178. ИННОКЕНТИЙ IV Римские Папы. Список 178. ИННОКЕНТИЙ IV. 1243—1254. Хаос, который возник после смерти Целестина IV в Риме, был причиной того, что следующий конклав собрался только через полтора года. Он проходил в Ананьи. Папой был избран кардинал Синибальдо Фиески, граф делла Лавенья, генуэзец по происхождению. Был бенедиктинским монахом. Иннокентий IV являлся выдающимся юристом, теологом и превосходным проповедником. Борьба с Фридрихом II разгорелась заново. Папские войска под водительством кардинала Райнера из Витербо безжалостно вырезали германские отряды, находившиеся в Центральной Италии. Опасаясь ответных репрессий, Иннокентий IV укрылся во Франции, где созвал в Лионе новый (XIII) Вселенский собор в целях разрешения спора между папством и императорской властью (1245 г.). Попытки посредничества, предпринятые королем Франции Людовиком IX (признанным позднее святым), не дали никаких результатов. Фридрих II, который не присутствовал на соборе, был снова предан анафеме, объявлен низложенным как император римский, король германский и король сицилийский, а его подданные были освобождены от присяги ему. Фридрих не признал этот приговор и подверг острой критике испорченность духовенства, отход от принципов Евангелия, занятие политикой вместо распространения божественной истины. Позиция императора нашла поддержку во многих странах Европы. Авторитет римского понтифика уже не был так высок, как во времена Иннокентия III. Несмотря на попытки папы заполучить политических союзников объявление крестового похода против проклятого императора, положение Фридриха 11 оставалось прочным до самой его смерти (13 декабря 1250 г.). На I Лионском соборе обсуждался также вопрос о татаро-монгольском нашествии. Еще до собора Иннокентий IV послал в Каракорум— резиденцию татарского хана — францисканца Джованни дель Карпине, которого сопровождал Бенедикт Поляк, принадлежавший к этому же ордену. Оглашенный на соборе декрет Иннокентия IV одобрил методы инквизиции, особенно применение пыток и смертной казни по отношению к еретикам, и требовал даже от детей доносить на своих родителей.

http://sedmitza.ru/lib/text/442442/

Гонорий III (Ченчио Савелли), 1216.VII.18 – 1227.III.18 Григорий IX (Уголино, граф Сеньи), 1227.III.19 – 1241.VIII.22 Целестин IV (Гоффредо Кастильоне), 1241.Х.25 – 1241.XI.10 Иннокентий IV (Синибальдо Фиески), 1243.VI.251254.XII.7 Александр IV (Ренальдо, граф Сеньи), 1254.XII.12 – 1261.V.25 Урбан IV (Жак Панталеон), 126l.VIII.29 – 1264.Х.2 Климент IV (Ги Фулькоди), 1265.II.5 – 1268.XI.29 Св. Григорий Х (Тебальдо Висконти), 1271.IX.1 – 1276.I.10 Иннокентий V (Пьетро ди Тарантасиа), 1276.I.21 – 1276.VI.22 Адриан V (Оттобоно Фиески), 1276.VII.11 – 1276.VIII.18 Иоанн XXI (Пьетро Юлиани), 1276.IX.8 – 1277.V.20 Николай III (Джованни Гаэтано Орсини), 1277.XI.25 – 1280.VIII.22 Мартин IV (Симон де Брион), 1281.II.22 – 1285.III.28 Гонорий IV (Джакомо Савелли), 1285. IV.2 – 1287.IV.111 Николай IV (Джироламо Маши), 1288.II.22 – 1292.IV.4 Св. Целестин V (Пьетро дель Мурроне), 1294.VII.5 – 1294. XII.13 Бонифаций VIII (Бенедетто Каэтани), 1294.XII.24 – 1303.X.ll Бенедикт XI (Никколо Боккасини), 1303.X.22 – 1304.VII.7 Климент V (Бертран де Го), 1305.VI.5 – 1314.IV.20 Иоанн XXII (Жак Дюэз), 1316.VIII.7 – 1334.XII.4 Николай V (Пьетро Райналлуччи) (антипапа), (1328.V.12 – 1330. VIII.25) Бенедикт XII (Жак Фурнье), 1334.XII.20 – 1342.IV.25 Климент VI (Пьер Роже), 1342.V.7 – 1352.XII.6 Иннокентий VI (Этьен Обер), 1352.XII.18 – 1362.IX.12 Урбан V (Гильом де Гримор), 1362.IX.28 – 1370.XII.19 Григорий XI (Пьер Роже де Бофор), 1370.XII.30 – 1378.III.27 Урбан VI (Бартоломео Приньяно), 1378.IV.8 – 1389.Х.15 Климент VII (Роберт, граф Женевский) (антипапа), (1378.IX.20 – 1394.IX.16) Бонифаций IX (Пьетро Томачелли), 1389.XI.2 – 1404.Х.1 Бенедикт XIII (Педро де Луна) (антипапа), (1394.IX.28 –1417.VII.26) Иннокентий VII (Козимо Мильорати), 1404.Х.17 – 1406.XI.6 Григорий XII (Анджело Коррер), 1406.XI.30 – 1415.VII.4 Александр V (Петр Филарго) (антипапа), (1409.VI.26 – 1410.V.3) Иоанн XXIII (Балтазар Косса) (антипапа), (1410.V.17 – 1415.V.29) Мартин V (Оддо Колонна), 1417.XI.11 – 1431.II.20 Климент VIII (Гил Санчес Муньос) (антипапа), (1423.VI.10– 1429.VII.26)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

