Жоффруа II де Виллардуэн (1226/1231–1246) Вильгельм II де Виллардуэн (1246–1278) Карл I Анжуйский (1278–1285), король Сицилии и Неаполя. После него княжеством управляли наместники неаполитанских королей, последние носители титула ахейских князей. В 1432 г. деспот Мореи Фома Палеолог присоединил остатки княжества к Морее. Императоры Трапезундской империи Династия Великих Комнинов Алексей I (внук Андроника I Комнина) (1204–1222) Андроник I Гид (приемный сын Алексея I) (1222–1235) Иоанн I Асух (сын Адексея I) (1235–1238) Мануил I (брат Uoahha I Асуха) (1238–1263) Андроник II (сын Мануила I) (1263–1266) Георгий (брат Андроника II) (1266–1280) Иоанн II (брат Георгия) (1280–1284, 1285–1297) Феодора (сестра Uoahha II ) (1284–1285) Алексей II (сын Uoahha II ) (1297–1330) Андроник III (сын Алексея II) (1330–1332) Мануил II (сын Андроника III) (1332) Василий (сын Алексея II) (1332–1340) Ирина Палеолог (вдова Василия) (1340–1341) Анна Анахутиу (дочь Алексея II) (1341, 1342) Михаил (сын Uoahha II ) (1341, 1344–1349) Иоанн III (сын Михаила) (1342–1344) Алексей III (сын Василия) (1349–1390) Мануил III (сын Алексея III) (1390–1417) Алексей IV (сын Мануила III) (1417–1429) Иоанн IV Галоян (сын Алексея IV (1429–1458) Давид (брат Uoahha IV Галояна) (1458–1461) Перечень Константинопольских патриархов и Римских пап Константинопольские епископы и Патриархи Епископы Византия (cIVb.): Пров (293–306) Митрофан (306–314) Александр (314–337) Константинопольские епископы и архиепископы: Павел I (337–339, 341–342, 346–351)) Евсевий Никомедийский (339–341) Македоний I (342–346) Евдоксий Антиохиец (360–370) Демофил (370–379) Евагрий (379) Григорий I Богослов (379–381) Максим Киник (381) Константинопольские патриархи: Нектарий (381–397) Иоанн I Хрисостом («Златоуст») (397/398–404) Арсакий Тарсянин (404–405) Аттик (406–425) Сисиний I (426–427) Несторий (428–431) Максимиан (431–434) Прокл (434–446) Флавиан (446–449) Анатолий I (449–458) Геннадий I (458–471) Акакий (472–489) Фравита, или Фраит (он же Флавин II) (489–490)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таковы иконы: 1) Св. апостола Павла, постановленная в нижнем ярусе главного иконостаса, со следующею надписью на серебрено-вызолоченной доске: «икона сия св. апостола Павла поднесена членами-соревнователями и жителями Новоалександровской слободы председателю Комитета по построению храма сего, Рязанскому 1-й гильдии купцу Павлу Александровичу Хрущову 1884 года июня 29 дня. Указ Консистории 21 августа 1884 года. 6.055». Икона эта, изображающая тезоименитого святого храмоздателя, будет живым памятником многотрудной и многополезной деятельности того, кому она поднесена. Самое место, выбранное для неё при входе в алтарь северными вратами к жертвеннику, будет напоминать каждому входящему с просфорами о его священном долге помянуть о здравии вместе со своими родными и раба Божия Павла. Если современники оценили его многотрудную и многополезную деятельность, то потомки тем более оценят его. 2) Св. Василия, епископа Парийского, и св. ап. Иоанна Богослова, – икона эта поставлена Василием Тимофеевым Афиногеновым. 3) Св. священномученика Григория, епископа Армении Великой, и преподобной Параскевы, – поставлена Параскевою Васильевною Сатыриной. 4) Иверской Божией Матери – ею же поставлена. 5) Всех скорбящих Радосте со следующею надписью: «сия икона пожертвована от семейства отставного кандидата Ивана Федоровича Тулупова 1883 г. февраля 1 дня». 6) Икона св. Николая чудотворца в серебрено-вызолоченной ризе, большого размера, пожертвована вдовою Логиновою. Освящение двух приделов храма. Параллель Александра Невского и Александра Второго; жизнь св. Александра Невского Шестьсот двадцать один год тому назад, именно – в 1263 году 23 ноября, Господь в первый раз явил славу великого труженика земли Русской, поборника православия и защитника отеческих преданий, св. благоверного князя Александра Невского. Скончался он 14 ноября того же 1263 года, а отпевали его 23 ноября, когда и совершилось первое чудо, прославившее его, как увидим это ниже. Тоже 23 ноября и в истекшем 1884 году было днем нового прославления имени святого князя Александра Невского в Ново-Александровской слободе г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

