имп. Фридриха II Гогенштауфена, к-рый сверг своего тестя с престола и встал во главе И. к. Путем переговоров с мусульм. правителями имп. Фридриху II удалось вернуть Иерусалим. По договору, подписанному 18 февр. 1229 г. в Яффе, перемирие с егип. султаном аль-Камилем продлевалось на 10 лет 5 месяцев и 40 дней; оговаривались территориальные уступки для франков: Сидонская сеньория (без Бофора) в своих прежних границах, сеньория Торона, область Назарета и Сефории, земли Лидды и Рамлы, «дорога паломников», Вифлеем и Иерусалим возвращались христианам (в Иерусалиме священные для мусульман места - мечеть Аль-Акса и мечеть Куббат-эс-Сахра (Купол скалы) - оставались в их руках, никому из христиан входить туда не дозволялось). Император также обещал султану помощь в борьбе против его врагов, как мусульман, так и христиан. Фридрих II вступил в Иерусалим 17 марта 1229 г., провозгласив себя на следующий день правителем И. к. Политикой Фридриха II в И. к. были недовольны бароны. Начавшиеся «ломбардские войны» между императором и баронами завершились в 1243 г. победой баронской коалиции. Сохранив формальное господство Гогенштауфенов, бароны пытались организовать коллегиальное правление под главенством Иоанна (Жана) Ибелина, потом его сына Балиана. В 1244 г. Иерусалим был вновь взят мусульманами. С 1250 по 1254 г. гос-вом правил организатор 7-го и 8-го крестовых походов франц. кор. Людовик IX Святой , но после его отъезда усилились анархия, соперничество генуэзцев и венецианцев («война св. Саввы») и распри между претендентами на престол (Гуго III и Карлом Анжуйским). Мамлюкский султан Бейбарс захватывал города и крепости И. к. В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев на Востоке - крепость Сен-Жан-д " Акр. И. к. занимало только юж. часть владений крестоносцев - от Аскалона на юге до Бейрута на севере. Кроме Иерусалима ему принадлежали города Наблус, Акра и Тир; они же составляли часть королевского домена. Вся остальная территория распадалась на 4 баронства и др. сеньории. Баронствами считались княжество Галилея со столицей в Тивериаде, графство Яффы и Аскалона, сеньория Сидона, сеньория Керака.

http://pravenc.ru/text/293802.html

Однако Новгород удалось удержать до весны 1241 года, до возвращения Александра, звать которого назад поехал сам новгородский владыка. Князь навел порядок в городе, выбил крестоносцев с его земель, из Пскова и Изборска, и разгромил немцев в Ледовом побоище 5 апреля 1242 года.  К тому времени монголо-татары смели все католические королевства в Центральной Европе до границ Священной Римской империи германской нации. Противостоять Орде не мог никто. Папские послы и все русские князья устремились в ставку хана Батыя, а затем и в столицу Монгольской империи Каракорум. С этого события и начинается история первого папского послания. Папские послания Новый папа Иннокентий IV (в 1243–1254 гг.) пытался убедить Александра Невского, что его отец, великий князь Ярослав Всеволодович, принял в Каракоруме католичество от брата Плано Карпини, папского посла «к народу татарскому». «Подобно овце, долго блуждавшей в пустыне, — писал папа «Александру, герцогу Суздальскому», — отец твой, страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской Церкви, матери своей, через этого брата, в присутствии Емера, военного советника. И вскоре бы о том проведали все люди, если бы смерть столь неожиданно и счастливо не вырвала его из жизни»8. Смерть Ярослава была действительно счастливой для папского посла. Великие князья Ярослав Владимирский и Михаил Черниговский были главными соперниками великого князя Даниила Галицкого. А с ним и его братом Васильком, согласно отчету Карпини папской курии, у папского посла сложились наилучшие отношения, позволяющие надеяться, что они примут власть папы. 20 сентября 1246 года Михаил Всеволодович и его боярин Федор были убиты в Орде, где стало известно о секретном черниговском посольстве летом 1245 года на церковный собор в Лионе с целью организовать отпор монголо-татарам. Десять дней спустя, 30 сентября 1246 года, Ярослав Всеволодович был отравлен в Каракоруме. Карпини был в это время в столице Орды. Он детально описал убийство князя, предсказав, что и его сына Александра ждет смерть от рук матери великого хана Гуюка, ханши Туракины. 

http://e-vestnik.ru/analytics/aleksandr_...