При избрании преемника Григория IX впервые в истории папства был применен так называемый конклав (от лат. cum clave - запертые на ключ). В 1241 году коллегия кардиналов сократилась в общей сложности до 12 человек, двое из них были у императора в плену, присутствовавшие 10 кардиналов разделились на две партии, одна - проимператорская, а вторая - антиимператорская, партия курии. Вследствие этого ни одна сторона не могла обеспечить своему кандидату необходимое большинство в две трети. Поскольку выборы затягивались, кардиналы были заперты в одну из комнат Латеранского дворца, чтобы таким образом ускорить решение. Лишь под воздействием грубых угроз была достигнута договоренность об избрании престарелого кардинала-епископа Сабины, который под именем Целестина IV продержался на престоле Святого Петра всего две недели. Кардиналы, чтобы избежать насилия со стороны римлян, собрались на новые выборы в Ананьи. Лишь через два года, в июле 1243 года, произошло избрание генуэзского кардинала Синибальда Фиески, гибеллина по убеждениям; папой он стал под именем Иннокентия IV. Однако Иннокентий IV (1243-1254) принес разочарование императорской партии, ибо, став папой, он продолжил политику Иннокентия III и Григория IX. В 1244 году, спасаясь от императора, он неожиданно бежал во Францию. В 1245 году в Лионе он созвал новый вселенский собор. Папа жил в лионском монастыре Сент-Жюст, а заседания собора проводил в лионском кафедральном соборе. Основным вопросом, которым занимался собор, был суд над императором, закончившийся 17 июля 1245 года преданием Фридриха II анафеме и лишением его престола. Довольно плохо посещаемый собор принял еще 22 решения: например, о переговорах с восточной церковью по вопросу о воссоединении, об организации крестового похода против татар. (В качестве интересной детали можно отметить, что в соответствии с решением собора папа получил право дарить новым кардиналам шляпу красного цвета.) После закрытия Лионского собора папа призвал всех своих союзников на борьбу против императора. В 1246 году в Германии в противовес Фридриху были избраны один за другим два антикороля. И в Италии вспыхнули новые столкновения между гвельфами и гибеллинами. Фридриху все же удалось сохранить трон, но в 1250 году перед решающей битвой он неожиданно скончался. Архиепископ Палермский совершил в Апулии отпущение грехов отлученному от церкви императору, лежавшему на смертном одре.

