В 1252 г. в качестве одного из папских легатов в Тоскане участвовал в переговорах о заключении мира между Флоренцией и Сиеной. При папе Римском Александре IV (1254-1261) Орсини выполнял важные поручения. В 1255-1256 гг. он входил в состав комиссии, члены которой изучали «Трактат о бедствиях новейших времен» (Tractatus de periculis novissimorum temporum) парижского магистра Вильгельма из Сент-Амура , направленный против нищенствующих орденов ; председательствовал на судебном процессе против обвиненного в ереси генерального министра ордена францисканцев Иоанна Пармского (см. также ст. «Евангелие вечное» ). Возвышению Орсини способствовали его финансовая независимость (он получил долю отцовского наследства), стремление к политическим компромиссам, а также серьезный и уравновешенный характер. От современников он получил прозвище Сдержанный (итал. il Composto). В 1258 г. как папский легат при дворе франц. кор. Людовика IX Святого (1226-1270) он участвовал в переговорах о мире между Англией и Францией. Папа Римский Николай III в окружении апостолов Петра и Павла преподносит в дар Спасителю капеллу. Роспись капеллы Санкта-Санкторум Латеранского дворца в Риме. 2-я пол. XIII в. Папа Римский Николай III в окружении апостолов Петра и Павла преподносит в дар Спасителю капеллу. Роспись капеллы Санкта-Санкторум Латеранского дворца в Риме. 2-я пол. XIII в. На папских выборах 1261 г. Орсини поддержал кандидатуру Жака Панталеона, лат. патриарха Иерусалимского, к-рый был избран папой Римским и взял имя Урбан IV (1261-1264). При этом понтифике влияние Орсини в Римской курии еще более возросло. В 1261 или 1262 г. он был назначен кардиналом-протектором ордена францисканцев, в 1263 г.- ордена кларисс ; составил для кларисс устав (утвержден буллой Урбана IV «Beatae Clarae» от 18 окт. 1263). Этот устав являлся модифицированным и расширенным до 26 глав вариантом устава св. Клары Ассизской, но в отличие от него в новом уставе клариссам разрешалось владение совместной собственностью, подробно описывалась роль настоятельницы мон-ря и утверждалось правило постоянного местонахождения монахинь (stabilitas loci).

http://pravenc.ru/text/2566082.html

Я. Н. в своей борьбе против нее мог в полной мере опереться на поддержку Русской Церкви, и в частности митр. Кирилла II . Очевидно, именно в 1250 г., получив буллу папы Иннокентия IV от 1248 г. с предложением унии, А. Я. Н. дал рим. послам знаменитый ответ: «От вас учения не принимаем». Перемены в Каракоруме, где на престол был возведен покровительствуемый Батыем вел. хан Менгу, позволили А. Я. Н. перейти к решительным действиям. В 1252 г. он отправился из Новгорода в Сарай, где получил ярлык на вел. княжение Владимирское и, заручившись татар. подмогой («Неврюева рать»), вытеснил из Владимира Андрея, в итоге бежавшего в Швецию, а в Новгороде посадил сына Василия. Последующие годы правления А. Я. Н. были посвящены консолидации внутриполитического положения и примирению с братьями: Ярослав Ярославич , пытавшийся в 1255 г. закрепиться в Новгороде, был вынужден смириться с выделенной ему А. Я. Н. Тверью; примерно в это же время из-за моря вернулся Андрей Ярославич, получивший Суздаль. Стабилизация внутренней ситуации позволила А. Я. Н. предпринять активные внешнеполитические шаги: зимой 1256/57 г. он во главе суздальско-новгородского войска совершил поход на емь, препятствуя закреплению шведов на юге Финляндии; возможно, к этому же времени относятся переговоры о браке сына А. Я. Н. с дочерью норвеж. кор. Хокона IV (1217-1263), обычно датируемые 1251/52 г.; крупным внешнеполитическим успехом было и заключение союзного договора с Миндовгом против Ливонского ордена в 1262 г. Тяжким, но неизбежным следствием политического курса А. Я. Н. стало монголо-татар. «число» - перепись населения, проводившаяся ханскими чиновниками с помощью княжеской власти (причем князья Андрей Суздальский, Ярослав Тверской, Борис Василькович Ростовский выступали как послушные исполнители политики А. Я. Н.) с целью упорядочения сбора дани и участия рус. отрядов в военных походах Орды. В 1257 г. «чтоша» Суздальскую и Муромо-Рязанскую земли, в 1258 г.- Владимир. Перепись натолкнулась на активный протест древнерус. городов. 1-я попытка переписи в Новгороде в 1257 г., несмотря на личное присутствие А. Я. Н., оказалась неудачной; успеха с большим трудом военной силой удалось добиться только в 1259 г., после того как в предыдущем году А. Я. Н. и др. князьям пришлось ездить в Орду для объяснений. Ордынские поборы привели в 1262 г. к массовому восстанию горожан в Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле, что вынудило А. Я. Н. снова ехать в Сарай, «дабы отмолити людии от беды тоя». Будучи задержан там ханом Берке на целый год, князь скончался на обратном пути, приняв перед кончиной монашеский постриг, и был погребен в Боголюбском Рождества Богородицы мон-ре во Владимире 23 нояб. 1263 г.

