Итак, константинопольский чин Воздвижения, как он изложен в Дрезденском списке устава Великой церкви, имел не пять, а пятнадцать воздвизаний, сопровождавшихся пением «Господи, помилуй» в количестве 1200 раз. После первой и второй пятерицы воздвизаний крест полагался для целования. Сложный со стороны своего церемониала и насыщенный пением чин Воздвижения, как он излагается в Дрезденском списке, мог быть исполняем в таком храме, как собор Святой Софии, где был многочисленный штат священнослужителей и искусных певцов, или в храме Святой Софии со-лунской, славившемся своим прекрасным пением. В одном из греческих типиконов XIV века по поводу количества раз пения «Господи, помилуй» в чине Воздвижения сказано: «Должно знать, что „Господи, помилуй» в городе (Солунь) в церквах и монастырях поется на пятом воздвизании 50 раз, а во Святой Софии солунской – 1271 раз» 16 . Почему во Святой Софии солунской пели «Господи, помилуй» именно 1271 раз, объяснить невозможно, но из данного замечания Типикона ясно лишь то, что в этом храме были налицо особо благоприятные условия для выполнения уставного указания, т. е. имелись искусные певцы, способные точно исполнять столь продолжительное пение. В других храмах, где, наоборот, не было даже тех возможностей для воздвижения креста, какие предполагаются в чине Синайского канонаря X века, т. е. с пением четырех сот-ниц «Господи, помилуй», крест воздвигался упрощенным чином. В одном сербском уставе XIV века говорится: «Изыдет поп, нося честное древо, и станет посред церкве поклониться к востоку, знаменая люди крестом. Такожде на десно и на лево, на запад поюще „Спаси, Господи, люди своя», и положат крест на целование. Певцы же поют „Кресту Твоему " " 17 . Вот и весь чин. В нем только четыре осенения крестом: на восток, юг, север и запад – и нет ни диаконских прошений, ни пения «Господи, помилуй». Осеняющий крестом иерей сам в это время поет «Спаси, Господи». Певцы же поют «Кресту Твоему» после того, как крест будет положен для целования. В одном из грузинских уставов XI века излагаются два чина Воздвижения. Первый в общих чертах сходен с чином Синайского канонаря X века. В нем нет диаконских прошений, но есть пять воздвизаний и соответственно им пять сот-ниц «Господи, помилуй». Другой чин имеет в начале несколько тропарей и три паримии, после чего следуют пять воздвизаний с пением пяти сотниц «Господи, помилуй», также без диаконских прошений. Предложив, таким образом, два чина, очевидно, из соображений реальных возможностей их отправления на местах, Устав обращается со знаменательными словами: «Святые Божии! На Святой Горе и в прочих славных монастырях воздвижение креста совершается по вышеописанным чинам; вы же воздвигайте его как хотите» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Своим родителем теплый рачитель/и подражатель был еси,/тии бо создаша прекрасный храм/во имя преславнаго Вознесения Господня,/темже в томже храме полагаешися,/аки во дворы Спаса своего. Прослави тя Господь, Савво пребогате,/и тело твое соблюде на многая лета нетленно,/тем бо был еси общник рабом Его,/подражая им житием,/сего ради соублажаешися с ними и по смерти. Красота говения твоего ко Господу/привлече благодать благолепия души твоея, священне,/и постави тя быти Сербскому роду/отца архипастыря и святителя. Слава, глас 1: Днесь светло красуется святейшая Патриархия Сербская/в памяти треблаженнаго отца Саввы,/ днесь и мы, обстояще и облобызающе раку его,/аки Боголюбивая его чада,/и хваляще его, вопием:/дивен Бог во святых Своих,/в церквах благословим Тя, Господи. И ныне праздника, глас 5: Испытайте Писания,/якоже рече во Евангелиих Христос Бог наш,/в них бо обретаем Того раждаема/и пеленами повиваема,/в яслех полагаема/и млеком питаема,/обрезание приемлюща и Симеоном носима,/не мнением, ни привидением,/но истиною мирови явльшася,/к Нему же возопием:/превечный Боже, слава Тебе. