Marc., IV, 16,16. 1243 См.: Ис. 1:17. 1244 См.: Ос. 6:6. 1245 См.: Лк. 6:37—38. 1246 Ср.: Лк. 6:39. 1247 Конъектура Кройманна. В рукописи: «верят». 1248 См.: Лк. 6:40. 1249 Ср.: Лк. 6:41—42. 1250 Ср.: Лк. 6:43. 1251 Ср.: Лк. 6:45. 1252 Конъектура Кройманна. В рукописи: «сюда». 1253 По мнению Кройманна, в деле помещения где-либо в Евангелии иного бога. 1254 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Богом». 1255 См.: Лк. 6:46. 1256 Там же. 1257 См.: Ис. 29:13; Мф. 15:8; Мк. 7:6. 1258 Ср.: Лк. 7:2—9. 1259 Здесь Кройманн предполагает лакуну: «Он показал, что Он есть Тот, Которого касается вера Израиля». Согласно другому пониманию этого места: «говоря, что таковую веру , Он должен был найти в Израиле». 1260 Ср.: Лк. 7:12—15. 1261 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Господа». 1262 См.: Лк. 7:16. 1263 Ср.: Лк. 7:18—23. 1264 Ср.: Ис. 40:3; Мф. 3:3; Мк. 1:3; Лк. 3:4; Ин. 1:23. 1265 Вставка Кройманна. 1266 Конъектура Кройманна. В рукописи: «словно он усомнился». 1267 См.: Лк. 7:19. 1268 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1269 Ср.: Лк. 9:7. 1270 Конъектура Кройманна. В рукописи: «от которого отличен, т. е. более велик, а именно — Сам Господь, Чье пришествие ожидали». 1271 Конъектура Кройманна. В рукописи: «должны были узнать». 1272 Конъектура Кройманна. В рукописи: «посредством предсказанных деяний». 1273 Вставка Кройманна. 1274 Согласно другому пониманию: «Которого он должен был узнать из предсказанных деяний, как Господь возвестил Иоанну, что Он должен быть узнан благодаря этим самым деяниям». 1275 Ср.: Лк. 7:26. 1276 См.: Лк. 7:27. 1277 См.: Лк. 7:19. 1278 Ср.: Лк. 3:4; Ис. 40:3. 1279 Конъектура Кройманна. В рукописи: «служил большему». 1280 Конъектура Кройманна. В рукописи: «говорит ли Он о ком-либо малом вследствие смирения или о Себе Самом». 1281 См.: Лк. 7:24. 1282 Конъектура Кройманна. В рукописи: «одинаково и Творцу». 1283 Вставка Кройманна. 1284 Ср.: Лк. 7:38. 1285 Вставка Корссена. 1286 Ср.: Ос. 6:6. 1287 См.: Лк. 7:50. 1288 См.: Авв. 2:4. 1289 Ср.: Лк. 8:2—3. 1290 См.: Ис. 32:9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Букв. «звери». 1247 Букв. «до смерти». 1248 Во времена преп. Исаака был распространен взгляд, согласно которому жемчужина появляется в устрице в тот момент, когда луч солнца (или молния) попадают внутрь устрицы через ее раскрытые створки. 1249 Букв. «на богатства океана в сердце земли». 1250 Т.е. мясо устрицы. 1251 Букв. «к нашей торговле молитвы». Преп. Исаак продолжает использовать образ ныряльщика, который, найдя жемчужину в устрице, затем продает ее на рынке. 1252 Букв. «в которой есть утешение». 1253 Букв. «кто искусен в ремесле и в возрасте (древности)». 1254 Букв. «страдание». 1255 Букв. «в глубокие глубины». 1256 Букв. «легкими и маленькими». 1257 Или «не узнаем мы о плавании, которое в молитве». 1258 Вар. «гностическому погружению ума», «духовному плаванию ума» 1259 Т.е. служению разума. 1260 Сир. hultana («смешение»). 1261 Термин sukkale d–beryata, буквально означающий «прозрения в тварные " , " смысла тварных " , является сирийским эквивалентом греческих выражений logoi ton onton и logoi ton gegonoton («логосы тварных вещей»), встречающихся у Евагрия и других греческих аскетических писателей. По учению Евагрия, созерцание логосов тварных вещей («естественное созерцание»), т. е. проникновение в смысл и содержание всего существующего, составляет среднюю ступень духовного преуспеяния на пути от «праксиса» (исполнения заповедей Христовых) как низшей ступени к «богословию», или «гнозису» (созерцанию Бога), как высшей ступени. 1262 Или «наполовину». 1263 Букв. «наполнен видением, которое наполнено изумлением». 1264 Ср. Пс.103:15. 1265 Вар. «но пусть он будет осторожен». 1266 Преп. Исаак полемизирует с мессалианами. 1267 Букв. «возбуждается». 1268 Букв. «отличия», «различные " . 1269 В восточно–сирийской традиции вся Псалтирь была разделена на двадцать «аллилуий», или «хуллале» (hullale), которые, в свою очередь, подразделялись на «мармиты» (marmyata), содержавшие от одного до четырех псалмов. 1270 Вар. «мелодические гимны». 1271 Т.е. молитва. 1272 Букв. «устыжается». 1273

