Могли, конечно, быть и другие случаи обращения татар к православной вере, не замеченные летописями. Но нельзя не сознаться, что вообще число этих случаев, судя по времени, в продолжение которого татары господствовали над Россиею, было весьма невелико. Да и обращались почти одни отдельные лица, и притом лишь те, которые переселялись на жительство в Россию. II Гораздо более успехов имела святая вера в Литве, особенно между князьями. Со времен Миндовга до Ягайлы большая часть литовских князей исповедовали православие 2219 . Правда, некоторые принимали его не по убеждению, а по каким-либо видам и потому иногда перекрещивались в латинство или даже возвращались к язычеству и делались гонителями христиан. Зато другие князья были истинно преданы православной Церкви и заботились о распространении ее в народе, и в семействах княжеских вообще господствующею верою являлась православная. Это зависело главным образом от брачных союзов литовских князей с нашими князьями. В 1246 г. Миндовг, великий князь литовский, принял “веру христианскую от востока со многими своими бояры” 2220 . Это, впрочем, принятие, если и признать его достоверным, не было искреннее, потому что чрез пять лет (в 1252 г.) Миндовг крестился в веру латинскую, чтобы получить от папы титул Литовского короля, а чрез несколько времени, поссорившись с рыцарями, снова обратился к язычеству 2221 . Но в семействе Миндовга дочь и сын до конца остались православными. Дочь свою, неизвестную по имени, он выдал за галицкого князя Шварна. А сын Миндовга Воишелг, еще при жизни отца отказавшись от княжения, удалился из Новгородка в Галицию, принял там пострижение от славившегося благочестием полонинского игумена Григория и под руководством его провел три года. Потом отправился было в Святую гору, но, по смутным обстоятельствам на пути принужденный возвратиться на родину, основал близ Новгородка на берегу Немана свой монастырь, в котором и подвизался, несмотря на все укоризны со стороны отца. В 1263 г., когда Миндовг с двумя сынами своими был умерщвлен князем Довмонтом и его соумышленниками, Воишелг, страшась такой же участи, бежал в Пинск и решился занять на время отцовский престол, чтобы наказать своих семейных врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Имп. Фридрих II Штауфен прибывает в Палермо. Миниатюра из кн. Петра Эболийского «Liber ad honorem Augusti». 1196 г. (Bern. Burgerbibliothek. Cod. 120 II. Fol. 138) Имп. Фридрих II Штауфен прибывает в Палермо. Миниатюра из кн. Петра Эболийского «Liber ad honorem Augusti». 1196 г. (Bern. Burgerbibliothek. Cod. 120 II. Fol. 138) К нач. XIII в. отношения между папами и римской коммуной определялись договором, заключенным Климентом III с рим. сенатом (1188). Иннокентий III пересмотрел условия договора в сторону усиления контроля папы над коммуной: папский посредник утверждал верховного правителя города - сенатора, функции которого были близки к обязанностям подеста в городах Сев. Италии (рим. сенатор, однако, не был иностранцем по происхождению); понтифик признавался верховным сюзереном Рима. Однако, несмотря на укрепление власти папы над Римом при Иннокентии III и Гонории III, их преемники предпочитали более спокойные резиденции за пределами Рима - Ананьи, Витербо, Риети и Орвието, где в XIII в. были возведены папские дворцы. Крупное восстание против власти папы, связанное также с попытками расширить границы Римской республики, вспыхнуло в городе в 1232-1235 гг. Подъемом коммунального движения отмечено правление сенатора Бранкалеоне дельи Андало (1252-1258), гибеллина и сторонника веронского правителя Эццелино III. Опираясь на партию пополанов, Бранкалеоне усилил нек-рые коммунальные структуры, противопоставив их римской