http://sedmitza.ru/lib/text/441617/

1972. Vol. 72. P. 445). Хотя сам Франциск как публично кающийся и его ученики уже находились под защитой епископа Ассизи, стремление проповедовать за пределами этого диоцеза подтолкнуло их к мысли получить одобрение своей деятельности от папы Римского. Согласно орденскому преданию, в 1209 г. они отправились в Рим, где папа Иннокентий III дал устное одобрение 1-го устава францисканцев. Однако Латеранский IV Собор (1215) постановлением «Ne nimia religionum» (13-й канон) запретил основывать новые ордены (novam religionem inveniat). Все новооснованные общины должны были принимать только существовавшие уставы (de religionibus approbatis). По этой причине каноническое оформление ордена францисканцев состоялось лишь после одобрения их устава папой Римским Гонорием III (1216-1227) в 1223 г. Ключевой термин, к-рый встречается во всех текстах первых францисканцев,- это «бедность» (paupertas), а не «нищенство» (mendicitas) (в 1-м уставе францисканцев выражение «mendicantes» применяется к внешним по отношению к членам ордена нищим, просящим милостыню вдоль дорог - Franc. Assis. Reg. non bull. 9). Именно «привилегию бедности», т. е. право не принимать никакой собственности даже в общее пользование, получила католич. св. Клара Ассизская от папы Римского Иннокентия III (булла «Sicut manifestum», в 1228 подтверждена папой Григорием IX (1227-1241), а затем папой Иннокентием IV (1243-1254)). Хотя для первых францисканцев был важен ручной труд (Франциск Ассизский в «Завещании» прямо писал, что сам всегда трудился и хочет, чтобы его ученики работали своими руками, а милостыню просили только в том случае, если за труд им не заплатили - Franc. Assis. Test. 20-22), и в неутвержденном уставе (в редакции 1221 г.), и в уставе, одобренном папской буллой, значимое место занимал сбор подаяния ( Idem. Reg. non bull. 9; Idem. Reg. bull. 6) и вводился запрет принимать деньги и как плату за труд, и в качестве милостыни ( Idem. Reg. non bull. 7, 8; Idem. Reg. bull. 4, 5). Относительно же труда утверждалось, что он не должен мешать молитве ( Idem.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