Папа прибыл в Лион в нояб. 1272 г. ( Grumel. 1926. Col. 1375). Подготовка к проведению Л. С. заняла ок. 2 лет, что было обусловлено характером Собора: в отличие от Лионского I Собора , на к-ром папа Иннокентий IV (1243-1254) лишь сообщал о своих решениях делегатам, на этом Л. С. предполагалось вести диалог с собравшимися. Состав Л. С. Согласно «Хронике пап и императоров» Мартина Опавского, на к-рую при описании деяний Собора опирались др. авторы, в т. ч. Гийом из Нанжи и Толомео из Лукки, в Л. С. приняли участие ок. 500 епископов, 60 аббатов и более 1 тыс. прочих прелатов (см.: Martin. 1905. N 1648; Grumel. 1926. Col. 1375). Однако, по всей видимости, на Соборе присутствовали не более 300 епископов. Известно об участии в Л. С. генерала ордена сервитов Филиппа Беници, генерального магистра доминиканцев Гумберта Романского, кард. Пьера де Тарантеза (впосл. папа Иннокентий V ), кард. Оттобоно Фиески (впосл. папа Римский Адриан V ), кард. Петра Юлиани (впосл. папа Римский Иоанн XXI ) и канониста Гийома Дюрана (см. Дуранд ), выполнявшего обязанности секретаря Собора и составившего глоссы на соборные постановления («Constitutiones Novissimae»). В Соборе приняли участие магистр ордена тамплиеров и представитель ордена госпитальеров (см. Мальтийский орден ); активно участвовавший в работе Собора генерал ордена францисканцев кард. Бонавентура скоропостижно скончался до его закрытия. На Л. С. был приглашен католич. богослов Фома Аквинский , скончавшийся по дороге в Лион. Единственным светским правителем, прибывшим на Собор, был король Арагона Хайме I (1213-1276). Л. С. посетили также представители гос-ва Хулагуидов ( Martin. 1905. N 1798). Работа Л. С. 7 мая 1274 г. в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя состоялось торжественное открытие Л. С. и прошла его 1-я сессия. В хоре находилось место для папы, напротив которого сидели лат. патриархи К-поля и Антиохии. В правой части главного нефа были расположены места для кардиналов-епископов, в левой - для кардиналов-пресвитеров, за к-рыми сидели архиепископы, епископы и аббаты. Совершив мессу, папа Григорий X вместе с кардиналами пропел гимн «Veni, Creator Spiritus» и произнес проповедь на тот же евангельский стих, что и папа Римский Иннокентий IV на открытии Латеранского IV Собора ,- «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк 22. 15), после чего папа перечислил вопросы, вынесенные на рассмотрение Л. С. (Il Concilio II di Lione. 1965. P. 67-72).

http://pravenc.ru/text/2110520.html

Папские декреталии не являлись законами в строгом смысле слова, поэтому Д. Г. были не сводом церковного законодательства, а официально обнародованным папой систематизированным сборником декреталий, предназначенным для преподавания канонического права в ун-тах и правовых школах. Встречающееся в историографии XIX в., а отчасти и XX в. рассмотрение Д. Г. как законодательного свода (П. Эрдё - см., напр.: Erdö P. Introductio in historiam scientiae canonicae: Praenotanda ad CIC. R., 1990. P. 62-98, 102-105), как попытки кодификации церковного права восходит к трактовке канонистами Нового времени и оспаривается мн. исследователями, которые оценивают законотворческие достижения Григория IX лишь как 1-й этап на пути к созданию кодекса церковного законодательства (напр., Ш. Куттнер, Ж. Франсен, К. В. Нёрр). Д. Г. стали основным предметом изучения канонистов-декреталистов. Наиболее значительными комментариями являются «Summa super titulis Decretalium» (1241-1243) Готфрида Транийского, «Commentaria in quinque libros Decretalium», или «Apparatus» (1251-1254) папы Иннокентия IV , «Summa aurea» (ок. 1253) и «Lectura» (1270/71) Генриха (Энрико) Сузанского, кард.-еп. Остийского. Ординарной глоссой (см. Glossa ordinaria ) на Д. Г. был признан аппарат глосс Бернарда Пармского (Бернардо ди Ботоне), созданный в 1241-1266 гг. (известно 4 редакции). В XIV в. он был дополнен комментариями болонского канониста Иоанна Андреа (Commentaria Novella in Decretales Gregorii noni, ок. 1338). Сохранились перевод Д. Г. на франц. язык, сделанный в сер. XIII в. в Париже (известно 10 списков), и комментированный перевод на кастильский (испан.) язык (ок. 1300), не получившие, однако, широкого распространения. Д. Г. использовались в преподавании и судопроизводстве только вместе с ординарной глоссой, главы (capitula) заучивались студентами с толкованиями ординарной глоссы и применялись в соответствии с этими трактовками. Состав и структура , Составитель Д. Г. Раймунд Пеньяфортский в основу сборника положил материал «Quinque Compilationes antiquae».

