Иер. 51 :30. Перестали воины Вавилонские воевать, сидят там 1268 в укреплении, пропала храбрость их, и стали как женщины, пожжены жилища, сокрушены затворы его. Иер. 51 :31. Гонец бежит на встречу гонцу и вестник встречает вестника, чтобы сказать царю Вавилонскому, что взят город его. Иер. 51 :32. С конца улиц его взяты и огнем сожжены укрепления его, и воины его выходят. Иер. 51 :33. Ибо так говорит Господь Вседержитель, Бог Израилев: дома царя Вавилонского, как гумно с созревшим хлебом 1269 , будут измолочены, еще немного, и наступит жатва его. Иер. 51 :34. „Поедал меня, раздроблял меня, поглотила меня непроницаемая тьма 1270 , Навуходоносор, царь Вавилонский, поглотил меня, как дракон, наполнил чрево свое сластию моею, и изверг 1271 меня. Иер. 51 :35. Труды мои и беды мои на Вавилоне“, скажет жительница Сиона, и „кровь моя – на жителях Халдеи“, скажет Иерусалим. Иер. 51 :36. Посему так говорит Господь: вот Я буду судить соперника твоего и совершу отмщение за тебя, и опустошу море его, и изсушу источники его. Иер. 51 :37. И будет Вавилон пустынею, жилищем змей, ужасом 1272 и посмеянием, ибо не будет жителей (в нем). Иер. 51 :38. Они вместе 1273 , как львы, возстанут и как щенки львиные. Иер. 51 :39. Во время разгорячения 1274 их дам им питье, и напою их, чтобы они заснули, и уснут они вечным сном, и не встанут, говорит Господь. Иер. 51 :40. И сведу 1275 их, как ягнят, на заклание и как овнов с козлами. Иер. 51 :41. Как взят Сесах 1276 и завоевана слава всей земли 1277 ! Как сделался Вавилон изумлением 1278 для народов! Иер. 51 :42. Поднялось на Вавилон море, при шуме волн своих, и он покрыт. Иер. 51 :43. Города его опустошены, земля безводна и пуста 1279 , земля, на которой никто не будет жить, и не будет останавливаться 1280 в ней сын человеческий. Иер. 51 :44. И посещу 1281 Вила в Вавилоне и исторгну из уст его, что он проглотил, и не будут стекаться к нему более народы, ибо и стены Вавилонския падут. Иер. 51 :45. Выходите 1282 из среды его, народ Мой, и спасайте каждый свою душу от гнева ярости Господа.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Одним из этапов спасительного дела Христа, наряду с Его страданиями и смертью, было Его сошествие во ад. В отличие от анафоры Иоанна Златоуста , где о сошествии Христа во ад не упоминается, в анафоре Василия Великого об этом говорится. Автор анафоры не мог обойти вниманием это событие, осмысление которого занимает важное место в богословии IV века. Василий Великий развивает тему сошествия Христа во ад в беседе, содержащей аллегорическое толкование слов «Все одежды Твои, как смирна и стакти 1267 и касия 1268 от риз Твоих» ( Пс.44:9 по переводу LXX). В этих словах Василий видит пророчество о погребении Спасителя: Что смирна есть символ погребения, научает нас евангелист Иоанн, повествуя, что Иосиф Аримафейский при погребении употребил смирну и алоэ ( Ин.19:39–40 ). А стакти есть тончайший вид смирны. При выжимании этого благовонного вещества то, что в нем является жидкостью, отделяется в стакти, а что остается густого, называется смирной. Поэтому и благоухание Христово благоухает, как смирна, по причине Его страданий и как стакти – потому что Он не недвижим и не бездействен оставался в продолжение трех дней и трех ночей, но нисходил во ад ради домостроительства Воскресения, чтобы исполнить всё, что Ему надлежало… Поэтому видишь смирну по причине погребения, стакти – по причине сошествия во ад… и касию по причине домостроительства, совершённого плотью на кресте 1269 . Сошествие во ад Учение о сошествии Христа во ад является одной из важнейших тем православной