К 1249 году, когда митр. Кирилл пришел домой из Никеи, дело дошло уже до того, что кн. Даниил дал согласие приступить к союзу с римской церковью, и прусский архиепископ, в качестве папского легата, привез ему королевский венец. Но Даниил на этот раз, может быть, не без влияния и митр. Кирилла, отклонил предложения папы. Однако, в 1252–1253 гг. он снова, ценой отречения от греческой непримиримости с латинством, получил королевский титул и был торжественно миропомазан и коронован папским легатом в Дрогичине (Гродненск. губернии). И хотя уже в 1257 г. Даниил Романович опять заслужил от папы упреки в вероломстве, т. е. возвратился к чистому православию, но всей этой дипломатией могли быть очень испорчены отношения митр. Кирилла к южному княжеству в первые же годы его служения; упущен был момент; у митрополита успели завязаться симпатии на севере, тем более, что тамошний великий князь владимирский Александр Ярославич (Невский) как раз в эти же годы прославился геройской борьбой с латинскими крестоносцами севера и твердым стоянием за свое православие пред папскими послами. Выразив таким образом решительное тяготение к Руси северной, митр. Кирилл, после своего необыкновенно продолжительного управления русской церковью (1242–1281), там же нашел и свой конец в г. Переяславле Залесском (†6 декабря 1281 г.); но тело его, все-таки, по примеру его предшественников, погребено было в Киеве, в соборном храме Св. Софии. На фоне этой же исторически близорукой ставки вел. кн. Даниила на союз с Западом и папами находит некоторое объяснение загадочный факт прибытия в 1245 г. на генеральный церковный собор в Лионе «Петра архиепископа Руси», который, по выражению западных летописцев, прибыл из Руси, de Russia , изгнанный татарами с своей кафедры (ab archiepiscopatu) и из самого государства (ab ipso regno). Не владея иными языками, кроме своего русского, Петр через переводчика сделал подробный доклад о татарах, их верованиях и нравах. Целью его миссии было искание поддержки для спасения от татарской власти земель – Галицкой, Волынской и Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