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

выше), Шаховского и Носова, сочинившего сведения еще о двух драмах Димитрия: Столпотворение и Беседа 12 апостолов (Хроника Рус. Театра М. 1883 стр. 32 и 36), у нас нет никаких сведений о драматических трудах святителя и им самим нигде о них и не упоминается. Основываясь же на том, что напр. Димитровская драма приписана ему только благодаря тому, что была разыграна в его школе, мы думаем, что и мнение об авторстве св. Димитрия относительно других пьес возникло именно таким же образом. У Свиньина (Рус. музеум Спб. 1829 стр. 124) упоминается, например, «Навуходоносор», трагедия, сочинение Димитрия Ростовского (вместо Полоцкого). Пьеса Эсфирь и Агасфер была и в репертуаре Грегори Rhinhuber Relation de voyage en Russie. 1684. Berlin. 1883. стр. 29. Ничего не знаем и об «Успенской драме» упоминаемой митрополитом Евгением, указывающим и на списки в библиотеке Синодальной, где их теперь нет (словарь, I, 133). 1252 Небеса поле дождем покропили и плоды от земли произвели: жито, пшеницу, ячмень, овес, гречу и пшено нам детям на кашу. (Я. Е. В. 1883. 45, стр. 356). Радовахомся мы, егда красныя вишни, сладкие яблоки, вкусныя груши, зеленые огурцы росли в лете, а ныне не веселы есмы для того, что горькою редькою и жестоким хреном челом бьем (Я. Е. В. 1863. 35, стр. 347). О покупке сукна там же, 25, стр. 244. 1253 Mando vobis diligentiam ne prodatis vos plagis quoniam vos mihi praesul commisit. Я. Е. B. 1863. 33, стр. 328. 1262 Я. Е. В. 1863 27 стр. 265. Вознесенский ходил бы почаще в школу, если бы ему нравилось учиться. 1263 Подлинное письмо св. Димитрия в ризнице Яросл. арх. дома, наклеенное на доске, поднесено высокопреосвященному Ионафану при объезде им епархии одним из приходских священников. Не знаем, откуда напечатано оно в Ч. О. И. и Д. 1883 6 стр. 17, вышедших впрочем после обнародования письма нами в «Искусстве» 1883 29. 1265 Рукоп. Рост. Спасо-Яковл. мон., 354 л. 226 об. Это же письмо было напечатано в Архиве князя Воронцова М. 1870 кн. I., причем приведено семейное предание о дружбе святителя и жены воеводы Анны Григорьевны Воронцовой, урожденной Масловой, и о письмах святителя, быть может и сохранившихся в архиве Бутурлиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

М., 2001, с. 281. 1251 См. Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001, сс. 193–194. 1252 См. Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001, с. 124. 1253 Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001, сс. 157–158. 1256 Шохин В. К. Пауль Хакер и святоотеческая трактовка нехристианской мысли//Альфа и Омега. 19, 1999, сс. 247–248 и 250. 1260 При личной встрече мне, впрочем, удалось поколебать убежденность Торопа в его непогрешимости. Во-первых, выяснилось полное незнание им древних языков (Мессия-Логос, перевоплотившийся Иисус вроде должен был бы знать иврит и греческий). А неполнота знания есть уже ущербность бытия и потому есть уже некоторая греховность. Еще до этого удалось выудить у него признание в том, что он не знает восточных религий. Но он заявил, что эти религии – это заблуждения, а Мессии не положено знать грех и ложь. Языки же Библии никак не отнести к человеческим заблуждениям и грехам... Во-вторых, обнаружилось явное нарушение им первой же библейской заповеди. Бог Ветхого Завета для Торопа – это «злой бог», это не тот Отец, к которому молится Иисус. Таким образом, ветхозаветная заповедь «да не будет у тебя других богов, кроме Меня» на деле явно нарушается Торопом, что нисколько не мешает ему призывать жить по этим самым 10 заповедям... 