33. Викентий I 34. Паисий II (Грек) 35. Гавриил IV (Грек) 36. Кирилл II 1758 -1763 37. Василий (Бркич) 1763 -1765, 1772 38. Каллиник II (Грек) 1765 -1766 Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви) 1. Мелетий (Павлович) 1830 -1833 2. Петр (Иоаннович) 1833 -1859 3. Михаил (Иоаннович) 1859 -1879 4. Феодосии (Мраович) 1883 -1889 5. Михаил (Иоаннович), вторично 1889-1898 6. Иннокентий (Павлович) 1898 -1905 7. Димитрий (Павлович) 1905 -1920 II. Церковь в Австро-Венгрии Карловацкие Митрополиты

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

С л. 189 под витою, раскрашенною заставкою помещён месяцеслов, начинающийся с Января. При Римских названиях месяцев пишутся и древние Славянске. Месяцеслов обнимает все дни года: но на каждый пишется по одному и не более двух святых. О Феоктиристе Февр. 29. (ркп. фестерикта) замечено: се поминаи на. д. лто. Под 24. Июля Бориса и Глеба, Октября 1. бц. покро в . Никаких других Русских и Славянских святых нет. Л. 192. Таблицы, служащие к определению Пасхи и некоторых других праздников, и постов. Между ними, л. 192 об., ключевая таблица на 532 года великого индиктионного круга. В этой таблице, расположенной в 28 клеток в длину и 19 в ширину, при известных ключевых буквах, находятся различные хронологические показания, относящиеся к тринадцатому великому иидиктиону, начавшемуся с 876 года. Все эти показания, кроме только двух, подтверждаются свидетельством летописей, как это показано уже в статье г. Сухомлинова: «О древней Русской летописи, как памятнике литературном», помещённой в Учёных Записках 2 отд. Академии наук кн. III. стр. 37. Так в 27-й клетке 5-го порядка написано: борисъ. Это значит, что в сем году скончался св. Борис. Ибо 28 × 4 27=139, а сложив это число с 876 получим 1015, год мученической смерти св. Бориса. (См. Лаврентьевскую и. др. летописи). В 3– клетке 13-го порядка (1215 г.) замечено: юрьва рать (Вел. князя Юрия Всеволодовича, воевавшего с Новгородом, см. Новгор. 1 лет. под 1216 г.). В 18 клетке того же ряда (1230) написано: дороговь (дороговизна хлеба, см. там же под 1230 г.). В 25 того же ряда (1237): тотарьско (нашествие, см. Лавр. лет. под 1237 г., Новгор. 1 под 1238 г.). В 12 клетке 14 порядка (1252): иеврюво (нашествие, см. Воскрес. лет. под 1252 г.). В 23 клетке того же по рядка (1263): олендръ кнз прес. (Невский, см. Лаврент. лет. под 1263 г.). В 24 клетке того же ряда (1264): андри суздалс. (разум. преставися, см. Воскрес. лет. под 1263 г.). В 27 клетке того же порядка (1267): дмитр. нмц вз. (разум. княживший в Новгороде Дмитрий Александрович, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В наст. время известны 65 полных списков «Шестоднева» И. Э. и более 30 неполных или отрывков. Старший список 1263 г. (ГИМ. Син. 345) был переписан в мон-ре Хиландар серб. книжником Феодором Грамматиком, принесен на Русь в XVII в. Арсением (Сухановым) ( Трендафилов. 2001. С. 47) и описан К. Ф. Калайдовичем ( Калайдович. 1824). Все списки делятся на 3 редакции - 2 южнославянские, каждая из к-рых представлена одним списком, упомянутым сербским 1263 г. (ГИМ. Син. 345) и болг. рукописью 3-й четв. XIV в. (ГИМ. Син. 35), и русскую, к-рая делится на 4 подредакции (раннюю русскую, русифицированную (среднеболгарскую или 2-ю болгарскую по происхождению), позднюю русскую и промежуточную). Ни одна рус. подредакция не соприкасается с южнослав. редакциями; вероятно, ранняя рус. подредакция восходит к несохранившейся староболг. рукописи, переписанной на Руси еще в X-XI вв.,- в Болгарии в XIV-XV вв. появилась 2-я южнослав. (болг.) редакция, к-рая сохранилась только в рус. списках Белозерско-Барсовской ветви традиции. Из рукописи 1263 г. Калайдович опубликовал «Пролог» и Слово 1 ( Калайдович. 1824); полностью текст рукописи издавался на рус. языке О. М. Бодянским и А. Н. Поповым ( Бодянский, Попов. 1879), Г. С. Баранковой (Шестоднев. 1998) и на болг. языке Н. Кочевым (Шестоднев. 1981). По рукописи XV в. (РГБ. МДА. 145) «Шестоднев» издал с переводом на нем. язык Р. Айцетмюллер ( Aitzetm ü ller. 1958-1975). Описание «Шестоднева» по 5 спискам составили в 1859 г. А. Горский и К. Невоструев ( Горский, Невоструев. Описание). Неоднократно издавались отдельные Слова (Шестоднев. 1991; Шестоднев. 1996 и др.). Произведение состоит из предисловия («Пролога») и 6 Слов, в которых, как и полагается средневековому жанру гекзамерона, по дням излагается порядок сотворения мира Богом. Помимо последовательного изложения согласно первым главам кн. Бытие сотворения небес и земли, света и тьмы, суши, моря, растений и проч. «Шестоднев» И. Э. содержит достаточно обширные сведения по философии, космологии, физике, математике, астрономии, астрологии, географии, ботанике, зоологии, анатомии, физиологии и др.