32. Р. 86–88). По-видимому, первая подпись заменяла собою отсутствующую клаузулу корроборации. 636 Об епископии Иериссос см.: Papachryssanthou D. Histoire dun eveché byzantin: Hiérissos en Chalcidique//TM. 1981. T. 3. P. 373–396 (о нотариях, должность которых автор считает «скорее публичной профессией, чем церковной службой», см. р. 386–387). 637 Ibid.; Actes de Lavra. Т. 1. 19. P. 151. 1. 55; Actes dIviron. T. 12. P. 178. 1. 32; P. 179. 1. 43; 13. P. 182. I. 32,43; 16. P. 192. I. 46, 47, 57 (интересно, что в клаузуле корроборации документа 12 Ивирского монастыря Константин упомянул о себе как «архидиаконе» и симво- лсографе, а подписался после десяти свидетельских подписей своей обычной подписью «К., ничтожный архидиакон и номик, собственной рукой подписал»). 643 Actes de Lavra. T. 2. 83, 85–88. P. 60. l. 16. P. 63.I.22; P. 65. l. 22; P. 67. l. 26; P. 68. l. 22 (возможно, что и акт 84 был подписан номиком Иоанном, но при копировании документа подписи были опущены). 645 Actes de Chilandar. 119. P. 250–252 (сборная купчая 1329 г. из трех актов, каждый из которых подписан номиком Михаилом; нет записи о писце документа); 121. Р. 253–254 (купчая 1332 г. также подписана Михаилом, без записи о писце; по всей вероятности, так же завершалась и другая купчая 1332 г., конец которой не сохранился (Ibid. 122. Р. 254–255). 647 Darrouzes J., Wilson I. N. Restes du cartulaire de Huéra-Xérochoraphion//REB. 1968. T. 26. 12. P. 38. 651 Ibid. 173, 174. P. 270, 271. Ср. также купчую 1276 г., которую, «написав и свидетельствуя, подписал» иерей и номик деревни Оксус прихода Кордолеонт Ксен Модинос (Ibid. 96. Р. 173). 654 Изданы крайне неудовлетворительно, некоторые с опущением подписи Николая Филокинигита: Ibid. 38. Р. 94 («присутствуя на суде в качестве писца, написал и, свидетельствуя, подписал» судебный акт, не датирован – 1281 г. ?); 39. Р. 94–96 (купчая 1274 г.); 40. Р. 97–98 (недатированная дарственная Михаила Тесаита); 41. Р. 98– 99 (дарственная 1281 г.); 42. Р. 99–101 (купчая 1238 г.); 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К Рождеству 1281 г. строительство и сицилийского и арагонского флотов было завершено. Экспедиция Карла была официально провозглашена крестовым походом против неверных, и папа Мартин передал Карлу десятину, собранную на острове Сардиния. Это лишь еще укрепило решимость Педро: ведь он считал Сардинию своим владением. Но если Карл никогда не скрывал, что истинной целью его похода был захват Константинополя, Педро приходилось быть куда более осторожным. Он также объявил о крестовом походе, тем более, что у него был идеальный повод: его тунисский вассал, губернатор Ибн-Хасан, восстал против короля Туниса и попросил помощи Педро. Ибн-Хасан обещал принять христианство сразу же по завоевании им трона. Оказать помощь в таком деле, способствуя обращению в христианство этой страны, было прямой обязанностью христианского властелина. Именно так ответил Педро посланцам племянника Карла, короля Франции Филиппа III, заинтересовавшегося подготовкой арагонцев к военному походу. В конце 1281 г. в Барселону прибыл генуэзский дворянин Бенедетто Захария. Он был близким другом и верным вассалом Михаила VIII, получившим от него богатый феод в малоазийской Фокее. Захария и стал главным посланником византийского императора при дворе Педро и посредником между двумя властелинами. Похоже, что он играл в заговоре не менее важную роль, чем Джованни да Прочида, хотя ее впоследствии и не изукрасили легендарными наслоениями. Если Джованни поддерживал связь по оси Арагон-Сицилия-Византия, то Бенедетто был посредником в передаче информации из Константинополя в Барселону через Геную. Уже упомянутый выше Тирский Тамплиер пишет в своих “Кипрских деяниях”: “Когда Михаил услышал о том, что король Педро готовит армаду, он направил к нему посланника гражданина Генуи, по имени Бенедетто Захария, который провел переговоры и добился заключения соглашения между ними (Михаилом и Педро — А.Д.) при помощи значительной суммы денег, переданной императором королю Арагона” . Как сообщает итальянский летописец Санудо, Захария передал Педро обещание Михаила ежегодно выплачивать ему 60 000 золотых на расходы, связанные с войной против Карла .

http://pravmir.ru/rol-vizantijsko-aragon...

Старший сын короля Филипп, взяв власть в свои руки, решил перевезти останки отца на родину вопреки планам Карла Анжуйского похоронить Л. С. в Сицилийском королевстве. В итоге был достигнут компромисс: внутренности и плоть были захоронены в Монреале (близ Палермо, Сицилия), а кости - в королевском некрополе Сен-Дени. Сердце короля было либо отдано Карлу Анжуйскому и захоронено в Монреале, либо вместе с костями отправлено в Сен-Дени, либо оказалось в Сент-Шапель вместе с почитаемыми Л. С. реликвиями Страстей Христовых ( Ле Гофф. 2001. С. 233). 21 мая 1271 г. останки короля доставили в Париж. Гроб был выставлен в соборе Нотр-Дам. Похороны состоялись на следующий день в Сен-Дени. Канонизация Алтарь Людовика IX Святого с частицей его мощей в соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале Алтарь Людовика IX Святого с частицей его мощей в соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале Сразу же после кончины Л. С. распространилась молва, что король будет причислен к лику святых. Тем не менее этот процесс растянулся на 27 лет (сменились 10 пап Римских), поскольку, согласно решению IV Латеранского Собора (1215), канонизация должна основываться на подлинном процессе со строгими каноническими правилами: необходимо было доказать 2 проявления святости - добродетель при жизни, чудеса только после смерти. Все документы канонизационного процесса Л. С. исчезли, их можно лишь приблизительно восстановить по фрагментам ( Carolus-Barr é . 1994. P. 23-26). 4 марта 1272 г. папа Римский Григорий X (1271-1276) отдал распоряжение Жоффруа де Больё, исповеднику Л. С., представить сведения об образе жизни и о нравах короля; тайное расследование было поручено папскому легату кард. Симону де Бриону. Святость короля была признана несомненной, но в понтификат Николая III (1277-1280) было начато новое, публичное и более углубленное расследование (1277; его материалы не сохр.). В 1281 г. на Папский престол был избран папа Мартин IV (1281-1285), лично знавший Л. С., и процесс канонизации вступил в решающую фазу, ускоренный прошением от ассамблеи франц.

