Святой благоверный великий князь Александр Невский на протяжении многих веков служит для наших соотечественников образом святости. Из той трагической эпохи нам трудно найти подобные примеры такого последовательного жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и своему народу. В чем же состоял бессмертный подвиг и благой пример Александра Невского? Почему он стал национальным героем Руси, выдающимся великим князем, мудрым политиком-дипломатом, храбрым полководцем и прославленным святым Православной Церкви? Какими путями шла его земная жизнь, проходившая, по слову историков, как «между молотом и наковальней»? Ответить на эти вопросы можно, только внимательно изучив свидетельства древних летописей, житий и других источников. Судьба отвела князю Александру Ярославичу всего 43 года (1220–1263 гг) земной жизни. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 г. стал великим князем Владимирским, главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в труднейшее время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских католических рыцарских орденов. Прославился он как мудрый политик и талантливейший полководец, вызывавший восхищение даже у своих врагов. В 1263 году, в конце ноября, возвращаясь из Орды, он скончался в Городце на Волге, приняв монашеский постриг – схиму с именем Алексий. Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: “Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской”. И тогда произошли чудеса, знаменовавшие, что жизненный путь завершил человек необычайный. А летописец русский записал слова: «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство». Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы достигали в нём христианский долг и гражданская ответственность. Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности. Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной и семейной жизни.

http://pravoslavie.ru/99181.html

Но митрополит Кирилл воспринимал свои обязанности гораздо шире, чем просто следование сиюминутным интересам своего покровителя – великого князя Даниила Романовича Галицкого. Он понимал, что на нем лежала ответственность за будущее церкви во всей «Русской земле», включая Новгород и Великое княжество Владимирское, попавшее в полную зависимость от монголов. В Новгороде угроза православию исходила не только от татар, но и от крестоносцев – шведов и рыцарей Тевтонского ордена 751 , которые способствовали великому продвижению латинян на Восток в XIII столетии. Православный Новгород лежал прямо на их пути. К счастью, молодой новгородский князь Александр Ярославович (внук Всеволода III Владимирского) сумел оказать сопротивление и разбить шведов на реке Неве (1240) и тевтонских рыцарей на Чудском озере (1242). Получив позднее Великое княжество Владимирское (1252–1263), Александр избрал политику лояльности по отношению к татарам. Канонизированный впоследствии под именем св. Александра Невского, он олицетворяет выбор в дилемме, перед которой тогда стояло русское христианство: западные крестоносцы, угрожавшие самой вере, были сочтены более опасными, чем монголы, деспотичные в политике, но религиозно толерантные 752 . В своей политике Александр получил полную поддержку митрополита Кирилла. Съездив во Владимир, на венчание дочери Даниила с братом князя Александра Андреем, Кирилл также посетил Новгород (1251); позднее он хоронил Александра (1263) и председательствовал на важном соборе епископов, проходившем во Владимире (1274). Скончался он на севере, в Переславле–Залесском (1281). Когда во второй половине правления основная деятельность митрополита фактически сосредоточилась на севере, Кирилл даже больше, чем его преемники, повлиял