для того, чтобы примирить Юрия Всеволодовича и брата его с князем Черниговским 43 . Скоро для Митрополитов побуждение предпочесть север югу еще более увеличилось. Страшной бурей пронесся над Русью погром Татарский и оставил все в развалинах. Родовые счеты князей пали, потому что воля Ханская раздавала престолы; а с окончательным падением родовых счетов пало и последнее значение Киева. Разграбленный и сожженный, он не привлекал уже и князей южнорусских. Естественно, при этом и Митрополита ничто уже не могло удерживать в Киеве. И действительно с этих пор мы чаще встречаем его на севере, чем на юге. Митрополит Кирилл II в 1250 г. предпринял путешествие на север России, – из Киева он прибыл в Чернигов, посетил Рязань, землю Суздальскую и Новгород Великий. Во Владимире на Клязьме он был опять в 1252, 1255, 1261–1263, 1274, 1280 годах, и скончался в Переяславле Залесском 44 . А преемник Кирилла Максим окончательно перенес свой стол во Владимир Клязменский, назначив Симеону Епископу Владимирскому жить в Ростове 45 . Так стремление Андрея Боголюбского иметь Митрополита на севере увенчалось успехом. Митрополиты Киевские сами перенесли туда свою кафедру. Естественно, что перенесение престола Митрополита на север прекратило стремление севера отделиться от юга по церковному управлению. Князья северной России должны были теперь заботиться о том, чтобы Митрополиты, жившие у них, сохранили свою власть над другой половиной Руси и через это увеличивали значение их во всей России. II. Стремление Юго-западной России отделиться от управления Митрополита, жившего на севере, и ряд повременных разделений Митрополии вследствие этого стремления В то время, когда на севере России, при стремлении князей к единовластию, зарождался новый порядок вещей, на юго-западе отделилось и скоро возвысилось такое княжество, которое подобно области Владимирской начало преследовать свою личную цель. Это княжество была Галиция. Еще в конце XI века Червенские города, составившие в последствии княжество Галицкое, утверждены были за детьми Ростислава Владимировича.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Илия в пустыне. Фреска жертвенника храма Успения Богородицы в Мораче. 1252 Ангел. Фреска купола храма в Мегаре. XIII в. Ещё одно особенное явление в структуре искусства XIII в. – фрески церкви-гробницы в Боянах близ Софии в Болгарии. Храм – двухэтажный. Нижняя церковь посвящена Богородице, верхняя – св. Николаю и мученику Пантелеймону. Второй этаж достроен в 1259 г. по заказу севастократора Калояна, брата царя Константина Асеня и внука сербского короля Стефана Первовенчанного. В живописи Боян довольно много совпадений г современным искусством никейского происхождения, с живописью Сопочан. Но в то же время природа этого искусства – иная. в нём нет блеска, размаха, торжествующего победительного духа, пронизывающего византийскую живопись после возвращении Константинополя (1261). Внутренняя интонация – сокровенная, сосредоточенная. Художественный язык исполнен «тихой» классики, определён сугубо христианским содержанием. Особая сдержанность, стремление говорить «под сурдинку», на котором строят свой диалог с предстоящим образы боянских фресок, одинаково далеки и от триумфального неоклассицизма сопочанского типа, и от сурового искусства пластического стиля середины столетия. Предшествует росписям Боян родственное по установкам искусство Студеницы и Морачи. Это позволяет предположить, что «мягкое» направление, открытое в XIII в. «стилем около 1200 г.», не пресекалось на протяжении столетия, составляя фундамент, на основе которого появлялись более яркие варианты. Спаситель. Икона, написанная по заказу Николая Кавасилы . 1263 Богоматерь Параклиса. Икона, написанная по заказу Михаила Десипата. До 1261 г. Иоанн Богослов. Икона Великой лавры на Афоне. 1260-е гг. Композициям церкви в Боянах свойственны уравновешенность и простота старинных симметричных построений. Намеренное облегчение очерков усиливает выразительность ясно читаемых силуэтов. Форма, нигде не утрируясь, обладает убедительностью. Тонкие одухотворённые лики созданы многослойной сложной системой моделирования объёмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имеем мы основания предполагать, что митрополит Кирилл был пастырь особенно ревностный. Можно поэтому думать, что он хотел сделать приложение своей ревности новое против своих предшественников, а именно – что он хотел предпринимать путешествия по Руси, чтобы самому лично