аристократии, в первую очередь семействам Орсини и Колонна. Относительная стабилизация отношений между папами и рим. общиной установилась в период правления Карла Анжуйского, который формально в 1263-1278 гг. занимал должность сенатора и управлял городом через наместников. Вернуться к сформулированным папой Иннокентием III принципам управления Римом на короткое время удалось папе Николаю III. По договору с кор. Рудольфом I он получил право назначать или утверждать рим. сенаторов. С ослаблением власти Анжуйской династии в И. Римским папам пришлось вновь покинуть Рим и отказаться от претензий на власть в городе.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Всеволод I Ярославич 1078–1093. Святополк II Изяславич 1098–1113. Владимир II Всеволодович Мономах 1113–1125. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий 1125–1132. Ярополк II Владимирович 1132–1139. Всеволод II Олегович 1139–1146. Игорь Ольгович 1146. Изяслав II Мстиславич 1146–1154. Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий 1155–1157. Изяслав III Давидович 1157–1159. В Киеве и Владимире: Св. Андрей I Георгиевич Боголюбский во Владимире 1157–1174. Ростислав (Михаил) Мстиславич в Киеве 1159–1167. Мстислав II Изяславич в Киеве 1167 – 1169. Владимир III Мстиславич в Киеве 1169–1172. Михаил I Георгиевич во Владимире 1174– 1176. Всеволод III Георгиевич во Владимире 1176–1212. Роман Ростиславич в Киеве 1172–1177. Святослав III Всеволодович в Киеве 1177–1195. Рюрик II Ростиславич в Киеве 1195–1211. Георгий II Всеволодович во Владимире 1212–1216. Всеволод III Святославич в Киеве 1212–1214. Георгий II Всеволодович (вторично) во Владимире 1219–1238. Мстислав III Романович в Киеве 1214–1224. Владимир IV Рюрикович в Киеве 1224–1240. Во Владимире, но жили и в других местах: Ярослав II Всеволодович 1238–1246. Святослав III Всеволодович 1246–1248. Михаил II Ярославич во Владимире 1248. Андрей II Ярославич 1249–1252. Св. Александр I Ярославич Невский 1252–1263. Ярослав III Ярославич 1263–1272. Василий I Ярославич (и в Костроме) 1272–1276. Димитрий I Александрович в Переяславе Залесском 1276–1294. Андрей III Александрович (и в Городце) 1294–1304. Св. Михаил III Ярославич (и в Твери) 1305–1318. Георгий III Даниилович (и в Москве) 1319–1322. Димитрий II Михайлович в Твери 1326. Александр II Михайлович в Твери 1326–1328. В Москве: Иоанн I Данилович Калита 1328–1340. Симеон Иоаннович Гордый 1340–1353. Иоанн II Иоаннович 1353–1359. (Димитрий III Константинович Суздальский 1359–1363, † 1384 в Нижнем-Новгороде). Дмитрий IV Иоаннович Донской 1363–1389. Василий I Димитриевич 1389–1425. Василий II Васильевич Темный 1425–1462. Иоанн III Васильевич 1462–1505. Василий III Иоаннович 1505–1533. Цари Иоанн IV Васильевич Грозный 1533–1584.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Осенью 1250 г. Кирилл прибывает в Суздальскую землю, где зимой 1250/1251 гг. совершает бракосочетание дочери Даниила с великим князем владимирским Андреем Ярославичем. Особенно бросается в глаза взаимопонимание и многолетнее сотрудничество Кирилла с Александром Ярославичем Невским, получившим в 1249 г. в ханской ставке титул великого князя киевского, а в 1252 г. – также и великого князя владимирского. Оба государственных деятеля скептически относились к предложениям унии со стороны папы, считая бесперспективным сопротивление превосходящим силам монголов. Вследствие этого они решили пойти на признание монгольского владычества и широкое сотрудничество с завоевателями. Первая из известных встреч Кирилла с Александром Невским произошла в 1251 г. в Новгороде, где Кирилл вместе с ростовским епископом Кириллом посвятил в сан новгородского архиепископа Далмата. В 1252 г. Кирилл возглавлял торжества