Заметив, что непорядки церковные происходили не только от небрежности пастырей, но и от невразумительности некоторых правил, митрополит Кирилл письменно обратился к деспоту Болгарии Иакову Святиславу и просил прислать в Россию славянский список церковных правил («Кормчая») с толкованиями Зонары (известный византийский хронист и канонист). До этого времени в России были только греческие списки «Кормчей», мало пригодные для широкого употребления. В конце жизни митрополит пожелал еще раз объехать северные епархии и во время объезда 7 декабря 1281 года скончался в Переяславле-Залесском. Тело его было перевезено во Владимир, а затем в Киев и погребено в Софийском соборе. Митрополит Кирилл был великий светильник Русской Церкви, пастырь многозначительный и добродетельный. Своей неутомимой деятельностью, направленной на благоустройство русского общества в одну из самых тяжелых эпох его истории, он заслужил глубокое уважение всех современников. Карамзин М. Н. говорит, что едва ли какой другой митрополит превосходил Кирилла пастырскими добродетелями. Труды: Правило Кирилла, митрополита русьскаго//Русские достопамятности. – М., 1815. – Ч. 1. – С. 104–118. Поучение к попам/Колобанов В. А. О Серапионе Владимирском как возможном авторе «Поучения к попам»//Труды Отдела древнерусской литературы. – 1958, т. 14. – С. 159–162. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 92, 98–99, 100, 101, прим. 3,102–104, 114–115. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4. – С. 7–13, 309–310; т. 5. – С. 131–133. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 843, 1242, 1243, 1268, 1270, 1306, 1307. Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX–XIX вв. – 2-е изд. – Киев, 1891. – С. 98. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843. – Т. 4. – С. 26, 43–47, 56, 94, 95. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1402.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

до Замойского униатского провинциального собора в 1712 г.//1904. 18. С. 506-513; 19. С. 534-544; 20. С. 569-579; 21. С. 603-615; 22. С. 632-642; 23. С. 666-674; 24. С. 698-709; 26. С. 755-768; 32. С. 891-902; 33. С. 928-936; 34. С. 951-958; 1906. 24/25. С. 672-686; 26/27. С. 733-746; 28. С. 764-784; 29/30. С. 803-815; 31/32. С. 874-880; 33/34. С. 911-914; и др.). Печатались статьи историков и краеведов Е. Ф. Орловского (Судьбы Православия в связи с историей латинства и унии в Гродненской губ. в XIX ст. (1794-1900)//1901. 2. С. 3-6; 3. С. 19-12; 4. С. 26-28; 5. С. 38-40; 6. С. 46-48; 7. С. 33-55; 8. С. 60-63; 10. С. 77-79; 11. С. 84-87; 13. С. 102-104; 14. С. 110-112; 15. С. 117-119; 16. С. 125-127; 17. С. 133-136; 18. С. 142-144; 19. С. 149-152; 21. С. 166-168; 22. С. 174-176; 24. С. 190-192; 25. С. 198-200; 26. С. 206-208; 28. С. 223-224; 29. С. 230-232; 30. С. 238-240; 32. С. 254-257; 33. С. 262-264; 34. С. 269-272; 35. С. 277-280; 36. С. 287-288; 38. С. 302-304; 39. С. 310-312; 41. С. 327-328; 42. С. 335-336; 44. С. 349-351; 48. С. 381-384; 50. С. 397-399; 1902. 1. С. 3-6; 5. С. 46-48; 7. С. 60-63; 15. С. 155-158; 18/19. С. 188-192; Гродненские правосл. церкви в XVI в.//1904. 14. С. 443-453), прот. Иоанна Корчинского (Очерк истории церковно-школьного дела в Гродненской губ. в XIX ст.//1903. 31. С. 315-321; 32. С. 327-329; 35. С. 364-368), свящ. Л. С. Паевского (Гродно в 1794, 1795 и 1796 гг.//1904. 43. С. 1243-1249; 44. С. 1281-1286; 45. С. 1312-1317; Древняя Соборная Пречистенская ц. (в г. Гродно)//1906. 35/36. С. 946-958), свящ. Игнатия Пашкевича (Мои семинарские восп.//1909. 34. С. 361-372; 37. С. 376-384; Из церк. архива//1912. 13/14. С. 146-152; 38/39. С. 399-405; Из архива Каменецкого благочиния//1912. 23/24. С. 314-323; 36/37. С. 363-375) и др. Издавались многочисленные материалы, подготовленные гродненским Свято-Софийским братством. Одной из рубрик издания был своеобразный духовный фельетон под заголовками «В часы досуга», «Отголоски деревенской мысли», «Мимоходом».