учить, наказывать, исправлять. По крайней мере, Никоновская летопись говорит об этой причине предприятия митрополитом Кириллом многократных путешествий по России, а вместе с тем и многократных покиданий Киева, положительным образом 64 . Наконец, можно ещё подозревать, что, придавая официальный характер своим путешествиям и делая служебно-полезное их приложение, митрополит Кирилл ввёл или завёл новый способ совершения своего апелляционного суда на суд епархиальных епископов; Именно – производить его так, чтобы не вызывать тяжущихся к себе, а самому через известные промежутки времени объезжать епархии, и таким образом производить суд на месте. Т. е. на месте, по крайней мере, в том обширном смысле, чтобы творить суд в кафедральном городе каждой епархии. К нарочитым речам об этом мы возвратимся после, в особой главе об управлении. Как бы то ни было, мы положительным образом знаем, что митрополит Кирилл многократно приходил в северную Русь, чтобы пребывать со здешними великими князьями. Относительно этих его путешествий на Север и пребываний здесь мы находим в летописях следующее. В 1250 году, спустя то или другое непродолжительное время после своего возвращения от патриарха с поставления, он отправился из Киева в суздальскую Русь и прибыл во Владимир через Чернигов и Рязань 65 . В следующем 1251 году он ходил из Владимира в Новгород к князю Александру Ярославичу Невскому и вместе для поставления новгородцам епископа (Далмата на место умершего Спиридона). В 1252 году он находился во Владимире и посадил здесь на великом княжении Александра Ярославича. В 1255 году он опять находился во Владимире, а в следующем 1256 году путешествовал с великим князем в Новгород. В 1262 году мы видим его в Ростове, где он поставил епископа (Игнатия на место умершего Кирилла), а в следующем 1263 году – во Владимире, где он похоронил Александра Ярославича Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К XII в. вост. славяне (в т. ч. жившие на территории совр. Б.) превратились в единую древнерус. народность, характеризовавшуюся общностью языка, религии, культуры и этнического самосознания, огромную роль в этом интеграционном процессе сыграла правосл. Церковь. По данным археологов, к нач. XII в. у восточнослав. населения Полоцкой и Туровской земель на смену обряду кремации пришел обряд ингумации, что свидетельствует об усвоении ими христианства. О широком распространении грамотности среди вост. славян, живших на территории совр. Б., после принятия ими христианства говорят многочисленные находки стилосов и надписей на различных предметах, а также берестяных грамот . В дальнейшем в церковной жизни предков белорусов наступил период упадка, в конечном счете приведший к заключению в 1596 г. Брестской унии . Главной причиной упадка церковной жизни было то, что в XIII в. западнорус. земли оказались под властью вел. литов. князей, к-рые в большинстве своем были язычниками. В кон. XII - нач. XIII в. литовцы в своих набегах на Волынскую, Смоленскую, Псковскую земли беспрепятственно проходили через небольшие и слабые западнорус. княжества, подвергая их также разорению. В летописях отсутствуют упоминания о существовании в XIII в. ранее известных Минского, Друцкого, Заславльского, Логойского, Клецкого, Слуцкого княжеств, возможно, это связано с разорением их литовцами. Положение западнорус. земель еще более осложнилось после нашествия на Сев.-Вост. и Юж. Русь монголо-татар (1237-1240), что совпало по времени с объединением в единый Ливонский орден (1237) 2 ранее утвердившихся в Прибалтике нем. орденов: меченосцев и тевтонов, вскоре обрушившихся своей военной мощью на литовцев и Зап. Русь. В противостоянии, с одной стороны, монголо-татарам, с др.- немцам в сер. XIII в. в В. Понеманье сложилось ВКЛ. До Ягайло (1377-1434) вел. князья литов. держались язычества. Ярким примером религ. индифферентности может служить Миндовг (ок. 1230-1263). После того как соперник Миндовга литов. кн. Товтивилл, сидевший в Полоцке, прибыл в Ригу и перешел там в католичество, Миндовг, напуганный угрозой, исходившей от Ливонского ордена, в 1252 г.