1958 г. – по благословению Патриарха Алексия I совершено юбилейное торжество в честь 800-летия основания Успенского собора. 5 октября Божественную литургию совершали архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим, епископ Дмитровский Пимен, епископ Афанасий (Сахаров) в сослужении множества местного духовенства и прибывших гостей. 1960 г. – в алтарной части собора были открыты новые фрески. 1974-1982 гг. – проведена последняя крупная реставрация. Позолочен резной иконостас XVIII в. вся фресковая живопись и иконы обновлены, расчищены и укреплены. Позолочены боковые купола. Кровля, как в древности, покрыта медным листом. Позолочены новые медные подзоры. 1994 г. – группа 9 человек волгоградских верхолазов под руководством Александра Кузнецова проводила реставрационные работы на колокольне Успенского собора (штукатурка и побелка колокольни и фасада Георгиевского придела). 2000 г. – установлен самый крупный трехтонный колокол, изготовлен в Борисоглебске Ярославской области. 2003 г. – этот колокол из-за плохого звучания заменен новым 3,5 тонным, поднят специалистами ВЭМЗ. Успенский собор (город Владимир, исторический облик) «Совершенства образец» — так называют Успенский собор (1158-1189) — одно из самых величественных белокаменных сооружений Древней Руси и величайшее творение древнерусского зодчества. Возведенный мастерами князя Андрея Боголюбского (1158-1160) и дополненный галереями и боковыми главами при князе Всеволоде III (1185-1189), собор на протяжении многих веков служил ориентиром в развитии отечественной архитектуры. В 1408 году интерьер храма был расписан выдающимися русскими живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Фрагменты выполненных ими фресок сохраняются поныне. Успенский собор — интереснейший памятник русской истории. Здесь располагался один из центров древнерусского книгописания, под сводами прославленного здания венчались на престол великие владимирские князья, среди которых были легендарные полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской. В соборе размещается крупнейший некрополь с захоронениями князей и епископов XII-XIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=00186

Великий Новгород. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажах. Церковь Благовещения на Мячине Карта и ближайшие объекты Церковь Благовещения на Мячине (построена в 1179 г.) бывшего Благовещенского Монастыря. Сооружена архиепископом Ильёй и его братом Гавриилом за 70 дней на месте деревянной постройки 1170 г. В 1189 г. расписана фресками. Перестраивалась в 14 веке и особенно в 1682-1684 г.г. В интерьере сохранились фрагменты живописи 12 века. Пострадала в ВОВ. Реставрирована в 1959-1961 г.г. по проекту архитектора Красноречьева Л.Е. Церковь Благовещенья у деревни Аркажи представляет наиболее древний образец небольших четырехстолпных новгородских храмов 12 века. Это одноглавый трёхапсидный храм. Современная восьмискатная кровля появилась при перестройке рухнувших перекрытий в XVI в. К XVII в. относятся появившиеся после растёски древних оконных проёмов резные наличники. В алтарной части храма сохранились уникальные фрагменты фресок 1189 г., характеризующиеся многоцветьем красок, отчётливо прорисованными линиями. От первоначальной постройки уцелела лишь нижняя часть, поэтому фрески сохранились лишь частично.Их художественнее особенности свидетельствуют о возникновении в конце 12 века новгородской школы монументальной живописи. В древности поблизости от церкви Благовещенья находились два монастыря - Благовещенский и Аркажский, остатки фундаментов были обнаружены в 1961 году при земляных работах. Некоторое время в Аркажах существовал скит соседнего Юрьева монастыря, но он не сохранился. Существует легенда, что при строительстве храма не хватило денег на его завершение. Владыка Илья молился Пресвятой Богородице, чтобы явила она новгородцам свою милость. Утром перед недостроенной церковью явился конь, к седлу которого были приторочены перемётные сумы, наполненные золотом и серебром. А денег хватило не только на строительство, но и на роспись храма, а также на покупку богослужебных книг, икон и других необходимых вещей. Уже в наши дни возле Благовещенской церкви произошло ещё одно чудо. Явилась неведомая старушка и указала на чудом появившиеся у алтаря храма могилы Юрьевского архимандрита Фотия и графини Анны Орловой. Оказалось, что при разорении монастыря останки их тайком были перезахоронены у расположенного неподалёку Благовещенского храма. Церковь внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

