Либеральные историки обычно отдают предпочтение синоптикам. Но низкая оценка исторической достоверности Ин., на которой это мнение основано, в наше время имеет все меньше и меньше защитников даже в либеральных кругах. Где же выход из противоречия, если оба свидетельства имеют право на наше внимание? В науке было предложено много решений. Нужно признать, что ни одно из них не исчерпывает вопроса. Так, например, выходом из затруднения было бы допущение, что последняя вечеря Христова не была пасхальная вечеря. Это допущение могло бы быть оправдано ссылкою на Ин., где нет указаний на пасхальный характер вечери. Но свидетельство синоптиков о том, что Иисус собрался с учениками для вкушения Пасхи, настолько определенно, что устранить его можно не иначе, как ценою исправления текста, т. е. при помощи средства, к которому позволительно прибегать только в крайнем случае и с чрезвычайною осторожностью. В числе попыток положительного решения вопроса нашего внимания заслуживает наблюдение, что, при совпадении первого дня опресноков с субботою, только в последующую эпоху Пасха имела перевес над субботою. Во времена Христа, закон субботнего покоя, при этом совпадении, оставался в силе. «Закон этот вступал в действие в пятницу вечером, следовательно, не допускал заклания пасхального агнца 14 Нисана вечером, если 14 Нисана падало на пятницу. Оно и переносилось на предыдущий вечер, т. е. на 13 Нисана. Учитывая согласное свидетельство евангелистов, что Господь был распят в пятницу (ср. Мф. 27:62 ; Мк. 15:42 ; Лк. 23:54–56 ; Ин. 19:42 ), и замечание Ин., что последующая суббота была «день великий», потому что ею начиналась неделя опресноков (ср. Ин. 19:31 ), остается допустить, что заклание пасхального агнца должно было совершаться в год Страстей не в пятницу 14, а в четверг 13 Нисана. При этом, преданием было регламентировано, именно, заклание, а не вкушение пасхального агнца. Вкушение могло иметь место, как в день заклания, так и на следующий день, т. е. 14 Нисана. В частности, члены Синедриона могли вкушать пасху 14 Нисана, что было бы в согласии с указанием Ин. 18:28 , но Иисус, идя на смерть, вкусил бы пасху 13 Нисана.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Григория еп. великой Армении. В Октябре: 5-го, св.м. Харитины; 9-го, преп. Андроника и Афанасии; 10-го, свв.мм. Евлампия и Евлампии; 13-го, свв.мм. Карпа, Папилы, Агафапола и Агафоники; 15-го, св. преп.м. Лукиана; 17-го, св. преп.м. Андрея Критского ; 19-го, св.м. У ара; 22-го, священ.муч. Аверкия, еп. Иерапольского; 24-го, св.м. Арефы; 25-го, свв.мм. Маркиана и Мартирия; 27-го, св.м. Нестора; 29-го, св.преп. Анастасии Римляныни; 30-го, св.м. Епимаха. В Ноябре: 2-го, свв.мм. Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Афония; 4-го, преп. Иоанникия великого; 7-го, св.мм. Иерона; 9-го, преп. Матроны и Феоктисты Лезвианыни; 10-го, св.м. Ореста; 11-го, св. великомученика Мины; 15-го, свв.мм. Гурия, Самона и Авива; 18-го св.м. Платона; 22-го, свв.мм. Киликии, Валериана, Тивуртия и Максима; 24-го, св. великомученика Меркурия; 26-го, преп. Алипия столпника. В Декабре: 3-го, преп. Иоанна молчальника; 8-го, преп. Потапия; 10– го, свв.мм. Мины, Ермогена и Евграфа; 11 -го, преп. Даниила столпника; 11-го, св. Спиридона еп. Тримифунтского; 13-го, свв.мм. Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста; 14-го, свв.мм. Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и пр.; 15-го, священ.муч. Елевферия; 19-го, св.м. Вонифатия; 20-го, св. Игнатия Богоносца ; 21-го, св.м. Иулиании; 22-го, св. великомученицы Анастасии узорешительницы; 23-го, свв. десяти мм. иже в Крите; 23-го, свв. 20.000 мм. Никомедийских; 29-го, преп. Маркела, игумена обители не усыпающих; 30-го, св. девицы Анисии; 31-го, преп. Мелании Римляныни. В Январе: 2-го, св. Селивестра, папы Римского; 5-го, преп. Аполлинария; 7-го, повесть о честной, крестившей Господа руце св. Иоанна Предтечи; 8-го, свв.