Сортировать по Исключить новости Архимандрит Макарий (Веретенников). Примеры икономии в истории Русской Церкви Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 25 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Первым Митрополитом монгольского периода был святитель Кирилл II (1243–1281). Он управлял Русской Церковью около 40 лет. Такой продолжительный срок первосвятительства имел большое стабилизирующее значение для Церкви в то тяжелое время, когда страна оказалась под иноверным и иноземным игом. Другая особенность его правления — это постоянные путешествия, то есть объезды обширных епархий многострадальной Русской земли. Большой заслугой митрополита Кирилла является учреждение в 1261 году епархии в центре Золотой Орды, в ее столице — Сарае, при хане Берке (1258–1266). Причин ее учреждения было несколько. Это, очевидно, заслуги и усилия Ростовского епископа Кирилла (1216–1229), о котором упоминается в Житии Петра царевича Ордынского (†1290; пам. 30 июня), а также святого благоверного князя Александра Невского (†1263; пам. 23 нояб.). Учреждение архиерейской кафедры при ханском дворе было вызвано также и другими обстоятельствами. Число русских людей в Золотой Орде все более увеличивалось. Речь шла не только о русских невольниках, духовные нужды которых вряд ли особо волновали завоевателей, но и об участившихся вынужденных посещениях Орды русскими князьями с их приближенными, а также купцами и различными посольствами. Многие из них волей или неволей проводили в Орде долгое время, нуждаясь в церковном окормлении. Наконец, самое главное заключалось в том, что ханская власть придавала особую роль Сарайскому епископу во взаимоотношениях Золотой Орды с Византией. Основанием для такого понимания учреждения служит летописное свидетельство о возвращении Феогноста, епископа Сарайского, в 1279 году “из Грек, послань бо бе Митрополитом к Патриарху и царем Менгутемером к царю гречьскому Палеологу”. Таким образом, и золотоордынские ханы, и русские митрополиты возлагали на Сарайских епископов дипломатические аспекты своих отношений с Константинопольским Патриархом.

http://pravmir.ru/arhimandrit-makariy-ve...

отв. ред. Д. С. Лихачев Кирилл, митрополит Киевский (1243–1280) Кирилл (ум. 1280 г.) – митрополит Киевский, церковно-политический деятель, связанный с кругами книжников. По предположению Пл. Соколова, поддержанному М. Д. Приселковым и другими исследователями, К. упоминается впервые в 1241 г. как печатник князя Даниила Галицкого, которого тот посылает в г. Бакоту «исписати грабительства нечестивых бояр» (см. Летопись Ипатьевская. – ПСРЛ, М., 1962, т. 2, стб. 791). Под 1243 г. мы встречаем уже упоминание К. в качестве митрополита, но официальное утверждение его в этом сане произошло видимо позднее, во время поездки в Никею, к патриарху (см. там же, стб. 809). В 1251 г. К. выезжает в Новгород на поставление архиепископа Долмата (см. Летопись Новгородская первая под этим годом). Тогда же, как полагают, произошел его разрыв с Даниилом Галицким, вызванный сближением князя с папским престолом; Даниил был коронован папским нунцием в 1253 г. В 1252 г., по сообщению некоторых летописей, К. принимал участие в церемонии возведения Александра Невского на великое княжение и, видимо, оставался у Александра вплоть до смерти князя в 1263 г.: он отпевал князя и, возможно, по его инициативе создается Повесть о житии Александра Невского. В начале 1270-х гг. К. снова в Киеве; в 1273 г. он привозит оттуда для поставления на епископство во Владимире Серапиона, в 1274 г. созывает во Владимире церковный собор для устранения разногласий в церковном праве, в 1276 г. к нему в Киев едет на поставление архиепископ новгородский Климент. Умирает К. в Переяславле Залесском, но погребают его в Киеве. С именем К. исследователи связывают составление летописи