1263 «Воплощение Н.К. – Державин» (Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–1934. М., 1998, с. 248). 1264 Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–1934. М., 1998, с. 325. 1272 Вариант – прозелитизм пренатальный: «Ленин строил страну задолго до того, как нога коснулась земли. Его луч расширил сознание задолго до прихода» (Агни-Йога. Откровение. 1920–1941, М., 2002, с. 345). 1273 Письмо Е. И. Рерих В. К. Рериху от 30.3.35.//Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного Центра Рерихов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Некоторые из этих сравнений заимствованы из Библии – например, в тех случаях, когда речь идет о том, что мы должны быть терпеливы, как змеи, и просты, как голуби 1252 ; или когда упоминается о том, что мы получили силу наступать на змей и скорпионов 1253 . Последние, как и все другие вредные и опасные животные, были символами демонов. Но некоторые из сравнений поливалентны. Так, дьявол подобен льву рыкающему 1254 , однако и монах, в свою очередь, должен быть так же грозен в отношении бесов, как лев в отношении онагров 1255 . Но, с другой стороны, онагры, как и верблюды, – образцы смирения и выносливости 1256 . Также и собака, самое презираемое египтянами животное, выступает то как образ демона из-за своей ненасытности 1257 , то как образ покорного монаха, который ходит туда, куда ему повелят 1258 , либо монаха, упорного в достижении своей цели 1259 . Бесы нападают на отшельников подобно пчелам 1260 , но те же пчелы являются хорошим примером энтузиазма и постоянства в работе 1261 . Птицы являются и символом бесов, низвергающихся на монаха как на добычу 1262 , и образом монаха, возвышающегося над землей и земными вещами 1263 . Лукавые помыслы, постоянно изводящие монаха, подобны мышам 1264 , ящерицам, скорпионам и лисам, мухам или мошкаре 1265 . Страсти, которые опустошают душу, подобны червям, которые наводняют поля и проникают в тела животных 1266 . Лев, как правило, символизирует гнев, медведь – сладострастие 1267 . Монах должен внимательно следить за своим телом посредством поста подобно тому, как ослицу посохом заставляют идти по верному пути 1268 . Мысли отшельника в келье подобны осленку, который бегает туда-сюда, но при этом всегда возвращается к матери 1269 . Монах не должен ходить с открытым ртом, как сардина, и собирать всё, что ни попадя, как муравей 1270 . Это лишь немногие из тех сравнений, что встречаются в корпусе апофтегм, но и они достаточно ясно показывают – и своим числом, и разнообразием – знание Отцами пустыни многих животных и их повадок. Причем животных самых разных – как домашних, так и диких, как больших, так и очень маленьких – от верблюда до муравья или мошкары.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очень может быть, что после 1252 и 1256 годов митрополит не уходил из северной Руси и провёл в ней подряд всё время с 1250 по 1263 год; но летописи говорят неопределённо, сообщая только о пребывании митрополита на Севере в известные, сейчас указанные, годы. В 1274 году митрополит пришёл из Киева во Владимир, приведя с собой архимандрита Печерского Серапиона для поставления в епископы владимирские. В 1281 году митрополит пришёл из Киева в область суздальскую и здесь в этом же году и окончил свой жизнь в городе Переяславле Залесском. Многократные посещения Кириллом северной Руси заставляли бы предполагать, что он ещё более многократно посещал свой родину Галицию, великим князем которой он избран был в митрополиты. Однако об этих посещениях его мы совершенно ничего не знаем. О них не только вовсе не говорят северные летописи, но совсем не говорит и собственная летопись галичско-волынская (Ипатская). Эта последняя