согласно пророчеству Захарии, Иисус Христос, окруженный множеством народа, торжественно, как сын Давида и царь Израилев, вошел в Иерусалим. Народ, сопровождавший Его, как и вышедший навстречу из Иерусалима, воздавал Ему царские почести: бросал зеленые ветви дерев и постилал свои одежды под ноги осла, на котором Он ехал, и кричал в честь Его царское «осанна». Весь город пришел в волнение. Это обстоятельство вызвало сильное возбуждение со стороны фарисеев и первосвященников, но в этот день они ничего не могли сделать Иисусу Христу. Между тем Он вошел в Иерусалим, прямо направился в храм, но, увидев, что первосвященники «дом молитвы превратили в вертеп разбойников», изгнал из него всех продающих и покупающих и опрокинул столы меновщиков и покупающих голубей. Вечером вместе со Своими учениками Он отправился на ночлег в близлежащее селение Вифанию, где проживал «друг Его» – Лазарь. В понедельник и вторник Иисус Христос с раннего утра являлся в Иерусалим и по целым дням учил народ в храме. «Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его». В среду (12-го нисана или 4-го апреля 783 г.) один из учеников Его – Иуда предложил членам синедриона тайно предать своего Учителя за тридцать сребренников (около 25 р. сер.). Первосвященники и старейшины с радостью приняли это предложение, – и с того времени Иуда, называемый Искариот, искал удобного случая предать Иисуса Христа Его врагам. В четверг (5-го апреля, 13-го писана), Иисус Христос вознамерился совершить пасху вместе со Своими учениками. Для этого Он должен был оставить Вифанию и отправился в Иерусалим. Предварительно, согласно Его повелению, ученики Его Петр и Иоанн приготовили большую, устланную коврами горницу. Явившись сюда вечером, Иисус Христос прежде всего показал Своим ученикам величайший образ смирения, умыв их ноги, – что у евреев обыкновенно делали слуги, – затем, возлегши вместе с ними, Он совершил пасху и указал Своего предателя, а после этой ветхозаветной вечери установил новозаветную – таинство евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

27-й после 691-го будет 718-й, между тем как консулят М. Агриппы и К. Галла, как мы знаем, падает на 717-й год и между обоими датами получается только 26, а не 27 лет. Если чтение «27» считать правильным, то разность в показаниях Иосифа легко объясняется своеобразным счислением исторических годов у иудейских писателей. Датою для этого у них служить не время совершения события, по 1-е Нисана, с которого они ведут летосчисление круглыми цифрами, принимая за целые годы остатки до и после 1-го Нисана. Такой способ летосчисления мы находим уже в 1 Макк. книге. В талмуде говорится: «поп numerant in regibus nisi a Nisano... Nisan initium anni regibus, ac dies quidem unus in anni fine pro anno numeratura» 31 . Этому правилу следует и Иосиф. Так от смерти Антигона до разрушения храма Титом он считает 107 лет, хотя от 10-го Тисри 717-го года до 10-го Ава 823-го года, по обыкновенному счету, получается только 106 лет 32 . Если же руководиться талмудическим правилом, получим 107 лет: от 10 Тисри 717-го года до 1 Нисана 718-го (5 1 / 2 месяцев) будет год; от 1 Нисана 718-го года до 1-го Нисана 823-го – полных 105 лет; наконец от 1-го Нисана 823-го года до 10-го Ава того же года – еще один год. Таким образом 106 лет обыкновенного летосчисления равняются 107 годам иудейского. Следуя этому правилу, мы получим 27 лет между завоеванием Иерусалима Помпеем и взятием города Иродом: от 10-го Тисри 691-го года до 1-го Нисана 692-го будет один год; от 1-го Нисана 692 до 1 Нисана 717 – 25 лет; и от 1-го Нисана 717 до 10-го Тисри того же года-еще один год 33 . Эти даты подтверждаются и другими хронологическими указаниями Иосифа из жизни Ирода Великого. Таковы: а) Когда Ирод, по