XIII в. Иконография и стиль фресок следуют внутренней линии развития живописи в этом регионе с X-XI вв. параллельно с наивными проявлениями новаторских элементов офиц. живописи. Качественной живописью того же времени являются фрески древнейшего слоя росписей храма св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца в Ставропийи, принадлежащие мастеру, явно осведомленному о развитии стиля в крупных художественных центрах. Мн. фресковые ансамбли были созданы во 2-й пол. XIII в., когда п-ов Мани находился в эпицентре борьбы Византийской империи за восстановление своей власти в регионе. Считается, что большое количество расписанных храмов могло быть построено в связи с ростом населения за счет беженцев, к-рые т. о. выражали благодарность за избавление от лат. завоевателей. Росписи мн. храмов носят провинциальный характер и сохраняют архаичные иконографические черты (изображение в конхах святых, к-рым посвящен храм; фронтальные изображения иерархов в апсидах). Многочисленные изображения св. воинов - дань уважения маниотов к ратным подвигам сражавшихся против завоевателей. Личные предпочтения заказчиков определили иконографические особенности фресок, напр. в конхе ц. мучеников Сергия и Вакха в Ките (ок. 1265-1285), где в композиции «Деисус» на месте св. Иоанна Предтечи помещена фигура ангела или одного из св. покровителей храма. Стилистически фрески сохраняют черты позднекомниновского искусства (схематизм изображений и линеарная трактовка складок одежд) в сочетании с новыми прогрессивными тенденциями (поиск пластичности и монументальности образов). Второй слой росписей конхи апсиды ц. великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата в Кафьоне. 1263–1270 гг. Второй слой росписей конхи апсиды ц. великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата в Кафьоне. 1263–1270 гг. Деисус. Роспись центральной апсиды ц. свт. Николая Чудотворца в Камбинари. 1337/38 гг. Деисус. Роспись центральной апсиды ц. свт. Николая Чудотворца в Камбинари. 1337/38 гг. Определенные живописные ансамбли, такие как в церквах Агитрии (ок.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

133 . Мы же, видяще толи кий гнев Божий на злочестивыя, к праведным же толикия щедроты и чудный промысл, имже он обыче руководствовати к небесному блаженству, потщимся бегати греха и усердно хранити святый его закон, прославляя дивнаго в чудесех Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь. 74 Блаженный Павел, аще и начисляет беды, яже горестную творят жизнь, обаче присовокупляет, яко за то соблюдается венец жизни. – О венце жизни идет речь не у апостола Павла, а в Соборном послании апостола Иакова: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим его» ( Иак.1:12 ), – и в Апокалипсисе (Откровении Иоанна Богослова): «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). 78 ...великий князь Александр Ярославич Невский... преставися к Богу... – Это случилось в 1263 г. Житие Александра Невского см. в наст. изд. Т. 5. 79 ...возведен бысть по нем на великое княжение Ярослав Ярославич, князь Тферский, яко старейшей брат святаго, в лето от спасительнаго промысла 1264. – Ярослав Ярославич был великим князем с 1263 по 1271 г. Слова «яко старейшей брат святаго»следует понимать не как «старший брат Александра», а как «старший брат после Александра». О возрасте Александра Невского и его братьев см.: Кучкин В. А. О дате рождения Александра Невского/Вопросы истории. 1986. 2. С. 174–177. 80 Бысть убо сей двадесять первый великий князь по счислению лет от святаго Владимира... – Имеется в виду общее количество великих князей от Владимира до Ярослава Ярославича. 81 ...по степени же родства седмый... – Согласно Степенной книге царского родословия, Владимир Святославич относился к четвертой степени, Ярослав Ярославич – к одиннадцатой (о Степенной книге см. наст. изд. Т. 12.