Я. Н. в своей борьбе против нее мог в полной мере опереться на поддержку Русской Церкви, и в частности митр. Кирилла II . Очевидно, именно в 1250 г., получив буллу папы Иннокентия IV от 1248 г. с предложением унии, А. Я. Н. дал рим. послам знаменитый ответ: «От вас учения не принимаем». Перемены в Каракоруме, где на престол был возведен покровительствуемый Батыем вел. хан Менгу, позволили А. Я. Н. перейти к решительным действиям. В 1252 г. он отправился из Новгорода в Сарай, где получил ярлык на вел. княжение Владимирское и, заручившись татар. подмогой («Неврюева рать»), вытеснил из Владимира Андрея, в итоге бежавшего в Швецию, а в Новгороде посадил сына Василия. Последующие годы правления А. Я. Н. были посвящены консолидации внутриполитического положения и примирению с братьями: Ярослав Ярославич , пытавшийся в 1255 г. закрепиться в Новгороде, был вынужден смириться с выделенной ему А. Я. Н. Тверью; примерно в это же время из-за моря вернулся Андрей Ярославич, получивший Суздаль. Стабилизация внутренней ситуации позволила А. Я. Н. предпринять активные внешнеполитические шаги: зимой 1256/57 г. он во главе суздальско-новгородского войска совершил поход на емь, препятствуя закреплению шведов на юге Финляндии; возможно, к этому же времени относятся переговоры о браке сына А. Я. Н. с дочерью норвеж. кор. Хокона IV (1217-1263), обычно датируемые 1251/52 г.; крупным внешнеполитическим успехом было и заключение союзного договора с Миндовгом против Ливонского ордена в 1262 г. Тяжким, но неизбежным следствием политического курса А. Я. Н. стало монголо-татар. «число» - перепись населения, проводившаяся ханскими чиновниками с помощью княжеской власти (причем князья Андрей Суздальский, Ярослав Тверской, Борис Василькович Ростовский выступали как послушные исполнители политики А. Я. Н.) с целью упорядочения сбора дани и участия рус. отрядов в военных походах Орды. В 1257 г. «чтоша» Суздальскую и Муромо-Рязанскую земли, в 1258 г.- Владимир. Перепись натолкнулась на активный протест древнерус. городов. 1-я попытка переписи в Новгороде в 1257 г., несмотря на личное присутствие А. Я. Н., оказалась неудачной; успеха с большим трудом военной силой удалось добиться только в 1259 г., после того как в предыдущем году А. Я. Н. и др. князьям пришлось ездить в Орду для объяснений. Ордынские поборы привели в 1262 г. к массовому восстанию горожан в Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле, что вынудило А. Я. Н. снова ехать в Сарай, «дабы отмолити людии от беды тоя». Будучи задержан там ханом Берке на целый год, князь скончался на обратном пути, приняв перед кончиной монашеский постриг, и был погребен в Боголюбском Рождества Богородицы мон-ре во Владимире 23 нояб. 1263 г.