http://sobory.ru/article/?object=00357

1219 г.). В 1187 году 2-го мая родились у Великой княгини два сына: Борис и Глеб, которые оба умерли в младенчестве: Борис – в 1188 году, Глеб – 29-го сентября 1189 года 134 . В 1189 году родился Георгий, подобно старшему брату ставший утешением матери, – тот самый Великий князь, при котором совершилось нашествие татар, который сложил свою голову в битве с татарами на реке Сити, причтен Церковью к лику Святых и нетленно, с чудесно прильнувшей головой к телу, почивает во Владимирском кафедральном соборе 135 . 8-го февраля 1191 года, когда Великая княгиня со своим супругом была в городе Переславле-Залесском, у них родился сын Ярослав, во св. крещении Феодор, впоследствии Великий князь, первый собиратель земли русской после погрома монгольского, родитель св. Александра Невского. Далее летописи не упоминают о рождении чад у Великой княгини до октября 1194 года: но не в этот ли промежуток (1191–1194 гг.) родилась у Великой княгини дочь Елена, скончавшаяся 30-го декабря 1203 года и погребенная в новоустроенном тогда Великой княгиней монастыре во Владимире. 25-го октября 1194 года родился Владимир, во св. крещении Димитрий, бывший впоследствии князем в Москве, в Переяславле южном и в Стародубе на реке Клязьме, скончавшийся, приняв пострижение в схиму (6-го января 1227 года). 27-го марта 1196 года родился Святослав, во св. крещении Гавриил, строитель храма св. Великомученика Георгия в городе Юрьеве, существующего и доныне, княживший еще в детстве в Новгороде, а в юности и зрелом возрасте – в Юрьеве Польском, Переяславле южном и Суздале, временно занимавший недолго даже великокняжеский престол, участвовавший в битве с татарами на реке Сити (ум. 3-го февраля 1253 года). Таким образом, всех чад (известных по летописям) у Великой княгини было 12: восемь сыновей и четыре дочери. Из этих чад скончались в детстве два сына и, вероятно, две дочери 136 . Радостно текли дни в жизни Великой княгини Марии, находившей величайшее для себя наслаждение в благочестивом воспитании подрастающих чад своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАНГТОН [Англ. Langton] Стефан (ок. 1150, Лангтон-бай-Рагби, графство Линкольншир - 9.07.1228, Слиндон, ныне графство Зап. Суссекс), англ. церковный деятель, кард. (с 1206), архиеп. Кентерберийский (с 1207), католич. богослов, экзегет. О происхождении Л. и его жизни до возведения в достоинство кардинала сохранились немногочисленные сведения. Он был сыном небогатого рыцаря из графства Линкольншир Генриха Лангтона. Его брат (вероятно, старший) Вальтер († 1234) также был рыцарем и ок. 1211-1218 гг. участвовал в крестовых походах против альбигойцев . Младший брат Симон († 1248) избрал духовную карьеру и учился во Франции. Начальное образование Л., по-видимому, получил в школе при кафедральном соборе Линкольна. К кон. XII в. Линкольн стал одним из главных центров учености в Англии, но о предшествующем периоде истории школы там почти ничего не известно. Возможно, еще в Линкольне Л. познакомился с известными англ. церковными писателями Гиральдом Камбрийским (ок. 1146-1223) и Радульфом Чёрным († после 1199), а также с Гальфридом Плантагенетом, незаконным сыном англ. кор. Генриха II (1154-1189), впосл. архиепископом Йоркским (1189-1212), однако прямых доказательств этому нет ( Vincent N. Stephen Langton, Archbishop of Canterbury//Étienne Langton. 2010. P. 71-73). Считается, что ок. 1165-1170 гг. Л. отправился учиться в Париж. Достоверно неизвестно, кто были его наставники, но сочинения Л. обнаруживают значительное сходство с трудами Петра Кантора († 1197) и богословов, по определению М. Грабманна, т. н. библейско-моральной школы ( Grabmann M. Geschichte der scholastischen Methode. Freiburg i. Br., 1911. Bd. 2. S. 476-501). Существует предположение, что Л. мог учиться у Петра Коместора († ок. 1178). После завершения обучения Л. стал преподавать богословие в Париже (с кон. 70-х или нач. 80-х гг. XII в.) и в качестве пребенды получил одну из парижских церквей, хотя и неясно, какую именно ( Quinto. 1994. P. 33-35). К 1200 г. Л. либо благодаря знакомству с архиеп. Гальфридом Йоркским, либо по протекции папы Римского Иннокентия III (1198-1216), который тоже учился в Париже, стал каноником кафедрального собора в Йорке. Встречающееся в лит-ре утверждение, что Л. был ректором Сорбонны, ошибочно.