на возвышение русского северо–востока, где положение церкви под властью монголов было довольно благополучным, а культурная и военная угроза с Запада была менее значительной. Эти действия митрополита, несомненно поощряемые церковным начальством в Никее, а после 1261 года – в Константинополе, не подразумевали, однако, слепого противостояния Западу. Кирилл не только поддерживал отношения с Галицким княжеством, где Даниила в 1264 году сменил на престоле его сын Лев, но и отправил в 1276 году своего викария, епископа Сарайского Феогноста, с дипломатическим визитом в Константинополь – как посланника своего и хана. Возвратился тот с каноническими ответами патриаршего синода на вопросы, волновавшие русских; однако в ответах не упоминалось о двух фактах: что в 1276 году в патриаршем синоде председательствовал Иоанн Векк – сторонник Лионской унии с Римом (1274) и что церковь Константинополя была раздираема конфликтами и внутренними расколами 753 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В. князь поспешил в орду – ходатайствовать за народ, или положить там голову. Отправив сына Димитрия и брата Ярослава против немцев к Дерпту, он поехал в орду 1262 г., а возвращался оттуда уже осенью 1263 года. Понятно, как много стоило трудов, просьб, подарков, поклонов, переговоров, чтобы умилостивить разгневанные татарские власти. Успех превзошел ожидании. Благов. князь успел выпросить не только прощение простодушному народу в его преступлении, но и свободу от обязанности воевать вместе с монголами, которой выполнение для истощенного народа было бы тягостью невыносимою. 747 Он возвращался в отечество с радостною вестью. Но – отправившись из России с расстроенным здоровьем, он в Нижнем почувствовал себя нездоровым; отдохнув здесь поехал далее, но не доехав до Городка, занемог так сильно, что остановился. Ему было еще только 43 года: но кто из князей понес столько трудов, подвигов, и мук душевных за Россию, сколько понес Александр? Предчувствуя, что близок конец его, он принял ангельский образ с именем Алексия и 14 нояб. 1263 г. блаженно почил. Во Владимире не знали о кончине св. князя. Во время богослужения святитель Кирилл внезапно возвещает народу: «уже зашло солнце земли русской». Народ не понял или не хотел понять этих слов. Сокрушенный скорбию святитель, помолчав, прибавил: «благоверный великий князь Александр ныне преставился». При этой вести исторглись из уст и сердец народа слова выразительные: «мы погибаем». Так выразилось чувство народное о величии потери для России со смертью Александра! – За десять верст вышел весь Владимир встретить погребальное шествие защитника земли русской! – Во время отпевания князя в соборе рождественской обители вопль народа был невыразимый. И здесь же к утешению осиротевшей России Господь показал, что защитник ее жив пред Ним. Когда м. Кирилл, при окончании погребального пения, подошел к усопшему, чтобы вложить в его руку прощальную грамоту, блаженный князь простер руку, принял хартию и сложил опять крестообразно руки свои. На первые мгновения ужас обнял все сердца, но – потом они слились в благодарной хвале благости небесной к блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Андроник I Гид 1222–1235 Иоанн I Аксух 1235–1238 Мануил I 1238–1263 Андроник II 1263–1266 Георгий 1266–1280 Иоанн II 1280–1284,1284–1297 Феодора 1284 Алексей II 1297–1330 Андроник III 1330–1332 Мануил II 1332 Василий 1332–1340 Ирина Палеологина 1340–1341 Анна Анахутлу 1341–1342 Иоанн III 1342–1344 Михаил 1344–1349 Алексей III Иоанн 1349–1390 Мануил III 1390–1417 Алексей IV Василий 1417–1429 Иоанн IV 1429–1460 Давид 1460–1461 В 1461 Трапезунд захвачен османами 5. Болгария Аспарух 680/1–701/2 