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Москва, в которой создалось великое русское государство, не принадлежит к числу городов Руси ни доисторических, ни знаменитых исторически: в Суздальском княжестве был срублен маленький пригород, ставший потом, с размножением князей Суздальских, маленьким уделом, и этот маленький пригород и маленький удел почти сразу поднялся на степень города, собирающего около себя всю русскую землю. Москва первый раз упоминается в летописях под 1147 годом, в правление Суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого. Записанное в позднейшее время предание сему князю усвояет и ее построение. Предание говорит, что на месте нынешней Москвы находилось имение богатого боярина Стефана Кучки. Юрий Владимирович нашел это место удобным для города, приказал срубить город, который назвал по реке Москвою. Князь поставил город, имевший служить пограничной крепостью и сторожем. В 1213 г. великий князь Юрий Всеволодович послал в Москву на удел сына своего Владимира. В 1238 году Москва была пленена татарами. После нашествия татар Москва долгое время оставалась без удельного князя, а потом вел. кн. Александр Ярославич Невский (1252–1263) посадив в ней своего младшего сына Даниила, потомки которого и остались в ней. Преемник Даниила Александровича, его старший сын Юрий Данилович, ожесточенный враг великого князя Михаила Ярославича, сидевший после него на престоле великокняжеском в продолжение четырех лет, с 1318-го по 1322 год, был современником св. Петра, он заступил в Москве место отца в 1304 г., предварив митрополита 4 годами, а умер в конце 1325 года, ровно за год с месяцами до смерти последнего. История так называемого перенесения св. Петром кафедры митрополии Владимира в Москву представляется в следующем виде. Св. Петр, быв поставлен в митрополиты и прибыв во Владимир, нашел врагом себе Владимирского великого князя Михаила Ярославича, каковым врагом его великий князь и остался на все последующее время. Принятый как враг великим князем, св. Петр по необходимости должен был обратиться к врагу сего последнего, к Московскому князю Юрию Даниловичу, с которым и вступил в союз дружества. По своим отношениям к великому князю, не находя для себя удобным пребывание во Владимире, св. Петр почасту и, может быть, подолгу проживал у своего союзника Юрия Даниловича в его Москве, которая в церковно-административном отношении была одним из пригородов митрополичьей епархии. Под конец жизни св. Петра преемник Юрия Даниловича на Московском столе, его брат Иван Данилович, задался мыслью навсегда удержать митрополитов в Москве, дабы обеспечить через это успех своему политическому замышлению перенести из Владимира в Москву столицу великого княжения. Для этой цели Иван Данилович обратился к св. Петру с просьбою, чтобы он согласился быть погребенным вместо Владимира в Москве, и св. Петр, удовлетворяя просьбе, и сочувствуя политическим стремлениям дружественного ему князя, дал последнему свое согласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Не позднее сер. XV в. Владимирский Сновицкий Благовещенский монастырь. Не позднее сер. XV в. Островский монастырь в честь свт. Николая Чудотворца в Холопьем Городке. Не позднее сер. XV в. Тверской Кашинский женский монастырь в честь Сретения Господня. Не позднее 1462 г. Киевский Николо-Пустынский монастырь на Подоле. XV в. или ранее Волоколамский Возмицкий мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. XV в. или 1276–1299 Староладожский на Малышевой горе мужской монастырь в честь Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. XV в. или ранее Гродненский Дрогичинский мужской монастырь в честь Преображения Господня. XVa. или ранее Карашский близ Ростова Ярославского мужской монастырь в честь Воскресения Господня. XV в. или ранее Кашинский Клобуков мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. XV в. или ранее Козельская Оптина Макариева мужская пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. XV в. или ранее Череменецкий мужской монастырь в честь св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. XV в. или ранее xvb.(?), после 1423 г., несомн. XVI в. Ростово-Ярославский Варницкий мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. XV в., 1446 (?) Костромской Чухломской женский монастырь. Основные события русской церковной и государственной истроии (1240–1448) 2999 Основные события истории Русского государства Основные события истории Русской Церкви 1238–1264 Вел. кн. галицко-волынский Даниил Романович 1238–1246 Вел. кн. владимирский Ярослав Всеволодович 1240, 15 июля Победа новгородского св. блгв. кн. Александра Ярославича над шведами на берегах Невы Татарские войска разорили Киев 1242, 5 апреля Победа новгородского кн. св. блгв. Александра Ярославича над войсками Тевтонского ордена («Ледовое побоище») 1245, 20 сентября Образование Золотой Орды Мученическая смерть в Орде св. блгв. кн. Михаила Черниговского и его боярина Феодора за отказ изменить христианской вере 1252–1263 1246(1247)-1281 Великое княжение Владимирское св. блгв. кн. Александра Ярославича