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сев. части города был возведен лат. кафедральный собор, впосл. обращенный Айюбидами в мечеть (в 1929 здание снесли). Внутри цитадели сохранилась часовня, ее фрески были описаны путешественниками нач. XIX в., однако в наст. время росписи полностью утрачены. Неподалеку от лат. собора стояла правосл. церковь, возможно на месте прежнего визант. храма. Церковь была перестроена в 1848 г. после пожара, однако изначальная планировка и часть средневек. конструкций сохранились. Это 3-нефная базилика размером 19×12,9 м. В наст. время она освящена во имя вмч. Георгия. Вторая, меньшего размера, православная церковь К. (Эль-Хидр) также носит имя св. Георгия. Сохранились сведения, что она почиталась и мусульманами. Здание средневековой постройки представляет собой не очень ровный параллелограмм (6,8×11,3 м). В XVIII-XIX вв. строение, начавшее разрушаться, укрепляли арками и подпорками. В 1177 г. во главе Заиорданской сеньории встал Рено де Шатильон, энергичный и агрессивный военачальник, на к-рого хронисты возлагают вину за развязывание войны с мусульманами, принесшей поражение Иерусалимскому королевству. В любом случае после установления в Египте власти Салах-ад-Дина и присоединения им Сирии (1174) Юж. Заиорданье, разделявшее владения Айюбидов, неизбежно должно было стать объектом постоянных атак мусульм. армий (в 1170, 1173 и др.). В 1183 и 1184 гг. Салах-ад-Дин непродолжительное время осаждал К. После разгрома крестоносцев в битве при Хаттине (1187) и завоевания Салах-ад-Дином большей части Палестины заиорданские крепости оказались в глубоком тылу мусульман и сдались одна за другой после продолжительной осады. К. был захвачен в нояб. 1188 г. По итогам раздела айюбидских земель между наследниками Салах-ад-Дина в 1192 г. К. отошел под власть дамасского эмира аль-Адиля, к-рый рассматривал этот замок как возможное убежище и перевез туда казну. Айюбиды продолжили строительные работы в цитадели, стремясь прежде всего исправить повреждения, причиненные предшествующими осадами. Периодически К. выделялся из дамасского удела в самостоятельный эмират (в 1229-1249 и 1250-1263). С приходом на Ближ. Восток монголов (1260) эмир К. аль-Муглис Умар объявил им о своей покорности и т. о. сумел сохранить власть. После победы егип. мамлюков над монголами мамлюкский султан Бейбарс захватил остатки айюбидских владений в Сирии. В 1263 г. он вероломно взял в плен аль-Муглиса, а его сыновья сдали К. мамлюкам. Население города присягнуло на верность Бейбарсу, причем хронисты отдельно упоминают христиан, присягавших на Евангелии. Подобная церемония уникальна для той эпохи и свидетельствует о преобладании христиан в К.

http://pravenc.ru/text/1470395.html

Года два Александр провел в мире и в это время построил в Суздале обитель во имя своего Ангела. Благо отечества потребовало у него последней жертвы. Татары для взимания налогов прислали откупщиков из Хивинцев, которых у нас звали бесерменами. Они страшно притесняли народ; в 1262 году жители Владимира, Суздали, Ростова, Ярославля перебили этих откупщиков. Александр поспешил в Орду умилостивить хана. Целый год провел он там, и успел не только выпросить прощение народу, но и свободу от обязанности давать вспомогательное войско монголам. Возвращаясь домой осенью 1263 г., в Нижнем Новгороде он почувствовал себя больным, но продолжал путь до Городца (село Нижегород. Губ., Балахн. Уезда). Здесь, предчувствуя приближение кончины, пожелал принять иноческий образ, пострижен игуменом Городецкого Феодоровского монастыря в великую схиму и назван Алексием. Простясь с игуменом, братией и своею свитою, Александр причастился Святых Таин и предал дух свой Богу, 14-го ноября, 1263 года. Ему было только 44 года; но никто, более его, из князей, не понес трудов, подвигов и душевных страданий за Россию. Земных радостей он почти не знал; подвизался подвигом добрым, веру соблюл, и, совершив течение, наследовал венец святыни. Во Владимире народ не знал о кончине князя. Во время Богослужения святитель Кирилл сказал: «уже зашло солнце земли Русской». Народ не понимал смысла этих слов. Сокрушенный скорбью, святитель, дополнил: «Благоверный Великий Князь преставился!» При этой вести народ воскликнул сердцем и устами: «мы погибаем!» В этом кратком восклицании выразились и общая любовь к Александру и важность потери его для всей России. Но для Бога нет мертвых, и Александр, престолом Небесного Царя, явился ходатаем за свой народ, за свое возлюбленное отечество. Все население Владимира вышло за десять верст встретил погребальное шествие защитника земли Русской; вопль народа провожал и шествие, и самое погребение. Господь дал видимое, пред глазами всех знамение того, что Александр угоден Ему. Когда митрополит Кирилл, по окончании погребального пения, подошел к усопшему, чтобы вложить в руку его отпустительную грамоту, благоверный князь простер руку, и принял хартию. Сначала ужас объял присутствовавших, но потом все возблагодарили Бога за явление благости к блаженному князю и ко всей России. Это было 28 ноября. Тело Александра положено