http://pravenc.ru/text/2561068.html

Постоянно ссылаясь на Дионисия Ареопагита , Артемий излагает его основные идеи об образе и символе 361 В частности, он развивает их применительно к историческим типам богослужения. По его мнению, древнееврейская служба была «образом» христианских «священнодейств», а последние- «образ суть небесным существом невещественне и примирне», то есть христианская служба занимает в иерархии образов среднее место между древнееврейской и небесной, соприкасаясь (1279). Артемий повторяет многие традиционные тезисы о том, что в иконе почитается не материя, но изображенный первообраз; что иконы-это практическое («делом») доказательство «въчеловечения» Христова; что иконопись-первая ступень к познанию Бога (1245–1246); что «иконная въображениа на украшение церкви и почести ради пръвообразнаго» создаются (1252); что пишут иконы согласно «неписаннаго преданна» (1253) и т. п. Главное же, что на иконах изображаются и невидимые сущности, но изображаются не по внешнему виду (которого у них нет), а символически. И здесьто Артемий и прилагает теорию «Ареопагитик» к изобразительному искусству. Он напоминает традиционную патристическую мысль, что человек не может «кроме посредства видимых вещей на умная вознестись видения» (1281). Восхождение к чисто духоМ вным сущностям он должен начать с некоторых условных видимых образов. «Якоже глаголет вежкий в богословии Деонисие: тем же в лепоту, рече, предложишася образы безобразных и зраци безрачных, и прочая. И си не словесы токмо, но и вещми уверенно» (1281), то есть нашло подтверждение на практике, и в частности в иконописании. Образы невидимых сущностей могут быть двух видов-подобные и неподобные: «Ов убо яко подобен подобным происходя, ов же отличным образотвореньми» (1234). Артемий вслед за Дионисием отдает предпочтение неподобным («отличным») образам, полагая, что любые, даже самые незначительные, материальные вещи «от сущаго добра бытие имуще» и потому суть уже подобия «некаго умнаго благолепия». Поэтому и нам «не неприкладне наздати небесным зраки и от безчестнейших вещи частей», то есть не неприлично придавать образы видимых предметов небесным сущностям. Только с их помощью можно «възводитися к невещественным началообразиам» (1234).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

1868 г. декабря 30-го. Викарий Иркутский пишет, что Евстафий Избитский хотел было расстригаться, теперь сделан начальником Забайкальской миссии, и вся миссия приходит в расстройство. Вот миссионер не духовного звания, а дворянин и университетского образования. Университет Петербургский приглашает академию прислать депутацию на юбилей свой. Мы все ректора отправляем, как доктора Петербургского университета, но он что-то упирается. По человеческим предположениям назначение Макария в Вильну, кажется, будет полезнее для православия, чем назначение Новочеркасского, хотя и пастырская деятельность Макария в Харькове не подает особых надежд. Вчера услаждался я чтением отчета обер-прокурора Си- —719— нода за 1867-й год, присланного Н.А. Сергиевским брату его и составленного им. Более замечательны стр. 75-я, где говорится, что новые уставы семинарии ближайшим образом обсуждены митрополитом Филаретом, и на основании его подробных указаний проекты исправлены. Что о достоинстве служения митрополита на Московской кафедре можно судить по тому обаянию, какое соединено для Москвы с именем его. Каково словечко: обаяние!! Стр. 100. Прежний устав семинарий сообщал всему семинарскому образованию бесхарактерность и поверхностность. Стр. 101-я и 102-я. Синод в виду чрезвычайной важности, предположенного новыми уставами преобразования... Церковь уже не поощряется вниманием Высочайшим. Совершенно согласен я в том, что письма Владыки многие имеют частное значение для епархии, многие бессодержательны и немногие говорят о недостатках 1281 . Но достоинство писем Владыки и побуждение к печатанию их заключаются в том, 1) что они писаны Владыкой. И эти обыденные, чисто мелкие, отношения лучше характеризуют его, нежели ответы на вопросы поставленные официально. 2) Гениальный человек и на самых мелочах, выходящих от него, кладет отпечаток, который придает им величие. Я скажу о своем впечатлении. Получив письма перед классом, я с пяти часов все читавший, и потом около часа в классе читавший, тотчас же после класса принялся за чтение их.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