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны от канона празднику и святому. Тропари и кондаки празднику и святому. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми. Апостол ко Евреем, зачало 318. Аллилуия, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. Евангелие от Иоанна, зачало 36, от полу. Причастен: В память вечную будет праведник: Святитель Савва II, архиепископ Сербский Святитель Савва II, архиепископ Сербский был сыном короля Стефана Первовенчанного и племянником святителя Саввы I, архиепископа Сербского (†1237; память 12 января). Он родился около 1200 года, Мирское имя святого было – Предислав. Следуя примеру своего великого родственника, Предислав принял постриг с именем Саввы и подвизался в Хилендаре – Сербском монастыре на Святой Горе Афон. Он побывал в Святой Земле, где поклонился Гробу Господню и видел все места страдания Спасителя. Из Хилендара святого отозвали для хиротонии во епископа Хушского. В 1266 году святитель Савва стал архиепископом Сербским. Он управлял Церковью с великой преданностью и любовью. Как пишет его биограф, святой архиепископ Даниил, зная «...что каждый будет отвечать за данный ему талант», архиепископ Савва II неустанно заботился о дарованном ему Богом стаде Христовом. Святитель преставился в 1271 году в Пече. Мощи его находятся в монастыре Печ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ясновидящий – обладающий способностью ясновидения ( предугадывать будущее, распознавать что-то недоступное восприятию обычных людей), проницательный, прозорливый.                                                             Иверская и Иверская Монреальская Празднования: 12(25) февраля, 13(26) октября, Вторник Светлой седмицы               Монреальский список иконы Божией Матери " Иверская "     2. АФОНСКИЙ ПАТЕРИК     ЯНВАРЬ     4 – прмч.Онуфрия Хиландарского ( Афонского)  ( +1818)   4 – сщмчч. Ватопедских – игумена Ватопедского ( Афонского) и 12-ти иноков,          пострадавших    от  латинян    ( +1276 – 1280)   4 – свт. Евстафия I-ro , архиепископа Сербского ( около +1285)   5 – прмч. Романа Карпенисийского (+1694) 11 – прп. Феодосия, митрополита Трапезундского ( + Х1У в.) 12 – свт. Саввы I-ro, архиепископа Сербского (+1237) 13 – прп. Максима Кавсокаливита Афонского ( +1354) 16 – прп. Ромила Бдинского, ученика прп. Григория Синаита ( после +1375) 16 – свмч. Дамаскина Нового, Габровского игумена (+1771) 21 – прп. Неофита, просмонария Ватопедского (Афонского) (+ ?) 21 – прп. Максима Грека (+1556) 24 – прп. Дионисия Филофеевского, Олимпийского игумена и чудотворца (+XYI) 30 – мч. Феодора Митиленского (+1784) 31 – прмч. Илии Ардуниса (+1686)       ФЕВРАЛЬ     1 – прп. Василия, архиепископа Солунского (Фессалоникийского) (+ около 870)   8 – свт. Саввы II-ro , архиепископа Сербского (+1271) 13 – прп. Симеона Мироточивого Хиландарского  (Афонского), ктитора Хиландара          ( в миру Стефана Немана, царя Сербского ) (+1200) 16 – прмч. Романа Карпенисийского ( +1694) 23 – прп. Дамиана Есфигменского (+1280) 23 – прмч. Дамиана  Нового, Филофеевского, Ларисского (+1568)     МАРТ     1 – прп. Агапия Ватопедского ( Афонского ) ( + ?)   5 – мч. Иоанна Болгарина (+1784) 19 – прп. Иннокентия Вологодского, Комельского ( в миру  князя Охлябинина)  (+1521) 22 – прмч. Евфимия Нового, Афонского, Константинопольского (+1814) 23 – прмч. Луки Одринского, Митиленского, Афонского ( +1802)  