летопись, сказав об избрании Кирилла Даниилом Романовичем и о его путешествии к патриарху на поставление, затем не упоминает о митрополите ни единым словом, точно он перестал существовать. Как понимать это молчание, нелегко решить. С одной стороны, оно наводит на подозрение, что Кирилл по каким-то причинам отчуждился от своей родины, после того как стал митрополитом всей Руси, а с другой стороны – галичско-волынская летопись ведёт себя по отношению к нему так, что её молчание, может быть, и ничего не значит: Упомянув о его избрании великим князем в митрополиты, и о его путешествии к патриарху, – в оба раза совершенно случайным образом, она не говорит даже, чтобы он (Кирилл) приходил к Даниилу Романовичу тотчас после посвящения, а между тем это, по крайней мере, уже совершенно необходимо предполагать. Даниил Романович имел сношения с папой римским, и можно было бы подумать, что они оттолкнули митрополита от князя; но сношения продолжались не всё время правления Даниилова и, как кажется, не доходили до того, чтобы митрополит имел причины разорвать свои связи с князем, а если и доходили, то весьма ненадолго. Кроме того, после смерти Даниила в 1264 году Кирилл оставался митрополитом целые 17 лет при сыне его Льве. Не находя возможным решить вопроса об отношениях Кирилла к Галиции и галичским великим князьям положительным образом, мы считаем вероятнейшим то, что не должно делать никаких особенных выводов из молчания галичско-волынской летописи. Может быть только принимаемо за весьма вероятное и даже более чем вероятное, что между двумя частями Руси и своей митрополии он видел главную часть государства и церкви не в своей родине Галиции, а в Руси северной, владимирской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Печать Саламанкского ун-та В XIII в. испан. культуре покровительствовали короли Кастилии Фернандо III и Альфонсо X, короли Арагона Хайме I и Хайме II. Придворные науки и искусства были ориентированы на национальные языки. По заказу кор. Фернандо III были переведены на кастильский язык «Этимологии» Исидора Гиспальского (Севильского) и вестгот. «Книга приговоров». При кор. Альфонсо X, одном из образованнейших европ. государей того времени, сложилась т. н. 2-я школа толедских переводчиков с арабского и иврита, переводили также сочинения Аристотеля и Аверроэса. Особый интерес был к научной лит-ре - книгам по астрономии и астрологии. При Альфонсо Х (предполагается, что и при его непосредственном участии) был составлен ряд текстов, оказавших заметное влияние каждый в своей сфере: «История Испании» (Estoria de España; 70-80-е гг. XIII в.) и «Всемирная история» (Grande e General Estoria; после 1272), трактат о минералах и об их лечебных и магических свойствах «Лапидарий» (Lapidario; между 1276 и 1279), астрономические таблицы, описывающие положение небесных тел, «Таблицы Альфонсо Х» (Tablas alfonsíes; между 1252 и 1270), «Книга игр» (Libro de los juegos; 1283), собрание песнопений на галисийском языке в честь Пресв. Богородицы «Песни о Деве Марии» (Cantigas de S. Maria; 70-80-е гг. XIII в.). По указанию короля и при его активном участии были составлены важнейшие в истории И. своды права - «Фуэро Кастилии» (Fuero Real de Castilla; 1255) и «Семь Партид» (Siete Partidas; 1256-1263), отразившие процесс рецепции рим. права в Леоно-Кастильском королевстве. Важной чертой большинства трактатов, составлявших т. н. альфонсинскую лит-ру, является то, что они были написаны на романсе, который, постепенно вытесняя латынь, приобрел статус языка политики, канцелярии и придворной культуры. По заказу Толедского архиеп. Родриго Хименеса де Рады был выполнен перевод Корана на лат. язык. Большую известность получили исторические сочинения архиепископа, прежде всего «История готов» (Historia gothica), написанная по заказу кор. Фернандо III.