окончании зимы, начал первую блокаду Иерусалима, тогда, замечает Иосиф, шел третий год царствования Ирода 34 . Если Ирод получил в Риме царский титул зимою 714-го года (Мархешван-Кислев), то второй год его царствования оканчивался зимою 716-го года и в конце Нисана 717-го года шел уже 5-й или 6-й месяц третьего года. б) Пред известием о падении первой стены Иерусалимской Иосиф делает замечание, что осажденные терпели крайний недостаток в продовольствии, ибо к умножению их несчастий случился еще тогда год субботний 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Одно возможное объяснение заключается в том, что Иоанн перенес Пасху на пятницу, чтобы совместить смерть Иисуса по времени с закаланием пасхальных агнцев в храме. Но все могло быть иначе: поскольку в Палестине первого века были в ходу несколько разных календарей, жертвоприношения могли совершаться в течение нескольких дней. Фарисеи и жители Галилеи считали дни от рассвета до следующего рассвета. Но саддукеи и жители Иудеи считали дни от заката до заката. Сегодня мы следуем довольно странному, на мой взгляд, обычаю, согласно которому день начинается посреди ночи и продолжается до следующей полуночи. И эта разница в определении дней, как Вы увидите из приведенной ниже таблицы, запутывает датировку некоторых событий. Современный календарь: Полночь 24:00 Четверг 06:00 12:00 18:00 Полночь 24:00 Пятница 06:00 12:00 18:00 Полночь 24:00 Галилейский календарь: Полночь 13 нисана Четверг 14 нисана Пятница 15 нисана Иудейский календарь: Полночь 13 нисана 18:00 14 нисана Полночь 15 нисана Пасхальных агнцев приносили в жертву 14-го числа месяца нисана. Согласно галилейскому календарю, 14-е нисана начинается примерно в 6:00 дня, который мы называем четвергом. По иудейскому же календарю 14-е нисана начинается лишь 12 часов спустя, примерно в 18:00 нашего четверга. И потому, когда галилеянин, следуя правилам иудаизма, закалывает пасхального агнца днем 14-го нисана, в какой день он это делает? В четверг. Но когда днем 14-го нисана агнца в жертву приносит житель Иудеи, в какой день он это делает? В пятницу! Когда наступает ночь, он приступает к поеданию агнца уже 15-го нисана по своему календарю. Поэтому, чтобы удовлетворить религиозные чувства как галилеян и фарисеев, так и иудеев и саддукеев, храмовые священники были вынуждены приносить пасхальные жертвы и в четверг, и в пятницу. Иисус, будучи галилеянином и зная о том, что Его вскоре арестуют, предпочел отпраздновать Пасху вечером в четверг, тогда как первосвященники и книжники, повелевшие схватить Иисуса, следовали иудейскому календарю, о чем пишет Иоанн. Хотя у нас нет фактических подтверждений того, что пасхальные жертвоприношения совершались в оба дня, такое решение выглядит весьма убедительным. Во время Пасхи население Иерусалима увеличивалось до примерно 125 тысяч человек. Храмовые священники физически не смогли бы заколоть достаточное количество агнцев за один день в промежутке с 15 до 18 часов. Вероятно, они закалали жертвенных животных в течение нескольких дней, а потому Иисус и Его ученики вполне могли отпраздновать Пасху вечером в четверг накануне Его ареста.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