http://isihazm.ru/1/?id=1818

KonstRhodCris U.Criscuolo, Nota all’ Ekphrasis di Costantino Rodio. Aili Accad. Ponlaniana n.s.38 (1989) 141–149, [s.X] KonstRhodLegr E.Legrand, Description des oeuvres d’art et do l’église des Sainms-Apômres de Constantinople. Poème en versiambiques par Constantin le Rhodien. REG 9 (1896) 32–65. [s.X] KonstRhodMatr Constantini Rhodii in Leonem Choerosphacten et Theodorum Paphlagonem iambi scoptici, in: P.Matranga, Anecdota Graeca. Roma 1850, 624–632. [s.X] KosmMag G.Weiss, Die Entscheidung des Kosmas Magistros über das Parökenrecht. Byz 48 (1978) 477–500. [s.X] Kramer J.Kraмer, Glossaria bilinguia. Bonn 1983 (Index 127–153). KresmAus O.Kresten – A.E.Müller, Die Auslandsschreiben der byzantinischen Kaiser des 11. und 12. Jahrhunderts: Specimen einer kritischen Ausgabe. BZ 86/87 (1993/94) 402–429. KrumbGeorg K.Krumbacher, Dor heilige Georg in der griechischen Überlieferung. München 1911. KrumbTheodos K.Krumbacher, Studien zu den Legenden des H.Theodosios. München 1892. KugNot S.Kugeas, Notizbuch eines Beamten der Metropolis in Thessalonike. BZ 23 (1920) 143–163 (Index 162f.). [s.XV] KukuzIs M.Alexandrou, Koukouzelos’ Mega Ison. Ansätze einer kritischen Edition. CIMAGL 66 (1996) 3–23 (23: Index der Formelnamen). KurGab St.I.Kuruses, Μανουλ Γαβαλς, ετα Ματθαος μητροπολτης φσου (1271/2–1355/60). Ι.Τ βιογραφικ. Athen 1972. KurizUned Ε.Kurtz, Unedierte Texte aus der Zeit des Kaisers Johannes Komnenos. BZ 16 (1907) 69–119. [s.XII] KypEng Sp.Lambros, Κυπριακ γγραφα. NE 14 (1917) 14–50; 15 (1921) 141–105, 337–356. KypTyp I.Tsiknopullos, Κυπριακ τυπικ. Leukosia 1969 (Index). [ca 1200] Kyran D. Kaimakis, Die Kyraniden. Meisenheim 1970. LacapEp Georgii Lacapeni et Andronici Zaridae epistulae, ed. S.Lindstam. Göteborg 1924 (Index 220–244). [s.XIV] LackMar W.Lackner, Ein byzantinisches Marienmirakel. Βυζαντιν 13 (1986) 835–860. [s.IX] LampAth Sp.Lambros, Camalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. I–II. Cambridge 1895–1900. LampChrys Sp.Lambros, Ατοκρατρων το Βυζαντου χρυσβουλλα. NE 11 (1914) 106–113.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Руднев Сергей Петрович (1872–1935). Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. по избранию как мирянин от Симбирской епархии. Эмигрировал в Маньчжурию. Учредитель и товарищ председателя правления Харбинской больницы в память доктора В. А. Казем-бека. Скончался в Харбине. Руфина (Кокорева Ольга Андреевна; 1872–1937), игумения. В 1911 г. приняла монашеский постриг. Игумения Чердынского Иоанно-Богословского монастыря Пермской епархии. В 1923 г. эмигрировала в г. Харбин. Основательница и игумения Харбинского Владимирского женского монастыря (1923–1925). В 1927 г. переехала вместе обителью в г. Шанхай. Скончалась 15 августа во Владимирском монастыре в г. Шанхае. Рынков Вениамин Вениаминович (1870–1935), генерал-лейтенант. Участник первой мировой и Гражданской войн. Первый председатель БРЭМ. Саблер Владимир Карлович (1847–1929), российский государственный деятель. С 1873 г. юрисконсульт Св. Синода. В 1883–1892 гг. управляющий канцелярией Св. Синода. С 1906 г. член Государственного совета. В 1892–1905 гг. товарищ обер-прокурора Св. Синода. Со 2 мая 1911 по 5 июля 1915 г. обер-прокурор Св. Синода. Член совета Санкт-Петербургского отдела Православного Камчатского Братства во Всемилостивого Спаса. В 1925 г. арестован. В 1926–1929 гг. в ссылке в Твери. Савва (Трлаич Светозар; 1884–1941), священномученик Сербской Православной Церкви, епископ. В 