в Галицкой земле: по предположению Л. В. Черепнина, материалы «обследования боярских беззаконий», осуществленного К. и стольником Львом, были использованы при составлении летописных статей за 1238–1245 гг. в Летописце Даниила Галицкого. Возможна причастность К. к составлению летописного свода 1281 г. в Переяславле Суздальском. Значительна роль К. в организации церковного управления на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Митрополиты Русской Церкви Период до-монгольский Сведения о митрополитах до свт. Ионы включительно приводятся по изданию: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Кн. 2. С. 633-634; Кн. 3. С. 641., где за основу взят перечень иерархов из книги: Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси X—XIII вв. М., 1989 (раздел о Киевских митрополитах составлен А.В. Поппэ). В этот перечень внесены дополнения и исправления. 1. Свт. Михаил 2. Феофилакт 988 - 992 3. Леон(тий) 992-1008 4. Иоанн I, упом. в 1020-е 5. Феопемпт, упом. в 1039 6. [Кирилл I] 7. Свт. Иларион 1051—до 1055 8. Ефрем, упом. в 1055, ум. вероятно, после 4.11.1061. 9. Георгий, прибытие в Киев в 1062, упом. в 1072-1073 10. Свт. Иоанн II, до 1077/1078—1089 11. Иоанн III 1090 -1091 12. Свт. Николай, упом. в 1097-1101 13. Никифор I, прибытие в Киев 6.12.1104, настолование 18.12.1104 — 04.1121 14. Никита, настолование 15.10.1122 — 9.03.1126 15. Михаил I 1130 -1145/1146 16. Климент Смолятич (признан не во всех епарх.) 27.07.1147 — 03.1159 (в 1155 —12.1158 был изгнан из Киева) 17. Свт. Константин I (не признан в Волынской и, возможно, в Туровской епархиях) рукоположен в конце 1155, прибытие в Киев летом 1156— 03.1159 18. Феодор 08.1160 -1161/1162 19. Иоанн IV 1163-1166 20. Константин II, упом. в 1167-1169 21. Михаил II, рукоположен до 24.03.1171, прибытие на Русь до 07.1171 (?) 22. Никифор II, упом. в 1183 - после 01.1198 23. Матфей, до 07.1201 (вероятно, 1200) - 26 (19 ?). 08.1220 24. Кирилл I (II?), рукоположен в 1224, настолование 6.01.1225 —1233 25. Иосиф 1236-? Период монгольского ига 26. Свт. Кирилл II (III ?), русский, поставлен до 1242/1243 г., рукоположен ок. 1246/1247 г., на Руси упом. с 1250 г., † 6.12.1281. 27. Свт. Максим, грек, рукоположен в 1283 г.; прибыл на Русь в 1285 г., в 1299/1330 г. перенес резиденцию во Владимир Суздальский; † 6.12.1305. 28. Свт. Петр, русский, рукоположен в 1308 г.; † 21.12.1326, погребен в Москве. 29. Свт. Феогност, грек, прибыл в 1328 г.; † 4 (11).03.1353.

http://sedmitza.ru/lib/text/443859/

У свято Собору святих митрополит звершив в домовому 15 липня 2013 р. 13:55 14 июля 2013 года, в неделю 3-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Белорусских святых, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил Божественную литургию в домовом храме Минского епархиального управления. Домовый храм церковно-административного центра Белорусского экзархата освящен в честь Всех святых, в земле Белорусской просиявших. Его Высокопреосвященству сослужили сотрудники епархиального управления в священном сане и клирики Минской епархии . По окончании богослужения владыка митрополит поздравил всех сотрудников административного центра экзархата с престольным праздником и обратился к молящимся с архипастырским словом . Празднование Собора Белорусских святых в неделю 3-ю по Пятидесятнице установлено решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 1984 году. Домовый храм Минского епархиального управления освящен 4 апреля 1987 года в честь Всех святых, в земле Белорусской просиявших. В Собор входят: Свт. Мина, еп. Полоцкий (+ 1116, память 20 июня); Свт. Дионисий, еп. Полоцкий (+ 1182); Свт. Симеон, еп. Полоцкий (+ 1289, память 3 февраля); Свт. Кирилл, еп. Туровский (+ ок. 1183, память 28 апреля); Свт. Лаврентий, еп. Туровский (+ 1194, память 29 января); Свт. Георгий (Конисский), архиеп. Могилевский (+ 1795, память 13 февраля, 24 июля); Свт. Гавриил (Городков), архиеп. Могилевский, Рязанский (+ 1862, 7 апреля); Сщмч. Макарий, митр. Киевский (+ 1497, память 1 мая); Сщмч. архидиакон Никифор (Парасхес-Кантакузин), экзарх Вселенского Патриарха (+ 1599); Мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские (+ 1347, память 14 апреля, 13 июля); Мч. млд. Гавриил Белостокский (+ 1590, память 20 апреля); Прмч. Афанасий, игум. Брестский (+ 1648, память 20 июля, 5 сентября); Прмч. Макарий, игум. Пинский (+ 1678, память 13 мая, 7 сентября); Прп. Мартин Туровский (+ 1150, память 27 июня); Прп. Елисей Лавришевский (+ 1250, память 23 октября); Прп. Феодор, кн. Острожский (+ 1438, память 11 октября); Прп. Геннадий Могилевский (+ 1565, память 23 января); Прп. Леоний Виленский (+ 1620, память 7 октября); Прп. Евфросиния, игум. Полоцкая (+ 1173, память 23 мая); Прп. Харитина, кн. Литовская (+ 1281, память 5 октября); Прп. Манефа Гомельская (+ 1984, память 11 августа); Прав. Иоанн Кормянский (+ 1917, память 18 мая, 27 сентября); Прав. дева Иулиания, кн. Ольшанская (+ ок. 1540-1550, память 6 июля); Прав. София, кн. Слуцкая (+ 1612, память 19 марта); Блж. Валентина Минская (+ 1966, память 6 февраля); Блгв. кн. Борис Туровский (+ ок. 1160, память 23 июня); Блгв. кн. Ростислав Смоленский (+ 1167, память 14 марта); Блгв. кн. Евпраксия Псковская (+ 1243, память 16 октября); а также новомученики и исповедники Белорусской земли, для которых установлен особый день почитания — 28 октября или следующий за этой датой воскресный день.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3101214...

Феогност, епископ Сарайский и Подонский (Переяславский) 3 С 1269 года – епископ Сарайский и Подонский. В 1274 году участвовал в посвящении во епископа Владимирского архимандрита Киево-Печерского монастыря Серапиона († 1275). В том же году присутствовал на Соборе, созванном митрополитом Кириллом († 1281) во Владимире для выработки правил с целью устранения злоупотреблений в церковном управлении, погрешностей в богослужении и недостатков в нравственной жизни духовенства. Совершил поездку в Константинополь, из которой возвратился в 1279 году к митрополиту Кириллу с печальным известием по поводу царившего в Константинополе раскола, гонений и даже казни многих ревностных сановников Церкви. В 1301 году вторично был в Константинополе на Соборе с митрополитом Максимом (1305) по вопросу о постах и постных днях, о чём было много споров. Третий раз ездил в Константинополь в качестве посла от хана Менгу Темира к императору Михаилу и патриарху с письмами и дарами. В 1301 году на Константинопольском Соборе ставил вопросы о татарах, желавших креститься, и о затруднениях, которые иногда случались в таких местах, где нельзя было найти воды для погружения крещаемого. Епископ Феогност, епархия которого простиралась и на территории, населённые монголами, народом кочующим, впервые устроил походную церковь . Год смерти неизвестен. Литература: Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 1, стр. 1243. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 102, 105. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 1, стр. 266–270; т. 4, стр. 122–125, 240. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 2 т. М. 1900–1911, т. 2, стр. 41, 61, 62, 65. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843.T. 4, стр. 77, 94, 96 и прим. 108, 147, 154,181. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1409. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 1033.