Здесь всегда возникает вопрос: какой хлеб использовался на Тайной Вечери? Евангелие по этому поводу говорит только, что хлеб там называется агнцем. Но могли и опресноки называть агнцем. В каких-то исключительных случаях хлебы предложения тоже называются агнцем. Однако здесь другое обстоятельство: как правило, опресноки применялись в этом случае с вечера 14-го нисана до вечера 21-го нисана. Но вечер 14-го нисана это начало 15-го нисана, потому что по еврейскому календарю сутки начинаются с захода солнца. Сама Тайная Вечеря была 13-го нисана вечером, или 14-го нисана утром. Но в это время в начале 14-го нисана – не могли использоваться опресноки. Они должны были использоваться только вечером 14-го нисана. Здесь есть еще целый ряд тонкостей. Пасхальная вечеря могла быть отнесена на четверг из-за того, что надо было есть пасхального агнца вечером под субботу. Там были свои законы, по которым нельзя было закалать пасхального агнца, а его нельзя было закалать днем 14-го нисана. Эти моменты играют очень большую роль при споре о том, каков должен быть хлеб для причастия – пресный или квасной (как у нас)? В XI веке хлеб квасной был полностью заменен опресноками, а до того (примерно с VII века) использовали то опресноки, то квасной хлеб. Аналогичная ситуация была у армян, у которых в VII веке тоже были введены опресноки для причастия. И только евеаниты причащались опресноками один раз в год, т. к. Пасха бывает один раз в год. Они причащались поэтому один раз в честь Тайной Вечери, как они считали, и использовали воду, а не вино. Но это еретики. Другая проблема. После второй чаши было преломление хлеба. А мы знаем, что омовение ног было после первой чаши. В это время присутствовали все апостолы. И тогда же Господь сказал о той чаше, которую Он подает, что больше не будет пить лозного плода до Пасхи небесной. Следующее преломление хлеба было после второй чаши, и здесь опять спор – о том, причащался ли Иуда. Этот спор первым поднял русский богослов Горский. В своей “Евангельской истории” он написал, что Иуда не причащался. Основания для этого были чисто рационалистические: Иуда принял Тело Христово, но разве может сатана входить в человека одновременно с Христом?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Следовательно, отсчитывая два дня от дня пасхи, получаем 12-ое число Нисана. Правда, и 13-го числа Нисана днем можно еще было сказать, что до пасхи осталось два дня, если считать и текущий – 13-й день Нисана, хотя такое выражение и не было бы точно. Но дата 12-го числа Нисана гораздо более заслуживает доверия. По свидетельству ев. Луки ( Лк.21:37–38 ) последние дни Своего служения, начиная со дня входа в Иерусалим, Иисус Христос ежедневно проводил в храме Иерусалимском. Здесь Он всегда находил слушателей, которые с раннего утра наполняли храм и с восторгом внимали Его учению. Только наступление ночи заставляло Спасителя прерывать Свои речи и удаляться из храма. Ночи божественный Учитель проводил вне города – отчасти под радушным кровом Вифании, отчасти под сенью садов горы Елеонской. Так было и в последний день посещения Им храма. Придя в него ранним утром, Христос оставил его поздним вечером – по обычаю, оставил не вследствие недостатка слушателей, а вследствие злобы врагов, которая начинала действовать все решительнее. И исходя из храма, Христос высказал то грозное пророчество о нем, которое подало повод к эсхатологической беседе. Ясно, что эсхатологическая беседа и беседа о страшном суд была произнесена вечером, или даже поздним вечером. Поэтому и дата, заключающая собою речи этого дня, может относиться только к вечеру 12-го Нисана, так как 13-го Нисана вечером никак нельзя было сказать, что до Пасхи, т. е. до 14-го Нисана остается два дня. Промежуток до пасхального торжества тогда равнялся уже только одному дню. На какой же день недели падало тогда 12-е Нисана? Согласное свидетельство всех евангелистов полагает день смерти Иисуса Христа в пятницу. Злодейский суд над Христом и исполнение его приговора совершилось весьма быстро. На все это потребовалось гораздо менее суток, так что если принять, что Христос совершал законную пасху – 14-го Нисана вечером, то 15-го Он уже молился на кресте за своих мучителей и в девятый час этого дня „предаде дух“ Свой в руки Отца. Отсюда легко заключить, что пасха в год смерти