1929 г. пострижен в монашество. Старейшина Крушедольского монастыря в сане архимандрита. В 1934 г. избран викарным епископом Сремским. В 1938 г. избран епископом Горнокарловацким. С 1941 г. администратор Пакрацкой епархии. В начале второй мировой войны отклонил предложение итальянских оккупационных властей переехать в Белград. Принял мученическую кончину. Савва II (Неманя Предислав, ок. 1200–1271), святой Сербской Православной Церкви, архиепископ. Сын короля св. Стефана Первовенчанного. Первоначально подвизался в монастыре Хиландаре на Афоне. Был избран епископом Холмским с кафедрой в Стоне. После преставления свт. Арсения в 1263 г. был избран третьим по счету Сербским архиепископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Савва II Сербский, свт. - житие Предислав, будущий архиепископ Савва II, родился около 1200 года и был четвертым сыном святого сербского короля Стефана Первовенчанного. В то время как его старшие братья Радослав, Владислав и Урош по очереди владели Сербией, Предислав, пренебрегая мирской властью и величием, от юности последовал по стопам своего дяди – святителя Саввы. Как и его предшественники на первосвятительском престоле Сербской Церкви, он сначала подвизался в монастыре Хиландар на Афоне, откуда совершил паломничество на Святую землю. «В Иерусалим бо шествовав поклонитися Гробу Господню и видетель быти всем страстем Его. Тамо бо много време препроводив и паки возвратися», – говорится в его житии. Со временем хиландарский монах Савва был избран епископом Холмским с кафедрой в Стоне. Отсюда он впоследствии перенес епископскую резиденцию в церковь Святого Петра на Лиме. Известно, что после вторжения болгар и разорения церкви Святого Петра состоялся собор, на котором вместе с королем Урошем и архиепископом Арсением присутствовал и Холмский епископ Савва. Точная дата этого собора неизвестна, но упоминание о нем содержится в Лимской грамоте, относящейся к периоду с 1254 по 1263 гг. После преставления святителя Арсения (1233-1263) святой Савва был избран третьим по счету Сербским архиепископом и оставался у церковного кормила в течение семи лет до самой своей блаженной кончины. По словам своего биографа, Савва II имел особое попечение о соблюдении древних правил «святых апостолов и богоносных отцов» и управлял Сербской Церковью с великой преданностью и любовью. Он никогда не забывал о том, что обязательно будет нести ответ за данный ему талант и неослабно заботился о Богом дарованной ему пастве стада Христова. Святитель отошел ко Господу 8 февраля 1271 года в Печи и был похоронен здесь же в храме Святых Апостолов. Нетленные мощи святого источали благоухание и подавали исцеления притекающим к ним.

http://pravicon.com/info-3297

Фомой и свт. Василием Великим, что можно объяснить упоминанием у новгородца Добрыни Ядрейковича (буд. архиеп. Новгородский Антоний) об одновременном пребывании ок. 1200 г. мощей О. В. и ап. Фомы в к-польской ц. св. Акиндина. В ц. свт. Николая Чудотворца в Ераки (Гераки, Греция, 2-я пол. XIII - нач. XIV в.) О. В. представлен вместе с почитаемым на Пелопоннесе местным святым Х в. прп. Никоном Метаноите. Лики обоих святых фланкируют углубление ниши на юж. стене наоса, тогда как в самой нише изображен, по-видимому, Собор архангелов. Как и на фреске в церкви близ Лагудеры, в ц. Богоматери Одигитрии в Печской Патриархии (до 1337) сохранилась фигура О. В. в рост, почти в профиль, в молитвенном предстоянии перед Божией десницей, благословляющей из сегмента неба, при этом изображение отличается конкретностью: Божественная десница подает святому круглый белый