http://pravenc.ru/text/171622.html

Считается, что первые попытки примирить подобное положение дел с нормами канонического права, согласно к-рым священнослужителю запрещалось иметь более 1 бенефиция, относятся к IX в. В послании папы Римского Льва IV (847-855) епископам Бретани (849) указано, что священнослужитель может иметь только 1 церковь как титулярную, остальными он должен управлять как К. (sub commendacione - MGH. Ep. T. 5. P. 595). Однако это свидетельство сохранилось лишь в виде цитаты в Декрете Грациана и, вероятно, является позднейшей интерполяцией ( Landau P. Gefälschtes Recht in den Rechtssammlungen bis Gratian//Fälschungen im Mittelalter: Intern. Kongress der MGH, München, 16.-19. Sept. 1986. Hannover, 1988. Bd. 2. S. 41). Злоупотребления, связанные как с тем, что неск. бенефициев оказывались в одних руках, так и с назначением на пост аббатов мирян или секулярных клириков, стали важной темой в период движения за реформу Церкви на лат. Западе во 2-й пол. X-XII в. (см. Клюнийская реформа , Григорианская реформа ). Вместе с тем и сами сторонники реформы (напр., папа Римский Григорий VII ) практиковали передачу своим приближенным неск. бенефициев. Возникала необходимость канонического обоснования такой ситуации: возможность епископу в качестве временной меры управлять несколькими кафедрами упоминается в «Собрании канонов» еп. Ансельма Луккского († 1086), соратника папы Григория VII ( Anselmi episcopi Lucensis Collectio canonum/Ed. F. Thaner. Oeniponte, 1915. Vol. 2. P. 240, 258, 316, 401); возможность клирику помимо основного бенефиция иметь и другие в форме К. описана в Декрете Грациана (Decret. Gratian. C. 21. q. 1) и без существенных изменений повторяется декретистами . C XIII в. широко распространилось управление мон-рями и приходскими церквами в К.; в отличие от предшествующего периода К. стала бессрочной. Распространение К. рассматривалось мн. церковными мыслителями и публицистами как источник злоупотреблений, предпринимались неоднократные попытки ограничить эту практику. Папа Иннокентий IV (1243-1254) в комментарии на Декреталии Григория IX указывал, что передача церкви или мон-ря в К.