мм. Иулиана и Василиссы; 9-го, св.м. Полиевкта; 10-го, преп. Маркиана пресвитера; 11-го, преп. Феодосия великого; 13-го, свв. мм. Ермила и Стратоника; 15-го, преп. Иоанна Кущника; 22-го, св. апостола Тимофея, единого от 70-ти; 23-го, св. Климента Анкирского. В Феврале: 1-го, св.м. Трифона; 6-го, св.м. Агафии; 6-го, свв.мм. Фавсты, Евкласия и Максима; 7-го, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Следующий воскресный день, о провождении которого апостолами мы имеем сведения, был день сошествия Св. Духа и вместе с темь еврейский праздник Пятидесятницы. В праздник этот закон запрещает работать, повелевает созывать народ на священное собрание ( Лев. 28:21 ; Чис. 28:26 ) и приносить многочисленный жертвы. Но апостолов в этот день мы видим единодушно вместе собравшимися в своей сионской горнице еще до третьего часа дня, когда именно и происходило «священное собрание». Они, конечно, не перестали исполнять Закон Моисеев, но, по-видимому, этот день решили посвятить своим собственным, новозаветным воспоминаниям о совершившемся в это день воскресении Иисуса Христа и размышлению о его последствиях. И Господь еще раз не словами, а фактами отличил этот день от прочих дней недели ниспослав на апостолов и бывших с ними Святого Духа. И на этот раз день этот стал днем светлого торжества и блаженства, особенно тесного общения с Богом, днем сошествия на них Духа Святого, днем проповеди об Иисусе Христе, когда все провещавали на иных языках и когда ап. Петр своею одушевленной речью обратил около 3000 душ. Субботники доказывают, что Пасха в тот год была в субботу, а потому, если считать от субботы пятьдесят дней, то опять обязательно этот день будет в субботу. Неправильность этого счисления очевидна и легко доказывается следующим. Но ясному указанию Закона Моисеева пятьдесят дней отсчитывалось со второго дня Пасхи, в который приносился первый сноп жатвы к священникам ( Лев. 23:15. 10 ; Втор. 16:9–10 ); первый день после седьмой седмицы от 16-го Нисана и назначался для празднования Пятидесятницы ( Лев. 23: 16 ). В год воскресения Христова первый день Пасхи 15-го Нисана случился в субботу ( Ин. 18:28; 19:31 ), а 16-е Нисана приходилось в первый день недели, а потому и пятидесятый, день, начиная с него, приходился тоже в первый день недели. У современных евреев праздник Пятидесятницы бывает 6-го Сивана, и посему, если 16-го Нисана приходится в первый день недели, то и 6-го Сивана приходится тоже в первый день недели. Нисан имеет 30 дней, по этому 30-е. Нисана придется в первый день недели; следующий месяц Иор имеет 29 дней и потому 1-е число следующего за ним месяца Сивана будет во вторник, а шестое число – день воскресный. В настоящей 1907 год напр. так и случилось – Пасха еврейская была 15-го Нисана в субботу; день пятидесятницы был 6-го Сивана в воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

И доказательства в ту и другую сторону (не в пример большинству рассмотренных пунктов) находятся в значительном количестве в доступных авторитетах (см. в пользу 14-го нисана: Sanday, Authorship and Historical Character of the Fourth Gospel, гл. XII, или Westcott, Introduction to the Study of the Gospels 2 , прибавление к гл. VI; в пользу 15-го нисана: Edersheim, Jesus the Messiah II, стр. 479–482; Lewin, Fasti Sacri, стр. XXXI, M». Clellan, New Testament, стр. 473–494). Относительно Евангелий нет нужды говорить здесь больше того, что хотя Евангелие Иоанна prima facie свидетельствует за 14-е, а синоптики за 15-е нисана, но и в синоптических повествованиях есть указания, которые подтверждают Иоаннов взгляд (эпизоды Симона Киринейского и снятия со креста: Мк. 15:21, 42, 46 ). Вероятно, здесь, как и в других местах, неоднократно указывая, что пасха еще «будет» (13, 1: προ δε της εορτης του πασχα. 