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

обратился в Верховный суд РСФСР с заявлением, в котором просил освободить его из-под стражи.27.06.1923 г. освобожден. В ноябре 1923 г. сделал завещательное распоряжение о преемстве высшей церковной власти в Русской Православной Церкви на случай своей кончины. 13.03.1924 г. Президиум ЦИК СССР постановил прекратить следственное дело по обвинению Святейшего патриарха Тихона. 07.01.1925 г. сделал новое завещательное распоряжение о преемстве высшей церковной власти. С 13.01.1925 г. в частной клинике Бакуниных на Остоженке. В марте 1925 г. ОГПУ СССР постановило открыть новое следственное дело за составление сведений о репрессиях, применяемых советской властью по отношению к церковникам с целью дискредитации советской власти. 09.10.1989 г. причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Дни памяти 25 марта/7 апреля, 26 сентября/9 октября, 5/18 ноября.) 456 (...светить на великой свещнице, чуть ли не на Московской. – Свещник (церк.-слав.) – подвечник, светильник, факел. В данном случае имеется в виду«светить» на Московской кафедре.) 457 (...лики и тимпаны. – Лики (старослав.) – ликования, радостные крики, хоры. Тимпан (греч.) – ударный музыкальный инструмент, распространенный в античной Греции, у шумеров, иудеев и др. народов древнего мира.) 458 (Высшие награды... Александра Невского. – Имеется в виду орден Александра Невского. Александр I Ярославович Невский (30.05.1220(1?)–14.11.1263) – князь новгородский (1236), тверской (1247), Великий князь владимирский, киевский и новгородский (1252), выдающийся полководец и государственный деятель, сын князя Ярослава Всеволодовича. Перед смертью пострижен в монашество с именем Алексий. Причислен к лику св. благ, князей. Дни памяти – 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря.) 459 (Убит уфимский губернатор Богданович... месть за усмирение бунта рабочих в Златоусте... застрелено несколько десятков рабочих-бунтарей. – Богданович Николай Модестович (1856–06.05.1903) – уфимский губернатор. Окончил юридический факультет ИСПбУ (1875), служил в Министерстве юстиции.С 1879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Папа Иннокентий IV-ый, потерпев неудачу, уже не мог силой подчинить себе стойкого ревнителя Православной веры и решил использовать мирные средства. В 1251-ом году он прислал к благоверному князю Александру двух кардиналов с посланием, в котором приглашал его вступить под покровителстьво римского престола. Но Невский герой решительно ответил ему: “Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не приемлем”. Слухи о мужественном князе и его славных победах дошли до татарского хана. После татарского нашествия все русские князья ездили в Орду на поклон хану, но святой князь в Орде еще не был. Хан Батый пожелал его увидеть. Понимая, что борьба с грозным завоевателем невозможна, святой Александр, подкрепившись молитвой и напутствием Новгородского святителя, отправился в Орду. Языческие жрецы потребовали, чтобы перед тем, как явиться к хану, святой Александр по обычаю прошел через очистительный огонь и поклонился изображениям ханских предков. Но ревностный исповедник веры Христовой с достоинством ответил: “Я христианин и не подобает мне кланяться твари”. Жрецы, услышав такие слова, донесли Батыю. Спутники Александра ожидали самого худшего. Хан тотчас же пожелал увидеть знаменитого князя. Когда привели благоверного князя к хану, он поклонился хану и сказал: “Царь, тебе поклонился я, ибо Бог почтил тебя царством, но тварям не поклонюсь, ибо все создано для человека. Богу же Единому, Которому служу и Которого почитаю, Тому кланяюсь”. Этот мудрый ответ понравился хану, и он с честью отпустил святого князя. Впоследствии святой Александр – с 1252-го года великий князь Владимирский – еще три раза ездил в Орду, стараясь покорностью перед ханом отвращать от народа и отечества угрожавшие им от татар бедствия, и своей мудрой политикой достиг многих важных для народа облегчений. В последнюю поездку на обратном пути из Орды он занемог и 14-го ноября 1263-го года скончался в Городце Поволжском. Когда печальная весть о его кончине дошла до Владимира, то митрополит Кирилл объявил о ней народу в трогательных словах: “Чада мои милые, разумейте, что зашло солнце