было во Владимирском Рождественском монастыре за правым столбом, около стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Упоминание в этом тексте пути Александра Невского «с Дону» сразу же возвращает нас к гипотезе о том, что князь всё-таки шёл из Орды через Городец Мещерский, потому как накатанной дорогой того времени был путь с верховьев Дона по реке Сосне к броду через Оку, который находился неподалёку от Касимова напротив села Толстиково. Или другому броду, находившемуся недалеко от Касимова напротив села Гусский Погост у устья реки Гусь. Самым главным аргументом в пользу этой версии до сих пор являются исследования главного архитектора Касимова, историка, археолога, топографа И.С. Гагина (1771-1844). Иван Сергеевич в 1843 г. опубликовал работу, где была составлена подробная карта передвижения до Владимира от Городца Волжского и Городца Мещерского, с подробными расстояниями и скоростью передвижения похоронной процессии. В работе он доказал, что тело скончавшегося 14 ноября князя никак не могли доставить к 23 ноября во Владимир из Городца Волжского из-за большого расстояния. Дорога от Городца Мещерского до Владимира — на 350 вёрст короче. Директор архива РГАДА Владимир Анатольевич Аракчеев на запрос музейщиков подтвердил и эти сведения. Сохранилось летописное известие 1263 г. о кончине в Городце великого князя Александра Ярославича Невского на обратном пути из Орды. Так, в Воскресенской летописи записано: «В лето 7771 (1263) князь великий Александр Ярославич ида из Орды и разболеся, и дошед Городца, пострижеся в черньцы. Ноября 14 тоя ж нощи преставися, и вёзшее и, положиша тело его в Володимеру в церкви Рожества святыя Богородица» (РГАДА, ф. 201, оп. 1, ед. хр. 40, л. 129 об.; ПСРЛ. Т. 7, с. 164). В историографии не существует единого мнения о том, какой Городец явился местом кончины Александра Невского: Городец Мещерский или Городец на Волге. Так Г.Ф. Миллер, А.М. Щекатов, Н.И. Шишкин, неизвестный автор «Исторической заметки о городе Касимове», автор статьи в энциклопедии «Города России» В. Агеев считают, что Александр Невский скончался в Городце Мещерском. А вот П.И. Мельников, А.А. Кузнецов считают, что Александр Невский умер в Городце на Волге.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/30/i_...

В. Успенский Воспроизводимые в настоящем издании, фотолитографским путем, снимки взяты из лицевого «Царственного Летописца», известного под именем «Остермановского» – рукопись библиотеки Императорской Академии Наук 31.7.30. Время написания этой рукописи служит до сих пор предметом спора между учеными, причем одни относят его к XVI, а другие к началу XVII века (см. книгу «В. Успенский и Л. Целепи. Явление иконы Тихвинской Божией Матери». Спб. 1903 г.). Снимки эти, без сомнения, могут служить к выяснению различных сторон жизни Великого Новгорода, его обстановки и быта, его первоначального вида, топографии и т. п. Художник, делавший эти рисунки, как можно предположить по его знакомству с расположением города, едва ли не был и сам новгородцем или, по крайней мере, лицом, долго в нем жившим и успевшим его хорошо изучить. В подлиннике рисунки раскрашены краской, разведенной на яичном желтке. Рисунок 1-й Изображено изгнание (6771 г. – 1263 г.) новгородцами своего князя Дмитрия Александровича (сына св. Александра Невского). Князь выезжает из ворот города верхом на лошади с четырьмя верными ему приближенными. На них, поверх кафтанов, одеты корзны. На голове князя шапка с меховой опушкой – отличительный признак княжеского звания. Новгородцы в воротах стоят с батогами в руках, а один из них правой рукой «показывает путь» князю. Обращают на себя внимание своим покроем шапки новгородцев, отличающиеся от шапок приближенных князя. У новгородца, стоящего впереди, поверх кафтана одета свита с воротником и он опоясан 1 . Рисунок 2-й Встреча князя Ярослава Ярославовича в воротах города (6771 г. – 1263 г.). Стоят бородатые, почтенные новгородцы с обнаженными головами. Вверху рисунка – свадебный пир того же князя. На шее князя и княгини – золотые гривны (цаты); княгиня в девичьей «коруне». Рисунок 3-й Погребение архиепископа новгородского Климента в притворе Св. Софии. (6807 г. – 1299 г.). Притвор изображен в виде особой пристройки. Выше на рисунке – кончина Климента. Рисунок 4-й Закладка каменного детинца (6810 г. – 1302 г.). За оградой князь, в охабне, поверх кафтана, и в шапке с меховой опушкой; за ним – бояре в кафтанах и корзнах. Пред князем человек, которому он дает приказание, в длинной широкой одежде. Тут же рабочие в кафтанах. Внутри стен – Св. София.