христологии 1270 . Вера в то, что после Своей смерти на Кресте Иисус Христос сходил в бездны ада, выражена в речи Петра из книги Деяний ( Деян.2:22–24, 29–32 ). Однако наиболее важным новозаветным текстом, говорящим о схождении Христа во ад, является Первое послание Петра, где эта тема раскрывается в контексте учения о крещении. Здесь апостол говорит не только о пребывании Христа в адской «темнице», но и о Его проповеди находившимся там душам: Христос, чтобы привести вас 1271 к Богу, однажды пострадал за грехи (ваши) 1272 , Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды 1273 . Так и нас ныне подобное сему образу крещение... спасает воскресением Иисуса Христа... ( 1Пет.3:18–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Первая речь  произнесена в первый день шестого месяца второго года царствования Дария и содержится в первой главе с присовокуплением первого стиха второй главы. Указав повеление Божие – обращать свое слово к вождям народа, Зоровавелю и первосвященнику Иисусу, Аггей обличает неосновательность возглашаемого мнения, будто не пршло еще время строить дом Господень, так как принимающие это мнение сами живут уже в украшенных домах (1:1–4 1268 ). Явное небесное наказание за такое нерадение о построении храма есть безуспешность трудов, так что ни в чем нет ожидаемой прочной выгоды, и выручаемые деньги как будто попадают в дырявые кошельки (1:5–7 1269 ). Итак, пойдите на гору (Мориа), стройте храм, и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь (1:8). Теперь трудитесь вы много, а получаете мало, да и то нередко пропадает на дороге, за Мой дом, который в запустении (1:9). По той же причине свирепствует у вас и засуха (1:10–11 1270 ). Эта речь и присоединенное к ней уверение: Я с вами! говорит Господь, имели надлежащий успех: в том же месяце через двадцать три дня приступлено было к постройке храма (1:12–15 1271 ). Вторая пророческая речь  произнесена в двадцать первый день седьмого месяца того же второго года Дария или через двадцать четыре дня после начатия работ. Она изложена со 1-го по 10-й стих второй главы. Здесь пророк старается поддержать бодрость в строителях храма, чтобы не боялись происков Самарян, а особенно не падали духом от соображения, что строимый ими храм есть как бы ничто в глазах видевших великолепие прежняго или Соломонова храма (2:2–4 1272 ). Будьте тверды, говорит Господь строителям храма, Завет Мой, который Я заключил с вами… и Дух Мой пребывает среди вас (2:5–6). Еще немного, и Я потрясу небо и землю, т. е. произведу переворот, подобный Синайскому законодательству, или, по толкованию Апостола Павла, пошлю проповедь Евангельскую ( Евр 12:22–28 1273 ). Тогда Примиритель ( Быт 49:10 ), т. е. Желаемый всеми народами придет.., и Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего. Этим пришествием, а не серебром и золотом будет славен храм тот: тогда на месте сем Я дам мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Потом, взывая ко Господу, святой сказал: – Господи, Ты мне еще прежде сказал: Я с тобою. Почему же теперь Ты оставил меня? Смотри, Господи, как дикие звери из-за Тебя всего меня истерзали: зеницы очей моих пробиты, тело мое раздробляется от ран, лицо уязвляется, зубы сокрушаются; одни только нагие кости висят на кресте; помяни же меня, Господи, претерпевающего ради Тебя крест: из-за Тебя я перенес и железо, и огонь, и гвозди; ныне же приими дух мой, ибо я уже отхожу из сей жизни. Действительно, все тело Феодора было истерзано. Ликиний, думая, что мученик скончался, оставил его висящим на кресте. Но вот, в первую ночную стражу, Ангел Господень снял