по случаю восшествия нового великого князя Александра Невского на владимирский стол. В конце 1256 г. они вновь вместе посетили Новгород. Примерно в это же время (в 1255/1258 г.) было учреждено епископство в Твери. В 1261–1263 гг. Кирилл пребывал во Владимире-на-Клязьме, где он рукоположил сарайского епископа Митрофана (Сарай – столица Золотой Орды) и ростовского епископа Игнатия, а в ноябре 1263 г. участвовал в торжественном погребении Александра Невского. Вероятно, в Киеве в 1269 г. Кирилл посвятил в сан Феогноста, епископа Переяславля-Русского и Сарая. Вслед за этим Феогност, по заданию митрополита и хана Менгу Тимура, отправился в Константинополь, к императору и патриарху. Его пребывание в Константинополе документально засвидетельствовано 12 августа 1276 г. (см. “ответы” патриаршего синода). В сопровождении бывшего киево-печерского монаха Серапиона, новопоставленного в Киеве в 1273 г. в епископы Владимира, Кирилл прибыл в 1274 г. во Владимир-на-Клязьме, где настоловал его епископом “Володимерю, Суждалю и Новгороду Нижнему”. Именно с этим пребыванием Кирилла во Владимире в историографии связывали тот важный митрополичий собор, на котором было принято постановление против злоупотреблений в церкви и среди клира, а также официально одобрено собрание церковных установлений (Номоканон, Кормчая книга), переведенное на славянский на Балканах и присланное митрополиту болгарским деспотом Яковом-Святославом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я Ян Вышатич, воевода Янка (Анна), дочь Всеволода Ярославича Ярополк Владимирович, князь Ярополк Изяславович, князь Ярослав Всеволодович, князь Ярослав Мудрый, великий князь Ярослав Святославович, князь Ярослав Яропольгич, князь Яхья Антиохийский, летописец Митрополиты киевские в X – XIII веках Св. Михаил Сирин 988–992 Леонтий 992–1018 Иоанн I 1017–1034 Феопемпт 1034–1049 Иларион 1051–1054 Ефрем 1055–1065 Георгий 1065–1076 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1090–1091 Николай 1092–1104 Никифор I 1104–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1129–1145 Климент Смолятич 1147–1155 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1170 Михаил III 1171–1183 Никифор II 1183–1203 Матфей ок.1208–1220 Кирилл I 1224–1233 Иосиф ок.1236–1240 Св. Кирилл II 1246–1280 Св. Максим 1281–1305 Великие князья Владимиро-Суздальские XII – XIII века Св. Андрей Юрьевич Боголюбский 1157–1174 Михаил Юрьевич 1174–1175 Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1175–1212 Константин Всеволодович 1212–1218 Св. Юрий Всеволодович 1218–1238 Ярослав Всеволодович 1238–1246 Андрей Ярославич 1246–1252 Св. Александр Ярославич Невский 1252–1263 Ярослав Ярославич Тверской 1263–1276 Дмитрий Александрович Переяславский 1276–1281; 1283–1293 Андрей Александрович Городецкий 1281–1283; 1293–1304 Великие князья Киевские IX – XIII веков Олег 885–912 Игорь Рюрикович 912–944 Св. Ольга 945–959 Святослав Игоревич 959–972 Ярослав Святославович 972–980 Св. равноап. Владимир 980–1015 Святополк Владимирович Окаянный 1018–1021 Ярослав Мудрый 1021–1054 Изяслав Ярославич 1054–1073; 1076–1078 Святослав Ярославич Черниговский 1073–1076 Всеволод Ярославич Переяславский 1076–1093 Святополк Изяславич 1093–1113 Владимир Всеволодович Мономах 1113–1125 Св. Мстислав Владимирович Великий 1125–1132 Вячеслав Владимирович 1132–1139; 1151–1154 Всеволод Ольович Черниговский 1139–1146 Св. Игорь Олегович Черниговский 1146 Изяслав Мстиславович Смоленский 1147–1150 Юрий Владимирович Суздальский, Долгорукий 1155–1157 Св. Ростислав Мстиславич Смоленский 1154; 1157–1167