http://pravenc.ru/text/64418.html

(Vine. Prag. 1868. Р. 659; Vine. Prag. 1874. Р. 409) 2. Владислав отправляется в крестовый поход вместе с королем Конрадом 1248 , а моравский епископ Генрих – в крестовый поход против поморян 1249 . В отсутствие Владислава Собеслав, сын Собеслава 1250 , пребывавший в изгнании в Германии, пытался вернуться в Чехию, но был захвачен Депольтом, младшим братом Владислава, который оставил его вместо себя в Праге.] В год от Воплощения Господня 1148-й. [Король Конрад и французский король Людовик 1251 потеряли множество воинов в походе против «турок» 1252 , что автор объясняет их безнравственным общением с «девками» (muliercula).] В этот же год князь Владислав (Wladizlaus) возвращается из того же похода, в котором, со многими другими, погиб его конюший (agaso) Юрик (Irik), муж знатный и доблестный, имевший единственного сына по имени Юрик, с блестящими задатками. А Бартоломей, канцлер (cancellarius) названного князя, был со многими другими взят в плен турками (Turci), о чем мы не смогли узнать более ничего определенного. Названный же князь, через Русь 1253 вернувшись восвояси, схватил господина Спытигнева (Spitigneus), своего двоюродного брата 1254 , за какие-то его проступки и, заковав в кандалы, передал под крепчайшую стражу своему зятю 1255 . Встреченный в Праге с величайшей радостью и почестями как епископами 1256 , так и своими приближенными, он отослал сына Собеслава под крепчайшую стражу в крепость Пржимда (Primda) 1257 . В тот же год в 6-е иды июля 1258 скончался Оттон 1259 , вместо которого в 4-е календы августа 1260 избирается Даниил 1261 и во 2-е календы февраля 1262 , прекрасно принятый в Майнце 1263 , посвящается в епископы. В год от Воплощения Господня 1149-й. Владислав (Waladizlaus), князь (dux) польский 1264 , собрав огромное число как сарацин (Sarraceni) 1265 , так и руси (Ruteni) 1266 , осаждает Познань (Pozna), город своего брата Болеслава (Bolezlaus) 1267 . А Болеслав со своим младшим братом Мешком (Mesko) 1268 , возлагая надежду больше на Бога, чем на количество воинов, напором, железом теснит такое множество, и в жестокой сече наголову поражая сарацинов и русь, освобождает город от осады и, захватив со своими великое богатство этих врагов, одерживает неожиданную победу. Владислав (Wladizlaus) же, убежав к чешскому князю 1269 , по его совету направляется к королю Конраду, с сестрой которого состоял в браке 1270 , и просит его помощи для отвоевания своей земли. Король Конрад, собрав войско, вместе с чешским князем вступил в Польшу. Но поляки, последовав совету некоторых рассудительных людей, умиротворяют короля Конрада деньгами и обещают явиться на назначенное для них разбирательство и быть в его (Конрада. – Сост.) подчинении, ибо чем повредит обещанье? 1271 Так вот король Конрад, умиротворенный, возвращается восвояси со своим изгнанником 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АЛЕКСАНДР III (26.2.1845–20.10.1894) – российский император (с 1881), второй сын великого князя Александра Николаевича (впоследствии императора Александра II) и великой княгини (впоследствии императрицы) Марии Александровны. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, понизил выкупные платежи. Со 2-й пол. 80-х гг. провел «контрреформы». Усилил роль полиции, местной и центральной администрации. В царствование Александра III в основном завершено присоединение к России Ср. Азии (1885), заключен русско-французский союз (1891–1893). АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1220–1263) – святой благоверный князь, князь Новгородский (1236–1251), с 1252 г. великий князь Владимирский. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Прославился победами над шведами (Невская битва, 1240) и рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище, 1242), обезопасил западные границы Руси. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (Александр Ш Великий, 356–323 до н.э.) – сын Филиппа II Македонского, с 13 лет воспитывался Аристотелем. Великий полководец и царь Македонии (с 336 до н. э.). Создатель крупнейшего государства древнего мира. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629–1676) – на царском престоле с 1645 по 1676 г. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение, 1649); была воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650:1662) и Крестьянская война (1670–1671); в его правление произошел раскол в русском православии. Прослыв «тишайшим» царем в век бунтов, Алексей Михайлович, согласно историографической традиции, не был деятельным государем, степень его участия в принятии важнейших политических решений историкам достоверно не известна, хотя за время его царствования в России произошли события, имевшие долговременное влияние на русскую историю. АЛЕКСИЙ Св. († 1378) – митрополит Московский (с 1353 по 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1348 г., после смерти Ивана Калиты был регентом при малолетнем Дмитрии Донском; имел большое влияние не только в церковной, но и в политической сфере; ему удалось поднять архипастырскую власть на небывалую раньше в России высоту. Алексий активно боролся против княжеских усобиц, неоднократно был примирителем в распрях князей Дмитрия Донского и Михаила Тверского. Большое значение придавал развитию монастырей, духовному просвещению. Осуществил перевод Нового Завета с греческого языка на церковнославянский.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В 1606 г., посетив Переславль, прп. Иринарх из Борисоглебского монастыря поручил диакону Онуфрию закопать Синий камень; тот исполнил поручение. Каким-то образом камень снова оказался на поверхности, его попытались утопить, но тоже неудачно. Православные сторонятся этого валуна. А дети телевизора приходят с молотками и откалывают кусочки. Памятник Александру Невскому установлен на Красной площади города в 1958 г. Переславль под Ордой Переславль был разорён монголами в 1238 и в 1252 гг. Но он пережил эти разорения и при князе Димитрии, сыне Александра Невского, получившем переславский стол в 1263 г., достиг вершины своего могущества. О силе княжества говорит то, что когда разногласие князя Димитрия с новгородцами привело на переславские земли враждебное войско, то объединённые отряды Новгорода, Москвы и Твери не осмелились вступить в сражение с Переславлем. Могущество княжества было разрушено в результате междоусобицы. Брат Андрей захотел отнять у Димитрия великокняжеский стол, который тот получил в 1275 г. Андрей Александрович добился поддержки в Орде и привёл с собой монгольскую рать Дюденя. Русские князья часто пользовались ханской силой, но редко могли с нею совладать. Монголы, пришедшие в 1281 г. для утверждения власти нового князя, подвергли Переславское княжество жестокому опустошению. Заодно были опустошены и многие другие города Руси. А после четвёртого нашествия, происшедшего в 1292 г. из-за тех же усобиц между братьями, Переславль окончательно потерял прежнее значение. В 1302 г. Переславль отошёл к Москве и навсегда лишился самостоятельности. Позднее он пережил ещё два монгольских разорения – Тохтамыша в 1382 г. и Едигея в 1408 г. Смутное время В 1608 г. переславская знать присягнула Лжедимитрию II. Некоторые бояре даже присоединились к отрядам Тушинского вора, участвовали в разорении Ростова, пленении митрополита Филарета (Романова) и безуспешной осаде Троице-Сергиевой лавры. Но в том же году в Переславле вспыхнуло восстание простого люда против бесчинствовавших интервентов. Это восстание было подавлено отрядом Лисовского. Город был освобождён в 1609 г. войсками М. В. Скопина-Шуйского.

http://azbyka.ru/palomnik/Переславль-Зал...

