Что это за „день опресночный“– Марк определяет точнее: „когда закалали пасхального агнца“ ( Мр. 14: 12 ); Лука – еще точнее: „день опресновок, в который надлежало закалать пасхального агнца“ ( Лук. 22: 7 ). Но так как, по закону Моисея, как счет суток начинался с вечера, так и пасхальный праздник начинался вечером 14-го дня Нисана, то ясно, что „первый день опресночный, в который вообще надлежало закалать пасхального агнца“ и на который указывают в своих повествованиях три первые евангелиста, по-видимому, был именно 14-й день Нисана. Таким образом, по повествованию трех первых евангелистов, выходит, что последнюю пасхальную вечерю Иисус Христос совершил вместе со всеми иудеями 14-го Нисана, распят 15-го, во гробе находился 16-го, а воскрес 17-го Нисана. По повествованию евангелиста Иоанна, дело представляется иначе. Свою последнюю пасхальную вечерю Иисус совершил, по свидетельству Иоанна, „перед праздником Пасхи“ ( Иоан. 13: 1 )) т. е раньше 14-го Нисана. Это вполне согласно и с замечанием того же Иоанна в другом месте (гл. 18, ст. 28), где говорится, что в пяток –день смерти Иисуса – иудеи не вошли в Преторию язычника Пилата, чтобы не оскверниться, но чтобы им можно было есть пасху. Отсюда следует, что иудеи ели пасху в пяток, в день смерти Иисуса, а Иисус – днем раньше, в четверг. Но так как, по закону Моисея, еврейскую пасху надлежало есть вечером 14-го Насана, то, – по евангельскому повествованию Иоанна, выходит, что Иисус Христос совершил свою последнюю пасхальную вечерю 13-го Нисана, распят 14-го, во гробе находился 15-го, а воскрес 16-го Нисана 665 . И это становится тем более вероятным, что день смерти Иисуса Христа евангелист Иоанн называл словом παρασκεη, т.е.днем приготовления к первому дню праздника Пасхи. Как примирить это разногласие евангельских повествований? Многие ученые исследователи евангельской истории указали несколько способов такого примирения; но все эти способы примирения в сущности сводятся к двум главным видам: 1) некоторые ученые (Генгстенберг, Толукк, Визелер 666 ) и др.) придерживаются хронологии трех первых евангелистов и в этом смысле истолковывают все те места в евангельском повествовании Иоанна, которые, по-видимому, говорят против хронологического указания трех первых евангелистов; 2) другие ученые (Аполлинарий, Климент Александрийский , Крафт 667 , Вейцель 668 ) и др.), напротив, придерживаются хронологических указаний Иоанна и в этом смысле истолковывают все те места в повествованиях трех первых евангелистов, которые, по-видимому, говорят против хронологических указаний евангельского повествования Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Таким образом, если кто-либо обратится к находящимся в колесе на пяти поясах годам луны, в каждом из них он найдет 1-й или 2-й день недели; а к записанным слева, разыскивая и там день недели после 1-го и 2-го, то есть 3-й, 4-й и далее, при помощи определения года двадцативосьмилетия, соответствующего году рассчитываемого девятнадцатилетия, и прибавления к его эпактам числа римского месяца, в которое попадает 14-й день первого месяца искомого года луны, и деления на 7, узнает отсюда день недели. Разъяснив это бегло в качестве примера, прочее предоставляем трудолюбивым читателям исследовать подобным образом и усвоить и найти во всем точность вместе с истиной. 105 Именно 13-й, а не 14-й, как предлагает исправить Петавий. Как было сказан о выше, 2 точками обозначаются годы, когда «14 нисана» признается за 16-й день луны и попадает на понедельник; следовательно, воскресенье 15-е соответствует 13 нисана. 106 По пасхалистическим правилам воскресенье, следующее за 14 нисана, считается праздником Пасхи (Воскресения Христова). 107 То есть, если считать понедельник 16-м днем луны, по правилам христианская Пасха должна праздноваться в предыдущее воскресенье; но тогда она окажется днем ранее «еврейской», то есть табличного 14 нисана александрийской пасхалии. 108 Букв. διαβλλεται, что можно перевести и как «порицается» (ср. «in culpa est» в латинском переводе), и как «переносится». При совпадении 14 нисана («еврейской пасхи») с воскресеньем христианская Пасха переносится на неделю вперед, дабы избежать совмещения памяти о страстях Христа (казненного на еврейскую пасху) с празднованием Его Воскресения. 111 Например, если допустить, что «пасха Закона» (14 нисана по александрийской пасхалии) оказывается на поверку 15-м днем луны високосного года или 16-м в понедельник, то «истинное» 14 нисана попадет на субботу, а христианская Пасха должна отмечаться на следующий день: таким образом она будет предшествовать «пасхе Закона». 