Таким был основатель Московского княжества и строитель города Москвы. Хорошо описал эту сторону деятельности благоверного князя Даниила митрополит Платон в составленном им Житии святого: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию (Москвы), проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Данииловичу, прозванному Калитой, который, будучи истинным подражателем добродетелей своего знаменитого, но кроткого и любезного родителя, возвел уже сей град на высшую степень славы и могущества» (Служба преподобному и благоверному великому князю Даниилу Московскому... Л. 34–34 об.). 1 В 1262 г. благоверный князь Александр Ярославич Невский был вызван ханом в Орду, где вынужден был пробыть почти до конца 1263 г., а на обратном пути, тяжело заболев, остановился в Городецком Феодоровском монастыре, где и скончался 14 ноября 1263 г., перед кончиной приняв постриг и великую схиму. Погребен 23 ноября во Владимирском Рождественском монастыре. 2 Архимандрит Дионисий. О святом благоверном Данииле, князе Московском и чудотворце. Краткие сведения. Издание Данилова монастыря. М., 1898. С. 6. 3 Благоверный князь Даниил был наречен в честь преподобного Даниила Столпника (489–490), память которого совершается 11 (24) декабря, в самый короткий день в Москве – 7 ч. 1 мин.; с 12 (25) декабря и далее день прибывает, становится светлее и длиннее – как бы в предзнаменование того, что со дней благоверного князя Даниила Москва и Русь начнут возвышаться (Архимандрит Дионисий. О святом благоверном Данииле... С. 30). Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С. 408; Православные русские обители. СПб., б.г. С. 280.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный Великий князь Александр Невский (+ 1263) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 23 нояб. в день преставления, 30 авг. в день перенесения мощей, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Св. благоверный вел. князь был праправнуком Владимира Мономаха и происходил от младшего сына его, вел. князя Юрия Долгорукого — родоначальника младшей, северной ветви Мономаховичей. В его лице редчайшим образом государственная мудрость, отличительная черта князей этой ветви, и воинская доблесть сочетались со святостью. Надо считать особым счастьем для Руси, что после разгрома ее татарами и битвы на Сити (см. житие св. блгв. князя Георгия Всеволодовича — 4 февр.) вел. князем стал отец его, Ярослав Всеволодович (третий сын Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо), заступник за русский народ перед ханом. Недаром современники прозвали его «страдальцем за Русскую землю» — за нее он и положил душу свою, отравленный татарами. Мать князя Александра — княгиню Феодосию — народ прозвал за ее милосердие и христианскую кротость «святой княгиней». Князь Александр родился в 1219 г., когда отец его был князем Переяславским. Рано в то время начинали воспитание княжеских детей: уже в трехлетнем возрасте их передавали в мужские руки для обучения ратному делу, «сажали на коня», причем совершался целый религиозный обряд, так называемые «постриги». Но еще больше прилагалось внимания на развитие в детской душе благочестия и страха Божия: Евангелие, Часослов, Псалтирь, жития святых — вот книги, на которых воспитывались дети всех состояний; к ним прибегал и в зрелом возрасте русский человек, ища утешения и помощи. С детских лет юных княжичей начинали брать в походы под руководством опытных бояр.