http://pravenc.ru/text/64418.html

Осенью 1250 г. Кирилл прибывает в Суздальскую землю, где зимой 1250/1251 гг. совершает бракосочетание дочери Даниила с великим князем владимирским Андреем Ярославичем. Особенно бросается в глаза взаимопонимание и многолетнее сотрудничество Кирилла с Александром Ярославичем Невским, получившим в 1249 г. в ханской ставке титул великого князя киевского, а в 1252 г. – также и великого князя владимирского. Оба государственных деятеля скептически относились к предложениям унии со стороны папы, считая бесперспективным сопротивление превосходящим силам монголов. Вследствие этого они решили пойти на признание монгольского владычества и широкое сотрудничество с завоевателями. Первая из известных встреч Кирилла с Александром Невским произошла в 1251 г. в Новгороде, где Кирилл вместе с ростовским епископом Кириллом посвятил в сан новгородского архиепископа Далмата. В 1252 г. Кирилл возглавлял торжества по случаю восшествия нового великого князя Александра Невского на владимирский стол. В конце 1256 г. они вновь вместе посетили Новгород. Примерно в это же время (в 1255/1258 г.) было учреждено епископство в Твери. В 1261–1263 гг. Кирилл пребывал во Владимире-на-Клязьме, где он рукоположил сарайского епископа Митрофана (Сарай – столица Золотой Орды) и ростовского епископа Игнатия, а в ноябре 1263 г. участвовал в торжественном погребении Александра Невского. Вероятно, в Киеве в 1269 г. Кирилл посвятил в сан Феогноста, епископа Переяславля-Русского и Сарая. Вслед за этим Феогност, по заданию митрополита и хана Менгу Тимура, отправился в Константинополь, к императору и патриарху. Его пребывание в Константинополе документально засвидетельствовано 12 августа 1276 г. (см. “ответы” патриаршего синода). В сопровождении бывшего киево-печерского монаха Серапиона, новопоставленного в Киеве в 1273 г. в епископы Владимира, Кирилл прибыл в 1274 г. во Владимир-на-Клязьме, где настоловал его епископом “Володимерю, Суждалю и Новгороду Нижнему”. Именно с этим пребыванием Кирилла во Владимире в историографии связывали тот важный митрополичий собор, на котором было принято постановление против злоупотреблений в церкви и среди клира, а также официально одобрено собрание церковных установлений (Номоканон, Кормчая книга), переведенное на славянский на Балканах и присланное митрополиту болгарским деспотом Яковом-Святославом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона. Иван Гусятников. 1740 г. (ЦАК МДА) Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона. Иван Гусятников. 1740 г. (ЦАК МДА) (в иночестве Алексий; после 1219/20-14.11.1263), св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг.- перенесение мощей, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской), вел. кн. владимирский (1252-1263), 2-й сын переяславского кн. (с 1238 вел. кн. владимирского) Ярослава Всеволодовича . Еще в отрочестве, в 1228-1236 гг. (с перерывами), А. Я. Н. (до 1233 вместе со старшим братом св. блгв. кн. Феодором Ярославичем ) был наместником отца в Новгороде; с 1236 (после ухода Ярослава на великокняжеский стол в Киев) по 1252 г.- князь новгородский (с небольшим перерывом зимой 1240/41). Новгородское княжение А. Я. Н. пришлось на период заметных внешнеполитических осложнений на сев.-зап. Руси. Оформление Литовского гос-ва при кн. Миндовге привело не только к усилению постоянных литов. набегов на Новгородскую, Псковскую, Смоленскую и Полоцкую земли, но и к прямой территориальной экспансии против Полоцка. Уже брак А. Я. Н. в 1239 г. с дочерью полоцкого кн. Брячислава (Васильковича?) преследовал, очевидно, цель организации совместных действий против Литвы, т. к. в том же году А. Я. Н. укрепил крепости по р. Шелони, прикрывавшие Новгород с запада. Действия Ливонского ордена , активизировавшегося после объединения в 1237 г. с Тевтонским орденом и урегулирования в 1238 г. отношений с Данией, оказались направленными против Пскова (вместе с Изборском захваченного в 1240) и подвластных Новгороду земель води по р. Луге (походы 1240 и постройка крепости в Копорье). Одновременно наступление шведов в Финляндии вылилось летом 1240 г. в поход на Новгородские земли, преследовавший цель либо захватить Ладогу, либо основать на Неве крепость, к-рая бы отрезала Новгород от подвластной ему Карелии.