святого мученика с креста и сотворил его целым и здравым, каким он был и прежде; приветствуя его, Ангел сказал ему: – Радуйся и укрепляйся благодатью Господа нашего Иисуса Христа, вот – Господь с тобою; зачем ты сказал, что Он оставил тебя? Итак, соверши до конца подвиг твой, и ты прийдешь ко Господу приять уготованный тебе венец бессмертия. Сказав это святому мученику, Ангел стал невидим. После этого святой мученик Феодор, благодаря Бога, начал так воспевать: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки» ( Пс.144:1 ). А нечестивый Ликиний, еще до рассвета, послал двух своих сотников, Антиоха и Патрикия, приказав им: – Идите и принесите мне тело умершего в страданиях Феодора: я положу его в оловянный ящик и брошу в глубину морскую, чтобы как-нибудь не взяли его безумные христиане. Когда они пошли и приблизились к месту, где был распят Феодор, они увидели крест, распятого же на нем мученика не было. И сказал Антиох Патрикию: – Правду говорят галилеяне 1271 , что их Христос восстал из мертвых. Он то, как я думаю, воскресил и раба Своего Феодора. В это время Патрикий, подойдя поближе ко кресту, увидел святого Феодора сидящим на земле и восхваляющим Господа. Тогда Патрикий громко воскликнул: – Велик Бог христиан, и нет другого бога, кроме Его! После этого оба сотника, подойдя к святому, сказали:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Псалом 93 Псалом Давида. В четвертый (день) недели 1268 . Бог отмщений, Господь, Бог отмщений явился 1269 . Восстань 1270 , Судия земли, воздай возмездие гордым! Доколе грешники, Господи, доколе грешники будут хвалиться? Будут произносить и говорить неправду, будут говорить все, совершающие беззаконие? Народ Твой, Господи, они унизили и наследие Твое обидели, Вдову и сироту умертвили и пришельца убили, И сказали: «Не увидит Бог и не узнает Бог Иакова». Образумьтесь же, безумные в народе, и глупые, наконец, поймите! Устроивший 1271 ухо не слышит ли? Или Создавший глаз не видит ли 1272 ? Ужели не обличит Наставляющий народы, Тот, Кто научает человека разумению? Господь знает помышления людей, что они – суетны. Блажен человек, которого наставишь Ты, Господи, и от закона Твоего научишь, Чтобы пребывал он кротким 1273 , со дня бедствий до тех пор, пока не выроется грешнику ров 1274 . Ибо не отвергнет Господь народа Своего и наследия Своего не оставит, Пока правда не возвратится в суд, (а также) и все держащиеся ее, правые сердцем 1275 . Кто восстанет за меня на лукавых? Или кто станет со мною против совершающих беззаконие? Если бы Господь не помог мне, вскоре вселилась бы в ад душа моя. Когда я сказал: «Поколебалась нога моя», – тогда милость Твоя, Господи, помогла мне. При умножении страданий моих в сердце моем, утешения Твои веселили душу мою. Да не будет присущ Тебе престол беззакония, создающий обременение вопреки повелению (Твоему 1276 ): Они будут преследовать 1277 душу праведника и неповинную кровь осудят 1278 . Но Господь был мне прибежищем и Бог мой – надежною мне помощью 1279 . И воздаст им Господь за беззаконие их, и по лукавству их погубит их Господь Бог 1280 . 1268 Греч. v τετρδι σαββτου [алекс., в др. τετρδι σαββτων] – слав. четвертый субботы, т. е. по нашему счислению в среду, когда был предан Иисус Христос Иудой предателем. Григорий Нисский видит в псалме (особенно 20–21 стт.) немало пророчеств, относящихся к этому событию. В ветхозаветной Церкви он, м. б., воспеваем был в четвертый день недели (Афан. Вел., Феодорит, Зигабен).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Среди тех лиц, которые имеют таковое сознание, чудеса также будут оказывать то или другое действие, смотря по степени развития сознания у данного лица. Господь Бог, по словам свв.