http://sedmitza.ru/lib/text/437906/

В 1262 г. вел. князю опять пришлось ехать в Орду по делу избиения бесерменов. А начавшуюся в это время войну с немцами он поручил своему брату Ярославу и сыну Димитрию, и они ее окончили с успехом. А хан по просьбе Александра Ярославича не только простил русских, но и освободил их от обязанности служить в татарских полках. Но, переутомленный испытанными тревогами, вел. князь опасно заболел, и в селе Городце Волжском (Нижегородской губ.) ему пришлось остановиться. Простившись со своими спутниками, он принял постриг с именем Алексий и, причастившись Святых Христовых Тайн, скончался 14 ноября 1263 г., на сорок пятом году жизни. Во Владимире в это время совершалось богослужение, и митрополит Кирилл увидел душу его, возносимую ангелами. Пораженный видением, он долго молчал, а потом, взойдя на амвон, сказал: «Дети мои милые! Знайте, что зашло солнце земли Русской! — и, помолчав еще, добавил: — Ныне преставился благоверный великий князь Александр Ярославич!» Ужас охватил присутствовавших. Храм огласился воплем отчаяния. «Уже погибаем!» — повторяли все. «Горе тебе, бедный человек! — пишет современник. — Как ты можешь пережить кончину твоего господина! Как зеницы твои не выпадут из глаз вместе со слезами! Как сердце не разорвется от горькой печали! Отца человек может забыть, но доброго господина не может! Если бы можно было, с ним бы лег и во гроб!» Митрополит и духовенство встретили тело св. князя в Боголюбове; все окрестности были запружены народом, и, как только показался гроб, он весь ринулся навстречу. «И были вопль, и крик, и туга, какой не было никогда, так что, казалось, потряслась земля, — пишет тот же „самовидец " , — и были чудеса...» Отпевание происходило 23 ноября во Владимирском соборе. Когда хотели в руку усопшего вложить разрешительную молитву, то благоверный князь сам простер ее, взял молитву и снова скрестил на груди руки. Благоговейный ужас охватил присутствовавших. Погребли благоверного князя в монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы. Когда весть о бывшем на отпевании чуде распространилась по всей Руси, то много благодатного утешения влила она в скорбные сердца русских людей, горько оплакивавших преждевременную кончину своего князя, ставшего новым молитвенником и заступником за них пред Престолом Всевышнего.

http://sedmitza.ru/lib/text/437906/

102 ...князь великий Александръ Ярославич на Ижер-рц... – Новгородский (с 1236 г.), а затем и великий князь владимирский (1252–1263 гг.) Александр Ярославич Невский (1220–1263) разбил шведов на левом берегу реки Ижоры (приток Невы) 15 июля 1240 г. 103 ...брат мой Маскалка, вшедъ в Неву, городъ постави на Охт-рц... – Речь идет ο походе 1300 г. шведского маршала Торгильса Кнутсона и основании им крепости Ландскрона в устье Невы при впадении в нее реки Большая Охта. Почетное придворное звание марскалка, заменившее в XIV в. старинное скандинавское ярла, было принято в Новгородской первой летописи, послужившей источником некоторых сведений «Рукописания...», за личное имя «Маскалка» (под 1300 г.). «Братом» Магнуса он назван либо в переносном смысле, либо в результате ошибочного отождествления Магнуса Эриксона с другим королем Магнусом – с его дедом Магнусом Ладулосом, после смерти которого (1290) влиятельный политический и военный деятель маршал Торгильс Кнутсон правил Швецией как регент (до 1303 г.). 104 ...великий князь Андрй Александрович, город взя... – Андрей Александрович, сын Александра Невского (князь городецкий, костромской (с 1276 г.), в 1281 г. получил ярлык на великое княжение, боролся за великокняжеский стол с братом Дмитрием Александровичем, окончательно утвердился на великокняжеском столе после его смерти в 1294 г.; умер в 1304 г.) «побил шведов» и взял крепость Ландскрона в 1301 г. (подробный рассказ ο штурме крепости сохранился в шведской хронике, так называемой хронике Эрика; см. русский перевод в книге Ε. Α. Рыдзевской, с. 114–119). 105 ...розмирие с Русью... – началось с 80-х гг. XIII в., когда участились нападения шведов на Русь. 106 ...с великимъ княземъ Юрьемъ Даниловичемъ взяли есмя миръ вчный... – Имеется в виду Ореховецкий договор Новгорода со Швецией 1323 г., определивший границы владений и закрепивший их специальными грамотами. Юрий Данилович (1281–1325), внук Александра Невского, князь московский (с 1303 г.) и великий князь владимирский (с 1318 г.). Β берестяных грамотах XIV в. часто упоминается «старая межа» князя Юрия. Условия Ореховецкого договора дважды подтверждались в XIV в. – в 1339 и 1351 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

написан синодал. список Шестоднева, у Калайд. b Io. экзархе стр. 164). Оба жития напечатаны сербским ученым Ю. Даничичем, – первое вместе с принадлежащим тому же Дометиану житием Стефана Немани, в 1865, второе в 1860 гг. (первым житием, которого не встречается в наших рукописях, мы пользовались по печатному изданию, а вторым, которого у нас не было под руками в печатном издании, но которое в наших рукописях нередко, – по сим последним, имев несколько списков библиотек Московск. Духовной Академии и Троицкой Сергиевой лавры). 285 Валопедские монахи постарались перезвать его в свой монастырь потому, что от монаха-княжича справедливо ожидались богатые денежные вклады. 286 Относительно года поставления Саввы в архиепископы имеются следующие несогласные между собою данные: 1) По свидетельству Дометиана, он пребывал на архиерейской кафедре в продолжении 14-ти лет. Так как о втором архиепископе Арсении известно, что он правил 80 лет и умер в октябре 1262 или 1263 года (см. ниже), то будет следовать, что он поставлен Саввой на свое место или в конце 1232 иди в 1233 г., и что сам Савва оставил кафедру или в первом или во втором из этих годов [Есть грамота Саввы от 6741 г. (Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 17). Но так как при годе нет месяца, то и неизвестно, который это – 1262 или 1263-й год от Р. X.]. Но если Савва после 14-ти-летнего правления оставил кафедру в конце 1232 или в 1233 г., то он был поставлен на нее в конце 1218 или в 1219 году. 2) По свидетельству обоих жизнеописателей, Савва поставлен в архиепископы патриархом константинопольским Германом и при императоре греческом Феодоре Ласкарисе. Так как по существующим в настоящее время данным Герман не мог быть поставлен в патриархи ранее конца 1221 г. (потому что в сентябре или в августе того же года еще его предшественник MahyuLequien’a Oriens Chrismian. I, 278) и так как Феодор Ласкарис умер в 1222 г., то на основании этого второго указания поставление Саввы в архиепископы должно быть относимо к концу 1221 – к 1222 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Перед началом восстания, неожиданного и быстрого, Св. Александр собирал рать для похода на ливонских рыцарей. Мятеж помешал его выступлению. Над страной нависла гроза ханского гнева. Все долголетние труды по воссозданию Руси шли прахом. Впереди было нашествие и разрушение. Вслед за вестью о готовящемся нашествии пришла и другая, не менее горькая. Хан в это время вел войну в Персии. Все улусы ханства, между ними и Русь, должны были выставить войско для участия в войне. Перед лицом этой опасности Св. Александр отправил свое войско на Ливонию под начальством брата Ярослава Тверского и сына Димитрия, сам же поехал в Кипчацкую орду к хану «отмаливать людей от беды». Из всех поездок это была самая трудная. Св. Александр явился к хану ходатаем за опальный, восставший против ханской власти народ. Во всей своей политике Св. Александр пытался обещаниями повиновения выговорить для Руси возможно более льгот, беря на себя такую поруку за страну, он всегда добивался возможно большей самостоятельности и выставлял себя наместником хана. Поэтому ханский гнев обращался прежде всего на него самого. Но, помимо этого, он должен был просить не только о помиловании, но и о сохранении прежних льгот и даже о новой льготе — избавлении от повинности в персидской войне, ложившейся на все улусы. Св. Александр провел в Орде целый год, умилостивляя хана и его воевод и чиновников просьбами и богатыми подарками. Мы не знаем подробностей того, как ему удалось смягчить гнев Берке и выхлопотать не только прощение, но и избавление от повинности. Но этот год окончательно сломил его силы. Осенью 1263 года Св. Александр, уже больной, поехал на Русь. Остановившись недолго в Нижнем Новгороде, он направился дальше, к Владимиру. Но, дойдя до Городца, он тяжко занемог. Стояла половина ноября — время глубокой осени, с ее дождями и распутицами. Остановившись в монастыре, Св. Александр почувствовал приближение кончины. Призвав игумена, он стал просить о пострижении в иночество, говоря: «Отче, се болен вельми… Не чаю себе живота и прошу пострижения». Эта просьба вызвала отчаяние бывших с ним бояр и слуг. Начался обряд пострижения. Св. Александр был пострижен в схиму с именем Алексия. На него был возложен куколь и иноческое одеяние. Тогда он снова позвал к себе своих бояр и слуг и стал прощаться с ними, прося у каждого прощения. Потом он причастился Св. Таин и тихо преставился. Это было 14 ноября 1263 года.

http://pravmir.ru/ne-v-sile-bog-a-v-prav...