Тервель 701/2–718/9 неизвестный 718/9–725 Севар 725–739 Кормисош 739–754/6 Винех 754/6–762 Телец 762–765 Сабин 765–767 Умор 767 Токту 767–772 Паган 772 Телериг 772/3–777 Кардам 777/8-ок. 803 Крум ок. 803–814 Дукум 814 Дицевг 814–815 Омуртаг 815–831 Маламир 831–836 Пресиан 836–852 Борис I Михаил 852–889 Владимир Расате 889–893 Симеон (царь) 893–927 Петр 927–969 Борис II 969–971 В 971 Болгария присоединена к Византии Западное болгарское царство Самуил 976–997–1014 Гавриил Радомир 1014–1015 Иоанн Владислав 1015–1018 Пресиан II 1018 В 1018 Западная Болгария присоединена к Византии Второе болгарское царство AcehьI 1186–1196 Петр II 1196–1197 Калоян (Иоанн) 1197–1207 Борил 1207–1218 Иван Асень II 1218–1241 Коломан Асень 1241–1246 Михаил I Асень 1246–1256 Коломан II 1256–1256/7 Константин Тих 1257–1277 Михаил II 1277–1279 † Ивайло 1278–1280 Иван Асень III 1279–1280 Георгий I Тертер 1280–1292 Смилец 1292–1298 Чака, сын Ногая 1299 Феодор Святослав Тертер 1300–1322 Георгий II Тертер 1322–1323 Михаил Шишман 1323–1330 Иван Стефан 1330–1331 Иван Александр 1331–1371 Иван Шишман (Тырново) 1371–1393 Иван Срацимир (Видин) 1360–1396 В 1393/6 Болгария захвачена Османской империей; в Видине на правах вассала султана до 1422 правил Константин, сын Ивана Срацимира 6. Сербия Властимир, великий жупан ок. 825-ок. 860 Мутимир ок. 860–891 Первослав 891–892 Петар Гойникович 892–917 Павле Бранович 917–920/1 Захарий Первославлевич 920/1-ок. 924 Часлав Клонимирович 927-после 950 После 950 Сербия присоединена к Византийской империи. В Зете (Дукле)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 892-901; 30. С. 924-928; 31. С. 946-949; 32. С. 988-992; 33. С. 1017-1021; 34. С. 1048-1051; 35. С. 1086-1089; 37. С. 1148-1152; 38. С. 1187-1190; 40. С. 1255-1263), «Священная история как предмет преподавания в школе» (1909. 25. С. 705-708; 26. С. 743-750; 37. С. 1045-1050; 40. С. 1139-1144; 44. С. 1263-1270; 48. С. 1404-1407; 1910. 2. С. 51-56; 9. С. 270-274; 14. С. 426-440; 15/16. С. 465-471; 17. С. 489-491; 22. С. 625-635; 30. С. 839-846) и др.), проповедей, художественных очерков, рассказов и стихотворений, а также статей на социально-политические темы («Священник и выборы в Государственную Думу» (1905. 43. С. 1290-1298), «Духовенство при революции» (1917. 11/12. С. 147-153)). В 1917 г. он был редактором и единственным автором публицистического отдела «И. по К. е.» «Брызги жизни». В предреволюционные годы в неофиц. отделе появились рубрики «Жизнь и книги», «Из периодической печати», «Казанская епархиальная жизнь». После публикации в офиц. отделе 9/10 за 1917 г. манифеста об отречении имп. Николая II в неск. статьях, напр. в редакторской ст. «Новая жизнь» свящ. А. Лебедева (1917. 11/12. С. 141-143), сдержанно обсуждались последствия смены формы правления для церковной жизни. Появлялись публикации о новых реалиях церковной жизни: «Журналы Казанского экстренного епархиального съезда о.о. депутатов и представителей Комитетов общественной безопасности от мирян 1-5 мая 1917 г.» (в прил. к 19/20 за 1917), «С Всероссийского съезда духовенства и мирян» (1917. 21/22. С. 308-316; 23/24. С. 373-379; 25/26. С. 399-403; 27/28. С. 425-432), статьи членов Поместного Собора свящ. Е. Сосунцова «Всероссийский Поместный Собор» (1917. 31/32. С. 498-504; 35. С. 562-569) и Л. И. Писарева «Восстановление Патриаршества на Руси» (1917. 36/37. С. 607-612), «Сыновье приветствие Его Святейшеству Всероссийскому Патриарху от церковной Казани» (1918. 11/12). В течение почти всех лет существования «И. по К. е.» в них печатались обзоры периодических изданий, рецензии и отзывы на книги, в первую очередь посвященные миссионерству и учебному делу, в т.