пророков и апостолов, творя чудо, призывает через него человека добровольно обратиться к Нему, ибо чудо, возбуждая в человеке внимание к возвещаемому чудотворцем учению, отнюдь не действует на человека так непреодолимо, чтобы он не был в состоянии противиться действию чуда и должен был бы по необходимости принять сопровождаемое этим чудом Слово Божие. Свв.пророки и апостолы заповедуют людям, чтобы они старались принять обращенный к ним призыв Бога, а не ожесточали бы против Него своих сердец. «Се стою, – говорит Христос Спаситель 1270 , – у двери и стучу 1271 . Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною». »Ныне 1272 , когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших«, – говорили свв.пророки и апостолы. В том, что люди могут противиться призыву Бога и противиться упорно, несмотря ни на какие, даже великие, чудеса, мы имеем свидетельство самого Священного Писания: »И сказали волхвы фараону 1273 : это перст Божий; но сердце фараона ожесточилось, и он не послушал их« 1274 . Из этого текста видно, что причина, по которой чудо не всякого человека располагает верить словам провозвестников воли Божией, заключается в искаженном религиозном сознании человека, когда он, вопреки всему, ожесточается против призыва Господа Бога и доходит иногда, по словам Библии, до того, что не верит и в том случае, «если бы кто из мертвых воскрес» 1275 . Образцом такого ожесточения против призыва Господа Бога могут служить, например, и такие мыслители, как Гете 1276 : «Никакой явный голос с небес не убедит меня, – говорит он, – что мертвые воскресают». Так и Вольтер 1277 : «Если бы на площади Парижа перед глазами 2000 человек и моими собственными совершилось чудо, то я скорее усомнился бы в 4002 глазах, чем поверил бы». Таковое впечатление оказывает чудо на людей, злоупотребляющих дарованной им свободой и утративших религиозное сознание. Если человек остается глух и нем к добрым призывам, то Бог не открывает Себя, справедливо говорит профессор Глаголев 1278 , и Божественные чудеса будут совершаться вне поля зрения такого человека 1279 . Совсем другое влияние оказывает чудо на людей, которые обладают религиозным сознанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Epist. Petri= Epistula Petri ad Iacobum. CPG 1015 (1). CANT 209 (1). TLG 1271/3. Hom.=CPG 1015 (4). CANT 209 (4). TLG 1271/6 (fr.). Recogn.=CPG 1015 (5). CANT 209 (5). TLG 1271/7–9 (fr.) Свет .=TLL 1348/1. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1964 (и переизд.). Секст, Изреч.=CPG 1115. TLG 1278/1. Рус. пер. А.Небольсина: Ученые записки Российского православного университета, вып. 3. М., 1998, 218–230; исправленное переиздание: Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института, вып. 3. М., 1999, 79–100. Сократ, ЦИ=TLG 2057/1. Сократ Схоластик . Церковная история в семи книгах. [Приложение к ХЧ за 1850 г.]. М., 1996 п . Страбон, Геогр.=TLG 99/1. Рус. пер. Г.А. Стратановского: Страбон. География. [Л.,] 1964 (М., 1994 р ). Талм. Вав. Берах.= Талмуд Вавилонский. Трактат Берахот/Пер. Н.Переферковича. СПб., 1909. Татиан, Апол.=CPG 1104. Рус. пер.: 1) прот. П.Преображенского : СДХА 10–45; 2) Д.Е. Афиногенова: ВДИ 1993, 1–2 и переизд.: Раннехристианские апологеты II-IV веков. Переводы и исследования. М., 2000, 93–117. Тац. Герм.=TLL 1351/2. Рус. пер: А.С. Бобовича: О происхождении германцев и местоположении Германии. – Корнелий Тацит. Соч. в 2-х т. Л., 1969. Т. 1, 353–372. Терт.