http://pravenc.ru/text/1841852.html

Указав свое происхождение от знаменитого рода и время своего пророческого служения во дни благочестивого Иосии, Софония возвещает затем божественное определение, что оскудением оскудеют вся от лица земли люди и скоты, птицы небесные и рыбы морские. И простру руку Мою на Иудею, говорит Господь, и на всех живущих во Иерусалиме, чтоб истребить там идолопоклонство и всякое отступление от Бога (1:1–6). Уготовал Господь жертву и освятил званных Своих; следовательно, скоро наступит день мздовоздаяния всем, начиная от князей и дома царского до одевающегося в чужие одеяния ( Чис 15:38 ; 1243 Втор 22:12 ; 1244 Левит. 19:19 1245 ); оно прострется на все предвратное или на перескакивающих через порог из подражания язычникам ( 1Цар 5:5 1246 ) и на наполняющих храм Господа Бога своего нечестием и лестью или несоответственными занятиями и помышлениями, или принесением жертв от неправедных прибытков ( Иер 7:8–11 ; 1247 Мф 21:12–13 1248 ). Тогда раздастся вопль по всему Иерусалиму из конца в конец; потому что он обыскан будет со светильником ( Лк 15:8 1249 ), т. е. со всей тщательностью, так что наказание постигнет не только явных злодеев, но и нерадящих об обязанностях своих и говорящих в сердцах своих: не делает Господь ни добра ни зла (1:7–12). Тогда все будет расхищено; люди будут ходить, как слепые, и разметана будет кровь их как прах и плоть их – как помет (1:13–18). Войди в себя или осмотрись, народ необразованный или безчувственный, пока не наступил день ярости Господней (2:1–2 1250 ); по крайней мере, все смиренные или страждущие, взыщите, Господа, чтоб укрыться в день гнева Господня (2:3 1251 ). Ибо вот Газа, Аскалон, Азот и Аккарон будут разрушены; занимаемая теперь Филистимлянами приморская полоса достанется во владение Иудеям (2:4–7 1252 ). Набеги на Иудею и укоризны Моавитян и Аммонитян навлекут на них самих участь Содома и Гоморры (2:8–11 1253 ). Ефиопляне будут избиты (2:12 1254 ). Затем Господь простер руку Свою на север.., и положит Ниневию в изчезновение,превращение в безводную пустыню, так что всякий проходящий мимо нее посвищет и махнет рукой от изумления (2:13–15 1255 ). Потом горе и тебе, светлый или знаменитый только преступлениями и сквернами город Иерусалим, любимый как голубица, но не слушающийся Божественных наставлений, так как князья у тебя львы рыкающие, судьи – хищные волки; пророки – презорливые пустословы; священники сквернят святыню и нарушают закон, несмотря на то, что Господь постоянно являет среди тебя Свое правосудие и карает беззаконников (3:1–5 1256 ). Вот Господь снова опустошит тебя: жди сего наказания наряду с другими народами, подлежащими каре небесной (3:6–8 1257 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Значительная часть Италии находилась под контролем сицилийского короля, однако понтифик не желал видеть Манфреда во главе армии крестоносцев, поскольку тот являлся незаконнорожденным сыном имп. Фридриха II Штауфена (1220-1250), возглавлял партию итал. гибеллинов (сторонников императора в противостоянии с папой Римским), а также вступал в конфликты с папами Иннокентием IV (1243-1254) и Александром IV (1254-1261). Осознавая выгодное географическое положение Сицилии как плацдарма для буд. экспедиции против Византии, папа искал правителя, способного свергнуть Манфреда. В итоге выбор пал на Карла I Анжуйского, брата франц. кор. Людовика IX Святого . В 1262 г. папа Урбан IV начал переговоры с франц. двором, предлагая Карлу Анжуйскому занять трон Сицилийского королевства. По условиям заключенного в июне 1263 г. договора на Карла налагались мн. ограничения: он не мог распоряжаться назначениями на церковные посты, не мог претендовать на имп. престол и занимать к.-л. пост в имперской части Италии и в Папской обл., но уже осенью он был избран сенатором Рима, что являлось нарушением договора. После переговоров обе стороны согласились на уступки. Избранный на Папский престол после смерти Урбана IV папа Римский Климент IV (1265-1268) продолжил политику своего предшественника и 28 июня 1265 г. в Риме провозгласил Карла королем Сицилии. Манфред, собрав армию, выступил против Карла Анжуйского. После небольшой стычки Манфреду пришлось отступить, в результате чего он потерял власть в Анконской марке, а его влияние в Тоскане ослабло. Карл Анжуйский при посредничестве папы собрал деньги, к-рые были необходимы для похода против Манфреда. В окт. набранная им армия выступила из Лиона и в янв. 1266 г. прибыла в Рим. 6 янв. Карл был коронован как король Сицилии в рим. базилике св. Петра, 20 янв. со всей армией он выступил против Манфреда. 26 февр. в битве под Беневенто войско Манфреда было разбито, а сам он убит. 7 марта Карл Анжуйский торжественно въехал в Неаполь. Однако лишь после победы 23 авг. 1268 г. при Тальякоццо над племянником Манфреда Конрадином, герц. Швабии и титулярным кор. Иерусалима (1254-1268), и его казни (29 окт. 1268) новый король Сицилии смог приступить к реализации планов по созданию большой империи на Востоке. К этому времени под его контролем находились также о-в Керкира (Корфу) и восточное побережье Ионического м.- от Диррахия (ныне Дуррес, Албания) до Бутринти. 24 мая 1267 г. кн. Гийом II Виллардуэн передал Карлу Анжуйскому право управлять Ахейским княжеством после своей смерти; 27 мая это решение было подтверждено лат. имп. Балдуином II. После смерти папы Климента IV (29 нояб. 1268) Карл Анжуйский заключил договоры с правителями Венгрии, Сербии и Болгарии. Однако планам короля по расширению владений помешало обещание участвовать в 8-м крестовом походе, организованном кор. Людовиком IX (см. ст. Крестовые походы ).