хлеб, что, видимо, является иллюстрацией рассказа мон. Пафнутия о первых 30 годах отшельничества О. В. Изображения О. В. присутствуют во мн. программах церковных росписей средне- и поздневизантийского времени: в ц. Св. Троицы мон-ря св. Хризостома близ Куцовендиса (Кипр, 10-е гг. XII в.); в соборе Рождества Христова в Вифлееме (XII в.); в ц. св. Георгия в Курбинове (Македония, 1191); в ц. Архангелов в Лаштхвери (В. Сванети, XIII в.); в ц. Богородицы Кириотиссы (Календерхане-джами) в К-поле (после 1261); в церквах арх. Михаила (2-я пол. XIII в.) и вмч. Димитрия (ок. 1290) в Вароше (Македония); в ц. свт. Николая в с. Манастир близ Прилепа (Македония, 1271); в ц. Богородицы Олимпиотиссы в Эласоне (кон. XIII в.); в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (Кипр, кон. XIII - нач. XIV в., фигура переписана в 1-й пол. XVII в.); в минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония, 1317-1318); в соборе во имя Пресв. Богородицы афонского монастыря Хиландар (1320-1321); в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в ц. Богоматери Петричской в крепости возле Асеновграда (Болгария, сер. XIV в.); в соборе Св. Софии в Охриде (1346-1348); в Старом Преображенском мон-ре возле Велико-Тырнова (Болгария, 2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Память 8/21 февраля Предислав, будущий архиепископ Савва II, родился около 1200 года и был четвертым сыном святого сербского короля Стефана Первовенчанного. В то время как его старшие братья Радослав, Владислав и Урош по очереди владели Сербией, Предислав, пренебрегая мирской властью и величием, от юности последовал по стопам своего дяди – святителя Саввы. Как и его предшественники на первосвятительском престоле Сербской Церкви, он сначала подвизался в монастыре Хиландар на Афоне, откуда совершил паломничество на Святую землю. «В Иерусалим бо шествовав поклонитися Гробу Господню и видетель быти всем страстем Его. Тамо бо много време препроводив и паки возвратися», – говорится в его житии. Со временем хиландарский монах Савва был избран епископом Холмским с кафедрой в Стоне. Отсюда он впоследствии перенес епископскую резиденцию в церковь Святого Петра на Лиме. Известно, что после вторжения болгар и разорения церкви Святого Петра состоялся собор, на котором вместе с королем Урошем и архиепископом Арсением присутствовал и Холмский епископ Савва. Точная дата этого собора неизвестна, но упоминание о нем содержится в Лимской грамоте, относящейся к периоду с 1254 по 1263 гг. После преставления святителя Арсения (1233-1263) святой Савва был избран третьим по счету Сербским архиепископом и оставался у церковного кормила в течение семи лет до самой своей блаженной кончины. По словам своего биографа, Савва II имел особое попечение о соблюдении древних правил «святых апостолов и богоносных отцов» и управлял Сербской Церковью с великой преданностью и любовью. Он никогда не забывал о том, что обязательно будет нести ответ за данный ему талант и неослабно заботился о Богом дарованной ему пастве стада Христова. Свт. Савва II Святитель отошел ко Господу 8 февраля 1271 года в Печи и был похоронен здесь же в храме Святых Апостолов. Нетленные мощи святого источали благоухание и подавали исцеления притекающим к ним. Житие святителя Саввы II принадлежит перу одного из учеников Даниила Старшего, и было составлено до 1330 года. В житии говорится, что мощи святого почивают в Печи, «идеже вселепно и ежечасно поминается доныне, и есть память его преставления месяца февраля в восьмой день». В 1861 году митрополит Сербский Михаил (Йованович) составил и издал службу этому святому.