Спасителя падала на четверг, а эсхатологическая беседа была сказана во вторник вечером 339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Понятно, что не было никакой возможности в один день, в тесных дворах храма, совершить столько закланий. Поэтому допускалось закалать их и совершать пасху накануне, 13 нисана, когда Господь и совершил ее, не отлагая на 14 число, ибо время Его было сокращено («время мое близко», – говорит Он Сам, посылая учеников приготовить пасхальную вечерю). Другие думают, что синедрион нарочито перенес в этот год празднование пасхи с 14 на 15 нисана, чтобы избежать двух, совершенно свободных от труда дней, т.е. пасхи, приходившейся в пятницу, и субботы, которая сама по себе была днем нерабочим, а тем более – в дни пасхальной седмицы. Желающие, конечно, могли отправлять пасхальную вечерю и 14 нисана, в день, указанный Моисеем. По этому мнению, Господь и совершил ее 14 нисана. Можно принимать или то, или другое мнение, но заключение будет одно и то же: синедрион закалал и ел пасхального агнца в пятницу, будь это 14 или 15 день нисана; а Господь совершил эту пасху днем раньше, в четверг, будь это 13 или 14 нисана. Вот почему, хотя три первых евангелиста и называют четверг первым днем опресночным, но сами же они пишут, что на Тайной вечере Господь употребил хлеб квасный, по-гречески артос, а не опресночный, по-гречески азимос. В законно установленный день всеобщего празднования пасхи допускать на трапезу квасный хлеб было строго запрещено. Евангелисты также сообщают, что в пятницу Симон Киринейский возвращается с поля, очевидно – с работы, Иосиф покупает в пятницу же плащаницу, а мироносицы – миро, следовательно, в пятницу допускались и работы, и торговля, а общий праздник пасхи еще не наступал – до вечера. При этом должно помнить, что Иудеи считали церковный день с вечера, так что вечер 13 нисана принадлежал уже 14 нисану. Для нас, христиан, неважно знать, в какое именно число месяца пострадал Господь наш; довольно знать, что день Его страданий и смерти был днем ветхозаветной пасхи, так что если Он совершил пасху даже 13 нисана, то пострадал Он 14 нисана, в законный день пасхи; если же Он совершил Свою Тайную вечерю 14 нисана, то все же Он умер на кресте 15 нисана в тот самый час, когда в Иерусалимском храме происходило заклание безчисленного множества агнцев пасхальных, Его смерть прообразовавших. На это совпадение с особенной силой указывают и святые апостолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

1) Пасха оказывается 22-м днем луны вместо 21-го (без помет); это происходит, когда «14 нисана» считается у них 15-м днем и попадает на воскресенье простого года; 2) Пасха не только оказывается 22-м днем, но и предшествует александрийскому «14 нисана» («еврейской пасхе»); такое происходит: а) в високосный год – когда «14 нисана» попадает на понедельник и считается 15-м (с учетом високоса 16-м) днем или на вторник и считается 16-м (17-м) днем (знак б) в обычный год – когда «14 нисана» попадает на понедельник и считается 16-м днем (знак 3) Пасха оказывается 23-м и более днем луны (знак это происходит, когда «14 нисана» считается 15-м днем високосного года в воскресенье или 16-м днем обычного года в воскресенье, а также 16-м днем високосного года в воскресенье и понедельник; в последнем случае фаза дойдет до 24 и при этом Пасха окажется раньше «14 нисана». 