Великий князь мудро направил события совсем в иное русло: золотоордынский хан Берке не только не начал карательных мероприятий, но использовал русский мятеж в свою пользу. Берке, который стремился разорвать отношения с Каракорумом, прекратил посылать дань в Монголию Хубилаю и отделился от Центральной Орды, превратив Золотую Орду в самостоятельное государство, в котором русским отводилось не последнее место. Таким образом, Джучиев улус стал заслоном для Руси с Востока. По существу, это было освобождение Восточной Европы от монгольского ига, хотя оно совершилось под знаменем ханов, потомков Чингиса. Хан Берке в 1262-1263 годах еще колебался, продолжать ли линию монгольских традиций или, уступая силе обстоятельств, возглавить народы, согласные связать свою судьбу с Золотой Ордой. Можно полагать, что последняя поездка Александра Невского в Сарай, когда он отвел беду от народа, определила выбор хана. После смерти в 1266 году хана Берке, его преемник, Менгу-Тимур, первый среди золотоордынских ханов начал печатать монету от своего имени с титулом «правосудный великий хан». Выпуск монеты и включение в титул хана определения «великий» означало уже формальное отделение Золотой Орды от общемонгольского центра. Ханские акты теперь надлежало называть уже не грамотами (указами), а ярлыками (повелениями). Тогда же, по словам летописцев, «бысть ослаба Руси от насилия бесермен». Хотя до 1279 года, т.е. до полного распада единой Монгольской империи, русские князья еще обязаны были, кроме представлений и поклонов своим Золотоординским повелителям, с той же целью предпринимать далекие путешествия к Великому хану Каракорумскому. КОНЧИНА БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ. Но четвертая поездка Александра Невского в Сарай была для него последней. Святому Александру пришлось провести в Орде всю зиму, весну и лето 1263 года. Осенью князь, уже больной, поехал из Орды в обратный путь. Дойдя до Поволжского Городца, он тяжко занемог и слег в Феодоровском монастыре. Там же Александр Невский был пострижен в схиму с именем Алексий и 14 ноября 1263 года, на 43 году земной жизни, святой князь, причастившись Святых Таин, тихо преставился.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/16/...

Овладев Константинополем (1261 г.), при папе Урбане IV, бывшем прежде латинским патриархом- хоть в Константинополе, он сразу же очутился окруженным со всех сторон врагами. Урбан вооружает против него весь Запад: повелевает ордену францисканцев во Франции (Rayn. 1262 n. 37–38) в епископам многих других катал. областей (Ibid. 1264 n. 55–56) воззвать к народам c призывом к крест, походу, обещает индульгенции, приказывает собирать деньги в пользу Балдуина (Ibid. 1262 n. 38 et 1264 n. 19), отлучает генуэзцев, союзников Михаила от церкви (Ibid. 1263 n. 16), разрешает Вильгельма ахайского от клятвы не воевать с Палеологом (Пах.. кн. 1, гл. 3), убеждает Людовика IX стать во главе предполагаемой военно-религиозной экспедиции в Грецию (Rayn. 1262 n. 39). Венецианцы и Вильгельм ахайский по возбуждению папы вскоре поднимают оружие (Lebeau Hist, du Bas. emp. t. 18, liv. 100, ch. 18); Генуэзцы поспешаю отказаться от союза с Михаилом. (Ibid. ch. 20); Михаил, деспот эпирский, добивается византийской короны в с этою целью постоянно неприязненно девствует против империи (Пах. кн. 1. гл. 30, кн. 3. гл. 16. Григ. 4, 9); Ирина, супруга болгарского царя Константина Теха (родная сестра ослепленного Михаилом Иоанна) возбуждает своего мужа к мщению (Пах. 3, 8. Грот. 4, 6); кроме того набеги со стороны мусульман (Пах. 1, 8. 3, 21–22). Если и не удалось папе возбудить кр. поход (Lebeau t, 18 liv. 100 ch. 17. Rayn. 1263 n. 19–21), то одних этих врагов: венецианцем, генуэзцем, Вильгельма ахайского с одной стор., деспота эпирского, болгар и мусульман и др. было достаточно, чтобы напугать даже храброго человека и заставать его во что бы то ни стало позаботиться о средствах уменьшить количество врагов по крайней мере со стороны запада. Отсюда частые посольства со стороны М. П. в Рим (Rayn. 1263 n. 23–28 n. 1264 58–72 et sequ. При одном папе Урбане по кр. мере три от М. П. и два из Рима). Михаил между тем не перестает успешно воевать с остатками владычества латинского на островах, его успеха в войне и его посольства в Рим побуждают папу остановить Вильгельма ахайского (Lebeau t.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Св. Александр Невский, защищая и спасая свое отечество и веру, можно сказать, положил самую жизнь свою. Тяжкие труды и путешествия в Орду совсем надломили его крепкое от природы здоровье; осенью 1263 года, возвращаясь из Орды, он заболел жестоким недугом, и едва добрался до Городца. 