http://pravenc.ru/text/64418.html

Лит.: Доброхотов В. И. Памятники древностей во Владимире Кляземском. М., 1849. С. 62; Иоасаф (Гапонов), иером. Церк.-ист. описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 50; Флоринский Н. Сведения о Владимиро-Успенском жен. мон-ре, в к-ром почивают мощи св. мученика Авраамия. Владимир, 1859. С. 21; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 168-169; [Преображенский В. И.]. Ист. описание первоклассного Княгинина Успенского жен. мон-ря в губ. гор. Владимире. М., 1900. С. 16, 68; 700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина жен. мон-ря. Владимир, 1900. С. 9; Голубинский. Канонизация святых. С. 354; Порфирий [Виноградов], архим. Древние гробницы во владимирском кафедральном Успенском соборе и погребенные в них князья и святители. Владимир, 19032. С. 116-119; Виноградов А. И., прот. История кафедр. Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053. Прил. С. 68; Касаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 213; Шилов А. А. Описание рукописей, содержащих летописные тексты. СПб., 1910. С. 63-66; Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 55, 215. Примеч. 110; Минин С., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии: X-XX вв. Владимир, 2004. С. 128. А. В. Маштафаров Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами)

http://pravenc.ru/text/187093.html

По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года. Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа. Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября). Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая (5 июня по нов. ст.) — Собор Ростово-Ярославских святых 30 августа (12 сентября по нов. ст.) — день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724) — 14 ноября (27 ноября по нов. ст.) — день кончины в Городце (1263) — отменён 23 ноября (6 декабря по нов. ст.) — день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263) Мифы об Александре Невском (Журнал «Фома» январь 2009) 1. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются. Неправда! Эта идея родилась из чистого невежества. Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей. Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров. О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

Однако, встретив на пути препятствия, он вернулся и, как уже упоминалось, « учини собе монастырь на реце на Немне межи Литвою и Новымъгородъком и ту живяше» . Запись об основании монастыря Войшелком датирована в Ипатьевской летописи 1262 – 1263 гг. Отметим здесь, что выражение летописца «учини собе монастырь», как представляется, можно понимать не только в узком смысле – «основал монастырь на том месте, где его не было». Речь, на наш взгляд, может идти и об участии Войшелка в строительстве и развитии монастыря, начало которому уже было кем-то положено. Основания для такого вывода дают и слова Хроники Литовской и Жмойтской. Согласно ее тексту Войшелк « збудовал собе монастыр над Немном межи Литвою и Новгородком, и там мешкал з килканадцетю чернцами в побожности живота» . Здесь внимание на себя обращает достаточно большое количество монахов-сподвижников князя – между 10-ю и 20-ю, при коротком периоде его пребывания в монастыре (видимо, немногим более года). Возможно, какая-то часть монахов уже жила в данном месте, когда туда пришел Войшелк. В.П. Семенов (1905), например, по этому поводу говорит, что еще с древнейших времен в Лавришеве был монастырь, в который и поступил в свое время князь Войшелк Мендовгович . В материалах по истории Лавришевской обители можно найти указания на того, кто мог предварить Войшелка в основании монастыря. Например, некто М. Д–в (1864) относит основание Лавришевского монастыря в 1261 – 1262 гг. на счет преп. Елисея Лавришевского, но при этом говорит и об участии Войшелка в этом процессе . К личности преподобного Елисея мы еще вернемся, а пока окончим разговор о Войшелке. На протяжении своей жизни Войшелк поддерживал дружеские и даже родственные отношения с галицким княжеским домом: он выдал свою сестру замуж за сына Данилы Галицкого Шварна, сам был крестным отцом внука Данилы — Юрия Львовича, а удаляясь от княжеской власти, оставил престол еще одному сыну Данилы – Роману. Когда в 1263 г. в результате заговора был убит Миндовг, отец Войшелка, последний, опасаясь за свою жизнь, бежит в Пинск.