13, 29: αγορασον ων χρειαν εχομεν εις την εορτην. 18, 28: ινα μη μιανθωσιν, αλλα φαγωσιν το πασχα, св. Иоанн имел намерение молчаливо исправить ошибочное впечатление, которое получалось, или могло получаться от других повествований 22 . Что касается решительных свидетельств христианской древности, восходящих, может быть, до Апостола Павла, в пользу нисана 14, то см. о сем ниже, стр. 76. В каком же – отеперь – году из установленных уже предельных 28–33 пятница упадала на 14-е нисана, принимая во внимание и менее вероятную дату 15-го нисана? Вопрос не так легко решить, как кажется, потому что никогда нельзя быть уверенным, какой день считался днем новой луны или первым данного месяца, а равно не всегда возможно быть уверенным, какой месяц считался нисаном, или первым в данном году. 1) Как определялось начало еврейского месяца? Теоретически, без сомнения, простым наблюдением. А так как астрономы могут высчитать точное время какого угодно новолуния, то, прибавив несколько часов (не менее 30), чтобы новый месяц был видим, и, взяв первый заход солнца после этого, возможно узнать, когда каждый месяц должен был начинаться, если бы еврейские наблюдения делались аккуратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Пасха ветхая символизировала новую Пасху – силу Креста, крещение и жизнь вечную, ибо остались живы в Египте все, у которых кровью агнца были помазаны крестообразно косяки и перекладины дверей в домах, и все перешли Красное море и избавились от рабства египетского. Но евреи в своем календаре считают от сотворения мира 3761 год, а не 5508 лет (5508 лет подтверждают Кумранские рукописи – свитки Ветхозаветного Священного Писания, где годы жизни патриархов не изменены). 1 нисана – день новолуния – есть начало древнееврейского календарного года. В III веке до Р. X. начало еврейского года перенесено на осень, на 1-е новолуние после осеннего равноденствия 1 тишрея – 25 сентября. 14 нисана древние считали Пасхой Крестной, а 16 нисана – Пасха Воскресная в Малоазийской Церкви. §7. Пасха, которую совершил Господь с учениками, была как бы предпразднеством Его страданий. Господь с учениками совершил ветхую пасху на сутки раньше – 13 нисана, без опресноков, на кислом хлебе, хотя день праздника опресноков начинался с 18 часов 13 нисана, ибо опресноки разрешались в 14-й день нисана, после полудня. Ученики, возлегая на вечери, ели и пили ветхую пасху, но, приготовляя апостолов к наступающей новозаветной вечери истинной Пасхи, Господь Сам умыл им ноги, подавая всем пример самоуничижения и смирения. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что Спаситель страдал на Кресте, ставши Пасхальным Агнцем в пятницу, в те самые часы, которые Адам провел от вкушения до суда – от 6-го часа до 9-го (по нашему времени от 12 до 15 часов дня). Адам хотел обожения, и Господь, как Богочеловек, как Новый Адам, пришел на землю, чтобы возвеличить человека. §8. Юлий Цезарь пригласил в Рим александрийского астронома и математика Созигена и по его совету узаконил в 46 г. до Р. X. новый календарь. За основу был взят египетский календарь с продолжительностью года в 365 дней, в котором излишек времени в 5 часов 48 минут 47 секунд через 730 лет обращал летние месяцы в зимние, а через 1460 лет совершал полный оборот. Год стали считать в 365 дней и 6 часов; три года были в 365 дней, а четвертый – високосный – 366 дней.