http://pravenc.ru/text/674995.html

...по нем же Левъ и по немь Романъ, Мистиславъ, Шеварно...– Лев Данилович; после смерти Даниила Романовича в 1264 г.– князь перемышльский, после смерти брата Шварна – галичский и холмский. Лев был старшим сыном Даниила, и, видимо, ему предназначалось великое княжение, однако после смерти Даниила великим князем стал Шварн. Из всех сыновей Даниила Романовича Лев наиболее похож на него, он участвует с самого раннего возраста во всех важнейших походах Даниила Романовича – в 6753 (1245), 6757 (1249) и затем ежегодно с 6760 (1252) по 6769 (1261) г. В летописных сводах Василька Романовича и Владимира Васильковича – с 6770 (1262) г.– общий тон летописи в рассказах о Льве меняется, летописец в основном рассказывает о проявляемой им зависти, жадности, жестокости, захватнических стремлениях (не щадит он и сына Льва Юрия), явно не одобряет его вражды с Войшелком и Шварном и дружбы с «окаянным Тройденом», а о военных успехах Льва (битва при Дорогичине) он просто умалчивает. После смерти Владимира Васильковича, когда начинается рассказ Мстиславова свода,– снова появляется воинственный и деятельный князь Лев, достойный сын своего отца, пытающийся продолжить его дело, стремящийся укрепить и расширить свое княжество, активно вмешивающийся в международные события (до самой смерти он воевал с Польшей, в 1299 г. заключил очень выгодный для себя союз с чешским королем). Заканчивается рассказ о Льве краткой похвалой князю Льву как выдающемуся воину. Роман Данилович в основном известен как участник войны за австрийское наследство. Мстислав Данилович – после смерти Даниила Романовича князь луцкий, после смерти Владимира Васильковича получает от него по духовному завещанию всю его землю, из-за чего ему приходится сталкиваться с Львом Даниловичем и Юрием Львовичем. В Галицко-Волынской летописи рассказывается только о начале его княжения, продолжение в других летописях. О его деятельности до того, как он стал великим князем, в Галицко-Волынской летописи говорится немного – в записях под 6776 (1268), 6781 (1273), 6785 (1277), 6790 (1282) и 6791 (1283) гг. Шварн Данилович, князь холмский и литовский. В 1263 г. женился на дочери Миндовга, был в большой дружбе с братом своей жены Войшелком, который отдал ему свои города в Литве. О нем рассказывается в записях под 6764 (1256), 6765 (1257), 6768 (1260), 6770 (1262), 6773 (1265), 6774 (1266) гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

потому, как ложь 1226 Это было между прочим причиною того, что передо мною обнаружилось еще более мое собственное безрассудство, которое я так ярко обнаружил в моей книге. 1227 Я думал, что я 1228 возможность на всяком 1229 исполнять 1230 Только теперь, вследствие всего этого события, я могу [по]чувствовать во всей силе всю необходимость того, что проповедует твоя книга, скрыть 1231 Прежде я бы не понял этого, как следует, и долго бы в моих героях 1232 экземпляров ее 1233 юношу 1234 Далее начато: [и которое бы при этом] Другое условие, чтобы книги 1235 юношеством и детьми 1236 я жду их читать 1237 другого русского 1238 Дальше было: которой также прилагаю при сем письмецо 1239 Присоедини еще 1240 она сама 1241 заболеть самой 1242 свойства 1243 новую какую-то книгу 1244 В подлиннике: скрыжаль 1245 это в сво 1246 который бы 1247 это выйдет 1248 между прочим, я сказал 1249 к ненависти я не был способен 1250 к чему-нибудь насильно 1251 побольше 1252 часто 1253 обманываются и думают 1254 Далее начато: и еще две или три духовного со 1255 будет полезна 1256 Далее начато: Я послал 1257 его получите 1258 в постор