http://pravenc.ru/text/168163.html

Митрополиты Киевские Кафедра в Киеве, с 991 года кафедра в Переяславе Имена Сведения Михаил I (первый) свт., управлял 30.09.992 управлял 1007 (1008) управлял с 1019 или с 1008 Митрополиты Киевские и всея Руси Кафедра в Киеве Имена Сведения Феопемт управлял с 1035 (1038) Кирилл I упоминается неизвестно Иларион (Русин) поставлен с 1051 по 1054 упоминается неизвестно Георгий управлял с 1062 (1067) 1079 (1077) Иоанн II рукоположен с 1077 (1080) 31.08.1089 Иоанн III возведён и управлял Ефрем (прп.), епископ (митр.) Переяславский) возможно, выполнял функции первосвятителя с 1097 по 1102 с 1092 по 1097 Николай управлял с 1097 по 1102 вернулся в Грецию; 1104 Никифор I назначен с 18.12.1104 (6.12.1103) январь 1121 Никита управлял с 15.10.1122 19.05 (9.03) 1126 Михаил II рукоположен с 1129 (1127) по 1145 уехал в Грецию; 1145 Онуфрий (епископ Черниговский) управлял митрополией с 1145 по 1147 Климент (Смолятич) рукоположен с 27.06.1147 по 20.03.1155 Удалён; после 1164 Константин I (блж.) рукоположен с 1155 по 1159 Оставил митрополию; 5.06.1159 Феодор управлял с августа 1161 22.08.1163 Иоанн IV возведён 12.05.1166 (1174) Константин II поставлен Никифор II управлял Гавриил упоминается в 1198–1210 неизвестно Дионисий упоминается неизвестно Матфей упоминается 22.08.1220 Кирилл II рукоположен с 06.01.1224 назначен 1240 (возможно убит) Кирилл III рукоположен В 1246–1247 (избран в 1242 (1243) 7.12.1281 рукоположен 6.12.1305 поставлен 21.12.1326 Феогност, свт. рукоположен 11.03.1353 Феодорит рукоположен в 1352 по 1354 низложен; неизвестно Алексий (Бяконт-Плещеев), свт. бывший епископ Владимирский 12.02.1378 Афанасий епископ Владимиро-Волынский временно управлял Московской митрополией 1363 (1362) в Костроме Герасим, епископ Коломенский временно управлял Московской митрополией с 1378 до 1380 епископ Коломенский; 15.08.1388 Михаил (Митяй) наречённый митрополит с 1378; не рукоположен 2.12.1375 (1376) митрополией не управлял; 1379 Киприан свт. рукоположен 2.12.1375 (1376) (принят с 1380 по 1382)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Среди Предстоятелей Русской Церкви мы уже гораздо чаще встречаем русских по происхождению, которые занимают митрополичью кафедру в законном порядке, в отличие от прецедентов с Иларионом и Климентом Смолятичем. И даже митрополиты-греки этого времени мало похожи на отстраненных и безвыездно пребывавших в Киеве Первосвятителей прежней поры, как правило, даже не знавших русского языка. Владыки-греки Максим и Феогност ведут себя не менее ревностно и патриотично, чем русские Кирилл или Петр. Первым в ряду этих великих святителей необходимо назвать митрополита Кирилла II. Иногда его именуют Кириллом III, хотя реальность бытия митрополита XI в. Кирилла I, помещаемого между Феопемптом и Иларионом, не доказана. Предшественник Кирилла II - грек Иосиф - прибыл на Русь в 1237 г., перед самым нашествием Батыя. Летописи дружно молчат относительно его последующей участи. Если бы он погиб мучеником, то скорее всего память об этом сохранилась бы. Скорее всего он просто покинул Русь. Быть может, это было не малодушие или нежелание положить жизнь за чужую ему русскую паству, но политическое требование Никейских императоров, которые стремились к миру и союзу с монголами ради совместной борьбы с латинянами-крестоносцами. Скорее всего, по этой же самой дипломатической причине греки не могли найти замену Иосифу. Кроме того, после страшного разгрома, учиненного на Руси Батыем, Русская митрополия уже мало прельщала византийских иерархов. В итоге Русская Церковь оказалась обезглавленной в самое трагическое время. Этим попытался воспользоваться Угровский епископ Иоасаф, самочинно присвоивший себе митрополичью власть. Он был за это низложен Даниилом