143 Для ясности приведем таблицу:56 День луны христ. Пасхи високос День луны “14 нисана” Отношение “расветной Пасхи” к “14 нисана” 5 Отметка Совпадает Опережает на 1 день Опережает на 2 дня Опережает на 1 день Совпадает Совпадает Совпадает Опережает на 1 день 145 По бокам «колеса» в рукописи находятся 2 таблицы: Левая таблица имеет 5 столбцов, содержащих: I)ykaзahue на эмболимические годы; II–ΙΙΙ) годы 19-летнего цикла по александрийскому и византийскому счету; IV) целочисленные эпакты на 1 января, рассчитанные по методу «умножения на 5 и 6» (со скачком между 11-м и 12-м годами); V) лунные фазы, рассчитанные по тому же методу для александрийского пасхального полнолуния (14 нисана) и во все годы, кроме 1–4 и 18 превышающие число 14 (откуда название – περιττα «избыточные дни»). В правой имеется также 5 столбцов, считающихся справа налево: I) годы александрийского 146 19-летнего цикла; II) александрийские эпакты на 31марта; 147 III–IV) число и месяц александрийского пасхального полнолуния (14 нисана); 148 V) «добавочные числа» для нахождения дня недели пасхального полнолуния (для марта 4, для апреля 0). Для удобства восприятия данные «колеса» и таблиц сведены в общую таблицу со следующими столбцами:

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Содержание Примечание Введение Дневник О. иеродиакона Палладия, ведённый во время переезда по Монголии в 1847 году Переезд от Пекина до Кяхты по почтовому тракту, в 1847 году 27-го апреля 28-го апреля 29-го апреля 30-го апреля 1-го мая 2-го мая 3-го мая 4-го мая 5-го мая 6-го мая 7-го мая 8-го мая 9-го мая 10-го мая 11-го мая 12-го мая 13-го мая 14-го мая 15-го мая 16-го мая 17-го мая 18-го мая 19-го мая 20-го мая 21-го мая 22-го мая 23-го мая 24-го мая 25-го мая 26-го мая 27-го мая 28-го мая 1-го июня 2-го июня 3-го июня 4-го июня 5-го июня Дорожные заметки отца архимандрита Палладия во время переезда его по Монголии в 1859 году Письмо Профессора А. М. Позднеева к Барону Ф. Р. Остен-Сакену с замечаниями на «Дневник 0. Палладия по Монголии, ведённый в 1847 году».     О. Архимандрит Палладий посетил в первый раз Китай, находясь в составе двенадцатой Духовной Миссии, прибывшей в Пекин 4-го октября 1840 г. Уже четыре года спустя директор Азиатского Департамента, Лев Григорьевич Сенявин, озабочиваясь заблаговременным выбором начальника для следующей Духовной Миссии, обратился по этому поводу с доверительным запросом к начальнику Миссии, Архимандриту Поликарпу. Вице-директором Департамента был в то время Николай Иванович Любимов, который сопровождал 12-ую Духовную Миссию в качестве пристава и имел возможность, во время продолжительного пути и зимнего пребывания в Пекине, узнать поближе членов новой Миссии. Этим обстоятельством и объясняется самая форма, в которой был поставлен вопрос о. Поликарпу. Сенявин прямо указывал на двух членов Миссии, о. иеромонаха Гурия1 и иеродиакона Палладия, и спрашивал кого из них можно было бы избрать начальником будущей Миссии. В пространном ответе своём, 4-го апреля 1845 года, архимандрит Поликарп отзывался одинаково одобрительно о своих двух подчинённых, и хотя ставил о. Гурия выше по способностям, но всё-таки отдавал преимущество о. Палладию. Отзыв о последнем мы позволим себе привести здесь целиком из письма начальника Миссии: «Не скажу, писал о.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

В предании, как это нередко бывает, осталась память о числах и событиях, но имена легко могли быть перепутаны 87 . Впрочем если и принять вторую дату, то существенного значения для определения времени смерти Ирода это не будет иметь, потому что обе даты различествуют только на 1 1 / 2 месяца. б) Более точное определение времени смерти Ирода Великого можно сделать на основании известия Иосифа, что во время болезни Ирода случилось лунное затмение, а после погребения Ирода настал праздник пасхи 88 . Смерть Ирода следовательно падает на время между лунным затмением и пасхою (15 Нисана). Спрашивается: какому году наиболее соответствуют эти даты? По вычислениям Вурма, лунные затмения в шестилетие 748–753 годов распределяются таким образом: В 748-м-не было. В 749-м-два полные: 23-го Марта и 15-го Сентября. В 750-м-одно неполное 13-го Марта. В 751 и 752-м-не было. В 753-м-одно полное 10-го Января. Выбор предстоит между 749, 750 и 753-м годами. 