112 Как было указано, при расчете фазы по данному методу учитывается високосная добавка, равная в високосный год 1. В этот год 15-й день луны переходит в 16-й, и если это понедельник, «14 нисана» оказывается позже христианской Пасхи, формально приходящейся на предыдущий день – воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Если же суббота выпадает на 16 нисана, то праздник возношения снопа совершается в свое время, то есть 15 нисана, но иудеи ещё должны помнить о наступающей субботе, чтобы сделать необходимые приготовления к субботнему покою. Отсчёт же дней Пятидесятницы в этом случае производится как обычно, с 15 нисана. И тогда суббота 16 нисана является вторым днём, но первой субботой в этом счёте, что и отражено в её характерном названии – «второпервой». В русском же переводе отдано предпочтение счёту опресночных дней, ибо сказано, что она «первая по втором дне Пасхи». Но это не совсем правильно, т.к. не раскрывается смысл термина. Так или иначе, для нас важно то, что второпервая суббота бывает только 16 нисана. В Священном Писании нигде более она не встречается. Она замечательна тем, что когда она случается, то праздники возношения снопа и Пятидесятницы приходятся перед субботой. И следовательно, иудеям надо помнить о наступающем субботнем покое. Оттого, вероятно, у неё такое, сложившееся в быту, характерное название, несомненно, известное и понятное всем иудеям и прозелитам. Упомянув о второпервой субботе, евангелист точно определил тот реальный день истории, о котором и мы можем определённо сказать: в тот год пасха, 14 нисана, была в четверг (по нашему счёту)! А это была, по Евангелию, как считают Отцы (свт. Феофан Затворник ), вторая пасха из четырех после Крещения Господа нашего Иисуса Христа с. XXV]. Отсюда вытекает тот самый дополнительный признак для выбора даты страданий Спасителя, о котором сказано выше. Итак, имеем: Последняя, 4-я пасха – 14 нисана – пятница. Вторая пасха (или за два года до страданий) – 14 нисана – четверг. Попытаемся определить для полноты признака день недели предпоследней (или третьей) пасхи Господа, исходя из продолжительности лунного года, методом проб. Лунный год у иудеев состоит либо из 12-ти лунных месяцев, либо из 13-ти, когда вставляется добавочный месяц (эмболистический год). Эмболистические годы в 19-летнем цикле следующие: 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й, 19-й – всего семь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

§9. По Евангелию от Иоанна (Ин. 18, 28), Господь Иисус Христос был распят в пятницу 14 нисана. Эту дату поддерживают также такие древние церковные авторитеты, как Климент Александрийский (+ ок. 200 г. по Р. X.), Апполинарий Иерапольский (конец II в. по Р. X.) и Ипполит Римский (+ ок. 235 г. по Р. X.). Отсюда, на первый взгляд, можно заключить, что Тайная Вечеря (т.е. последняя ветхозаветная Пасха Христа) состоялась накануне, т.е. 13 нисана. Однако, по свидетельству синоптиков (т.е. первых трех евангелистов), Христос совершил традиционную ветхозаветную Пасху в строго предназначенное для этого время, т.е. 14, а не 13 нисана, и, следовательно, был распят не в канун праздника (14 нисана), а в самый его день, т.е. 15 нисана (Мф. 26, 17-20; Мк. 1, 12-16; Лк. 22, 7-14). Возникает как бы разногласие между евангелистами, которому не придавалось серьезного значения в древности, но это разногласие позднее сделалось центральным пунктом споров у протестантских богословов тюбингенской школы: они усматривали в этом непримиримое противоречие между синоптиками и автором четвертого Евангелия и вопреки древней церковной традиции переносили распятие Христа с 14 на 15 нисана. Чтобы устранить кажущееся противоречие евангелистов, Н. Глубоковский выдвинул гипотезу (позднее ее поддержал и В.В. Болотов), суть которой заключалась в том, что законная иудейская Пасха в год распятия Христа была перенесена с 14 на 13 нисана. В этом случае свидетельства синоптиков действительно не противоречат свидетельству евангелиста Иоанна. Однако такая позиция требует серьезного допущения, заключающегося в том, что по каким-то совершенно неведомым нам причинам законная иудейская Пасха в год распятия Христа была перенесена на сутки назад, т.е. с 14 на 13 нисана. Без этого допущения, которое представляется весьма спорным, даже несмотря на исследование известного гебраиста Д. Хвольсона, оправдывавшего такой перенос, согласовать синоптиков с евангелистом Иоанном действительно весьма затруднительно, если не сказать невозможно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