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополиты Киевские и всея Руси. Кафедра в Киеве Феопемпт управлял с 1035 (1038); Кирилл I упоминается в 1050; † неизвест. Иларион (Русин) поставлен с 1051 по 1054; упоминается в 1055; † неизвест. Георгий управлял с 1062 (1067); †1079 (1077) Иоанн II рукоположен с 1077 (1080); †31.08.1089 Иоанн III возведен и управлял с 1089; Ефрем прп., еп. (митр.) Переяславский с 1092 по 1097 возможно, выполнял функции первосвятителя; Николай управлял с 1097 по 1102; вернулся в Грецию; †1104 Никифор I назначен с 18.12.1104 (06.12.1103); †январь 1211 Никита управлял с 15.10.1122; 9.05 (9.03).1126 Михаил II рукоположен с 1129 (1127) по 1145; уехал в Грецию; †1145 Онуфрий епископ Черниговский управлял митрополией с 1145 по 1147; Климент (Смолятич) рукоположен с 27.06.1147 по 20.03.1155; удален; †после 1164 Константин I блж., рукоположен с 1155 до 1159; оставил митрополию †5.06.1159 Феодор управлял с августа 1161; †22.08.1163 Иоанн IV возведен с 1164; †12.05.1166 (1174) Константин II поставлен с 1167; Никифор II управлял с 1182; Гавриил упоминается в 1198–1210; † неизвест. Дионисий упоминается в 1205; † неизвест. Матфей упоминается в 1209; †22.08.1220 Кирилл II рукоположен с 6.01.1224; назначен с 1237; †1240 (возможно, убит) Кирилл III рукоположен в 1246–1247 (избран в 1242 (1243)); †7.12.1281 рукоположен с 1283; †6.12.1305 поставлен с 1308; †21.12.1326 Феогност свт., рукоположен в 1328; †11.03.1353 Феодорит рукоположен в 1352 по 1354 низложен; † неизвест. Алексий (Бяконт-Плещеев) свт., бывший еп. Владимирский с 1354; †12.02.1378 Афанасий епископ Владимиро-Волынский временно управлял Московской митрополией в 1354; †1363 (1362) в Костроме Герасим епископ Коломенский временно управлял Московской митрополией с 1378 до 1380 еп. Коломенский; †15.08.1388 Михаил (Митяй) нареченный митрополит, митрополией не управлял не рукоположен с 1378; Киприан свт., рукоположен 2.12.1375 (1376) (принят пребывал в Киеве с 1380 по 1382); до смерти митр. Алексия изгнан из Москвы и пребывал в Киеве до 1390 рукоположен в 1380 управлял с 1382 по 1384 низложен; †11.09.1389 Дионисий свт., бывший архиеп. Суздальский, поставлен с 1384; †15.10.1385 (в заточении) повторно с июля 1388 по 1389; уехал в Грецию †11.09.1389 Киприан свт., (повторно) с 6.03.1390; †16.09.1406 Фотий свт., рукоположен со 2.09.1408; †2.07.1431 Исидор рукоположен с 1437 по 1441; взят под стражу, но бежал †14.03.1463 (1472) Иона (Одноушев) свт., бывший еп. Рязанский, поставлен Собором русских епископов (управлял с 1441) с 15.12.1448; †31.03.1461 49 После 1299 года именовался митрополитом Киевским и Владимирским (кафедра перенесена во Владимир). 50 Митрополит Киевский и всея Руси, а с 1325 года «Московский, Киевский и всея Руси» (кафедра перенесена в Москву). Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аврамий мир. 24 сент. 1158. Иоанн многострадальный 18 июля 1160. Аркадий епископ новгород. 18 сент. 1162. Эразм печерский 24 февр. 1164. В. к. Ростислав Михаил 14 мар. 1167. Евфросиния кн. полоцкая 23 мая 1173. Вел. князь Андрей богол. 29 июня 1174. Князь Глеб Андреевич 20 июня 1175. Афанасий печерский 2 дек. 1176. Герасим вологодский 4 мар. 1178. Кн. Мстислав новгород. 18 июня 1180. Поликарп арх. печерский 24 июля 1182. Кирилл епископ туров. 28 апр. 1183. Иоанн архиеп. новгород. 7 сент. 1185. Никита столпник переясл. 24 мая 1186. Илия муромец 18 дек. 1188. Анастасий диак. 22 янв. 1190. Тит печерский 27 февр. 1190. Варлаам хут. 6 нояб. 1192. Григорий арх. новгород. 4 фев. 1193. Лаврентий затвор. еписк. 29 янв. 1194. Арефа затвор. печерский 24 окт. 1195. Мартирий арх. новгород. 4 февр. 1199. Печерские подвижники Сильвестр 2 янв. Макарий 19 янв. Савва 24 апр. Онуфрий 21 июня Феофан 11 окт. Анатолий 21 окт. Нектарий 29 нояб. 13 век Досифей игумен 28 авг. 1218. Аврамий смоленский 21 авг. 1220. Антоний дымский 17 янв. 1224. Симон епископ владим. 10 мая 1226. Кн. Петр и Феврония мур. 25 июня 1228. Кн. Феодор новгородский 5 июня 1233. Акиндин игумен 28 авг. 1235. Антоний арх. новгородский 4 февр. 1238. Кн. Георгий мученик 4 мар. 1238. Кн. Василько ростовский – 1238. Меркурий мученик смолен. 