http://pravenc.ru/text/2463093.html

Зоил                                    541–551 + Аполлинарий (правосл.)                            551–568 Петр IV                               577–577 Дамиан                                577–604 Анастасий                           604–616 Андроник                            616–622 Вениамин                            622–662 Агафон                                662–677 Иоанн IV                             677–686 Исаак                                   686–689 Симон                                 689–703 Александр II                       703–726 Косма                                  726–727 Феодор                                727–738 Михаил I                             744–766 Мина                                   767–775 Иоанн V                              776–799 Марк                                    799–819 Иаков                                  819–837 Симон II                              837–837 Иосиф                                 837–850 Михаил II                            850–851 Косма II                              851–859 Шенуда I                             859–880 Михаил III                           880–907 Гавриил                               913–923 Косма III                             923–934 Макарий                              934–954 Феофаний                           954–958 Мина II                                964–976 Ефрем                                 976–981 Филофей                             981–1005 Захария                               1005–1032 Шенуда II                            1032–1047 Христодул                          1047–1077 Кирилл II                            1078–1092 Михаил IV                          1092–1102 Макарий                              1103–1123 Гавриил ибн Тарик             1131–1146 Михаил V (9 мес.)              1146–1146 Иоанн VI                             1146–1164 Марк III Бен Зора               1164–1189 Иоанн VII Бен Абугалев 1189–1216 Кирилл III Лаклаха             1235–1243 Афанасий III Калила          1251–1262

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Лишь с избранием в 1965 г. во главе Православной Церкви в Америке митрополита Иринея (Бекиша) наступила фаза более конструктивных переговоров в деле восстановления нормальных канонических взаимоотношений. С обеих сторон были начаты переговоры, имевшие успех. Еще в 1961 г. установилась неофициальная связь между представителями Русской Православной Церкви и Митрополичьим Округом в Америке во время заседания генеральной ассамблеи ВСЦ в Дели. Официальные же переговоры между двумя сторонами начались с первых дней 1969 г. Со стороны Московского Патриархата их вел митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), а делегацию Митрополичьего округа возглавлял епископ Филадельфийский и Пенсильванский Киприан. В течение 1969 г. состоялось две таких официальных встречи, проходивших в Женеве и Токио. В результате встреч в марте 1970 г. по постановлению Священного Синода между митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) и архиепископом Нью-Йоркским, митрополитом всей Америки и Канады Иринеем (Бекишем) было подписано соглашение о том, что отныне полностью восстанавливались канонические отношения между двумя Церквами. Помимо этого, митрополит Ириней вручил митрополиту Никодиму прошение на имя Патриарха Алексия I о том, чтобы Русская Православная Церковь даровала Православной Церкви в Америке автокефалию. Итогом всех переговоров послужило подписание 13 апреля 1970 г. Патриархом Алексием I Синодального Томоса о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Америке. Одновременно была предоставлена автономия Японской Православной Церкви. Кончина Патриарха Алексия I (17 апреля 1970 г.) отложила вручение Томоса до 18 мая 1970 г. Торжественное вручение Томоса совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен в зале заседаний Священного Синода. Томос был передан полномочному представителю делегации Православной Церкви в Америке епископу Аляскинскому Феодосию. В Томосе было объявлено, что Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке именуется отныне Автокефальной Православной Церковью в Америке и пользуется всеми полномочиями и привилегиями, присущими Автокефальной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никодим (Руснак Николай Степанович), еп. Аргентинский и Южно-Американский Родился 4 апреля 1921 года в селе Давидовцы Кицманского района Черновицкой области в семье крестьянина. В 1935 году окончил среднюю школу. В августе 1938 года поступил в число послушников Крещатинского монастыря во имя Св.Иоанна Богослова в Черновицкой области. 6 янв.1945 года пострижен в монашество с именем Никодима. 29 апреля того же года рукоположен во иеродиакона, а 23 февраля 1946 года – во иеромонаха. С января 1950 года – настоятель Св.Иоанна Богослова монастыря. 8сент.1955года поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1956году был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а с ноября того же года исполнял обязанности начальника Миссии в сане архимандрита. 10  августа 1961 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Среднеевропейский Иоанн и епископ Подольский Киприан. 11  мая 1963 года награжден церковным орденом св.кн.Владимира II степени. 21 апр.1964 г. – епископ Аргентинский и Южно-Американский. Труды: Речь при наречении его во епископа Костромского и Галичского. «ЖМП” 1961, 10, стр.7–9. Литература: «ЖМП” 1961, 9, стр.4, 6. -«- 1961, 10, стр.5–6, 7–9 (Фото и биогр.). 10, II, 23. -»- 1963, I, стр.20, 28. -«- 1963, 4, стр.20, 23. -»- 1963, 6, стр.10. -«- 1963, 7, стр.15, 17.· -»- 1963, 10, стр.18. -«- 1964, I, стр·12. -»- 1964, 6, стр.2. Васько А.Г. «Приезд епископа Никодима (Руснака) на Аргентинскую кафедру». ”ЖМП» 1964, 8, стр.14. Am 12 ./25.2.1968 wurde er zum Erzbischof erhoben (MP 1968, 3,3). Er nahm teil an der 3. Allchristlichen Friedenskonferenz in Prag sowie an der Vollversammlung des Weltrates der Kirchen in Uppsala (1968 ). Am 10.4.1970 Ernennung zum Exarchen des Moskauer Patriarchen für Zentral- und Südamerika (MP 1970,5,23). Doch wurde er dann bereits am 2.7.1970 von diesem Amt befreit und für drei Monate beurlaubt (MP 1970,8,4).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