К тому ж во Владимире не было тогда своего епископа и епархиею еще с 1239 г. по смерти епископа Митрофана, сгоревшего при нашествии татар во владимирском соборе вместе с княжеским семейством и множеством народа, управлял Ростовский епископ Кирилл . Из Владимира митрополит предпринимал по временам путешествия в Новгород (в 1251 г.), Киев и другие города; но чаще является действующим в самом Владимире: так, в 1250 г. он венчал здесь сына великого князя Ярослава Андрея, брата святого Александра Невского; в 1252 г. торжественно встречал у Золотых ворот святого Александра Невского, возвратившегося из Орды, и посадил его на великокняжеский престол; в 1255 г. погребал брата святого Александра Невского Константина; в 1261–1262 гг. благословил избрать и рукоположил нового епископа Ростову Игнатия; в 1263 г. встретил и похоронил тело самого героя Невского в Рождество-Богородицком владимирском монастыре. Вообще, не прежде как в 1274 г. митрополит Кирилл поставил для Владимира особого епископа — Серапиона, из архимандритов Киево-Печерской лавры, а сам переселился в Киев, где в 1276 г. совершил рукоположение Новгородского епископа Климента . И хотя чрез четыре года (1280) первосвятитель снова посетил Владимир и вообще область Суздальскую и здесь в городе Переяславле даже скончался (9 декабря), но тело его, принесенное сначала во Владимир, отправлено было потом в Киев и там погребено в кафедральном Софийском соборе . Другою, важнейшею, заботою митрополита Кирилла была забота о благоустроении духовенства и всей паствы. С этою-то целию он предпринимал частые путешествия по России и, проходя грады и веси, «по обычаю своему учаше, наказуяше, исправляше» . Он всюду встречал не только развалины жилищ, храмов и обителей, не только бедствия и слезы соотечественников, но, к сугубому прискорбию, и разные беспорядки, церковные и нравственные, вкравшиеся или утвердившиеся посреди всеобщего расстройства, произведенного нашествием монголов. Епископы редко обозревали свои епархии; на священнические степени возводились лица без надлежащего внимания к их достоинствам и часто по святокупству; в совершении Божественной литургии и других служб допускаемы были произвольные отступления от древнего чина; народ предавался играм и обычаям, противным духу веры.

http://sedmitza.ru/lib/text/435861/

Правда, образ Александра Невского, живущий в глубинах национальной памяти, был столь высоким и значительным, что историки, в сознании которых сохранялись народные нравственные устои, не пытались «обличать» Александра Ярославича, и, в общем и целом, представление о нем было «положительным»,- кроме разве периода 1920 - начала 1930-х годов, когда, например, в энциклопедической статье его деятельность сводилась к следующему: «Александр Невский (1220-1263) княжил в Новгороде, оказал ценные услуги новгородскому торговому капиталу, победоносно отстояв для него побережье Финского залива... В 1252 году достает себе в Орде ярлык на великое княжение. Александр умело улаживал столкновения русских феодалов с ханом («феодалы» эти, следовательно, в отличие от Александра, выступали против монголов! - В. К.) и подавлял восстания русского населения, протестовавшего против тяжелой дани» (Малая советская энциклопедия, т. 1, М., 1929, с. 216). Нередко «критицизм» проявлялся в смягченной или уклончивой форме. Так, например, в широко известной сейчас книге эмигранта Георгия Федотова «Святые Древней Руси» (1931) подвергается «критике» как бы не сам Александр Невский, а «информация», предложенная в его житии: «Унижение ордынского поклона ханской власти искусно маскируется славой имени Александра... Об отношении Александра к русским князьям (то есть к тем же противостоявшим-де монголам «феодалам» из советской энциклопедии.- В.К.), о татарской помощи в борьбе с соперниками, о наказании мятежных новгородцев, словом, о том, что могло бы омрачить славу национального героя... в повести-житии не говорится ни слова» (Федотов Георгий. Святые Древней Руси.- М., 1990, с. 100). И в подтексте таится: «национальный герой» - то сомнителен (как, по мнению Федотовых, и почти все в России, исключая разве курбских и герценов). Объективно и доказательно выявить истинный смысл судьбы и воли Александра Невского непросто. И для этого выявления я обращусь к наиболее значительному (это, надо думать, неоспоримо) событию всей «монгольской эпохи» (с 1237 по 1480-й год) - Куликовской битве.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/27/...