http://pravenc.ru/text/293856.html

В это же время за отказ от поклонения языческим идолам были замучены в Орде князь Черниговский Михаил и его боярин Федор. Необходимо заметить, что оба мученика сами искали такой участи, лишившись родины и княжения. Князь Михаил умер за веру, повторяя: “Я — христианин!” Князь Даниил Московский происходил из одного из самых прославленных княжеских родов Руси. Его прапрадед — Юрий Долгорукий и прадед — Всеволод Большое Гнездо остались в памяти народа как благочестивые, мудрые и дальновидные властители и воины. Дед Даниила Александровича — Ярослав Всеволодович (1191—1246), и отец — Александр Ярославич Невский (1220—1263) стали родоначальниками новой, последовательной оборонной политики в отношении и западных агрессоров — католических орденов, и восточных — Золотой Орды. По женской линии Даниил Московский был потомком легендарных воинов Древней Руси, символов ее доблести на долгие века — Мстислава Удатного и Мстислава Храброго. В год рождения Даниила Александровича вся Суздальско-Владимирская Русь кроме Рязани была в руках у потомков Всеволода Большое Гнездо. В 1263 году младший сын Александра Невского в возрасте двух лет получил в удел Московское княжество: маленькую деревянную крепость с несколькими окрестными селами и деревнями, правда, расположенную на оживленных торговых путях, оставшихся неподконтрольными Золотой Орде. В то время подавляющее большинство стольных городов имели если не каменную крепость, то хотя бы каменный кафедральный собор. В Москве же все постройки были из дерева. Москва была окружена густыми лесами и огромными болотами. Сообщение с внешним миром велось в основном по рекам. Сам край был беден, единственным источником доходов была транзитная торговля, оживившаяся в пору монгольского завоевания благодаря мощной миграции населения с юга и относительного спокойствия вдалеке от ордынских земель. Возмужав, князь упорядочил систему торговых пошлин, начал активное строительство, занялся укреплением обороны московских земель. В 1282 году невдалеке от Москвы был основан Данилов монастырь с храмом во имя Даниила Столпника. Он сразу строился как крепость и стал важнейшим звеном в южном оборонительном поясе города. Были отстроены заново и другие укрепления.

http://e-vestnik.ru/history/daniil_mosko...

Первое печатное издание glossa ordinaria было предпринято в 1480 или 1481 г. (титульный лист не указывает год) Адольфом Рушем в Страсбурге (Biblia Latina cum glossa ordinaria. 1992). Десятилетием раньше (в 1471 или 1472) был издан первый печатный библейский комментарий, составленный в жанре глосс: Postilla super totam Bibliam Николая де Лиры ( Nicolaus de Lyra. Postilla litteralis super totam Bibliam/Ed. C. Sweynheym, A. Pannartz. Romae, 1471-1472). Все последующие 12 изданий глосс воспроизводили библейский текст и толкования из editio princeps Руша (с незначительными изменениями), добавляя др. материалы: «Postillae» Николая де Лиры, «Additiones» Пабло де Санта-Марии, «Replica» Маттиаса Дёринга (см. их список: Smith. 2009. P. 189-191). В издании Л. де Санкто Мартино и Ж. Галлемара ( Nicolai de Lyra, ed. 1617; репринт: Idem. 1634) были удалены отрывки нехрист. авторов и добавлены патристические толкования (в частности, прологи блж. Иеронима). В «Патрологии» Миня издана только часть маргинальных глосс в виде сплошного компилятивного комментария под именем Валафрида Страбона (PL. 113-114). В этом издании отсутствуют интерлинеарные глоссы, библейский текст в переводе Вульгаты, предисловия из glossa ordinaria к каждой книге, а также маргинальные глоссы на книги пророков Иезекииля, Даниила, Плач Иеремии, малых пророков, прор. Варуха и Книги Маккавеев. Эти маргинальные глоссы Минь считал не принадлежащими Валафриду Страбону. В наст. время критически изданы и обстоятельно изучены лишь 2 части корпуса glossa ordinaria - глоссы на Песни Песней ( Dove, ed. 1997) и часть глосс на Плач Иеремии ( Andr é e, ed. 2005). При ссылках на остальные части глосс обычно используются антверпенские издания 1619 и 1634 гг. Традиция глоссаторства в XIII-XV вв. В традиции glossa ordinaria были написаны «Postillae in totam Bibliam» доминиканца Гуго Сен-Шерского († 1263). В намерения Гуго не входило создание чего-то нового. Он просто хотел адаптировать текст общепринятых глосс для нужд доминиканского ордена, устав которого предписывает каждому члену изучение Свящ. Писания. В интерпретации Гуго глоссы становились более понятными и лучше организованными. Помимо традиц. толкований он использовал ряд новых источников: соч. Бернарда Клервоского, Петра Коместора, Петра Кантора, Ансельма Кентерберийского, Стефана Лангтона, Вильгельма Овернского и др. До Гуго совр. авторы цитировались в глоссах без указания имен («alii dicunt…», другие говорят…). В «Postillae in totam Bibliam» имена как древних, так и новых экзегетов, как правило, называются. Критического издания труда Гуго Сен-Шерского не существует. Об изданиях XV-XVII вв. см.: Hugues de Saint-Cher († 1263): bibliste et théologien/Ed. L.-J. Bataillon e. a. Turnhout, 2004).