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Александр Невский, защищая и спасая свое отечество и веру, можно сказать, положил самую жизнь свою. Тяжкие труды и путешествия в Орду совсем надломили его крепкое от природы здоровье; осенью 1263 года, возвращаясь из Орды, он заболел жестоким недугом, и едва добрался до Городца. 7 Предчувствуя близкую кончину, он принял пострижение с именем Алексия и 14 ноября тихо скончался. Умилительно рассказывает писатель жития его преставление блаженного князя инока: «смотрите, как и в последние минуты являет он заботу о вверенных ему людях, подобно пастырю, хотящему отойти на дальнюю страну, который гласом трубы собирает стадо свое, чтобы овцы его не отлучались на пажити друг от друга. Получив многожеланную схиму, он созывает к болезненному одру своему князей, бояр и простых людей и дает им последнее благословение, прощая их во всем и прося отпущения себе самому. Горькое было зрелище общего плача и рыдания о поборнике всей земли Русской, предстателе бояр, питателе убогих, отце вдов и сирот и заступнике Церкви, которую защищал он от врагов, утверждая веру Христову! Блаженный, отходя в вечность, и сам прослезился от многого вопля и велел прекратить рыдание, чтобы пред смертью не нарушали его покоя. Еще раз он пожелал сподобиться приобщения Пречистых Таин Господа и Спаса нашего и, с сим божественным напутствием, предал свою чистую душу в руки Божии, в день памяти св. Филиппа, 14 ноября 1263 года», на 43 году своей многотрудной и многополезной жизни. – Во Владимире, куда он перешел из Новгорода княжить еще в 1252 году, не знали о смерти любимого князя. Получив известие о сем во время богослужения, митрополит Кирилл, обливаясь слезами, вышел из алтаря и сказал народу: «Чада мои милые! закатилось солнце земли Русской»! Слезы и рыдания народа прервали речь первосвятителя; все поняли горький смысл слов его и в один голос завопили: «мы погибаем, мы погибаем»!... За десять верст вышел весь Владимир встретить погребальное шествие труженика за землю Русскую. По словам летописца, земля стонала от вопля и рыданий народа... Но Господь утешил осиротевший народ, показав ему, что защитник родной земли жив пред ним. Когда при отпевании митрополит Кирилл подошел к гробу, чтобы вложить в руку усопшего прощальную грамоту, блаженный князь как бы живой из гроба простер руку, взял хартию и потом опять сложил крестообразно руки свои. То было первое чудо, прославившее Александра Невского. Оно совершилось 23 ноября 1263 года, в память чего и установлен настоящий праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

В последующие годы контакты между Даниилом и папством возобновились, и в 1253 году он принял королевскую корону. Мы не знаем, был ли митрополит Кирилл вовлечен в переговоры с папой. Следует с осторожностью относиться к сообщению папского легата Джованни Карпини о том, что в июне 1247 года великий князь Даниил и его брат Василий «вместе со своими епископами и другими знатными людьми» решили «считать папу своим высшим господином и отцом, а римскую церковь — своей госпожой и матерью»: упоминаний о том, чтобы жители Волыни и Галича или их православные епископы в это время желали принять веру римской церкви, не сохранилось.   Скорее всего, они, как то сделали в начале века болгары и сербы, подчинились папской юрисдикции по политическим соображениям, приняв ее в качестве замены явно поверженного византийского «империума».   Уже в 1257 году папа Александр IV (1254–1261 гг.) призывал к крестовому походу в Центральную Европу, как против литовских «язычников», так и против русских «схизматиков» — врагов Креста, проклиная Даниила за вероломство.   