При новом главе ордена Гийеме де Басе († ок. 1270; исполнял должность с перерывами), также являвшемся братом-мирянином, М. стали вести свою деятельность в Кастилии (где конкуренцию им составили тринитарии и члены ордена Сантьяго , занимавшиеся аналогичной работой) и в Мурсии. Увеличилось количество представительств (энкомьенд) ордена на юге Франции (в Тулузе с 1258), в Арагоне и Каталонии (в Вике). В Валенсии в 1255-1259 гг. под упр. М. находился мон-рь св. Викентия. Орден получил от короля владения в недавно отвоеванных Севилье (1253) и Кордове (до 1263). Грамотами от 13 июня 1251 г. и от 12 марта 1255 г. М. были дарованы личная протекция кор. Хайме I, самоуправление (guidaticum) и разрешение на покупку или получение в дар королевской собственности (в нач. XIV в. привилегии были подтверждены кор. Хайме II Справедливым (1291-1327)). В Кастилии М. получили меньшую поддержку светской власти, однако и там им были дарованы королевские привилегии: в сохранившейся грамоте, данной в 1289 г. кор. Санчо IV Храбрым (1284-1295), упомянуты милости, оказанные М. кор. Альфонсо X Мудрым (1252-1284). К кон. XIII в. относится рост числа орденских представительств в Кастилии; энкомьенды М. появились в Бургосе, Гвадалахаре, Толедо, Вальядолиде. Кроме того, под патронат М. был передан ряд церквей и часовен. В 1286 г. на Менорке М. получили неск. строений в Сьюдаделе; позднее на острове орденом были построены церковь и часовня. В 1299 г. было основано 1-е представительство М. в Португалии (в Беже); вскоре к нему было добавлено еще 5. В сер. XIV в., во время эпидемии чумы («черная смерть»), энкомьенды опустели, а имущество М. было передано ордену тринитариев (М. удалось восстановить свое присутствие в Португалии лишь в XVII в.). В кон. XIII в. орден приобрел 1-ю энкомьенду в Наварре (в Памплоне). Весной 1272 г. в Лимузене под рук. нового главы ордена Пере д " Амера (кон. 1271-1301) были составлены орденские конституции, одобренные в мае того же года на общем собрании М. в Барселоне (изд. и текстологические исследования см.: Serratosa Queralt.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества св. Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими. В 1256 г. умер хан Батый. Св. князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 г., и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547г.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

«Брата нашего и соепископа Афанасия..., брата нашего и соепископа Юлия», – сразу же в одном месте гласит послание собора Сардикийского, помещенное в апологии св. Афанасия против ариан 1249 , о епископах александрийском и римском. – «Братия и сослужители наши Афанасий, епископ александрийский, и Маркелл, епископ анкиро-галатийский, ... Юлий, сослужитель наш, римской церкви епископ, ... Афанасий сослужитель наш» – сразу же в одном месте выражается другое послание собора Сардикийского, помещенное там же 1250 . – «Дионисия два было, один из них римским, а другой александрийским был епископом 1251 ... Сослужитель наш Дамас епископ великого Рима 1252 ... Прибыл я в Рим проститься с церковью и с епископом; и церковь исполнилась совершенной радости, а епископ Юлий, радуясь моему возвращению, написал (моей) церкви» 1253 , – выражения самого Афанасия. Римский епископ в творениях Афанасия два раза только называется «блаженнейшим папой» и один раз «господином», и то – только в письмах арианских епископов Урзакия и Валента к римскому епископу Юлию, приводимых св. Афанасием в его творениях 1254 . А все вообще епископы именуются блаженными епископами 1255 , возлюбленными отцами 1256 , почтеннейшими господами 1257 , превожделенными господами 1258 ; епископа Люцифера св. Афанасий величает господином, возлюбленнейшим братом и исповедником, господином славнейшим и подлинно вожделеннейшим, подлинно человеком Божиим, слугою Христа, соучастником апостолов, утешением братства, наставником истины, и вожделеннейшим во всем 1259 ; Александр Александрийский , предшественник св. Афанасия на александрийской кафедре, в его творениях называется папой 1260 , блаженным папой 1261 не меньше трех раз. Сам Афанасий называется господином 1262 , господином епископом 1263 , высокопочтеннейшим епископом 1264 не меньше четырех раз, папой 1265 не меньше четырех раз, блаженным папой 1266 не менее двух раз, возлюбленным папой 1267 , блаженнейшим папой 1268 , отцом ( γονε) возлюбленнейшим 1269 , человеком Божиим 1270 , – называется не только в письмах к нему частных лиц, но и в посланиях к нему императоров св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010