Галицким. Однако, вмешавшись в дела церковные, князь вошел во вкус. И поскольку греки дипломатично медлили с присылкой митрополита, а князья Северо-Восточной Руси не проявляли в этом необычном для Руси деле никакой инициативы, Даниил решил провести на митрополию своего кандидата. Им в 1242 г. стал Кирилл. Кем он был до своего наречения в митрополиты точно неизвестно. При дворе Даниила Галицкого служил какой-то боярин - хранитель печати - по имени Кирилл. Быть может, это и был будущий Первосвятитель. В 1243 г. Кирилл уже именуется нареченным митрополитом, хотя митрополит Макарий (Булгаков) сомневался в том, что ему могли подчиняться не только южные, но и северо-восточные епархии Руси. Это стало возможным лишь после того, как при патриархе Мануиле II в Никее состоялось поставление Кирилла в митрополиты. Он отправился туда в 1246 г., а возвратился на Русь в 1249 г. Вероятно, греки рады были в это сложное время перепоручить Киевскую митрополию заботам русского выходца. Кирилл управлял Русской Церковью довольно долго, до 1281 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436248/

Надо также отметить, что оба латинских источника вовсе не указывают, что Петр был главой русской церкви, называя его всего лишь “неким архиепископом из Руси”, “архиепископом русином” (“archiepiscopus de Russcia”, “archiepiscopus Ruthenus”). Литература: а. Об Иосифе: ПСРЛ. Т.1. Стб.514; НПЛ. С.74, 285; Бережков Н.Г. Хронология... С.270; б. Об “архиепископе Петре”: Томашевський С. Предтеча Петро незнаний руський (1241–1245)//AOSBM. 1927. Т. 2. С. 221–313; 1927. Т.З. С. 171–178; Stökl G. Kanzler und Metropolit//Studien zur ältesten Geschichte Osteuropas. (FS H.F. Schmid). Wien, 1966. Bd.3. S.166; Матузова В.И. Английские средневековые источники IX XIII вв.: Тексты, перевод, комментарий. Μ., 1979. С. 124–126, 151–153, 177–188; Толочко А.П. Петро гаданий митрополит всея 1990. С.45–54. 23 . Кирилл II возглавлял русскую церковь в течение четырех десятилетий, не позднее чем с 1243 г. и по 1281 г., в тяжелейшую эпоху монгольского ига. Впервые Кирилл упоминается как поставленный, но еще не рукоположенный митрополит в 1242/1243 г., в окружении галицко-волынского князя Даниила. Номинально будучи великим князем киевским (с 1239 по 1243 г.), Даниил утвердил на вдовствующую митрополию кандидатуру Кирилла, который, надо думать, перед тем был избран собором епископов и игуменов, оказавшихся в пределах досигаемости. Мысль о тождестве нового митрополита, возможно русского по происхождению, с печатником Даниила, также носившим имя Кирилл, является всего лишь гипотезой, имеющей под собой некоторые основания, хотя именно тождество имен заметно ее ослабляет. Только по возвращении вновь овладевшего великокняжеским престолом Даниила из Орды весной 1246 г. Кирилл отправился к патриарху (с 1240 по 1244 г. патриарший престол, как известно, пустовал!) для поставления на Русскую митрополию. По пути в Никею Кирилл выступил посредником в переговорах между Даниилом и венгерским королем Белой IV, закончившихся заключением союза между ними. Так как венгерская миссия требовала времени, рукоположение Кирилла следует относить уже к 1247 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

40 В одной из Новгородских летописей есть одно замечательное выражение о Феодоре: «изгна Бог и Св. Богородица злаго и гордаго льстеца, пронырливаго врага Феодора белаго клобучка». Что значит это выражение белый клобучек? Не имеет ли оно отношения к стремлению Феодора стать в независимость от Митрополита Киевского (Нов. 4; Пол. Соб. Р. Лет. IV, 12). 47 Жит. Митрополита Петра Степ. кн. 1, 414. Митрополит Киприан не означил имени князя, называя его просто Волынским. Но по свидетельству истории Галицией в это время управлял сын Льва, Георгий, который по смерти отца своего занял Галицию, а по смерти дяди своего Мстислава получил и Владимирское княжество, и потому мог называться Волынским (О Черв. Руси – Зубрицкого стр. 64–65 и Ист. Юго-Зап. Росс. Клевон. 