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Я Ян Вышатич, воевода Янка (Анна), дочь Всеволода Ярославича Ярополк Владимирович, князь Ярополк Изяславович, князь Ярослав Всеволодович, князь Ярослав Мудрый, великий князь Ярослав Святославович, князь Ярослав Яропольгич, князь Яхья Антиохийский, летописец Митрополиты киевские в X – XIII веках Св. Михаил Сирин 988–992 Леонтий 992–1018 Иоанн I 1017–1034 Феопемпт 1034–1049 Иларион 1051–1054 Ефрем 1055–1065 Георгий 1065–1076 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1090–1091 Николай 1092–1104 Никифор I 1104–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1129–1145 Климент Смолятич 1147–1155 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1170 Михаил III 1171–1183 Никифор II 1183–1203 Матфей ок.1208–1220 Кирилл I 1224–1233 Иосиф ок.1236–1240 Св. Кирилл II 1246–1280 Св. Максим 1281–1305 Великие князья Владимиро-Суздальские XII – XIII века Св. Андрей Юрьевич Боголюбский 1157–1174 Михаил Юрьевич 1174–1175 Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1175–1212 Константин Всеволодович 1212–1218 Св. Юрий Всеволодович 1218–1238 Ярослав Всеволодович 1238–1246 Андрей Ярославич 1246–1252 Св. Александр Ярославич Невский 1252–1263 Ярослав Ярославич Тверской 1263–1276 Дмитрий Александрович Переяславский 1276–1281; 1283–1293 Андрей Александрович Городецкий 1281–1283; 1293–1304 Великие князья Киевские IX – XIII веков Олег 885–912 Игорь Рюрикович 912–944 Св. Ольга 945–959 Святослав Игоревич 959–972 Ярослав Святославович 972–980 Св. равноап. Владимир 980–1015 Святополк Владимирович Окаянный 1018–1021 Ярослав Мудрый 1021–1054 Изяслав Ярославич 1054–1073; 1076–1078 Святослав Ярославич Черниговский 1073–1076 Всеволод Ярославич Переяславский 1076–1093 Святополк Изяславич 1093–1113 Владимир Всеволодович Мономах 1113–1125 Св. Мстислав Владимирович Великий 1125–1132 Вячеслав Владимирович 1132–1139; 1151–1154 Всеволод Ольович Черниговский 1139–1146 Св. Игорь Олегович Черниговский 1146 Изяслав Мстиславович Смоленский 1147–1150 Юрий Владимирович Суздальский, Долгорукий 1155–1157 Св. Ростислав Мстиславич Смоленский 1154; 1157–1167

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Касимов. Церковь Богоявления Господня. Церковь Богоявления (Георгиевская) Карта и ближайшие объекты Наиболее старой из православных церквей города Касимова является церковь Богоявления с приделом Георгия Победоносца - покровителя ратных людей. Она возведена в 1700 году на территории Пушкарской слободы вместо двух ветхих церквей и чаще называется по приделу Георгиевской, а в народе Егорьевской. Расположенная на крутом обрыве берега Оки, она хорошо видна в силуэте города, особенно со стороны реки. На этом месте, с северовосточной стороны Городца Мещерского, в XIII в. находился Богоявленский монастырь. Георгиевская церковь пятиглавая, с высоким четвериком и низкой трехчастной апсидой. Еще более высокая трехъярусная колокольня ее завершена небольшой барочной главкой со шпилем. Между колокольней и храмом располагается низкая одноэтажная трапезная, расширенная в XIX в. Из всех касимовских церквей в оформлении Георгиевской церкви более всего чувствуются традиции барокко конца XVII в. Так прямоугольные окна обрамлены характерными для нарышкинского стиля наличниками с разорванными фронтончиками, поддерживаемыми полуколонками, опирающимися на кронштейны. Оригинальный пояс ложных кокошников, в которых использован мотив раковины, широко применявшийся в московской архитектуре конца XVII в. и превратившийся здесь в кружевную орнаментацию, украшает четверик храма и одновременно свидетельствует о творчестве местных мастеров. Вот что говорится о Георгиевской церкви в «Истории города Касимова с древнейших времен» Н.