= Тертуллиан . Рус. пер. в двух изданиях: 1) Творения Кв. Сент. Флор. Тертуллиана . Т. 1. Апологетические сочинения/Пер. Н.Щеглова. Киев, 1910. Т. 2. Догматико-полемические сочинения/Пер. Н.Н. Щеглова. Киев, 1912. Т. 3. Догматические творения/Пер. с пред. и прим. еп. Василия (Богдашевского) . Киев, 1915 [отд. оттиски из ТКДА ]: ( ТСОЗ, кн. 31, ч. 1–3.) [=Твор.]; 2) Квинт Септимий Флорент Тертуллиан . Избранные сочинения/Сост. и общ. ред. А.А. Столярова. М., 1994 [=Соч.] (переводы выполнены разными лицами, полезные комментарии). Библиографию других переводов см. БТ 25, 219–223. Апол.=CPL 3. Апология, Твор., т. 1, 69–202. Новый пер. в сокр.: БТ 25, 1984, 169–225. К жене=CPL 12. Соч., 334–344. К языч.=CPL 2. К язычникам: Твор., т. 1, 1–68; Соч., 37–82.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

События после 1204 г. показали, что делу церковного единства невозможно было помочь простой оккупацией Византии. Дальновидная восточная политика Рима не желала дать себя отождествить с завоевательными планами Карла Анжуйского, и когда Климент IV дал повод думать, что поддерживает эти планы, то сделал он это с целью оказать давление на византийского императора и принудить его к повиновению Римской Церкви, тем самым стремясь к победе не анжуйской, а римской политики 1052 . Когда затем Климент IV скончался (1268) и папский престол в продолжение длительного времени оставался незамещенным, хитроумный Палеолог нашел себе опору во французском короле, ибо Людовик Святой не меньше, чем современные ему папы, стремился к освобождению Святой Земли от неверных и к восстановлению мира в католической Церкви. Укрепленный в своем намерении посольствами византийского императора, он сумел удержать своего воинственного брата от войны против греческих христиан: Карл Анжуйский был вынужден последовать за ним в крестовый поход в Тунис. Благодаря этому запланированная война с Византией в решающий момент была сорвана. В сентябре 1271 г. вакансия на римском папском престоле заместилась: несмотря на противодействие Карла Анжуйского, папский престол занял уже не француз, а итальянец Григорий X. Пламенный сторонник идеи крестового похода и церковной унии, Григорий X не приветствовал завоевательные планы Анжуйца. Уния с греками более, чем когда-либо, стала приоритетом папской восточной политики 1053 . За время отсутствия Карла Анжуйского в Европе ситуация во франкской Греции изменилась в пользу византийцев, которые смогли вновь укрепить свое положение на Пелопоннесе. Впрочем, крестовый поход в Тунис был лишь кратким эпизодом: вскоре после прибытия в Африку Людовик IX умер во время эпидемии, а Карл» Анжуйский после краткой победоносной кампании вернулся на Сицилию. Прибытие новых войск в Морею в 1271–1272 гг. положило конец успехам византийцев. Влиянию Карла Анжуйского в греческих и славянских землях на Балканах Михаил VIII попытался противодействовать посредством упрочения династических связей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

467,. 631. 666–7. 813. 982 сл. 985,23. 999,116. 1113. 1114 сл. 1136. 1145 сл. 1171. 1196. 1236. 1282–3) и эллинские у него элементы (I: LII. II: 529). Эллинское образование Ап. Павла (II: 879 сл. 904 сл. 913 сл. 920–3. 933–4. 935–949. 945,835. 971. 876–981: 994 сл. 1110–1111. 1157). Ораторское искусство, ритм и риторика в посланиях Ап. Павла (II: 925,697. 927–8. 956,883. 966,939. 973. 974. 975–6. 981,1000) и его Афинская речь (II: 924 сл. 925,696. 931. 932–4); кинически-стоическая диатриба (II: 972–3); цитаты из языческих поэтов в Дeяh. XVII, 28 . 1Кор. 15:33 . Tum. I, 12 яко бы ходячие пословицы (II: 928 сл.). Влияние на Ап. Павла досократовской космогонии (II: 770), Аристотеля (II: 581. 