7 Предчувствуя близкую кончину, он принял пострижение с именем Алексия и 14 ноября тихо скончался. Умилительно рассказывает писатель жития его преставление блаженного князя инока: «смотрите, как и в последние минуты являет он заботу о вверенных ему людях, подобно пастырю, хотящему отойти на дальнюю страну, который гласом трубы собирает стадо свое, чтобы овцы его не отлучались на пажити друг от друга. Получив многожеланную схиму, он созывает к болезненному одру своему князей, бояр и простых людей и дает им последнее благословение, прощая их во всем и прося отпущения себе самому. Горькое было зрелище общего плача и рыдания о поборнике всей земли Русской, предстателе бояр, питателе убогих, отце вдов и сирот и заступнике Церкви, которую защищал он от врагов, утверждая веру Христову! Блаженный, отходя в вечность, и сам прослезился от многого вопля и велел прекратить рыдание, чтобы пред смертью не нарушали его покоя. Еще раз он пожелал сподобиться приобщения Пречистых Таин Господа и Спаса нашего и, с сим божественным напутствием, предал свою чистую душу в руки Божии, в день памяти св. Филиппа, 14 ноября 1263 года», на 43 году своей многотрудной и многополезной жизни. – Во Владимире, куда он перешел из Новгорода княжить еще в 1252 году, не знали о смерти любимого князя. Получив известие о сем во время богослужения, митрополит Кирилл, обливаясь слезами, вышел из алтаря и сказал народу: «Чада мои милые! закатилось солнце земли Русской»! Слезы и рыдания народа прервали речь первосвятителя; все поняли горький смысл слов его и в один голос завопили: «мы погибаем, мы погибаем»!... За десять верст вышел весь Владимир встретить погребальное шествие труженика за землю Русскую. По словам летописца, земля стонала от вопля и рыданий народа... Но Господь утешил осиротевший народ, показав ему, что защитник родной земли жив пред ним. Когда при отпевании митрополит Кирилл подошел к гробу, чтобы вложить в руку усопшего прощальную грамоту, блаженный князь как бы живой из гроба простер руку, взял хартию и потом опять сложил крестообразно руки свои. То было первое чудо, прославившее Александра Невского. Оно совершилось 23 ноября 1263 года, в память чего и установлен настоящий праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

В конце XVI века они сожжены были турками (Гласи. XXII, 231 haч., cfr ibid. XX, 9). 2) Арсений. Пострижении к и ученик Св. Саввы, проходивший при нем должность экклесиарха и наместника в Жичском монастыре. Был поставлен Св. Саввой в свои преемники в 1233 г. и, сидев на престоле в продолжение 30 лет, скончался 28 октября 1262 года или 1263 г. (сведения об этом архиепископе Арсении и об его преемниках содержатся преимущественно в так-называемом сербском – Родослове, в котором вместе с сказаниями о королях читаются нарочитые сказания о всех архиепископах и трех первых патриархах. К сожалению, сказания, будучи необыкновенно богаты риторикой, до последней степени скудны фактический и известиями и совсем не указывают годов воставления и смерти архиепископов, а только неизвестно по когда и с когда продолжавшееся число лет их правления. Родослов издан в 1866 г. сербским ученым Даничичем под названием: «Животи кральева и архиепископа српских». Там, где мы приводим сведения без всяких указаний, должно быть подразумеваемо, что мы берем их именно из него. Что Арсений сидел на кафедре в продолжении 30-ти лет, это в Родосл. стр. 272, месяц и число смерти – в сербских святцах; что год смерти 1262 или 1268, см. записи в синодальн. ркп. Шестодневе, у Калайд. в Ио. экзархе стр. 164, по которой в 6771 г. архиепископом он – Арсений, и в Дометиановом житии Стефана Немани по изд. Данич. стр. 116, по которой в 6772 г. его преемник Савва 2-й; так как в записях при годах нет месяцев, то и нельзя определить года смерти точным образом). 3) Савва 2-й, в мире называвшийся Предиславом (сербскк. летопп. в Глach. I, 165 и V, 41), племянник Св. Саввы, сын Стефана Первовенчаннаго. Приняв монашество, долго подвизался в Иерусалиме, на Афоне и наконец в Сербии. Поставленный в преемники Арсению, правил в продолжение семи лет (умер 8 февраля неизвестного года; если был поставлен в конце 1262 – начале 1263 г., то, считая полные семь лет, это будет 1270 г., а не полные – 1269; если был поставлен в конце 1263 – начале 1264 г., то в первом случае будет 1271, а во втором 1270 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года Когда почти все Русские княжества исчезли под жестокими ударами Татар, когда все их князья, не исключая и неустрашимого Даниила Галицкого, зятя Мстислава Храброго, клялись перед троном Батыя быть его верными подданными, когда счастье, слава и радость, казалось, совсем оставили города и селения наших предков, была еще область, где раздавались песни победы, был еще князь, никогда не преклонявший колен в шатре Татарского хана! Это была Новгородская область, этот князь — Александр Ярославич Невский. Все мои читатели знают и очень любят его. Это тот князь, который почитается Ангелом-Хранителем Петербурга; наконец, это тот князь, святое тело