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1252 г. в качестве одного из папских легатов в Тоскане участвовал в переговорах о заключении мира между Флоренцией и Сиеной. При папе Римском Александре IV (1254-1261) Орсини выполнял важные поручения. В 1255-1256 гг. он входил в состав комиссии, члены которой изучали «Трактат о бедствиях новейших времен» (Tractatus de periculis novissimorum temporum) парижского магистра Вильгельма из Сент-Амура , направленный против нищенствующих орденов ; председательствовал на судебном процессе против обвиненного в ереси генерального министра ордена францисканцев Иоанна Пармского (см. также ст. «Евангелие вечное» ). Возвышению Орсини способствовали его финансовая независимость (он получил долю отцовского наследства), стремление к политическим компромиссам, а также серьезный и уравновешенный характер. От современников он получил прозвище Сдержанный (итал. il Composto). В 1258 г. как папский легат при дворе франц. кор. Людовика IX Святого (1226-1270) он участвовал в переговорах о мире между Англией и Францией. Папа Римский Николай III в окружении апостолов Петра и Павла преподносит в дар Спасителю капеллу. Роспись капеллы Санкта-Санкторум Латеранского дворца в Риме. 2-я пол. XIII в. Папа Римский Николай III в окружении апостолов Петра и Павла преподносит в дар Спасителю капеллу. Роспись капеллы Санкта-Санкторум Латеранского дворца в Риме. 2-я пол. XIII в. На папских выборах 1261 г. Орсини поддержал кандидатуру Жака Панталеона, лат. патриарха Иерусалимского, к-рый был избран папой Римским и взял имя Урбан IV (1261-1264). При этом понтифике влияние Орсини в Римской курии еще более возросло. В 1261 или 1262 г. он был назначен кардиналом-протектором ордена францисканцев, в 1263 г.- ордена кларисс ; составил для кларисс устав (утвержден буллой Урбана IV «Beatae Clarae» от 18 окт. 1263). Этот устав являлся модифицированным и расширенным до 26 глав вариантом устава св. Клары Ассизской, но в отличие от него в новом уставе клариссам разрешалось владение совместной собственностью, подробно описывалась роль настоятельницы мон-ря и утверждалось правило постоянного местонахождения монахинь (stabilitas loci).

http://pravenc.ru/text/2566082.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМЕНТИАН (нач. XIII в.- после 1264), серб. иером., духовник мон-ря Хиландар на Афоне, агиограф. Жизнь О жизни Д. сохранились скудные сведения, к-рые он сообщил в агиографических произведениях. Исследователи считают, что Д. был благородного происхождения и получил хорошее образование, принял монашество, вероятно, в монастыре Жича , где стал учеником св. архиеп. Сербского Саввы I . Д. сообщает, что был младшим, т. е. вероятно последним учеником архиепископа. Очевидно, Д. сопровождал учителя во 2-м паломничестве на Св. землю (1233 - нач. 1235), находился в Тырнове во время его предсмертной болезни, участвовал в погребении и перенесении его мощей в мон-рь Милешева. Потом он удалился на Св. Гору, где в карейской келлии по желанию кор. Уроша I, внука Немани и племянника Саввы и, возможно, брата короля, буд. архиеп. Сербского Саввы II , к-рый монашествовал на Афоне во время пребывания там Д., к 1243 или к 1254 г. составил Житие св. Саввы. Ок. 1260 г. Д. был избран духовником братии Хиландара и поселился в горах над монастырем, в пирге Преображения Спасителя, где в 1263-1264 гг. написал Житие Симеона Мироточивого, отца своего учителя и объединителя серб. земель. Нек-рые сведения о последних годах жизни Д. содержат записи книгописца Феодора (которого в лит-ре принято отождествлять с агиографом Феодосием Хиландарцем ) в «Шестодневе» Иоанна, экзарха Болгарского (1263) (ГИМ. Син. 345). Повествуя о постигших его в молодости невзгодах на Афоне, Феодор благодарит Д. за неоднократное заступничество и заботу. Последнее упоминание о Д. относится к 1264 г., точных сведений о времени его кончины нет. Сочинения Житие св. Саввы превосходит по объему все средневек. серб. биографии и является одним из наиболее значительных и сложных произведений серб. лит-ры. В 33 главах подробно излагается биография «первоучителя сербского» и в переработанном автором виде представлены грамота о провозглашении автокефалии Сербской Церкви, ряд посланий, проповеди св. Саввы; впрочем, вопрос об авторстве последних (св. Савва или Д.) из-за отсутствия независимой традиции остается открытым.