212–213). Ходыкевич уверяет, что стремление к разделению Митрополии и даже самое разделение последовало гораздо раньше, что в Галиче, был уже отдельным от Киевского Митрополитом до 1296 г. Иосиф, а с 1296–1306 Григорий (о Черв. Руси – Зубрицкого, пр. 41). Но это известие не заслуживает доверенности. Есть достоверные известия, что во все это время вся Россия находилась под управлением одного Митрополита Киевского. С 1243 до 1281 г. управлял Русскою паствою Кирилл, избранный южными князьями из Епископов Холмских. Путешествие этого Святителя по епархиям северной России и частое пребывание во Владимире Клязьминском ясно доказывает, что он был Митрополит всея России (Ист. Рос. Цер. Е. Р. Ф. т. 2, стр. 105–106 и прим. 175). Правда, в Румянцевском музее есть грамота, данная будто бы в 1240 г. Печерскому монастырю на землю Забудецкую, в которой в числе свидетелей упоминается Митрополит Галицкий Галактион; но эта грамота подложна, как доказал еще г. Востоков (опис. Рум. муз. стр. 114 LXIX). По смерти Митрополита Кирилла на кафедру всея России вступил Грек Максим и управлял ею с 1283 по 1308 (Ист. Р. Ц. Е. Р. Ф. т. 2, стр. 105). Таким образом известие Ходыкевича падает само собою. Но оно еще более оказывается недостоверным потому, что утверждается на грамотах подложных. Подложность этих грамот доказана нашим историографом. (Ист. Р. Г. Карамз. т. IV, пр. 203), Зубрицким (Ист. повеств. о Черв. Руси – Зубрицкого. Приб. лит. Б. В, Г, Е, Ж. стр. 15–18) и Востоковым (Опис. Русск. муз. стр. 116).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Александр Невский был прекрасно осведомлен об этих взаимоотношениях Даниила Романовича с его западными соседями и папой. Во-первых, его ближайшим соратником и духовным водителем был митрополит Кирилл (1243-1281), выходец из Галицко-Волынского княжества, избранный на эту должность Даниилом Романовичем. Во-вторых, брат Александра — Андрей Ярославич был женат на дочери Даниила Романовича Галицкого, правнучке византийского императора Исаака II Ангела (47). И, наконец, папа сам вскоре после коронации Даниила Романовича прислал своих послов к Александру Ярославичу, чтобы князь послушал «учения их о законе Божии» (48), т.е., видимо, для переговоров о той же унии... В поисках союзников § 1 Противостояние двух ветвей христианства на Западе отразилось в складывающихся отношениях с Востоком. Я имею в виду взаимоотношение и католиков и православных с монголо-татарами в середине XIII в. Русская земля познакомилась с ними в 1223, 1237-1241 гг., Западная Европа — в 1241-1242 гг. Русские оценили приход «народа неведомого» как Божье наказание за грехи свои и через первоначальное сопротивление Орде, а стало быть и Промыслу Божьему, пришли к смирению: «За умноженье беззаконий нашихъ попусти Богъ поганыя, не акы милуя их, но нас кажа (наказывая), да быхом встягнулися отъ злыхъ делъ», — замечает Лаврентьевская летопись под 1237 г. (49). Расчетливые европейцы решили использовать сложившиеся обстоятельства в свою пользу. Монголо-татары ушли из Европы, но создали на Волге новое государство — Золотую Орду со столицей в Сарае, обложив данью большинство древнерусских княжеств. Уже в 1245 г. папа Иннокентий IV отправил свое посольство не в Сарай (хотя и там оно побывало), а в Каракорум — столицу Монгольской империи, которой «де-юре» подчинялась и Золотая Орда; затем, в 1248 г. — Людовик IX Святой; и опять уже вместе в 1250 и 1253 гг. (50). Почему же проявили такую активность папские дипломаты по отношению к монголам (истинным язычникам!), уже не угрожавшим Западной Европе? Какую цель они преследовали?