е. обитал в апостолах как во Христе), то в чем различие?» (199–218) 2) «Ответ вопросившему: есть ли предел жизни и смерти, и если есть, то как же Бог не будет виновником зла?» (219–235) 3) «Слово второе, доказывающее туже мысль свидетельствами писания и обличающее сторонника безпредельности ( αοριστιας) 3 в том, что он не хорошо пользуется некоторыми из них 4 , и разрешающее извлекаемые оттуда возражения» (235–258); 4) «Слово третье, обличающее нелепость гипотезы относительно беспредельности чрез сведение ея к невозможности» (258–265); 5) Слово «о пререканиях, вызванных постановлением патриарха, и об иерархии», (266–292); 6) Слово «к соблазнявшимся апостольским изречением: егда же покорить Ему всяческая, тогда и сам Сын покорится покорившему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех 5 (293–320); 7) «Возражение на сочинение Сотириха, избранного в Антиохийские патриархи, о (смысле слов): Ты еси приносяй и приносимый и приемлемый» (321–380); 8) «Краткое обличение новоявленного у латинян догмата о том, что Дух Св. исходит от Отца и оть Сына» (380–395); из сочинений Никифора Влеммида – коротенький рассказ о двух диспутах с легатами папы Иннокентия IV (1243–1254) в Никее, под заглавием: «Из рассказов о своих делах» (380–395); из сочинений Георгия Акрополита «Трактат – об исхождении Св. Духа к латинянам» (395–410). Изданием трактата Захирии Митиленского о. Андроник восполнил пробел, давно чувствуемый в литературе богословской полемики VI в. с манихеями, и расширил наши сведения об основаниях, на которых вели эту полемику лучшие богословы того времени. 6 Издание полемического сочинения Никиты Стифата хотя и ничего не прибавляет к нашим сведееиям о православной полемике с латинянами в XI в. по вопросу об опресноках и пр., так как с содержанием этого сочинения ученый мир был знаком уже по латинскому переводу его, помещенному кардиналом Баронием в его Анналах (t. XI, р. 789–796) и Канизием в Lecliones antiquae (Ingolstadii. 1601, t. III, P. 1; p. 308–314) 7 ; тем не менее нельзя не благодарить ученого издателя за то, что он первый познакомил нас с оригинальным текстом этого сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Свадьбу Романа и Гертруды сыграли в начале 1252 года. Так сын Даниила Галицкого стал герцогом Австрии и Штирии. Теперь он числился вассалом германского императора, но это лишь пустая формальность - герцогство было фактически независимым государством. Молодые поселились в замке Гимберг под Веной. Там у них родилась дочь Мария. Но и чехи не дремали. Племянник усопшего короля юный Оттокар поспешил жениться на старушке Маргарите. Он собрал большое войско и двинулся на Вену. Римский папа Иннокентий IV долго колебался, кого поддержать - русских или чехов? И тут надо сказать следующее: римские первосвященники давно предлагали королевскую корону Даниилу Романовичу в обмен на переход в католичество. В конце концов Даниил короновался, но от православия не отрекся. Поэтому Иннокентий IV, а затем и его преемник Александр IV поддержали Оттокара и стали грозить Роману и Даниилу крестовым походом всей Европы. В итоге Роман был осажден чешским войском в Гимберге. Даниил Галицкий, чтобы помочь сыну, вместе с польским князем Болеславом Стыдливым вторгся в Чехию и взял ряд крепостей. Однако нелады с союзниками-поляками и сильная болезнь глаз заставили Даниила прекратить поход. Роману в 1254 году оставалось лишь бежать из осажденного Гимберга. В 1260 году его отец опять ходил с войском добывать для сына Вену, но опять неудачно. Посему Роман Даниилович кончил свои дни удельным князем новогрудским. ЦАРЬ БОЛГАРИИ И КОРОЛЕВА ЧЕХИИ В 1246 году в Орде погиб русский князь Михаил Всеволодович Черниговский, впоследствии получивший известность на Руси как мученик и святой. В качестве такового он и вошел в историю. На самом же деле Михаил был великим авантюристом, постоянно пытавшимся захватить чужие земли. Но даже когда это удавалось, его терпели от силы год-два, а потом прогоняли. В 1241 году Даниил Галицкий заставил покинуть Юго-Восточную Русь сына Михаила Черниговского Романа. Тот убежал в Венгрию, где ему в 1243 году как-то удалось заполучить руку и сердце принцессы Анны, любимой дочери Бэлы IV. Узнав об этом, Михаил срочно отправился в Венгрию. Надо ли говорить, что в сей вояж он пустился не для того, чтобы поздравить новобрачных, а за венгерским войском, которое должно было захватить ему какой-нибудь русский удел.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

P. 17; Chronica fratris Nicolai Grassberger//Ibid. 1887. Vol. 2. P. 50). Впервые о необходимости составления общего М. для ордена говорится в «Изложении Устава братьев-миноритов четырьмя магистрами» (1241-1242; Expositio Quatuor Magistrorum super Regulam Fratrum Minorum/Ed. P. Livarius Oliger. R., 1950. P. 137-140). Первые литургические рукописи францисканцев очень разнообразны (напр., Бревиарий-Миссал св. Клары (1234-1241), который хранится в ц. Сан-Дамиано близ Ассизи, представляет смешение литургических традиций рим. курии и рим. базилик). Ранняя традиция сохранилась в М. т. н. перуджийской группы (Melbourne. Lib. of Victoria. Rare Books Coll. Codex Sancti Paschalis, кон. XIII в.; Firenze. Bibl. Medicea-Laurenziana. Gaddi. 7, кон. XIII в.; Cortona. Bibl. Comunale. 13, кон. XIII в.; Cortona. Bibl. Comunale. 14, нач. XIV в.; Assisi. Sacro Convento. 263, нач. XIV в. (М. августинцев-еремитов)). Среди францисканцев за пределами Италии также часто пользовались компактными М., соединенными с Библией (Boston. Public Lib. qMed. 202, 1230-1250 (Юж. Франция); London. Law Society. 3, XIII в. (Франция); Cantabr. Hh. 1. 3, 1250-1275 (Англия); Lond. Brit. Lib. Harl. 2813, 1230-1250 (Англия); см. подробнее: Light. 2013). В связи с расколом в ордене вопрос о литургическом единстве вышел на 1-й план. По мнению Дейка, литургическую реформу инициировал Гаймон из Фавершема, генеральный министр ордена, в 1240-1244 гг. На Болонском капитуле 1243 г. он составил новый Ординарий для приватной мессы (инципит «Indutus planeta»), к-рый был вскоре включен в новый францисканский М. Однако в качестве автора «Indutus planeta» Гаймон впервые упоминается только в 1269 г. (Chronica XXIV Generalium Ordinis Fratrum Minorum//Analecta Franciscana. 1897. Vol. 3. P. 247), а самая ранняя копия этого памятника относится к 1263 г. Поскольку вопрос о единстве литургической традиции поднимал в 1249 г. новый генеральный министр Иоанн Пармский (1247-1257), а также он рассматривался на капитуле 1254 г. в Меце, этот тезис Дейка также нуждается в корректировке.