И.Шишкина: " ...Эта церковь самая древнейшая из церквей города Касимова. Многие того мнения, что на ее месте находился городецкий Богоявленский монастырь, в котором умер в 1263 году Святой Великий Князь Александр Ярославич Невский: возвращаясь из Золотой Орды, куда он ездил ходатайствовать пред ханом за Русскую землю, сделавшись нездоров, еще на дороге он заехал в Мещерский городец и, почувствовав приближение смерти, принял схиму в Городецком Богоявленском монастыре, где вскоре и скончался 14 ноября 1263 года. В схиме он принял имя Алексея. Городецкий Богоявленский монастырь вместе с Мещерским городцем был истреблен монголами в 1376 году, обратившими в пепел города и селения до Мурома.

http://sobory.ru/article/?object=02004

В 1261 г. Константинополь был взят Михаилом VIII Палеологом, и существование латинской империи прекратилось. 8. Лионская уния. – Изгнание латинян из Константинополя поставило Михаила VIII в трудное положение, потому что изгнанный латинский император Балдуин II и папа Урбан IV начали употреблять все усилия к возбуждению крестового похода для возвращения Константинополя. Внутри самой империи образовались две партии: одна стояла за Михаила, незаконно завладевшего престолом и вероломно ослепившего и отправившего в ссылку законного малолетнего императора, сына Феодора Ласкариса, Иоанна; а другая за патриарха Арсения, отлучившего за это Михаила от церкви 1154 . Внутренние смуты и внешняя опасность заставили Михаила усиленно искать унию с Римом 1155 . В 1261, 1262, 1263 и 1264 годах он отправлял к папе Урбану посольство, изъявляя полную готовность подчиниться римскому престолу. В ответ на посольство 1263 года 1156 папа прислал двух нунциев (францисканцев Жерара и Рене), которые, во-первых, согласились переслать папе составленный греками символ, как формулу унии, и во-вторых, признали необходимость вселенского собора для исследования пунктов разногласия. На отправленное в 1264 году с этими предложениями посольство отвечал уже не Урбан, а Климент IV в 1267 году. Присланный Михаилом символ он нашел недостаточным, а послал свой (позднее принятый в Лионе), требуя, чтобы император и епископы собственноручно подписями под посланным исповеданием засвидетельствовали свое согласие с ним. Только после признания унии папа соглашался созвать собор для засвидетельствования совершившегося факта, а не для рассуждений об основаниях соединения, тем более что сам он, обладая полнотой церковной власти, собственно и не имеет нужды в созывании собора. В то же время он устроил союз между Карлом Анжуйским, королем Сицилии, и Балдуином II против Михаила для отнятия у него Константинополя. Смерть Климента в 1268 г. не остановила военных приготовлений. В следующем году началась война. Тем не менее император пока не решался открыто подчиниться римским требованиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010