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Апостол Павел свое первое послание к Коринфянам писал около времени пасхи (5:8: στε ορτζωμεν; ср. 16:8), и пасхальный символизм лежит в основании его ссылок и на Распятие (5:7: κκαθρατε τν παλαιν ζμην… κα γρ τ πσχα μν τθη Χριστ ς) и на Воскресение (15:20: νυν δ Χριστς γ γερται κ νεκρν παρχ τν κεκοιμημνων). На дни нисана 14-й и 16-й – дни пасхального агнца и принесения начатков плодов – церкви Апостола Павла, по-видимому, относили воспоминания о Распятии и Воскресении Христовом. В следующем веке квартодецимане (четыренадесятники), как показывает их название, праздновали 14-е нисана, а не 15-е, ибо теория Тюбингенской школы о том, что Иоанновы Церкви соблюдали 14-е нисана не как день Распятия, а Тайной вечери, – эта теория слишком предзанятая, чтобы ее опровергать. Определенные свидетельства в пользу 14-го нисана из потерянных писаний трех «святых отцов церкви» цитированы в «Пасхальной Хронике» (641 г. по Р. Хр. по изд. Ducange, стр. 6. 7). 1) Клавдий Аполлинарий Иерапольский – около 180 г. по Р. Хр. – в своем περι του πασχα λογος обвиняет в невежестве тех, которые день 14-й связывали не с истинною пасхой Господней, Жертвой Великой, но с Тайной вечерею 24 и Страдание относили к 15-му, ссылаясь на авторитет Евангелия от Матфея: – эта точка зрения, по его словам, стоит в противоречии с ветхоз. законом (по-видимому, потому, что пасхальный агнец служил ветхозаветным прообразом Христа) и вносит в Евангелия разногласия одного с другими (очевидно, потому, что датою св. Иоанна признается 14-е нисана). II) Климент Александрийский в труде, носящем то же название, противо­поставляет годы прежде общественного служения Христа, когда Он вкушал пасхального агнца, тому году Его учительства, когда Он не вкушал его, но пострадал 14 нисана, сам сделавшись пасхальным агнцем Божиим, и воскрес на 3-й день (16-го), в который закон повелевал священникам приносить снопы начатков. III) Св. Ипполит в сочинениях «О пасхе» и «Против всех ересей» (должно отличать от не столь давно открытого более обширного сочинения «Опровержение всех ересей») утверждает, что Христос вкушал вечерю прежде пасхи, но не законническую пасху: ουτος γαρ ην το Πασχα το προκεκηρυμενον και τελειουμενον τη ωρισμενη ημερα.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Таким образом, вся особенность обычая этих «восточных братии» состояла только в том одном, что дважды в каждые девятнадцать лет, и именно в 8-й и 19-й годы александрийской эннеакэдекаетириды , они праздновали Пасху на 28 или 35 дней ранее, чем Церкви Александрийская и Анти-охийская, — праздновали непременно в воскресенье, но в том самом месяце, в котором и иудеи праздновали в эти два года свою Пасху. Оговариваюсь explicite: в подчеркнутых словах я излагаю мой взгляд, а не воззрение Дюшена, который оставил свой научный тезис совсем неразработанным пасхалистически. Я утверждаю, следовательно, что протопасхиты праздновали Пасху «вместе с иудеями» и расходились в этом случае с Александрийскою Церковью только в следующие годы в конце III и в продолжение всего IV в. Во все же прочие годы Пасха «протопасхитов» совпадала с александрийской. Годы 292-й и 387-й, когда Пасха протопасхитов и иудеев приходилась буквально в один и тот же день, нисколько не характерны для обряда протопасхитов, потому что в конце III-ro, в IV-м и V вв. и Александрийская Церковь весьма нередко праздновала Пасху в один день с иудеями. Дальнейшие совпадения (9 случаев в течение V в.) приводит Memain, p. 49. Когда ф. Хефеле (подобно Матфею Властарю) полагает, что, по намерению Никейского Собора, христианская Пасха никогда, nie, не должна совпадать с иудейской, и в объяснение этого (как и Властарь) указывает на то, что когда пасхальная граница, соответствующая 14-му нисана иудеев, совпадает с воскресеньем, то Пасху должно праздновать лишь в следующее воскресенье, то он обнаруживает лишь недостаточное знакомство с вопросом, о котором рассуждает. Собственно говоря, пасхальная граница, т. е. 