http://pravenc.ru/text/471567.html

Восточноевропейская информация в «Саге о Сверрире» минимальна: дважды речь идет о «корабле, предназначенном для поездок в Аустрвег»; и лишь один фрагмент саги содержит информацию о поездке Эйрика Магнуссона «в Аустрвег, [вплоть] до Эйстланда». Издание: Sverris saga/G. Indrebø. Kristiania, 1920 (reprint – 1981). Перевод: Сага о Сверрире/М. И. Стеблин-Каменский, А. Я. Гуревич, Е. А. Гуревич и О. А. Смирницкая. М., 1988. Литература: Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 343–344; Гуревич 1988; Bagge 1996; Джаксон 2000a. C. 184–190. V.15.1 Конунг Сверрир собрал затем все свое войско и поехал с пятью сотнями людей в Вик, в усадьбу Симуна в Скриксвике. Он захватил ту усадьбу и сжег дома, и все его боевые корабли, и совсем новый корабль, предназначенный для плаваний в Аустрвег 467 . [...] (Перевод T. Н. Джаксон по Sv. 25) V.15.2 И следующей зимой 468 пустился он 469 в путь из страны с намерением отправиться в Аустрвег и грабить в языческих землях 470 . В эту поездку собралось вместе с ним много воинов; было у них пять кораблей, правил одним кораблем священник Эцур, другим – Тьодольв Вик, Хермунд Смола – третьим. Летом они держали путь в Аустрвег, [вплоть] до Эйстланда 471 , и грабили там, где зовется В Заливах; они захватили много добра и повернули назад к Готланду, случилось там у них несогласие с саксами 472 , и отняли они у них два корабля, захватили там немало добра; поплыли затем в Свитьод и встретились там с конунгом Кнутом 473 . (Перевод Т. Н. Джаксон по Sv. 120) V.16. Стурла Тордарсон. «Сага о Хаконе Хаконарсоне» «Сага о Хаконе Хаконарсоне» («Hákonar saga Hákonarsonar») – это жизнеописание Хакона Старого, норвежского конунга с 1217 по 1263 г. Сага написана в 1264–1265 гг. по приказу сына Хакона, конунга Магнуса Исправителя Законов (1263–1280). Она охватывает 1204–1263 гг., а в особенности – годы правления Хакона. Сага сохранилась в нескольких рукописях вв. Автор ее – исландец Стурла Тордарсон (1214–1284 гг.) – племянник Снорри Стурлусона, автор «Саги об исландцах» и одной из пяти, дошедших до нас, редакций «Книги о заселении страны». Стурла, как теперь убеждены историки, имел в своем распоряжении богатые и хорошо организованные архивные материалы королевской канцелярии, включающие более сотни писем, резюме официальных писем, отправленных и полученных, списки участников официальных мероприятий, отчеты об этих мероприятиях, перечни назначений должностных лиц, дневники королевских путешествий, итинерарии, некрологи, а также использовал воспоминания очевидцев о конунге Хаконе. Сага не является типичным представителем жанра саги. Исследователи склонны видеть в ней не столько литературное произведение, сколько важный исторический документ. В силу того, что описанные в саге события отделяет от момента их записи очень незначительная временная дистанция, сведения, в ней содержащиеся, заслуживают самого пристального внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хронологический порядок работ Б. восстановить сложно. Наиболее ранними его сочинениями являются комментарии к «Физике» и «Метафизике» Аристотеля, написанные в период преподавания в Париже. Среди работ, созданных до 1265-1266 гг. (т. е. до «Opus Majus»),- глоссы к «Secretum secretorum» (Книге Тайн - сочинению неизвестного автора, приписывавшемуся в ср. века Аристотелю, ок. 1253); «Communia mathematica» (Общая математика, ок. 1258); «De secretis operibus naturae» (О тайных делах природы, ок. 1260); «De multiplicatione specierum» (О приумножении видов, ок. 1262); «Perspectiva» (Оптика, ок. 1263); «De causis ignorantiae» (О причинах заблуждений, ок. 1263); «Metaphysica» (Метафизика) и др. Приблизительно в этот период Б. начал работу над «Communia naturalium» (Общей физикой), а завершил ее уже после создания «Opus Minus» и «Opus Tertium» и, возможно, написал трактат «De iride» (О радуге). Приступив к созданию всеобъемлющего сочинения, именовавшегося им иногда «Scriptum principale» (Главное произведение), Б. понял, что не успеет закончить задуманное в короткий срок, и ограничился созданием «Opus Majus», к-рый представляет собой по большей части компиляцию из предшествующих сочинений: в «Opus Majus» входят значительные фрагменты «Оптики», «Общей физики», трактат о радуге и т. д. «Opus Minus» и «Opus Tertium» стали дополнением к «Opus Majus». Среди поздних работ Б. трактаты «Compendium studii philosophiae» (Философский компендиум, ок. 1270), посвященный не столько философским проблемам, сколько вопросам церковной жизни, и «Compendium studii theologiae» (Теологический компендиум, 1292). Учение Роль и место Б. в истории богословия, философии и науки оценивается по-разному. Антихристиански настроенные историки рассматривали Б. как своего рода «мученика науки», опередившего свое время и пострадавшего от преследования церковников, мн. католич. историки философии (П. Мандонне, М. Грабманн и др.), напротив, видели в нем ничем не примечательного и чрезмерно амбициозного скандалиста, ставшего известным благодаря не столько научным заслугам, сколько конфликтному характеру и неумению общаться с оппонентами. Совр. более взвешенные исследования (С. Истон, Т. Краули, Д. Линдберг) выявляют, с одной стороны, некорректность утверждений о том, что в XIII в. Б. был единственным мыслителем, занимавшимся естественнонаучными проблемами и предвосхитившим позднейшие достижения науки: его физика и оптика являются по большей части воспроизведением, пусть даже иногда и критическим, учений предшественников. С др. стороны, Б. характеризуется некой «негативной» оригинальностью: отдавая предпочтение математике и естественнонаучным методам и отвергая в известных пределах спекулятивную философию, преподававшуюся в стенах Парижского ун-та, он последовательно находился в оппозиции к подавляющему большинству совр. ему философов и богословов.