http://pravenc.ru/text/Миссал.html

периодически пытались вернуть Антиохию под свой контроль и восстановить там правосл. Патриарший престол. На короткое время Византии удалось добиться возвращения Антиохийской кафедры правосл. патриарху Афанасию I . В знак протеста лат. патриарх покинул город, а Римский папа грозил антиохийскому князю отлучением ( Рансимен. 1998. С. 64-74). В нач. XIII в. триполийский гр. Боэмунд оспаривал Антиохию у Киликийской Армении, пребывавшей тогда в унии с Римом и поддержанной лат. антиохийским клиром. В 1206 г. Боэмунд, опиравшийся на греческое и мелькитское население Антиохии, заточил лат. патриарха в темницу за участие в политических интригах и разрешил православным избрать своего патриарха Симеона II , к-рого признал и от к-рого получал причастие, будучи под папским интердиктом. Часть церковных зданий и земель была перераспределена в пользу православных. В ходе дальнейшего противостояния Боэмунд примирился с Римом, вслед за чем патриарх Симеон был вынужден покинуть город и нашел убежище сначала в Киликии, а потом при дворе визант. императора в Никее. В 30-х гг. XIII в. антиохийский князь снова нормализовал отношения с православными, в его владениях мелькитское духовенство не подчинялось лат. архиереям и мелькиты не платили десятину вопреки требованиям Папского престола. Папа Иннокентий IV (1243-1254) отказался от попыток напрямую подчинить мелькитов лат. иерархии и обратился к идее создания во владениях крестоносцев униат. Церквей. Но если католич. духовенство Заморья довольно легко шло на унию с маронитами или нехалкидонскими Церквами, то подобные же проекты применительно к православным, чреватые уменьшением числа прихожан и доходов лат. архиереев, вызывали их жесткую оппозицию. Тем не менее иногда униональная модель работала. Так, правосл. Антиохийский патриарх Давид, занявший престол при содействии правящего княжеского дома, изъявил покорность Римскому папе и был признан лат. иерархией как законный предстоятель местных мелькитов. Однако его преемник Евфимий I отверг унию, за что был отлучен латинским Антиохийским патриархом и изгнан из города (до 1258).