Ясно, что непонимание — если только оно было — религиозной позиции Даниила уже рассеялось и что русские отвергли канонические и политические претензии, которые папство предъявляло западным русским княжествам. Поставленный патриархом, митрополит Кирилл в течение более чем тридцати лет делал то, что и его греческие предшественники: в качестве главы церкви управлял той единственной административной системой, которая охватывала всю Русь от Карпат до верховьев Волги и от Новгорода до Золотой Орды. Будучи ставленником Даниила Галицкого, он не чувствовал себя связанным политикой своего высокого покровителя. Сразу после возвращения из Никеи он отправился во Владимир (1250 г.) и обвенчал дочь Даниила с великим князем Владимирским Андреем. В следующем 1251 году он посетил Новгород. Летопись столь часто упоминает о его присутствии в северной Руси, что он, без сомнения, пробыл там несколько лет подряд, войдя в тесное общение с ведущим политическим деятелем этого края: князем Александром Невским, который сначала княжил в Новгороде (1240–1252 гг.), а затем стал великим князем Владимирским (1252–1263 гг.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Великий князь Андрей Владимирский (1169-1174) - сын Юрия Долгорукого, за мудрость прозван вторым Соломоном. При нем северо-восточная Русь, по существу, уже обособилась от южной Руси. Став киевским князем, он не покинул Владимир, являлся одним из мудрейших и мужественных князей Руси. Был убит заговорщиками, которые воспользовались его доверием. Великий князь Александр Невский (1236-1249) - княжение в Новгороде. Затем совместное с братом Андреем княжение (1249-1252) и единовластное правление Великого князя Александра Невского (1252-1263). Одержал победы над шведами на Неве и над немцами на Чудском озере. Победы имели выдающееся военное, моральное и политическое значение для всех последующих поколений русских людей. Был известен всей Европе своими подвигами, умом, благородством. Он получил предложение от папы римского Иннокентия IV с предложением поменять веру. Дал ему достойный ответ: «Вашей веры не приемлем и знать не хотим». Большое впечатление производил на вождей Орды, оккупировавшей Русь. Православная церковь причислила Александра Невского к лику святых. Причислила именно за победы над латинянами, которых церковь считала главными врагами. Что касается Орды, то именно Александр и потомки его сына Даниила были верными союзниками Орды в течение длительного времени. Вероятно, что эта политика дала Руси передышку и шанс опомниться от страшного разгрома. А когда московский вассал при Иване III стал сильнее своего сюзерена, то из осторожности Россия еще в течение двух столетий платила дань крымскому хану и тем самым была условно независимым государством. Второй 300-летний период начинается в правление Великого князя Ивана Калиты (1328-1340), когда активно происходит процесс «собирания русских земель вокруг Москвы» и перемещение в нее столицы из Киева через Владимир. (До этого митрополит Максим в 1299 году оставил кафедру в Киеве и переехал во Владимир). Период длится до начала царствования династии Романовых (1613) и включает в себя такой трагический для страны этап как Смутное время. При Иване Калите Москва стала центром Руси, а он получил имя собирателя земли русской и государя отца. Был очень набожным, строил храмы, заложил Успенский и Архангельский соборы. В то же время Калита вместе с Ордой громил тверские земли. Поскольку в этот период юго-западная Русь попадает под власть Польши и Литвы, митрополит Феогност в 1326 году перенес кафедру из Владимира в Москву. Иван носил с собой всегда мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных, за что и был прозван Калитой. В его княжение Русь обогащалась, он освободил свое княжество от грабителей, восстановил собственную и общественную безопасность, был правосуден.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/20/...