14-е нисана, и у самих иудеев не составляет праздника: 14-е нисана и у них есть только ъегевн pesah, παρασκευ το πσχα (Ин. 19, 14), накануне Пасхи, — день, аналогичный нашей Великой Субботе, а праздник Пасхи начинается лишь ночью с 14-го на 15-е нисана. Поэтому следует иметь в виду лишь те случаи, когда пасхальная граница приходится в субботу и совпадает с 14-м нисана по иудейскому календарю. Тогда, по принципам александрийской пасхалии, Пасха празднуется на другой день пасхальной границы и, следовательно, в тот самый день, в который и иудеи празднуют первый день своего праздника опресноков. И если с течением веков эти совпадения прекращаются, то лишь потому, что в основе нашей пасхальной ννεακαιδεκαετηρς лежит средний синодический месяц по исчислению Каллиппа, в основе иудейского календаря — средний синодический месяц по Иппарху. Месяц нашей пасхалии длин нее иудейского на 313/846 минуты, и потому через каждые 323 года наша пасхальная граница приходится на 24h 38 1m/18 позже иудейского 14-го нисана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В евангельской истории прямо не сказано о хлеб вечери Христовой, был ли он квасный или опресночный. Евреям закон вменял в обязанность употреблять опресночный хлеб только и исключительно во дни своей пасхи (с вечера 14 по вечер 21 нисана), запрещая в это время вкушение квасного под угрозою смерти; в эти дни надлежало изъять из домов своих квасное ( Исх. 12, 15–20 ; Лев. 23, 5–7 ). В год распятия и смерти Искупителя иудеи совершали пасху сутками позднее, чем совершал вечерю со Своими учениками И. Христос. Он совершил вечерю в нощь, в нюже предан бываше ( 1Кор. 11, 23 ), а днем смерти Господа была пятница ( Иоан. 19, 14. 31. 42 ; Лук. 23, 54 ; Марк. 15, 42 ; Мф. 27, 62 ). Значить, днем совершена Им Своей вечери был четверток. Это падало на 14-ое нисана, а так как иудеи высчитывали день или число месяца от вечера до вечера, и сами предавшие Иисуса на смерть считали узаконенным временем и действительно совершали пасху тоже 14-го нисана, но в ночь с 14-го на 15-ое, так что для них первым днем пасхи, – днем опресноков, было уже 15-ое нисана, то, следовательно, И. Христос совершил пасху и установил таинство евхаристии в ночь на 14-ое нисана, т. е. вечером с четверга на пятницу тогда начиналось 14 нисана. Ев. Иоанн и прямо свидетельствует, что И. Христос совершил Свою пасхальную вечерю прежде праздника пасхи (πρ τς ορτς το πσχα, – 13, 1), разумеется, праздника вкушения пасхального агнца, а затем вкушения опресноков. По словам того же евангелиста, иудеи, приведшие И. Христа утром от Каиафы к Пилату, уже по совершении Им пасхи с Своими учениками, не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху (18, 28). Следовательно, до сего времени иудей еще не ели пасхального агнца. Тот же евангелист указывает, что И. Христос был осужден Пилатом на крестную смерть в пяток – пасце (παρασκευ το πσχα), час же яко шестый (19, 14), а это означало у иудеев день приготовительный к празднику пасхи (у Марк. 15, 42 – παρασκευ, στι προσββατον – пятница, т. е. день пред субботою), в вечерю которого, по мнению иудеев, следовало совершать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Его смерть упоминается и в речи ап. Петра в Деян. 1 (18–19). Эти два свидетельства не во всем между собою согласны. Противоречие было бы устранено, если бы оказалось возможным допустить, что Иуда повесился на той земле, которая была куплена (может быть, уже после его смерти) на брошенные им деньги, и что тело его сорвалось с веревки и при падении расселось. Как бы то ни было, мы уже имели случай отметить, что евангелист Матфей подробным рассказом о конце Иуды хотел оттенить непримиримое упорство и холодную решимость членов Синедриона. 