http://pravenc.ru/text/153757.html

Однако в 1263 г. Хакон IV, стремясь окончательно подчинить территории Мэна, Гебридских островов и Кинтайра, возглавил военно-морской поход против Шотландии и погиб на Оркнейских островах. 2 июля 1266 г. его преемник, Магнус VI Исправитель Законов (1263-1280), заключил с шотландцами мир в Перте, по которому норвежская корона утратила владения в Ирландском м. и Гебридские острова. Тем не менее в церковном отношении все утраченные короной владения оставались в подчинении Нидаросского архиепископства. При Магнусе VI была проведена масштабная законодательная реформа. На основе прежнего областного и королевского законодательства, римского и церковного права, а также постановлений Гос. собраний было подготовлено несколько законодательных сводов: «Земский закон» (Ландслов) (1274), регулировавший отношения короны с подданными; «Дружинный устав» (1275), содержавший правила поведения представителей высшей аристократии во взаимоотношениях с королем и между собой, а также регламент придворной службы; «Городской закон» (Бюлов) (1276) - кодекс, единый для 16 норвежских городов. При проведении законодательной реформы вновь вспыхнул конфликт между короной и Церковью относительно разграничения их юрисдикций. Норвежские монархи активно участвовали в выборах предстоятелей церковной провинции, а также в утверждении епископов и настоятелей важнейших монастырей. Архиеп. Йон II Красный (1267-1282) потребовал от короля отказаться от этой практики и подтвердить прежние церковные привилегии и настаивал на участии епископов в выборах короля. Заручившись поддержкой Папского престола, архиепископ отказал в интеграции церковного права в «Земский закон». Кор. Магнус Исправитель Законов, желая короновать наследника норвеж. престола герц. Эйрика еще при своей жизни, назначил созыв Гос. собрания в Бергене на лето 1280 г. Одновременно архиеп. Йон провозгласил проведение там же провинциального синода, на к-ром должен был состояться заключительный акт законодательной реформы - введение общего для Н. церковного права - «Христианского права архиепископа Йона» (1280).

http://pravenc.ru/text/2577957.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010