дела 1259 Охота же вам была давать 1260 они у вас 1261 находятся 1262 Далее начато: Мое же 1263 что кому 1264 моих наблюдений 1265 какие только во мне пребывают 1266 и с 1267 В подлиннике: отвевшую 1268 в моей книге показалось вам 1269 писал им 1270 странных французских пиес 1271 этого множества 1272 поучить тому и других, чему 1273 дерзкая замашка и повелительный тон 1274 Далее начато: Имея много людей, не любивших меня 1275 Словом, я попался 1276 обличает только 1277 Далее начато: Оттого многое неуме 1278 самоослепление 1279 выброшенных 1280 Далее начато: тому, кто сидит уже у самого источника 1281 вышел к ним 1282 начинается тогда 1283 моих слов и выражений и гордость в самом смирении. Мне кажется, что 1284 несовершенство и недостатки 1285 Далее начато: которое 1286 точно, опасно 1287 В угловые скобки здесь и далее заключен текст, вырванный в подлиннике и восстановленный редактором. Многоточиями обозначаются вырванные места, которые не поддаются восстановлению. 1288

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Согласно мысли прот. Д. Станилоэ, человеческой личности свойственны динамичность развития 1252 , свобода общения 1253 , творчество 1254 , определяемые и руководимые самой личностью как носителем собственных потенций. Так, «человеческая личность участвует в само-созидании» в синергии с Богом 1255 , принимает решения о своих «делах, мыслях и словах» 1256 , обладает разумностью и само-сознанием 1257 и призвана «оформить» собственную природу 1258 и возвести «окружающий мир в средство диалога» с Богом и себе подобными 1259 . О. Думитру видит в человеческой личности интегрирующее начало, которое призвано реализовать «единство в различии» между тварным космосом и Богом. Творение не имеет смысла и цели вне человеческой личности и ее диалога с Богом 1260 . «Мир, таким образом, имеет антропоцентричный характер, и только в человеческом субъекте мир обретает свое значение» 1261 . Всякое препарирование целостности личности человека гибельно для него, а целостность возможно приобрести и сохранить лишь в личном общении с Богом, которое само по себе, будучи личным, задействует и пронизывает всего человека, всю его природу 1262 , а реализуется в Церкви, которая «обладает неисчерпаемыми возможностями для развития жизни в общении» 1263 . 2.6.5. Философские проекции и терминологическая несистематичность Необходимо отметить, что некоторые философские проекции богословской мысли о. Д. Станилоэ могут быть истолкованы неверно, если будут восприняты без соответствующего критического анализа. Так, мы встречаем у о. Думитру выражение, что нужно рассматривать «Божественную сущность одновременно как отношение и единство, и наоборот единство-отношение», не отдавая предпочтение ни тому, ни другому 1264 . Не исключено, что подобное высказывание, выхваченное отдельно, при наличии желания могло бы послужить в защиту сторонников позиции митр. И. Зизиуласа о том, что общение и природа в Троице тождественны 1265 . Однако уже строчкой ниже прот. Д. Станилоэ поясняет, что «отношение и взаимная связь (Лиц) есть действие (акт), принадлежащее Божией сущности», причем «каждое Лицо имеет свою собственную позицию в общем связующем Их действии» 1266 . Таким образом, сущность является той реальностью, которая не отождествляется у о. Думитру с общением в строгом смысле слова (как не отождествляются Ипостаси и Сущность, хотя они и составляют одно целое), но является средством или «базисом совершенного» 1267 «межличностного общения» 1268 как в Боге, так и между человеком и Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010