Муравьев в своей церковной истории с Митрополита Кирилла поставляет даже особый отдел: «Митрополия во Владимире» 122122 . В истории Российской Иерархии с Митрополита Кирилла идут Киевские и всея России Митрополиты, жившие во Владимире на Клязьме 123123 . А преосвященный Платон, в своей Российской церковной истории, говорит о Кирилле, что «сей митрополит, видя, что Киев совершенно разорен и правления порядочнаго в нем нет, мало жил в Киеве, а более холил по разным Российским городам, исполняя должность свою; а более пребывал во Владимире, яко тогда знаменитейшем и столичном великих князей граде, а по сему может с 1250 года почтено быть перенесение митрополии Киевской из Киева во Владимир» 124124 . 1252 год замечателен для Владимирского соборного храма по восшествию в нем на престол великокняжения Александра Ярославича Невского. Андрей Ярославич, тяготясь быть данником Батыевым, в 1252 году бежал из Владимира с женою своею и с боярами, и на место его избран в Орде Александр Ярославич. Возвращаясь от хана, Александр с великою торжественностью въехал во Владимир и воссел на столе великокняжеском. Из летописи видно, что при вшествии Александра во Владимир Митрополит Кирилл вышел благоверному князю на встречу из Золотых ворот; с митрополитом, по сказанию летописи, вышли «вси игумени и граждане и посадиша и на столе отца его Ярослава, бысть радость велика в граде Владимери» 125125 . Не долго спустя после восшествия на великокняжение Александра Ярославича, и именно в 1255 году, в соборном храме совершено было погребение брата Александра –Константина Ярославича, о смерти и погребении коего с подробностию записано на страницах летописи: «в лето 6763, сказано у летописца, по велице дни порожнее недели преставися Костянтин, сын великаго князя Ярослава, и бысть плачь велик, спрятавше понесоша и в Володимер и яко услыша Олександр князь брата своего смерть и усретоша и митрополит, игумени и попове, певше обычныя песни, положиша и у святое Богородици в Володимери» 126126 . В 1263 году скончался и сам Благоверный Великий Князь Александр Невский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

...а на своем дворе... и верх ея позлати. – Речь идет о постройке Всеволодом во Владимире Дмитриевского собора, который предположительно был заложен в 1194 г. (см. там же, с. 398). «Гробная доска» святого Дмитрия Солунского была положена в соборе в 1197 г. ...великий князь Юрий Всеволодич... – Князь Юрий (или Георгий) Всеволодович (1189 или 1187–1238 гг.), сын Всеволода Большое Гнездо. Его владимирское княжение падает на 1218–1238 гг. Батый – сын Джучи-хана, старшего сына Чингиз-хана. Умер в 1255 г. Основатель Золотой Орды, завоеватель Восточной Европы в конце 30–40 гг. XIII в. Монголо-татары во главе с Батыем завоевали и Русь (литературные памятники, посвященные монголо-татарскому нашествию на Русь, см. в наст. изд., т. 5). ...Владимира Юрьевича... – Владимир Юрьевич – сын великого князя Юрия Всеволодовича. ...воеводу Филиппа Няния... – Филипп Нянько – воевода, защитник Москвы от войска Батыя. Его существование подтверждается летописями. ...на Сите. – Река Сить – правый приток реки Мологи, впадающей в Волгу (Ярославская обл.). ...Всеволод, Мстислав, Владимир. – Летописи подтверждают существование таких сыновей у великого князя Юрия Всеволодовича. ...Ярослав Всеволодич. – Князь Ярослав Всеволодович (1191–1246), сын Всеволода Большое Гнездо, занимал великокняжеский стол с 1238 по 1246 г. ...князя Александра... – Александр Ярославич Невский (1220–1263), сын Ярослава Всеволодовича. С 1236 г. – князь Новгородский, с 1252 по 1263 г. великий князь Владимирский. ...Новгород Нижней созда и монастырь Пресвятыя Богородицы Печерския. – Георгий (или Юрий) Всеволодович основал в 1221 г. Нижний Новгород. Под 1229 г. в летописях упоминается монастырь Святой Богородицы под Нижним Новгородом («вне града»). Это, видимо, и есть Печерский монастырь. В нем находилась икона Печерской Божьей матери. ...преставися... Ярослав Всеволодич во Орде нужною смертию. – По сообщению летописных источников, Ярослав Всеволодович, будучи в Орде у великого хана, был там оклеветан, а затем отравлен. Умер он в 1246 г., а не в 1238 г. (6746), как указано в повести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010