http://pravoslavie.ru/5193.html

возведён 12.05.1166 (1174) Константин II, митрополит поставлен Никифор II, митрополит управлял Гавриил, митрополит упоминается с 1198 по 1210 неизвестно Дионисий, митрополит упоминается неизвестно Матфей, митрополит упоминается 22.08.1220 Кирилл II, митрополит рукоположен с 06.01.1224 Иосиф, митрополит упоминается возможно, убит в 1240 Кирилл III, митрополит рукоположен ок. 1246–1247 (избран в 1242 (1243)) 07.12.1281 Максим, митрополит, свт. рукоположен 06.12.1305 Пётр, митрополит, свт. рукоположен с мая-июня 1308 21.12.1326, погребён в Москве Феогност, митрополит, свт. рукоположен 11.03.1353 Феодорит, митрополит рукоположен с 1352 по 1354 низложен; неизвестно Алексий (Бяконт-Плещеев), митрополит свт., бывший епископ Владимирский 12.02.1378 Михаил (Митяй) наречённый митрополит 1379, не рукоположен рукоположен с 02.12.1375 (1376) до смерти митр. Алексия пребывал в Киеве управлял с 1380 до 1382 изгнан и пребывал в Киеве с 1390 вернулся на кафедру Пимен, митрополит рукоположен управлял с 1382 по 1384 низложен;11.09.1389 Дионисий, митрополит свт., бывший архиепископ Суздальский 15.10.1385 Киприан, митрополит, свт. (повторно) с 06.03.1390 16.09.1406 Фотий, митрополит, свт. рукоположен с 02.09.1408 2.07.1431 наречённый митрополит с осени 1414 рукоположен Собором Западно-Русских епископов по просьбе Литовского князя Витовта без санкции Константинопольского патриарха с 15.11.1415 (1414) зимой 1419 (1420) бывший епископ Смоленский 26.07.1435 (сожжён) Исидор рукоположен с 1437 по 1441 взят под стражу, но бежал; 14.03.1463 (1472) поставлен бывший епископ Рязанский и Муромский с 15.12.1448 (избран в 1431) 31.03.1461 Сведения Григорий (Болгарин), митрополит Киевский, Литовский и всей нижней России рукоположен с 15.10.1458 в начале 1474 Мисаил (Пеструцкий-Друцкий Соколинский-Бабич, князь), наречённый митрополит Киевский, бывший епископ Смоленский, поставлен Спиридон (Сатана), митрополит рукоположен с 15.09.1475 прибыл в Литву в 1476 не был принят ни в Москве, ни в Литве, находился в заключении; 1503–1505

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Евсеев И. Е. 89, 90, 94 Евстафий Виленский (Литовский), св. мч. 563, 1243 Евстафий Плакида, Римский, вмч. 2540 Евфимий Новгородский, архиеп., свт. 1281 Евфимий Суздальский, прп. 1213 Евфросиния Полоцкая, игум., прп. 1282 Егоров А., прот. 1126 Егоров Н. А. 1300 Егоров Ю. М. 2471 Егорцев А. Ю. 1364 Ездра, ветх. 112 Екатерина, вмц. 2537 Екатерина II, импер. 2396 Екатерина (К. В. Полюхова), мон. 1190 Екатерина (Н. В. Сахарова), схимон. 1128 Елевферий (Богоявленский), экзарх РПЦ в Западной Европе 1142, 1143 Елевферий (Воронцов), митр. Пражский; митр. Ленинградский и Ладожский 620, 622, 623 Елена (Казимирчак-Полонская), мон. 1748, 1749 Елиезер, раб Исаака праотца 146 Елисавета Феодоровна, великая кн., прмц. 1247 Елисеев В., свящ. 1797 Емельянов А., свящ. 2025 Емельянов Н. Е., свящ. 853–855, 1034, 1224–1226, 2089 Емельянова Т. 1191 Емченко Е. Б. 2393 Епифаний Премудрый , Радонежский, прп. 1298 Епифаний Славинецкий 2016 Епихин В. А. 2732 Еремин А. 1012 Еремина В. М. 459, 1002 Ермаков В., прот. 2076 Ермогена (Заломова В. С.), мон. 1021 Ерофеева Н. А. 75, 384, 468 Ершов Н., свящ. 2728 Есфирь, ветх. 113 Ефимов А. Б. 106, 787 Ефрем, игум. Филофейского мон-ря 2129 Ефрем (Лэш), архим. 