//А как Вы объясните, что Иисус Христос отпраздновал Пасху на день раньше?//Дорогой Виталий! Наиболее правдоподобным мне представляется следующее объяснение (конечно, в известной степени гипотетичное, как всякая историческая реконструкция). Еврейский закон запрещал праздновать Пасху в понедельник, среду и пятницу. Поэтому, когда 15 нисана приходилось на один из этих дней недели, Пасха переносилась на следующий день – 16 нисана (соответственно вторник, четверг или субботу). Именно такая ситуация имела место в год смерти и воскресения Господа Иисуса Христа: 15 нисана пришлось на пятницу, и Пасха праздновалась в субботу 16 нисана. Но означенный запрет относился лишь к самому празднованию Пасхи (пасхальной трапезе) и не распространялся на предписания, касавшиеся ПРИГОТОВЛЕНИЙ к празднику. ГОТОВИТЬ пасхальную трапезу надлежало 14 нисана вне зависимости от того, когда её следовало съедать – 15 или 16 нисана. Именно этот день 14 нисана, «в который надлежало закалать пасхального агнца», имеется в виду в Мк. 14:12 и Лук. 22:7. Таким образом, ученики Христа были инициаторами не самой пасхальной трапезы, а только приготовления к ней в полном соответствии с постановлениями закона. Остаётся объяснить только, почему Сам Христос совершил эту трапезу не 16 нисана, а 15. Такое совершение иудеем пасхальной трапезы на день раньше или на день позже по сравнению с предписанием допускалось законом в случае наличия у этого конкретного иудея каких-то исключительных форсмажорных обстоятельств. Поскольку обстоятельства Иисуса Христа в тот год были, можно сказать, форсмажорными в высшей степени, то и совершение Им пасхальной трапезы на день раньше всех остальных иудеев не было нарушением закона. Непосредственно перед трапезой Он объясняет ученикам причину такого Своего поведения: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лук. 22: 15 – 16). Как видно, всё это имеет весьма косвенное отношение к структуре и функционированию еврейского календаря и, следовательно, к теме обсуждаемой статьи.

http://bogoslov.ru/article/6174863

Постараемся показать, что это именно так. Иудеям, как видно из Библии , в дни опресноков приходилось вести три счёта дней: Первый – счёт дней обычных седмиц: от субботы к субботе. Дни недели не имели названий и обозначались простым счётом: 1-й день, 2-й день и т. д., кроме предшествующего субботе шестого дня, называемого в Евангелии – παρασκευ – приготовление, в который иудеи делали приготовления к субботе, ко дню покоя, полагавшемуся по закону. Христиане этот день называют пятницей, так как он стал пятым днём после воскресения. Второй – счёт семи опресночных дней, начиная с первого дня пасхи, с 14 нисана, и кончая 20 нисана включительно. Третий – счёт дней и суббот «седми седмиц» (так как кроме дней надо считать и субботы) или семи суббот до праздника Пятидесятницы, отсчитываемых от второго дня пасхи – 15 нисана, согласно закону: «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясения, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу» ( Лев. 23: 15–16 ). Следует, однако, заметить, что если на день 15 нисана, от которого идёт отсчёт, выпадет суббота, тогда отсчёт начинается со следующего дня, то есть с 16 нисана (согласно Писанию: «на утрие перваго дне субботы, да вознесет его жрец» ( Лев. 23:11 – слав.), так как субботний покой запрещает всякую жатву. Так было в год распятия Спасителя. Пасха в тот год была в пятницу 14 нисана, а следующее число, 15 нисана, – суббота, названная евангелистом Иоанном «великой» ( Ин. 19:31 ). И в этот день должен быть праздник опресноков, в который по закону должен был возноситься сноп нового урожая ячменя, но его, субботы ради, перенесли на 16 нисана, а это уже был день Воскресения Христова. И здесь открывается связь Ветхого и Нового Заветов и обнаруживается скрытый смысл ветхозаветного возношения и потрясения иереем пред Богом первого снопа колосьев ячменя из нового урожая. Сноп – символ всеобщего Воскресения людей и, прежде всего, Христова Воскресения. Как зерно, будучи брошено в землю, возродившись, даёт новое тело – колос, и хлеб – животную жизнь человекам, так «начаток умерших, перворожден из мертвых» (из Литургии св. Василия Великого ) – Воскресший Христос – даёт людям жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