24 нояб. 1238. Симеон еписк. переяслав. 28 авг. 1239. Лукиан священномученик 28 авг. 1239. Константин кос. 29 июля 1240 Меркурий еписк. смоленский 21 сент. 1241. Евпраксия кн. псковская 16 окт. 1243. Кн. Михаил чернигов. 20 сент. 1244. Ксенофонт робейский 28 июня 1245. Кн. Василий ярославский 3 июля 1249. Евфросиния суздальская 25 сент. 1250. Кн. Константин яросл. 3 июля 1257. Кн. Александр невский 23 нояб. 1263. Кн. Роман рязанский 19 июля 1270. Серапион еписк. владим. 12 июля 1275. Киприан устюжский 29 сент. 1276. Кн. Харитина 5 окт. 1281. Кн. Роман углич. 3 февр. 1285. Прокопий устюжский 8 июля 1285. Игнатий еписк. ростовский 28 мая 1288. Симеон еписк. тверской 3 февр. 1289. Петр царевич 29 июня 1290.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Заметив, что непорядки церковные происходили не только от небрежности пастырей, но и от невразумительности некоторых правил, митрополит Кирилл письменно обратился к деспоту Болгарии Иакову Святиславу и просил прислать в Россию славянский список церковных правил («Кормчая») с толкованиями Зонары (известный византийский хронист и канонист). До этого времени в России были только греческие списки «Кормчей», мало пригодные для широкого употребления. В конце жизни митрополит пожелал еще раз объехать северные епархии и во время объезда 7 декабря 1281 года скончался в Переяславле-Залесском. Тело его было перевезено во Владимир, а затем в Киев и погребено в Софийском соборе. Митрополит Кирилл был великий светильник Русской Церкви, пастырь многозначительный и добродетельный. Своей неутомимой деятельностью, направленной на благоустройство русского общества в одну из самых тяжелых эпох его истории, он заслужил глубокое уважение всех современников. Карамзин М. Н. говорит, что едва ли какой другой митрополит превосходил Кирилла пастырскими добродетелями. Труды: Правило Кирилла, митрополита русьскаго//Русские достопамятности. – М., 1815. – Ч. 1. – С. 104–118. Поучение к попам/Колобанов В. А. О Серапионе Владимирском как возможном авторе «Поучения к попам»//Труды Отдела древнерусской литературы. – 1958, т. 14. – С. 159–162. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 92, 98–99, 100, 101, прим. 3,102–104, 114–115. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4. – С. 7–13, 309–310; т. 5. – С. 131–133. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 843, 1242, 1243, 1268, 1270, 1306, 1307. Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX–XIX вв. – 2-е изд. – Киев, 1891. – С. 98. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843. – Т. 4. – С. 26, 43–47, 56, 94, 95. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1402.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

до Замойского униатского провинциального собора в 1712 г.//1904. 18. С. 506-513; 19. С. 534-544; 20. С. 569-579; 21. С. 603-615; 22. С. 632-642; 23. С. 666-674; 24. С. 698-709; 26. С. 755-768; 32. С. 891-902; 33. С. 928-936; 34. С. 951-958; 1906. 24/25. С. 672-686; 26/27. С. 733-746; 28. С. 764-784; 29/30. С. 803-815; 31/32. С. 874-880; 33/34. С. 911-914; и др.). Печатались статьи историков и краеведов Е. Ф. Орловского (Судьбы Православия в связи с историей латинства и унии в Гродненской губ. в XIX ст. (1794-1900)//1901. 2. С. 3-6; 3. С. 19-12; 4. С. 26-28; 5. С. 38-40; 6. С. 46-48; 7. С. 33-55; 8. С. 60-63; 10. С. 77-79; 11. С. 84-87; 13. С. 102-104; 14. С. 110-112; 15. С. 117-119; 16. С. 125-127; 17. С. 133-136; 18. С. 142-144; 19. С. 149-152; 21. С. 166-168; 22. С. 174-176; 24. С. 190-192; 25. С. 198-200; 26. С. 206-208; 28. С. 223-224; 29. С. 230-232; 30. С. 238-240; 32. С. 254-257; 33. С. 262-264; 34. С. 269-272; 35. С. 277-280; 36. С. 287-288; 38. С. 302-304; 39. С. 310-312; 41. С. 327-328; 42. С. 335-336; 44. С. 349-351; 48. С. 381-384; 50. С. 397-399; 1902. 