186, 627 Ефремова О. 815, 817, 831, 2318 Жаворонков П. 3010 Жамкочян А. С. 37, 38 Жданова А. Н. 2577 Желнавакова М. С. 836 Желтов М. С., диак. 2188, 2203, 2217 Женевьева см. Геновефа, (св. мц.) Жернакова Н. 2782 Жилякова А. В. 2906 Жиркевич А. В. 825 Жиркевич Н. 825 Жиромская В. Б. 837 Жиянова И. 2318 Жолобов О. Ф. 2958 Жолондзь А. Г. 1491, 2447, 2471, 2565, 2566, 2626 Жукова Л. Н. 756 Жукова Н. Г. 2043 Журавлев А. С. 3004 Журавлев В. К. 1619, 2090, 2729, 2959, 2960 Журавлева Е. А. 2937 Журавский Алексей Васильевич (статьи по исламу) 1777–1780, 2440, 2801 Журавский Александр Владимирович (статьи по истории РПЦ) 802, 866, 980, 1325–1327, 2392 , 2777, 2781 Журинская М. А. 57, 110–115, 189, 446, 566, 700, 1067, 1068, 1162, 1334, 1365, 1444, 1492, 1704, 1738, 2267 Заболотная Н. В . 2231 Заболотский Н. А. 543, 954 , 1856, 1962, 2883

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн X 914–928. Лев VI 928–929. Стефан IX 929–931. Иоанн XI 931–936. Лев VII 936–939. Стефан IX 939–942. Марин II 942–946. Агапит II 946–955. Иоанн XII 955–964. Лев VIII 963–965. Венедикт Y 964. Иоанн XV 965–972. Венедикт VI 973–974. Венедикт VIII 974–983. Иоанн XIV 983–984. Бонифатий VII 984–985. Иоанн XV 985–996. Григорий V 996–999. Иоанн XVI антип. 997–998. Сильвестр II 999–1003. Иоанн XVII 1003. Иоанн XVIII 1003–1009. Сергий IV 1009–1012. Венедикт VIII 1012–1024. Григорий антипапа 1012. Иоанн XIX 1024–1033. Венедикт IX 1033–1048. (Сильвестр III антипапа 1044). Григорий VI 1045 (купил папство у Венедикта IX и отказался). Климент II 1046–1047. Данас II 1047–1048. Лев IX 1049–1054. Виктор II 1055–1057. Стефан X 1057–1058. Венедикт X 1058–1059. Николай II 1059–1061. Александр II 1061–1073. Гонорий II антипапа 1061–1064. Григорий VII 1073–1085. Клименит III антипапа 1084–1100. Виктор III 1086–1087. Урбан II 1088–1099. Пасхалий II 1099–1118. Феодерих антипапа 1100. Алберт антипапа 1102. Мигинульф-Сильвестр IV антипапа 1105–1111. Геласий II 1118–1119. Каллист II 1119–1124. Бурдин, Григорий VIII, антипапа 1118–1121. Тебальд, Буккапек, Келестин, антипапа 1124. Гонорий II 1124–1130. Иннокентий II 1130–1143. Анаклет II антипапа 1130–1138. Григорий, Виктор IV, антипапа 1138. Калестин II 1143–1144. Лукий II 1144–1145. Евгений III 1145–1153. Анастасий IV 1153–1154. Адриан IV 1154–1159. Александр III 1159–1181. Виктор IV антипапа 1159–1164. Пасхалий III антипапа 1164 –1168. Каллист III антипапа 1168–1178. Иннокентий III антипапа 1178–1180. Лукий III 1181–1185. Урбан III 1185–1187. Григорий VIII 1187. Климент III 1187–1191. Келестин III 1191–1198. Иннокентий III 1198–1216. Гонорий III 1216–1227. Григорий IX 1227–1241. Келестин IV 1241. Иннокентий IV 1243–1254. Александр IV 1254–1261. Урбан IV 1261–1264. Климент IV 1265–1268. Григорий X 1271–1276. Иннокентий V 1276. Адриан V 1276. Иоанн XXI 1276–1277. Николай III 1277–1280. Мартин IV 1281–1285. Гонорий IV 1285–1287. Николай IV 1288–1292.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010