http://pravenc.ru/text/178799.html

Богоявленского монастыря в Касимове уже нет, но сохранилась Георгиевская церковь, входившая в монастырский комплекс, а значит, если версия кончины Александра Невского в Городце Мещерском верна, в ней бывал святой князь. Именно у этой церкви и благословил владыка Василий установить бюст. Будет ли поставлена точка в спорах о месте кончины святого благоверного князя Александра Невского, непонятно. Но как бы то ни было, место это заслуживает быть отмеченным на карте России. Тем более, есть сведения, что Александр Невский бывал в Городце Мещерском и при жизни. А для небольшого нынче рязанского городка Касимов бюст князя Александра Невского может стать важной туристической точкой, которая будет привлекать путешественников и любителей русской истории. Тем более, Касимов является знаковым местом истории Отечества, ведь именно касимовский царевич Симеон Бекбулатович по воле царя Иоанна Грозного был венчан на царство в Успенском соборе Кремля. И эта загадочная страница русской истории тоже связана с Касимовым. На постаменте бюста выгравированы знаменательные слова. Спереди: «Проект Аллея Российской славы. Святой Благоверный князь Александр Ярославович НЕВСКИЙ. 1221-1263. Великий русский полководец и государственный деятель. Бюст преподнесён в дар от автора проекта М.Л. Сердюкова». С тыльной стороны и по бокам: «Сей бюст установлен в память пребывания Александра Невского в Городце Мещерском. По преданию, возвращаясь из Орды, Великий князь заболел и, приняв в Богоявленском монастыре схиму с именем Алексий, почил о Господе 14 ноября 1263 г.» и «Бюст установлен к 800-летию св. блгв. Великого князя Александра Невского по инициативе атамана В.В. Камшилова, казака-добровольца и жителей города Касимова». «Не в силе Бог, а в правде». И слова самого святого Великого князя: « Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости... Но если кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/23/by...

Константин Палеолог (сын Мануила II) (1428–1449) Фома Палеолог (сын Мануила II) (1443–1460) Димитрий Палеолог (сын Мануила II) (1449–1460) Правители Эпирского царства (деспотата) Михаил I (1204–1215) Феодор Ангел Комнин Дука (1215–1224) (осенью 1224 г. захватил Фессалонику и вскоре провозгласил себя императором) Фессалоника Дом Монферрат – королевство Фессалоника Бонифаций I (маркиз Монферратский, захватил Фессалонику в 1204) Деметрий (сын Бонифация) (1207–1224) Династия Ангелов – Фессалоникийская империя Феодор Ангел Комнин Дука (император) (1224–1230) Мануил (брат Феодора) (1230 – около 1237) Иоанн (сын Феодора) (около 1237–1244, деспот в 1242) Димитрий (брат Иоанна) (1244–1246) В 1246 г. Фессалоника покорена Никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем. Эпир Михаил II (около 1231–1268) Никифор I (1268–1296) Фома (1296–1318). Регентша Анна Палеологиня-Кантакузина, примерно до 1313 г Николай Орсини (1318–1323) Иоанн Орсини (1323–1335) Никифор II (1335–1340) В 1340 г. Эпир был подчинен Андроником III Палеологом, а в 1348 г – сербским королем Стефаном Душаном. Пал под ударами турок-османов в 1476 г Фессалия Иоанн I (севастократор) (1271–1296) Константин (1296–1303) Иоанн II (1303–1318) В 1318 г. Фессалийское государство распалось, а в 1348 г. было подчинено сербским королем Стефаном Душаном. Афино-Фиванское герцогство Оттон де Ла Рош (1204–1225) Гвидо (1225–1263) Жан I (1263–1280) Вильгельм I (1280–1286) Гвидо II(1287–1308) Вальтер I(1308–1311) Манфред Сицилийский (1312–1317) Вильгельм II Сицилийский (1317–1338) Жан Рандаццо (1338–1348) Фредерик Рандаццо (1348–1377, с 1355 г. король Сицилии Фредерик II) Мария (1377–1381) Педро IV (1381–1387), король Арагона Нерио I Аччаюолли (1387, формально с 1394–1402) Антонио I (1402–1435) Нерио II (1435–1439, 1441–1454) Антонио II (1439–1441) Франческо (1451–1454) Франко (1455–1458). Герцогство было завоевано турками-османами, а последний герцог погиб. Ахейское княжество Вильгелм I де Шалеплит (1206–1209) Жоффруа I де Виллардуэн (1209–1226/1231)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010