770) и Платона (II: 581) – с усвоением платоновских упований (I: LII,399 II: 270. 317),–Пифагора и пифагорейцев (I: 660,58. 797,369. 884,576. II: 1132) и неоплатонизма (II: 697). Павел якобы (II: 382 сл. 1033,388) дуалист (I: 790,341. II: 476. 624–5. 1118 сл. 1134. 1155) эллинистический (II: 375,1065. 574. 619) в амартологии (II: 557. 563. 566) с дуалистическою аскетикой (II: 1156. 1271); дуалистический пессимизм и оптимизм (II: 557. 558. 1271–2), амартология (II: 560 сл. 566 сл. 570. 588) и отношение плоти: и греха (II:. 1002,118). О церкви, крещении и евхаристии, якобы цветов взято из эллинизма в богословие Ап. Павла (II: 668), который вообще открыл в христианстве дверь вторжению язычества (II: 814. 991. 1060. 1161. 1172); парсизм (II: 1129) и религиозный; синкретизм (II: 1151. 1170) в апостольских учениях. Павел и (римское) право: юридическое образование Апостола (II: 1197 сл. 1201 сл.) и латинский язык (II: 1199–1201), но независимость в религиозно-догматических концепциях (II: 1235–8. 1288), как и в частных пунктах: обетование, как завещание,, и закон, как кодицилл (II: 1205–1210); опекуны (tutores) и попечители (curatores) в отношении к наследованию язычниками христианских благ (II: 1210–1215);.. ycыhobлehue–adopmio (II: 1219–1231. 1233–5), σοθασα (II: 998,116), jus. naturale и jus gentium (II: 1221–2), Jua postliminii.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Захарьинский Паримийник. 1271 г. (РНБ. Q. п. I. 13. Л. 65 об.) Захарьинский Паримийник. 1271 г. (РНБ. Q. п. I. 13. Л. 65 об.) II. Мефодиевские переводы. Перевод ряда ветхозаветных книг атрибутируется св. Мефодию на основании сходства с языком кирилло-мефодиевских переводов и отсутствия в них преславизмов, т. е. восточноболг. лексики. Эти переводы отличаются высокой степенью корректности и свободой в передаче грамматических особенностей оригинала. 1. Книги Руфь, Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песнь Песней, Премудрость Иисуса, сына Сирахова. Древнейший перевод Книги Руфь сохранился в глаголическом Бревиарии Вита Омишлянина, созданном в 1396 г. Кириллические списки (не старше XV в.) содержат более поздний восточноболг. (преславский) перевод этой книги, выполненный в IX-X вв. Учительные книги - Притчи Соломоновы, Песнь Песней и Премудрость Иисуса, сына Сирахова,- известны в кириллических списках c кон. XIV в.; большие отрывки из Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова (ок. 1/3 всего объема), в незначительной переработке вошли в Изборник Святослава 1076 г. (РНБ. Эрм. 20). Екклесиаст сохранился исключительно в восточнослав. списках не ранее 2-й пол. XV в.; в глаголических источниках, несмотря на сильное лат. влияние, обнаруживаются нек-рые следы старого перевода. В полный перевод Книги Притчей Соломоновых паремийные отрывки включены почти без переработки, что вообще характерно для мефодиевских переводов. В XII в., по всей вероятности у вост. славян, был осуществлен новый перевод Песни Песней с Толкованиями Филона Карпафийского и привлечением Толкований Ипполита Римского, Григория Нисского, катен Прокопия Газского, с использованием первоначального мефодиевского перевода. Видимо, в то же время и, возможно, также у вост. славян возник перевод Екклесиаста с Толкованиями Олимпиодора Александрийского; сохранились лишь отдельные фрагменты этого перевода в виде вставок в четий текст. Изборник Святослава. 1076 г. (РНБ. Эрм. 20. Л. 183). Начало Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова

http://pravenc.ru/text/209473.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010