земли Русской”. Народ горячо оплакивал кончину своего любимого князя. Святая Церковь причислила его к лику святых. Его нетленные мощи при императоре Петре I-oм (в 1724 г.) были торжественно перенесены в Петроград, где покоятся в Александро-Невской Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Папа, намереваясь крестить язычников литовцев, благословил эти ордена соединиться для борьбы с Литвой (ок. 1237 г.). Миндовг – хитрый, коварный и умный – постарался задобрить главу ордена меченосцев (магистра) и обещал креститься. Это он и выполнил в 1252 г. в Новгородке, а затем папа прислал ему и королевскую корону, как христианскому государю. Но по настоящему он продолжал быть язычником. Когда немецкие рыцари довели угнетение Литвы и Жмуди до поголовного восстания народа в 1260 году, то Миндовг открыто отрекся от христианства, стал во главе восставших и нанес рыцарям жестокое поражение. Одного из рыцарей он принес в жертву богам, сжегши его на костре вместе с конем. Видя возрастающую силу Даниила Галицкого, Миндовг отправил к нему сына своего Войшелка, княжившего в Новгородке. Переговоры заключились тем, что дочь Миндовга, сестра Войшелка, после крещения ея, была выдана замуж за сына Даниила, Шварна, а другому сыну Даниила, Роману, Войшелк уступил княжество Новоградское, с оставлением его под верховной властию Миндовга. Вслед за этим произошла назидательная перемена с Войшелком. Русский летописец так повествовал о нем до этого: «Войшелк каждый день убивал по три и по четыре человека, в который день не убивал никого, то бывал печален и смутен, а как убьет кого, так и развеселится». Теперь этот язычник, проехав к кн. Датилу в Холм, зажился там, полюбил русских, их веру, и принял крещение. Учителем его в святой вере был праведный игумен Полонинского монастыря Григорий. Внимая ему, Войшелк так сокрушался, что принял монашество, жил три года в Полонинском мон., пытался проехать на Афон, но вернулся, встретив препятствия в пути. Он основал монастырь в Лаврашеве на Немане, вблизи Новгородка. Миндовг гневался за все это на сына, сам же, гордый своими успехами, стал самоуправствовать над удельными князьями Литвы и Жмуди. Овдовев, он отобрал от князя Нальщанского Довмонта жену, сестру своей покойной супруги. Тогда Довмонт составил заговор с ближайшими родственниками Миндовга, и в 1263 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Первая поездка к великому хану Гуюку вместе с братом Андреем была будто бы инициирована Батыем. Приняв князя, золотоордынский правитель направил его дальше по иерархической лестнице ко двору Гуюка. Второй раз, согласно Туманскому, Александр Невский совершил визит к великому хану Бургаю. Под этим именем у писателя выступал правивший в те годы в Монгольской империи Хубилай. Цель визита во втором случае виделась в предотвращении последствий для Руси восстания 1262 года против откупщиков дани. Туманский сообщал, что восстание охватило города Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Переславль. Александр Невский мятеж не подавлял. Нет никаких указаний, отмечал Туманский, что кто-либо был им наказан. Предотвратить ордынское возмездие можно было, лишь обратившись к великому хану. Еще одной целью поездки Александра Невского в Каракорум было стремление заблокировать требование участия русских войск в монгольских походах. По обеим позициям князь достиг желаемого результата 258 . Выдающийся отечественный энциклопедист Вильям Похлебкин составил хронологический перечень (вероятно, не полный) всех русских князей, посещавших Орду с 1242 по 1430 годы. Из него следовало, что Александр Невский совершил всего пять таких визитов: в 1247, 1252, 1256, 1257 и 1263 годах 259 . К сожалению, летописные известия о поездках в Орду не всегда давали точное представление о конкретном маршруте путешествий князей. Под Ордой могла пониматься и Золотая Орда (улус Джучи), а могла и ставка великого хана. Не всегда ясно, куда в каждом конкретном случае из пяти ордынских визитов направлялся и Александр Невский. Не исключено, что визит мог иметь две фазы – посещение в первой части непосредственного ордынского властителя в улусе Джучи, а во второй – двора монгольского императора. Предположив, что посещалась в итоге ставка императора, можно составить гипотетический перечень адресаций дипломатических усилий князя. В 1247 году во главе Монгольской империи находился Гуюк, сын предыдущего правителя Угэдея и внук Чингисхана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010