http://bogoslov.ru/article/2488869

149 К этому взгляду примешивалась иногда более или менее бессознательное увлечение политическими расчетами. Искреннее желавшие добра отечеству естественно располагало благосклонно смотреть на средство к его достижению, т. е. на римскую церковь , на папу. 152 Сицилийского короля, который выступил впрочем на поприще деятельности против М. Палеолога в конце этого десятилетнего периода. 154 Rayn. 1263, п. 23. Тем опаснее должны были казаться дала Михаила Палеолога замыслы папы, что к подобному предложению со стороны Урбана подал повод сам Людовик, изъявивший перед папскими нунциями желание помочь латинскому императору в возвращении отнятой империи. Итак, когда получено было в Риме известие об этом обстоятельстве, тотчас же отправлен был из Рима папский легат, уполномоченный войти в переговоры с Людвигом и епископами Франции относительно восстановления латинской империи на востоке и относительно крестового похода против Константинополя. 155 Rayn. ad ап. 1263, n. 26 et 32. Распространяясь относительно выгоды, какие представляет для государей связь и дружба с папою, Урбан пишет: «если случается у них (государей) война или другое какое либо разделение, церковь Римская, как мать, бросается среди них, отнимает из их рук оружие и своими авторитетом обязывает их к миру. Со своей стороны и католические государи, если они сами относительно чего спорят между собою, или их вассалы возмущаются против них, немедленно обращаются к Римской же церкви, прося у ней себе совета и помощи и непременно получают от нее мир и спокойствие. Она служит вместо матери для государей, которые принимают корону в малолетстве; она воспитывает и защищает их против узурпаторов, не щадя при этом собственных издержек». 160 Балдуин разного рода обращениями склонял Карла Анжуйского к завоеванию Восточной империи, между прочим обещанием передать в случае бездетной смерти его самого и его сына (Филиппа, прямого наследника – претендента на Константинопольский престол, женатого на дочери Карла) и потомства Карла право на Византийскую корону.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Осознавая необходимость целостности православия и единства канонического устройства церкви, Савва отказался от полемики с Хоматианом, чтобы не превращать ее в угрозу кафолическому единству. В жизнь сербского монашества он ввел типикон (устав) палестинского подвижника Саввы Освященного (возможно, он привез его в Сербию из поездки в Иерусалим, состоявшейся в 1229–1230 гг.), который постепенно стал литургическим образцом в византийском православном мире; сами монастыри Савва сделал центрами духовного просвещения. Каноническому укреплению архиепископии послужил перевод греческого Номоканона, названный «Кормчей книгой». Савва неожиданно отрекся в 1234 г., уехал в Иерусалим, оттуда – на Синай и в Константинополь, откуда собрался было на Афон, но по дороге скончался в Тырново. Его преемники на сербской архиепископской кафедре сохраняли связи с афонской духовностью. Достойным продолжателем дела первого главы Сербской церкви стал архиепископ Арсений I (1233–1263), избранный лично Саввой. Его сменил архиепископ Савва II (1263–1271), который был четвертым сыном сербского короля Стефана Первовенчанного. Учеником Саввы II был архиепископ Иоанникий I (1272–1276), несколько лет подвизавшийся на Афоне и побывавший игуменом Хиландарского монастыря. Его преемник Евстафий I (1279–1286) также жил на Святой горе около 20 лет. Из Хиландара был и сербский архиепископ Савва III (1309–1316), после кончины которого церковь возглавил одаренный церковный писатель и ученый Никодим (1316–1324), постриженик и игумен афонского монастыря Хиландар. Никодим хорошо знал греческий и прославился своей деятельностью по переписке рукописей. Ему, в частности, принадлежит перевод с греческого на сербский язык устава св. Саввы Освященного, легшего в основу церковной жизни Сербии. Никодим также известен как основатель нескольких монастырей и борец с католической экспансией. Один из наиболее успешных преемников св. Саввы, архиепископ Даниил II (1324–1337), оставил должность советника царя Милутина, чтобы стать монахом Хиландара. В 1321 г. он стал епископом Бачским, а затем и архиепископом Сербским. Даниил успешно боролся с еретическими учениями и унией, восстанавливал и строил монастыри и храмы. Его перу принадлежат жизнеописания сербских архиепископов и королей, ставшие ключевыми источниками по истории сербского народа. Архиепископ Даниил собрал рядом с собой сербских и греческих монахов, которые под его руководством работали над переводом и редакцией литургических книг, создав знаменитую Печскую литературную школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010