4. Последняя Вечеря Все четыре евангелиста, уделяют большое внимание последней вечере Иисуса с учениками ( Мф. 26:17–35 ; Мк 14:12–31 ; Лк. 22:7–38 ; ср. Ин. 13–17 гл.) О дате определяется по-разному, что, в свою очередь, отражается на построении хронологии Страстей. Трудность заключается в том, что из свидетельства синоптиков (ср., особенно, Лк. 22:7–15 , но и паралл.) вытекает с несомненностью, что последняя вечеря Иисуса была вечеря пасхальная. Иудеи закалали пасхального агнца в месяце Нисане, вечером 14 дня. С 15-го Нисана начиналась неделя опресноков (ср. Исх. 12 , особенно стт. 6, 18). Между тем, из Ин. можно с ясностью вывести, что когда Иисуса привели на суд Пилата, Пасха еще предстояла, и пасхального агнца иудеи еще не вкушали (18:28). Для Иоанна, Сам Иисус, кость Которого не была сокрушена (19:31), был исполнением прообраза: ветхозаветного пасхального агнца (ср. Исх. 12:46 ). И предстоявшая суббота была день великий ( Ин. 19:31 , ср. 42) потому, что ею начиналась неделя опресноков. Иначе говоря, в отличие от синоптиков, из Ин. вытекает, что Иисус приял смерть в тот день, когда иудеи закалали и вкушали пасхального агнца, т. е. 14 Нисана, и, следовательно, Его последняя вечеря с учениками, состоявшаяся накануне, имела, место 13 Нисана. Хронологическое противоречие между синоптиками и Ин. может быть выражено, таким образом, в следующей формуле: по синоптикам, последняя вечеря – 14 Нисана, Распятие – 15 Нисана; по Ин., последняя вечеря – 13 Нисана, Распятие – 14 Нисана.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Филарет Никитич управлял делами, сие явствует почерк его руки в Шведском 8 столпу, 1632-го ген. 11-го 9 . 7139-го генв. 26-го умре мать государя, великая старица Марфа. 7142-го ок. 1-го умер патриарх Филарет. 1634-го апр. 25 сильный в Москве пожар. 7153-го июл. 12-го в 3-м часу ночи царь Михаил Феодорович скончался, в самый день рождения своего, жил 50 лет. 7153-го сент. 28-го коронация царя Алексея Михайловича. 7155 февр. 14-го назначил было жениться на Евфимии 10 дочери Рафа Родионовича Всеволожского, но сей брак не состоялся. 7156-го генвар. 16-го брак с Марией Ильиничной Милославской, которая 7177-го мар. 3-го в субботу за полчаса до отдачи скончалась после родов. – 1652-го фев. Никон и Хованский посылаются по мощи Филипа. – 1671-го ген. 22-го брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая скончалась 1694 ген. 25. – 7184-го ген. 30-го (а по иным ген. 29) в 4-м часу ночи скончался царь Алексей Михайлович, царствовал 30 лет, 6 месяц., 18 дней. NB. О жизни его vide excerpta 11 в доношении из Конторы в Коллегию 1737-го июля 6-го 12 . Царь Феодор Алексеевич родился 30-го мая 1661-го года. Вступил на престол 7184-м ген. 30-го. Короновался июн. 18-го. Сочетался браком с Агафьей Семеновной Грушецкой 7189-го июл. 18-го. Скончался 27-го апреля 7190-го года. Царствовал 6 лет, 2 месяца, 27 дней. Петр первый родился 30-го мая 1672-го. Избран на престол 27-го апреля 7190-го. – Мая 15-го Стрелецкий бунт. – Мая 23-го вступление на престол обоих царей Иоанна и Петра. – Мая 29-го, соуправительницей учинилася сестра его царевна София. – Июня 25-го коронация обоих государей. – Июля 5-го бунт раскольничий. – 1689-го ген. 28-го Петр женился на дочери окольничего Лопухина Евдокии Феодоровны. – Сентября царевна от правления отрешена. – 1690-го февр.19-го родился царевич Алексей. – Царица Евдокия Феодоровна скончалась в 13 Москве 27-го авгу. 1731-го году. – Князь – игуменья Раевска, архиерейша Бутурлина 14 . – 1712 фев. 19 брак царя Петра I с Екатериной Алексеевной чрез венчание торжественно в С.-Пбурге совершился (Vide Меншикова письма к князю Долгорукову 15 . – 1724 мая 7 коронация Екатерины I. – Скончалась 6 мая 1727 в 9 часу по полудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010