753-й год, который избирает Каспари 89 , не возможен: если в этом году было 13 месяцев, то 14-е Нисана падает на 7 – 8 Апреля, а лунное затмение (10-го Января) на 14-е Шевата, следовательно уже после смерти Ирода, который скончался 1-го Шевата; если же в этом году не было високосного месяца, тогда между лунным затмением (10-е Января) и смертью Ирода (1 Шевата ­­ 26 – 25 Января) получается всего только 15 дней – срок крайне недостаточный для событий, совершившихся, по Иосифу, между лунным затмением и смертью Ирода 90 . Невозможно принять и затмение 23-го Марта 749-го года, так как и оно приходится после смерти Ирода (25–16 Января) и притом слишком близко стоит к пасхе. Остаются таким образом затмения: 13-го марта 750-го года и 15-го сентября 749-го года. Иделер 91 , Визелер 92 и почти все новейшие хронологи принимают первое и следовавшую затем пасху того же 750-го года, которая, по Визелеру, падала на 12-е апреля. Сообразно с этим смерть Ирода относят к началу еврейского года, между 13-м марта и 12-м апреля 750-го г. Но это предположение не мирится: а) с ранее установленными нами хронологическими датами, по которым смерть Ирода Великого должна была последовать в год с 1 Нисана 750 по 1 Нисана 751-го Рм.; б) с иудейским преданием, что Ирод умер 1-го Шевата 93 , так как в таком случае лунное затмение приходится на 40 слишком дней позднее 1-го Шевата (29 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Пробовали определить дату переписи Квириния (по Лк 2,2 ), производившейся во время рождения Иисуса. Эти попытки остались бесплодными. В исчислениях даты смерти Иисуса – те же неразрешимые трудности. Четверо евангелистов сходятся в одном: Иисус умер в пятницу. Согласно синоптикам, это был день еврейской Пасхи; по четвертому Евангелию – это канун пасхального праздника. Поскольку Исход и Левит устанавливают день Пасхи на 15-ое нисана (март – апрель), Иисус умер или в пятницу 15 нисана (по синоптикам) или в пятницу 14 нисана (по четвертому Евангелию). Четырнадцатый день каждого еврейского месяца совпадал с полнолунием. Если бы мы могли определить, в какие годы правления Пилата, т. е. между 26 и 36 г. христианской эры, первое весеннее полнолуние (14 нисана четвертого Ев.) или следующий его день (15 нисана синоптиков) пришлось в пятницу – мы нашли бы дату смерти Иисуса. Изыскания Шаванна и Ахелиса привели к следующим цифрам: 7 апреля (15 нисана) 30 г. по синоптикам, 3 апреля (14 нисана) 33 г. по четвертому Евангелию. Несмотря на кажущуюся их точность, исчисления эти ценности не представляют. В самом деле, еврейский календарь состоял из месяцев то в двадцать девять, то в тридцать дней; случалось даже, что к году добавляли лишний месяц. Но эти чередования и добавления в целях согласования лунного еврейского календаря с кругом времен года не подчинялись никаким математическим правилам: синедрион устанавливал календарь ежегодно. При этих условиях всякая попытка воссоздать еврейский календарь времен Пилата – иллюзия. Другое указание дано Лк. 3,1 : «в пятнадцатый год правления Тиверия»... Воцарение Тиверия произошло в августе 14 г. христианской эры. Пятнадцатый год его царствования падает, следовательно, на время от августа 28 до августа 29 года. Цикориус предложил поправку к этой дате. По его мнению, Лк обозначает время по сирийскому исчислению, а у сирийцев был особый способ согласования хронологии царствований с сирийским календарем; если считаться с его исчислением – пятнадцатый год царствования Тиверия падает на время между 1 октября 27 и 30 сентября 28 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010