272 Constance Tarasar and John Erickson, eds., Orthodox America: 1794–1976 (Syosset, N.Y.: Orthodox Church in America, 1975), pp. 183–185. 273 Serafim Surrency, The Quest for Orthodox Church Unity in America (New York: Saints Boris and Gleb Press, 1973), pp. 42–45. 275 «Letter from Archbishop Alexander to Metropolitan Platon, April 10, 1930.» Archives, Greek Orthodox Archdiocese. 278 Letter from Patriarch Alexis of Moscow to Patriarch Athenagoras of Constantinople, August 25,1965, One Church 20:1–3 (1966): 38; «Declaration of Metropolitan Nikodim at the Pan-Orthodox Conference in Geneva,» 9–15 June 1968, One Church 22:5 (1968): 22–23. 290 John Erickson, «Autocephaly in Orthodox Canonical Literature to the Thirteenth Century,» St. Vladimir " s Theological Quarterly 15:1/2 (1971): 28–41. 291 Alexander Schmemann, «A Meaningful Storm,» St. Vladimir " s Theological Quarterly 15:1/2 (1971): 3. 292 See Autocephaly: The Orthodox Church in America (Crestwood, N.Y.: St. Vladimir " s Seminary Press, 1971); Panagiotes Trembellis, The Autocephaly of the Metropolia in America (Brookline, Mass.: Holy Cross Press, 1973); Russian Autocephaly and Orthodoxy in America (New York: Orthodox Observer Press, 1972). 297 George Papaioannou, From Mars Hill to Manhattan (Minneapolis: Light and Life, 1976), pp. 230–238. 298 Archbishop Iakovos, «Address to the Archdiocesan Council, January 23, 1979,» Archives, Greek Orthodox Archdiocese. 299 Archbishop Iakovos, Toward the Decade 1970–1980 (New York: Greek Orthodox Archdiocese, 1970), p. 22. 300 Decisions of the 20th Biennial Clergy-Laity Congress (New York: Greek Orthodox Archdiocese, 1970), p. 55. 302 «Encyclical of Patriarch Athenagoras, September 12, 1970,» Archives, Greek Orthodox Archdiocese; Papaioannou, From Mars Hill to Manhattan, p. 253. 304 Spiro Vryonis, A Brief History of the Greek Orthodox Community of St. George in Memphis (Malibou, Tenn.: Undena, 1982), p. 119. 305 Charter of the Greek Orthodox Archdiocese, November 29,1977 (Brookline, Mass.: Holy Cross Orthodox Press, 1977), p. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