э., македонский царь с 336 г. до н. э. Полководец, покоривший Персию, создатель мировой державы (в трех частях света), распавшейся после его смерти. Требовал считать его богом 19 Александр Невский, 1220–1263, святой благоверный великий князь, по преданию свое прозвище «Невский» получил после битвы со шведами на реке Неве в 1240 г. Прославился победой над немецкими рыцарями в Ледовом побоище на Чудском озере в 1242 г. В 1261 г. стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Во время дипломатической поездки в Сарай в 1263 г. святой Александр Невский тяжело заболел. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник принял иноческую схиму с именем Алексий и скончался. Погребен в Рождественском монастыре во Владимире 150,160 Алексей Михайлович, 1629–1676, второй русский царь из династии Романовых 147,150,170 Али, четвертый халиф (с 656 по 661 г.) в государстве арабов, созданном Мухаммедом. Приходился двоюродным братом Мухаммеду, был женат на его дочери Фатиме. После убийства Али и прихода к власти в Арабском халифате династии Омейядов, приверженцы Али не признали Омейядов законными халифами. Они считали, что право на верховную власть имеют только потомки Али. Так было положено начало движению шиитов, ставшему одним из течений в исламе 115 Аллах, арабское слово, означающее Единого Бога. По вере мусульман, Аллах – создатель и управитель всего сущего. Помимо Него никто не обладает этими качествами. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а Его отсутствие невозможным. У Аллаха нет равных, и в этом выражается Его абсолютное единство 111–113, 116–118 Алпатов Михаил Владимирович, 1902–1986, искусствовед, действительный член Академии художеств СССР. Известен своими исследованиями в области древнерусской и западноевропейской живописи, автор трехтомной «Всеобщей истории искусств» (1948–1955 гг.) и многих монографий по истории искусства древней Руси, Древней Греции, итальянского Возрождения и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ходе карательной кампании в сент. 1825 г. город был разрушен египетско-тур. войском Ибрагим-паши. Только в 1827 г. повстанцы овладели городом, но М. как городское поселение уже не сумела возродиться. Вскоре М. вошла в состав Греческого гос-ва, но с 1834 г. началось строительство нового города - Спарты, неподалеку от М.; к сер. XIX в. М. была почти полностью покинута жителями, оставшись памятником средневековья. Памятники архитектуры и искусства поздневизантийской эпохи Мон-рь вмч. Димитрия (митрополия). 1263–1272 гг. Мон-рь вмч. Димитрия (митрополия). 1263–1272 гг. Архитектурный ансамбль М. складывался в ходе развития города на протяжении сер. XIII-XV в. Город был разделен на кварталы, изолированные друг от друга крепостными стенами. Как и др. визант. города, М. делилась на 2 части. Сев. часть возникла на территории цитадели, возведенной франками на обширной горизонтальной террасе; она была застроена дворцами и домами придворных. Южная, нижняя часть города занимала пологий склон горы и состояла из домов горожан. Сквозь весь город шла центральная улица, к к-рой примыкали боковые улочки. В город можно было попасть через сев.-зап. ворота Навплии и восточные - Монемвасии, или Сидеропорта (Железные ворота). В М. сохранилось множество фрагментов старых зданий, среди которых особенно выделяется дворцовый комплекс, состоящий из разновременных построек. Наиболее древняя его часть построена при франках, в 1249-1262 гг., Гийомом II Виллардуэном. Позднее к этой части дворца неоднократно пристраивали дополнительные корпуса. Последняя, наиболее значительная часть была возведена в нач. XV в., при Палеологах. С т. зр. архитектуры это здание имеет много общего с Текфур-сараем в К-поле («Новый Влахернский дворец», кон. XIII-XIV в.), однако большие круглые окна во дворце появились под влиянием архитектуры итал. дворцов эпохи раннего Возрождения. В наст. время дворец активно восстанавливается. В М. сохранилось 7 храмов и монастырей поздневизант. эпохи. Их архитектура близка к к-польским образцам того времени.