http://pravoslavie.ru/40569.html

XCVI (I860 et 1891). Joannes, СР., 1413–34. Joannes Nicæus, 1433–50. Joannes Eubo_eensis, 1451–1508. XCVII (1860). Joannes Malalas, 9–790, Andreas Cretensis, 789–1444. Elias Cretensis, 1443–46. Theodorus Abucara, 1445–1610. Dionysius Telmarensis, 1609–10. XCVIII (1860). Germanus I СР., 9–454. Cosmas Hierosolymitanus, 455–524, Gregorius II Agrigentinus, 525–1228. Anonymus Becuccianus, 1227–40. Pantaleo СР., diaconus, 1239–70. Adrianus, 1271–1312. Epiphanius Catanensis, 1311–32. Pachomius, monachus, 1333–68. Philotheus, 1369–72. Tarasius СР., 1371–1500. XCIX (1860 et 1903). Theodoras Studites, 9–1824. Naucratius, confessor, 1825–50. Anonymus de schismate studitarum, 1849–54, С (1860). Nicephorus СР., 9–1068. Stephanus СР., diaconus, 1069–1186, Procopius, diaconus, 1187–1200. Gregorius Decapolita, 1199–1212. CI-IV (1860: 1899, desunt in fine (1017–24) Addenda seu Epistola ad ecclesiam Antiohenam 102, 1900; 108, 1900]. Photius. CIV (1860 et 1896, immutatio a col. 1459, indices analytici). Petrus Siculus et Petrus Argivorum, 1232–1380. Bartholomaeus Edessenus, 1381–1458. CV (1862). Nicetas David Papblago, 9–582. Nicetas, philosophus, 583–842. Theognostus, monachus, 843–62. Anonymus S. Nicolai studitae vita, 863–926. Josephus hymnographus, 925–1426. CVI (1863). Joseppus, 9–176. Nicephorus, philosophus, 177–200. Andreas Cæs. Capp,, 199–486. Arethas Cæs. Capp., 485–806. Joannes geometra, 805–1002. Cosmas Vestiarius, 1003–18. Leo Patricius, 1017–22. Athanasius, Corinthorium ep., 1021–4. Anonymi in Scripturam sacram, 1025–1290. Anonymi in liturgiam, 1291–1336. Anonymi in moralia, 1335–88. CVII (1863). Leo Sapiens, imperator. CVIII (1863). Theophanes Confessor, 9–1010. Anonymus, vita Leonis armeni, 1009–1038, Leo, grammaticus, 1037–1164, Anastasius, bibliothecarius, 1187–1428. CIX (1863). Theophanes continuatus. Joannes Hierosolymitanus, monachus, 517–20. Joannes Cameniata, 519–638. Demetrius Cydonius, 637–52. Gregorius, monachus, 653–64. Symeon Magister, 663–822. Georgius, monachus, 823 984.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Примечательно, что почти все самые ранние среди известных изображения датируются концом XII в. или около 1200 г., когда местонахождение плащаницы документально зафиксировано в императорском Фаросском храме. Не исключено, что в это время ее переносили для демонстрации во Влахернский храм лишь по пятницам. Именно туда, поскольку комплекс и его реликвии принадлежали императорской династии, а также в силу особого почитания в этом святилище чудотворных тканей и риз Богородицы, и – в пятницу, день Распятия Христа и знаменитого во Влахернах «обычного чуда» поднятия завесы. Связь образа «Христа во гробе» с погребальной плащаницей проявилась в некоторых традициях личного благочестия, зафиксированных рядом византийских изображений. Так, иконография сцен монашеского погребения, например, Ефрема Сирина или Саввы Освященного, отразила одно из ритуальных использований иконы с образом Akra Tapeirtosis: во время похорон ее возлагают, подобно покрову или эпитафии, на грудь умершему 899 . Посредством образа мертвого Христа на плащанице, смертное ложе святого чудотворца наделяется символическим значением животворного Гроба Господня, а соприкосновение останков монаха с Телом Спасителя получает зримое свидетельство Воскресения во плоти. Но главной причиной появления Akra Tapeinosis, запечатлевшего и синтезировавшего реликвии и образы Фаросской церкви, как кажется, было стремление повторить и воссоздать их в сакральном пространстве других константинопольских храмов, в первую очередь, Великой Церкви, где эта икона зафиксирована Требником как праздничный образ Великой Пятницы. Локализация здесь древней иконы делает более чем вероятным предположение, что ее изображение – фигура мертвого Христа – и крест вдохновлено упомянутыми реликвиями императорского дворца, а иконография оформилась под влиянием их одновременной демонстрации, когда святая Плащаница и Крест выступали как одно целое. Вариант такой контаминации страстных реликвий – изображение креста с копием, тростью и терновым венком у престола и образ мертвого как на плащанице Христа представлен, например, фреской Болотова 1363 г. (ил. 7) 900 . Примечательно, что устойчивая локализация такой сцены в протесисе, обычно объясняемая символической связью образа Akra Tapeinosis с проскомидией, вполне могла быть вызвана не столько его литургическим смыслом, со временем воспринятым, сколько отражать историческую топографию размещения реликвий в Константинополе. Это тем более вероятно, что самые ранние фресковые образы Христа во гробе зафиксированы не в жертвеннике, а в конхе диаконника. Красноречивым примером служит декор церкви в Градаце (Сербия) 1271 г. 901 , напоминающий о расположении страстных святынь в южном алтаре Фаросской церкви и Софии Константинопольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010