Лит.: Василий, архиеп. Archimandrite Kornily (Fristedt). Bulletin de la Paroisse orthodoxe de la Protection de la Sainte Vierge. Bruxelles, 1982. 14 Памяти архимандрита Корнилия Фристедта. ЖМП. 1984. 11. Коробков Николай (2.12.191, Минск 3.11.1970, Зальцбург, Австрия), митрофорный протоиерей. Окончил два класа Виленской Духовной семинарии и православное отделение богословского факультета Варшавского университета (1930), магистр богословия, клирик Польской Православной Церкви, диакон (21.9.1930), священник (27.9.1930), настоятель Лагигинской церкви Пинского уезда (7.9.193331.10.1936), настоятель Воловельской церкви Дрогичинского уезда (7.9.193331.10.1936), помощник настоятеля и ключарь Пинского каф. собора (31.10.19361944), состоял в клире Белорусской Автокефальной Православной Церкви (19411945), эмигрировал в Австрию и принят в клир РЗЦ, (1945), настоятель Св.-Михайловской церкви в Линце (19451946), настоятель церкви при Ридском лагере для перемещенных лиц в Верхней Австрии (19461948), помощник настоятеля Покровского каф. собора в Зальцбурге (19481967), член, а затем председатель епархиального совета Австрийской епархии (19481970), протоиерей (16.5.1947), настоятель каф. собора в Зальцбурге (19651970), благочинный приходов РЗЦ в Австрии (1965), администратор епархии РЗЦ в Австрии (20.9.19673.11.1970). Лит.: Бачманов М. Митр. прот. Н. Коробков. ПР. 1970. 22 Кривенко Г. Светлой памяти прот. Н. Коробкова. НРС. 9.12.1970. Коробов Вениамин (187621.7.1958, Горный Малиновец, Югославия), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Духовную семинарию и затем юридический факультет, работал по судебной части, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал в Югославию (1920), где и принял священнический сан, состоял в юрисдикции РЗЦ, законоучитель в одном из русских девичьих институтов в Сербии (до 1932), затем принят в клир Сербской Православной Церкви (1932), настоятель сербского прихода в с. Подпорань (19321946), уволен за штат по старости с возведением в сан протоиерея (1946).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископ Макарий (Свистун) в США и Канаде 1990 - 1992 Епископ Павел (Пономарев) в США и Канаде с 1992 Библиография к главе X «Православная Церковь в Америке» На русском языке Автокефалия Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Митрополии Америки. Нью-Йорк, 1970. Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883. Бенигсен Георгий, прот. На путях к автокефалии Американской Митрополии//«Вестник Русского Студенческого Христианского Движения» (ВРСХД).1970. Блаженнейший Ириней, Архиепископ Нью-Йоркский, Митрополит всея Америки и Канады//ЖМП. 1970. 8. Ведерников А. Грех против Матери-Церкви//ЖМП. 1950. 7. Граббе Георгий, протопресв. Правда о Русской Церкви на Родине и за рубежом. Джорданвилль, 1961. Деяния 6-го Всеамериканского Церковного Собора. Нью-Йорк, 1937. Евлогий (Смирнов), архим. Жизнь и апостольские труды митрополита Иннокентия (Вениаминова)//ЖМП. 1975. 3. Жизнь валаамского монаха Германа, американского миссионера. СПб., 1894. Жизнь и труды митрополита Леонтия. Нью-Йорк, 1969. Земляк. Архиепископ Адам. К 40-летию священства и 30-летию епископства. «One Church». 1952. Сент. — окт. Иванов А., aou,. МДА. Православие в Америке//ЖМП. 1955. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. Письма. (Собраны И. Барсуковым). Кн. I - III, СПб., 1897 - 1901. Иоанн, архиеп. Утверждение Поместной Церкви. Сан-Франциско, 1971. Иоанн, еп. Пути Американской Митрополии. Нью-Йорк, 1949. Казем-Бек А. К десятилетию одного судебного процесса//ЖМП. 1957. 6-7. К столетнему юбилею Православия в Америке 1794 —1894. СПб., 1894. Лебедев М., прот. Разруха в Русской Православной Церкви в Америке. Белград, 1929. Мефодий (Кухар), иером. Христианская жизнь по творениям святителя Иннокентия, митрополита Московского. МДА, 1983. (Кандидатское сочинение, машинопись). Митрополит Леонтий. Жизнь и труды (1876 —1965). Из истории Православной Церкви в Америке. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1969. Михаил, архиеп. Воронежский. Преподобный Герман Аляскинский, чудотворец//ЖМП. 1970. 11.

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010