которого почивает в Александро-Невской Лавре. Александр был сыном великого князя Ярослава II. Необыкновенно умный, храбрый, прекрасный душой и лицом Александр еще в молодые годы стал наследником своего отца в Новгороде, и с того времени его беспрестанные победы над Чудью, Финнами, Литовцами и Ливонскими рыцарями разносили его славу по всем странам. Ливонские рыцари в это время стали еще опаснее для Русских: их орден присоединился к другому, сильному Немецкому ордену рыцарей святой Марии Иерусалимской, которые завоевали почти всю Пруссию и с такой же жестокостью, как Ливонские рыцари, учили христианской вере тамошних жителей — Чудь и Ливонцев. Я уже говорила вам, что эти бедные люди убегали в леса от своих учителей, которые в это время вместо прежних красных крестов нашили на свои белые плащи черные кресты, так, как это было у Немецких рыцарей святой Марии. Но не так думал молодой князь Александр Ярославич и его храбрые Новгородцы. Не одним Ливонским рыцарям, Чуди и Ливонцам было худо от него; один раз он победил даже Шведов и Норвежцев. За эту победу его назвали Невским, и вам надо узнать о ней получше. К тому же ведь это случилось на берегах нашей родной, прекрасной Невы! В 1240 году Шведскому королю вздумалось завоевать Ладогу и даже Новгород.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

520-7.02.535... 537) Феодосий I, монофизит (с 535...537, см. Коптская Церковь ) Гайна (Гайан), монофизит (с 535...537, см. Юлианисты) Павел Тавеннисиот (ок. 539-540/41) Зоил (ок. 541 - июль 551) свт. Аполлинарий (551 - ок. 568) Иоанн IV (ок. 569-ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580-13.02.607/08, пам. 13 февр.) Феодор (Феодосий) Скрибон (607/08-3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (610-619/20, пам. 12 нояб.) Георгий I (ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит (630/31-642...644) Петр IV (642...644-651...654) вдовство кафедры Иоанн VI (?) Евтихий (?) Петр V (?) Петр VI (?) (кон. VII в.) Косма I (727...731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II (?) Христофор I (ок. 805-836...841) Софроний I (836...841-17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859-871/72) Михаил II (871/72-21.08.903) Иоанн VII Майюма (?) Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907-21.11.932) Евтихий II (Саид) (6 или 7.02.933-11 или 12.05.940) Софроний II (?) Исаак (авг. или сент. 941-954) Иов (Иаков) (ок. 954-7.09.960) свт. Илия I (июнь или июль 964-12. 05. 1000) свт. Арсений I (17.06.1000-4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021-1036 или 1052) Леонтий (1052-1059) Александр II (1059-1062) Иоанн VIII Кодонат (1062-1100) Савва (после 1100-1122) Феодосий II (1122-1137) Кирилл II (?-?) Евлогий II (?-?) Софроний III (упом. в 1166 ) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175-1180) Илия II (ок. 1180) Марк III (ок. 1180-1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263-1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) Марк IV (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок. 1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) Марк V (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) (ок.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. 11 сентября, 2012 Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. Александр Ярославич Невский (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1249), великий князь Владимирский (с 1252). Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года). Александр Невский : только факты (Журнал «Фома» январь 2009) — Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского. — Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. — Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути - военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой благоверный князь Александр Невский. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца постоянно находилась при святом благоверном князе Александре Невском, была его моленным образом. Вероятнее всего, князь молился перед Феодоровской иконой, когда готовился к сражениям: Невской битве 1240 года, битве на Чудском озере 1242 года, битве за Торжок 1245 года. Надеясь и уповая на милость Царицы Небесной, святой благоверный князь Александр не проиграл ни одной битвы. Городец в феврале 1238 года город сожжён войсками Батыя , но быстро восстановился и между 1263 и 1282 годами был столицей Городецкого княжества . 14 ноября (ст. стиля) 1263 года на пути из Золотой Орды в Городце умер святой благоверный князь Александр Ярославич Невский . Согласно церковному преданию, накануне кончины он принял монашеский постриг в Фёдоровском монастыре с именем схимонаха Алексия ( Изначально святой благоверный князь Александр Невский был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи святого благоверного князя Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь (с 1797 года — лавра) в Санкт-Петербурге ) . Феодоровская икона, в память о нём, была взята его младшим братом Василием Ярославичем. Феодоровская икона до 1917 года В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий Ярославич двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской Богоматери. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; монголо-татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > День памяти Святого благоверного Великого Князя Александра Невского Сегодня мы также вспоминаем ученого Н.И.Пирогова, славянофила Д.А.Валуева и адмирала Н.Г.Кузнецова 06.12.2022 467 Время на чтение 8 минут Сегодня Святая Церковь чтит память свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акрагантийского (VI-VII). Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703). Сщмч. Сисиния, еп. Кизического (III), Мч. Феодора Антиохийского (после 363). Прп. Колумбана, игумена Люксейского (615). Прмч. Серафима (1931). Св. Иоанна исп (1932). Сщмч. Елеазара пресвитера и мч. Александра (1937). Сегодня Церковь почитает Святого благоверного Великого Князя Александра Невского, преставившегося ко Господу 14 ноября 1263 г. Он родился 30 мая 1220 г., был сыном Великого Князя Ярослава Всеволодовича, Великим Князем Владимирским стал в 1252 г. Почитание св. Александра во Владимире началось уже в 1280-х гг., официально же он был канонизирован в 1549 г. В 1710 г. в его честь была основана Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге, куда в 1724 г. Император Петр I повелел перевезти мощи св. князя. Тогда же был установлен праздник в память перенесения мощей св. блгв. Великого Князя Александра 30 августа - в день заключения победоносного Ништадтского мира со Швецией. В 1725 г. супруга Петра Великого Императрица Екатерина I учредила орден Св. Александра Невского, а дочь Петра Императрица Елизавета Петровна пожертвовала серебряную раку его мощам. + + + Обстоятельства, в которых ему пришлось княжить, требовали незаурядных способностей и качеств, по слову Писания: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). «Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, яко Соломону, - свидетельствует о князе писатель его жития. - Вселися в сердце его страх Божий, еже соблюдати заповеди Господни и творити я во всем... Смиренномудрие вседушно держаше, воздержася и бдя, чистоту душевную и телесную соблюдаше, кротость же стяжа и от тщеславия отвращашеся... Во устех же беспрестанно бяху божественная словеса, услаждающа его паче меда и сота».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/et...

859-871/72)     Михаил II   (871/72-21.08.903)     Иоанн VII Майюма   (?)     Христодул (Абд аль-Масих)   (17.06.907-21.11.932)     Евтихий II (Сайд)   (6 или 7.02.933-11 или12.05.940)     Софроний II   (?)     Исаак   (авг. или сент. 941-954)     Иов (Иаков)   (ок. 954-7.09.960)     свт. Илия I   (июнь или июль 964-нач. 972)     Илия II   (после 972-12.05.1000)     свт. Арсений I    (17.06.1000-4.07.1010)     Феофил II (Филофей)   (1010?-1020?)     Георгий II   (2.04.1021-1036 или 1052)     Леонтий   (1052-1059)     Александр II   (1059-1062)     Иоанн VIII Кодонат   (1062-1100)     Савва   (после 1100-1122)     Феодосии П   (1122-1137)     Кирилл II   (?-?)     Евлогий II   (?-?)     Софроний III   (упом. в 1166)     Илия III   (ок.1171-ок. 1175)     Елевферий (Альфтер)    (ок. 1175-1180)     Марк III   (ок. 1180-1209)     Николай I   (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243)     Григорий I   (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263)     Николай II   (ок. 1243 или 1263-1276)     Афанасий III Синаит    (1276-ок. 1308 или 1316)     Григорий II   (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354)     Григорий III   (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366)     Нифонт   (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385)     Марк IV   (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389)     Николай III    (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98)     Григорий IV   (ок. 1397/98-ок. 1412)     Николай IV   (ок.1412-ок. 1417)     Афанасий IV   (ок. 1417-ок. 1425 или 1428)     Марк V   (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437)     Филофей I (Феофил)   ((ок. 1435 или 1437- ок. 1459)     Марк VI   (1459-ок. 1484)     Григорий V   (1484-ок. 1486)     Иоаким I Афинянин   (6.08.1487-1565 или 1567, с перерывом)     Филофей II   (упом. в 1523)   VI   (?)     Сильвестр Критянин   (12.04.1569-июль 1590)     Мелетий I Пигас   (5.08.1590-13.09.1601)     Кирилл III Лукарис    (1601/02-4.11.1620)     Герасим I Спарталиот   (30.11.1620-30.07.1636)     Митрофан Критопул   (сент. 1636-20.05.1639)     Никифор Кларонцан   (кон. мая 1639-апр.1645)     Иоанникий Киприот   (9.06.1645-15.09.1657)     Паисий   (15.10.1657-ок.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010