http://pravenc.ru/text/2110516.html

Однако все было напрасно. Спор закончился тем, что стороны обменялись анафематствованиями, а папа бросил все свои силы на поддержку Латинской империи. Переговоры продолжились уже при папе Иннокентии IV (1243–1254), который, казалось, был в то время готов отступить от притязаний на Константинополь. Новая встреча состоялась в Нимфее в 1250 г., в более спокойной обстановке, чем ранее, в присутствии императора, который выказывал готовность к определенным уступкам с тем, чтобы возвратить себе Константинополь. Дело близилось к заключению унии, однако этот процесс был прерван незадолго до кончины императора, поскольку византийские богословы, осознав, что речь идет скорее о подчинении римской деспотии, чем о подлинном единстве в вере, проявили особую твердость в отстаивании догматического учения Православия. Благочестивый император имел мягкий, простой и миролюбивый нрав. Каждый мог обратиться к нему за помощью и найти поддержку в трудную минуту. Иоанн III был ревностным покровителем и защитником всех страждущих и угнетенных, в особенности крестьян, притесняемых крупными землевладельцами. Он неустанно заботился о правосудии и поощрял развитие крестьянских хозяйств, стремясь поднять благосостояние подданных. Встретив однажды собственного сына, в богатых одеждах выезжавшего на охоту, император сурово сказал ему: «Как ты можешь подобным образом расточать деньги подданных на праздные развлечения? Не знаешь ли ты, что эти дорогие материи и роскошное шитье куплены кровью ромеев, которым ты должен дать отчет в своих расходах, ибо богатство царей есть богатство их подданных?» Душа императора была всегда расположена к милосердию, а руки его не уставали раздавать милостыню, за что он и был прозван Иоанном Милостивым. Он возвел и украсил множество храмов во славу Божию и глубоко чтил монахов и иерархов Церкви. Иоанн III Дука с миром предал душу Господу 3 ноября 1254 г. и был погребен в основанном им монастыре Соссандра в Нимфее. Спустя семь лет гробницу императора вскрыли, чтобы перезахоронить его в Магнисии, и обнаружили тело нетленным и источающим благоухание. Молитвами святых Твоих, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь. 45 Св. Иоанн почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. 46 Никифор являлся сторонником компромиссной формулы в вопросе об исхождении Святого Духа («иже от Отца чрез Сына исходящего»). Эту формулу впоследствии воспринял патриарх Константинопольский Григорий Кипрский (1283–1289). См. Введение М. Ставру к новому изданию трудов Никифора Влеммида: Nicéphore Blemmydès. Œuvres Théologiques. Paris, 2007 (SC 517). P. 15–31 Читать далее Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./Адаптир. пер. с франц./авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011./Т. 2. Ноябрь-декабрь. – 912, с. ISBN 978-5-7533-0552-7 (т. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Визант. адм. структура, доставшаяся Н. и., не претерпела серьезных изменений, кроме сокращения влияния на нее бюрократии; выросло количество фем. Как и при Комнинах и Ангелах в XII в., мн. придворные и правительственные должности были заняты членами аристократических семей, а также родственниками правящей фамилии. В первые годы создания Н. и. в Никее и Магнисии (ныне Маниса) начали работать мастерские по чеканке собственной монеты. В 1219 г. имп. Феодор заключил торговый договор с Венецией, что дало Н. и. нек-рую возможность принимать участие в перераспределении доходов от транзитной морской торговли в регионе черноморских проливов. Императоры Н. и. выделяли средства на возведение крепостей на всех направлениях, постоянно укрепляли свои владения, накапливали резервы вооружения и продовольствия. В 1224 г. Иоанн III в Никее подавил заговор Андроника Нестонга и своих дядей, 2 младших братьев Феодора I, к-рые попытались оспорить его власть. В том же году он одержал победу над латинянами в битве при Пиманионе и начал успешную экспансию в прибрежные районы Вифинии и Геллеспонта. В 1224 г. все вост. и юж. побережье Мраморного м. и прол. Дарданеллы перешли к Н. и., за исключением Никомидии. У Н. и. появился свой флот. К кон. 20-х гг. XIII в. никейцы овладели островами Лесбос, Самос, Хиос. Императоры Михаил II и Иоанн III Ватац. Серебряный аспер. Аверс. Реверс. 1246–1254 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) Императоры Михаил II и Иоанн III Ватац. Серебряный аспер. Аверс. Реверс. 1246–1254 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) К сер. 30-х гг. XIII в. окончательно определилось военное доминирование Н. и. над латинянами. В 1235 г. никейцы захватили п-ов Галлиполи, принадлежавший ранее венецианцам, и начали продвижение на европ. землях. В 1235-1236 гг. в союзе с болг. царем Иоанном Асенем Иоанн III дважды осаждал К-поль, но не добился решительного успеха. Владения Н. и. во Фракии постепенно расширялись. В 1243 г. эпирский деспот Иоанн Комнин Дука признал Иоанна III Ватаца своим сюзереном; в 1246 г. никейцы присоединили Фессалонику и значительную часть Македонии. В 1251 г. имп. Иоанн Ватац вновь осаждал К-поль. В 1253 г., потерпев новые неудачи в борьбе с Н. и., эпирский правитель Михаил VII Дука вновь признал себя вассалом Никеи.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