преподобномучеников иверских Святые эти преподобномученики пострадали от папистов, разорявших святую Афонскую Гору в царствование византийского императора Михаила Палеолога (1260–1281 гг.). За дерзновенное обличение латиномудренных в ереси одни из мужественных иноков обители Иверской были ввержены еретиками в море, а другие отведены в плен. Память их в Ивере совершается 13 мая. Общая же память св. новомучеников празднуется на св. Афонской Горе в неделю 2-ю по неделе Всех Святых. Подробное сказание о сих св. преподобномучениках иверских см. в «Повести о нашествии папистов на Святую Гору», помещенной нами под 10 октября, во 2-й части Афонского Патерика.   21 МАЯ Страдание святого преподобномученика Святой преподобномученик Пахомий был родом из Малой России, сын благочестивых родителей. В молодости похитили его татары и продали одному турку, по ремеслу кожевеннику, который и увез его с собой в свою отчизну, в так называемое местечко Усаки, находящееся в области Филадельфийской (в Малой Азии). Мусульманин, научив юношу мастерству своему, всячески старался увлечь сего невинного в магометанство, но Пахомий, хорошо понимая ремесло и прилежно занимаясь им, гнушался и слышать не хотел о нечестивом учении Магомета. Напрасно неистовый турок употреблял палочные побои, угрозы и голод – юный Пахомий за благочестие выносил все это с радостью и твердостью духа. Таким образом, целых двадцать лет оставался он в рабстве и плену, служа жестокому господину с полным усердием и преданностью. Между тем, агарянин, видя, что не может подействовать на сердце мужественного юноши ни угрозами, ни побоями, ни пытками, пустился на сатанинские хитрости: у него была дочь-девица, и ее-то он задумал употребить орудием к увлечению Пахомия в отступничество от веры Христовой. Турок начал ласкать его, уговаривать и, предлагая ему в замужество дочь свою, обещался сделать полным наследником всего своего имущества, но девственный юноша с твердостью и презрением отверг ласки и предложения своего господина, предпочитая целомудрие всем сокровищам мира и повторяя в сердце своем апостольское слово: кто ны разлучит от любве Христовы; скорбь или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или меч (Рим.

http://isihazm.ru/?id=1826

Творения Святых Отцов, особенно догматические, не переведены на все языки народов и не распространены на все страны. И некогда еретики могли сделать в них разные вставки и повреждения, что мы и обнаружили через испытание их. Чтобы доказать сказанное, приведем часть из зловредных изменений в книгах учителей, сделанных еретиками. Нерожденность, или нетварность свойственна только Божественному. И вот мы нашли, что у святого Дионисия в главе, надписанной «Об именах “Великий” и “Малый”», о Боге сказано так: «Неубывающее, нерожденное; не как бы еще не рожденное, или неполностью, или чем-то или в каком-то качестве не рожденное, и не как будто никогда никоим образом не сущее; но как высшее всего нерожденного». 1278 Сказав «выше всего нерожденного», он обозначил многих нерожденных или несотворенных. И действительно, как это возможно? Ведь нет ничего нерожденного, только Бог. Поэтому некий манихей извратил мне эту цитату, желая доказать, что ангелы, душа и водная стихия нетварны, то есть, не рождены. Опять же, хотя Церковь утверждает, что у всех святых ангелов одна сущность, божественный и равноапостольный Дионисий называет много сущностей вышних сил. 1279 Ведь великий из риторов Александрийский епископ Дионисий в Схолиях, которые он составил на тезоименитого себе блаженного Дионисия, говорит так: «Внешняя философия имела привычку называть «нерожденным» всю невидимую природу, так же как «сущностями» ипостаси; и поэтому эти выражения сказаны святым Дионисием в несобственном смысле, согласно с внешними». 1280 Поэтому не следует, по нашему мнению, необдуманно толковать слова Святых Отцов, как некоторые это делают и ныне. Опять же, ведь сказано блаженным [святителем] Василием [Великим] в Слове на Шестоднев: «Совершенно все имело причину и имеет цель, ибо как только ты назовешь мне причину, не сомневайся о цели». 1281 Безумные оригенисты снова упоминают нам эту цитату, желая доказать предсуществование душ на небесах до существования тел, точно так же как и всеобщее восстановление от наказания, ссылаясь на небольшие цитаты, якобы принадлежащие богомудрому Григорию Нисскому и [Григорию] Богослову, и толкуя их согласно своему представлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