1. С. 3-6; 5. С. 46-48; 7. С. 60-63; 15. С. 155-158; 18/19. С. 188-192; Гродненские правосл. церкви в XVI в.//1904. 14. С. 443-453), прот. Иоанна Корчинского (Очерк истории церковно-школьного дела в Гродненской губ. в XIX ст.//1903. 31. С. 315-321; 32. С. 327-329; 35. С. 364-368), свящ. Л. С. Паевского (Гродно в 1794, 1795 и 1796 гг.//1904. 43. С. 1243-1249; 44. С. 1281-1286; 45. С. 1312-1317; Древняя Соборная Пречистенская ц. (в г. Гродно)//1906. 35/36. С. 946-958), свящ. Игнатия Пашкевича (Мои семинарские восп.//1909. 34. С. 361-372; 37. С. 376-384; Из церк. архива//1912. 13/14. С. 146-152; 38/39. С. 399-405; Из архива Каменецкого благочиния//1912. 23/24. С. 314-323; 36/37. С. 363-375) и др. Издавались многочисленные материалы, подготовленные гродненским Свято-Софийским братством. Одной из рубрик издания был своеобразный духовный фельетон под заголовками «В часы досуга», «Отголоски деревенской мысли», «Мимоходом».

http://pravenc.ru/text/168163.html

В свете сказанного крайне важно отметить, что фактическое перемещение с середины XIII в. постоянной резиденции русских митрополитов из Киева в Северо-Восточную Русь – сначала во Владимир, а затем в Москву, – имевшее своей основной причиной разорение Юга Руси татаро-монголами, не только не встретило никаких возражений со стороны Константинополя, но и получило благословение патриарха и собора архиереев (см. ниже). Это доказывает, что Константинопольская Патриархия продолжала рассматривать митрополита τς [πσης] ωσας в качестве главы неделимой Церкви всех русских земель, а не в качестве митрополита конкретно Киева. Так, митрополит Кирилл III 15 , действовавший в этом качестве не позднее, чем с 1243 г., но только в 1246–1247 гг. утвержденный Константинопольским патриархом, пребывавшим в Никее из-за оккупации Константинополя крестоносцами, с 1250 г. перебрался в «Суждальскую землю» 16 . Лишь ближе к концу жизни митрополит Кирилл провел заметное время в самом Киеве (1276–1280 гг.), но затем снова удалился во Владимиро-Суздальскую землю, где в 1281 г. скончался в г. Переяславле-Залесском. Останки митрополита Кирилла были перенесены сначала во Владимир, а затем в Киев, где и погребены. Преемник митрополита Кирилла, свт. Максим, прибыл на Русь из Византии в 1283 г. и долго управлял Церковью преимущественно из Киева, однако в 1299–1300 гг. официально перенес свою резиденцию вместе со всем ее аппаратом во Владимир 17 , где и скончался и был погребен в 1305 г. Во время посещения юго-западных земель Руси около 1301 г. свт. Максим, среди прочего, познакомился с игуменом Ратского монастыря 18 Петром. В течение примерно двух лет после этой знаменательной, как позднее выяснится, встречи князь Галицко-Волынский Юрий Львович сумел добиться у императора Андроника II Палеолога и патриарха свт. Афанасия I одобрения на создание самостоятельной Галицкой митрополии в границах своих владений 19 . Действующий епископ Галича был возведен в сан митрополита 20 . В 1307 г. он умер, и Юрий Львович решил поставить во главе Галицкой митрополии Ратского игумена Петра, но вопреки его желанию Петр, уроженец Юго-Запада Руси, был поставлен в Константинополе не на Галич, а на Киев, в качестве главы единой митрополии всея Руси и преемника свт. Максима. Таким образом, недолгая самостоятельность Галицкой митрополии была упразднена теми же императором и патриархом, кто поначалу согласились ее предоставить и кто теперь, очевидно, осознали ошибочность своего решения 21 . Тем не менее, этот небольшой по своим географическим масштабам и продолжительности пример отступления Константинополя от собственной политики сохранения неделимости Русской митрополии позже сыграет свою роль в качестве исторического прецедента.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010