Отношения между горожанами и университетскими преподавателями и студентами с самого начала были напряженными. Ок. 1209 г. из-за наложенного на Англию интердикта (подробнее см. в ст. Лангтон ) и вооруженных столкновений с местными жителями большинство преподавателей и студентов покинули О. (часть переехала в Кембридж , где позднее возник 2-й англ. ун-т). Учебная жизнь в О. возобновилась в 1214 г., после того как папский легат Николай де Романис издал грамоту о привилегиях преподавателей и студентов, а также учредил пост канцлера оксфордских школ (одним из первых канцлеров, вероятно, был Роберт Гроссетест , еп. Линкольнский в 1235-1253). Как единая корпорация магистров и студентов ун-т впервые фигурирует в одном из документов, изданных кор. Генрихом III (1231) и подтверждавших его финансовые и судебные привилегии. В 1254 г. университетские привилегии впервые подтвердил буллой папа Римский Иннокентий IV (1243-1254). В февр. 1355 г. произошли крупные вооруженные столкновения между горожанами и студентами (ок. 90 погибших). После их подавления ун-т получил от кор. Эдуарда III (1327-1377) грамоту о дополнительных привилегиях. Интерьер англиканского кафедрального собора Иисуса Христа. Фото: Thomas Nicolaou (Ox-ford) Интерьер англиканского кафедрального собора Иисуса Христа. Фото: Thomas Nicolaou (Ox-ford) Ун-т долгое время не имел собственных помещений. С сер. XIII в. для бедных бакалавров и магистров «свободных искусств», желавших продолжить образование, стали создаваться общежития-коллегии (колледжи): Университетский колледж (1249), Баллиол-колледж (1263). В 1264 г. канцлер Т. Мертон (епископ Рочестерский в 1274-1277) учредил Мертон-колледж, в 1274 г. издал его статуты, ставшие образцом для статутов др. колледжей Оксфордского и Кембриджского ун-тов. До нач. XVI в. в О. создан еще ряд колледжей: Эксетер (1314), Ориел (1326), Королевы (Куинс; 1340), Новый (Нью-колледж; 1379), Линкольн (1427), Всех душ усопших верных (Олл-Соулс-колледж; 1438), Марии Магдалины (Модлин; 1458), Брейзноз (1509) и Тела Христова (Корпус-Кристи; 1517). В 1525 г. кард. Т. Уолси вместо упраздненного приората св. Фридесвиды основал Кардинальский колледж. Статус колледжей имели также общины учившихся в О. монахов: бенедиктинцев (Дарем-колледж (1291) - для монахов кафедрального приората Дарема; Кентербери-колледж (1362) - для монахов кафедрального приората Кентербери; Глостер-колледж (ок. 1283) - для монахов Глостерского аббатства, позднее также и для насельников др. мон-рей церковной провинции Кентербери), регулярных каноников (колледж Пресв. Девы Марии; 1435) и цистерцианцев (колледж св. Бернарда; 1437).

http://pravenc.ru/text/2578257.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010