http://pravenc.ru/text/2562942.html

Косьма I Иерусалимит (1075 – 1081) Евстратий Гарида (1081 – 1084) Николай III Кирдиниат (Грамматик) (1084 – 1111) Иоанн IX Агапит (1111 – 1134) Лев Стиппиот (1134 – 1143) Михаил II Куркуас (Оксеит) (1143 – 1146) Косьма II Аттик (1146 – 1147) Николай IV Музалон (1147 – 1151) Феодот II (Феодосий (?)) (1151/2 – 1153/4) Неофит I (1153 – 1154,1 месяц) Костантин IV Хлиарин (1154 – 1157) Лука Хрисоверг (1157 – 1169/70) Михаил III Анхиальский (1170 –1178) Харитон Евгениот (1178 – 1179) Феодосий Ворадиот (1179 – 1183) Василий II Филакопул Каматир (1183 – 1186) Никита II Мунтан (1187 – 1189) Досифей Иерусалимский (февраль 1189) Леонтий Феотокит (февр. – окт. 1189) Досифей (повторно) (1189 – 1191) Георгий II Ксифиллин (1191 – 1198) Иоанн X Каматир (1198 – 1206) Михаил IV Авториан (ок. 1208 – 1214) Феодор II Ириник (1214 – 1216) Максим II (1216) Мануил I Харитопул Сарантин (ок. 1216/17 – 1222) Герман II (1222 – 1240) Мефодий II (1240) ок. 1240 – ок. 1243/4 – вакантен Мануил II (1243/4(?)1254) Арсений Авториан (1254 – 1260) Никифор II (1260 – 1261) Арсений Авториан (повторно) (1261 – 1265) Герман III (1265 – 1266) Иосиф I (1266 – 1275) Иоанн XI Векк (1275 – 1282) Иосиф I (повторно) (1282 – 1283) Григорий II (Георгий Кипрский) (1283 – 1289) Афанасий I (1289 – 1293) Иоанн XII Косьма (1294 – 1303) Афанасий I (повторно) (1303 – 1309) Нифонт I (1310 – 1314) Иоанн XIII Глика (1315 – 1319) Герасим I (1320 – 1321) Исайя (1323 – 1332) Иоанн XIV Калека (1334 – 1347) Исидор I (1347 – 1350) Каллист I (1350 – 1353) Филофей Коккин (1353 – 1354) Каллист I (повторно) (1355 – 1363) Филофей (повторно) (1364 – 1376) Макарий (1376/7 – 1379) Нил (1380 – 1388) Антоний IV (1389 – 1390) Макарий (повторно) (1390 – 1391) Антоний IV (повторно) (1391 – 1397) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей I (1397 – 1402) 1402 – 1403 – вакантен Матфей I (повторно) (1403 – 1410) Евфимий II (1410 – 1416) Иосиф II (1416 – 1439) Митрофан II (1440 – 1443) Георгий III Мамма (1443 – 1450) 137 Афанасий II (1450) Геннадий II Схоларий (1454 – 1456,1463,1464 – 1465)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

1993). Папа Григорий IX (1227-1241) был двоюродным братом Иннокентия III; папа Александр IV (1254-1261) - родственником Григория IX. Папы Иннокентий IV (1243-1254) и Григорий X (1271-1276) давали мн. своим родным дипломатические поручения, ставили их во главе войска и т. д. С сер. XIII в. Римские понтифики передавали родственникам куриальные и придворные должности, предоставляли им церковные бенефиции. Наиболее активно политику Н. проводил Климент V (1305-1314), первый из «авиньонских пап» (см. «Авиньонское пленение пап» ). Все его преемники, жившие в Авиньоне, возводили родственников и земляков в кардинальское достоинство, назначали их на важнейшие должности в папской курии и на руководящие посты в администрации папских владений. Э. П. К. Во 2-й пол. XV в. в Римской курии Н. лег в основу управления делами Римско-католической Церкви и Папского гос-ва. В условиях возросшего влияния коллегии кардиналов , ставшей средоточием власти в Церкви, фракционной борьбы кардиналов внутри курии и давления на Папский престол со стороны католич. правителей понтифик нуждался в политическом советнике, независимом от этих влияний, что привело к появлению т. н. кардинала-непота (или кардинала-падроне, от итал. padrone - господин, хозяин), своеобразной куриальной должности, на к-рую назначался близкий родственник папы Римского, чаще всего племянник. Кардинал-непот, являясь личным представителем папы, был облечен абсолютным доверием, а впосл. и расширенными властными полномочиями. Он отвечал за внешнюю политику Папского престола и руководил работой папских секретарей, надзирая за всей системой управления папской курии. Первым кардиналом-падроне стал в 1471 г. Джулиано делла Ровере (впосл. папа Римский Юлий II (1503-1513)), приходившийся племянником папе Римскому Сиксту IV (1471-1484). Сложившаяся система Н. в Римской курии просуществовала более 200 лет и имела как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, папа Римский, будучи главой не только Римско-католической Церкви, но и крупного европ.

http://pravenc.ru/text/2565054.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010