http://pravenc.ru/text/2563378.html

При этом, как мы сказали, после нашествия Монголов Киев сталь местом даже и небезопасным для обитания: он перестал иметь своих князей, которые бы защищали и охраняли ого, а между тем с одной стороны делали непрестанные набеги на его область Литовцы 9 , а с другой стороны – Татары, протянувшись своими становищами по всей степи Половечской от Волги до Днепра и по-за Днепр, находились своим собственным лицом в таком близком соседстве с ним, как Канев и поле Переяславское 10 . К сейчас указанным внешним причинам, побуждавшим митр. Кирилла оставлять Киев на более или менее продолжительные времена, с большою вероятностью должна быть присоединяема причина внутренняя, которая заставляла его покидать Киев для того, чтобы предпринимать путешествия по Руси. Имеем мы основания предполагать, что митр. Кирилл был пастырь особенно ревностный. Молено поэтому думать, что он хотел сделать приложение своей ревности повое против своих предшественников, а именно – что он хотел предпринимать путешествия по Руси, чтобы самому лично учить, наказывать, исправлять. По крайней мере, Никоновская летопись говорит об этой причине предприятия митр. Кириллом многократных путешествий по России, а вместе с тем и многократных покиданий Киева, положительным образом 11 . Как бы то ни было, мы положительным образом знаем, что митр. Кирилл многократно приходил в северную Русь, чтобы пребывать со здешними великими князьями. Относительно этих его путешествий на Север и пребываний здесь мы находим в летописях следующее. В 1250-м году, спустя то пли другое непродолжительное время после своего возвращения от патриарха с поставления, он отправился из Киева в Суздальскую Русь и прибыл во Владимир через Чернигов и Рязань 12 . В следующим 1251-м году он ходил из Владимира в Новгород к князю Александру Ярославичу Невскому и вместе для поставления Новгородцам епископа (Далмата на место умершего Спиридона). В 1252-м году он находился во Владимире и посадил здесь на великом княжении Александра Ярославича. В 1255-м году он опять находился во Владимире, а и следующем 1256-м году путешествовал с великим князем в Новгород. В 1262-м году мы видим его в Ростове, где он поставил епископа (Игнатия на место умершего Кирилла), а в следующем 1263-м году находим во Владимире, где он похоронил Александра Ярославича Невского. Очень может быть, что после 1252-го и 1256-го годов митрополит не уходил из северной Руси и провел в ней сподряд все время с 1250-го по 1263-й год; но летописи говорят неопределенно, сообщая только о пребывании митрополита на Севере в известные, сейчас указанные, годы. В 1274-м году митрополит пришел из Киева во Владимир, приведши с собой архимандрита Печерского Серапиона для поставления в епископы Владимирские. В 1281-м году митрополит пришел из Киева в область Суздальскую и здесь в этом же году и окончил свою жизнь в городе Переяславле Залесском.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Г. 1212–1216 Глава V. Константин, Великий князь Владимирский и Суздальский. Г. 1216–1219 Глава VI. Великий князь Георгий II Всеволодович. Г. 1219–1224 Глава VII. Состояние России с XI до XIII века Глава VIII. Великий князь Георгий Всеволодович. Г. 1224–1238 Том IV Глава I. Великий князь Ярослав II Всеволодович. Г. 1238–1247 Глава II. Великие князья Святослав Всеволодович, Андрей Ярославич и Александр Невский (один после другого). Г. 1247–1263 Глава III. Великий князь Ярослав Ярославич. Г. 1263–1272 Глава IV. Великий князь Василий Ярославич. Г. 1272–1276. Глава V. Великий князь Димитрий Александрович. Г. 1276–1294. Глава VI. Великий князь Андрей Александрович. Г. 1294–1304. Глава VII. Великий князь Михаил Ярославич. Г. 1304–1319 Глава VIII. Великие князья Георгий Даниилович, Димитрий и Александр Михайловичи (один после другого). Г. 1319–1328 Глава IX. Великий князь Иоанн Даниилович, прозванием Калита. Г. 1328–1340 Глава Х. Великий князь Симеон Иоаннович, прозванный Гордый. Г. 1340–1353 Глава XI. Великий князь Иоанн II Иоаннович. Г. 1353–1359 Глава XII. Великий князь Димитрий Константинович. Г. 1359–1362     Предисловие История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Правители, Законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие. Но и простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010