1275 Произнесение 42-го псалма в мосарабских литургиях неразрывно соединяется со следующим за ним исповеданием, называемым: confessio generalis. 1278 Такой рубрики в этом месте нет в латинском подлиннике, но по ходу чинопоследования она разумеется сама собой. 1280 У Даниеля говорится, что эта молитва к Святому Кресту сопровождается другими четырьмя молитвами с характером ектении (cum quatuor collectis), которые не изложены; равно как не упоминается и об антифонах, полагаемых в этом месте литургии по другим изложениям, следующего содержания: «Помощь (adjutorium) наша в имени Господа». Отвечают. «Сотворившего небо и землю». Продолжение: «Да будет имя Господне благословенно». Отвечают: «Отныне и до века» ( Пс. 123 ). 1281 Под именем introitus, называемого у мосабаров ad missam offlcium, разуме­ются отрывки из книги Ветхого или Нового Завета, состоящие из нескольких стихов, различных по различию дней богослужения. Другие примеры Входного из мосарабской литургии см.: Pinius. Op. cit. С. IX, § IX и Biblioth. vet. Patr. T. XXVII, p. 666. 1283 Это славословие поется всегда, исключая недели, называемые Adventus, Четыредесятницу и некоторые особенные праздники, в которые вместо него поется песнь пророка Захарии: Благословен Господь Бог Израилев, или песнь трех отроков: Благословите... (см. в литургии галликанской с. 589). 1284 У Даниеля и других не приводится сама молитва в настоящем месте, потому что она различалась по различию дней, а только замечается, что перед ней не произносится: помолимся, и в конце не говорится: Господом нашим. Приведенная для примера читается в Bibl. vet. Part., ibidem. 1290 Во время чтения Евангелия служебник, называемый Missale, в котором содержатся молитвы литургий на особые случаи, переносится с левой по правую сторону престола – ad latus или ad cornu Evangelii, а на место его по левую сторону – ad cornu Epistolae – полагается другой служебник, называемый Omnium Offerentium (liber), содержащий общее чинопоследование литургии, которая и продолжается при помощи того и другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Более того, в томосе прямо сказано, что «сам Мухаммед объявил неверное понимание Бога», а выражение анафематизма лишь «кажущееся кощунственным», а не кощунственное, как утверждал в своих томосах император. И, наконец, в новом варианте анафематизма, содержится, хоть и в более завуалированном виде, и отвержение мусульманского богопочитания, и осуждение позиции, выраженной императором: «Провозглашается анафема учению Мухаммеда, в котором он исповедует, что Господь, Бог и Спаситель наш Иисус Христос не является Сыном Божиим». Это тот самый аргумент, который приводил Никита Византийский, и который звучал на первом заседании собора: «Отвергая Троицу и Христа как Сына Божия, мусульмане не могут считаться почитающими истинного Бога». При этом формальное требование императора было удовлетворено. Впрочем, не удивительно, что Церковь не позаботилась выполнять даже это формальное требование, когда престарелый император скончался спустя полгода после собора. Никита Хониат помещает после описания дебатов текст чина в первоначальном виде, тем самым ясно указывая, что бескомпромиссная позиция Церкви в этом споре возобладала. Darrouzes обращает внимание, что «результат всех этих переговоров кажется чисто отрицательным, так как анафема не была удалена, и новый текст не был вписан в чин отречения. Еще не обнаружен, насколько мне известно, ни один список ритуала отречения с формулировкой, предложенной собором» 27 . Но, в том числе и списки более позднего времени содержат чин в неизменном, первоначальном виде, например, кодекс Bruxellensis, II 4836, сосгавленный в 1281 г. 28 Итак, первоначальная формулировка 22 анафематазма сохранилась в последующем тексте чина отречения и в том же виде попала в славянский перевод чина, в «Кормчей» св. Саввы Сербского , перешедшей позднее и на Русь. В другом варианте чина, помещенном в требнике Киевского митрополита Петра Могилы , находится, возможно, совмещенный вариант и формулы, принятой в полемике с Мануилом, и предшествующей: «Отрицаешилися всех льстивых и хульных учителей турецких, и всех богохульных и блядивых басней Мухаммедовых, и по нем бывших всех, яже суть о бозе всекованном... и яко богомерзка проклинаешь ли я?»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010