§12. Казалось бы, этим решается главная часть вопроса: ведь если мы выяснили, в чем заключается различие дат 14 нисана еврейской и христианской Пасхи, то мы можем теперь в принципе определить значение 14 нисана христианской пасхалии для любого нужного нам года. А это значит, что сама дата новозаветной Пасхи определится сама собою, как третий день после даты распятия Иисуса Христа, т.е. как день 16 нисана. Но именно здесь-то начинаются большие трудности. Во-первых, и это самое главное, мы знаем, что согласно евангельской истории распятие Иисуса Христа приходилось на пятницу, а воскресение — на первый день недели, который стал днем воскресенья. Таким образом, следуя традиционному изложению евангельских событий, новозаветная Пасха, празднуемая как день воскресения Иисуса Христа и приходящаяся на 16 нисана, должна праздноваться всегда после Пасхи ветхозаветной. Однако именно здесь возникает сложность такого рода: если христианская Пасха, которая начинается в ночь с субботы на воскресенье (по римскому счету), будет ориентироваться в своих расчетах на 14 нисана иудейской Пасхи, то она далеко не всегда совпадет с первым днем недели, т.е. с воскресеньем. И это произойдет по той простой причине, что 14 нисана еврейской Пасхи далеко не всегда совпадет с пятницей, как это имело место в истории евангельских событий. Но, согласно этой истории, христианская Пасха могла праздноваться только в воскресенье и ни в какой другой день недели. И если в вопросе празднования Пасхи после весеннего равноденствия пасхалическое сознание христиан уже решительно отошло от Ветхого Завета, то в вопросе празднования Пасхи только и исключительно в воскресенье оно полностью разошлось с ним. В папском Libellus synodicus сохранилось известие, что уже древнейший Римский Собор конца II в. по Р. X. «запретил по-иудейски праздновать святую и таинственную Пасху в четырнадцатый день луны, но только в великое и дарующее жизнь воскресенье». Весь христианский Восток, уже знакомый с такой практикой, поддержал это решение папы Виктора и не замедлил высказаться по этому поводу в специально созванных пасхальных Соборах. И только в Малоазийской Церкви примерно до середины III в. по Р. X. еще существовала древняя практика так называемых «четыренадесятников» (квартодециманов), которые объединяли ветхозаветную Пасху с новозаветной и отмечали 14 нисана «пасху крестную» вместо того, чтобы 16 нисана в «день Господень» отмечать «пасху воскресную».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Христианская практика празднования Св. Пасхи, возникнув на основе ветхозаветных установлений, получила свое развитие в связи с новозаветными священными событиями и соборными определениями. Первые христиане, свято соблюдая праздник Пасхи, совершаемый иудеями ежегодно с 14 по 21 Нисана, в какие бы дни недели эти числа ни случились, соединяли с Пасхой новые священнейшие воспоминания из жизни Христа Спасителя: Его страдание, смерть и Воскресение, в силу чего у них сами собой отпадали обрядовые особенности, соблюдавшиеся у евреев. С течением времени празднование Пасхи 14 Нисана стало считаться многими христианами несообразным с существом Христианской Пасхи, которая должна совершаться в воскресенье, соответствующее одному из 7 дней первого весеннего месяца Авива (Нисана), когда евреи ели только опресноки. Ввиду того, что среди христиан было не мало приверженцев ветхозаветного обряда, образовались две практики празднования Пасхи и возникли споры о времени празднования Пасхи. Христиане Малоазийских церквей (центром которых был г. Ефес), следуя закону Моисееву ( Ucx. XII, 1–18 ), совершали Пасху вместе с иудеями 14 Нисана (приходившееся каждый год в разные дни недели), как день поста, вспоминая страдания и смерть Христа Спасителя. Другие же поместные Церкви: Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кесарийская и Римская праздновали Пасху в первое воскресенье, которое следует за 14 Нисана, имея в виду распятие Господа 14 Нисана в пятницу, пребывание в гробе – в субботу 15 Нисана и событие Воскресения Христова, совершившееся рано утром в первый день недели – в воскресенье 16 Нисана. В скорби и печали здесь проводились дни памяти страданий и смерти Христа Спасителя, но светло и радостно праздновался день Его Воскресения. Ради единовременного празднования Св. Пасхи велись тогда на основании Апостольского предания, многочисленные суждения и споры, достигшие особой остроты в конце II в. по Р. X. при Римском епископе Викторе. Считая обязательным праздновать Пасху в воскресенье после полнолуния в месяце Нисане, епископ Виктор требовал прекращения общения с малоазийскими церквами из-за приверженности их к местному обычаю (ветхозаветному обряду), которое горячо защищал епископ Ефесский Поликрат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте ( Лев.23:5–8 ). Евреи пользовались лунным календарем, в котором первым месяцем считался весенний месяц нисан (Евр. nîsri).Nacxaльhaя трапеза, согласно предписанию книги Левит, должна была совершаться на исходе 14-го нисана, после чего наступало 15 нисана: счет суткам велся с вечера. Согласно синоптикам, Тайная Вечеря была пасхальной трапезой и, следовательно, была совершена в канун 15 нисана, а последовавшие за ней события – арест Иисуса, суд над Ним, распятие и погребение – произошли в первый день Пасхи, 15 нисана. Этот день синоптики тоже называют пятницей ( Мф.27:62 ; Мк.15:42 ; Лк.23:54 ), но из их рассказа следует, что пасхальный агнец был съеден накануне. Согласно Иоанну, Тайная Вечеря была совершена до Пасхи, и к моменту наступления первого дня Пасхи, то есть к исходу 14 нисана, когда евреи садились за пасхальный стол, Иисус был уже мертв. Ключевым является следующее указание, относящееся к тому моменту, когда Иисуса привели к Пилату: Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху ( Ин.18:28 ). Речь идет об утре того дня, в вечер которого совершалась пасхальная трапеза, то есть об утре 14 нисана. Говоря об осуждении Иисуса Пилатом, евангелист пишет: Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый ( Ин.19:14 ). Смерть Иисуса и снятие Его тела с креста, согласно Иоанну, происходит в тот же день: Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их ( Ин.19:31 ). Речь идет все еще о пятнице 14 нисана, которая должна вот-вот смениться субботой. Если исходить из того, что Тайная Вечеря была ритуальной пасхальной трапезой, на ней должны были предлагаться пресные хлебы вместо обычных квасных. Если считать, что Тайная Вечеря была совершена до наступления праздника опресноков, на ней должен быть предложен квасной хлеб. Данное различие легло в основу разной литургической практики: на христианском Западе издревле совершали Евхаристию на пресном хлебе (этот обычай сохраняется в Католической Церкви доныне), на Востоке – на квасном (этот обычая сохраняется в Православной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

eccl. 5:24.16 По этому поводу в библеистике 19 века развернулась большая дискуссия, КАКОЕ же собственно символическое значение придавали 14 нисана в церквях Малой Азии. Было выдвинуто две основные гипотезы: 1 . 14 нисана было днем памяти о смерти Христа и его жертве, принесенной для нас. В этом случае, традиция находится в совершенно полной связи с хронологией четвертого Евангелия. 2 . 14 нисана было воспоминанием о Тайной вечери, и в этом случае традиция следует за синоптиками. Некоторое обобщение этой дискуссии подвел Карл Шмидт, который после анализа всех имеющихся данных резюмировал: a. 14 нисана было pasca staurosimon – Пасхой крестной, – памятью смерти и жертвы Христа. б. Это находится в соответствии с хронологией 4 Евангелия, выражением апостола Павла “наш пасхальный агнец – Христос” и т.д. в. 14 нисана было основным днем празднования, пост длился до часа смерти Христа, что знаменовало завершение Пасхального цикла и завершалось Евхаристией. С той или иной корректировкой именно эта гипотеза была поддержана крупными историками Церкви. См., например: “Исходной мыслью была, по-видимому, та, что Христос есть истинный пасхальный Агнец. Поэтому, вечером этого дня вместо ритуальной еврейской трапезы совершалась евхаристия.” Луи Дюшен. История древней церкви . Том 1. Глава 16 «Разность в тоне празднования определяется тем, что малоазийские христиане совершали в пасху «таинство страдания», а христиане всех других церквей – «таинство Воскресения Господня». ( Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви: Т. 2. – М., 1994. – С. 431). Это отрывок из работы Болотова, делающего несколько своих замечаний к проблематике, было бы неплохо посмотреть полностью 13 . Однако, остались и ученые, которые все-таки считали, что 14 нисана было в церквях Малой Азии воспоминанием о Тайной Вечери. Например, можно отметить, Ричардсона. Однако то, что мы пересказали, было спором 19 века. В веке 20, каких-то сомнений о том, что в Малоазиатских церквях вспоминали 14 нисана именно смерть как жертву Христа, практически совсем не осталось.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-avto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010